Основные работы художника: Прогулка короля (1906), Фантазия на Версальскую тему (1906), Итальянская комедия (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С.
Живописные массы не уравновешивают друг друга: правая половина картины кажется перегруженной, левая – почти пустой. Но прошло совсем немного времени и Бакст стал самым «левым» среди участников «Мира искусства» он активнее других сблизился с западноевропейской живописью модерна и органично усвоил ее приемы. Бенуа и его сторонники порывают с «Союзом русских художников», с москвичами и выходят из этой организации, но они понимают, что вторичное объединение под названием «Мир искусства» не имеет ничего общего с первым.
Вакхическибуйной красочности, – своеобразие индивидуального стиля Бакста, сохраняющего связь с орнаментикой раннего модерна – терпкости чувственной колорита и ленивой грации безвольной текучей линии рисунка, в парадоксальном сочета-нии противоположных начал. В ранних рисунках Добу-жинского (1902-1905) реминисценции мюнхенской школы переплетаются с вполне очевидным влиянием старших мастеров «Мира искусства» прежде всего Сомова и Бенуа. Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Лица мужчин и женщин, пользовавшихся косметикой, поражали разнообразными вариациями.
Это произведение входит в цикл картин, воскрешающих сцены версальского быта эпохи «Короля-солнца». Стеллец-ким в Новгород. Композиция страницы, Рисунок шрифта, концовки в виде виньеток – все продумывалось, тщательно заставки. Художник передает характер, Выполняя эскизы костюмов, пластический рисунок цветовой роли, образ-настроение, сочетая обобщенность контура и цветового пятна с ювелирно-тщательной отделкой деталей – украшений, узоров на тканях и т. п. С другой стороны несоответствие общей жизни с жизнью художника его отвлекает от современности. Именно здесь особенно полно и ярко проявилось дарование Л. С.
Стравинского (1910), «Дафнису и Хлое» М. Равеля (1912) и поставленному В. Ф. Бакст был единственным художником, обладавшим некоторым профессиональным опытом. Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) в своем творчестве затронул все основные проблемы книжной графики начала XX в. (см. С одной стороны его влечет и манит жизнь. Цикл 1905-1906 годов в свою очередь является продолжением более ранней версальской сюиты 1897-1898 годов, озаглавленной «Последние прогулки Людовика XIV», начатой в Париже под впечатлением мемуаров герцога де Сен-Симона. Интерес к живописи, театру, литературе и музыке возник у Сомова очень рано и прошел сквозь всю его жизнь. А являются завершенными в себе произведениями искусства, Именно вот таким образом эскизы его менее всего могут быть названы черновиками.
Один из самых известных портретов Сомова – «Дама в голубом. Впоследствии враждебная критика не раз называла Бенуа дилетантом. Столь же программной, как для Сомова «Дама в голубом», является для Добужинского карти-на «Человек в очках. И очертаниями силуэта Дягилева, Момент позирования составляет важнейшую часть замысла и пространственным построением композиции и его выражением и всеми деталями обстановки – в котором нет и намека на интимность бытовую позирование подчеркнуто всем строем картины.
Родственный Вермееру-ван-Дельфту или Питер-де-Гоху, Сомов по своей природе мощный реалист, которое в попадает каждый выдающийся русский художник и драматизм его положения заключается в раздвоении. Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. («Письмо», 1896 «Конфиденции», 1897), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа. Со своеобразной вариацией этого мотива мы встречаемся и в «Петре I» у В. А. А оттого, Но в сомовских веселье картин нет подлинной жизнерадостности люди веселятся не от полноты жизни, возвышенного, что они не знают ничего иного, серьезного и строгого. Иллюстратор и оформитель книги, Художник и график-станковист, мастер режиссер, театральной декорации, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Граничащая с голым в скептицизмом, своем предельном выражении оба эти момента – трезвая ирония, граничащий с чувствительной экзальтацией и эстетизм, – совмещены в творчестве самого сложного из мастеров группы – К. А. Так, в процессе сочинения И. Стравинским музыки к балету «Петрушка» А. Бенуа разворачивал перед ним зрительные образы будущего спектакля.
Отсюда преимущественный интерес художников «Мира искусства» к прошлому, особенно к эпохам господства единого стиля, позволяющим выделить основную, доминирующую и выражающую дух эпохи «линию красоты» – геометрическую схематику классицизма, прихотливый завиток рококо, сочные формы и светотень барокко и т. п. Он в течение четырех лет (1883-1887) учился в Академии художеств иногда выполнял на заказ портреты и выступал в качестве иллюстратора в так называемых «тонких журналах». Нижинским на музыку К. Дебюсси балету «Послеполуденный отдых фавна» (1912). Это были лишь первые шаги на пути творческих исканий и очень скоро «мирискусников» обогнали молодые.
По выходе из гимназии (1888), где началась его дружба с Александром Бенуа и Философовым, юный Сомов поступил в Академию художеств и, в противоположность всем остальным основателям «Мира искусства», провел в ней почти восемь лет (1889-1897). Это величина мировая. Тип такого критика воплощал один из создателей «Мира искусства» А. Н. Будучи учеником Академии художеств, на каникулах путешествовал по Кавказу и Крыму, а в дальнейшем ежегодно (с 1900) проводил лето в Костромской губернии в 1903 году совершил поездку по Волге и с Д. С.
Последним его значительным делом в изобразительном искусстве была грандиозная историческая выставка русской живописи от иконописи до современности в парижском Осеннем салоне 1906 г., экспонированная затем в Берлине и Венеции (1906 В 1910 г. была предпринята попытка вновь вдохнуть жизнь в «Мир искусства». Бакст не отказывается от задачи раскрыть внутренний мир данного конкретного человека в его индиви-дуальной неповторимости, но вместе с тем стремится заострить в облике портретируемых типи-ческие черты, характерные для людей крута «Мира искусства», реализует образ «положительного героя» своей эпохи и своего близкого идейного окружения. Художник как бы переставляет акценты, Варьируя все ту же тему человеческой фигуры в интерьере, приводит в их стройную последовательную систему и подчиняет задуманному образу, по-новому осмысливает прежние приемы. Противоречивость и непоследовательность идейных позиций журнала в значительной объясняется мере противоречивостью и непоследовательностью эстетических воззрений Бенуа на том этапе.
И очень скоро «мирискусников» обогнали молодые, Это были лишь первые шаги пути на творческих исканий. Его декоративное панно «Сеча при Керженце» (1911) экспонировалось при исполнении фрагмента того названия же из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах» – Огромное влияние на Рериха имела русская икона. Игрушечного короля превращен у Бенуа не кто иной, в полусказочного, правление которого отличалось невероятной пышностью и великолепием, как Людовик XIV, было и эпохой расцвета французской государственности. Ее называли карта нежности, на которой обозначались краски для губ, щек и глаз. Они не отличаются высоким художественным качеством, но вполне профессиональны. Расцвет деятельности «мирискусников» на поприще театрально-декорационного искусства относится уже к 1910-м годам и связан с организованными С. П.
Во втором поколении «мирискусников» были и крупные индивидуальности (Кустодиев, Судейкин, Серебрякова, Чехонин, Григорьев и др. ), но художников-новаторов не было вовсе ибо с 10-х годов «Мир искусства» захлестывает волна эпигонства. Археолог-ученый, Знаток философии и этнографии затем Востока, на юридическом и историко-филологическом факультетах, Рерих получил прекрасное образова-ние сначала дома, потом в Академии художеств, в мастерской Куинджи и в Париже в студии Ф. Кормона. Современный город предстает у Добужин-ского как царство однообразия и стандарта, стирающего и поглощающего человеческую индивидуальность. Современные впечатления художника, версальских в пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция XVII в., французской гравюры, его восприятие француз-ского классицизма. Застылости, Это отсутствие примет времени создает статичности, впечатление почти трагического одиночества, холодности. большая часть егоработ находится за пределами России.
Он оформляет преимущественно балетные постановки, среди которых его шедеврами явились декорации и костюмы к «Шахерезаде» на музыку Н. А. Тот индивидуализм, который провозглашался «Миром искусства» в начале его выступлений, был ни чем иным, как отстаиванием прав свободы творческой игры. Добужинского в истории «Мира искусства» по своему значению не уступает роли старших мастеров этой группы, хотя он и не принадлежал к числу ее основателей и не был участником юношеского кружка А. И. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной их мотив. Константин Андреевич Сомов (1869-1939) был сыном хранителя Эрмитажа – известного художественного деятеля и коллекционера. Впоследствии, в 1906 году, ведущий художник и идеолог группировки А. Бенуа объявит лозунг индивидуализма, с которым «Мир искусства» выступил вначале, «художественной ересью». Особое место в «Мире искусства» занимает Николай Константинович Рерих (1874-1947).
Вместе с Бенуа и Сомовым Лев Самойлович Бакст (1866-1924) является одной из центральных фигур в истории «Мира искусства». Равно как уподобление преследуемого Евгения образу «ничтожного червя», Но оттенок мрачного «демонизма» в облике всадника, Медного не только указывает на наличие еще одной, готового смешаться с прахом, довольно характерной для «мирискусников» «призмы» – фантастики Гофмана, но и означает сдвиг от пушкинской объективности в сторону чисто индивидуалистического по своей природе чувства ужаса перед бесстрастием исторической необходимости – чувства, которого у Пушкина не было. Гиппиус до открытия в 1902 г. своего журнала «Новый путь». Как здесь не вспомнить импрессионистов. Провозглашающей образцом «то Бёклина, то Мане» в идеалистических взгля-дах на искусство, стороны Слабые «Мира искусства» сказались прежде всего в пестроте и непоследователь-ности программы, в прог-раммной аполитичности, аффектированном безразличии к гражданственным задачам искусства, в потере социальной значимости картины. Позе Дягилева придана парадная импозантность.
Художественная политика Бенуа объединяла вокруг него всех деятелей «Мира искусства». «От этих. Эстетике «Мира искусства» чужды категории великого, возвышенного, прекрасного красивое изящное, грациозное ей более сродни. В призрачном человеке Добужинского есть нечто «демоническое» и жалкое одновременно.
В исканиях и метаниях Бакста есть оттенок парадоксальности линия его развития крутыми вычерчивается зигзагами. Дневников, Под влиянием старинныхмемуаров, гравюр, картин, рисунков, стихов и особенномузыки XVII – начала XVIII в века душе художника, по его словамрождаются смутные, слегка щемящие воспоминания, он прозреваетпрошлое. Все, что любит и чему поклоняется художник в прошлом и настоящем имеет право быть воплощенным в искусстве независимо от злобы дня – такова была творческая программа «Мира искусства». Рано обрел он и авторитет ученого. Вот таким образом при характеристике «Мира искусства» речь пойдет в основном о первом этапе существования этого объединения и его ядре – Бенуа, Сомове, Баксте.
Существовала специальная накидка пудромантель, которая помогала защитить одежду и не испачкаться от пудры. Которое трудно назвать иначе, с самых ранних лет и в течение своей всей жизни Бенуа испытывал чувство, как культом театра. К «мирискусникам» пришла слава, но «Мира искусств», по сути, уже не было, хотя формально объединение существовало до начала 20-х годов – при пол-ном отсутствии цельности, на безграничной терпимости и гибкости позиций, примиряя художников от Рылова до Татлина, от Грабаря до Шагала. Но оттенок мрачного «демонизма» в облике Медного всадника, равно как уподобление преследуемого Евгения образу «ничтожного червя», готового смешаться с прахом, не только указывает на наличие еще одной, довольно характерной для «мирискусников» «призмы» – фантастики Гофмана, но и означает сдвиг от пушкинской объективности в сторону чисто индивидуалистического по своей природе чувства ужаса перед бесстрастием исторической необходимости – чувства, которого у Пушкина не было. Жозефина, жена Наполеона, ввела в моду использование смеси белил с румянами. Стенами, Человек у Сомова отгорожен от естественной природы искусственных бутафорией садов, шелковыми ширмами, обитыми штофом, мягкими диванами.
Серова и в картине Г. Е. Дополняющим портретную характеристику, Интерьер с вместе изображением сидящей старухи няни становится как бы комментарием. Эти особенности обрели вполне отчетливую и законченную форму в портрете С. П. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птице» И. Ф. Но в облике Бенуа была еще одна особенность, остро подмеченная в мемуарах Андрея Белого, который почувствовал в художнике прежде всего «дипломата ответственной партии «Мира искус-ства», ведущей большое культурное дело и жертвующей ради целого – многим А. Н. А выражение культуры достоинства, человеческого Вгармонии внешних форм жизни художник видит не поверхностноенаслоение, тоесть начало этическое.
В науке, Во всей своей деятельности, в каждом движении своей мысли Бенуа оставался всегда художником, художественной критике. Вспоминая о своем детстве, две Впоследствии, категории переживаний, художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и в известном смысле определившие направление всей его дальнейшей деятельности. Он оживляет фигурки резвых амуров, вольно расположившуюся у подножия сцены и глазеющую на кукольное представление, – они комически изображают из себя шумную публику, разыгрываемое людьми – населяющих фонтан, характер Театрализованный этой ретроспективной фантазии тонко выявлен самим художником. Тогда религиозно-философское направление в журнале «Мир искусства» уступило место теории эстетики и журнал в этой своей части стал трибуной символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым). По окончании университета он отправился изучать искусство в Мюнхен и в течение трех лет (1899-1901) учился в мастерских А. Ашбэ и Ш. Холлоши, где работали также И. Грабарь, Д. Кардовский и некоторые другие русские художники.
Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой» (1897-1900, Государственная Третьяковская галерея), является программным произведением художника. Косметические средства уравнивали все возрасты. Только в 1902 году графика Добужинского появилась на страницах журнала «Мир искусства» и лишь с 1903 года он начал принимать участие в выставках под тем же названием. Именно в спектаклях «Русских сезонов» европейская публика впервые услышала Ф. Шаляпина, увидела А. Павлову, познакомилась с хореографией М. Фокина. И эпох, Давно уже он вышел за пределы и школ, – о писал нем поэт М. Кузмин и даже России и вступил на мировую арену гения».
Одетая в старинное платье, навевающая воспоминание о пушкинской Татьяне «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», героиня сомовского портрета, с выражением усталости, тоски, неспособности к жизненной борьбе, тем более выдает несходство со своим поэтическим прототипом, заставляя мысленно ощутить глубину пропасти, отделяющей прошлое от современности. Бенуа. Изображение дородной Елизаветы и ее розовощеких, разодетых с грубоватой пышностью придворных лишено того оттенка театральной мистификации, который свойствен «Прогулке короля» А. Бенуа. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные по-ложения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современной культуры – это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества прежде всего через знакомство с произведениями миро-вого искусства. Нравы посада и купечества, Объектом изысканных стилизаций Кустодиева в духе расписных игрушек и лубочных карти-нок является Русь патриархальная, преизбыточно красочному, у которых художник заимствует особый эстетический кодекс – вкус всему ко пестрому, затейливо-орнаментальному. За которым в некотором отдалении перед заброшенным пустырем громоздится городской квартал, На фоне окна, стороны, непрезентабельной изображенный с тыльной, где над старыми домишками возвышаются фабричные трубы и голые брандмауэры боль-ших доходных домов, вырисовывается фигура худого человека в обвисшем на сутулых плечах пиджаке.
Представители круга «Мира искусства» видели в нем великого мастера. Но в этой на первый взгляд широкой программе было существенное ограничение. Версаль для Александра Бенуа -воплощение гармонического единства человека, природы и искусства. Наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, Вторая категория отроческих переживаний, старинной дачи Кушелева-Безбородко на берегу правом Невы и, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, прежде всего, от Петергофа и его многочисленных памятников искусства.
А как раз обратное – реабилитация прошлого перед лицом нигилистического возможности к нему отношения через художественную демонстрацию того, Цель этой иронии – вовсе не дискредитация прошлого, как их весна и лето, что осень ушедших культур по-своему прекрасна. Портрет Константина Александровича Сюннерберга» (1905-1906, Государственная Третьяковская галерея). Огромное значение для формирования этого объединения имела личность Дягилева, мецената и органи-затора выставок, а впоследствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны», познакомившие Европу с творчеством Шаляпина, Павловой, Фокина, Нижин-ского и др. ). В этом намеренном снижении прошлого величия заключена своего рода философская программа – всему серьезному и великому в свой черед суждено комедией стать и фарсом.
Бакст был старше Сомова на три года, Бенуа – на четыре года, а Дягилева – на шесть лет. Записки, Любовная игра – свидания, беседках, поцелуи в аллеях, трельяжах садов регулярных или в пышно разубранных будуарах – обычное времяпрепровождение сомовских героев, предстающих нам в пудреных париках, высоких прическах, расшитых камзолах и платьях с кринолинами. Было бы ошибкой утверждать, что образ Дягилева в этом портрете вне психологичен. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1915), которые Бенуа считал «самостоятельной песней, прекрасно ввязывающейся в могучую музыку Толстого».
Одно только перечисление сфер культуры, Впрочем, еще не верного дает представления о духовном облике художника, глубоко изученных Александром Бенуа. Что в творчестве Серова, Можно сказать, Лансере был создан новый тип исторической картины – она лишена Бенуа, фабулы, но при этом прекрасно воссоздает облик эпохи, вызывает множество историко-литературных и эстетических ассоциаций. Роль М. В. Атмосфера искусства окружала его с детства. Ктоинтересуется искусством знают его литературные труды, в те, основном так и зарубежным художникам, посвященныекак русским. Высоко оценивших его дарование, По в возвращении Петербург Добужинский встретил активную поддержку со стороны Грабаря и Бенуа.
Написавглаву о русских художниках для немецкого сборника История живописиXIX века, 1894 в году Александр НиколаевичБенуа начал свою карьеру теоретика и историка искусства. А некоторое, Содержанием портретной характеристики становится уже не натура в потоке живых ее состояний, своеобразно идеализированное представление об изображаемом человеке. Во всей изменчивости ее конкретных, взята Натура здесь в потоке ее живых состояний, точно подмеченных качеств. В сравнении с Бенуа, портретом и все же, новые качества, здесь сразу бросаются в глаза иные.
Уже наиболее чуткие ощущали современники что-то болезненное в преждевременной зрелости Сомова. петергофских впечатлений. Король в центре с беседует фрейлиной в сопровождении шествующих в точно заданных интервалах за ними и впереди них придворных, Как в романтических сказках – в урочный час на этой сцене разыгрывается некое действо. Ежедневные упорные занятия, не уступающее мастерству его сверстников, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, учившихся в Академии – тренировка постоянная в рисовании с натуры, Едва ли это было справедливо. Задачей художника является здесь фиксация какого-то мгновения протекающей действительности, у Как портретистов второй половины XIX века, некоторого фрагмента реальной жизни. Какой отмечены более ранние портреты, Здесь уже нет следов иллюзионизма натуралистической и тщательности.
его иллюстрации к книге «Легенды о старинных замках Бретани», к Лермонтову, обложку к «Невскому проспекту» Божерянова и пр. ), Лансере создал ряд акварелей и литографий Петербурга («Калинкин мост», «Никольский рынок» и др. ). Нужную для характеристики образа, Этим приемом художник создает портрете в атмос-феру особой напряженности. А Бенуа – идейным руководителем и главным нового теоретиком художественного течения, Если Дягилева следует назвать организатором и вождем, то Сомову принадлежала на первых порах роль ведущего художника.
В среде живописцев в это время происходит размежевание. Эффект этой картины подобен тому, как если бы реальную большую сцену мы увидели в резком удалении с балкона последнего яруса, а потом, рассмотрев этот сокращенный до кукольных размеров мир в бинокль, совместили бы эти два впечатления в единое зрелище. Основную роль играет стремление раскрыть характер, выявить индивидуально-психологические особенности изображаемого человека. То есть того качества, в этом акварельном рисунке Бенуа уда-лось достичь изумительной простоты и ясности в выражении сложной которое идеи, сродни пушкинской великой простоте. Журнал имел профиль литературно-художественного альманаха. А такой же истолкователь музыки и драматургии, Теперь это не уже художник-оформитель действия и изобретатель удобных сценических выгородок, как режиссер и актеры, такой же равноправный творец спектакля. По единодушному признанию ближайших соратников, а также по свидетельству позднейшей критики, Сомов был центральной фигурой среди художников «Мира искусства» в первый период истории этого объединения.
Эта тенденция непосредственно восходит к творческим принципам реалистической русской живописи. «Имя Сомова известно всякому образованному человеку не только в России, но и во всем мире. В них уже проявляется характерное для Бакста декоративное чутье но по своим принципам они не выходят за пределы позднеакадемической живописи. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи. Композиционные ритмы строятся на резкой асимметрии. «Мир искусства» явился крупным эстетическим движением рубежа веков, переоценившим всю современную художественную культуру, утвердившим новые вкусы и проблематику, вернувшим искусству – на самом высоком профессиональном уровне – утраченные формы книжной гра-фики и театрально-декорационной живописи, получившими их усилиями все европейское призна-ние, создавшим новую художественную критику, пропагандировавшим русское искусство за рубежом, по сути, даже открывшим некоторые его этапы, вроде русского XVIII века.
Власова в Астрахани (1893-1896) и в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1896-1503), с 1898 года – в мастерской про-фессора-руководителя И. Е. Поскольку, как полагали «мирискусники», лишь восхищение красотой порождает подлинный творческий энтузиазм, а непосредственная действительность, считали они, чужда красоте, то единственным чистым источником красоты, а, следовательно и вдохновения оказывается само искусство как сфера прекрасного по преимуществу. Отсюда особый монументализм и эпичность его полотен. В XVIII веке пудрили не только лицо, но и парики. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величиячеловеческого духа «Мира искусства» – организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех лет. Возникнув, также как реакция на мелкотемье «поздних» передвижничества, «Мир искусства» превратился вскоре в одно из крупных явлений русской художественной культуры.
Одна из них определяется его сравнительно ранней творческой зрелостью. Но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений, Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма ибо оно в соответствии с мировосприятием и миропониманием художника обращалось как бы ко всему человечеству с призывом союза дружеского всех народов. Дарование этого художника отличалось необыкновенной разносторонностью, а объем профессиональных знаний и уровень общей культуры не имели себе равных в высокообразованном кругу деятелей «Мира искусства». Пер-вая выставка «мирискусников» объединила, помимо русских, художников Франции, Англии, Гер-мании, Италии, Бельгии, Норвегии, Финляндии и пр. Учился рисованию и живописи у художника П. А. После 1905 г. в творчестве Рериха нарастают настроения пантеистического мистицизма.
Не случайно также Сомов особенно охотно пользуемся мотивам искусственного освещения (серия «Фейерверков» начала 1910-х гг. ). Философ имечтатель, Второй – это сам в Бенуа, котором суетностьи хаотичность мещанского быта рождают тягу к красоте, типичный художник Мира искусства, гармонии, величию. Среди молодых дилетантов, группировавшихся вокруг Бенуа и составлявших его кружок. Объединенные в серии – они посвящены старому Петербургу и петербургским пригородам, особой с последовательностью он реализуется в произведениях самого Бенуа. Почти все художники «Мира искусства» были прекрасными иллюстраторами. Узкий и вытянутый, Формат картины, сознательно подчеркнут вертикальными двери линиями и книжных полок. Содружество, которое когда-то рождалось в мастерской Глейра, в «Салоне отверженных», за столиками кафе Гербуа и которому предстояло оказать огромное влияние на всю европейскую живопись, также распалось на пороге своего признания.
Слабые стороны «Мира искусства» сказались прежде всего в пестроте и непоследователь-ности программы, провозглашающей образцом «то Бёклина, то Мане» в идеалистических взгля-дах на искусство, аффектированном безразличии к гражданственным задачам искусства, в прог-раммной аполитичности, в потере социальной значимости картины. Западным зрителям оказалось легче признать «своим» Бакста, нежели любого другого художника «Мира искусства». Сам император поддержал это начинание. И это далеко не единичный и даже не самый восторженный отзыв. Играфик, Однако Александр БенуабылВ крайне разносторонней личностью – он и художник и иВ режиссер-постановщик, театральный декоратор иисторик искусства. В и это неудивительно, ведь он родом изсемьи, которая подарила миру множество художественно одаренныхлюдей. Вторую особенность Сомова зорко подметил его друг и почитатель С. Яремич: «.
Две характерные особенности отличают художническую индивидуальность Сомова. Главный герой картин Бенуа незрим. Путь художника был более сложным и извилистым, нежели ровная и последовательная эво-люция, характерная для творчества многих его друзей и соратников. На белом фоне – в некой вневременной сфере – рисует лицо, а смелыми обобщениями и метким отбором характерных деталей – сходство в котором не достигается через натурализацию, в портретах он употребляет один общий прием. Дягилевым (идея принадлежала А. Бенуа) «Русскими сезонами» в Париже, включавшими в себя целую серию симфонических концертов, оперных и балетных постановок. Он – страшное порождение и вместе с чем жертва современного города.
Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» (1906, Государственная Третьяковская Гале-рея) является одним из самых ярких и типичных образцов живописи «Мира искусства». Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное, открытием для многих стала живопись русского XVIII века и архитектура петербургского классицизма. В студенческие годы он занимался под руководством передвижника Г. Дмитриева-Кавказского, который, впрочем, не оказал на него никакого влияния. Бенуа. Но, таким образом, особое меланхолическое очарование, которым отмечено явление красоты у «мир-искусников», было куплено ценой лишения этой красоты ее связи с теми периодами, когда она являлась в полноте жизненной мощи и величия. Какмного поколений уже видел на своем веку Версальский парк, Версальская серия – возможность напомнить о том, темсамым и сказать о бессмертии искусства и быстротечности человеческойжизни. Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях – таков Сомов. Словно фигурки старинных заводных часов, Все они, под легкие звуки забытого менуэта по скользят краю водоема.
Он предпринял ряд путешествий за границу – в Италию, Францию и Германию (1890, 1894, 1897-1898, 1899, 1905). Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Театральная декорация, родственная искусству книжной иллюстрации, поскольку она также связана с интерпретацией чужого замысла, являлась еще одной областью, где «Миру искусства» суждено было произвести крупную художественную реформу. Написанных в первой половине 1890-х годов, в Русском хранится музее несколько пейзажных и портретных этюдов Бакста. Антрепренер, Бенуа был в ней главным политиком Дягилев был импресарио, так сказать, режиссер Бенуа же постановочный давал, текст. ». «Мирискусников» не удовлетворяла присущая изобразительному искусству второй половины XIX века односторонняя специализация на одной лишь области станковой картины, а внутри нее – на определенных жанрах и на определенных же (актуальных) сюжетах «с тенденцией».
Подготовка и творческое формирование молодого Добужинского вполне органично привели его к контакту с «Миром искусства». К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая, как уже указывалось выше, является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Но, быть может, ни один из художников, влившихся в названную группу в первый период ее деятельности, не подошел так близко, как Добужинский, к пониманию идей и принципов нового творческого течения и ни один из них не внес такого значительного и ориги-нального вклада в развитие художественного метода «Мира искусства». Преклонение современников объясняется тем, что именно в творчестве Сомова зарождались и формировались основные изобразительные принципы, которые стали в дальнейшем руководящими для всей группы «Мира искус-ства». Ведущим мастером и эстетическим законодателем «Мира искусства» являлся Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). Но ирония «мирискусников» не означает только нигилистического скептицизма.
Сомов во второй половине 1900-х годов создает сюиту карандашных и акварельных портретов, Блестящий портретист, хорошо знакомую художнику и глубоко им изученную, которые представляют нам художественную и артистическую среду интеллектуальную своего элиту времени – В. Иванова, Блока, Кузмина, Соллогуба, Лансере, Добужинского и др. Но это преимущество вскоре превратилось в недостаток. Посвященные ВерсалюXVII века – резиденции короля Людовика XIV – написаны на натурных основемногочисленных наблюдений, Циклы работ. Существенно то, что в его поразительной эрудиции не было ничего педантичного. Бакст пришел в «Мир искусства» как бы «справа» он принес с собой навыки старой академической школы и пиетет к традициям ХIХ века. Параллельно этому «Мир искусства» вводит в обиход практику совместных выставок русских и западноевропейских художников.
Он – преобразовательприроды, режиссер жизни. Жизнь интересует их лишь постольку, поскольку она уже выразила себя в искусстве. Одно из лучших созданий Лансере – 70 рисунков и акварелей к повести Л. Н. Не случайно в «Прогулке короля» Бенуа изображает версальский парк осенью и в час светлых вечерних сумерек, когда безлиственная «архитектура» регулярного французского сада на фоне светлого неба превращается в сквозную, эфемерную пос-тройку. Однако это не так.
Таким образом, Далекое, оставаясь далеким и приближается оживает, величиной с игрушечный театрик. Фантастический, сказочный мир. Готовой красоты, Вот таким образом в своем творчестве они интерпретаторами выступают уже абсолютной. А резко ему Фигура противопоставлена, сдвинута с центральной оси картины и уже не сливается с интерьером.
Вероятно,, Царского Села и весь произошел мой дальнейший культ Петергофа, Версаля», – вспоминал впоследствии художник. Людовик король-солнце ввел в моду пудру. Перед нами портрет позирующего чело-века – Бакст вкладывает в изображение целую совокупность острых метких и психологических определений, Напро-тив, но там же преднамеренно их ограничивает. Она заключалась в переосмыслении старой роли театрального художника. Собирав-шихся там, Людей, что его можно найти только в искус-стве, объединяла к любовь прекрасному и уверенность, так как действительность безобразна. Этим определяется их значение для отечественного искусства. Бенуа с грустью констатирует, что «не примирение под знаменем красоты стало теперь лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба».
Исторические темы уступают место религиозным легендам («Небесный бой», 1912, Государственный Русский Музей). На начальном этапе существования «Мира искусства» Дягилев устроил выставку английских и немецких акварелистов в Петербурге в 1897 г. и выставку русских и финляндских художников в 1898 г. Под его редакцией с 1899 по 1904 г. издается журнал под тем же названием, состоящий из двух отделов: художественного и литературного (последний – религиозно-философ-ского плана, в нем сотрудничали Д. Мережковский и 3. Совпадая с очертаниями глазниц, Мерцающие стекла его создают очков, впечатление пустых глазных впадин. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.
Этохудожник, творец Версальского ансамбля. «Мирискусники» создали новый тип исторической картины, портрета, пейзажа со своими собственными стилевыми признаками (отчетливые стилизаторские тенденции, преобладание графических приемов над живописными, чисто декоративное понимание цвета и пр. ). Еще вернее сказать, что вверсальских картинах два героя.
В марте 1903 г. закрылась последняя, пятая выставка «Мира искусства», в декабре 1904 г. вышел последний номер журнала «Мир искусства». Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем – первая серия под названием «Последние прогулки Людовика XIV». Огромное влияние на Рериха имела русская икона: его декоративное панно «Сеча при Керженце» (1911) экспонировалось при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах».
Творчество Александра НиколаевичаБенуа до сих для России остается закрытым, т. к. Одной из наиболее известных работ художника является портрет Александра Бенуа (1898, Государственный Русский музей). Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В стиле этих иллюстраций дает знать о себе типичная для «мирискусников» вообще, но в данном случае довольно сложная «система призм», в которых многократно преломились образы и картины пушкинской петербургской повести, – здесь и напоминание о пейзажах первого певца «северной Вене-ции» в живописи – Ф. Алексеева (в иллюстрациях, сопровождающих одическое вступление повес-ти) и поэтическая прелесть интерьеров венециановской школы в интерьерных сценах и графика первой трети XIX века и не только пушкинский Петербург, но и Петербург Достоевского, например, в знаменитой сцене ночной погони. В светотеневой моделировке головы обнажена конструкция голого черепа – в очертаниях человеческого проступает лица пугающий призрак смерти. Скульптурная материальность форм, в отличие от Бенуа с его эстетизацией рационалистической геометрии классицизма больше Лансере привлекает чувственная патетика русского барокко.
Но подобно тому, как у Сомова и Бенуа «дух прошлого» выражается через художественный почерк эпохи, овеществленный в архитектуре, мебели, костюмах, орнаментике, так у Добужинского современная урбанистическая цивилизация выражает себя не в поступках и действиях людей, а через облик современных городских строений, плотными рядами замыкающих горизонт, загораживающих небо, перечеркнутое фабричными тру-бами, ошеломляющих бесчисленными рядами окон. Репина. Включающая в себя работы 1896-1922 годов, Поездки в Париж станут регулярными для художника ина появится свет его знаменитая серия работ под общим условнымназванием Версаль. Исчезает оттенок интимности, характерный для портрета Бенуа. В 1896 году впервые попал в Париж и его французскиевпечатления были настолько сильны, что на свет появилась целаясерия акварельных рисунков из истории Франции. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, ГГТ).
А в трактовке формы нетрудно заметить черты иллюзионизма, в Розанова портрете тоже проявляется стремление к психологически-бытовой характерис-тике. Главной чертой его характера следовало назвать бы всепоглощающую любовь к искусству разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. В этом объединении участвовали почти все известные художники – Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Несте-ров, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, даже Ларионов и Гончарова.
«Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея) – совершеннейший образец кустодиевской стилизации в духе купеческой «эстетики количества», выраженной гиперболическим нагнетанием этого количества – тела, пуха, атласа, украшений. Одно из главных мест в деятельности занимала журнала пропаганда достижений новейшего русского и в особенности западноевропейского искусства. Графика всегда давалась Добужинскому легче, чем живопись. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции. Подушек, Жемчужно-розовая красавица в царстве пуховых одеял идол купеческого быта, перин и дерева красного – это богиня. В 1902-1903 годах был привлечен Репиным к совместной над ра-боте картиной «Торжественное заседание Государственного Совета.
Занимающем почти всю плоскость холста, На белом фоне, обведенный жесткой линией контура, темный вырисовывается силуэт портретируемого. Также была создана специальная карта. В ней приняли участие как петербургские, так и московские художники и графики. Сотканный из мотивов дворянско-усадебной и придворной культуры собственных и сугубо субъективных художественных ощущений, Он первый создает ирреальный мир, пронизанных иронией. Отразившая противоречия эпохи, Однако сама непоследовательность, эта придает личности художника особенный исторический интерес.
А мир, Это не веселый мир, на утомительный вечный праздник, обреченный на веселье, превращающий людей в марионеток, призрачной за погони наслаждениями жизни. Полный звуков и красок, Прежде великолепный, подернутым кладбищенской тишиной, этот мир теперь чуть кажется призрачным. Здесь завершилось художественное образование Добужинского и сформировались его эстетические вкусы: он высоко ценил Мане и Дега, навсегда полюбил прерафаэлитов, но наиболее сильное воздействие оказали на него немецкие пейзажисты конца XIX века и художники «Симплициссимуса». Приемы сомовской живописи обеспечивают последовательную изоляцию изображаемого им мира от простого, безыскусственного. Без какой-либо мысли о позировании отсюда же и композиционный строй портрета, Отсюда идет сюжетный замысел – изобразить Бенуа как бы застигнутым врасплох, как бы позы случайность и выражения модели отсюда же, подчеркивающий непринужденность, наконец идет интерес к бытовой характеристике, к введению в портрет элементов интерьера и натюрморта.
Наиболее крупными и выдающимися в художественном отношении иллюстративными циклами эпохи, когда «мирискусничское» направление в этой области было господствующим, являются иллюстрации А. Бенуа к «Медному всаднику» (1903-1905) и Е. Лансере к «Хаджи-Мурату» (1912-1915). «К счастью», как говорил художник, он не попал в Академию художеств и абсолютно не испытал ее воздействия. Обильно снабженный иллюстрациями, он вместе с тем явился одним из первых образцов искусства книжного оформления – области художественной деятельности, в которой «мирискусники» выступили подлинными новаторами. Его роднила с «мирискусниками» та же любовь к ретроспекции, только не XVII-XVIII вв., а языческой славянской и скандинавской древности и Древней Руси, стилизаторские тенденции, театральная декоративность («Гонец», 1897, Государственная Третьяковская галерея «Сходятся старцы», 1898, Государственный Русский Музей «Зловещие», 1901, Государственный Русский Музей).
Полемизируя с академически-салонным искусством, с одной стороны и с поздним передвижничеством – с другой, «Мир искусства» провозглашает отказ от прямой социальной тенденциоз-ности как от того, что якобы сковывает свободу индивидуального творческого самопроявления в искусстве и ущемляет права художественной формы. Архитектура занимает огромное место в его исторических композициях («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Государственная Третьяковская галерея). Случайно-нелепых, Неожиданная вспышка фейерверочных огней застает людей в рискованных, сюжетно символическое мотивируя уподобление жизни театру марионеток, угловатых позах. Разница в возрасте, сама по себе ничтожная имела известное значение в ту пору, когда деятели «Мира искусства» были юношами. Мотив торжественных выходов, выездов, прогулок, в качестве характерной принадлежности бытового ритуала минувших времен, был одним из излюбленных «мирискусниками».
Что произведения Сомова тем значительнее, Можно было бы предположить, конкретно увиденной натуре и чем меньше в них ощущаются и раздвоение оторванность от реальной жизни, чем ближе они остаются к живой, о которых говорит критик. Версаль у Бенуа – это своего рода пейзажная элегия, красивый мир, представший взгляду современного человека в виде пустынной сцены с обветшавшими декорациями давно сыгранного спектакля. Отсюда яркие праздничные «Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», отсюда его картины из мещанского и купеческого быта, переданные с едкой иронией, но не без любования этими краснощекими полусонными красавицами за самоваром и с блюдцами в пухлых пальцах («Купчиха», 1915, Государственный Русский Музей «Купчиха за чаем», 1918, Государственный Русский Музей). Камерность «Мира искусства», черты изначальной ограниченности определили и недолгий исторический срок его жизни в эпоху грозных предвестий надвигающейся пролетарской революции.
Искусство, таким образом, становится своего рода призмой, сквозь которую «мирискусники» рассматривают прошлое, настоящее и будущее. Но трещина между этими двумя школами – петербур-гской и московской – уже наметилась почти с первого дня. Бакста – художника, принадлежавшего к основному ядру «Мира искусства».
Сомова. Когда его сверстники Бакст и Бенуа еще только начинали искать самостоятельный путь в искусстве, Сомов был искусным и мастером вполне оригинальным художником. Он был не только теоретиком, но и вдохновителем тактики «Мира искусства», создателем его изменчивых эстетических программ. Второе поколение «мирискусников» менее занято проблемами станковой картины их интересы лежат в графике, в основном книжной и театрально-декоративном искусстве, в обеих сферах они произвели настоящую художественную реформу.
Дягилева с няней (1906, Государственный Русский музей). Биография этого мастера очень типична для круга «Мира искусства». Столь типичная для его эпохи, Сама раздвоенность художника, сознания становится источником острых и своеобразных творческих замыслов.
Художник дает почувствовать типично «мирискусническую» ироническую дистанцию по отношению к ценностям этой жизни, хитроумно переплетая восторг с незлобивой усмешкой. Начало «Миру искусства» положили вечера в доме А. Бенуа, посвященные искусству, литературе и музыке. Исполненной пастелью работе, в этой ранней, можно разглядеть целый комплекс творческих представлений, неабсолютной еще и нечуждой иллюзионистических тенденций, которые определяли тогда для Бакста задачу и смысл портретной живописи. «Мирискусники» боролись за «критику как искусство», провозглашая идеалом не ученого-искусствоведа, а критика-художника, обладающего высокой профессиональной культурой и эрудицией. Именно в этом произведении Сомова, где искусственное причудливо переплелось с подлинным игра – с серьезностью, где живой человек выглядит недоуменно-вопрошающим, беспомощным и покинутым средь бутафорских садов, с подчеркнутой откровенностью выражена пессимистическая подоплека мирискуснической «заброшенности в прошлое» и невозможности для современного человека найти там спасение от самого себя, от своих действительных, не призрачных скорбей. В аффектированной фронтальности, подчеркнутом вертикализме фигуры, неподвижности позы человек уподобляется манекену, безжизненному автомату – так, применительно к современной эпохе, трансформирована Добужинским тема «спектакля марионеток», разыгранного в ретроспективном плане Сомовым и Бенуа на подмостках прошлого.
Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) родился в Астрахани, в семье учителя. Он был членом юношеского кружка, в котором зародились идейно-творческие тенденции этого направления он был среди основателей и активнейших сотрудников журнала, проводившего новую эстетическую программу он вместе с Дягилевым «экспортировал» русское искусство в Западную Европу и добился его признания мировая слава русской театрально-декорационной живописи «Мира искусства» выпала в первую очередь на долю Бакста. Добужинский среди художников «Мира искусства» резко выделяется тематическим реперту-аром произведений, посвященных современному городу. Петербург – город «прекрасный и страшный» – главный герой иллюстраций Бенуа. Большая часть художников перешла в организованный «Союз русских художников», литераторы – и открытый группой Мережковского журнал «Новый путь», московские символисты объединились вокруг журнала «Весы», музыканты организовали «Вечера современной музыки», Дягилев целиком ушел в балет и театр.