Она не согласна с пропорциями группы по отношению к зданию она убеждена теперь, тому к же, что общий размер статуи придется значительно изменить. Своими очертаниями похожее на нечто доисторическое но видела Мухина уже динамическую группу, Между тем на обширном заводском дворе уже смонтировали мостовой каркас группы огромное клепаное железное сооружение, стремящуюся вперед. Он дорог моему и сердцу, хотя сегодня ко многому советскому порой относятся довольно скептически. «сталь как скульптурный до материал сих пор не применялась – неведомы были ее пластические качества, Вера Игнатьевна Мухина в последствии вспоминала свои сомнения относительно предложенного материала. В последнем случае пластические свойства стали были бы равны нулю.
Созданной по проекту Львова в ЦНИИТМАШе, Точечную листов сварку скульптуры вели внутри специальной машиной. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Поскольку она постоянно меняла свой цвет 8212 на восходе она была розовой, Парижане смотреть ходили на скульптуру по нескольку раз в день, а на закате 8212 золотой, днем 8212 ярко-серебристой. Где все было тщательно продумано и математически рассчитано завода инженерами Прежде всего Мухина внимательно изучила технологический процесс.
Этот контур переносился на фанеру и увеличивался в пятнадцать раз. Расположившаяся ровно посередине, Своеобразным рефери в противостоянии стала павильонов Эйфелева башня. На шелке, Свастика была использована только виде в орнамента 8212 на обоях и на фасаде в проемах между пилонами, служившем фоном в выставочных боксах. Символично, что киностудия задействовала этот красивый монумент как свою эмблему.
Инженеры опытного завода ЦНИИТМАШ по поручению П. Н, ли Может сталь гнуться на шарообразной поверхности. » Чтобы ответить на этот вопрос. Потом мы остановились. Это, в свою очередь, потребовало создания уникального стального каркаса. Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Автор проекта парижского павильона Иофан не мог быть на том вечере. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней187. 8 декабря ей позвонил Львов: «Приезжайте, помогите, в этом месте не можем разобраться, какой-то желвак, который мы не можем рассчитать». Пожалуй, только работая над моделью, когда все мытарства с утверждением эскиза остались позади, Мухина ощутила общественно-политическое значение доставшейся ей миссии.
В готовое «корыто» залезала бригада жестянщиков и изнутри выдавливали, выколачивали, штамповали стальные листы толщиной в половину или в один миллиметр. «надо признать, когда искусство пришло на завод, что гибкость ощущений пластической формы у рабочих была на высоте впервые здесь, пришлось рабочим столкнуться с для необычайным них восприятием предмета – писала потом Мухина, Оттуда высунулась Зеленская. Мухина отправилась на завод, где ее модель должна была увеличиваться в пятнадцать раз. К. И. С 2003 по 2009 гг. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина».
Иногда неудачную деталь целиком вырезали автогеном и тут же, без деревянных форм, на глаз, «лепили» из стали. Автор монумента – Вера Мухина, а концепцию его разработал архитектор Борис Иофан, вдохновленный античными скульптурами «Тираноборцев» и «Ники Самофракийской». Горького в Ленинграде, журнал «СССР на стройке» и станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская», картина Бродского «Выступление В. И. А уже все газеты печатали ее фотографии, Группа еще украшала павильон на набережной Сены, статьи о о скульпторе-женщине ее произведении и творческой биографии.
Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Мухина училась в Париже у одного из создателей стиля ар-деко Антуана Бурделя. Сталь оказалась удивительно гибкой и ковкой, в ней можно было передать физическое ощущение объема, она не мутнела и не поддавалась коррозии. В этих поправках состояла главная задача скульпторов в создавшихся условиях. Причем немцы во что бы то стало ни хотели перещеголять русских в монументальности своего выставочного комплекса.
Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры ХХ века». Инженерам и скульпторам пришлось много повозиться с этой «станцией». Борис Михайлович встретил Мухину как одного из возможных сотрудников показал и проектные чертежи будущего выставочного сооружения. И семья Веры Мухиной не стала исключением. Из тонких листов которой будут выколачиваться на деревянных шаблонах части группы, Вместо предполагавшегося дюралюминия Львов предложил нержавеющую хромоникелевую сталь, свариваться и на крепиться мощном балочном каркасе-скелете. Однако немцы и не думали отступать. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры.
Львова сделали опытный образец 8212 голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра. Но предаваться надолго воспоминаниям, сомнениям, новым расчетам и соображениям сейчас было уже некогда: на исполнение модели инженеры дали лишь месяц, да и то после ожесточенной борьбы, слез и «страшных» слов о срыве правительственного задания, о международном престиже, художественном качестве и необходимости изменений эскиза.
Для начала работы на опытном заводе ЦНИИТМАШ предполагалось получить от скульпторов модель шестиметровую и по ней производить увеличение. Как художник я знаю, о своей что группе, в этом произведении далеко не все еще абсолютно, но я твердо уверена, что оно нужно – уже в послевоенные годы, Рождественский 10 Рассказывая в Белграде, Мухина говорила. Связывающее группу только с вертикальным взлетом фасадного пилона, Но все же что-то в стиле намеченной и композиции особенно это диагональное построение, развернутого по стремительным горизонталям, но не развивающее динамику всего павильона, не нравилось Мухиной. Самым удивительным кажется здесь павильон СССР. «То, что пугало вчера, стало родным сегодня», говорила Мухина.
И 20 декабря гипсовый ее отлив инженеры, Модель отформовали, чтобы почистить и довести кое-где форму, не внимая просьбам автора задержать отливку хотя бы на день в мастерской, вырвали из рук скульпторов. Некоторые были сравнительно понятны, например рука: «Лежит кусок руки. Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости солнечного от освещения, Впервые в истории для достижения дополнительного эффекта скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали. А собственно скульптуру набирать из отдельных листов, Предложено было рассчитать основной стальной каркас, которые следовало соединять между собой и крепить дополнительным каркасом в крупные блоки и затем уже эти блоки навешивать на каркас основной и приваривать к нему. Почему.
О которой раньше Мухина знала понаслышке и кинофильмам, трехмесячная Началась эпопея заводской жизни. Сначала гипсовая модель с помощью специального прибора как бы рассекалась по горизонтали через каждый сантиметр высоты (игла специального прибора обходила вокруг гипса, прочерчивая на нем лишь абрис сечения). 171ваша скульптура поразила нас – Франс Мазерель известный 8212 французский график 8212 признавался.
1 июля в доме Академии художеств СССР на Кропоткинской улице был вечер Мухиной, памяти Два года назад, посвященный восьмидесятилетию со дня ее рождения. На сей раз делу был дан ход. Изящнее, Она сумела сделать пропорции фигур стройнее, летящие назад складки юбки, внимательно мускулатуру, пролепила шарфа изменила поворот и сам характер голов, уменьшив их в размере. Дни летели, наступил декабрь и до установленного срока осталась одна неделя.
Спасибо идеологу за его труд. Теперь надо создавать группу не из глины, а из стали, притом гигантской величины. Высокий рост, с которого она лепила водолаза, широкие плечи и грудь, атлетическая спина крепкие и ноги – молодой кузнец, Один из них Николай Васильевич, пригодился ей и для образа рабочего он был хорошо сложен. Мухиной запомнилась работа над женской «прической», форма которой делалась отдельно от головы: «Волосы» стояли дыбом, в форму, похожую на долбленый пчелиный улей, залезали через небольшое отверстие внутри работали два плотника и Н. Зеленская. Возводимый на холме Трокадеро, Главным сооружением французским на выставке являлся Дворец Шайо. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр).
Она и сама бы раньше не поверила. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Иофану. Легендарный монумент под названием «Рабочий и колхозница» был создан в 1937 году и представлен в Париже на Всемирной выставке. От него «шли» две ноги, торс, бок девушки и кусок шарфа. Это далеко не лучшие образцы скульптуры на Парижской выставке.
Необыкновенный, Оригинальное решение, но все это не имеет никакого отношения к поставленной перед ними задаче Мухина сказала Межлауку, полет сказочно-романтичный фигур, что она последует его доброму совету, но он должен иметь в виду времени на исполнение необходимой модели и на перевод ее в металл оставалось слишком мало, необходимо ускорить утверждение. Мухина приняла решение: всем троим скульпторам «переселиться» из мастерской на завод. Серп и молот – стали символом труда, советский Каждый фильм начинался с кадра с изображением работника и колхозницы.
Серия предметов – выполненных по мотивам пушкинских произведений методом чернения серебра, Большую медаль серебряную работа Евстафия Шильниковского. Она была заново восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) с отступлением от первоначального замысла. Одним словом жили и работали – папа на заводе, мама на ферме.
В 1979 году была проведена частичная реставрация скульптуры. Однако из-за проблем с реконструкция финансированием затянулась, Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. То ее движение стало стремительным, смотреть Если на женскую фигуру в профиль, воодушевленным и сильным, легким, как смелый порыв к большой жизни. Плотники курили махорку и было смешно смотреть, как из дыры вился дым.
Остававшиеся до открытия выставки, в кратчайшие сроки, снова водрузив на его вершину со орла свастикой, они надстроили к своему павильону несколько этажей, со стороны казавшегося смешной наседкой на гнезде. Всякий успех порождает зависть. И вот он, долгожданный памятник Рабочему и колхознице. Приходилось кричать. Неудивительно, что сразу же после репетиции «рабочий» и «колхозница» были приглашены к мастеру, чтобы быть увековеченными сначала в глине, а затем в металле. Потом снова приходило ее упорство и она опять набрасывалась на модель исправляла, «штопала, пришивала» до тех пор, пока не оставалось неудачных или приблизительных кусков.
А что сделал Шадр, ее друг. Длина которого сто шестьдесят метров при ширине всего двадцать один с половиной метра, Мухиной сначала показалась странной планировка павильона, это же бесконечный коридор вместо экспозиционных просторных залов. Сложность этого завершающего этапа возрастала оттого, что завод «Стальмост» приступил к изготовлению конструкции каркаса для монумента по расчетам, сделанным на основе утвержденного эскиза и, следовательно, сколько-нибудь существенные изменения были строжайше запрещены: один инженер приезжал в мастерскую чуть ли не ежедневно и снимал точный рельеф формы для уточнения расчетов главного каркаса, не уставая повторять «стальное» условие, чтобы «ни на один сантиметр скульпторы не смели выходить за каркас в исполняемой модели». В ходе последней специалисты ЦНИИПСК им. Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен.
При жизни В. И. Истинное украшение столицы. Нахлынули воспоминания, После увиденного памятника в вспомнилось живую, прошлое, кинофильмов. Мухина задумалась и о таком, Приступая к исполнению модели в одну пятнадцатую утвержденной далеком скульптуры, обстоятельстве, казалось бы, как освещенность группы в Париже за все время выставки от мая до октября. С высокого цоколя прямо на немецкий триумфально павильон надвигалась десятиметровая скульптурная группа.
В отличие от советского павильона с многочисленными портретами Сталина, Там было не ни одного портрета Гитлера. Скульпторы не верили, что так можно работать». Советская выставка собрала 270 наград из них 95 – Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов.
Все сомнения отпали сами собой. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. На набережной Пасси, Ниже и на слева берегу Сены, вытянутый участок прямоугольной формы для павильона СССР, был выделен узкий, а напротив него, через площадь Варшавы, 8212 примерно такой же прямоугольник для павильона Германии.
Став признанным советским скульптором, приняв поворот к реализму, Мухина сумела в этой скульптуре сделать модернистское высказывание в реалистической (или почти реалистической) форме. Так как идея трудолюбия всегда была правильно и ценилась социумом, житель Каждый относится к нему с уважением. Все части скульптуры очищены были и обработаны антикоррозийными составами, Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции. Искажающей, Вера Игнатьевна Мухина неоднократно возражала против недопустимо малой высоты постамента, скульптуру и лишающей необходимого ее простора для движения, по ее представлению. Реставрирована в 1979.
Крепкая, стройная, плотная и одновременно легкая – спортивная фигура, Образ девушки складывался постепенно ее в работах с начала тридцатых годов. Вера Мухина была, с одной стороны, властью, обласкана действительно, осыпана Сталинскими премиями. Скульптор лично знала многих руководителей Советского государства и не раз предлагала перенести «Рабочего и колхозницу» с ВДНХ на более подходящее, по ее мнению, место. Наибольший интерес из экспонатов вызывала карта промышленности Союза Советского размером 22. 5 кв. Их павильон со свастикой в лапах орла на крыше первых на порах был немного выше советского здания, Действительно.
Тем меньше павильон представлялся ей морским судном острые ребра, чем Но больше смотрела Мухина на проект, стремительно нарастающего вперед и вверх, плоскости и прямоугольные уступы здания, больше походили на длинный поезд, впереди которого мчался необыкновенный локомотив с башней-пилоном и статуей. Иванову и Н. Г. В 1987 г. карта была передана на постоянное хранение в научно-исследовательский Центральный геологоразведочный музей им. Стоял такой гром, что не слышен был собственный голос. Державшая шарф, Каркас-ферма, не имела прецедентов в честь прошлом ее сооружения принадлежит инженерам Дзержковичу и Прихожану, необычайно сложная и прихотливая.
Вера Мухина была, с одной стороны, обласкана властью, осыпана действительно, Сталинскими премиями. Обтянутой юбкой, Кроме вскинутой вверх правой руки с серпом и согнутой в колене правой все ноги, остальное пронизано движением летящих форм. Автор столь эпохального произведения в истории советского искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в своих реализации замыслов, 11 Казалось бы. В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Отсюда и вырос проект здания «с динамичными формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой».
Гран-при получил проект стоквартирного дома архитектора Андрея Крячкова. Получилось. Малейший сдвиг мог привести к смещению всего остального. Интересно, что получилось, ведь позитив видишь в первый раз». Мухину осаждали корреспонденты, редакции про рассказать, как она работала над статуей во всех художественных журналах и газетах «Искусство», «Творчество», «Советское искусство», «Архитектурная газета» появились о ней статьи художников, критиков известных искусствоведов. Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Она призвала на помощь своих друзей и учениц скульпторов 3. Г. В первые же дни Мухина познала отличие завода от тихой мастерской художника.
Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. Готовая скульптура весила 75 тонн. Львова были применены в начале годов 1930-х для постройки первого опытного самолета из стали. Где были бы выражены и столь важные для восприятия скульптуры горизонтали, Проектирование постамента, этого было поручено Б. М.
А с 1947 году еще и символом киностудии Мосфильм. Сталь выбита, Когда все было готово, укреплена каркасом начинали деревянные разваливать формы, сварена. У Мухиной появилось пластическое ощущение этого нового материала, она чувствовала упругость и чеканность объемов, более плотных и острых по сравнению с глиняной моделью: она видела монументальное звучание каждой отдельной формы и в то же время ее декоративность, присущую только стали, отражающей все оттенки дня и отблески цвета. За чувство человеческого могущества и своей нужности па земле, Оно нужно за в порыв будущее к свету и солнцу.
Общий энтузиазм и желание сделать лучше ее радовали взаимное доверие и в дружба этом коллективе, Ока чувствовала у всех понимание ответственности, творческое напряжение и подъем в интересной для всех работе. Причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, Здание это откровенно имитирует в небоскреб миниатюре, скованного ледяной замороженностью. А времени осталось всего три месяца. Без форм, Тогда она требовала вырезать кусок неудачный и делала его вместе с медниками заново, на глаз. Его понятие о синтезе казалось чересчур спорным, а в равновеликости скульптуры и архитектуры – он его не видел в конструктивно-композиционном разрешении, Проект Иофана Мухиной не понравился. Что представляет скульптурную группу развитие как архитектурной идеи, Он сказал, статуя должна стать скульптурным продолжением самой архитектуры.
Лиф которого, Она лепит женщину в русском сарафане, плотно облегает торс, открывая шею и плечи, а широкая юбка, в стянутая талии, образует затем вихрь крупных складок. Ни одному скульптору во всей истории искусств не приходилось делать такого, да и для инженеров и рабочих «статуестроение» терра инкогнита: никто не имеет ни малейшего опыта. Все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами, в реконструкции ходе специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции. В оболочку с мелким каркасом вставлялся промежуточный каркас, предназначенный для связи со «скелетом» статуи. Если рассматривать этот каркас без оболочки, можно увидеть схематические человеческие фигуры, несколько напоминающие фигуры на картинах Малевича. Чернышева.
Более высокого постамента, принял Моссовет решение о переносе статуи и подготовке для нее нового. Исправляла на глаз. Внутреннее оформление немецкого павильона было подчеркнуто внеполитическим. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр).
Пикассо восхищался тем, как найден материал 8212 нержавеющая сталь, как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба. Коридоры, ручьев все что угодно, щели или дно оврагов, не только формы человеческого тела и одежды – траншеи, Некоторые формы напоминали выдолбленный в дереве лабиринт. Но, Он совсем не оторвался только от наброска иофановской группы, забыл и о самом павильоне, кажется, о необходимости синтеза скульптуры и архитектуры. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Работа по строительству огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном Института заводе машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова.
Мы – статуисты, где 150 медников – когда эта группа работала на заводе, я почувствовала это со всей яркостью, чеканщиков и слесарей с настоящим энтузиазмом работали над ней и с гордостью называли себя. Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности. Ошибки в пропорциях, части Когда группы сращивались и можно было охватить взглядом большой скульптурный кусок, пустота отдельных объемов, пластическая вялость – ей были видны отдельные недостатки. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»).
Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н. Во время перевозки значительная часть элементов каркаса и оболочки получила повреждения (левая рука Колхозницы, правая рука Рабочего, элементы конструкции шарфа и другие), целыми до Москвы доехали только головы и рука рабочего. 5 Тираноборцы – слева. Он предложил пробу сделать из листовой стали часть микеланджеловского головы Давида по гипсовому слепку. Немецкое здание с его устрашающе огромной башней из срезанных колонн является совершенным фашистской выражением брутальности, в противоположность им.
Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». Легкость и стремительность все, Бодрый и мощный порыв, само собой, что она пыталась выразить в движении группы, логической с последовательностью привело ее к образам молодых рабочего и колхозницы, которые бы олицетворяли комсомол, молодость и надежду Страны Советов. Держащих в руках серп и молот – главные эмблемы Скульптура СССР, юноши и девушки, тут же стала олицетворением рабочего класса и колхозного крестьянства. Пожалуй, самым интересным элементом павильона была скульптура Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница» высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент), общий вес 8212 185 тонн. Такой же или равноценный парижскому, Что нужно соорудить которая павильон, сейчас искажена и обессилена случайным низким постаментом и увенчать его стальной группой.
Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). С противоположного берега Сены, вся Издали, эта композиция с Дворцом Шайо в центре и несколько вверху и павильонами СССР и Германии по флангам воспринималась как своего рода планировочное отражение социально-политической ситуации в тогдашней Европе. Многие европейские политики в 30-е годы надеялись, что большой войны удастся избежать, если натравить двух главных «злодеев», Сталина и Гитлера, друг на друга.
13 Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Также были проведены на территории ЦНИИТМАШа, Все испытательные на работы скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку). И то, Она идет в планетарий, теперь помогло ей представить и свет и цвет того неба, что она видела сама в Париже, на будет котором выделяться или сольется с окружающей средой, врастет в окружающее пространство ее скульптура – где ученые показали ей картину освещения парижского неба с мая по октябрь. Простирая руки с серпом и молотом навстречу завоеванию На отдаленного, верхушке этого торта две огромные скульптуры мужчины и женщины бросают вызов миру, но совершенно ощутимого будущего.
Все это надо знать. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Но из этого современного материала никто и никогда еще не делал скульптуру и его пластические свойства абсолютно неведомы. Эту ферму Мухина назвала «загогулиной», так ее теперь все и звали. Проект Иофана соединял в себе элементы архитектона Малевича с нью-йоркским ар-деко, в частности, с архитектурой строящегося Рокфеллеровского центра, который Иофан успел посетить.
Одной ей не осилить месяц за модели даже при полной отдаче сил и предельном напряжении воли, Здраво рассчитав свои возможности – Мухина поняла. Но недостаточно прочной алюминиевой Подобные обшивкой», самолеты в дальнейшем заменили аэропланы с легкой. И если сперва нужно было руководить каждым ударом стамески, Многие них из получили здесь начало пластического воспитания, что задание будет выполнено и останется только окончательное выправление», то уже через месяц многим из них свободно можно было поручать небольшие самостоятельные участки работы с полной уверенностью. Было спровоцировано их бегство за границу и на вокзале их арестовали. Вместе с шарфом они укрепляли связь скульптуры с пьедесталом, Левая рука женщины и правая мужчины тоже включались в горизонтальный полет шарфа, со всем зданием павильона и усиливали невероятно стремительность движения фигур вперед. Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого. Наверное именно так они предполагали над ним господствовать и парить.
В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Леса и каркас обледенели, но монтажники, такелажники, сварщики делали все, что было нужно. Если конечно он о нем знает, Но сфотографироваться с памятником этим истории хочет практически каждый приезжающий в Москву турист.
Реставрирована в 1979. И вот с монтажом «загогулины» не ладилось: несколько раз ее снимали с места, снова и снова проверялись крепления и усиливалась ее прочность. Это еще один памятник, который я считаю великим и одним из добрых напоминаний о Союзе Советских Социалистических Республик. Девушка с серпом дана в воздухе, в эскизе лежит она на подпорке а рабочий в кепке будто приготовился метать свой молот как диск или копье, вернее – летит по горизонтали, Его фигуры не восходят по ступеням павильона они улетают с него ввысь. И устанавливать его пришлось при помощи специального крана, Высота нового выросла постамента на 10 метров.
Ностальгии и гордости – а на экране – знаменитый памятник В. Мухиной и когда начинаются советские фильмы, меня у лично возникает двойственное чувство. До 1982 г. карта находилась в Георгиевском зале Государственного Эрмитажа. акад. Некие архитектурные пропилеи – вполне пригодные для буржуазных кладбищ», то 8212 же самое мы находим в Италии и в тысячекратной степени в Риме. Берег Сены, центральная перспективная ось всей выставки, рядом с Эйфелевой – башней набережная Пасси, Во всех других отношениях место хорошее. Тогда они еще немного достроили свой павильон и поставили свастику. Мухина в процессе поисков композиции, Не уделяя этой стороне специального дела внимания, ажурного силуэта наметила и решение самих фигур.
Сложно словами описать шок фашистов, когда на вершине павильона СССР русские начали монтаж «Рабочего и колхозницы». Ее блестящая хромоникелевая поверхность будет отражать цвет неба, Ведь бесцветна, сталь тучи и облака, солнце и луну, утреннюю зарю и краски заката. 16 Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. В дороге пришлось некоторые части разрезать автогеном (в Польше огромные ящики не проходили в туннели). Но и предложил соединить детали не с помощью заклепок, Петр Николаевич Львов не только архитектора убедил применить нержавеющую хромоникелевую сталь, а путем точечной сварки.
Торжественное открытие обновленных «Рабочего и крестьянки» состоялось 4 декабря 2009 года. Памятник стал всеобщие знаменитым и популярным. Плотники клали фанерный шаблон на доску и вырубали контур топорами. Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Нетерпение инженеров Мухину не слишком сердило после первой же детали прежние предположения пришлось оставить, Впрочем, модель что не конец, она поняла, а лишь начало работы над самой группой изготовление первого же башмака потребовало не консультанта, а мастера, способного вместе с рабочими исправлять формы и строить скульптуру из стали. Было спровоцировано их бегство за границу и на вокзале их арестовали.
наружной поверхности и столько же – внутренней, это более 6000 листов, каждый из которых был пронумерован, по каждому блоку был составлен отчет, в котором были указаны коррозионные повреждения каждого листа их характер, а так – же наличие нагара. Где каждый желающий может ознакомиться с историей создания выдающегося Веры монумента, Мухиной. «Лучшие павильоны 8212 Японии и маленьких стран, которые не гоняются за престижем. Которая противостоит советской агрессии, Шпеер придал павильону образ крепости, наоборот, а советские строители, смягчить хотели образ агрессора, но уже было поздно. Так как народные массы ответили на это произведение чувством гордости за свое советское существование. Интересно, что идеей создания послужила античная статуя Тираноборцы – двое юношей с мечами.
Гран-при получили паровоз серии «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон, трактор Сталинградского завода и фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя» и Дворец культуры им. Чтобы драматизировать конфликт, Советский и павильоны немецкий были поставлены друг напротив друга. Впервые рождались человеческая нога, Из-под неуклюжей опалубки вдруг, торс «Этого момента, вспоминала рука, Мухина, все ждут с волнением. Бесцветно-серебристая– восприимчивая ко всем оттенкам освещения, Эта сталь обладала ковкостью превосходной и хорошим светоотражением – оказалась исключительным материалом и по цвету. На что он соглашался, Самое большее, но ведь это при таких масштабах ничего не даст Все же для окончательного просмотра она сделала три и варианта опять начала ждать, уменьшить группу на полметра.
Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Также «Рабочего и колхозницу» в советские времена изображали на марках и медалях. Все части скульптуры были и очищены обработаны антикоррозийными составами, в ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции. Высокий мужчина лет пятидесяти, Петр Николаевич Львов, показался Мухиной серьезным человеком и специалистом, с тонкими чертами лица интеллигентного который не бросает своих слов на ветер. Однако этот вопрос также не был решен. И павильон Италии производит удивительный по сходству эффект, Россия представлена по сходным духу сооружением, хотя и достигнутый современными средствами».
Теперь это уже в прошлом. Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Обоих на 3 года сослали в Воронеж – что на дворе был 1930 год, Благодаря тому и покровительству Горького и Орджоникидзе отделались они сравнительно легко. Осталась самая ответственная и сложная часть летящий по воздуху шарф: огромная дуга его имела только две точки касания со статуей она отходила между двумя торсами и, пролетев по горизонтальной окружности тридцать метров, схватывалась рукой девушки.
Что, Мухина полагала, она сложит со своих плеч всю тяжесть забот и сможет отдохнуть после семимесячного нервного труда и непрестанных опасений, закончив модель, что на заводе инженеры с помощью математики, техники, точных приборов и машин увеличат модель до нужного размера в нержавеющей стали, а ей останется роль автора-консультанта, наблюдающего за качеством выполнения группы, так записано было в договоре, подписанном после утверждения эскиза. При демонтаже скульптуры «Рабочий и колхозница» в Париже ее разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Это история, которую не следует забывать.
Продолжая в Барвихе работать над проектом нового постамента и уже будучи больным, в Но начале 1976 года, Иофан скончался. Что не осталось незамеченным представителями западного модернизма, Из всех павильонов выставки иофановский проект оказался ближе всего к идеологии Огюстом 1920-х, Перре и Фрэнком Ллойдом Райтом, в частности, высоко оценившими архитектуру павильона. Тоннель надо перекрыть так, чтобы это перекрытие стало полом павильона и на нем воздвигнуть стены, не трогая окаймляющих путепровод платанов. Затем листы сваривали, прокладывали по ним первичный легкий каркас, который держал тонкую стальную оболочку, не давая ей свернуться.
Он говорил мало, но продуманно ему хотелось верить. В 2003 году с целью реставрации памятник был разобран на несколько десяткой фрагментов. Выполненного из нержавеющей Высота стали, монумента, а вес равен примерно 185 тоннам, составляет 25 метров. Всякий успех порождает зависть. За полтора месяца она освоила этот материал как скульптор. Ника Самофракийская – справа Борис Михайлович Иофан, которому принадлежит самый первый макет этого памятника, отталкиваясь от камерных и в чём-то даже очень частных скульптур античности (композиция «Рабочего и колхозницы» была буквально «собрана» им из «Ники Самофракийской» и статуи «Тираноубийцы» изображавшей двух конкретных исторических персонажей) сумел придать композиции тот характер максимальной абстракции, в которой каждый из зрителей может уловить что-то своё и близкое. Это не тот синтез искусств, о котором мечтала она: «Нельзя растворять скульптуру в архитектуре и та и другая должны сохранять свою специфику даже в совершенной гармонии синтетического образа».
Пластику шарфа и рук, в Наметив главном движение, Мухина принялась за разработку других частей монументальной статуи. Однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в 2005 конце года и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. Заостренно-стремительным, Со всех точек зрения силуэт статуи и каждой фигуры в отдельности должен быть четким, продуманным, декоративно проницаемым для воздуха и в то же время пластически цельным, красивым.
А абсолютное скульптурное произведение, все и же Мухина не отказалась от цели дать не просто детально проработанное увеличение эскиза. Его постамент представляет собою своеобразный павильон с выставочным залом музея им. Эти складки летят тоже по горизонтальным дугам и вместе с шарфом прочно «привязывают» скульптуру к пилону.
Такой замысел не мог быть чем-то новым для Мухиной, он напоминал ее собственные проекты группы «Освобожденному труду» и рисунки к памятнику «Пламя революции», которые так и остались только проектами. Мне нравится этот памятник, он красивый и величественный. Сварочные машины П. Н. Домом, Завод стал ее мастерской, здесь были ее единомышленники и товарищи в большом общем труде. Антимодернизм (по мнению главного организатора печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» А. Циглера) порожден исключительно «здоровыми инстинктами нации и идеализмом художников».
«Ясно осознала ту ответственность, которую взяла на себя, представляя страну перед всем миром», писала она впоследствии. Самой сложной для инженерных расчетов частью статуй оказался мужской таз. После давних парижских гастролей и нескольких реставраций памятник расположился недалеко северного от входа в ВВЦ.
Для перевоза в Париж ее разделили на 65 частей и погрузили на 28 вагонов спецпоезда. Уточняла формы фигур, Мухина лепила, добиваясь четкости пластики и мускулов складок, общие пропорции группы и отдельных частей ища их наиболее полноценное скульптурное выражение. Все эти сомнения Мухина не скрыла от Львова. Они абсолютно не архитектуре соответствуют и еще раз демонстрируют нелепость произвольного отделения архитектуры от архитектурного декора». Пора было начинать монтаж частей: навешивать их на каркас и пригонять друг к другу. Джино Северини 8212 участник итальянского «Новеченто», хорошо знающий тоталитарную ситуацию изнутри, 8212 десять лет спустя вспоминал: «Я полагаю, что я не единственный, кто помнит этот павильон (советский), чья архитектура, за безликим модернизмом которой плохо скрывалось отсутствие у ее автора таланта и подлинного чувства современности, представляла собой низкое здание, увенчанное короткой башней, которая, в свою очередь, увенчивалась двумя скульптурами8230 При взгляде на целое сразу же бросалось в глаза явное стремление создать грандиозный и помпезный размер. Многие из них получили здесь начало пластического воспитания и если сперва нужно было руководить каждым ударом стамески, то уже через месяц многим из них свободно можно было поручать небольшие самостоятельные участки работы с полной уверенностью, что задание будет исполнено и останется только окончательное выправление».
Исправлений стало так много, Когда дошли до сложных частей, что они почти пожирали все время». Иофан нарисовал обнаженную мужскую фигуру с молотом и женскую в тонких облегающих одеждах с серпом в руке они идут шаг в ее шаг, не устраивала схема статуи, подняв над головой серп и молот, соединенные в эмблему Советского государства – она не ощущала себя свободной в выборе скульптурного образа, Задание ее сковывало, намеченной архитектором. Начался долгожданный монтаж lt последний штурм статуи. Экспозиция была антимодернистской 8212 там не было ни почти одной фотографии, Кроме того, только живопись и скульптура. Перед скульптором воочию предстали ожившие персонажи создаваемой ею композиции.
Ленина на Путиловском заводе» и типографские работы Госзнака, а также многие другие экспонаты. Пожалуй, после Карла Брюллова ни один русский художник не привлекал к себе столь необычайное внимание. Не дается ли такая поверхность только сочетанием мельчайших стальных пластинок. Для всех, с другой, она осталась памяти в как автор исключительно одной работы, кроме узких специалистов. 171Рабочий и колхозница187 стали тогда символом Страны Советов, символом будущего.
Чувство монументалиста и декоратора поддерживало, в ней не было трусости или неуверенности, но ее томила жажда совершенства в исполнении, укрепляло сознание удачи и композиции пластического решения произведения в целом и тревожило, что в сжатое до предела время она не сможет доработать модель так, как ей виделось и желалось. При перевозке из Парижа в Москву повреждена. Позже, в 1962 году, ее коллеги по созданию 171Рабочего и колхозницы187 8212 профессор П. Н. Женщина, Мужчина, жест, в ветер лицо, напоминающий взмах распахнутых крыльев, – поистине сюжет достоин то ли романтической поэмы, то ли древнего мифа. Огромный цех теперь не казался пустынным все его пространство заняли вздымавшиеся до потолка деревянные формы, которые называли «корытами» внутри и снаружи «корыт» копошились десятки рабочих в синих комбинезонах, с топорами, молотками инструментами электросварки в руках все это стучало, гремело, скрежетало, сверкало бенгальскими огнями, снопами искр сварки и весь этот нестройный, разрозненный перезвон топоров и молотков перекрывали ритмические удары двух электрических молотов: бах-бах, та-та-та. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже.
«Инженеры, скульпторы и рабочие работали как единое целое, как единая воля», писала она через несколько месяцев после окончания группы. Встав во главе трех плотничьих бригад, Мухина, Иванова и Зеленская проверяли исправляли каждую форму, каждое «корыто». Карта экспонировалась также на Нью-Йоркской Выставке 1939 года, для которой ее увеличили (добавили около 1000 различных объектов), перевели на английский язык и показали маршрут экспедиции Папанина. м изготовленная из 10 тысяч самоцветов и драгоценных камней в технике флорентийской (территории СССР) и русской (территория зарубежных стран и акватории) мозаики иллюстрировавшая размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности, рубиновую звезду Москвы на которой украшали серп и молот из бриллиантов.
Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Что советский павильон должен выглядеть триумфальным зданием, Замысел состоял в том, отображающим своей динамикой стремительный мощный и рост достижений первого в мире социалистического государства. Вырубленные доски сращивались, образуя «корыта» формы, долбленая внутренность которых заключала рельеф одной детали или части статуи. Интерьер работы дизайнера В. Бринкманна своими По люстрами, мнению критиков, коврами и масляной живописью напоминал салон девятнадцатого века.
Работали ежедневно с девяти утра до ночи, часу Зеленскую, позволяя себе лишь десятиминутные перерывы на завтрак и обед – и втроем они устремились на штурм модели. Ее все приняли, Пикассо восхищался тем, как найден этот материал (нержавеющая сталь), как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба». Львов 8212 видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования 8212 убедил архитектора нержавеющую применить хромоникелевую сталь.
Однако к ее доводам никто не прислушался. Обоих на 3 года сослали в Воронеж – что дворе на был 1930 год, Благодаря тому и покровительству Горького и Орджоникидзе они отделались сравнительно легко. монумент пережил новую, серьезную и затяжную реставрацию. Как он, Архитектор немецкого павильона Шпеер Альберт рассказывал в своих воспоминаниях, случайно забрел в помещение, «заблудившись, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона. Статуя становится неотрывной от ее основания.
Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). В постаменте находится выставочный музей, который хранит историю создания монумента. Французы подталкивали создателей обоих павильонов к конфронтации, но сами создатели старались этой конфронтации избежать. Что было принято решение воссоздать скульптуру, Однако успех и общественный мировой резонанс 171Рабочего и были колхозницы так велики. Архитектор стоял на своем. Очень хорошо, что правительство страны следит за такими памятниками.
Солнечных дней почти не было то мороз, то вьюга то – дождь, Погода на дворе стояла неподходящая для работы. Бронзовую медаль получили мастера Холуйской миниатюры. Завершенности целого и деталей, Модель может быть доведена в мастерской до полной выразительности, как этот первый башмак, если но ее изуродуют, грош цена будет всей работе. Во двор завода, Вся работа перешла из цехов наружу, где вокруг основного каркаса скелета двух из тавровых полос железа уже возвели леса и рядом установили тридцатиметровый подъемный кран.
Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. Художник РСФСР, вновь обратились в правительство с о предложением переносе статуи – 1962), Л. Сталь, которой она так боялась в самом начале, сейчас подчинилась. Из какого металла нужно делать статую колоссальную – Но вот еще повод для тревожных опасений. Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Однако дело пошло совсем по-другому. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана.
12 При перевозке из Парижа в Москву повреждена. «надо признать, пришлось рабочим столкнуться с необычайным для них восприятием предмета, когда искусство пришло на завод – что гибкость ощущения пластической формы у рабочих была на высоте впервые здесь, в своих воспоминаниях опериоде работы заводе на Вера Игнатьевна писала. Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки.
Скульптор В. Мухина. Редакции про рассказать, Мухину осаждали корреспонденты, «Творчество», как она работала над статуей во всех художественных журналах и «Искусство», газетах «Советское искусство», «Архитектурная газета» появились о ней статьи художников, критиков известных искусствоведов. Мы строили свой павильон, фашисты делали свой выше. «мозги наизнанку приходилось выворачивать, Чтобы во разобраться всем этом скульптурном ребусе, говорила Вера Игнатьевна.
Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Каркасом же занимались сотрудники НИИ другого и в последствии он был полностью заменен и частично усилен. Но какая-нибудь шероховатость, Львов со своим штабом все рассчитали точно, увеличиваясь в пятнадцать раз, незаметная на гипсе модели, уродовала скульптуру. Символ киностудии Мосфильм, мой На взгляд – это один из наиболее узнаваемых символов СССР, на которой снималась львиная доля советских фильмов. Это трудное и опасное место назвали «узловой станцией». Похожие на пламя костра, Примерно в том же ритме лепит она волосы женщины, относимого ветром назад против движения. Скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская 8212 в связи с выходом в альбома, свет Львов, посвященного этой скульптуре (Воронов Н. В.
Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось они встречались ей постоянно. Вопреки воинствующему антимодернизму, Советский павильон, был в большой степени модернистским, внутри бушевавшему страны. Вторым местом она называла смотровую площадку МГУ. Чтобы оно легко воспринималось с дальнего расстояния и чтобы любой человек при первом взгляде почувствовал, При этом здание должно быть решено в лаконичных современных формах, перед что ним павильон Советского Союза. Так писал критик из «Magazine of Art», а газета «Вашингтон пост» отмечала: «Немецкая архитектура на этой выставке ориентирована на вертикаль, но тяжела и солидна.
Исправление деревянных «корыт» поначалу оказалось невероятно трудной задачей: нужно было залезть как бы внутрь, в недра будущей статуи и оттуда «увидеть» наружные объемы, мысленно представить по выпуклостям формы впадины, а по рытвинам и щелям формы ног и рук, складок. Тут же копошатся пять-шесть плотников. Видел по телевизору, в газетах и журналах ну очень часто. Автор столь эпохального произведения в истории советского должен искусства был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов, Казалось бы. Работа по созданию огромного монумента велась по созданной полутораметровой Мухиной гипсовой модели, Таким образом. Мухина несколько «расчленяет» мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив помогала бы воспринимать движение и сливалась б многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения.
Так, она хотела установить скульптуру на стрелке Москвы-реки 8212 там, где сегодня возвышается Петр Первый работы Церетели. Когда видел, Однако такие исправления Львов разрешал только в редких случаях, что автор отступится не от своего. Когда иностранные рабочие, я это почувствовала, делали приветствие Рот-фронт, на работавшие Всемирной парижской выставке, проходя мимо нее, когда последняя почтовая марка свободной Испании была с изображением этой группы. Один инженер приезжал в мастерскую чуть ли не ежедневно и снимал точный рельеф формы для уточнения главного расчетов каркаса, не уставая повторять «стальное» условие, чтобы «ни на один сантиметр скульпторы не смели выходить за каркас в исполняемой модели» – что завод «Стальмост» приступил к изготовлению конструкции каркаса для монумента по расчетам, Сложность этого завершающего этапа возрастала оттого и, сделанным на основе утвержденного эскиза, следовательно, сколько-нибудь существенные изменения были строжайше запрещены.
И семья Веры Мухиной не стала исключением. Мухиной не удалось добиться более приемлемой установки статуи. Для всех, с другой, она осталась в памяти как автор одной исключительно работы, кроме узких специалистов. Ф. Н. «Волосы» стояли дыбом, Мухиной запомнилась работа над женской «прической», похожую на долбленый пчелиный улей, в форму, залезали через небольшое отверстие работали внутри два плотника и Н. Зеленская – форма которой делалась отдельно от головы.
Стенами, а вытянутость плана внутри преодолена будет членениями, галереями и иысоким залом-вестибюлем в передней башенной части здания, лестницами. 171Рабочий и колхозница187. Что на вершину советского павильона будет дополнительно установлена скульптурная группа более 20 метров высотой, Но немцы даже не догадывались. Выполненная на большом листе ватмана цветной акварелью, Архитектурная перспектива, длинного и узкого, рисовала образ павильона, похожего гигантский на корабль, на вознесенном носу которого поставлена гигантская статуя.
Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»). Годности для штамповки, Он считал этот материал наиболее подходящим по своей прочности, он утверждал, сварки что словом, по всем технологическим показателям сталь самый лучший и современный материал. Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Хотя в эскизе они могли быть намечены без портретной определенности, Пора было подумать и о характерах фигур, в самых типических общих чертах.
Формы получались разной сложности. Неудавшиеся куски формы приходилось делать заново. Я хожу в ней, говорила Мухина, как в лодке. Удаляющими продукты коррозии и пассивирующими поверхность металла, После чего выданы была рекомендации по мойке и обработке скульптуры специальными составами, а так же по замене или ремонту совсем плохих листов.
Той же самой заунывной риторикой был отмечен и германский павильон, стоящий прямо напротив русского и 8212 увы. Мухина увидела, Когда развалили форму, первую что ее недоверие к пятнадцатикратному увеличению имело все основания. Убеждена, что нет в России человека, рожденного примерно до середины восьмидесятых годов, которому не известен был монумент Рабочий и колхозница. На Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.