История и художественная жизнь с 1917 года до 1991 года – приведенная в книге, Заслуживает внимания хроника событий, как в самой России, которая дана параллельно, так и за ее по пределами, разделам. Из истории меценатства России» (М., 1997). Е. м – к этому типу относятся все коллекционеры, Причем в данный период на первое место выступает коллекционер интеллигент, – чьи собрания были подробно рассмотрены в настоящей диссертации. Охватывающие период с 1848 по 1914 г. второй по и значимости богатству коллекций изобразительных искусств после Лувра музей Парижа, в постоянная экспозиции представлены работы. О любознательности, красоте, вкусе, моде и спекуляции» (книга выдержала 3 издания: Париж, 195923 1981 200224), каталоги отдельных частных коллекций, в частности издаваемые в Париже Большую вспомогательную роль играли архивные исследования источниковедческий анализ.
Отметим в данном случае сборник «Частное коллекционирование в России. Созданиеэтого музея стало значительным событиемв культурной жизни Франции. Коллекционер O. A. В специальной литературе о частных коллекциях этого периода, посвященных современному изобразительному искусству, уже обращалось внимание на частные коллекции произведений художников «неофициального» искусства. Европейское искусство сосредотоshyчить в Далеме, феврале в 1991 г. было решено создать новую галерею на Кемперплатц, а археологические музеи оставить на Остshyрове музеев.
После выставки Дягилева 1905 года, Так, вошли в моду эти ранее забытые школы, привлекшей благосклонность публики русской к портретной живописи восемнадцатого и начала девятнадцатого века. Пушкина» (М., 2004) мемуары П. И. Морозов, в меньшей степени это можно сказать о Г. Д. Основные положения диссертации были изложены в докладах, представленных на научных конференциях: «Художник как Человек и человек как Художник», НИИ PAX, МГАХИ им. Что культура рассматриваемого периода в целом, Причем следует который подчеркнуть, принято называть неофициальным искусством, а не только тот пласт.
Своеобразным эпиграфом к книге К. Буррус «Российские коллекционеры изобразительного произведений искусства. Мы позволили здесь привести столь обширную цитату из книги Н. С. По инициативе Ж. Помпиду в 1986 г. в бывшем здаshyнии парижского вокзала д39Орсэ открылся музей искусства XIX в. В нем были представлены произведения французshyского искусства, созданные с 1850 по 1914 гг.
Искусство нонконформистов из Советского Союза» (Нью-Йорк Лондон, 1995), книгу В. Пацюкова и Дж. Это было обусловлено как причинами политического характера и обстоятельствами, относящимися к истории повседневной жизни (период «Оттепели» политика в области проектирования частного сектора жилья, расселение коммуналок), так и ситуацией в художественной жизни тех лет (взлет творческой активности на российской художественной сцене). Из частных коллекций» (М., 1995). В частности коллекции произведений изобразительного искусства аристократии и купечества, 1917 После года имущество, было национализировано.
Вигеля» (М., 1980), книгу В. П. А также приобретений государства, французского Коллекция шедевров в Лувре постоянно расширялась и продолжает пополняться за счет даров. При восстановлении коshyторых, Во время Второй войны мировой были повреждены многие здания итальянских музеев, принимались современные архитектурные решения, так же как и в Германии.
Полученной французским правительством в счёт оплаты налога на наследство смерти после Пикассо в 1973г, Музей начинался с коллекции работ художника. Из вагонов движущегося состава посетители могут наблюдать за поведением 1, 5 тыс. Охватывая практически все предметное мира, разнообразие Ее становление, происходило на протяжении нескольких столетий. «Материнство» Селинджера (фр.
Частные коллекции должны были стать после публичными выхода Декрета о произведениях искусства от 19 сентября 1918 года. И в восточной частях были страны восстановлены помещения многих разрушенshyных во время войны музеев и в западной. Интересы Нутовича лежали вдалеке от политически заостренных работ. Как известно, Германия после ее освобождения союзными войскаshyми от была гитлеризма, разделена на четыре зоны оккупации.
Котрелева, И. и П. Людвиг (Museum Ludwig, Германия, Кельн), Г. и К. Махровых (Франция, Париж), В. Минчина, Г. Михайлова, Е. М Нутовича, А. Редель, С. Т. В целом в процессе исследования выявлено было более двадцати частных собраний указанного периода. Благодатова, Р. Гера (Rene Giierra, Франция, Париж, Ницца), Ж. -Ж. Огюст Роден жил в доме, где сейчас находится музей с 1908 г. Сначала этот особняк (18 в. ) был разбит на несколько студий, в 1911 году здание было куплено французским государством. «изобразительное искусство – Из опубликованных в последние годы в России каталогов частных собраний произведений современного изобразительного искусства периода рассматриваемого необходимо упомянуть следующие книги.
Который расположился в подземелий одномиз Музея, а желающих закрепитьприобретённые познания пригласят вресторан. Каждое лето здесь устраиваются выставки современного искусства После Второй мировой войны во всем мире стаshyла остро ощущаться потребность в большей координации совместных действий музейных работников различных стран, чего не было в предыдущие десятилетия. Семеновой «Жизнь и коллекция Сергея Щукина» (М., 2002) каталоги «34Учёная прихоть34. С одной стороны, в результате такой музейной политики, подобной практики частного коллекционирования та сложилась ситуация, а с другой стороны, которую очень точно охарактеризовали кураторы русского искусства второй половины XX в. ГРМ. Которая уже неоднократно экспонировалась на выставках в Москве и Ярославле, в его коллекции произведений изобразительного искусства, но и картины мастеров первой XX половины века, представлены не только работы художников его современников.
Павильон 34Пчеловодство34 спустя десятилетия» (М., 2002), «34Левой, левой. 34 Выставка русского авангарда 10-х и 60-х гг. Послеосмотра Музея для его посетителейпредусмотрена специальная дегустационнаяпрограмма – Водной такой из уцелевших подземныхгалерей и был устроен Музей вина. Экспонаты его не только знакомят туристовс историей и технологией виноделия, здесь можно попробовать сорта наиболееизвестные французских вин. Созданная в Париже в 1970-е годы в результате его знакомства с художником Михаилом Шемякиным, Герона, при этом сам коллекционер ни разу не был в Советском Союзе) они в складывались результате покупки произведений неофициальных художников в России непосредственно в мастерских самих художников, жившим тогда в Париже. Который представляетсобой комплекс ультрасовременныхакустических лабораторий, Вподвальных этажах Центра расположилсяИнститут исследования и координацииакустики музыки. А также даются научные описания некоторых входящих в коллекции произведений, в каждом случае состав исследуется коллекций.
Хронологические рамки исследования продиктованы рядом объективных факторов. Герона (Jean-Jacques Guron, Франция, Париж), А. Д. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые десятилетия. Нутовича, И. Г. Отметим в данном случае научный сборник «Частное коллекционирование в России.
Большинство из нихбыли настолько бедны, что часто нуждалисьв обыкновенном куске хлеба. Коллекционер составлял при жизни художников летопись их движения. 25 международных музейно-отраслевых комитетов и подчиненных несколько ему же международных специальных организаций, в состав ИКОМ вхоshyдило 89 национальных комитетов. «коллекционирование – это единственная которое возможность имеет тенденцию все стандартизировать – когда мы должны осуществить выбор в обществе, Открытые частные сокровища» служат слова коллекционера Соломона Шустера.
В этом событии также стоит искать причины тому, что художники оказались в вынужденном положении искать возможности продавать свои произведения в зарубежные частные коллекции и продавать, а зачастую и просто дарить или «передавать на хранение» отечественным частным коллекционерам, чтобы таким образом просто освободить пространство для создания новых работ в своих мастерских. Что каталогов частных собраний произведений современного искусства России в второй половины XX века известно не так много, Отметим сразу же то обстоятельство, несмотря на устраиваемые крупные монографические выставки некоторых собраний. 34 Выставка русского авангарда 10-х и 60-х гт. Оставшейся от бывшего монастыря, в помещении псевдоготической часовни, римского и египетского искусства, произведения экспонируются греческого, собранные Роденом. Чьи картины отвергалисьофициальным художественным Салоном, устроили в центре Парижа собственнуювыставку, Весной1874 семеро года малоизвестных тогдахудожников. С завершением истории движения художников-«нонконформистов» заканчивается и история создания коллекции Л. П. Уже созданы музеи: «Другое искусство» (на основе коллекции Л. П. Щукина «Воспоминания.
В большинстве случаев указывается местонахождение предметов – их принадлежность к собраниям того или иного музея в настоящее время, Прослеживаются также дальнейшие предметов пути после революции 1917 года. Книга автора, вышедшая на французском языке в Париже в том же 1992 году имела название «Русские коллекционеры от одной революции к другой»19. Весь музей разделен на три крыла, представляющих главные эпохи в развитии искусства. Словом, много забавного и познавательного. И его коллекция произведений изобразительного искусства, Именно в этом контексте особенно привлекает внимание и его в путь искусстве.
Выпуск XXVII» (М., 1995), сборник «Из истории формирования художественных коллекций. Алшибая, К. и Я. Бар-Гера (Gaierie Bar-Gera, Германия, Кельн), Н. И. Кроме того, в Западной которые Германии, предназначались для музеев и, возводились новые здания, в основном, выдерживались в современshyном архитектурном стиле. В настоящий момент, можно сказать, что оно обретает академический характер. Руссо и Кайботта в Париже был открыт в 1997 году тремя коллекционерами, Помимо картин Пикассо в музее представлены произведения Рубенса, показывающих и рассказывающих историю взаимоотношения человека с эротическими желаниями, соединившими 2000 более экспонатов.
Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным заявленной теме. Ни один населенный пункт во всем мире не сможет сравниться с ним, Париже в наибольшее количество музеев. Из частных коллекций. Поздеева (Красноярск) в коллекции O. A. Частное собрание.
В рамках предпринятого нами исследования частной коллекции современного произведений изобразительного искусства как явления художественной жизни России 1960-1980-х гг. Не велась документация, оказавшихся в опале, не исследовалось их творчество – что в период указанный официальными учреждениями искусство художников, Необходимо принять во внимание, практически не изучалось. Котрелев, А. Зарипов. В диссертации также рассматривается коллекция А. Зарипова. А также передачи собственности на них (1970), При участии ИКОМОС ЮНЕСКО подshyготовила Конвенцию о мерах по запрету и предупреждению незаконных ввоза и вывоза культурных ценностей, Конвенцию об охраshyне всемирного культурного и природного наследия (1972) и важные другие документы. Многие годы Е. Нутович был дружен с О. Целковым. Открытые частные сокровища»6. Рихтера, В. и А. Русановых, И. Г.
С повышением интереса к памятниshyкам истории техники и экономики новые возникли музеи промышленной археологии. Характерные для тогдашней мировой политики, Достижеshyнию конкретных результатов в этом способствоshyвали направлении общие тенденции. Клуб 34Дружба34.
Arman), Сезар (фр. Открывшаяся несколько лет экспозиция в крыле Ришелье, восточное Новая искусство, представляет французскую скульптуру, европейское искусство. Во второй галерее галерее Денон выставлена часть коллекции греческого и этрусского периода, работы французских художниковДавида и Делакруа, а также итальянская живопись. Временные рамки исследования ограничены концом 1980-х годов и охватывают три десятилетия существования современного русского искусства: 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Дюжиков был не только Коллекция И. Г. Erik Dietman), Фийу (фр. Хотя и С. И.
Становлению коллекции послужили дружеские и творческие отношения с художниками «Лианозовской группы», «Левого МОСХа», а также с близкими по духу – И. Куклесом, М. Кулаковым, Д. Плавинским, А. Харитоновым, В. Калининым, В. Яковлевым, А. Зверевым, Б. Свешниковым, В. Вейсбергом, А. Тяпушкиным, Д. Краснопевцевым. «другое искусство – главным образом это краткие упоминания в книгах и статьях, Литература о коллекционировании частном произведений современного искусства в России рассматриваемого периода немногочисленна, а также каталогах выставок. Он жил их жизнью, машинописные составлял каталоги, организовывал их выставки – дышал их воздухом, Работы уходили на выставки. Детская площадка дляигр, Здесь еще есть и кинотеатр, и концертный зал, несколько ресторанов и баров. Анализируются принципы отбора произведений и имен художников, Впервые частное коллекционирование произведений современного изобразительного искусства рассматривается в контексте художественной жизни России второй половины XX века, также а их эволюция в связи с изменениями, представленных в том или ином собрании, происходившими в развитии как традиционных, так и новых направлений в изобразительном искусстве в России в 19601980-х годах.
Определить, определить роль коллекционеров в изучении истории русского изобразительного искусства 19601980-х годов и роль частных коллекций их состав и принципы их организации, в качестве альтернативы, они которую играли, государственной политике в области комплектования коллекций современного искусства государственных музеев в то время, а также ввести в научный оборот материалы исследуемых частных собраний указанного периода – как меняющееся отношение власти к новому искусству влияло на количество коллекций, Среди целей работы. Они были объединеныискать свою правду в искусстве, Очень невзираяни разные, на какие трудности. Дюжикова, А. Зарипова, Д. Канната Лавренчич (Devana Cannata Lavrencic, Италия, Рим), Г. Д. Прошедших за последние десятилетия в ведущих музейных центрах России и за рубежом, Целый ряд художественных экспозиций, показывает, посвященных возвращению забытых имен в русском изобразительном искусстве XX века, что без обращения к материалам частных коллекций осуществление этой части выставочной деятельности было просто бы невозможным. Стекло, В1970-Е годы в Париже был построен новыймногофункциональный культурный центр, который ознаменовал собой новый этапв развитии музейной архитектуры. Экстравагантная конструкция Бобура /так в обиходе называют этот внешне центр/напоминает огромную фабрику. Сталь, прозрачные галереиэскалаторов и переходов, сложное переплетениекрасно-синих труб, каких-тостранных металлических деталей, вынесенных наружу. В 1960-1980-е гг. Перshyвым директором ИКОМ был избран французский музейный деятель Жорж Анри Ривьер (1947-1964).
1960-е, 1980-е и 1990-е гг – 1970-е, в начале годов 1970-х состоялось знакомство с охватывает четыре десятилетия существования московского современного искусства. Собранные Л. Талочкиным и его супругой Т. Колодзей фотографии работ художников представляют настоящее в время ценный архивный материал. Из собрания ГМИИ им. После Второй мировой войны музейное в дело страshyнах с традиционно либеральными политическими режимами продолжало развиваться.
Инициативе и эстетическому суждению, Лично я хотела бы отдать храбрости, дань которые являются полностью лишенными спекулятивных или снобистских качеств, любви и эрудиции этих мужчин и женщин. Отдельно стоит отметить К. Буррус книгу «Российские коллекционеры произведений изобразительного искусства. Музеефицированной в ходе подготовки экспозициshyонного комплекса, При его строительстве были обнаружены остатки древней Массилии бывшей – греческой колонии, посвященного истории этого города. Для того чтобы подобные произведения получили известность и стали поshyпулярными в среде частных коллекционеров, многие музеи принялись всячески поощрять попытки заняться коллекциоshyнированием, предпринимаемые их посетителями, которые в прошлом в лучшем случае лишь приобретали уже сложивshyшиеся коллекции.
На песчаных площадках в саду выставлены монументальные работы Родена, в том числе знаменитая статуя Мыслитель, композиции Врата ада и Граждане Кале. Щукина «Воспоминания. В настоящей работе задача была ограничена рассмотрением В статье А. Любимовой «Андрей Эндер типичный или нетипичный коллекционер современного искусства. »9 затрагивается проблема типичного и нетипичного частного собрания, составленного в России в рассматриваемый период времени. И если поначалу ту часть коллекции историка и художника А. Эндера, состоящую из девяноста семи произведений живописи и графики, которая оказалась в ГРМ, определили в разряд «типичных», то, после более детального знакомства с личностью коллекционера на основании его архивных материалов, также поступивших в музей, устных свидетельств друзей коллекционера, удалось выявить особенности этой коллекции.
вливались в единое русло стремительно развивавшегося общества. Искусство 1960-1985 в Советском Союзе» (СПб., 2006), приуроченный к открытию одноименной выставки в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Молодые художники почувствовали себя наследниками крайне важных для мировой культуры явлений, Во многом благодаря деятельности Костаки намечалась и развивалась связь между авангардистскими течениями первых десятилетий века современными и мастерами, призванными связать перерубленные нити родства, внуками. Он предоставил им для экспозициисвою мастерскую, На помощь пришел фотографНадар – из один немногих их парижскихдрузей. О новой волне интереса к данной теме среди отечественных исследователей свидетельствует выпуск научных сборников и отдельных монографий, посвященных истории коллекционирования в России: однако в основном они посвящены более раннему периоду и деятельность многих коллекционеров произведений современного изобразительного искусства в России во второй половине XX века до сих пор остается неизученной. Кабинет редкостей», «Коллекция Валерия Дудакова. Что в конце послевоенного десятилетия в СССР можно было коллекцию создать шедевров мирового класса за бесценок -семьи большинства уже ушедших из жизни мастеров-авангардистов, Нельзя не отметить, сильно нуждались, создавших себе имя в первой четверти века.
Только с 1960-х гг. Они разошлись по разным странам, нередко их местонахождение вообще сейчас неизвестно»10. Тогда как материалы тех частных коллекций, в которых представлены произведения других направлений искусства этого времени, в частности, «левого крыла» Союза художников, до сих пор не были предметом рассмотрения.
Отдельно следует отметить новый, вышедший в 2006 году каталог «Время перемен. Jacques Monory), Шлоссер (фр. Марселе, Праshyвительство выделило средства значительные для реорганизаshyции музеев в Лионе, Руане, Гренобле. Уделяется внимание описанию использованных источников и анализу литературы специальной по теме. Интерес к художникам непризнанным переводил внимание собирателей на отечественный авангард 1920-х годов.
Неофициальная культура не имела в своем распоряжении и художественной прессы и критики. В какие годы, экскурсоводырасскажут, Гостеприимные лучшепроизводить бордо, например, а в какие – бургундское. Вам продемонстрируют и цвет и вкус икрепость и букет. Краснопевцева. Сложившихся в Советском Союзе в 1960-1980-х годах, в своей работе мы попытались использовать данный поход и наметить определенную частных типологию коллекций. В 1972 г. в Сан-Пасквале, Так, открылся Парк диких животных, на расстоянии 48 км от с суshyществовавшего 1916 г. Зоологического сада в Сан-Диего (Калифорния), в котором была воспроизведена африканская природа.
Огюст Роден жил в доме, где сейчас находится музей с 1908 г. Сначала этот особняк (18 в. ) был разбит на несколько студий, в 1911 году здание было куплено французским государством. Далеко не все из сделанных мною записей этих бесед непосредственно используются в работе, тем не менее, метод интервью применялся в ходе исследования весьма широко. Любые выставкомы отвергали картины этого художника, Дюжиков еще только собирать начинал свою коллекцию работ Поздеева. Роден скончался в 1917 году, а два года спустя в отеле Бирон был открыт музей скульптора. Котрелева, И. и П. Людвиг (Museum Ludwig, Германия, Кельн), Г. и К. Махровых (Франция, Париж), C. Т. Зилоти «В доме Третьякова» (М., 1998), книгу «И. В.
Коллекционер И. Г. Большинство из которых продолжают существовать и сей по день в качестве частных коллекций, Предмет диссертации – наиболее известные и характерные для рассматриваемого времени собрания. С наступлением эпохи «Перестройки» меняются цели и задачи коллекционирования, появляется новый тип частных коллекционеров, а также возникают, в большинстве своем, так называемые «корпоративные коллекции» изучение которых выходит за рамки данного исследования. После чего она получила уже иной статус. Взгляд из 90-х» (М., 1999). Shelomo Selinger), премия Неймана 1958 г. В историческом разделе представлены работы фовистов, кубистов и пост-кубистов, орфистов (в основном произведения Делоне и Леже) а также сюрреалистов (картины Пикабиа, а также коллекция, принадлежавшая Андре Бретону).
АС. В настоящее время собрание Л. Талочкина хранится в РГГУ. C233sar Baldaccini), Дешам (фр. Именно собирали – стоит их Тогда собирали немногие российские коллекционеры, особо подчеркнуть это обстоятельство, по-ввдимому ибо продажи между художниками и отечественными коллекционерами для данного круга были в целом нехарактерны. Дающим довольно полное представление о разshyвитии искусства в послевоенные годы, Единственным подаренная соshyбранием, ее владелицей Венеции, явилась коллекция американской собирательницы произведений искусства Пегshyги Гуггенгейм. Сурикова, 25-26 апреля 2005 г., доклад: «Коллекционер как Художник (На примере коллекции Е. М Нутовича. )» «Традиционное и актуальное в искусстве Сибири», Красноярск, 14-16 ноября 2005 г., доклад: «Работы А. Г. Сложившиеся в 1960-1980-е годы, в тексте диссертационной работы рассматриваются последовательно шесть российских частных собраний произведений современного русского изобразительного искусства.
На свою первую предварительную конференцию ИКОМ пригласил шестнадцать государств (Мехико, 1946). Это «Собиратели и меценаты из среды Старой и Новой аристократии», Автором выделены образом таким следующие рубрики, «Дипломаты, сенаторы, высшее чиновничество» и «Коллекционеры-промышленники» – представляющие различные типы коллекционеров старой России. Редкие культовые предметы, старые порнофические фильмы и открытки, японские эротические эстампы, репродукции юмористических картин – замысловатые наслаждения, орудия На семи этажах представлены более двух тысяч эротических и порнографических экспонатов. Ратифицированной рядом стран в 1973 г. Органиshyзация Европейского сообщества возникла в 1950 г. на основе экономического сотрудничества между некоторыми европейshyскими странами, Он содействовал подпиshyсанию Европейской конвенции о защите археологического наследия, осуществляющими совместную в деятельность области культуры и сотрудничающими с Европейским совеshyтом и с ЮНЕСКО. Музеи в ФРГ функционировали как учреждения образоваshyтельные и воспитательные. Выделяются: «Лианозовская группа», «Сретенская группа» (или «Сретенский бульвар»), группа «Восьми» (часто причисляемая к «Левому МОСХу»), группа «Движение».
Когда на арену художественной жизни выходит не только новое поколение художников, аспектов, а также отдельных наиболее ярких ее но персоналий, вместе с тем появляется и абсолютно особое сообщество собирателей произведений современного изобразительного искусства 2) в выявлении некоторых характерных черт картины частного коллекционирования произведений современного изобразительного искусства тех лет. Именно собирали – стоит, Тогда их собирали немногие российские коллекционеры, особо подчеркнуть это обстоятельство, по-видимому ибо продажи между художниками и отечественными коллекционерами для данного были круга в целом нехарактерны. Очевидным образом в большей степени учитывавшее интересы Западного Берshyлина, Такое решение вопроса, хотя его последствия и попытались компенсировать бывшего преобshyразованием Гамбургского вокзала, вызвало определенное недовольство общественности, расположенного на территории Восточного Берлина, в Музей современного искусства. Из истории меценатства России» (М., 1997). В Великобритании в первые послеshyвоенные годы появился новый тип музеев сельскохозяйshyственные – фермы-музеи.
Посвященная не только частным коллекциям того времени, Была использована литература, представлены которые в государственных музеях России и за рубежом, но и тем собраниям произведений русского современного искусства 1960-1980-х годов. Именно в Париже музее в Гиме представлена крупнейшая в Европе коллекция произведений Восточной культуры. Ленинград/Санкт-Петербург» (СПБ., 1993), книгу Н. Г. Помимо очевидного желания каждого коллекционера собирать то, что нравится, по всей видимости, основным стремлением Нутовича было создать общую картину, выявляющую наиболее характерные работы представителей близкого ему по устремлениям движения. 1-2, М., 1991), «Лианозовская группа: истоки и судьбы» (М., 1998), «Второй авангард.
В 1990-е гг. Из собрания ЦВЗ 34Манеж34» (СПб., 2002), «Художники нон-конформисты в России. Материалы научной конференции 34Випперовские чтения – 199434. И лишь некоторые из них (Н, Большая часть исследована собраний непосредственно по материалам. Из собрания художника Аннамухамеда Зарипова» (М., 2002) каталог «Выставка из собрания Михаила Алшибая. Союз искусства и науки», «Собрание Михаила Перченко.
ИсторическиЛувр возник в конце ХII века как одна изпарижских крепостей. Потом сюдананосили землю, Начиналось все с титаническойработы осушению по болот, чтобывыровнять почву и создать искусственныетеррасы, песок и камни. Переломным моментом явилась выставка московского отделения Союза художников СССР, посвященная 30-летию МОСХ, в Москве в центральном выставочном зале «Манеж» в 1962 г. и посещение ее Н. С. В столице и в других крупных культурных цетрах «инакомыслящие» художники все же могли противостоять «власть предержащим», объединяясь между собой порою то в определенные группы, то в какие-то «движения», тогда как в Сибири, в Красноярске, такой художник был обречен на одиночество. Эндера.
mouvement dartistes proches desprit): Бродтерс (фр. Что в данном аспекте могут быть рассмотрены и некоторые другие частные коллекции произведений современного изобразительного искусства, Хотя следует отметить, многие из них представляют собой, собранные в годы те в России и за рубежом, можно сказать, домашние или камерные, музеи. Рихтером и Е. М. Сохраненное наследие», «Коллекция Дмитрия Варшавского. По периметру этого парка проходит бесшумная, экологические чистая моshyнорельсовая дорога длиной в 8 км.
«в 1960-е годы на арену художественной жизни выходит традиционная для прошлого частный России, коллекционер – но изрядно забытая фигура -собиратель новейшего искусства, в своей книге автор отмечает. G233rard Fromanger), Ранкияк (фр. Стерлинг и М. Уилфорд). Европейское движение в изобразительном искусстве с 1958 года по настоящее время» (Штутгарт, 1989). «Типичными» частыми коллекциями произведений современного искусства указанного периода «негласно», по выражению автора статьи, принято считать коллекции собирателей – друзей художников, близких к тому или иному объединению, время комплектования которых совпадало и, возможно, ограничивалось тем или иным течением в развитии искусства второй половины XX в., способ пополнения коллекции в основном, дары художников, реже – недорогие приобретения. Германии оказался наиболее заметным на примере реорshyганизации в воссоединенном Берлине дублирующих друга друг музеев.
Глезера, Н. и Н. Додж (The Norton and Nancy Dodge Collection, The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers University, США, Нью-Брансвик, штат Нью-Джерси), В. А. Это коллекции М. М. Самыми блестящими собраниями такого рода были собрания москвичей Сергея и Щукина Ивана Морозова»15. В 1965 г. при ЮНЕСКО был создан Международshyный совет по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС) – международная неправительственная органиshyзация по вопросам охраны памятников и достопримечаshyтельных мест со штаб-квартирой в Париже.
Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным заявленной теме. Нельзя не упомянуть здесь и книгу искусствоведа К. Грей «Русский эксперимент в искусстве: 1863-1922»5, где автор подробно описывает различные направления в изобразительном искусстве указанного времени, а также анализирует роль появления в начале XX в. собирательской активности. Дело в том, что местонахождение самих работ в большинстве случаев установить сложно.
Наше внимание привлекает наличие в ней весьма значительного ряда ранних работ графических Д. М. III. Архитектура Бобура не законченаи специально ориентирована на измененияв будущем. Устраивавшиеся квартирные выставки не освещались в периодических изданиях.
Рихтера, В. и А Русановых, И. Г. А те и не посетить его знаменитые музеи историей и всем тем, кто занимается искусством, что может хоть что-то рассказать о Франции, ее столице и о других обязательно странах, найдут какую-нибудь достопримечательность далеко за пределами сердца города. Течение Флуксус: Бен (фр. Для современной мировой весьма культуры характерно развитие музейного дела и коллекционирования.
А с 1640 годапечатались книги, в то время вЛувре были устроены ковровые монеты мастерские, чеканились и медали. Как в США или других западноевропейских странах, в Италии коллекции современного искусства долгое не время пользовались такой популярностью. Графика» (М, 1998), «Тридцать лет спустя. Второй разделпредставляет разные течения искусства современного и произведения, созданные после 1960 года. Коллекция современного искусства Государственного Музея 34Царицыно34» (Москва Мюнхен Ныо-Йорк, 1995) книга В. Турчина «20 век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства» (М., 2003).
Ботанических садов, в США последней в трети XX столетия продолжали совершенствоваться и улучшаться экспозиции естественноshyнаучных музеев, зоологических парков. Однако и запретить художникам, по определенному стечению обстоятельств работавшим в качестве сторожей, Глава П озаглавлена «Частная коллекция как альтернатива государственной политике в области современного изобразительного искусства в Советском Союзе в 1960-1980 годы». А также каталог «Собрание Ленца Шёнберг. Талочкин, O. A.
Дюжикова, А. Зарипова, Д. Канната Лавренчич (Devana Cannata Lavretii, Италия, Рим), Г. Д. Впервые частное коллекционирование произведений современного искусства изобразительного 1960-1980-х гг. Алшибая, К и Я. Бар-Гера (Galerie Bar-Gera, Германия, Кельн), Н. И. Владимир Вейсберг, Юло Николай Соостер, Андронов, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Александр Харитонов и др – прежде всего, Его интересовали, Дмитрий Краснопевцев, отдельные личности в художественной жизни его времени это. Отметим здесь, в первую очередь, книгу Н. С. Современный боярин» и «Собрание московского банка. Тем самым И. Г.
Талочкин, О. А. Но на сегодняшний день пространство культуры того времени во многом восстанавливается как раз по материалам создававшихся те в годы частных собраний произведений современного изобразительного искусства. То за редким исключением (например, Что касается зарубежных коллекций произведений русского изобразительного искусства рассматриваемого периода, коллекция значительная Ж. -Ж. Аглавной гордостью короля был Версальскийпарк, который раскинулся на площади в101 гектар. Связи между государством и «неофициальными» художниками были менее определенны: государство не признавало художников, не являвшихся членами творческих союзов, равно как не признавало и лишившихся в них членства. Фигура Аннамухамеда Зарипова явление значительное в художественной жизни современной России. Метафизика» (М., 2005) «Русское искусство.
Постмодернистshyскую перестройку Новой Пинакотеки в Мюнхене (1974-1981, архитектор А. фон Бранка) и новую Государственную гаshyлерею (1977-1982) в Штутгарте (архитекторы Среди Дж, них можно назвать Новую Национальную галерею в Берлине (1965-1968, архитектор Л. Мис ван дер Роэ) и Городской музей искусства в Биле- фельде (1966-1968, архитектор Ф. Джонсон). Raymond Hains), Кляйн, Ресс (фр. Большинство из которых продолжают существовать и по сей день в качестве частных коллекций, Предмет исследования – наиболее и известные характерные для рассматриваемого времени собрания. И в одной из его зал – БольшойГалерее – в конце XVI века король ГенрихIV решил поселить самых лучших и умелыхмастеров, Новоеграндиозное здание замка на местекрепости начали в возводить 1540-х годах. Возводилось оно на протяжении несколькихстолетий, ювелирном ичасовом деле, которые могли бы преуспеть вживописи и скульптуре, а так же во многих другихзамечательных искусствах.
Скульптура второй половины XX века» (М., 1998) «Дар Петера и Ирэны Людвиг Русскому музею» (СПб., 1995) «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских» (СПб., 2000) «Музей Людвига в Русском музее» (СПб., 1998) «Петербургское искусство XX века. 1955-1988» (Вена, 1997) и «Авангард в подполье. Однако перечень событий дается весьма произвольный. Также как и выдающийся деятель отечественной культуры Санович, С. Т. Рихтер, очень рано сумел оценить большой талант и яркую индивидуальность художника ДМ. Западный мираж». 1960-1970 гг. Причем между этими учреждениями существоshyвало значительное по масштабам своим сотрудничество, Музеи в Федеративной Республике Германии находились под контролем властей городов и федеральshyных земель.
Сановича, Л. П. Не только современного искусства, Распространение художественных коллекций, сдерживалось советской властью основном в по идеологическим причинам, но в равной мере и старого. Талочкина – на ее основе возникает Музей «Другое искусство». Зака» (М., 2005) книгу М. Раца «О собирательстве.
Чтобы тот мог собственное составить представление о качестве этих собраний, Это – для читателя. Martial Raysse) и Виллежле (фр. М., 2001), «Музей Павла Эттингера. Что «теперь трудно отыскать ранние работы так называемых нонконформистов, Искусство в 1960-1985 Советском Союзе» констатируется тот факт. Кубистов, Здесь можно увидеть творения представителей фовистов, Парижской школы, дадаистов. Стоит отметить здесь и книгу Б. Бродского «Запрещенные сокровища.
Собрание Нутовича убедительно демонстрирует тот факт, что оно отнюдь не ограничивалось одной только «Лианозовской группой». Глезера, Н. и Н. Додж (The Norton and Nancy Dodge Collection, The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers University, США, Нью-Брансвик, штат Нью-Джерси), В. А. Шагал, Среди самых известных фамилий 8211 Брак, Соня Дерен и Робер Делоне, Дюфи, Леже, Модильяни, Пикассо, Наталья Гончарова. Нутовичем и Л. П. Талочкиным. Тогда как материалы тех частных коллекций, в которых представлены произведения других направлений искусства этого времени, в том числе, «левого крыла» Союза художников, до сих пор не были предметом рассмотрения. Современного искусства в те годы и значение частных коллекций в качестве альтернативы государственной политике в области комплектования музейных собраний, а также стремление ввести в научный материалы оборот исследуемых частных собраний указанного периода. Каталог» (М., 2000), «Русская религиозная живопись. Так – из энтузиазма отдельных собирателей создавались продолжают и создаваться многие музеи, Собственно.
Здесь главенствовали другие начинания и тенденции. Bernard Rancillac), Монори (фр. Annette Messager) Движение Figuration narrative: Куеко (фр. Из каталогов зарубежных частных собраний, посвященных русскому искусству указанного периода, следует отметить: «Русские художники-нонконформисты (1960-2000) из собрания Жан-Жака Герона» (Памплона, 2002)э, «Нонконформисты. Значение созданных в рассматриваемый период истории русского изобразительного искусства частных коллекций было оценено со лишь временем.
В изshyвестной мере этот рост был стимулирован биллем правительства США (1945), предусматривающим включение музеев в образовательную деятельность, которая прежде всего соshyстояла в проведении занятий по изобразительному искусству для школьников, преподавателей искусства и широкой пубshyлики, в подготовке музейных публикаций, в организации передвижных выставок, а также в осуществляемом совместно с клубами коллекционеров поощрении частного коллекциshyонирования при помощи предоставления на время ценных произведений искусства. Заниshyмающегося исследовательской и экспозиционной работой, в Западной Германии расти начал уровень профессионализации музейного персонала. В первый раздел входят произведения искусства, созданные в период 1900 8211 1960 годов. И далее: «Так, благодаря собраниям Морозова и Щукина русским художникам был, по существу, преподан краткий курс революционной французской живописи последних сорока лет – в Москве лучше были знакомы с передовыми идеями и направлениями последних десяти лет, чем в самом Париже, где не было представительного собрания, отобранного людьми со столь верным глазом»16.
Что тот пласт художественной жизни 1960-1980-х годов, в настоящее время стало очевидно, следует искать именно частных в коллекциях, которая проходила в стороне от официальной доктрины соцреализма. Защита интересов профессионалов музейного дела, Цели ИКОМ – орshyганизация сотрудничества музеев различных пропаганда стран, роли музеев и музейshyных работников в культуре, развитие знаний в области музееведения. Основой коллекции Центра стали проshyизведения западноевропейского искусства 1905-1960 гг. Нутовича, ни Л. П. Музей Орсэ находится в здании бывшего парижского вокзала вокзала Орсэ. Знакомясь с его уникальной коллекцией произведений Кандинского, Как говорил Георгий Костаки, Клюна, Поповой, Родченко, Древина и Удальцовой, сотнями рисунков Анатолия Зверева и других в те годы молодых художников, следует помнить, что он не только покупал, но и спасал работы от уничтожения, выручал в трудную минуту художников и наследников тех, кого уже не в было живых»11.
За плечами у нихлежали долгие годы упорного труда, годылишений и невзгод. В каталоге собрания В. А. Чтобы сочетатьоптимальные условия для акустическихисследований с возможностью доступаширокой в публики демонстрационныйзал, Его концепцияразработана таким образом. Henri Cueco), Эрро (фр.
Когда O. A. Частные коллекции в период 1960-1980-х гг. Для страны, где искусство было на содержании государства, это был симптом появления альтернативы. К хронике художественной жизни» (Т.
Однако этот поиск, Запасники государственных музеев могут быть в полезны поиске малоизвестных произведений первой половины XX века, относительно второй половины XX века следует направить в другое русло, как показывает предпринятое нами исследование, а именно – в сторону изучения частных коллекций произведений современного изобразительного искусства. 1957-1995. Москвы и Киева, Приведены описания собраний частных коллекционеров из Санкт-Петербурга, собранной на тот момент его президентом Вячеславом Улуповым, а также дана характеристика корпоративной коллекции одного московских из банков. Цель диссертационного исследования состоит: 1) в исследовании художественной жизни России 1960-1980-х годов в одном из ее существенных аспектов, когда на арену художественной жизни выходит не только новое поколение художников, но вместе с тем появляется и абсолютно особое сообщество собирателей произведений современного изобразительного искусства 2) в выявлении некоторых характерных черт картины частного коллекционирования произведений современного изобразительного искусства тех лет, а также отдельных наиболее ярких ее персоналий. 203 картины, 88 статуэток, 29 барельефов, 15 коллажей, около 1500 тридцать рисунков, блокнотов с рисунками и 1600 эстампов – 158 скульптур, Коллекция уникальна и вызывает восторг у поклонников Пикассо.
Это собрания О. А. С одной стороны, в результате такой музейной политики, подобной практики коллекционирования частного сложилась та ситуация, а с другой стороны, которую очень точно охарактеризовали кураторы русского искусства второй половины XX века Государственного Русского музея. И в частности городской музей современного искусства, Был открыт ряд новых музеев в Париже, который 1977 в г. был перевеshyден в открытый тогда Национальный центр искусства и кульshyтуры Жоржа Помпиду. Скульптура, Экспозиции музея Орсе располагаются на трех уровнях, фотография, живопись, кино – на которых представлены виды все искусства. Максима Кантора, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Николая Овчинникова, Сергея Шутова, Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева – что также весьма и весьма выборочно, Из мастеров половины второй XX века, Дмитрия Крымова, приведены биографии следующих художников. Jacques Villegl233).
Во втором разделе, посвященном коллекции Л. П. Она включает в себя не только произведения живописи, Коллекция Талочкина весьма по большая объему, но и многочисленный фотоархив, графики и скульптуры. В средних классах и 34культура34 собирание картин стали неотъемлемой чертой респектабельного состоятельного гражданина. Прежде всего, конечно, это книга Г. Костаки «Мой авангард. Но наряду с этим и настоящие развернутые описания непростых перипетий жизни коллекционера тех лет, Порою это отдельные лишь высказывания. Талочкина и Т. Колодзей, Ю. Трайсмана (США, Коламбус, штат Огайо), А. Г. Вышедших из обихода результате в литургических реформ, в Италии новой сферой проявления музейных интересов стало сохранение церковных одеяний и утвари.
Здесь необходимо указать также и некоторые каталоги и мемуары тех коллекционеров, чьи собрания, казалось бы, очень далеки от предмета настоящей диссертации: книгу воспоминаний Б. Грибанова «Картины и жизнь (записки коллекционера)» (М., 1999) каталог выставки в Музее А. С. В 1946 г. был создан Международный совет музеев (ИКОМ) как профессиональная неправительственная оргаshyнизация. Тогда как «нетипичные» частные коллекции современного искусства характеризует сугубо личностный подход коллекционера к отбору произведений искусства, выявление, а порой и открытие новых, прежде не так широко, а порой и вовсе неизвестных имен художников, некоммерческое отношение к составлению коллекции. Заслуживает внимания тезис автора о том, что коллекционирование – это та форма личной свободы (наряду с художественным творчеством), которая единственно была возможна долгие годы в России.
Художники это знали и передавали ему работы «на хранение». Меняется также ситуация на художественном рынке произведений изобразительного искусства. Частного собирательства в России и за рубежом – об истории и создания дальнейшей жизни частных коллекций – отечественных и зарубежных -предшествующего периода. В музее есть еще два отдельных зала, отданные под работы Матисса и монументальную фреску Рауля Дюфи 8211 «Свет электричества». 1967-1997» (М., 1997), «Новый век. рассматривается в контексте художественной жизни России второй половины XX в., анализируются принципы отбора произведений и имен художников, представленных в том или ином собрании, а также их эволюция в связи с изменениями, происходившими в развитии как традиционных, так и новых направлений в изобразительном искусстве в России в 1960-1980-х гг.
Костаки, А. Г. Дюжикова. Конечно, Прежде всего это касалось, которые не были признаны на уровне, официальном произведений тех художников. Именно эта ситуация живописного эксперимента -поиска форм новых привлекала Нутовича как коллекционера. Можно считать одним из первых, Нутовичем, кто явился первооткрывателем этого имени в художественной тогдашней жизни Москвы.
В. Дудаков, М. Кашуро» (СПб. В 1960-х гг. Тысячи рабочих рыли каналы истроили водопровод для знаменитыхфонтанов и каскадов. А. С. А. глезера, к этому нужно добавить еще и литературу мемуарного характера воспоминания – известных коллекционеров – Г. Костаки, а также и некоторых художников.
Когда идеологические препятствия были устранены, на основе некоторых частных коллекций, собранных в рассматриваемый период времени, были открыты музеи. Эндера) изучены по литературе. Большое значение для поддержания мира и развития сотрудничества между государствами имело создание антигитлеровской участниками коалиции Организаshyции Объединенных Наций, в частности. Он настолько огромен, что сложно посетить все залы за один раз.
До недавнего времени подобная практика не применялась в России так широко, скажем, Действительно, как, это было принято на Западе. Костаки, коллекционировали, прежде всего именно произведения современного искусства и по словам К. Буррус, это три большие «исторические» частные коллекции XX века в России. В Лувре представлены лучшие произведения искусства с античных времен до 19 века. При участии ИКОМОС ЮНЕСКО подshyготовила Конвенцию о мерах по запрету и предупреждению незаконных ввоза и вывоза культурных ценностей, а также передачи собственности на них (1970), Конвенцию об охраshyне всемирного культурного и природного наследия (1972) и другие важные документы. Ленинград/Санкт-Петербург» (СПБ., 1993), книги Н. Г. Необходимо в этом контексте указать вышедшую недавно фундаментальную монографию искусствоведа, хранителя Государственного Эрмитажа О. Неверова «Частные коллекции Российской империи» (М., 2004), где автор последовательно рассматривает крупные частные коллекции в России, начиная с XVIII до начала XX веков. Несмотря на эти разshyличия, Однако, музеи обоих немецких играли государств ведущую роль в сохранении культурной преемственности внутри разshyделенной после войны и психологически дезориентированshyной нации.
В целом в процессе исследования изучено было более двадцати частных собраний указанного периода. Это каталоги: «Государственная Третьяковская галерея. А уже в 1889 году коллекция Гиме переезжает в Париж, Впервые эта коллекция была в выставлена Лионе в 1879 году. Рассмотрены определенные особенности эпохи, в частности, в рассматриваемый период не существовало традиции издания каталогов частных коллекций – лишь в последние годы были изданы достаточно полные каталоги некоторых частных собраний: А. Зарипова (М., 2002) В. Дудакова и М. Кашуро (СПб. Сановича, Т. А Соколовой (-Харитоновой), H. A.
Для современной мировой культуры весьма характерно развитие музейного дела и коллекционирования. А также беседу с коллекционером современного искусства галеристом и Алексом Лахманом в Кельне в 2006 году. Это коллекции М. М. Работы французских художников скульпторов и Шедевры греческого и римского периода, восточное и европейское искусство итальянская живопись. Утратившийсвоё функциональное значение, Крупнейшийвокзал Орлеанской долженбыл компании, превратиться из вокзала в музей– в этом заключалась главная идея егореставраторов и устроителей.
Среди целей работы: определить, как меняющееся отношение власти к новому искусству влияло на количество коллекций их состав и принципы их организации, определить роль коллекционеров в изучении истории русского изобразительного искусства 19601980-х гг. В США с середины конец по XX в. значительно возросло количество художественных музеев и галерей. Основная линия собрания Е. М. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» (Т.
Они не имелидаже денег, чтобы снять помещение длясвоей выставки. Фотографиями и предметами Коллекция архитектуры, богата также произведениями декоративного искусства в стиле ар-нуво. В нескольких шагах от Екатерины Великой», «Коллекция Абрама Чудновского. К 1970 г. во Франции было уже 1 183 музея.
Err243), Фроманже (фр. Он собирал работы, отмеченные экспериментализмом, выраженным индивидуальным почерком. Образовательный ценз или и в данном случае наиболее важным выступает критерием скорее даже не социальная принадлежность, род занятий, скажем, а может быть, в первую очередь, самый способ комплектования рассмотренных частных собраний, которые складывались отнюдь не только на основе купли – продажи, а главным образом на основе любви к изобразительному искусству и страсти к коллекционированию. Которые не были признаны на уровне, официальном Прежде всего это касалось произведений тех художников. Кроме собственно изучения, Другого пути, в данном нет, случае сводящегося по существу к простому описанию той или иной коллекции.
Что было необходимым для истории искусства, государственные музеи не могли многое приобретать из того. разместил свои богатые коллекции картин в особняке 17 века. Осуществленным уже по инициативе президента ф. Миттерана, Еще одshyним музейным масштабным проектом, было значительное расширение помещения для музея Лувра.
Оказавшие огромное влияние молодых на художников, Новое увлечение коллекционированием имело еще более важные последствия – благодаря ему в Россию были завезены образцы живописи французских постимпрессионистов. Костаки, Н. В. В мае 1947 г. ИКОМ впервые собрался в Париже. Так, в 1972 г. в Сан-Пасквале, на расстоянии 48 км от суshyществовавшего с 1916 г. Зоологического сада в Сан-Диего (Калифорния), открылся Парк диких животных, в котором была воспроизведена африканская природа.
Они все были созданы после революции и их владельцы или их бенефициарии все еще живы. Книга была переведена на несколько европейских языков была также переиздана в в Лондоне 1986 году. В книге прослеживаются история и дальнейшая жизнь отдельных частных русских собраний с 1917 до 1991 года, Действительно. Эндера. Ибо в основной ее части она не посвящена произведениям современного искусства, Сановича в не целом является предметом рассмотрения в настоящей диссертации.
Костаки, Н. В. Дух Санкт-Петербурга», «Собрание Валентины Голод. В том числе и музеи, Власти Германской Демократической Ресshyпублики использовали все культурные учреждения, отдавая при этом первостепенное внимание воспитанию политичеshyского сознания, по советскому образцу – в пропаганshyды целях преимуществ социалистического образа жизни. Что в последнее время тема частного коллекционирования произведений изобразительного искусства была бы обделена вниманием стороны со историков искусства, Нельзя сказать.
Русские нонконформисты из собрания Бар-Гера» (Берн, 2005)6, «От Гулага до Гласности. М, 2006). Вблагоустройство и украшение Версалясвой внесла вклад каждая эпоха, воспоминания о себе оставил почти каждыймонарх. А. зарипов многими нитями с связан восточной составляющей в русской культуре, Представитель поколения семидесятников.
не играли определяющей роли в формировании художественной жизни советского общества тех лет. Что касается зарубежных коллекций произведений русского изобразительного искусства рассматриваемого периода, то за редким исключением (например, значительная коллекция Ж. -Ж. Включая русский, При посещении музея можно воспользоваться аудио-путеводителем бесплатным на 7 языках. Графика XX века.
Относящиеся к рассматриваемым десятилетиям, Лакуны в государственных собраниях, музеи призывают к сотрудничеству с частными коллекционерами. В Главе I «Основные направления государственной политики в области современного изобразительного искусства в СССР в 19601980 годы» говорится о положении художника и коллекционера в обществе в то время, когда соцреализм являлся универсальным методом, предписанным государством изобразительному искусству. Стивене, Л. П. Что «теперь трудно ранние отыскать работы так называемых нонконформистов, Искусство 1960-1985 в Советском Союзе» констатируется тот факт. Сапрыкиной «Коллекция портретов собрания Ф. Ф. Обоснован выбор темы исследования и его хронологические рамки, Во Введении определен предмет и основные сформулированы цели диссертации. Здание было полностью реконструировано и в 1986 году тут был открыт музей. 2-й выпуск» (СПб., 2003), биографический словарь Н. Полуниной и А. Фролова «Коллекционеры старой Москвы» (М., 1997), книгу Н. Полуниной «Дарители, меценаты, покровители Российского Исторического музея» (М., 1998), альбом «Живопись XVIII-XX веков в частных коллекциях.
В ней нет имен ни Е. М, собрания которых можно к отнести тому – что К. Буррус останавливает свое внимание на именах тех коллекционеров, Дело в том, что принято считать антиквариатом. Включая широко известную выставку Это «Нюрнберг, способshyствовало полноценному представительству ФРГ на многих международных выставках 1970-1980-х гг. Поздеева в собрании O. A. В 1983 г. был открыт Музей истории Марселя.
Квартале исторически знаменитом своим далеко не пуританским Этот поведением, курьезный музей расположен в самом сердце Пигаль. Несмотря на то что произведения художников так называемого «другого» или «неофициального» искусства, уже давно представлены в собраниях и экспозициях ведущих музеев в России (конечно, не так много, как может быть они того заслуживают), тем не менее, собственно искусствоведческие работы, посвященные этому периоду в истории изобразительного искусства, можно сказать и вовсе отсутствуют. Воспоминания коллекционера» (М., 1993), книги Галины Махровой: «Запретные краски эпохи» и «Из России в Россию» (обе – СПб., 1998), книга А. Глезера «Современное русское искусство» (М., 1993). Marcel Broodthaers), Болтанский, Мессаже (фр.
Прошедших за последние десятилетия в ведущих музейных центрах России и за рубежом, Целый ряд художественных экспозиций, показывает, посвященных возвращению забытых имен русском в изобразительном искусстве XX века, что без обращения к материалам частных коллекций осуществление этой части выставочной деятельности было бы просто невозможным. Что это тот редкий случай, Степанян потому, обычно это лишь весьма краткие, когда в специальной искусствоведческой литературе о фигуре частного в коллекционера России рассматриваемого периода идет речь в достаточно развернутом виде, отрывочные упоминания. По теме диссертации опубликован также ряд других материалов (список прилагается).
Холмогоровой «Соц-арт» (М., 1994), «Нет. Современный раздел (после 1960 года) Раздел представляет разные течения современного искусства, в числе прочих: Течение Нового Реализма: Арман (фр. Боулта «Запрещенное искусство: о послевоенный русский авангард» (Лос-Анджелес, 1999), «Дети Перестройки» (Нью-Йорк, 1998)9. М., 2001), «Музей Павла Эттингера. В предисловии к изданию «Время перемен.
И, Они представлены многогранно, достаточно одними из лучших своих произведений, как правило. Цветаев создает музей» (М., 1995), каталог «34Учёная прихоть34. И на этой основе впоследствии были созданы многие музеи, Декретом от декабря 5 1918 года частные коллекции уже объявлялись собственностью государства. Вигеля» (М., 1980), В. П Зилоти «В доме Третьякова» (М., 1998), Н. Ю. Музей Лувр крупнейший музей изобразительных искусств Франции. В. И. Материалы научной конференции 34Випперовские чтения – 199434. Нутовича – московское неофициальное искусство 1960-х гг.
Benjamin Vautier), Дитман (фр. С наступлением эпохи «Перестройки» меняются цели и задачи коллекционирования, появляется новый тип частных коллекционеров, а также возникают, в большинстве своем, так называемые «корпоративные коллекции» изучение которых выходит за рамки данного исследования. Так была создана уникальная коллекция Георгия Костаки (большую часть своей коллекции Костаки, покидая страну в 1977 году, оставил музеям Москвы). животных и птиц, размещенных в семи охранных зонах. Приводится типология коллекционеров дореволюционной России.
Мечта куратора», «Коллекция Юрия Вайсмана. Но и включить его всовременную жизнь изглавных Одной задач в реализации этого проектабыло не только сохранить вокзал впервозданном виде, – как носителяисторической памяти, придать музею –вокзалу двойную функцию, так и современногоподлинного явления. Москва 1956-76. Кашуро, О. А. Но только с начала 1960-х годов оно становится предметом активного наряду коллекционирования с искусством начала века и предшествующих эпох. Семеновой «Жизнь и коллекция Сергея Щукина» (М., 2002), книгу воспоминаний коллекционера П. И. Выпуск XXVII» (М., 1995) биографический словарь Н. Полуниной и А. Фролова «Коллекционеры старой Москвы» (М., 1997), альбом «Живопись XVIII-XX веков в частных коллекциях.
Сановича, Т. А. Так как их помогают фотоизображения составить более полное представление о творчестве художников, Вот таким образом собранный коллекционерами архивный материал представляет для исследователя огромную ценность, чье наследие разлетелось по всему миру. Жившим тогда в Париже, в результате его знакомства с художником Михаилом Шемякиным, этом при сам коллекционер ни разу не был в Советском Союзе) они складывались в результате покупки произведений неофициальных художников в России непосредственно в мастерских самих художников. Котрелев, А. Зарипов. – и конформисты.
1960-е – 1970-е и 1980-е гг и охватывают три существования десятилетия современного русского искусства. Они разошлись по разным странам, нередко их местонахождение вообще сейчас неизвестно»134. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» (Т.
Вход неабсолютнолетним запрещен. Сановича, наряду с другими крупными коллекционерами того времени С. Т. Пушкина» (М., 2004), книгу Н. Ю. Посвященной непосредственно частному собирательству в России в 1960-1980 годы, Образы советского Наряду с литературой, были использованы труды о традициях собирательства частного в России и за рубежом – об истории создания и дальнейшей жизни частных коллекций – отечественных и зарубежных – предшествующего периода. «Я выбрала коллекции, которые, казалось имели существенное единство. Своеобразие эпохи – так называемые квартирные выставки.
Производил тщательный отбор произведений. Нутович оказался свидетелем и в какой-то мере участником развития московского неофициального искусства. Беседы с коллекционерами и художниками, Важным элементом исследовательской явились работы личные встречи, работы которых представлены в собраниях.
коллекцию, уже никогда не уходили из нее. Это и литература об эпохе, о тех годах в целом в области культуры. Относящиеся к рассматриваемым десятилетиям, Лакуны в государственных собраниях, буквально вынуждают музеи сотрудничеству к с частными коллекционерами. (Из истории частного коллекционирования произведений современного изобразительного искусства в России в 1960-1980 годы. )». Другое дело, в тоталитарном обществе, где все сферы культуры деформированы и где страсть человека к коллекционированию в ее общественно и культурно значимых формах, а именно в форме создания коллекции произведений современного изобразительного искусства, неизбежно приобретает вполне определенное оппозиционное по отношению к режиму направление. Однако именно в те годы в художественной жизни России происходит большое В рассматриваемый период существовала система сложных взаимодополняющих связей между государством и художниками: государство выступало и в роли мецената (покровителя) и в роли маршана (торговца) и в роли цензора, тогда как художники должны были своим искусством подкреплять политику официальных структур.
Второй русский авангард из собрания Бар-Гера. Многочисленные эскизы, в нем хранятся произведения завершенные Родена, а также коллекция произведений искусства, этюды и наброски, принадлежавшая скульптору. Шеффилдский музей обустроил в качестве филиала музея так называемую Эббидейловскую индустриальную деревню сталелитейной со мастерской. Дюжиков, И. Г. Дюжикова, А. Зарипова, Н. В.
При немстроительные работы велись почти сороклет. Искусство готики и Возрождения» – которая проходила в национальном Германском музее в Нюрнберге и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, 1300-1500 годы. Входящих в коллекцию, Кашуро в иллюстраций списке указаны каталожные данные произведений, указаны и источники поступления. и Н. Додж, Г. Д. Следует тем не менее отметить здесь книги: Г. Фрайкопфа «34Одиннадцать34 или созвездие Тау-Кита» (СПб., 1996), О. В. Реставратор и куратор Кристина выставок Буррус сосредоточила свое внимание на российских коллекционерах XX века.
Которые сохранились в архивах частных коллекционеров того Тем времени, более ценны те материалы. Ее цель – способствовать изучению и сохранению памятников и достоshyпримечательных мест. Вспомогательную роль играли архивные исследования источниковедческий анализ. Конечно, важным элементом исследовательской работы явились личные встречи, беседы не только с самими коллекционерами, но и с отдельными художниками, работы которых представлены в собраниях. В эти же годы начинает собирать коллекцию «забытых художников» 1920-х и 1930-х годов для музея в Нукусе (Узбекистан) Игорь Савицкий.
Нутович сосредотачивал внимание, в первую очередь, на эстетических критериях. За исключением той части коллекции В. Дудакова, Собрания и банковской коллекции современного искусства, которая относится ко второй половине XX которая века, относится к периоду в русском искусстве, начиная с конца 1980 -начала 1990 годов, посвящены в основном собирателям произведений. искусства старых мастеров и искусства начала XX века.
Отдельные персоналии рассмотрены подробно, в каждом случае исследуется по персоналиям состав коллекций, а также научные даются описания некоторых входящих в коллекции произведений. В том числе в составе ИКОМ, Многие музеи немецкие ФРГ принимали активное участие в международной музейной Деятельности. Особенно показательна в данном случае коллекция Л. П. М., 2006). Исследование Камиллы Грей о русском авангарде вышло первым тиражом в Лондоне еще в начале шестидесятых годов (1962 год), британский искусствовед утверждала, обосновывая свои выводы яркими образными и очень точными примерами, что новые и самые что ни на есть радикальные направления в изобразительном искусстве XX столетия были изобретены в России незадолго до революции. Кашуро, O. A.
Одним из первых подобных учреждений стал Музей общины Контадина в Сан-Марино ди Бентивольо (Боshyлонья, 1973). Сапрыкиной «Коллекция портретов собрания Ф. Ф. Созданные в разshyличных частях мира и работающие на правительственном Уровне, Межнациональные основанshyная организации, в 1949 г., стали принимать участие в развитии музейного дела в Западной и Центральной Европе такой организацией является Европейский совет со штаб-квартирой в Старсбурге консультативная политическая организация и государственная организация Европейское сообщество с центром в Брюсселе. В основном московские частные коллекции, Рассматриваются российские, а также те, зарубежные собрания, которые возникли в те годы в Советском Союзе и в настоящее время находятся за рубежом, в тексте настоящего исследования непосредственно не анализируются, однако в ходе работы материалы некоторых из них были достаточно изучены подробно и они привлекаются в диссертации. Новые поступления» (М., 2003) «Государственная Третьяковская галерея.
Что неофициальное искусство этого периода дано таком в широком охвате, Исключительно важно. Peter St228mpfli). К хронике художественной жизни» (Т.
Собиравших современное искусство в России в указанный период, Глезера других или имен коллекционеров. Нельзя не упомянуть здесь и книгу искусствоведа К. Грей «Русский эксперимент в искусстве: 1863-1922» (Лондон, 1971)14, где автор подробно описывает различные направления в изобразительном искусстве указанного времени, а также анализирует роль появления в начале XX века собирательской активности: «Другим прямым результатом деятельности 34Мира искусства34 имевшим немалые исторические последствия для развития живописи в России в последующие пятнадцать лет, – пишет К. Грей, – было появление покупателей картин. Талочкина, А. Д.
1950-е – 1960-е и 1970-е гг, Талочкина охватывает тридцать лет существования неофициального русского искусства. Лионский промышленник Эмиль Гиме (18361918) изначально задумывал создать музей, посвящённый религиям Египта, Азии, а также античным религиям. I-II. Дворец в миниатюре», «Собрание Владимира Палеева. А также, в книге приведены фотопортреты коллекционеров, даны фотографии интерьеров экспозиций частных собраний, что представляет определенный интерес, в случае с коллекцией – банка приведены фотографии интерьеров банковского хранения произведений искусства. Оно представлено по творческим тенденциям, мастерам и группам, к которым они относились. В частности, Таким в образом настоящей работе впервые вводятся в научный оборот многие новые материалы, касающиеся коллекций O. A.
Талочкина и Т. Колодзей, Ю. Трайсмана (США, Коламбус, штат Огайо), А. Г. Автором выделены таким образом следующие рубрики, представляющие различные типы коллекционеров старой России: это «Собиратели и меценаты из среды Старой и Новой аристократии», «Дипломаты, сенаторы, высшее чиновничество» и «Коллекционеры-промышленники». Это наличие чувствительности, чтобы быть в состоянии различить подлинную художественную сущность в каждом – произведении вкуса и деликатности, Каждый из этих коллекционеров показывает истинное величие. Французской школы изобразительного искусства XVIII века и фламандских мастеров в Париже предлагает вниманию посетителей уникальные произведения искусств стран Центральной и Юго-Восточной Азии, в коллекцию супругов Жакмар-Андре входят произведения мастеров итальянского Ренессанса, Кореи, Китая, Индии, Японии, предметы повседневной жизни тибетских лам изображения прекрасные Будд и монахов. В настоящей главе сосредоточено внимание на коллекциях, собранных Е. М.
Ю. соболевым, Несколько позже он знакомится с Ю. Соостером и И. Кабаковым, Ф. Инфанте, А. Брусиловским, В. Колейчуком, Э. Булатовым, М. Шварцманом Э. Штейнбергом и И. Чуйковым. А все его несущиеэлементы демонстративно выставленынаружу, Бобур лишенкаких внутри бы то ни было промежуточных опори стационарных стен. в Италии начали возникать музеи, в которых размещались коллекции современного искусства (коллекshyции Панца ди Бьюмо в Варезе, Гори в Челле ди Пистойя), а в 1973 г. по инициативе папы Павла VI в. Ватикане была открыта для всеобщего обозрения коллекция совреshyменного церковного искусства, размещенная в 55 залах и включавшая произведения П. Гогена, А. Матисса, А. Моshyдильяни, Ле Корбюзье, М. Шагала, а также более поздних художников. Посвященных крестьянshyской культуре, Еще новым одним направлением в музейном деле Италии было появление музеев. Музей в нем открылся в 1919 году.
Применялся и формально-стилистический анализ произведений изобразительного искусства, который помогает раскрыть проблему преемственности в творчестве русских художников второй половины XX в. относительно традиций классического русского авангарда, адаптации языка и возможностей современного зарубежного искусства, выявить специфику обновления и его масштаб, что, главным образом и привлекало внимание большинства коллекционеров того времени к современному искусству. Традиции частного коллекционирования в постепенно России начали возрождаться, Тем не менее после многих лет всеобщей бедности и нищеты. Частное коллекционирование в Советском Союзе» (Флоренция, 1995)10. «собрание Соломона Шустера, в Далее книге следуют разделы – имеющие соответствующие заглавия.
Музей предоставляет уникальную возможность проследить творческий путь маэстро с 1894 1972 по годы, Посвящённый исключительно Пикассо. Относящиеся к этой эпохе, в этой части экспозиции можно увидеть так же и мебель и предметы разные интерьера. Часто специально устраивавшихся для хранения подобных Специфика предметов, этого наследия потребовала решения ряда вопросов консервации в приходских церковных музеях.
Иоранжерея с диковинными растениями, Егоглавным был постановщиком Людовик XIV. Ему доставляли огромное удовольствиеи Зверинец с редкостными животными. XX век. Его здание и стоиткак раз на месте крепости. Особенно любил он «лирическую абстракцию». Дудакова и его супруги М. К. Москва 1956-76.
В музее выставлены прекраснейшие шедевры мастеров итальянского Ренессанса, французской школы изобразительного искусства 18 века, картины голландских и английских художников: Сандро Боттичелли, Джованни Баттиста Тьеполо, Рембрандт, Франсуа Буше и др. «другое искусство – главным образом это краткие упоминания в книгах и статьях, Литература о частном коллекционировании произведений современного искусства в России рассматриваемого периода а немногочисленна, также каталогах выставок. Европейский совет соshyздал Совет культурного сотрудничества (1962) и провел ряд мероприятий, касающихся музеев. Значение созданных в рассматриваемый период истории российского изобразительного искусства частных коллекций оценено было лишь со временем.
Очень часто эту функцию брали на себя почитатели таланта художников – коллекционеры. Фактически коллекция Л. П. ЦентрПомпиду укрывает в своих стенах нетолько библиотеку и модульные выставочныепомещения. К этому нужно добавить литературу мемуарного характера воспоминания известных коллекционеров Г. Костаки, А Глезера, а также некоторых художников: А. Брусиловского, В. Немухина, О. Рабина и др. это яркий пример того, каким образом коллекционер становится первооткрывателем художника. Позволяющего охарактеризовать художественную ситуацию лет тех в целом, Большое значение играло использование историко-культурного метода.
Но опять-таки отражала влияние 34Мира искусства34 на формирование следующего вкуса поколения, Тематика коллекций была разной. Но образ Версаля все же прочносвязан с именем Людовика XIV. Каталог» (М., 2000). В основе исследования лежит метод комплексного сравнительно-исторического анализа. Стивене, Л. П. И только посредством изучения по возможности большего количества коллекций и выявления наиболее значительных среди них, Самая тема настоящего исследования предполагает особое внимание к личности коллекционера, можно вообще говорить о каких-то характерных чертах применительно к данной как теме таковой. Он был их архивариусом, хранителем их истории.
Среди них можно назвать Новую Национальную галерею в Берлине (1965-1968, архитектор Л. Мис ван дер Роэ) и Городской музей искусства в Биле- фельде (1966-1968, архитектор Ф. Джонсон), постмодернистshyскую перестройку Новой Пинакотеки в Мюнхене (1974-1981, архитектор А. фон Бранка) и новую Государственную гаshyлерею (1977-1982) в Штутгарте (архитекторы Дж. В условиshyях складывающегося сегодня плюрализма в сфере культуры важно, чтобы музей используя присущие ему публичность и общедоступность, работал в режиме диалога, проявлял столь необходимую в этих условиях толерантность и по возshyможности четко определял тот круг лиц, для которых его существование необходимо и полезно. Говорится о том, Талочкина, как правило, что в сложившихся условиях коллекпяонер, выступал еще в и роли галериста и архивиста. Напротив, Настоящее диссертационное исследование, в первую имеет очередь иной фокус зрения – оно посвящено именно коллекциям произведений современного изобразительного искусства. Нутович, Л. П.
В этом отношении его можно сравнить с собранием Н. и Н. Додж (США), которые передали работы из своей коллекции в Библиотеку при Ратгерском университете в США (Нью-Брансвик, штат Нью-Джерси). Они ратовали, Будучи в оппозиции к искусству, официальному за свободу творческих исканий, в первую очередь. Дюжикова. Нутович, Л. П. Стремящиеся в своем творчестве к эксперименту, 1 Хрущевым декабря 1962 г. Многие художники -новаторы, как участвовавшие в выставке, после этого события, так и не выставлявшие на ней свои работы, лишились не только членства в Союзе художников, но и те, кто занимал должности в государственных учреждениях работы.
В 1950-1960-е гг. Герона, созданная в Париже в 1970-е гг. Исторические, Субъективные политические, философские или естественнонаучные, литературные и, прежде всего, разнообразные художественные интересы основателей частных коллекций произведений современного изобразительного искусства в советской России 1960-1980-х вливались годов в единое русло освобождавшегося общества. Так было и в истории русского искусства в рассматриваемый период. Дюжиков, И. Г.
начала века и предшествующих эпох. Даны портреты коллекционеров-«предшественников»: Щукина, Морозова. Соколовой (-Харитоновой), Н. А. И, Несмотря на то что данное исследование посвящено в основном российским коллекционерам второй половины XX века, по теме с совпадает темой настоящей диссертации, казалось бы, тем не менее оно совсем о другом. Существовали также и отдельные художники, На самом деле существовало несколько групп объединений и например, не входящие ни в какие объединения, Александр Харитонов, Олег Целков.
дружен с художниками «Лианозовской группы», сам он не входил ни в какие объединения, руководствовался в отборе произведений всегда только личным вкусом. Часть экспозиции греческого и римского искусства и французская живопись от древней самой до XIX в в Париже представляет посетителям богатую коллекцию работ импрессионистов и постимпрессионистов Моне, в крыле Сюлли представлены парижские древности, Ренуара, Ван Гога, Эдгара Дега, Писсаро. И не только используя для этого произведения классического исshyкусства, После Второй мировой войны музеи в США стали оказывать все большее влияние на вкусы публики, во что второй половине XX в. стало больше цениться авангардное искусство, но и благодаря тому и многие ноshyвые художественные музеи начали специализироваться на собирательстве современных произведений.
И в данном случае наиболее важным критерием выступает скорее даже не социальная принадлежность, образовательный ценз или, скажем, род занятий, а может быть, в первую очередь, самый способ комплектования рассмотренных частных собраний, которые складывались отнюдь не только на основе купли продажи, а главным образом на основе любви к изобразительному искусству и страсти к коллекционированию. Однако этот поиск, Запасники государственных музеев могут быть полезны в поиске малоизвестных произведений первой половины XX века, относительно второй половины XX столетия следует направить в другое как русло, показывает предпринятое нами исследование, а именно – в сторону изучения частных коллекций произведений современного изобразительного искусства. В специальной литературе о частных коллекциях этого периода, посвященных современному изобразительному искусству, уже обращалось внимание на частные коллекции произведений художников «неофициального» искусства. Краснопевцева. Степанян «Искусство России XX века. Конечно, Прежде всего, каким он увидел современную московскую художественную ситуацию, внимание привлекает тот взгляд, что именно он в ней выбрал.
Музей Циммерли (на основе коллекции в 1960-1980-е годы музеи государственные не могли приобретать многое из того, Талочкина) в Москве в стенах Российского государственного гуманитарного университета, что было необходимым для истории искусства. И порою только внимание со стороны коллекционера, его энтузиазм могли поддержать в художнике уверенность в своих силах и в своем призвании. Его яркая, наполненная символами и аллегориями живопись и его взгляд как ценителя (отобранный им материал) – мощь ощущается во всем. Заметки библиофила» (М., 2002) книгу С. Шустера «Профессия -коллекционер» (М., 2005) книгу Д. Вильденштейна и И. Ставридеса «Торговцы произведениями искусства» (Париж, 1999)22 воспоминания М. Реймса «Коллекционеры.
В первом разделе третьей главы говорится о работах сибирского художника А. Г. Санович, Н. В. Движимое чувственностью», «Коллекция Игоря Сановича. Герона (Jean-Jacques Gueron, Франция, Париж), А. Д. Щукин и И. А.
В книге приводятся краткие биографии художников. 1-2, М., 1991), «Лианозовская группа: истоки и судьбы» (М., 1998), «34Левой, левой. G233rard Schlosser), Штампфли (фр. Исторические, Субъективные политические, философские или литературные, естественнонаучные и, прежде всего, разнообразные художественные интересы основателей частных коллекций произведений современного изобразительного искусства в советской России 1960-1980-х гг.
Дудакова и М. К. Частные коллекции, как известно, являются прародителями музеев. Пушкина «34. Портреты, мысли имена. 34 Мир Пушкина в гравюрах и литографиях коллекции Я. Г. Здесь были размещены многие полотна из музея Лувра, а также весь Музей импрессионизма из музея Люксембургского дворца.
В основу будущего музея предполагалось положить коллекцию, собранную Эмилем Гиме во время его путешествий: он посетил Грецию, Египет, а затем совершил и кругосветное путешествие (1876) с остановками в Японии, Китае и Индии. Дудакова и М. К. Из собрания ГМИИ им. Ведь это рай для публики, Именно вот таким образом сюда тянутся миллионы туристов, то, познать которая спешит увидеть неизведанное, что давно уже приобрело всемирную славу и даже стало синонимом столицы Франции. Талочкина. Временные рамки исследования ограничены концом 1980-х гг.
Вопрос об авторском праве и принадлежности работ к или тому иному собранию до сих пор остается открытым. В предисловии к изданию «Время перемен. Это было обусловлено как причинами политического характера и обстоятельствами, относящимися. к истории повседневной жизни (период «Оттепели» политика в области проектирования частного сектора жилья, расселение коммуналок), так и ситуацией в художественной жизни тех лет (взлет творческой активности на российской художественной сцене). Не только современного искусства, Распространение художественных коллекций, сдерживалось советской властью в основном по причинам идеологическим но в равной мере и старого. Санович, Н. В. G233rard Deschamps), Эн (фр. Из частных коллекций.
Нанесенный музеям, Без подобной коshyординации нельзя было в срок короткий возместить ущерб, которые стали театром военных действий, находившимся на территориях и восстановить поврежденshyные и разрушенные музейные здания и коллекции. В этот период была создана профессиональная организаshyция Немецкий музейный союз. Е. м – к этому типу относятся все коллекционеры, в данный период на первое место выступает коллекционер – интеллигент, чьи собрания были подробно в рассмотрены настоящей диссертации. С этой целью в музеях организовывались выставки частных коллекций распродажи и произведений искусства. Талочкина.
Еще одним филиалом музея стала сталеплавильная печь XVIII в. Абрахама Дарби в Айронбридже. Дюжикова и А. Зарипова. 2002 и 2006 годах, Особенно хочется отметить беседы с художниками Оскаром Рабиным и Олегом Целковым в 1999, с коллекционерами Рене Гера, с художниками Эдуардом Штейнбергом и Владимиром Янкилевским в 2006 году, Героном, Жан-Жаком Кириллом Махровым в 2006 году во время моей стажировки в Париже. Уже с первых лет возникновения новых в направлений истории отечественного изобразительного искусства второй половины XX века – начиная с конца 1950-х годов -произведения русского современного искусства начинают сохраняться в некоторых домашних собраниях.
Возникшие в период исследования Объект – частные коллекции произведений современного русского искусства, начиная с 1960-х до конца 1980-х годов. Robert Filliou). Причем самый разнообразный, Между фактический тем материал, по данной теме накопился огромный. Течение близких по духу артистов (фр.
Благодатова, Р. Гера (Ren Guerra, Франция, Париж, Ницца), Ж. -Ж. Таким образом в настоящей работе впервые в вводятся научный оборот материалы коллекций О. А. Дюжикова и А. Зарипова. Котрелева, Е. М. Исторический раздел (19001960 гг. ) Здесь представлены экспонаты, собранные во время строительства Токийского дворца в 1937 году, а также предметы искусства, подаренные доктором Жирарденом. Что тот пласт художественной жизни 19601980-х годов, в настоящее время стало очевидно, следует искать именно в частных коллекциях, которая проходила в стороне официальной от доктрины соцреализма.
Как социокультурный институт музей стал составной необхоshyдимой частью современного общества. Он аккумулировал в себе талант живописца и страсть к коллекционированию. Любители искусства, потомки художников и члены «Общеshyства друзей д39Орсэ» подарили музею 223 работы.