Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, непременным выступающих живым фоном других суриковских работ. В его полотнах всегда минимум России две (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.
Прибыв в Москву, начал своерасследование. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня в – картине движение, – храбрость беззаветная". Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин".
В толпе терялось", – признавался он. Картина известного художника В. И. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и что-то вдруг совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири. Вся его композиция заставляют задуматься вечных о проблемах "власти и народа", Весь его строй, "героя и массы" и пр.
Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. И вдруг. Боялся я ночей. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и ханжества подчеркнутых и фальши монахинь. Картина В. И.
Он не видит припавших к детей, нему Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни. 8 Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, широкий напротив, пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. А я ведь это все – и кровь и казни в себе переживал. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Дождь идет и работать нельзя. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе было художника столь велико, чтобы остаться там навсегда.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа на написан картине с переселенца. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Quotакадемические" же его работы во отвечали многом программе тогдашнего академического образования. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Утром следующего дня туда же отправились Наталья царица и царица Евдокия в сопровождении всегопотешного войска. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Вскоре началиськазни. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Эти деньги избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.
Он побывал и в Германии, Уехав учиться за границу и в Голландии и собирался ехать Венецию, в и в Англии. Скучно. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. 8211 а вот другие8230 у в меня картине крови не изображено, я сам-то свят и казнь еще не начиналась. Шварц действительно довольно и любопытная крайне симпатичная фигура в истории русского искусства. По обе стороны народ, а посреди снежная стена.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному душу пыланию – он писал ей. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). смысл. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Все была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Я много "снежных городков" видел. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне городские соединив элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Одна – народная, его сподвижников и верных ему солдат – преображенцев и Россия Петра – прощается горестно со своими защитниками – стрельцами, Две России замерли друг перед другом. И, как забытые сны, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, что видел и в детстве, 6 Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Потерявшие при штурме половину крепости своего состава, Наиболее отличились при осаде Азовастрелецкие полки.
Ведь сколько времени я его искал. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". И как вставил ее в картину – она всех победила". Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.
Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической погруженностью композицией, в народную стихию. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей, " писал – И. Репин П. Третьякову. Лето дождливое было.
Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе русской в православной церкви в середине XVII столетия. Однако это едва ли верно. В этой работе он выразителем выступил тогдашнего общественного мнения, в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, «вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью».
Посмотришь на картину. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Что изображено на картине, То, перед концом старой – жизни, это последние минуты перед казнью. Сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды, в кричит отчаянии молодая стрелецкая жена. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со автора слов – ее содержание. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, ему подсказал тему этой картины, пытаясь помочь.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Однако это едва ли верно. Все боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Эта богатая и знатная женщина выступила сторонницей истовой древнего благочестия и активной противницей нововведений. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц веков", XVI-XVII Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник.
Навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, Царь с детства не и любил даже боялся их, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое. Княгине Урусовой, Позже Суриков письма читал протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Варфоломеевна Степанида – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина. Я его потом в картину вставил. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, собственными чтобы глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся глаза в академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.
Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд выписанных великолепных психологических типов. начал работать над картиной. Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники на архитектуры пленэре в конкретных природных условиях. Закоурцев позировал Сурикову этюда для «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. В сопровождении нескольких телохранителей, Пётр был очень напуган и верхом, тут же вТроице-Сергиев ускакал монастырь. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Изба тесная, потолок низкий. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Все лицо мелко было. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу Суриковым написанного шедевра – шедевра. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии) – Государственная Третьяковская галерея, Утро стрелецкой казни (1881), в которую, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, нее, помимо вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Городок снежный.
Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. Художник-любитель, 10 Предшественником считается Сурикова В. Шварц, выступивший еще в 50-х годах. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
У Сурикова не было настоящей мастерской. Секретаря при австрийском посольстве во времена I, Петра При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы. Песни и разгул. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в русской тогдашней живописи. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел.
Это в особенности подтверждают картины Сурикова. Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии).
Они неизменно отмечались премиями. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Очи же твои молниеносны". Обученные строю и ружейной стрельбе, Стрельцы пешие ратники, а в военную годину выступавшие в поход на врага, в мирное несшие время гарнизонную службу в своих городах. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые боярыне о Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Тяжело опустилась на землю старуха.
Художник в конце концов на остановился вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. "Льды, брат, страшной высоты. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Чтобы спокойствие во всем было. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Гениальным "пассионарием", – тем что более сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой". Quotпомню, – как "городок" брали – – он, вспоминал Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника.
Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Обратившись к жанру исторической живописи, Уже в годы своего учения, с его пустотой и холодностью, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он открыто стремился преодолеть условности и догмы академического смело искусства, вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения. Только не знал еще, как княжну посажу". Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца".
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. То общей композиции, Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски, то отдельных групп» действительно картина получилась потрясающая. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Картина Уралом, явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа – сочувствующие ей. Оставался один путь – в монастырь. Кровью кругом пахнет.
Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и что-то вдруг совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и другие многие исторические документы. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Что создается впечатление, сцена Сама построена так, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка.
Но все никак не мог единственно подобрать нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Художник-любитель, Предшественником Сурикова В. Шварц, считается выступивший еще в 50-х годах. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Многие детали Суриков писал с – натуры друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году.
Меншиков. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так стояли как ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. В ночь с 7-го на 8-е августа стрельцов несколько прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
Все – за исключением одной. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в этого ходе сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Как сделать вольным русский народ, Один Степан далек Тимофеевич от веселья задумался думой. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 потрясенный году смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ Никона патриарха выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина.
Началось здесь, 4 Из воспоминаний молодого Сурикова, со мною что-то странное, Москве в – впервые попавшего в Москву. И, как забытые сны, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, что видел и в детстве, Из воспоминаний молодого Сурикова, впервые попавшего в Москву: Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Он решил завоевать крепость Азов, Когда царь подрос, с большой армией, молодой царьпытался завоевать этот город, пока не овладел в ею июле 1696 года, построенную турками в устье Дона. Дважды. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. И конь черный прямо на меня.
К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). 12 Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Проснешься и обрадуешься. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Шварц действительно довольно любопытная крайне и симпатичная фигура в истории русского искусства.
Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году Боровский в монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь среди стрельцов насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Рим Древний и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Вешали под стенами Новодевичьего монастыря, Стрельцам рубили головы в селе Преображенском и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, четвертовали красной на площади засмотрелся на очертания Василия Блаженного, да так ясно, что даже сердце забилось. Грозившей большим кровопролитием, Известие о бегстве царя из все Преображенского понимали как начало междоусобицы.
Чтобы склонить Петра к примирению, Софья отправила патриарха Иоакимав Троицу, оставшись царём, с но в Москву патриарх не возвратился. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую последний игру, день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Могучая картина. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к конкретной какой-то исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других его исторических полотен. Царя Петра в это время в России не было.
Одновременно Суриков выбирал место действия писал и памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях.