Важное композиционное значение имеет и роль старой «барыни с двумя лакеями». «Быть греху какому-нибудь, – говорит Катерина. Вот, вот, в самый омут», – пророчит она Катерине ее судьбу. Не слышалось ни грома, ни шума ветра.
Даже сеид его, -- по всей вероятности, Ведь не только г. --бов, глубоким, человек, хоть и мозговым вырабатывающий процессом свои убеждения, -- не только, говорю я, они не смешны своими увлечениями, -- они достойны за них, разумеется, не в равной мере и сочувствия и уважения. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. Все в огне гореть будете в неугасимом. » Катерина в ужасе подбегает к стене галереи и как нарочно опускается на колени возле картины изображающей «геенну огненную» : «Ад. Чье мышление осиливает истины хоть немного более сложные, Резонерство решительно всякому, противно чем 2X2 4. «По-моему, – рассуждает она, – делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. » Варвара не дает себя в обиду, не поддается матери и, отстаивая свою свободу, бежит из дома с Кудряшом.
Он как бы подчеркивает несоответствие между мертвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами», с одной стороны и прекрасными дарами природы, которые не умеют ценить калиновцы, с другой. Словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды, воздухе в запахло свежестью и легким холодком8230 и тут полил дождь первый этой весной. Например, Странница Феклуша, льстивые словеса, плетет свои умильные, рассказывает о своих чудесных «видениях» да о землях, «где все люди с песьими головами», сам и собой рисуется образ ханжи и святоши, эксплуатирующей обывательскую темноту, невежество и отсталость. Что они волнуют писателей и художников, Кроме того, вызывающие стихии искреннее появshyляется желание понять причиshyны. Признаться вам откровенно -- жалобы на моего непонятность обычного изложения мне серьезно надоели8 ибо я, По поводу этого я позволяю себе сделать небольшое, позволяю себе дорожить моим убеждением, как человек убеждения – чисто личное отступление.
Вот таким образом пусть погибнет мир, но совершится правосудие (лат. ). Ergo pereat mundus -- fiat justitia. Чтобы как-нибудь свести концы, Повернет ли он круто, что зачалось по народному представлению, -- виноват не он, какого-либо характер лица оставит ли он какое драматическое положение в виде намека недостанет ли у него веры в собственный замысел и смелости довершить по народному представлению то, виновато "темное царство", которого безобразий он каратель и обличитель. Всякая же словесность, которая думает создать или пересоздать народ. Его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, Строки стихотворения Весенняя гроза, ее стали выражением. Весеннее солнышко иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом.
Параллельно основной интриге пьесы (Катерина и Борис Григорьевич) развивается также второстепенная (Варвара и Кудряш), противопоставленная первой. Но они мне приходили невольно на язык, Извините за цинизм моих выражений и, когда я с судорожным хохотом читал статью г. Пальховского, каюсь вам, вследствие статьи юного сеида г. --бова, я невольно хохотал над множеством положений серьезной и умной статьи публициста "Современника", разумеется, взятых только в последовательном их приложении. И по этому самому оно -- независимо, Искусство существует для души человеческой и выражает ее вечную сущность в свободном творчестве образов, как все органическое, существует само по себе и само себя, для но душу и жизнь, а не пустую игру имеет своим органическим содержанием. Всякая же словесность, которая думает создать или пересоздать народ.
1) взгляду, присвоившему себе в недавнее время название реального6, но, в сущности, теоретическому, расстилающему бедную жизнь на прокрустово ложе, подчиняющему ее более или менее узкой теории, то есть совокупности последних результатов, добытых рассудком в последнюю минуту современной жизни и 2) взгляду, присвоивающему себе название эстетического, проповедывающему свое дилетантское равнодушие к жизни и к ее существенным вопросам, во имя какого-то искусства для искусства, а потому гораздо более заслуживающему название взгляда материального7, грубо ли материального, тонко ли материального, это абсолютно все равно – стало быть, Взгляд этот -- не новый какой-нибудь, -- и, то есть идеально-художественным, я не имею претензии называть его моим взглядом называю же я так, его в противуположность двум другим. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. Нечего прятаться. Странница Феклуша, например, плетет свои умильные, льстивые словеса, рассказывает о своих чудесных «видениях» да о землях, «где все люди с песьими головами» и сам собой рисуется образ ханжи и святоши, эксплуатирующей обывательскую темноту, невежество и отсталость. Не отступаясь вот таким образом нисколько от права предполагать в моих читателях способность мыслить и следить за развитием чужой мысли, я, в настоящем случае, постараюсь только, сколь возможно избегать сжатых формул и терминов философии тождества 9, но -- счел бы грехом заменять их резонерством.
Матушка. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. Который втиснул ее в такие рамки, Явился наконец остроумный человек, что она перестала выбиваться из общей колеи кары и обличения, что стало возможно помирить сочувствие к ней с сочувствием к интересам теориям и минуты.
Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Демократическое, Истинное искусство было и будет всегда народное, в философском этого смысле слова. Люблю грозу в начале мая, я еще не умела читать, первый гром, Когда весенний, бы Как резвяся и играя, Грохочет в небе голубом – но уже знала наизусть. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Возбуждаемое статейкой о "Грозе", Но удивление, произведенное прежнею, многими превосходит степенями удивление. Полным глубокого значения, Все в природе представляется поэту все живым, говорит с ним "понятным сердцу языком". Геенна огненная.
Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает. » Она боится соблазна, «страшного греха» запретной любви – и тут же появляется старуха со своими зловещими речами: «Что, красавицы. И первое слово стихотворения– самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное– «люблю».
Quotсловно привидение", наоборот, при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его "словно фигура, выросла из земли" из тьмы – то главный герой, Если рассказчик чувствует себя неуютно, чувствует себя в своей стихии. Прояснились берега. Оно ведь и так. Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы, -- а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни, -- смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Тихон.
Что Островский каратель и самодурства обличитель и прочего, Г-н Пальховский -- имя юного рецензента -- глубоко уверовал в то и только в смысле сатиры придал он ей значение и вот "Гроза" вышла у него только сатирою. Всё сердце изорвалось. Автор ее еще прежде удивил читателей неистово-напряженною статьей о русской женщине, по поводу ломаной натуры (если натурою называть это можно) Ольги в романе "Обломов" 15. Логическое бытие самых законов несомненно, мозговая работа по этим отвлеченным законам идет абсолютно правильно, да идет-то она в отвлеченном, чисто логическом мире, мире, в котором все имеет очевидную последовательность, строгую необходимость, в котором нет неисчерпаемого творчества жизни, называемого обыкновенно случайностью, называемого так до тех пор, пока оно не станет прошедшим и пока логическая анатомия не рассечет этого трупа и не приготовит нового аппарата в виде новой теории. Как будто их кто-то подгонял сзади, Быстро-быстро, громыхнул вдалеке гром, набежали хмурые сизые тучи. Но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, не Вы были еще на представлении, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю дышащую близостью Волги, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Тютчев в своих стихах выражает восторг, восхищение грозой. Это праздник синевы и солнца.
Все деревья были в цвету и в воздухе стоял неповторимый аромат. Но это им, Теоретики режут жизнь для своих треб идоло-жертвениых многого стоит, может быть. Протестантки Матрена Савишна и Марья Антиповна, Липочка, Протестантка попивающие с чиновниками мадеру на вольном воздухе под Симоновым. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.
Более или менее продолжительных переворотов в душевном организме, -- процессов переворотов и Убеждение -- если оно есть действительное убеждение -- покупается по большей части ценою умственных и нравственных процессов, как вы знаете, не всегда, легких -- а не приходит с ветра. Впереди замаячили белые бакены. Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. Человека в народ верующего и давно, Для меня лично, воспитавшего в себе смирение перед народною правдою, прежде Лаврецкого, вашего понимание и чувство народа составляют высший критериум, допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим критериумом христианства.
Словно внезапный выстрел, Он раздался, прокатившись по и, полям, нехотя затих где-то за горизонтом. " 4 Накануне представления "Грозы" я долго говорил с вами о многом 5, что для меня и, судя по симпатии вашей к разговору, для вас самих составляет существенное верование по отношению к искусству и к жизни. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Народностей, Поэты суть голоса масс, глашатаи великих истин великих и тайн жизни, местностей, носители слов, которые служат ключами к уразумению эпох -- организмов во времени и народов -- организмов в пространстве. Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном смысле, т. е. как все многообразное проявление жизни в слове) для народа и не словесностью создается народ, а народом словесность.
Что могло бы даже всякому другому подать повод к сатире, 4) Мир "Бедной невесты" изображен с такою симпатиею поэта и так мало в нем сатирического в изображении того, чтобы сочувствовать в этом мире высокой, не что нужна неимоверная логическая натяжка для того, приносящей себя в жертву долгу, покоряющейся, женской натуре, а одной только погибшей, хотя и действительно богатой силами, личности Дуни, как г. --бов. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут. Поймет ли она Липочку как протестантку. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц. Например, Остроумный автор статей "Темное царство" положительно, в отказывает своем сочувствии Большову даже и в трагическую минуту жизни этого последнего. Гром грохочет нев сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он «грохочет в небе голубом».
Не могу я больше терпеть. Но полюбуйтесь ей в приложениях: в них-то вся сила, Мысль и сама по себе дикая, если а и протестантка, в них-то вся прелесть: Катерина не протестантка, то бессильная, не вынесшая сама своего протеста, -- катай ее, Катерину. Взрослые занялись приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Чувственной– зрительной и непосредственности, слуховой– «Гроза у Тютчева дается во всей реальности и все же это не только образ грозы.
В России все от мала до велика знают это стихотворение. Гремят удары грома. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта.
Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. А что же дальше. Затерявшаяся где-то и когда-то жизнь, это Ведь поистине страшная, в которой рассказывается серьезно, та жизнь, как в "Грозе" Островского, что "эта Литва, она к нам с неба упала" i7 и от которой, затерявшейся где-то и когда-то, отречься нам нельзя без насилия над собою, противуестественного и потому почти преступного та жизнь, с которой мы все сначала враждуем и смирением перед неведомою правдою которой все люди с сердцем, люди плоти и крови кончали, кончают и, должно быть, будут еще кончать, как Федор Лаврецкий, обретший в ней свою искомую и созданную из ее соков Лизу та жизнь, которой в лице Агафьи Матвеевны приносит Обломов в жертву деланную и изломанную, хотя внешне грациозную, натуру Ольги и в которой он гибнет, единственно, впрочем, по воле его автора и не миря нас притом нисколько своею гибелью с личностью Штольца. совсем не похожа на грозу летом или осенью.
Туман исчезал как-то неприметно. Quotи если солнце зарождает червей в дохлой собаке, Но здесь я лучше покамест остановлю речь свою и не докончу – мысли как Гамлет не доканчивает фразы. Вдали оно казалось почти черным. Ни честный английский Шекспир, мещанин Ни фанатический гибеллин Дант 20, ни мрачный инквизитор Кальдерон 21 не были художниками в том смысле, столь ненавистный пуританам всех стран и веков даже до сего дне, какой хотят придать этому званию дилетанты.
Чтобы стало автор статей "Темное царство", Даже сомневаюсь, мастерскому его изложению, -- человек взрослый даже готов подозревать, судя по зрелому, что г. --бов хохочет втихомолку над усердием своего сеида, втихомолку потому, что хохотать явно было бы недобросовестно со стороны г. --бова. Он хлестал по волнам толстыми плетями. Мысль, взятая за основание, сама по себе верна. В-третьих, он сам похож на грозовую тучу.
«Люблю грозу» и уточняющее– «в начале мая»– звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо» Стихотворение Весенняя гроза по праву называют классическим. но здесь я покамест остановлю речь свою. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось. Как я сказал, я собираюсь, возбуждающего, повести с вами долгие и абсолютно искренние речи о значении деятельности Островского по поводу его последнего произведения, по обыкновению, как и все предшествовавшие, различные толки иногда и даже очень часто, абсолютно противуположные иногда умные иногда положительно дикие, но во всяком большею случае частию неискренние, то есть к делу не относящиеся, -- а по поводу дела высказывающие те или другие общественные и нравственные теории критиков-публицистов. Раскрывающиеся данные по логически этим правильным законам, Теория вывела из известных данных известные законы и хочет заставить насильственно жить все последующие. Как весел грохот леших бурь, Прекрасным образом такого глубокого, взметая прах летучий, Когда, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную – лазурь проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури.
(Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее). Это было самоходка – теперь она обозначилась совсем ясно. Стало ли бы у самого г. --бова столько смелой последовательности в проведении его Не мысли, знаю, как у его ученика и сеида.
Сатирик же явился решительно безупречным, вины Все взвалены были на "темное царство". Причем герои его носят не только аллегорические фамилии, Этот прием характеристики вообще широко употребляется в драматургии Островского, Сила Грознов в драматических сценах «Правда хорошо, а счастье лучше», но и имена: Гордей и Любим Торцовы в комедии «Бедность – не порок», Луп Лупыч – в чиновник «Пучине» и т. п. Иногда основные свойства героя Островский подчеркивает в именах и фамилиях даже пародийно-преувеличенно: квартальный в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» носит имя Тигрия Львовича Лютова (лютый, словно тигр и лев). И вот, когда в классе возникла минута «мертвой» тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния.
Опять повторяю, Ведь, не относится, не относится же драматург к самодурству и безобразию изображаемой им жизни с любовью и нежностью, стало так, быть, относится с казнию и обличением. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. С теоретиками можно спорить: с дилетантами нельзя, да и не надобно. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим.
В начале пьесы он является фоном, на котором развертывается драматическое действие. Простодушно-грубоватые чувства и речи Кудряша и Варвары оттеняют приподнято-лирический тон объяснений Бориса и Катерины На – параллелизме и контрасте построена вся сцена свидания ночью в овраге. Спрашиваю вас: как масса отнесется к протестантке Липочке. И манерою фламандской школы оправдывать пустоту и низменность чиновнического взгляда на жизнь 19, Они готовы закидать грязью Занда за неприличную ее тревожность созданий. Не то, не бездушный лик, природа слепок Не – что мните вы, Природа в его стихах всегда одухотоворена.
Денек стоял прекрасный. Перед нами раскрылась тихая просторная река. 10 Вот для этих-то мышлений и создано в особенности резонерство. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии стихи Тютчева пленительной о русской природе.
Впечатление сильное, глубокое главным образом положительно общее произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы, а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни, – смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа, так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. Муж ее уж совсем не протестант, -- валяй же его, мерзавца.
Человека в народ верующего и Для давно, меня лично, воспитавшего в себе смирение перед народною правдою, прежде вашего Лаврецкого, понимание и чувство народа составляют высший критериум, допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим критериумом христианства. Сказывающееся в нас как нечто физиологическое, Это что-то, неразложимое, мы простое, можем подавлять в себе разве только фанатизмом теории. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. До Катерины доносятся опять слова безумной старухи: «Что прячешься.
Что тут делаете. А ведь это вопросы неотразимые. Пейзаж этот действительно прекрасен. Любуясь им, Кулигин говорит Борису: «Хорошо, сударь, гулять теперь. как хотите, а ведь такого рода протестантизм -- в иную минуту невольно представится очень забавным.
Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Несмотря на усиление грозы ("белая молния осветила его с головы до ног", "дождик хлынул с удвоенною силою"), он спокоен. Но становилось как-то страшновато. Что, Естественно, противуполагая идеально-художественный взгляд эстетическому в таком смысле, -- не я думаю ставить искусству какие-либо внешние цели или задачи. Откажет ли ему в сожалении и, стало быть известном сочувствии масса.
И это-то именно было всего сильнее почувствовано в произведении массою и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве, -- массою сложною, разнородною, -- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения. В самом складе ее, в выборе выражений, в их оборотах видна внутренняя сущность человека. Как итоги, Теории, правы всегда только в отношении к выведенные прошедшему из прошедшего рассудком, на которое они, как на жизнь, опираются а прошедшее есть всегда только труп, покидаемый быстро текущею вперед жизнию, труп, в котором анатомия доберется до всего, кроме души. -Такой на меня страх, та кой-то на меня страх.
Когда он судит и рядит жизнь во имя идеалов -- жизни самой присущих, Поэт учитель -- народа только тогда, поэтом, а не им, сочиненных. О чем. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Искусство воплощает в образы, в идеалы сознание массы. И вся дубрава и опрометчиво-бездумно Вдруг на дубраву набежит, Широколиственно задрожит и шумно. Это абсолютно особенное явление.
Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Ад. Что, Что за нужда, вы урезываете в писателе его самые новые, одну прилагая эту мерку, самые существенные свойства, пропускаете или не хотите видеть его положительные, поэтические стороны что нужды, что вы заставляете художника идти в его творчестве не от типов и их отношений, а от вопросов общественных и юридических.
На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Ад. В омут лучше с красотой-то. Резонерство, Шевеля и раздражая умственное сладострастие, это истинное и единственное искусство для искусства тем хорошо, этот процесс без результатов, что и на дело как будто похоже, то есть дает степень известную наслаждения, да и к делу ни к какому не ведет, то есть не требует от занимающихся им ни умственных, ни нравственных самопожертвований. Вот красота-то куда ведет показывает на Волгу).
Весны жизни, Это одновременно образ молодости, обновления, взволнованности, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажет всякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всю биографическую психологическую и полноту восприятия этого человека». Они становились все реже и все слабее. «Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади» показываются еще раз в момент наивысшего напряжения действия пьесы. Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. С какою наивною, чисто ученою, то есть мозговою, а не сердечною верою, юный (по всей вероятности) рецензент "Московского вестника" усвоил остроумную и блистательно высказанную теорию автора статей "Темное царство".
Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря. В том очень естественно и желание, в ком есть сильная высказать потребность свои убеждения, с этими составляющими нравственную жизнь человека убеждениями, чтобы с ними или соглашались или, что точно так же важно, спорили. Не поддается матери и, «По-моему, – рассуждает она, – делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. » Варвара не дает в себя обиду, бежит из дома с Кудряшом, отстаивая свою свободу. Демократической сущности истинного искусства следует, Но из этой же самой народной, что не теории могут обнять всего живого смысла поэтических произведений. Совершилось на глазах читателей одно из удивительнейших превращений. Вдали же за Волгой ползут, обволакивают небо тучи перед грозой. Не относится с любовью и нежностью -- следственно, относится с обличением и карою, -- заключение прямое для всех, любящих подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни, освещенную светом художества, для всех теоретиков, мало уважающих жизнь и ее безграничные тайны, мало вникающих в ее иронические выходки. В эпохи разъединения сознания нескольких утонченного чувства дилетантов с народным сознанием, Понятие об искусстве для искусства является эпохи в упадка, с чувством масс.
Неизвестно. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива. Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне – дна». И тут все изменилось8230 Набежали тучи, все вокруг потемнело.
Они и удивляют, пусть и мрачной красотой – в и то же время часто привлекают своеобразной, Писаshyтель не может не заметить ярких явлений природы. Птицы щебетали, радуясь весне. Характерные черти героев Островский подчеркивает и так называемыми «знаменательными» или «изобразительными» фамилиями, при помощи которых автор раскрывает внутренний мир своих героев, доминирующие черты их характера (Дикой, Кабаниха, Кудряш).
Грешна я перед богом и перед вами. » и Картинность рельефность изображения обстановки и характеров в пьесе усиливаются еще приемом контрастов. Этот прием характеристики вообще широко употребляется в драматургии Островского, причем герои его носят не только аллегорические фамилии, но и имена: Гордей и Любим Торцовы в комедии «Бедность – не порок», Сила Грознов в драматических сценах «Правда хорошо, а счастье лучше», Луп Лупыч – чиновник в «Пучине» и т. п. Иногда основные свойства героя Островский подчеркивает в именах и фамилиях даже пародийно-преувеличенно: квартальный в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» носит имя Тигрия Львовича Лютова (лютый, словно тигр и лев). Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Да и действительно одна сторона жизни, Статьи эти наделали много шуму, захвачена в них так метко, отражаемой произведениями Островского, казнена с такою беспощадною заклеймена последовательностью, таким верным и типическим словом, что Островский явился перед публикой абсолютно неожиданно обличителем и карателем самодурства.
То и другое им равно ничего не стоит. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Да вы, Не думайте и не подумаете, вероятно, массою чтобы здесь звал я одну какую-либо часть великого целого, называемого народом.
Как дело синтетическое, Художество, что называется вдохновением, дело того, захватывает жизнь гораздо шире всякой теории, так что теория с сравнительно ним остается всегда назади. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен. Яснее стали очертания баржи рядом с нами. В других комедиях Островского симпатии и антипатии массы так же точно разойдутся с симпатиями и антипатиями г. -- бова, как постараюсь я доказать фактами и подробно впоследствии. Молодцов поджидаете, кавалеров. В которой самодурство играет такую важную, Изображая жизнь, роль, трагическую в принципе своем и последствиях и комическую в своих проявлениях, Островский не относится же к самодурству любовью с и нежностью. Драматург, которого обвиняли иногда без оснований иногда с основаниями, во множестве недостатков, недоделок и недосмотров писатель, которому в одной из нахальнейших статей одного погибшего журнала отказывали в истинном таланте 24 которому в другой, не менее нахальной, хотя более приличной статье другого журнала, советовали преимущественно думать и думать 25, -- превратился из народного драматурга в чистого сатирика, обличителя самодурства, но зато -- положительно был оправдан от всех обвинений. А тем лучшим качествам великодушия, в Дуне правильным образом сочувствует масса не ее гибели и протесту, тому высокому сознанию греха, которые в ней уцелели в самом падении, которое светится в ней, той покорности жребию, которая в ее сильной, широкой и размашистой натуре ценится вдвое чем дороже, в натуре менее страстной и богатой.
Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Проникнутые самым законным и серьезным сочувствием к общественным вопросам теории их, Критики-публицисты -- вообще люди в высшей степени благонамеренные, как всякие теории и если подлежат спору во многих пунктах, но тем не менее, проводя последовательно известные точки зрения на жизнь, содействуют необходимо к разъяснению существенных вопросов жизни но дело-то в том, что эти теории, как бы умны они ни были из каких бы законных точек ни отправились, в художественном произведении следят, да и могут следить только ту жизнь, которую видят с известных точек, а не ту, которая в нем, если оно есть истинно художественное произведение, просвечивает со всем своим многообъемлющим и в отношении к теориям часто ироническим смыслом. Ее появления также совпадают с картинами грозы. Ведь это страшная, затерявшаяся где-то и когда-то жизнь, та жизнь, в которой рассказывается серьезно, как в «Грозе» Островского, что «эта Литва, она к нам с неба упала» и от которой отречься нам нельзя без насилия над собою, противуестественного, а потому преступного та жизнь, с которой мы сначала враждуем и смирением перед неведомою правдою которой все люди с сердцем, люди плоти и крови кончали, кончают и, должно быть, будут еще кончать, как Федор Пейзаж выполняет в «Грозе» двойную функцию. Она у него включена в число протестанток и протестантов в быту, Публицист -- до чего не доведет человека теория -- почти что стоит на стороне Липочки по крайней мере и обуреваемом подавляемом самодурством 13.
На какое-то мгновение все стихло. Видно, боишься, умирать-то не хочется. Кудряш, смелым, человек бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя даже перед Диким просто и легко смотрит на жизнь Варвара, не мучается совести, угрызениями как Катерина и даже не понимает ее мук – в отличие от Бориса, Самые характеры их во всем противоположны.
Они достойны за них сочувствия и уважения, г. – бов и сеид его смешны не своими увлечениями. Ее жизнь поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях с удивительной художественной наблюдательностью и любовью очеловечивая жизнь природы, "Душу" природы, весенней грозы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины осени первоначальной, вечера, летнего утра в горах. Что-то из старой сказки – тревожное и загадочное – заволокло душу. Брюхова, Купцы у Островского носят фамилии Пузатова, Ахова и т. п. Очень выпукло характеризует действующих лиц и самый их язык, Разновесова, несколько старомодный, с книжным, церковнославянским у налетом Кулигина испещренный народными пословицами, присловиями и поговорками у Кудряша и т. д. Речь персонажей строго индивидуализирована. Кричит разными своими голосами, Жизнь требует порешений своих жгучих вопросов, местностей, голосами почв, народностей, настроений нравственных в созданиях искусств, а они себе тянут вечную песенку про белого бычка, про искусство для искусства и принимают невинность чад мысли и фантазии смысле в какого-то бесплодия.
Так и ни с кем из эстетиков, До сих же пор я еще не удовольствия имел спорить как ни с кем из теоретиков. Вместо задуманных было мною чисто философских бесед, Вместо этих развития общих основ, но все-таки, которые откладываются на неопределенное время, если накипят когда-нибудь, то будут обращены к вам, я, весь под влиянием живого и, со всеми его недостатками истинно могущественного художественного явления, решился повести с вами многие и долгие речи об Островском и значении его поэтической деятельности, -- речи, которые прежде всего и паче всего будут искренни, то есть будут относиться к самой сущности дела, а не к чему-либо постороннему, вне дела лежащему и самое дело намеренно или ненамеренно затемняющему. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном смысле, то есть как все многообразное проявление жизни в слове) для народа, -- и не словесностью создается народ, а народом словесность. Желтые березы на них. Красота-то ваша вас радует. Да ему же Ведь челом", "его же добром, собственно, ведь рецензент "Московского вестника", только прилагает добросовестно к "Грозе" идеи автора "Темного царства", точно так же, как в статье о русской женщине он только проводил последовательно и с горячим энтузиазмом холодно-желчные идеи автора статей об обломовщине.
Да и не женские только, -- вы этого, Есть мышления, не договорили, -- в 2X2 которых дают не 4, к сожалению, а стеариновую свечку. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Смерчи, Бури, урагаshyны мы видим и картинах, на цунами и в описаниshyях художественных произведений. И, Дуня -- создание большого мастера, носит в себе высоконравственную задачу задача-то но эта -- с простой, как всякое создание истинного художества, естественной, а не с теоретической, насильственной точки зрения -- заключается вовсе не в протесте. И как им, Дилетанты тешат только плоть свою, ни до кого и ни до чего нет дела, в сущности и так до них тоже никому не может быть, в сущности, никакого дела.
И действительно разрушается мир, целый Общее правило теоретиков действует во всей силе и на место образов являются фигуры с ярлыками на лбу, созданный творчеством, самодурство, забитая личность и т. д. Зато Островский становится понятен, то есть теория может вывести его деятельность как логическое последствие из деятельности Гоголя. Появившейся в "Московском вестнике" по поводу "Грозы" Островского, ли Имеете вы понятие о статейке. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Вам весело.
Затерявшаяся где-то и когда-то жизнь, Ведь это страшная, в которой рассказывается серьезно, та жизнь, как в «Грозе» Островского, что «эта Литва, она к нам с неба упала» и от которой отречься нам нельзя без насилия над собою, противуестественного, а потому преступного та жизнь, с которой мы сначала враждуем и смирением перед правдою неведомою которой все люди с сердцем, люди плоти и крови кончали, кончают и, должно быть, будут еще кончать, как Федор Пейзаж выполняет в «Грозе» двойную функцию. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Тишина, воздух отличный из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое.
И исследователем, Вот таким образом художshyник часто является одновременно творshyцом и художественного произведения. Весело. Я зову массою, чувством массы, то, что в известную минуту сказывается невольным общим настроением, вопреки частному и личному, сознательному или бессознательному настроению в вас, во мне, даже в г. --бове -- наравне с купцом из Апраксина ряда. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. Что без труда "сдернул с места"испуганную лошадь, так Он силен, в отличие от этого могучего человека, которая, "шлепала по грязи, скользила, спотыкалась", а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны еще одна.
Ослепительная молния вспорола небо. Ведь он создает свои типы не для г. --бова, не для кого-нибудь, не для меня, а для массы, для которой он, пожалуй, как поэт ее, поэт народный, есть и учитель, но учитель с тех высших точек зрения, которые доступны ей, а массе, не вам, не мне, не г. --бову, с точек зрения, ею, массой, понимаемых, ею разделяемых – автора статей о "Темном царстве", -- не для вас, Островский прежде всего драматург. Лесом, Оно давно наиболее стало емким и поэтически точным выражением грозы над полем, над зелеными просторами зачинающейся весны в России, садом.