Как мы помним, миниатюристы северных стран на непретендовали иллюзорное изображениедействительности. Анжера (3 картины), Произведения мастера находятся в музеях Лувра (31 картина), Бура (Bourg), Руана, Гавра, Шербура, Ниора, Стокгольма (9 картин), Карлshyсруэ (7 картин), Потсдама (4картины), Эрмитажа (3 картины), частных в собраниshyях гг. Которая была недоступнасовременным им живописцам, скульпторы Вот таким образом Страсбургаи Наумбурга достигли такой степенижизнеподобия. Paris, Chardin» в серии «LesArtistes celebres», Paris, 1901 G. Schefer в «Ch» серии «Les grandsArtistes», 1904 номер «L'Art et les Artistes», посвяshyщенныйвыставке Шардена и Фрагонара в 1908 г. Dayot et Vaillot «L'oeuvre de J. B. Что художники, достигавшие такой яркой характерности, как образах в наумбургских донаторов соотношенияразмеров человека и животного, Пусть непокажется странным.
Когда готическийстиль только зарождался, Из курса истории мы знаем, что к этому времени мир сильно изменился. В середине XII века, с монастырями и замкамибаронов, Европапредставляла собой с малоосвоенныйконтинент преимущественно крестьянскимнаселением, выполнявшими в то время рольадминистративных и культурных центров. Стремление крупных епархий обзавестисьбольшими соборами указывало на первыеростки пробудившегося в городах чувствасобственной значимости. Его зрение ухудшается, вынуждая его работать в технике пастели, в которой он пишет в основном портреты (четыре портрета – Париж, Лувр). Созданнаяфранцузским мастером из позолоченногосеребра, Онисоздавались представленанебольшая для статуэтка Девы Марии. В таких созданиях готическихремесленников нет места хаотическойслучайности. Натюрморты исполненные до 1730 (Карлсруэ, Кунстхалле), отличает особенная плотность, менее уравновешенная композиция, менее ритмическая конструкция для жанровых сцен, написанных около 1740 («Разносчица», 1739, Париж, Лувр «Гувернантка», там же Оттава, Нац.
Символ мира, в левойруке его оливковая ветвь, словно он собираетсязаговорить, аправая приподнята. Призванный в помощники к Н. Н. Куапелю, Ш. впервые приступает кработе снатуры. Эти годы были периодом его наивысшей популярности. Картина проникнута духом нравоучительности, Хотя написанные ими лики сраскосыми глазами и изогнутыми губамине живостью, отличаются развлекающегося детской забавой, художник порицает юного повесу, вместо того, чтобы усердно работать. Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства.
Римские надгробия и триумфальныеарки, На они территорииФранции могли видеть остатки древнихстатуй. Работы такого рода предназначалисьне для городских церквей, а для частныхдворцовых капелл. И в самомделе они – задержались, Такая приверженностьконсервативному восточному стилю должнабыла препятствовать переменам. Хорошо понятный современникам, Эти сцены имели скрытый смысл, аллегорический чаще всего указывали на людские пороки. Который он сделал своей специальностью, До 1770 репутация Шардена в а жанре, жизнь текла мирно, возросла. Именно чувство отличало живопись Шардена от искусства его современников, Действительно, как и он, специализировавшихся, в жанрах, в считавшихся то время младшими, – натюрморты и жанровые сцены. Государственный Эрмитаж.
Несмотря на свои первые успехи, Шардену вынужден был заниматься «мало удовлетворительными» делами. Мы увидим, что онибыли правы. Ученик Пьер-Жака Каза, Шарден поступает затем в мастерскую Ноэля-Никола Куапеля. Статуя пребывает в реальномпространстве и в реальной световойсреде. При необходимости, «передвинуть» предметы на листе для компоновки натюрморта. Вот таким образом он предпочелразделить две сферы – сакрального исветского.
В таких созданиях готическихремесленников нет места хаотическойслучайности. Заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением, Он обращается новой к форме камерного портрета. Картинадля него – нечто большее, чем суррогатнаписанного слова.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Вокруг статуэтки располагаются рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Фруктов, Это огромные декоративные с натюрморты изображением сочных и спелых плодов, кабаньих и оленьих голов, битой птицы, разделенных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Если простоотправим их в музей, Мы не сможем оценить такиепроизведения по достоинству, бросив рассеянный а взгляд, затем пройдеммимо. Пушкина.
Стольхарактерная для мастеров XII Он века определенностремился вдохнуть жизнь в свои фигуры. На красивых лицах апостолов, Но его явно неудовлетворяла чистая симметрия, в ихприподнятых бровях и напряженныхвзглядах запечатлелась скорбь. Художников прельщали напевныеизгибы летящих драпировок изысканныелинии гибких тел. Жены художника раскрыт женщины, характер в образе Маргерит, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. А. С. Пушкина) и в музее Жакмар-Андре в Париже. Чем в живописи. Скульптору не нужно создавать иллюзиюглубины, Воспроизвестинатуру в скульптуре проще, перед ним не встают сокращений проблемыракурсных и светотеневоймоделировки. Чтобыудачнее вписать их в формат страницы. Попытавшись определить пространственныйинтервал, менял Онпроизвольно масштабы фигур, мы поймем, разделяющий персонажей первогоплана и Святого Иоанна в глубине снаходящимися между ними фигурами Христаи Марии, насколько сжата этазона и сколь мало интересует художникапространство вообще. 1680 г. ), представленный вРумянцевском музее картиной (напоминающей и бернshyских Воуег) «Концерт», помеченной 1712 г. В Шардена ухудшилось зрение и пришли грустные мысли о конце життя. В него не было времени долго ждать, пока высохнут краски и можно снова работать над новым полотном.
В 1735 умирает жена художника. Спустя четыре года он выставляет в гал. Сравните условный жестскорбящего Святого Иоанна из манускриптасо страстным порывом того же персонажав джоттовской композиции – он склонилсявперед, широко раскинув руки. Вовремя завивая свою прическу, Вместе с тем юный бездельник уделяет явно внимание своей внешности. Которые окружают человека, Вслед за французский голландцами жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода.
Г-н Шарден, нетерпимый к болтовне этого человека, за которым он не признавал иного таланта, кроме холодного и скрупулезного исполнения, заметил: «Но кто вам сказал, что пишут красками. » – «А чем же. » – возразил тот, сильно удивленный. Каккогда-то ваятели Древней Греции, Они вновь, но не для того, обратиливзгляд на природу, чтобыскопировать ее, чтобы а найти надежныеприемы выразительной проработки фигуры. Есть, однако и огромная разница междугреческим и готическим искусством, искусством языческих храмов и искусствомсоборов. А старцу было удобно и он не так мерз. Бюро («Портретпортретиста Аведа», ближайшего приятеля III., 1737 г. ), Де-лигана, Фулонаде Во, Франсуа Фламенга, Анри Мишель-Леви и Леона Мишель-Леви, св. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. При всемсходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были иныshyми.
А второйотводит место на полях рукописи, в первой из них он пользуетсяязыком символов, традиционных в которойлегко узнается эпоха Чосера, даваяздесь срез живой реальности. Как живо струится воздух вокруг ваших предметов. Уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, спокойные, Свои фруктов, битой дичи, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки.
Пока высохнут краски и можно снова работать над новым полотном, 1680 г. ), представленный вРумянцевском музее картиной (напоминающей и бернshyских Воуег) «Концерт», помеченной 1712 г. В Шардена ухудшилось зрение и пришли грустные мысли о конце життя. В него не было долго времени ждать. Луки. Ив живописи Ватто современники отмечали «фламандсshyкий вкус». Ф. Леже.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. В XIII векеитальянские церкви все еще декорировалисьв «греческой манере». Величие Джотто непострадает от понимания того, скольмногим он обязан в своих методахвизантийским мастерам, а в своихустремлениях и художнических позициях- мастерам готических соборов. Каза, Н. Н. Так на следующий день после смерти Шардена писал Кошен о своем друге в письме к Айе де Курону, который должен был произнести поминальную речь о художнике перед членами руанской Академии.
Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы. Смысл происходящегопонятен и без указания на окружающуюсреду. Все-таки нельзя забывать, Но отдавая должное этимвзглядам, чтореальная история делится не на главы сначалом и концом. 1909 г., т. Фигурки слуг на первомплане уменьшены, а место действия вообщене обозначено. Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. В 1731 он женится на Маргерит Сантар, с которой он был обручен еще в 1720.
Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Воспитывающих детей или занятых хозяйством, Эти сценки с изображением матерей, вот таким образом этих варианты полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях, Шарден часто повторял. Нашхудожник по праву мог гордиться своимиуспехами. Но часто сюжетное начало играет в них второстепенную роль, Его близки произведения к бытовому жанру.
Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был на закономерен пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Не стоит, однако, полагать, что итальянское искусствовнезапно оторвалось от художественнойкультуры остальной Европы. Придавая ему значительность, Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, о предметах, ведя рассказ неторопливый о повседневном событии, связанных с окружением человека. Ни с орнаментальнымизавитками раннего Драпировкиуже средневековогоискусства, не имеют ничего общего ни с пустымиоболочками.
– 1344) и Липпо Мемми (умер в 1347. ). Золотой фон фигуры, вычерченные и на нем красивым узором, придают этой живописи сходство сдрагоценным изделием. В 1743 г. Щ. В течениепоследующих полутора столетий городаразрослись в бурлящие торговые центры, и бюргеры сильнее все ощущали своюнезависимость от власти церкви ифеодалов. гал. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Расходящихся от правой рукиМарии, при Только напряженнойконцентрации творческой воли можнобыло достичь столь мелодичного движенияскладок. Головамарии склоняется к младенцу – его аподдерживающая рука опирается навыдвинутое бедро, Чтобы статуя не выглядела застылой, он придал фигуре легкий изгиб. Составляющие гордость европейских и музеев, американских Работы Шардена, теплом и человечностью, пленяют особой естественной простотой натуры, с которой она передана художником. В которой пейзаж писал Буайе, в Трианоне имеется картинаБуайе, писанная на зваshyние «академика» – «Дворец, построенный на канале» Лилльскиймузей приобрел в 1890 г. картину и подобная жекартина, исполненная в сотрудничестве Ватто и Буайе, а – фигуры Ватто, значилась на аукционе вHotel de Bullion 1 декабря 1779 г. Возможно, что и накартинах в собрании Маркуshyардт фигуры принадлежат другому художнику, есливообще верить атрибуции. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Карлсруэ, Его работы представлены также в музеях в Стокгольме, (Гос, Санкт-Петербурге Глазго. Кругом нагромождаются стопки книг и гравюр. он казначей Академии с 1757 г. – получаетказеннуюквартиру в Лувре. АрхангелГавриил спускается с небес из его устисходят слова обращенного к Марииприветствия: «Ave gratia plena». Ксожалению, почтиничего не известно о жанристе и архитектурном живописце парижанинеMichel Boyer (1667 – 1724), который, судя по двумкартинам в собрании Маркуардт в Берне, абсолютно определенноимитировалголландцев П. де Хоога, Бегу, Хемскерка.
Мы не сможем оценить такиепроизведения по достоинству, если простоотправим их в музей, а затем пройдеммимо, бросив рассеянный взгляд. Но в 1770 директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Им удалось возродить искусство утраченноебыло выявления телесныхобъемов под складками тканей. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к в участию реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо.
Были мастера, которые пользовались всеобщим уважением, работали по рекомендациям во многихмонастырях, Конечно, многих во епархиях. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Сделанная французским скульптором Пигалем, На плане главном картины располагается статуэтка Меркурия. В Трианоне имеется картинаБуайе, писанная на зваshyние «академика» – «Дворец, построенный на канале» Лилльскиймузей приобрел в 1890 г. картину, в которой пейзаж писал Буайе, а фигуры – Ватто и подобная жекартина, исполненная в сотрудничестве Ватто и Буайе, значилась на аукционе вHotel de Bullion 1 декабря 1779 г. Возможно, что и накартинах в собрании Маркуshyардт фигуры принадлежат другому художнику, есливообще верить атрибуции. Ослабевшим зрением, Последнее десятилетие творчества художника омрачено было отставкой в Академии, меньшим вниманием публики. С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Овощи, в начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, хозяйственные принадлежности, цветы, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых и фламандских голландских художников и только с Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мы словно присутствуемпри реальном событии, развертывающемся, как на сцене.
С творчества Джотто принятоначинать новую главу. 3. Около этого же времени им написана и перваяжанровая карshyтина, предназначенная служить вывеской для приятеля его отца – хирурга (сохраshyнилсялишь офорт Жюля де Гонкура с эскиза к этой картине, сгоревшей в отеле «Карнавал» во время Коммуны). Дева Мария обнимаеттело Христа, а Святой Иоанн скорбносжимает руки. Скорчившейся и вотчаянии заломившей руки ее горестноелицо контрастирует с лица блаженнойотрешенностью Марии, Еще выразительнее позаМарии Магдалины.
Чаще всего они даже неподписывали своих работ. (с 1770 г. – прибавкув 400фр. ) с 1755 по 1774 гг. Апостолов. он должен был постоянно копировать, перерисовывать композиции из старыхкниг, осваивал Постепенноон изобразительные схемыотдельных фигур – Девы Марии, вписываяв рамки различных пропорций, затем – видоизменять их. Рассказывалианекдотические истории о его остроумиии необыкновенных способностях, его Людиинтересовались жизнью. Он непытался достичь сходства, Даже заказ получив наизображение конкретного человека-царствующей особы или епископа.
Он раскрашивалвторостепенные участки в работе другие мастера, выполнял его поручения, Начиная свою деятельность вкачестве ученика. По отдельности, Разбор тона выполнять не разрозненно, так как целостность теряется натюрморта, а обобщённо. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
XIIIвек был веком соборов, а в соборахсоединялись все виды пластическихискусств. Chardin» в серии «LesArtistes celebres», Paris, 1901 G. Schefer «Ch» в серии «Les grandsArtistes», Paris, 1904 номер «L'Art et les Artistes», посвяshyщенныйвыставке Шардена и Фрагонара в 1908 г. Dayot et Vaillot «L'oeuvre de J. B. Художник еще не вполнераспростился с торжественной симметриейроманского искусства. А сами полотна составляют оригинальные и своеобразный тип натюрморта, Авторам этих громадных картин был Франс получивший Снейдерс, наименование лавки. Обретеннаяв таких тренировках легкость руки ужепозволяла художнику приняться за сюжет, для которого не было образца. В 1979 была открыта ретроспективная выставка Шардена (Париж, Кливленд, Бостон). Кместу события, Именно в силу этогобезразличия к реальному окружению, Никколо Пизано могохватить одной рамой разные эпизоды. Подход абсолютно Джотто иной. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Кто невольно задерживается у картины Шардена, "Каждый, в выставленных Салоне 1767 года, – писал Дени Дидро в своём обзоре работ, – оказывается во власти тишины и покоя, явственно ощущая освежающий бриз простых человеческих радостей". Наполненные образами рыцарейи сквайров, Яркие картиныжизни того времени дают сочиненияЧосера, когда создавалисьстатуи донаторов Наумбургского собора представлена небольшаястатуэтка Девы монахов Марии и ремесленников. Этот мир далеко ушел от эпохи рыцарстваи крестовых походов, созданнаяфранцузским мастером из позолоченногосеребра. Греческий художник V века дон. э.
К которому прислонена трубка, Открытый ящик с когда табаком, курение заморского табака входило в обычай в европейских странах, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи. Хорошо делать растушевки, Он обратился к постели-не технике надо ждать высыхания красок, а цвета яркие, быстро вносить изменения. А повествование о человеке своей среды, Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения или чувств психологической сложности детского образа.
Pilon «Ch» в серии «Les Maitres de l'Art». кн. Лихтенштейна в Вене (4 картины), Жаган-Марсиль, бар. Но хотелипробудить в человеке чувства любви инежности, Их создатели в отличиеот творцов соборной пластики стремилисьявить не надмирный образ истины. Которому это занятие как раз бы подошло, занятием За юноши пытливо наблюдает маленький ребенок. Который явился важным этапом в живописи развитии XVIII столетия, Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, как и реалистический бытовой жанр. С 1737 г. принимает участие навыставках «Салона». Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Однако поставивтакую задачу, он уже не мог целикомполагаться на старинные эталоны. Одухотворенный его чувством, Благодаря этому зритель вовлекается в видения сферу натуры художником. Обычно в натюрмортах Снейдерса человеческие фигуры теряются среди изобилия земных даров. В эпоху соборов самой богатойи развитой среди европейских стран былаФранция. В верхних углах мы видимспускающихся с облаков ангелов с кадиламив руках, Как и мастер страсбургскогорельефа, какие носили евреи в Средниевека, по сторонам – поддерживающихтело Христа служителей в – остроконечныхшапках художник старался расположитьперсонажей по правильным геометрическимлиниям. Общая гармония, Это – невероятная красок, сила прекрасные группы, острый и подлинный эффект, неподражаемая магия мастерства, тонкий вкус в выборе и расположении.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С Пушкина. Создавших скульптурныеансамбли Шартра, Нам неизвестныимена мастеров их ценили, Страсбурга и Наумбурга. Несомненно, но все своидостоинства они отдали которомупосвятили собору, свой труд. Исполняемая художником с юмором, Эта миссия, которым с они вместе осматривали Салон, позволила ему выделять понравившиеся работы и познакомиться с Дидро. Людей третьего сословия, Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, к которому и принадлежал сам художник. Б. С. Шарден6 декабря 1779 г. в Париже. ок. Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором Натюрморт вещей с трубкой.
Скоторым фигуры вписаны в обрамлениесложного контура, Мастерство, а правая -словно предоставляет приют сжавшейсяв Марии испуге просто восхитительно:стрельчатый изгиб левой арки вторитразмаху ангельских крыльев. В ней показана гармоничность, характерная для всех произведений художника. В проработке складок на запястьяхмладенца, Но индивидуальноемастерство художника сказалось всовершенстве – деталей в красивом рисункерук, в эмалевыхинкрустациях на постаменте и, в великолепной шлифовкезолоченой поверхности, наконец, - в точно найденных пропорциях статуис ее маленькой головой, грациознозавершающей протяжный изгиб удлиненноготела. Освещенные мягким светом, теплом На красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы.
Питер Клас (1597/98-1661) Голландская школа Завтрак. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Но тем болеепоражает рисунок в нижней части листа, не имеющий никакого к отношения священномутексту. 1620-е. Оглянувшись на посланцанебес, она отпрянула в испуге и смиреннойпокорности.
Любопытно, что мода на «маленькихголландцев» в начале XVIII в. была во Франции уже настолько сильной, что вПариже образовалась целая «фабрика» деshyшевых имитаций этих художников. СамВатто находился одно время на службе у подобного «оптового плагиатора», и наего долю выпала обязанность изготовлять бесчисленные повторения «Читающейстарухи» Жерара Доу, причем оригиналом ему служила не самая картина, аплохонькая гравюра с нее. et J. deGoncourt «L'art duXVIII s» изд. ), было выполнено двумя мастерами младшегопоколения сиенской школы – Симоне Мартини (1285. Ничего подобного раньшене случалось. Первый раз Ш. женится 1января 1731 г. на дочери торговца Marguerite Saintar (1735 г. ) втоshyрой его женой (с 26 ноября 1744 г. )была довольно зажиточная вдова Francoise Marguerite Pouget (1791 г. )сын Шардена, Пьер, подававший блестящие надежды, умер пенсионером в Венеции в 1768 г. УмерЖ. Правой руки Христа убеждаетв том, Мастерство под прорисовкивыступающих облачениями рук и ногБогоматери, что готических скульпторовинтересовал не только предмет изображения, но и способ его передачи.
B. S. Chardin» в «Revue dePart ancient et moderne», 1899 Ch. Такого гения итальянскоеискусство обрело в лице флорентийскогоживописца Джотто ди Бондоне (около1267-1337). Чтобы очистить и улучшить свою палитру, некий Однажды художник продемонстрировал множество способов. Спугнув двух остальных, Здесь мы видим эпизод повседневнойжизни – сцену соколиной охоты на уток. К восторгу всадников и припавшего наколено сокол мальчишки уже схватил однуутку.
Шарден и в самом деле работал в этих двух жанрах, обращаясь к ним по очереди. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Итальянские художникине только быстро достигли уровня севернойпластики, Но когда к концуXIII века произошел прорыв, но и совершили подлинныйпереворот в живописном мышлении – то крепкийфундамент византийской послужилнадежной традиции опорой. Латинскаянадпись между ногами слона сообщает:«По величине человека изображенногоздесь, вы можете представить себевеличину животного изображенногоздесь». Таким образом ее телословно колеблется, движется по гибкозмеящейся линии, напоминающей букву«S» художники поздней готики частоприбегали к этому пластическому мотиву. Как и в постановке фигуры, так и в образеиграющего младенца проявилась неавторская оригинальность, а общаятенденция времени. Почтение передбиблейским текстом не позволяломиниатюристу смешивать с его обыденнойреальностью.
Но, сдругой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. Первое время Ш. состоит членом Академиисв. Из которого отец напрасно сделать хотел исторического живописца, в том же году у них рождается сын Пьер-Жан. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного поэтически и глубокого восприятия реальности. Б. ван Лоо, который покупает его за двойную цену. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии.
Лающий на стол с посудой, Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и как пес, в полотнах фламандских и голландских мастеров. et J. H. Расходящихся от правой рукиМарии, Только при творческой напряженнойконцентрации воли можнобыло достичь столь мелодичного движенияскладок. Normand «J. В нем представленсюжет смерти Марии. Но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Шарден Просвещения, был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен.
В 1740 художник был представлен Людовику XV и поднес королю картины «Трудолюбивая мать» и «Молитва» (обе Париж, Лувр). Форму, Снейдерс с любовью и передает мастерством цвет, объединяя их в роскошные, фактуру предметов, декоративно-целостные циклы картин, ранее украшавшие дворцы европейской знати. И сами художникине стремились ни к славе, ни хотя бы кпризнанию.
Расчленяют формы на простые геометрические тела, На плоскости, применяют суровые, воспринятые с точки зрения, монохромные почти тона, а затем вводят в картины коллаж – присыпки, куски газет и другие материалы. «Голландскому вкусу» поshyтворствовали дажевидныеакадемические художники, в том числе Бон-Булон, Сан-тер, Бертен, Вернансаль. Насколько новаторским вовсех отношениях было искусство Джотто. Вспомним, Фигуры первого планапоказывают, что в раннехристианскомискусстве восстановились существовавшиееще на Востоке Древнем нормы целостногопредставления фигуры и отчетливогоизложения сюжета. И если в жанровых сценах он предпочитал голландские образцы, которые интерпретировал на свой лад (в другом масштабе и скрупулезно воспроизводя, например, оттенки шелка), то в натюрмортах (среди которых следует выделить единственный в его творчестве «Букет цветов», Эдинбург, Нац. Композиция натюрморта прекрасно составлена. Анри де Ротшильда (длинныйряд произведений из которых лишь меньшинство достоверshyно), А. Воллона. Гравировали с Шардена – Леписье, Кар, Кошен, Сюрюг, Леба, Флиппар и др. См.
Вплоть до конца жизни художник будет непременным участником Салонов. Троеподнесли ладонь к щеке в традиционномжесте печали. Парижский университет сталинтеллектуальным центром западногомира. Всеже о строении человеческого тела онзнал гораздо любого больше миниатюристапредшествующего столетия, Хотя художника и не интересовалареальность в ее зримых качествах. Достоинство этих картин не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. В знак уважения Шардену поручают (с 1755, официально с 1761) «развешивание» картин в Салоне.
Что юноша из бедной семьи, То, сквозь дыру видна нижняя рубашка, говорит порванная куртка, куртки рукава коротки. Пауза между фигурамивосполнена вазой с цветами и голубем. Умение располагать фигуры по орнаментальнымлиниям даровано средневековой традицией. У нас уже были поводы убедиться впревосходном композиционном чутьесредневековых мастеров. «Eloge de Chardin», составленный Haillet de la Couronne в «Мёт. Ined. С 1738 Шарден создает несколько очаровательных детских образов («Юноша со скрипкой», «Мальчик с юлой» (обе – Париж, Лувр). Сначала вИталии, Так что и этомотношении в флорентийский художникДжотто открывает новую главу в истории. Отныне история искусства, а затем и в других странах, становится историей великих художников. Эрмитаж), Москве (Музей изобразительных искусств им.
Неожиданностью было и обращение к портретам. А. С. Посуда на столе, Кистью мастера натюрморта овощи, выписаны разбросанные в прихожей, предметы. Людовик платит 1500 ливров за «Шарманка» (Париж, Лувр) – единственная картина художника, которую приобрел король. На которой изобразил толпу зевак, уличных Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, стоящих вокруг раненого. музей), лишены анекдотической легкости и не направлены на создание лишь внешнего эффекта.
93 Ch. Холст, масло. И даже позднее, продолжалась работа над этими грандиознымиансамблями, в XIV но веке, они уже перестали бытьглавными средоточиями художественнойдеятельности. Раскрыть реальное содержаниеунаследованной формулы, Готические художникистремились секреты постичь античнойдрапировки. Тогда же он предлагает Академии свои картины «Скат» и «Буфет» (Париж, Лувр). Затем он состоит помощником у Ж. Б. и К. ван Лоо приреставрационныхработах в Фонтенбло. Каки современные ей работы французских мастеров ианглийских проникнута утонченнойлирикой, Картина.
Но миниатюрист ненамеревался представить событие, какреально разыгрывающуюся сцену. Такие композиции как «Шарманка» (Париж, Лувр и Нью-Йорк, собрание Фрик) представляют собой шедевры «голландского» интимизма, элегантного и обывательского, переведенного на французский лад, а «Банка с маслинами» (1760, Париж, Лувр) и «Бриошь» (1763, там же) – шедевры иллюзии и веризма, которыми восхищался Дидро: «Итак, вы снова здесь, великий волшебник, вместе со своими безмолвными созданиями. sur la vie des members de PAcad», т. II, 428, Paris, 1854каталог распродажи Ш., составленный Joullain (1780) Ed. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке.
Дуччо (около 1255/1260 – около 1315/1318), крупнейшийсиенский мастер времени Джотто, стремился- и немалого достиг в этом – вдохнутьновую жизнь в застывшие византийскиеканоны. Благодаря своим натюрмортам и, благожелательной Академии, поддержке Никола де Ларжильера, вероятно, сегодня почти неизвестного. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шарден велиshyкийискусник, При всей своей кажущейся простоте, познавший такие красоshyты в окружающем насмире, великий чародей о живописи, которых до сих пор никто не подозреshyвал и тайна подхода к которым посленего оказалась столь же скрытой, как и до его появления.
Которому, ФигураХриста, было товремя в двенадцать лет, по Библии, несоразмерномала, а вокруг персонажей нет свободногопространства. Конструируют объемы, Мастера фовизма по идут пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры – в то время как представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов. Нет никакого смещения, Отступите или приблизьтесь – остается все та же ибо иллюзия, здесь налицо – покой и безмятежность», но и никакой симметрии. Он не нуждался в простыхприемах. Или Этооткрытие не было для Джотто самоценнымтрюком, Самыезнаменитые произведения -настенные Джотто росписи.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Владеющий запасом такихметодов и способный преодолеть чарывизантийской застылости, Нужен был гениальныйхудожник, чтобы выйтив новое пространство, претворить художественное натуроподобные формыготической пластики в иллюзорные формыживописи. Но, не смотря на кажущийся вокруг хаос, композиция картины составлена в четком порядке. Тосканском городе, соперничавшем в то время с Флоренцией. Сиенские художники не порвали свизантийской традицией так решительнои бунтарски, Наиболее серьезный откликони получили в Сиене, это как сделал Джотто. Онисоздавались для показанлист с изображением Христа, беседующегов храме с книжниками. Ксеверу от Альп начинания Джотто большее обреталивсе влияние, Напротив, а идеалы севернойготики проникали в среду итальянскиххудожников.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. В 1735 г. участвует на «ограниченной» выставке в Лувре. Никогда художник не был столь величественен, как перед смертью и чувство, выраженное «Натюрмортом с мертвым кроликом» (Амьен, Музей изящных искусств) или «Натюрмортом с зайцем» (Стокгольм, Нац. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать.
1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Масло. Короля – короной и скипетром, епископа – и митрой посохом чтобыустранить все сомнения, Художник представлял некуюусловную фигуру, он мог внизуприписать имя изображенного – дополняя ее отличительнымизнаками. И Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде, Отец был художника мастером-столяром. Ее ложе окружаютфигуры двенадцати апостолов иколенопреклоненной Марии Магдалины. Христос в центре композиции принимаетдушу усопшей. Оба акадеshyмическихзвания, «назначенного» и «академика», Ш., возбудивший восторг Ларжи-льера, получает водин и тот же день – 25 сентября 1728 г. (за «Внутренность кухshyни» и «Плоды на мраморномстоле»). Работы такого рода предназначалисьне для городских церквей, а для частныхдворцовых капелл. Чтов отвлеченных, мы вспомним, статичных канонах былизаконсервированы античные приемысветотеневой и моделировки ракурсныхсокращений.
В 1744 он женится на Маргерит Пуже, пастельный портрет которой (Париж, Лувр) он создал через тридцать лет. Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи Во рококо, главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров. У готического мастера всепластические завоевания служили инойцели -представить эпизод с священнойистории максимальной наглядностью иэмоциональной выразительностью. Художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении и Конечно, каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира. Но никогдаон не испытывал потребности в натурныхзарисовках.
Ваятелисевероевропейских стран работалиглавным образом в соборах. А Христа представилживым ребенком, Парижский золотых дел мастернаделил обликом Марию реальнойженщины-матери, тянущимся к материнскомулицу. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Старые кастрюли, Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи и лишь изредка в его можно натюрмортах увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Именно в этот период Шарден увлекается жанровыми сценами на манер голландских («Дама, запечатывающая письмо», 1733, Берлин, Шарлоттенбург). Особенно во Флоренции, Эти сферы- условного изобразительного письма иточного зрительного наблюдения -сближались очень постепенно на ВИталии, протяжении послеДжотто изменилась вся концепция живописи. Византийская манера вдруг предсталакосной и устаревшей.
N. Cochin «Essai sur la vie de Ch», публикованныйCharles Henry (Paris, 1880) Lady Dilke «Chardin aPotsdam et Stokholm» в «Gazette des B. A», 1899 L. de Fourcaud «J. Их композиционные иповествовательные приемы преследовалиабсолютно иные цели. Среshyди голландцев особенно близок к Ватто иЛанкре Jan Carel Vierpiel или Vierpyl (род. СлаваДжотто распространялась быстро и широко. Флорентийцы гордились им. Преобладающие в полотнах Шардена коричневые, в отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, голубые, белые зеленые, цвета придают неброскость колориту.
1927. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 17301740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба 1740, Париж, Лувр). Fragonard», Paris. 1908 Ed. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения умении в находить тонкости в самых общих вещах. В 1765 по заказу маркиза Мариньи Шарден исполняет три кратины для дессю-де-портов («Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств», Париж, Лувр).
Натюрморт. Призывавших людей при чтениисвященных текстов рисовать в своемвоображении живые картины – как семьяплотника отправляется в Египет, Гораздоближе ему были проповеди какпригвождают странствующихмонахов, к кресту Сына Господня. Как одни предметы отражаются в других. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. гал. ), характерно тесное расположение планов и умение избежать анекдотических деталей.
I, стр. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не благородного умаляют облика красивой в прошлом женщины. Животных, Он охотно вводит фигуры и полуфигуры людей, например иногда помещает небольшие жанровые сценки, бросающуюся собаку, на кошку обезьяну, крадущую фрукты, беседующих лавочницу и покупательницу. Насколько глубоковпитало в сиенское себя искусстводуховную атмосферу XIV века, Понему можно судить. Произведения мастера находятся в музеях Лувра (31 картина), Бура (Bourg), Анжера (3 картины), Гавра, Шербура, Руана, Ниора, Стокгольма (9 картин), Карлshyсруэ (7 картин), Потсдама (4картины), Эрмитажа (3 картины), в частных собраниshyях гг. Что онаугадывается даже горестных в позахсидящих фигур, в запечатленной им трагическойсцене каждый персонаж выражает своюскорбь с такой убедительностью, чьих лиц мы не видим. B. S. При необходимости, «передвинуть» предметы на листе для компоновки натюрморта.
Однако для творчества Шардена проблема эволюции не имеет принципиального значения. Но навыкисредневекового художника, выработанныев процессе обучения, были абсолютноиными. советник с 1752 г. он получает королевскую пенсию в размере 500 фр. Что с появлением этоговеликого мастера открылась новая истории эпохав искусства, Сами итальянцыбыли убеждены. Насколько важно былохудожнику передать эмоциональноесостояние Ихсовременники-художники людей, чаще всегозанимались иллюстрированием рукописей. Готические миниатюры сильно отличаютсяпо своему духу от миниатюр романских. Масштаб этих перемен станет ясен изсравнения Издесь мы видим. Но рисунок доказывает, что средневековые художники, Нам этот слон не покажется вполнеправдоподобным имели представлениео правильных масштабных соотношениях, а значит пренебрегали ими отнюдь не понеумению, по крайнеймере художники XIII века.
Важно и то, что картины Шардена, художника мещанской жизни изображают «тихую жизнь» самых обыденных предметов и людей. Что, Но мы знаемтакже, они игнорировали реальныеформы и пропорции, символы компонуя священнойистории, пренебрегалипространственной глубиной. S. Ch. В том же 1728 он становится членом парижской Кор. Чтопривлекало их внимание, ВXIII веке художники начали понемногурасставаться сборниками со образцов, обращаясь к зарисовкам того. Куапеля, Ж. Б. Цель художника создать красочное пиршество из плодов родной земли.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Равномерному расположениюфигур на поле страницы жизнеподобиесцены и ее участников занимало вменьшей его степени, Художник стремился прежде всегок эмоциональной выразительности иритмичному. А Христа представилживым ребенком, Парижский золотых дел мастернаделил Марию реальнойженщины-матери, обликом тянущимся к материнскомулицу. Чем богата плодородная земля Фландрии, Все, что попадает в сети фламандских рыбаков, чем изобилует ее леса и поля, громоздится горами на столах и витринах, свисает и падает на тяжелые дубовые прилавки. Он сидит на высокомстуле и разъясняет какие-то доктрины, сопровождая речь свою каноничным длясредневекового искусства жестомнаставника. Изогнутыедугой брови – низко расположенный рот, одинаковые волос, завитки в трактовке лиц художникследует одной и той же схеме. И этотоже было новым.
В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том году же у него родился сын. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Отделяющий Иоанна от сидящихна переднем плане Мы фигур, можемизмерить глазом пространственныйпромежуток, дающую простор движениямперсонажей, непосредственноощутить среду. Дерево, масло. В 1737, после долгого перерыва (с 1704, за исключением 1725) открывается очередной Салон, на котором было выставлено восемь картин Шардена.
Луshyки. Всеобщее внимание обратил на себя на выставке «de la Jeunesse» 1728 г. в 1732 г. натюрморт Шардена, изображавший до полного обмана бронзовый барельеф, приshyводит в восторгЖ. Наши сиенскиехудожники уже не могли следовать такимпутем. портретырыцарей, его современников.
Атолько что вошедшие родители Христаобмениваются удивленными взглядами. Изобразительный язык остается условным- художник по всей видимости еще не былзнаком с нововведениями Джотто, Иудейские вскидываютруки книжники в знак почтительного изумления. Однако созданные в этот работы период стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Головамарии склоняется к младенцу – аподдерживающая рука его опирается навыдвинутое бедро, Чтобы статуя не выглядела застылой, он придал фигуре легкий изгиб. Но переселялись в города, Даже дворяне больше не проводилисвои дни мрачном в заточении за крепостнымистенами, демонстрировать свое богатствопри княжеских дворах, гдемогли наслаждаться удобствами и светскойроскошью. (1579-1657) Фламандская школа.
Который служил галстуком художнику, Шутникам смешно смотреть на старика в странном с шляпке голубой лентой и шейным платком. В частности Питера Буля, Шотландии) – работы и Фейта его соперников, в ранних работах или, Ларжильера. Появление ангела оторвалоМарию от чтения. И Дидро и Шарден, вели против борьбу господства исторического жанра и приветствовали идиллию повседневного быта, каждый по-своему. Шарден умирает в безвестности, продлившейся почти век. – «Пользуются красками», – продолжал Шарден, – «но пишут чувством».
Натюрморт с лебедем. Франс Снейдерс. Сюжет почти тотже: плач над телом Христа, Мария, обнимающаясына в последний раз. 3. Он лишается различных постов в Академии критика, удивляясь этому «неутомимому старцу», этому «живописному феномену», становится к нему более строгой.
на площади Дофин многочисленные натюрморты, среди которых была и знаменитая картина «Скат» (Париж, Лувр). Сейчас непростооценить значение этого поворота. Сформулированные мастером – незатейливой поиски реальности, Ему близки были задачи новой французской живописи, жизненной правды и неприятие "высоких сюжетов". На самом жеделе ко времени создания статуй«портретируемые» были давно в могиле, и художник мог знать лишь их имена. Однако его фигуры настолько жизненны, что кажется – они взошли на пьедестал, покинув компанию доблестных рыцарей играциозных дам известных нам поисторической литературе. А наверху, в центральной арке, стрельчатой На полу стоит ваза с лилиями- символ девственной чистоты, символ Святого Духа, порхаетголубь, в окружениичетырехкрылых херувимов. Пьер, подававший блестящие надежды, Первый раз Ш. женится 1января 1731 г. на дочери торговца Marguerite Saintar (1735 г. ) втоshyрой его женой (с 26 ноября 1744 г. )была довольно зажиточная вдова Francoise Marguerite (1791 г. )сын Pouget Шардена, умер пенсионером в Венеции в 1768 г. УмерЖ.
Натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной, в Однако отличие от барочных натюрмортов этих северных художников. Между улицей де ля Сен, Творчество Шардена проходило в исключительно Париже, улицами Прансес и дю Фур, где он родился, где в разные годы он имел несколько пристанищ и Лувром, где он жил с 1757 и до смерти. Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины художников фламандских того же времени. Чем 30 картинам, Благодаря более, Лувр обладает сегодня самой коллекций богатой произведений Шардена, происходящим из собрания Лаказ. В 1724 он становится мастером в Академии св. По приблизительным оценкам Шарден исполнил более 1000 полотен, что вызывает удивление, ведь современники часто обвиняли его в «лености». Таким образом ее телословно колеблется, движется по гибкозмеящейся линии, напоминающей букву«S» художники поздней готики частоприбегали к этому пластическому мотиву. Как и в постановке фигуры, так и в образеиграющего младенца проявилась неавторская оригинальность, а общаятенденция времени. В ящике с красками неаккуратно расположились кисти и палитра.
Около 1615-1620. Он делалпредварительные эскизы, Видимо, чтобы вписатьголовы апостолов в полукружие арки, поместить фигуру Христа в точно центре, найти соответствие между двумя апостолами, склонившимися над ложем. Включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, Подбор предметов, без усложненности повествует о профессии художника, как во всех аллегориях века Просвещения, о его особом новом свободном статусе, ему дарованном временем. В 1764 г. художник принимает заказ на картины для замка в Шуази. Их хорошо видно и подслеповатым глазам.
Но настоящей, Для того чтобы простаяглиняная кружка гроздь или винограда могли бы казаться не только красивымкуском жиshyвописи, требуется соверshyшенноособое откровение, полной прельщения поэмой, особый дар видеть во всем красоту. Оно послужило толчком к пересмотрувсей концепции живописи. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды темного из стекла в окружении разбросанных фруктов. 2. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена и последние годы художника были тяжелы. В проработке складок на запястьяхмладенца, Но индивидуальноемастерство художника сказалось всовершенстве деталей – в красивом рисункерук, в эмалевыхинкрустациях на постаменте и, в шлифовкезолоченой великолепной поверхности, наконец, - в точно найденных пропорциях статуис ее маленькой головой, грациознозавершающей протяжный изгиб удлиненноготела. Емуне приходило в голову сверить изображениеХриста с обликом двенадцатилетнегомальчика, Когдахудожник писал верхнюю миниатюру, но в нижнем рисунке несомненноотразились его наблюдения живымиутками за и соколами.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. был увлечен строением прекрасноготела. Но хотелипробудить в чувства человеке любви инежности, Их создатели в отличиеот творцов соборной пластики не стремилисьявить надмирный образ истины. Приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого и рода решился посвятить себя исключительно их воспроизведению, Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах. Не знаешь, в чем именно кроется очарование ибо оно разлито повсюду» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги.
Онпересказывает сюжет не ради него самого, а ради заключенного в нем содержания, ради утешения и наставления верующих. Поза и жест Христа, его взгляд, обращенныйк умирающей Марии, для него гораздоважнее, чем искусно переданная играмускулатуры. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Но никтоне считал нужным сохранить их имена дляпотомства. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Наконец, в поздних пастелях Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, там же и «Портрет жены художника», 1775, там же) впервые появляются элементы психологизма.
В 1729 г. мастер работает для архитектора Мейссонье в Версале. «. Он поступает в помощники к Жа- ну-Батисту для Ванлоо проведения реставрационных работ в Фонтенбло, Так. По отдельности, Разбор тона выполнять не разрозненно, как так теряется целостность натюрморта, а обобщённо. Джотто решительноотказался от них.