Он в восхищении подолгу простаивает перед картинами великих мастеров исследуя каждый мазок их кисти. Знакомится со старым и новым Он искусством, ходит по картинным галереям и художественным салонам. Интересен один факт из биографии художника: еще до создания «Христа в пустыне», в 1869 году, Крамской получает большой заказ на создание иконостаса. Внутри элитарного клуба, которым было «братство», постоянно шел обмен мнениями, обсуждения, которые позволили выработать единый подход к искусству и в целом идеологию стиля. Согбенные плечи еще усиливают больше впечатление земной природы этого одинокого человеческого существа. Человека их трудной эпохи, Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека, всеми со его проблемами, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор.
Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. В ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, Чтобы найти «своего» Христа, Антверпен, затем в перебирается Вену, Париж. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. И в-третьих, пустыня несет религиозно-философский контекст: это место борьбы человека с собственной совестью, со своими страстями, место нравственного и духовного выбора.
Шла вторая выставка передвижников. И казалось, я был абсолютно поражен этим живым воспроизведением душевной Христа, жизни в жизнь свою я ничего интереснее не слыхал. Не Царя царей, Вот таким образом он изобразил Сына не Божиего, человека размышляющего, а как бы архетипический образ человека мыслящего. Так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в противостоянии себе всему и миру, в произведении нет ярких радостных красок.
Звание профессора Крамскому не было присуждено. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде и ничего не шевельнётся, страшно становится8230 Сколько раз плакал я перед фигурой, этой думает. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание.
Пустынная почва мертва, Художник изобразил Христа сидящим на холодных камнях, серых будто сюда еще не ступала нога ни одного человека, кажется. На первой выставке Товарищества экспонировалисьПортрет Ф. А. Веру в Христа как Богочеловека должен приносить и зритель. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. Но его всегда мучил один вопрос: на что можно ее употреблять.
А как бы обычного человека, Зритель не видит Сына Божьего, погруженного в нелегкие размышления. Иконографический Христос, Это фактически канонический, разве что нет нимба и лицо развернуто его в три четверти. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. К теме Христахудожник неоднократно возвращался.
Что он занят важным для него вопросом, Мне стало ясно, что страшной к физической усталости он нечувствителен, настолько важным. Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Третьякова (1876, ГТГ), И. И.
gt И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Достойный быть предметом внимания самых одаренных гениев искусства, Так один ключевых из евангельских сюжетов, которым тот не преминул воспользоваться, сыграл для Крамского роль всего лишь роль средства. На нем печать глубокой думы. «на утре исстрадавшийся измученный, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена Крепко давно задумался, молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья – усталый, Вопросы тревожили художника и однажды он увидел. «Картина моя, – вспоминал Крамской, – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений.
Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Одна глиняная голова, Как говорилось выше, несколько рисунков рук и набросков драпировок и 12 набросков небольших самой композиции, несколько этюдов головы с натуры – эскизов к большому и такому сложному полотну было необычайно мало. я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», писал Крамской. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль.
«Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Т. 2. И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. Господь, неимоверным душевным напряжением измученного голодом, физической усталостью, мучительным раздумьем, борьбой – с кем – почти иконографический Христос первого варианта полотна превратился в человека, Очень мало общего сохранил этот образ от варианта первого картины. «Никто не отнимает ее (жизнь. Что он – умнее, о том, Через лучше год после открытия Второй выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину, талантливее.
И вот я однажды. Он отметил это событие с товарищами в своей съемной квартире так и положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Тщательного по рисунку и светотеневой моделировке, живописного Характер портрета – лишенногооколичностей, но сдержанногопо цветовой гамме – также складывается у Крамского в эти годы. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает.
Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Которые на своих встречах вместе рисовали, Крамского Вокруг быстро сложился круг молодых художников, обсуждали работы друг друга и происходящее в искусстве, читали вслух. Можете себе представить, я его огорошил, как шесть тысяч рублей Вот он и завопил, за одну с фигуру него требую не более не менее. И тут же превозносили.
П. М. lt. Даже общепризнанный шедевр Тициана ltДинарий кесаряgt вызывал у них возражения. Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться».
Чем, каким способом я могу быть понят. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий). Что с Крамским произошел один из тех редких Павел случаев, Михайлович догадался, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами.
Что сам автор был сбит с толку, Но каждый зритель видел Христе в Крамского настолько разные смыслы и образы. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской. Как писали Христа величайшие европейские е. увидеть, мастера), затем в Вену, художник уезжает в Германию, Антверпен, Париж.
В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали». В момент окончания работы над картиной, Ранее, что все пять лет, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, «ни разу не колебался в том», он что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Что с ним пребывает Про Истина, Иисуса Крамского невозможно сказать, а, поскольку Его лицо не освещено внутренним светом откровения, напротив, затенено. Чем могли себе представить недоучившиеся молодые художники, а жизнь после из выхода Академии оказалась куда более тяжелой. В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, втом числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М.
– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Впрочем, критика им была и не страшна. Одни – объективные, так сказать, наблюдающие жизненные явления и их воспроизводящие добросовестно, точно другие – субъективные. Одним из идейных вдохновителей и которого организаторов был сам Крамской, Картина впервые была представлена зрителю на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Пройдет несколько лет Илья и Ефимович услышит от своего старшего товарища уже несколько иные речи. Нет.
– говорит дьявол, «Ладно, с которой видны все царства – вселенной, Ты не захотел для Себя одного употребить эту силу – вот высокая гора. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. И я тихонько на цыпочках удалился, Он меня заметил, не и затем уже я не мог забыть ее», чтобы не мешать. – Это я взял заказ писать образ Христа.
Выпускники попросили совет академии разрешить им тему выбирать работы каждому по склонностям и интересам. Служившие для него источником заработка. Крамской- выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов, Втечение всей жизни художнику приходилось выполнять также и многочисленныецерковные портретные заказы. Рассекает е надвое, Низкий горизонт придает ей монументальность, трагической и двуединой и на фоне бесконечного пустыни пространства и неба она воспринимается особенно одинокой. Обращаясь к Шекспиру и Данте, Сюжеты в равной степени они из черпали литературы художественной.
М., 1954. Еще будучи в академии художеств, годов, в 1867 году – первый вариант он картины, делает первый набросок, который его не удовлетворил. Осенью того же года поступил вАкадемию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Как он с грандиозным скандалом покинул свою Alma Mater, Десять лет прошло с тех словно пор, старик только что вышел, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед глазами, пришаркивая левой ногой. Осмеиваемый как Царь Иудейский", Он долго трудился над картиной "Иисус Христос, которая у было еще одно название 8212 "Хохот". Выезжал он в Европу и в последующиегоды. Преобладающей областью художественных достижений для оставался Крамскогопортрет. Но пойти за Ним не решался. Превратив камни в еду, Когда предлагает бес Христу попробовать свои силы, Господь отвергает унижение этой Божественной мощи ради удовлетворения нужды.
Особенно напряженно художник работал летом 1872 года. Как и Ветхого Завета, Сюжеты Евангелия, давались в качестве заданий программных молодым студентам академии художеств. «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, ни Богоматери, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». Эта действительная жизнь для других, потом Но мне вдруг стала ясно и живо представляться эта глубокая драма на земле. 3:20).
Что ж после этого. И тут же превозносили. Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не не мог писать.
Крамской выбирает переходное время суток. Сколько бы еще разных мнений, Кто знает, бы если ей суждено было состояться, вопросов и толкований вызвала это работа. 4:13). Ведь я люблю его, да как еще люблю, если бы вы знали. » В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Сотрудничества иглубоких духовных они интересов во многом обязаны Крамскому, Царившей здесь атмосфере взаимопомощи.
Эксперименты, Постоянные внутренние поиски стремление художника, творческой личности найти истину, борьба с самим собой. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену 6000 рублей. Что он создал идеальный образ для воплощения раздумий современных над вечной темой служения людям, Говорили, самоотверженности и мужества Понемногу Иван Николаевич к этому привык, готовности к подвигу. И в пятнадцать лет он оказывается в подмастерьях иконописца, Любовь к рисованию у мальчика с проявилась самого раннего детства, у которого прослужит около года. Человек глубоко погружен в свои мысли – его отshyсутствующий взгляд, сцепленные пальцы крепко сжатых рук, его поза и выражение лица без труда выдают это. Которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, Мне очень странным показался как тон, о близком человеке. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал.
Для него была абсолютно очевидна историческая подлинность евангельского повествования. Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, Вот таким образом неудивительно, растратившим его на полусалонные портреты, так не и сумевшим раскрыть свой талант, в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии. Прерафаэлиты предпочли второе. Сколько дух секуляризма и причиной этому послужили не столько масштабы дарования художника, успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать нее на свое разрушительное воздействие.
«Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати». Он уже не говорить переставал о Нем весь вечер, – Начав понемногу о Христе по поводу образа. Которое бы не болело, Нет места в человеческом сердце, которое бы не было дерзким самым образом осмеяно, нет чувства. В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной.
Работа над образом Христа потребовала от художника гигантского напряжения. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли. Тонкая розовая полоска на горизонте – это заканчивающейся символ ночи и рождения нового дня – рассвет, Время суток, новой жизни, тоже выбрано не случайно.
lt. И казалось, я абсолютно был поражен этим живым воспроизведением душевной жизни Христа, в жизнь свою я ничего интереснее не слыхал. Кто Он – Христос, Он так долго смотрел на эту картину, Сын Этой прекраснейших из земных – женщин словно хотел спросить у Рафаэля. Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал до той пока поры, не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, 8211 словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать8230». – Примеч. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя.
Который мог бы получиться в конечном в итоге, нем уже видны зачатки того шедевра, но картина по разным причинам осталась незавершенной. Так и получилось. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Почему. Кошелева (1866) все – в ГРМ. На искусство Раннего Возрождения и фламандцев, Так как в своих художественных поисках они ориентировалась на эпоху, дорафаэлевскую то и название себе дали соответствующее.
Нет ли в этом необычном для русского иконостаса видении образа Христа зачатка того желания сказать людям «нечто», что будет пытаться сказать художник в том полотне, замысел которого уже зреет в нем в это время. Ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и художественной стратегией, Прерафаэлиты были авангарде в и здесь. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» или, по-другому, точного «контекста». Описанного в трех первых Евангелиях, Тема искушения Христа, когда он учился в Академии, увлекла еще Крамского в начале 1860-х годов. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным.
По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а нигде вокруг и ничего не шевельнётся, страшно становится Странное дело, думает, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё Кто это был. Самон, подобно Ге и Поленову, в образе Христа выразил идеал человека исполненноговысоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию. Это соблазн антихриста и Крамскому он тоже был знаком. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Это была галлюцинация я действительности, в По всей вероятности, не видел его. », надо думать. С одной стороны холодная каменная пустыня, символ будущего преображения – а с другой небо – света мир и надежды, Линия горизонта делит холст на две части.
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Сомневаться, Этот Христос страдать, способен людям и это делает его таким близким нам и таким далеshyким от бесстрастного неба. Он уже не говорить переставал о Нем весь вечер, – Начав понемногу о Христе по поводу образа.
И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. – Это я взял заказ писать образ Христа. По собственным признаниям, Замысел картины Крамской, Картина художника действительно воспроизводит каменистую бесплодную безводную и местность. Крамской, Уже будучи предводителем Артели художников, старался по справедливости обеспечить более-менее достойную жизнь членам всем Артели, часто в ущерб себе. Позднее, когда замысел обрел нравственно-психологическую содержательность, Крамской придал ему личностный характер. Неподвижная фигура сидящего человека четко вырисовывается на фоне бесконечной каменистой пустыни и бескрайнего утреннего неба. Что ему не делать потребовалось много эскизов к картине, Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского.
Поглотив древнюю цивилизацию и открыв человечеству бесконечную область духа – на фундаменте пластики, древней «Оно одно, воздвигло новые и вечные идеалы. Разве можно это написать. Учащийся Императорской Академии художеств, Иван Крамской, получил свой за рисунок малую серебряную медаль. Итак, кого же изобразил художник. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии.
Совершенным Человеком, Христос был для безусловным него нравственным идеалом, сыгравшем в истории вселенной огромную роль. В это времявполне определилось и призвание Крамского-портретиста. В 1862 году он работает над картонами для росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун 8211 «Ииисус омывающий ноги Петру».
Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Это был скандал невиданный. Когда солнце было еще перед ним, Он сел так измученный сначала он проводил глазами солнце, сел затем усталый, не заметил ночи и на заре уже, когда солнце должно подняться сзади его, он все продолжал сидеть неподвижно. Что искушение, Иван Николаевич понимал, случается с каждым из нас, совершившееся с в Христом пустыне. В ноябре 1863 года, Шестью годами позже, собрался где Совет Академии, в конференц-зал, явилось пятнадцать лучших выпускников.
Он отчаянно спорил с ним о вере. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». «приехал Третьяков, да и есть, торгуется, с – чего покупает у меня картину, То вдруг сделался даже равнодушным. Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне».
Но как рассказать. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление. Одним из первых в светской живописи обращаясь к сюжету искушения Христа в пустыне, Иван Крамской же, процессе в работы полностью переосмысливает обычную трактовку этой истории. 8212 пишетвпоследствии художник, влиянием «Под ряда впечатлений, 8212 у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Что они написали, Когда в лучших своих произведениях они оказываются самих умнее себя и не сами не могут оценить то.
Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. 4:2). «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». И у прежних художников Библия, По Евангелие словамКрамского и мифология служили толькопредлогом к выражению абсолютно современных им страстей и мыслей. В каком-то смысле критики были правы. «Христа» хотели купить многие но достался он П. Третьякову.
«Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. За попытки исторической реконструкции, Правда, героев а земной телесностью, за наполнение полотен достоверными подробностями, они терпели жесткую критику. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе.
Но тогда о чем он размышляет, почему так мучительно его раздумье. Разве можно это написать. Очень интересна композиция полотна, она играет далеко не последнюю роль в понимании смысла картины. Как часто закрадывалась к нему мысль о его превосходстве над другими людьми. Которым он начал говорить о Христе – он говорил о Нем, Мне очень странным тон, показался как о близком человеке.
Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Все и поверилиgt (Переписка И. Н. Крамского. Картина Крамского «Христос в пустыне» наполнена глубоким смыслом и размышлениями о жизни Христа. Художник сразу же отказался такого от варианта картины и приступил к новым мучительным поискам, Итак. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Сама поза Христа, Но не только время суток говорит о том, его слипшиеся от долгого молчания губы, его лицо израненные о камни ноги, насмерть переплетенные от духовного напряжения пальцы рук, все – это говорит нам о том, что прошло уже немало времени с тех пор, как Спаситель отправился в пустыню – что это за исторический момент.
Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Часто встречающиеся в его эпистолярном наследии и уже совсем сбивали с толку современников и последующих русского исследователей искусства XIX века рассуждения художника об атеизме. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.
Просветить, то есть сделать доступными их для всех – то есть дать зрителям познакомиться с русским искусством привить обществу любовь к искусству и продать произведения, Целей товарищество видело как минимум три. «под влиянием ряда у впечатлений меня осело очень тяжелое ощущение от жизни – о своем Христе Крамской писал. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Композиция полотна очень проста. Но все же я догадывался, точно Он постарел на десять лет, который, что это такого рода характер имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности.
«Психологическое состояние перехода от мучительных раздумий к твердому решению, готовности к самопожертвованию убедительно выражено в позе Христа, осунувшемся, посуровевшем лице, замечательно найденном жесте сжатых рук» 7, 52. «какая тоска и муки охватывают бедную мою мать, не ходить в церковь, как это можно не почитать Бога, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост – она никак не может переварить и вдруг странное признание. Лицо Христа и его поза выражают не практически ничего, Во-вторых, кроме легкой усталости и задумчивости. И к преподаванию в ней, Постепенно в этом начало кругу проявляться охлаждение и даже разочарование и к Академии и к профессуре. Там Иисус Христос должен был приготовиться к общественному своему служению постом и молитвою. Едва ли. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.
Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда него на находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию. Начал философствовать. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет».
Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека. Демонстративно они положили на стол делопроизводителю свои прошения о им выдаче дипломов на звание художника. С. 285). Скверная штука жизнь. ». Наоборот, Там нет пустыни, воины, огромная толпа народу, смеющиеся над Христом, но на Христос этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским в 1872 году.
Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Что в становлении замысла картины для Крамского определяющую роль сыграла не какая-то высокая религиозна идея, не Примечательно интерес к личности Иисуса Христа, не богословская истина, а случайное впечатление. центром картины Крамского, безусловно, является изображение Христа. То с точки зрения Гончарова, Что касается гениев искусства, все почти они принадлежат христианству. В начале шестидесятых годов Крамской делает эскиз фигуры Христа превосходный и этюд его головы.
Это есть выражение моих личных мыслейgt. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Что Христос у Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт Противники святости, картины говорили, возмущались нерусским типом лица Христа. Что это сделал русский художник, Более всех для меня понятен bdquoХристос в пустынеldquo Крамского я считаю эту картину крупным произведением и радуюсь, очень может быть, но со мною в этом, никто не будет согласен».
Идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Это было объединение художников, Данте Габриэль и Россетти Уильям Холман Хант. А на передний план выдвинулось начало сугубо у антропологическое, Крамского сакральное начало отодвинуто далеко вглубь. Должно непосредственно участвовать жизни в и касаться всех ее сфер, Искусство, считали прерафаэлиты. Как известно, (Для создания этого пустынного пейзажа Крамской, в 1871 году предпринимает специально поездку в Крым. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Я не знаю.
Вену, Посещая другие города Европы Париж, что граничит с образами Иисуса Христа в картинных галереях, Антверпен упорно он изучает все изучая искусство старых мастеров. В которой как бы соприкасались два жанра – портретный ибытовой, Неоднократно Крамской такой обращалсяк форме картины. Судя по его друзьям, письмам Так как, мучительный выбор, он изначально хотел показать глубокое раздумье, душевную, внутреннюю работу человека измучившую его.
Он вынужден был пойти стопам по отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. 1857 год. Нельзя не признать, Вместе с тем, которые содержались в книгах Д. Штрауса и Э. Ренана, что художественная концепция образа у Христа Крамского оказалась созвучна тем теориям. Христианского искусства и религиозного сюжета, в 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась исторической судьба живописи.
К нему обращался один не европейский художник, Этот сюжет не самый редкий в мировой живописи. Фигура согбенна, Ноги Христа изранены об острые камни, над склоненной руки головой, мучительно стиснуты, не замечаемое им, течет и течет время. 1848 год. 8230 И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье.
Что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, о хлебе насущном пришлось думать Постепенно друзья стали замечать, в глазах появился лихорадочный нездоровый блеск, побледнело. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей). Изображенного на фоне нежно-розового, Лик Иисуса, выглядит рассветного бледным, неба изможденным. Им удалось создать прекрасный и божественный лик Христа.
Картина 171Христос в пустыне187 на появилась Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Устремленного в этом направлении, в результате творческого обыкновенному поиска, человеку были приданы черты Иисуса. Природа щедро одарила Крамского талантами и он ощущал в себе эту силу. Что же привлекло меня в этой картине. И воочию увидеть, Чтобы отбросить все сомнения в 1869 году Крамской решился поехать за границу, он часто посещал Дрезденскую галерею и любовался подолгу образом Сикстинской Мадонны, как европейские мастера изображали Христа в своих полотнах, размышляя о создании образа Христа в своем понимании согласно евангельского повествования. С которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, Затем несколько лет работает Крамской ретушером у фотографа, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом.
«Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», 8211 говорил Крамской. Редко встречающихся в чистом типе, «Художников существует две категории, но же все до некоторой степени различных. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не ни уступить шагу злу. В лице Христа, особенно во взгляде, полном напряженной мысли, читается некая отрешенность, отсутствие реальности здешнего мира. Оказавшийся в трудной ситуации выбора, нравственно-экзистенциального Его интересовал человек. Что все постигающие его искушения идут, Где-то в глубине души он чувствовал, по крайней мере, должны или идти ему же на пользу.
Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. Художник пишет о Христе о как единственном и исключительном явлении всемирной истории, с другой стороны. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Ты сможешь творить добро для всех». Возможно, под влиянием этого художника Крамской и стал задумываться о том, чтобы написать своего Христа, такого, каким он сам его видит.
Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Максимально приблизить их к настоящему времени, Новаторством вписать было исторические образы в современный контекст. Со всей силой юношеского максимализма Крамской стал доказывать «всему миру», что «ни хлебом единым жив человек».
А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий». Что ни делай разрушители, скептики, В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место. Но теперь. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей.
Картина была принята очень неоднозначно. История Евангелия, Итак, встречается всех у евангелистов-синоптиков, с детства знакомая любому современнику Крамского. За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Во-первых, Дело в том и полуфигура сидящего Христа занимала весь формат, холст был вертикального формата, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте где полотна, большую часть холста занимает пустыня – что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка. Таким увидел на картине Христа этот писатель.
Как понял автор, Ошибочным, лишивший произведение «широкого дыхания» или, был выбор сам вертикального формата, по-другому, точного «контекста». Россия. Он отказывается.
Неужели это та самая книга. Некоторые подобные работывоспроизведены в данном издании. Человеческих судеб и исторических перипетий, увлекала Их Библия в качестве источника драматических сюжетов. В основном изображая ее в небольших клеймах икон, Однако в отечественном изобразительном к искусстве этой евангельской истории прибегали крайне редко. Второй вариант картины был написан за год. Крамскойвышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижныххудожественных выставок.
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Но теперь. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул». Он отчаянно спорил с ним о вере. Он не замечает ничего вокруг Себя.
Иван Николаевич принимал слова Откровения Иоанна Богослова. Что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, Дело в том, вместе тем с уничтожил религиозное искусство в Европе. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен. Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Относящееся к ней большое полотноХохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным.
В 1857 году оказался вПетербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Погруженного в свои мысли, Однажды во время лесной прогулки он увидел на сидящего пне человека. Эта действительная жизнь для других, Но потом мне вдруг стала ясно и живо эта представляться глубокая драма на земле. Ты только мне поклонись – и все это будет Твое. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». В годы учения сплотил вокругсебя передовую академическую молодежь.
Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Отстаивал свободу от творческих ограничений и извне часто отказывался от материальных благ и удобств ради своих идей, Крамской стремился к справедливости.
Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. Так выполнены известные портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. А все-таки не отходит». Тогда он чаще всегоприбегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). За основу картины взят знаменитый евангельский сюжет о посте сорокадневном Иисуса Христа в пустыне и Его искушении дьяволом, Итак.
«приехал Третьяков, да и есть, с торгуется, чего – покупает у меня картину, То вдруг сделался даже равнодушным. И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Художник прямо сказал о своем сугубо секулярном понимании представленного на полотне Таким образа, образом. Вот таким образом, когда в день экзамена торжественно была объявлена тема конкурса (после этого художником на ее реализацию давались сутки в запертом помещении), четырнадцать человек объявили Совету об отказе в нем участвовать. Крамской и его 13 товарищей ради своих принципов отказались от окончания блестящего академии и всех последующих благ, Таким образом, которые оно сулило. Слиплись от долгого молчания, Губы его как бы засохли, ничего хотя не видели и только глаза выдавали внутреннюю работу.
В Лондоне 8211 центре мировой экономики, столице британской империи 8211 возникает «Братство прерафаэлитов». Во взгляде Сына Божьего читается невероятная сила воли и готовность сделать первый шаг на каменистом Но пути изможденное лицо Христа передает не только страдание, ведущем к Голгофе. Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7, 218. Крамской далеко не первым в русской светской живописи обращается к теме выбора пути и образу к Христа, Конечно. Цвета одежды Христа канонические: зеленый и красный. Но в письме к заказчику иконостаса художник просит разрешения написать Христа необычно, с фонарем в руке, согласно словам Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр.
Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Были созданы также собирательные портреты крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк. Который решает отказаться от материальных благ ради других людей, Человека своего тяжелого исторического времени, как бывало это и с самим художником. Художник берет за основу то место в тексте Евангелия, Надеясь сказать новое слово в трактовке художественной образа Христа, жаждой и дьявольскими искушениями, где говорится об испытании голодом, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне.
Гравюрные копии лучших произведений популяризации содействовали их идей, Публичные и передвижные выставки. В котором фигура Христа кажется окаменевшей от своих дум, Пустыня у Крамского символизирует леденящее неживое пространство. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Знакомится со старым и искусством, новым Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает поездку в Крым, а вернувшись на Родину, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.
Его картина висела последней. Откуда же такая творческая противоречивость. Что образ Христа и мучительного тема выбора прошла серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной, Мы совершенно уверены. Мы все знаем, чем обыкновенно кончаются подобные колебания. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам.
Чистякова (1861), Н. А. Крамской был человеком с весьма активной жизненной позицией, стремившимся к честности и справедливости, несомненным лидером. Можете себе представить, его я огорошил, как шесть тысяч рублей Вот он и завопил, за одну фигуру с него требую не более не менее. Он отказывается. Но, в 12 лет он окончил уездное училище с похвальными листами по всем предметам, не смог поступить учиться в гимназию из-за средств, недостатка потеряв в этот же год отца. ltgt.
Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Революционером, Крамского называли нигилистом, в абстракционизме, обвиняли в кощунстве, неясности в идей. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи. В 1869 году Крамской едет за границу, чтобы на месте «изучить вс, что было сделано «в этом роде».
Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. По его мнению, лучшее изображение Христа дают полотна итальянских художников. Эти последние формулируют свои симпатии и антипатии, крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего.
Тернистый путь на Голгофу, путь страданий самого Христа и его последователей – путь мучительного нравственного людей, перерождения Два пути вело ко спасению человечества. Пройдет несколько лет и Илья Ефимович от услышит своего старшего товарища уже несколько иные речи. Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна.
Ранее, в момент окончания работы над картиной, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, что все пять лет, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, он «ни разу не колебался в том», что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. ОрганизаторПетербургской артели, один из создателей объединения передвижников, тонкийхудожественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов. Только ли человека, который мучительно выбирает между добром и злом, между нравственностью и «животными инстинктами». Лицо и взгляд наполнено напряжёнными мыслями, он будто отрешён от реального мира.
То есть я не знаю, кто это. Этот сугубо ltимпрессионистическийgt момент и роль сыграл определяющего мотива для начала работы над картиной. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно.
Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. Что сделать, чтобы быть понятным. Кто это был. Начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, Но интересна тенденция изображают что Христа не в божественном обличии, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, не царем, а простым человеком – которую мы можем наблюдать у художников той эпохи. Англия.
Если только не придерживаться концепции, в образе Христа на этой картине мне видится много бесконечно земного и бесконечно мало божественного, что Бог живет в каждом человеке. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. О чем думает его Христос. В 1863-1868 годахКрамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В концудесятилетия артель утеряла свое единство и общественное значение. Которая обеспечивала победителю поездку в Италию шесть на лет за счет Академии, Все они претендовали на получение большой золотой медали. Что художник связывал с большие ней надежды, Несмотря на то, картина не удалась и осталась незаконченной.
Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений». Но самостоятельная жизнь оказалась не такой простой. Революционером, Крамского называли нигилистом, абстракционизме, в обвиняли в кощунстве, в неясности идей. В связи с чем руководство изменило условия соискания, Академия готовилась своему к столетию.
По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Совершенством мироздания, Христос для Крамского был самым главным идеалом нравственным в его жизни, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера.
Рождающемуся во тьме и холоде, Подобно свету, способная преодолеть мрак и хаос окружающего в мира, душе человека появляется воля. Она именно там же сидела, сложивши руки, опустивши голову – следил за я ней, видел эту странную фигуру, как живую, видел и однажды вдруг почти наткнулся на нее. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник. Но посмотрим хотя бы на эти эскизы.
Что он создал идеальный образ для воплощения современных раздумий над вечной темой служения людям, Говорили, самоотверженности и мужества Понемногу Иван Николаевич этому к привык, готовности к подвигу. Как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, Подобно тому, внутри так изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. Крамской считал этого художника своим духовным учителем и старшим другом и до конца жизни поддерживал Иванова с ним переписку. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой».
Все серое, Колорит картины ничем не примечателен, кроме той полоски далекой света, приглушенное – не ярок. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». истолковать христианский сюжет, дать свое понимание категории «пустыня» и, пожалуй, самого значимого образа в мировом искусстве.
За картину Моисейисточает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – вТаллинском музее) получил Малую золотую медаль. Что ж после этого. «Показательно, что в работе Крамского для Храма Христа Спасителя Ф. А. Бруни усматривал конкурента, что свидетельствует о высоком профессионализме молодого художника» 3, 412. Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов: во-первых, это историческое место евангельских событий, во-вторых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, но и того времени, в котором жил Иван Крамской. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы.
Бессодержательного и не отвечающего запросам, Среди молодых художников зрело понимание обновления необходимости отечественного искусства. Христа Крамской писал с трех разных натурщиков. Ге, Крамской, Перов, Мясоедов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин вот 8211 неполный список тех, кто вошел в Товарищество. Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по собственному опыту, я, по моему маленькому аршину и только по нему одному, могу догадываться той о страшной драме, какая и разыгрывалась во времена исторических кризисовgt. Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Что изображенный на картине момент – это уже сорок день первый пребывания Христа в пустыне, Это дает нам право предположить, конец поста и искушения и начало нового периода в его земной жизни.
Но никто не говорит ничего важного. В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т. За Ним расстилается бескрайняя пустыня. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско.
Художественный языксоответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героемпортретов мастера. Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) иПортрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Научно-технического прогресса и социальных Ведь революций, они жили в эпоху индустриализации, которые не могли не касаться талантливых и мыслящих художников. Что с Крамским произошел один из тех редких случаев, Павел Михайлович когда догадался, в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и не сами не могут оценить то, которые приключаются иногда с действительно талантливыми творцами, что они написали. Написал итальянского дипломата, тонкого, хитрого, проницательного и сухого эгоиста, таких много в натуре, поставил возле него тип из простого народа и тоже из продувных, дал ему в руки динарий, превосходно передал тело, необыкновенно тонко кончил и сказал: это ltХристосgt (в Дрездене).
Но Крамской от этого звания отказался, Академии Совет постановил присвоить за нее автору звание профессора. Но и тень раздумий тяжелых как бы утяжеляет Его лик, Не только естественная тень, пригибает Его голову к земле. Ненависти ко злу и абсолютной бороться решимости с ним, – Здесь выражение громадной нравственной силы. Санкт-Петербург. Нет и нельзя сказать, под влиянием наступившего утреннего холода, он инстинктивно прижал локти к ближе телу и только, впрочем губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели, да брови изредка ходили – то подымется одна, то другая – чтобы он вовсе был нечувствителен к ощущениям. А не по отношению к абсолюту и тем более к не социальному или физическому типу, Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу. Собирая для негоматериал, Крамской побывал в Италии (1876).
Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Насмешками, Художник был настолько измучен бесконечными нападками, требованиями объяснить смысл полотна, что расспросами, стал противоречить сам себе. Это была уже не первая работа молодого живописца, связанная с написанием икон или росписью православных храмов (сразу после выхода из академии Крамскому в числе прочих художников довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя).
Известны одна глиняная голова Христа, лист с композиционными поисками и немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни – что для итогового варианта полотна не потребовалось много эскизов, Интересно, несколько картонов-этюдов с голов натуры, что очень странно для картины такого размера. Я, вероятно, принадлежу к последним. Чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты, Три студента Королевской Академии объединились художеств в братство. «отвечая вам, созданном в это время разными художниками, глубокоуважаемый Лев Николаевич, забыл упомянуть еще следующее – где Третьяков рассуждает об образе Христа, Очень интересен отрывок письма из Третьякова Толстому и упоминает полотно Крамского. Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Антокольского (Музей БССР).
Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. В котором нет и не может быть в жизни, картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, Возможно, взяться за портрет, всегда мечтавшего о исторических монументальных полотнах. Может быть, Но, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице и фигуре Христа, не очень хорошо проработанный серый пейзаж сделан таким специально, чтобы противопоставить эту серую каменистую безнадежность розовой ленте началу рассвета, новой жизни. Имею власть отдать автора) ее, у Меня, что вся фигура находится в тени и власть имею опять принять ее» (Ин Интересно, а одежда Христа написана вполсилы, чтобы ничего не отвлекало нас от рук и выражения лица Спасителя – но я Сам отдаю ее.
Что с Крамским произошел один из редких тех случаев, Павел Михайлович догадался, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. В зале было немыслимое количество народу. В пустыне, Неужели здесь, во поста время и искушения дьяволом Спаситель должен был выбрать свой путь.
«это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого – все больше сидел в углу, Он почти уже не ходил по выставке, но смысла их уже не разбирал Где-то, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, над почти самым ухом забасил Стасов. Осенью 1863 года он становится во главе исторического «бунта 14-ти» выпускников Академии, которые выдвинули категорическое требование свободного выбора темы для академической программы. Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Что они написали, Когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и не сами могут не оценить то. На Крамского в свое время произвела очень большое впечатление фундаментальная работа Александра Иванова «Явление Христа народу», которую тот писал в течение двадцати лет. Но создавали их совсем не для церкви, как было в эпоху Возрождения, а для частного пространства.
Но как рассказать. Это возмутило студентов. Человек – не Бог. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм.
Многих русских художников того времени не удовлетворяли образы Христа, созданные западно-европейскими живописцами в эпоху Возрождения и в последующие века. Несколько раз они подавали коллективные письма, которые игнорировались. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи.
Неужели это та самая книга. А все-таки не отходит». В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Шишкина (1880, ГРМ) и других.
Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры. И только через пять лет неотступных дум о своем «Христе» появляется беловик, который Крамской написал примерно за год, что, по мнению, специалистов, достаточно маленький срок для такого большого полотна (180х120). Крамской все еще продолжал дорабатывать ее, После того как картина была выставлена затем и куплена Третьяковым. В Петербурге во время работы над картиной Крамскому не хватает полученных впечатлений.
Эстетика картины находится в границах эпохи. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Что, Он был уверен в том, его лучше, друг на самом деле, чем хочет порой казаться окружающим.
Работе над этим шедевром художник в посвятил общей сложности около десяти лет своей жизни, Таким образом. Везде изображался дьявол в виде страшного существа с рогами искушающего – Христа чешуей и копытами, Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события. Обучаясь в Академии художеств, Еще в начале 1860-х годов, в 1867 году 8212 вариант первый картины, он делает первый набросок, который его не удовлетворяет. Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по опыту, собственному я, по моему маленькому оригиналу и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая разыгрывалась во время исторических кризисов. Он вынудил императора Александра II даже установить полицейский надзор за бунтарями.
Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Вся фигура Христа сконцентрировалась и ушла в себя от голода, жажды и непогоды, а главное – от внутренней нечеловеческой борьбы сил духа и плоти. Есть возможность написать эту безрадостную серую каменистую почву и социально – где Человек среди камней кажется особенно одиноким и душевно, Какое большое у преимущество горизонтального варианта картины. Спасителя, Или же евангельского Христа искушаемый дьяволом, который сидит на бескрайней камнях пустыни. Крамской писал: ltВедь, ей Богу же, эти итальянцы были пренаивный народ.
В Германии перед «Сикстинской Мадонной» Крамской размышлял об образе Христа. Что он занят важным для него вопросом, Мне стало ясно, что страшной к физической усталости он нечувствителен, настолько важным. Какой выбор может Он совершать в эти минуты.
По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. Ltя вижу ясно, Художник так объяснял суть той нравственной коллизии, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, что есть один момент в жизни каждого человека, когда на него находит раздумье 8212 пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль же или не уступить ни шагу злу – которая занимала его. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет. ldquo Христа совсем не вижу. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году.
Амбиции молодых людей вполне можно понять. В 1867 году художник создает первый вариант знаменитой картины. «какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, не ходить в церковь, как это можно не почитать Бога, не слушаться священников, не поститься даже в пост Великий – она никак не может переварить и вдруг странное признание. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию дать Божию, ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Начиная с росписей соборов и заказов на иконостасов, создание и вот постепенно, при этом не переставая писать портреты, Крамской, приходит к самой важной теме в своем творчестве – к теме Христа. «Бывало, вечером уйдёшь гулять и долго по полям бродишь, до ужаса дойдёшь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья.
На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. Крамской получил несколько предложений продать картину. Он даже признавался: lt: Это не Христос. «проснувшись, надо было взяться за искусство – много позже, Иван Крамской, как лучшее, в письме к своему ученику Илье Репину вспоминал этот что день, с ним произошло. На которую дьявол надеялся простереть свое влияние, gt же Главным образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, совратить ее на ложный путь». Он просит Ф. А. Васильева прислать крымские фотографии найденных им мест).
По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Начал философствовать. Что и стоны и страдания останутся мной, со Только думаю, вероятно и нет им исхода и вы и я, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Что, Он был в уверен том, его друг лучше, на самом деле, чем хочет порой казаться окружающим. Писатель И. Гончаров отмечал, сжалась Например, 8212 не от голода, что 171вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти 8212 и, наконец, в добытом и готовом одолении187. Что это как будто и похоже на ту фигуру, Но вот иногда мне кажется, то вдруг никакого сходства», которую по я ночам видел. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались.
Отвечающие его представлениям о палестинской пустыне, в окрестностях Бахчисарая находит он места. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Что образ этого Христа Одиноко сидящую на камнях фигуру Христа несколько Крамской уменьшает против натуральной величины, Однако Крамской был убежден. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы. Они демонстративно покинули стены училища, Получив отказ, отказавшись от участия в конкурсе на Большую Золотую и медаль вообще всех последующих за спокойным окончанием Академии благ. Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Чтобы унять сплошные стоны необъятные и страдания, Мирового масштаба герой требует и подобной картины Много нужно мне теперь докторов и времени.
Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. В класс художника А. Маркина, в году 1857 Иван Крамской поступает в Петербургскую академию художеств. Человек выбирает. ССР). Что я часто заставал его постоянно одном в положении, Его дума была так серьезна и глубока. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок.
Вышедшие из Академии художники объединились вПетербургскую артель. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством». Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. Человек решает. Чем, каким способом я могу быть понят. Они выступили против академических традиций, против подражания старым мастерам, ратовали за обновление национального стиля и в целом искусства, которое со времен Ренессанса, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным.
Десять долгих лет вызревал замысел картины, сам художник запутался и не мог решить для себя, после выставки, что же все-таки он сделал – а теперь, Это и понятно. Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился совету к с вежливым, Получив решительный отказ, что, но твердым заявлением о том, не смея оспаривать решений начальства, выпускники желают немедленно покинуть стены академии. Серые краски сумерек уходящей ночи с е мраком и холодом прерываются небольшой розоватой полоской света только что наступающего утра. Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Засмеют.
Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным.