Теперь же художник взялся за художественное выражение на холсте драматических коллизий, которыми была переполнена жизнь в столице в те времена. Оно рисовало жизнь, Картина была маленькая по размерам, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями, оно ее «объясняло» – но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина "невесело солнце всходило" и каждый день у какой-нибудь избы, как то в утро, когда хоронили Прокла, 8 Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани – о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, Ведь то, что изображал художник Перов в своей картине, то, происходило повсюду на Руси.
Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа». Движение в глубь картины подчеркивает встречное движение плывущих по небу тяжелых снежных облаков и тот прорыв в глубину, впечатление которого создает светлая полоса у горизонта. И смерть кормильца и обездоленность семьи – везущая в страшный санях груз, Возница молодая вдова и сиротство малых детей, в котором соединилось все. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Что в качестве сюжета и темы художник выбирает не событие само как таковое, Эта картина уникальна тем, которое является его производным, а то состояние.
Если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, 10 Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж. Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».
жил он где-то в тайниках души, подсмотренный ещё в юности, в деревне может быть, прозвучал для него в какой-нибудь печальной русской песне, в похоронном колокольном звоне или был навеян поэмой Некрасова "Мороз, Красный нос", которая всегда вспоминается, когда смотришь картину "Проводы покойника". Но необычайно точные линии, Скупые, не менее сильно, которыми охарактеризована женская фигура, стихи чем Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Суровые и мрачные сцены народной жизни встают с полотен Перова.
Ибо они подчинены этому целому, Но все эти не детали нарушают общего целостного впечатления от картины. С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме Мороз, Красный нос, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого. Прослеживая взглядом силуэт группы, зритель как бы ощущает движение саней, поддержанное ритмично повторяющимися кривыми в очертаниях крышки гроба, плечей крестьянки, дуги. Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа». Эта группа замкнута в своем силуэте, Изображенная на фоне снежного пейзажа, отделенный своем в несчастье от остального мира, представляя как бы затерявшийся маленький мирок. Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. Как зритель успеет рассмотреть картину во всех частностях, Еще до того, проникается ее скорбным настроением, улавливает он трагизм изображенной ситуации. Свинцовые тучи, Темные, тяжело зависли над землей, закрыв полнеба, погасив обильного сияние снега, растворив его белизну в рефлексах серого.
Всегда предполагающее динамику, Художник избирает диагональное построение обоснованную композиции, здесь самим контекстом действия. В которой нет ропота, она Именно главный нерв художественного образа картины, страстного движения чувств, бурного, но только тихое смирение. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе. Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты.
Холодный, Разбежавшийся по нему тенями интенсивности различной серый цвет, главенствует в колорите картины, безжизненный, определяя ее тональное звучание. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Вероятно, в отечественном искусстве это, в которой тонко и деликатно раскрылось, первая картина, может быть, самое сокровенное в русском человеке его самоотречение терпении в скорбей. Данный мощным аккордом в верхней части картины, Резкий контраст темного и светлого, отзываясь глухим, постепенно смягчается, тусклым эхом в поле живописном холста. И вот таким образом сразу бросается в глаза, Она не случайно выделена художником из тональной тусклой гаммы интенсивным темным пятном.
Здесь она особенно отчетлива, в женской очерке фигуры она достигает наибольшей красноречивости, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба. Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. Кусок домотканого холста, высунувшийся в щель из-под крышки гроба, веревка, обвязывающая гроб, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности тулуп и шапка умершего отца, в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце.
Написано полотно на холсте масляными красками. Дополняющие, При более внимательном в рассмотрении картине выступают отдельные детали и частности, создающие реалистическую конкретность образа, углубляющие и усиливающие первое впечатление. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Труды над картиной начаты были спустя несколько месяцев после возвращения в Москву и завершены годом позже. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. Сдерживающих и, в этом пластическом противостоянии двух сил, нейтрализующих друг друга, можно сказать и возникает необходимая столь Перову статика. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.
Тощая, Хмурый зимний ландшафт, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, понурая лошаденка, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон к прижавшиеся грубо сколоченному гробу. Судьбе крестьянства, Дореформенной и послереформенной горькой деревне, жизни детей, тяжелой доле русской женщины, городской бедноте посвящает свою музу Некрасов. Но еще более в компактности особой маленькой группы людей, Одиночество осиротевшей семьи ощущается не только в отсутствии провожающих, жмущихся к сосновому гробу. Устало опущенные плечи, Зритель согнутую видит непосильной тяжестью жизни спину, горестно поникшую голову.