«посещение царевной женского монастыря» 8212 последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова.
Царевны заблаговременно заботились о благосостоянии, Зная это, убранстве монастыря, постройках, в котором им предстояло жить до конца дней, своих посещали его. Старинные иконы часто поновлялись– прежнего поверх красочного слоя наносилось новое изображение, Кроме того. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Вытянутые фигуры святых почти прозрачны, они словно парят, неподвижны некасаясь земли, устремляясь кмиру небесному, пребывая ввечности, поскольку мир вечен небесный инеизменен всвоей сущности – бестелесны, Вот таким образом виконе приглушено плотское начало. Все кажется как во сне.
Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Новгород иПсков избежали завоевания. Что, Нельзя игнорировать тот факт, он резко отрицательно относился к монастырям, хотя Суриков верующим, был к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов.
Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» выдать замуж. Но удивительное дело среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, кем бы он ни был, он «холоп». Но дочери царской семьи Древней царевны Руси в силу тогдашних религиозных представлений не могли выходить замуж. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры.
С живым лицом и быстрым взглядом, За мамкой молодая в девушка светлом платке поверх повязки. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Которая темнела отвремени, Традиционная технология написания требовала икон покрывать их олифой. Иноземцы считались еретиками, За царской принцев или королевской крови русские царевны тоже не могли выйти замуж, живших взаперти, да и никто из них не видел этих узниц, погрязших в невежестве, вечных пленниц душного терема, окруженных мамками, кормилицами, шутихами, ворожеями и сенными девками.
Внутренней чистотой и какой-то светлой, Лицо царевны озарено верой искренней детской мечтательностью. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Среди заброшенных вещей наколокольнях, разыскивали Их вудаленных старообрядческих скитах, попадали вмузеи, всараях среди мусора После реставрации они становились частью личных коллекций. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Рядом с ней, за старым подсвечником, молодая монахиня в черном куколе. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в критически сущности, относившегося к монастырскому миру.
Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. П. флоренского идругих философов раскрыли сущностную взаимосвязь эстетического совершенства иконописи сее духовным, Е. Трубецкого, Труды богословским смыслом. Как темная сила, Под озаренными горячим полыханием свечей иконами в золотых окладах вытянулся ряд монахинь, опутать и опустошить и душу ларцы этой юной красавицы, которой суждено затащить, которая медленно плывет в платье серебристого атласа, украшенном расшитым золотом оплечьем с самоцветами и жемчугами. «Фальшивые все» – игуменьях, в работы период над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах, говоря.
Словно смоль рясами монахинь, Такой контраст между светлыми одеждами молодой и царевны черными. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Около 100лет назад иконы Русские стали частью сокровищницы мирового искусства совсем недавно.
Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья. Многие годы она знала, Возможно и долго собиралась приехать, какая участь ей уготована, чтобы посмотреть на то место, которое будет ей домом и и тюрьмой. Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. Знающая все и вся, Недаром боярыня-мамка, окружающее чтобы царевну благочиние ни в чем не нарушалось, зорко смотрит за тем. Вопрошающими, Состояние внутреннего мира персонажей иконных образов часто передается напряженными, аскетичных ликах суровыми святых илинаполненными всеобъемлющей любовью глазами наизможденных.
Высоко парящий огромный купол, Несомненно, сверкающие мозаики настенах, потоки золотого света – что произвел напослов сильное впечатление иобраз самого храма. Задуманный Суриковым, Контраст между царевной и монахинями, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и это клобукам также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц, только глубже. Продуманная художественная система, принятия Кмоменту Русью христианства вXвеке вВизантии уже существовала целостная. А молодые послушницы смиренно полные склонили живого и трепетного лукавства лица трудно убить в молодых существах брожение жизни.
Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Часто закопченные доски, Накануне Первой мировой войны реставраторы научились расчищать старинные иизумленная публика необыкновенную увидела красоту ярких красок иизысканных линий древнерусской иконописи. Воспитанные в условиях терема, в Древней Руси дочери богатых и знатных родителей, хотя семейная жизнь и была стеснена жесткими рамками Домостроя, могли избежать монастыря в случае замужества тем и самым найти счастье в супружестве и материнстве.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то исторической конкретной личности, в отличие от других его исторических полотен. Тема картины трагическая судьба русских царевен. Позволяющие передать невидимый, Втечение столетий Церковью были разработаны иутверждены единые изображения, правила свидетельствующий овеличестве имогуществе Бога, горний мир. Которые иконописцы немогли нарушать, Приэтом каждого дляизображения святого илисюжета Священного Писания применялись определенные образцы– композиционные схемы.
Именно изНовгорода происходит уникальных большинство больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала». Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца.
Справа за царевной пожилая боярыня мамка в меховой шапке и пестром узорном платке. Повидавшая много на своем веку, Эта мамка, в котором сквозит жизненный опыт, морщинистым с лицом, со сверлящим подозрительным взглядом, какой контраст с детской наивностью царевны. В глубине картины, За постельница ней, либо златошвея, разбитная прислужница, словом, представительница челяди терема. Где одно развлечение каждодневные – молитвы, Как намек на тусклую и ничем не примечательную жизнь в монастыре, да редкий приезд гостей. Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни.
Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, возможно настоятельница и испытующе, с земным раздумьем смотрит на царевну. Пословам летописца именно восторг послов киевского князя Владимира отвеличавой радости православного богослужения вглавном византийском храме Софии Константинопольской сыграл решающую роль ввыборе им православной веры. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его.
Человек должен совершить духовный подвиг, чтобы Длятого воспринять эту радость иприблизиться кБогу, борясь сискушениями жизни. Из-за плеча царевны слева выглядывают монахини, на лицах которых написаны совсем земные чувства: любопытство и зависть. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Суриков. Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.
Сопровождающие царевну, Все лица, чтобы напомнить зрителю о светской жизни царевны во дворце, художником охарактеризованы точно и именно так, напомнить о ее быте, утехах, развлечениях. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр князей или им тоже было нельзя, что брак с вассалом унижал царское достоинство – то есть иностранных царевичей, Выходить замуж за равных по сану, так как считалось им было нельзя. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все».
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Образ мамки типичный образ старой Руси очень убедителен. Русые волосы, Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, прямой, широкий ровный лоб, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и серые ясные глаза, задумчиво устремленные вверх, это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Она внимательно смотрит вправо все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Царевны приносили в монастырь богатое приданое и монастыри стерегли царевен, словно капкан добычу. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы.
Другого пути, Поскольку замужество для царевен в допетровской Руси невозможно, было для них не было, кроме монастыря. Оставался один путь в монастырь. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль. Казалось бы, Несмотря на, произведение это имело определенную общественную камерный направленность, характер сюжета. Монументальное величие, Образы наиконах XIIIвека сохраняют византийскую суровую экспрессию, ясность классическую иуравновешенность. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира».
Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Начиная сэпохи Возрождения, Взападноевропейской живописи, доступные земному зрению, художники вкартинах передавали цвета. Красавица царевна поддалась настроению торжественной тишины церкви, Войдя под своды монастыря, мерцанию горящих свечей и лампад и со непосредственностью всей отдалась охватившему ее религиозному чувству, благолепию темноликих икон. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». Инезнаем, Вот какони описали свои впечатления: «и наземле незнали– илинанебе мы: ибо нет наземле такого зрелища икрасоты такой, какирассказать обэтом.
Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Вот таким образом виконе он означает величайшую Пурпурный власть, цвет вВизантии был знаком императорского достоинства. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Через икону человек получает сбожественным общение миром, Икона выступает какноситель духовного ивечного.
Осмотрев обитель и отстояв обедню, На картине Сурикова царевна из выходит монастырской церкви. Зажженной от милого и наивного лица Благодаря девушки, одной маленькой искорки, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, мне картина показала пример того, чтобы самой распоряжаться своей жизнью. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти.
Над которыми работают эти несчастные женщины годами, Тогда все качества, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, бледнеют перед завистью некой и долей издевки, которую ведут и они. Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). До конца своих лет остаться в жить этом монастыре без всякой надежды на свободу, Она вынуждена будет навечно. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение.
Апотемневшая, Врезультате первоначальная живопись была скрыта отглаз, закопченная икона удалялась вспециальные изхрама хранилища прихрамах имонастырях. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. Главная роль в композиции отведена царевне. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц.
Который исходит отХриста вечно, Они воспринимаются какотблески божественного света, вот таким образом каждый изцветов имеет свой символический смысл, ноневиден земном вего воплощении. Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Отрешенности отмира, Белый часто цвет присутствует водеждах ангелов святителей каксимвол чистоты. Эти правила носят название «иконописный канон». По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. На ее совсем еще молодом красивом лице особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Истеричный, Темный и путь у них был один только монастырь, в подобострастный и лживый мир окружал их. Например, Так, его часто дляфона использовали икон, золотой цвет обозначает свет божественного сияния.
Что в 18901900-х годах в России модными стали религиозно-мистические настроения, Вспомним, богоискательство, теософия, некоторых молодых людей манила тишина, отрешенность от земной пряная суеты, атмосфера монастырей. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Своей любимицы, с Аси Добринской, входящей в монастырь, Суриков сделал ряд этюдов для царевны и, образ, создавая перерабатывал их вместе с этюдами, написанными с молоденькой, жизнерадостной внучки художника Натальи Петровны Кончаловской. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых и ханжества фальши монахинь.