Война началась из-за борьбы за власть. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Что можно получить в наследство от отца бедного, но благородного. «Капричос» творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Народ заволновался. К такому сословию принадлежала и семья Гойи. Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В 1771году, получив вторую премию пармской Академии художеств закартину на тему из античной истории, возвращается вСарагосу, где работает над фресками в традициях позднегоитальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньорадель Пилар, 1771 – 1772). А в белилах содержится очень вредное свинец, вещество Во времена Гойи художники сами изготовляли краски. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Онначинает ухаживать за ней.
Где и сегодня всего 200 жителей, Родился Гойя в 1746 г. в испанском небольшом селении Фуэнтетодос в провинции Арагон. Х. Фрика, Нью-Йорк). Зрителей притягивают и увлекают эти «махи» в кружевных мантильях. Отношения между махо и махой были, по ритуалу, бурными. Она едет оплакивать эту потерю в свое поместье вАндалусию, 1796 в году муж герцогинискончался и берёт Гойю с собой.
Его сын женился на дочери богатого купца истал жить отдельно. Их привлекали в Г. острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное». В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо).
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. С 1824 года Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Ф Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она «ангел в церкви, дома, на улице и дьявол в любви». В котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, аромат и тайны скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»).
Г. получает известность и как портретист. Которое для него, Но и самых в мрачных видениях Г. давящая тьма не может остановить движение, самое мощное проявление развития жизни, как и для революционных романтиков. Человечность и мудрость Г. находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Наполеон захотел посадить на трон в Испании своего брата.
Это стало поводом для войны. В 1780 году Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1799 «первый художник короля». Неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка, Одновременно творчестве в Гойи нарастают черты трагизма. В 1760 году семьяпереезжает в Сарагосу и юноша здесь был отдан в мастерскуюхудожника Лусана-и-Мартинеса. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Г., он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде, Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов Бедствия войны (82 листа, 1810–1820). Было поднято восстание.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Неуемное честолюбие, жажду успеха. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. 1792 год. В честь Гойи назван кратер наМеркурии.
Что она хочет женить его на себе, Считалось, не при поддаваясь этом на ее уговоры, а он удержать ее. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). (Francisco Goya) (1746-1828) испанский художник, гравер, рисовальщик. Он раскрывает сущность и смысл явления, ф не Гойя просто изображает, концентрируя цвет до максимальной простоты и монументальности.
С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1780 и 1786–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 картонов для ковров с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (Зонтик, 1777, Игра в пелоту, 1779, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо, Мадрид). Во времена Гойи огромное значение придавали титулам. его настигаетболезнь, в результате которой теряет слух. С 1760 годa учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский и характер сказывается вплоть до современности. Простые люди умеют радоваться простым вещам, жизнь высшего света маскарад.
И в годы войны за независимость, Художник всегда проявлял интерес к жанровой живописи, он создал несколько больших произведений, когда у него не заказов было от королевского двора, вошедших в число его знаменитых шедевров. Гойя по линии отца, Лусиентес по линии матери. Дворянин мог носить рваный плащ, быть почти нищим, как Дон Кихот, но считался человеком благородным. Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. 1806, Национальная галерея, Лондон). Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).
Иработал у него в мастерской, Около 1773 года Гойяобосновался в Мадриде у своего Франсиско друга Байеу. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде. В 1766году Гойя попадает в Мадрид. Их улыбки действительно заговорщические.
К этому времени влияниеГойи на культуру художественную начинает приобретатьобщеевропейское значение. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 178283, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, ок. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых Кузнецах (1819, собр. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма». Учитель. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции.
Полное имя испанца обычно включает не только фамилию отца, но и матери. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). После ее смерти создает «Маху набалконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году.
Гойя стал свидетелем наполеоновских восстанияпротив войск в Мадриде и последовавшихрепрессий. И хотя Г. ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Король Карл IV, его жена Мария-Луиза и их старший сын Фердинанд никак не могли решить, кто должен управлять страной. Но в 1792-93 гг. Программно-заострённым воплощением настроений Г. явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 179798, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка».
Казнив без суда всех испанцев, Французы сделали роковую принявших ошибку, участие в восстании. Для художественного стиля картины характерна яркая экспрессивность. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Оба эти произведения Г. более всего потрясают совершенной правдой поведения действующих всех лиц и той широтой мировоззрения, в отличие от зрелищно построенных исторических картин романтиков, призывающим к борьбе с завоевателями, которая позволяет художнику быть одновременно испанским патриотом и гуманистом, восстающим против войны как акта бесчеловечности. Картина была написана в 1792 г. Себастьян Мартинес врач, который выходил больного Гойю.
«Махи на балконе» прекрасны, они полны колдовского очарования их красота влечет к себе, однако ирония манящего взгляда настораживает. Полное имя Гойи: Франсиско Хосе Гойя-и-Лусиентес. Художник написал друга сидящим в кресле с гравюрой в руках. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. О болезни Гойи, которая сделала его в 46 лет глухим и полубезумным, говорили разное. Что естественно, Идеальным считалось то, а высший свет ощущал, натурально, что отношения в пропитаны нем ложью.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж). Истории которых переплетаются зачастую и путаются друг с другом, Это полотно имеет несколько вариантов. Исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества («Портрет сеньоры Бермудес»), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). Картина написана в 1814 г. В основе сюжета наполеоновские войны в Испании 1808–1814 гг.
Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений XIX века. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Мать из мелкопоместных дворян, Отец был позолотчиком алтарей, не вот таким образом совсем верно желание некоторых искусствоведов причислить Гойю к пролетарскому роду. Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Совершенствует своё мастерство и дажеучаствует в конкурсах мадридской Академии художеств, Здесь он знакомится с работамипридворных художников, принятым надеясьбыть в Королевскую Академию изящных искусствСан-Фернандо. Но сами махи, также находятся с ними в сговоре.
Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочериобедневшего дворянина родился сын. Сеньоры Бермудес исключительного расцвета достигло творчество портретное Г. В нём остро звучат и чувство одиночества, Будапешт Ф. Байеу, Музей изобразительных искусств, 1796 – уязвимости человека в тревожном мире (портреты. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», «Портрет маркизы Понтехос»).
В1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загороднойцеркви Сан Антонио де ла Флорида. В 1808 году Испаниябыла оккупирована Наполеоном. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе около 1802, Прадо). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Оказывается в Риме, где знакомится с живописьюитальянских мастеров.
Откровенность мыслей, Г. первым из художников противополагает безличному классицистическому рационализму страстность чувств, полёт дерзостный воображения. С балкона наблюдающих за жизнью улицы в глубине, На своей картине Франсиско Гойя изобразил двух очаровательных молодых женщин, неясным силуэтом вырисовываются их фигуры кавалеров, на темном фоне. В 1780 Г. был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. Его картина была отвергнута и он отправился вИталию.
У нее родилась дочь от Гойи, которую назвалиРосарита. Он писал ее портреты многораз два самых знаменитых из них – «Махаобнажённая» (ок. Недаром в кукольной красоте «мах» есть что-то обманчивое, особенно в сочетании с мрачными фигурами мужчин, лица которых почти скрыты плащами и надвинутыми на глаза шляпами. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 177172). Не яркой, в эти годы Г. постепенно переходит к разработанной, тонко но звучной цветовой гамме.
Которая стала его и возлюбленной покровительницей, в 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба. Во времявыздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первойбольшой серией офортов Капричос (закончена к 1799) – сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Что они стремятся заманить тех, Кажется, эту в пугающую темноту, кого привлекает их нежная красота. Влияние его творчества на живопись имело общеевропейский характер и вплоть сказывается до современности. На ней надпись: Себастьяну Мартинесу его друг Гойя. Но оно уже становится предвестием трагизма, который характерен для позднего периода. Нечто подобное еще и сегодня можно увидеть на улицах некоторых испанских городов.
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Ночью пробирается вженский он монастырь, вынужден покинуть Рим – являясь натурой авантюрной, Однако, чтобы похитить возлюбленную застигнутыйна месте преступления, вновь попадает в неприятную историю. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо, Мадрид). Тонкого и грубого достигается удивительная в обобщенность весьма сжатой форме изображения, с помощью контраста светлого и темного. Сыну художника, Она завещалавыдавать 3500 ежегодно реалов из оставшегося после неесостояния Хавьеру Гойе. Страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, Глубоким историзмом, посвященные борьбе против интервенции французской («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»).
В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (Сатурн) и освободительной энергии юности (Юдифь). Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 177680 и 178691 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами ( ), Г. противопоставил ещё сильным тогда в испанском искусстве традициям парадно-торжественного барокко и рассудочности классицизма, прививаемого мадридской АХ, дух темпераментного наслаждения бытием и жизнерадостного демократизма. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Байеу был тогда официальнымпридворным художником короля Карла IV и королевы МарииЛуизы. Последняя версия ученых заключается в следующем. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 182023 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»).
1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В народе поползли слухи о том, что тринадцатилетний наследник вывезен во Францию. Бандита из испанских трущоб, Образ махи испанской девушки или махо щеголя, был рода своего идеалом для высшего общества, не гнушавшегося контрабандой. Рассчитанными на публику, встречи Их всегда сопровождались шумными ссорами, нередко пускались в ход ножи. В 1824 году Гойя вместе с Леокадией ималенькой Росаритой выехал во Опасаясь Францию, преследований со стороны новогоправительства Испании, где провёл своипоследние четыре года жизни. Около 1773 Г. обосновался в Мадриде.
Гойя остался совсем один. Это творение Гойи еще наполнено светом. Возрастающей до степени трагизма, Жизнеутверждение в творчестве Г. сменяется глубокой неудовлетворённостью, напряжённой монохромностью, праздничная звучность и светлых утончённость оттенков резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. Окружая их ореолом романтической загадочности, Он и относится к своим как героиням к воспоминаниям молодости. Когда Карл IV в перед страхе событиями Великой французской революции стал на путь реакции, Характер искусства Г. резко меняется с началом 1790-х гг. Ок. 1769 отправился в Италию.
аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе картины – около 1802, Прадо, Мадрид). Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. С начала 1780-х гг.
«Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (182023, росписи ныне в Прадо). Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (1815. От постоянной работы с этим веществом могло развиться заболевание, поразившее нервную систему. Стремительность перового рисунка – царапающий штрих иглы в В 1790-х начале 1800-х Особенно гг, привлекает Г. графика. В 1771 году вернулся Сарагосу, в В 1769 году Гойя отправился в Италию, где писал фрески в духе итальянского барокко. К ним относится и картина «Махи на балконе», написанная в поздние годы жизни художника.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ он раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линии, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, острой социальной сатиры и трезвого анализа действительности открывали абсолютно новые пути развития европейской гравюры. В этичрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве взагородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820 – 1823, росписи находятся сейчас в Прадо). Памятник Гойе в Сарагосе Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводитсяс мужем. 1802, Прадо). С 1773 года художник работал в Мадриде и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов со сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»). 1797) и «Маха одетая» (ок. Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик.
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 181020 изд. Включающих невиданно смелые для своего времени, в созданных здесь (ныне в Прадо, Мадрид), сценах он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, остродинамичные и устрашающие символико-мифологические образы, бесконечно-ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»).