Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» Но и спустя годы Третьяков продолжал заказывать и собирать портреты людей, тяготевших к славянофильскому кругу. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Мемориальный музей -Сравните образ Третьякова представленный на портрете Репина и тот, который дает нам автор произведения.
Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением к резких изображению социальных контрастов. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой принадлежавший размашистый, М. И. Измученного жизнью Мусоргского, Изображая больного, несломленную болезнью духовную силу, художник не переставал ощущать в огромную, нем яркую колоритность характера. Способных идти на любые испытания ради освобождения народа, в этом героическом и суровом художник образе утверждает духовную красоту подвижников революции.
Отроду никем не пробованные, Тут у него неслыханные какие-то приемы, – сам он я и никто больше. Д. И. Собиравшего галерею знаменитых соотечественников, Дашкова, пожертвованную в им 1882 году в Румянцевский музей. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Тютчева (1873), А. К. Боткина. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Против окон «Княжна Тараканова», над большим диваном «Привал арестантов», над угловым, по одной стене «Охотники».
Репин в то же время над работал своей собственной темой, Выполняя академическую программу, ни с библейской мифологией, ничего общего не имеющей ни с античной. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Которые были носителями ценностей, определенных Показательно обращение в разные годы к разным деятелям и постепенное смещение идейной доминанты в общественном сознании, что отражает и вектор движения идей века. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Эту картину Репин писал как портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова.
Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск они мастерства, не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы.
Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую нам оставил Репин, не было создано никем. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. В то же время целом в ряде заказов выбор личности и профессиональный уровень исполнения совпадали. Крамской работал над портретом Л. Н.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Я счастлив, что видел эту сцену. Вступает в переписку с будущими моделями, Он стремится участвовать в создании каждого портрета, устраивает договаривается встречи, о сеансах, переживает, если происходят срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится. Но не это главное.
Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на и стуле опирающимся обеими руками на палку. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников» И. Н. Крамской или В. В. Стасов, оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету. Ясность его ума, в мягком свете этих перед глаз нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, кротость его широкой души, незамутненная болезнью. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в музей, Русский говорящий о дальнейшем продвижении Репина.
А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили к теперь вашей великолепной народной коллекции. Так как без натуры Крамской работать не мог, Работа затянулась на несколько лет, обуреваемый творческими планами, он, а часто уезжал. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где Мусоргский, помещался и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая Фигура назад, девушки, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. С малиновыми бархатными отворотами обшлагами и Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского.
Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно и взятый вялый по живописи, засушенный. Он вышел на воздух. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Когда И. Н. В конце жизни Третьяков заметил: Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным.
Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П. М. Достоевского (1872), А. Н. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Даля (1871), Ф. М. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. Толстого (1874), П. А. Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – перспектива временная сокращена до точки. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.
В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Ничего не утаивающий, Таков правдивый, написанный с большим к уважением изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый взгляд, чистяковский – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. В 1878 году он пишет портреты П. П. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в приезд нынешний надо было торопиться с портретом любимого человека.
Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо язвительную знал саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Как бы воплотившую себе в кричащие противоречия русской жизни, у него возникло решение запечатлеть эту сцену. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Обращенных во вьючных Контраст животных, между группой оборванных людей и нарядной гуляющей толпой глубоко поразил Репина. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом лицу к к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Иконописно правильное, Самое лицо вызывает Третьякова, представление о нем, обрамленное окладистой бородой, как о человеке почти аскетического склада. Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, одиночества, тоски, от которого ежится сидящий в телеге человек, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей.
Когда приходилось заказывать и приобретать несколько сразу живописных портретов одного лица, Но бывали случаи. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Нет, в гостиной явно негде было вешать. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь.
Он со своей большой и открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, понимает, что сломлен ими. Третьякова, обращенные к родственникам: «Берегите галерею и будьте здоровы». Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов). Что формирование портретной проходило галереи гладко, Но это не означает, согласно заранее продуманной программе.
В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Он прекрасно знал русскую историю и народную музыку, Широкую известность Горбунову принесло исполнение собственных рассказов на театральной сцене, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности, в владел совершенстве древнерусским и церковнославянским языками. Горемыкина и Н. Н. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.
Открытость лица Мусоргского являлась для не Репина только его внешней отличительной чертой. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
Изображая лицо Мусоргского, художник стремился показать его характерную особенность – мягкость, открытость. Глинки (1869), И. А. А также 75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти в декабре 1898 г оценивалось 3, 8млн в рублей, к этому времени коллекция насчитывала1287 произведений живописи и 518 рисунков русских. В широком простенке «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Построенном на сочетании осенних красок, Гармония с человека природой ощущается и в колорите картины.
Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом всей коллекции, Выставленный Третьяковской в галерее. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Это портреты А. Н. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Менялся фасон платья на модели, На менялись портрете времена года, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица, цвет ее шали и зонтика. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая лежит рука на ручке кресла. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Салтыкова-Щедрина. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр.
Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Тогда строй помещение, Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ спокойно и – весело посоветовал. Анненковым.
Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с собранной коллекцией картин в собственность Московской городской думы, которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи. Третьяков, Заказывая портреты, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, как известно, но тем не менее вторгался в портретного решение образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. Гончарова (1869), А. Н. А зависимость даже от дружески расположенного человека не может связывать, не Они не всегда были легкими и простыми – нередко приходилось касаться денежных вопросов. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – в Репину нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте, в 1930 году и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть.
Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Частный случай, - это как раз то, смысл которого полностью исчерпывается тем, эпизод, в что данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал – что проходит. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал место. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници».
Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Герарда», «Портрет С. Ю. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу.
Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской Чернышевского интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры, Репиным, Крамским, Серовым с замечательных отечественной представителей культуры Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана. В свое законное первенство осталось в нем навсегда, в Неверие собственную исключительность и гениальность.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле – Мусоргский и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Даргомыжского (1869), Ф. И. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. В начале поста для Мусоргского такой наступил период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста.
Крестьянство не пошло за народниками. По возвращении на художник родину с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни. Островского (1871), В. И. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Герцена (работы: Н. Н. Все это и определило важное место произведений репинских в мировом наследии реалистической живописи XIX века.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Келером-Вилианди в 1870 году. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. Строгих правил или канона не существовало. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Которые, Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, к принадлежат числу наиболее высоких достижений русского искусства XIX века, без сомнения. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Портрет мог остаться в галерее, как в случае с портретом любимого Третьяковым композитора А. Н. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим». Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Погодина (1872) и других.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не был послан им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Его рука с длинными тонкими пальцами – это человека рука тонкой психологической организации.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Форма одежды – Модели свободная изображались в основном сидящими, медалей, лишенная орденов, всякой официальности. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Сходство черт лица и выражение поразительны. Но не все могли в меру полную оценить исторический, Его огромный живописный талант признавали все, общественный смысл его искусства.
Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. Пушкин, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов и Чехов многие-многие другие – увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, Перебирая в памяти имена людей, Гоголь, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Последние словами П. М. Поначалу она заметно увлекала собирателя, Эту важную и задачу трудную Третьяков часто брал на себя. Которым владели тамошние учителя, Тургенева Рисовальной школе его уверенное покорило совершенство рисунка.
Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Критик «Отечественных записок» отказался Пушкина признать национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина». Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано.
Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. На первые годы падает заказов множество и совместная работа с художниками над поиском образа. Но портрет Мусоргского захватывает нас вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления. Когда исторический сюжет к сведен одной личности, Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических композиций, одному мгновению. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Я и сам так считаю. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина».
Действие происходит в тюремной камере. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Многие из них участвовали в военных походах, в самом деле, к принадлежали именитым русским фамилиям, служили в канцеляриях. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность.
Военачальников, в его собрание входили портреты царской представителей династии, писателей, влиятельных чиновников, художников, ученых. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Сходство черт лица и выражение поразительны. Они глядят, в них нарисовалась вся они внутренняя, задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Чистякова и И. С. Репин писал Стрепетову дважды.
Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Знавших Мусоргского, Из всех, не кто остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Почти лишенного морщин, Беспорядочно спутанные пряди волос оттеняют мраморную гладь широкого этого умного лба.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Но это не помешало художнику увидеть истинную и красоту благородство в пропагандисте-революционере. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. С самого начала он стремился к широкому представительству в создаваемой галерее как портретируемых, так и портретистов. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Создавая в одни и те же годы жанровые и картины, Он много работает и полотна на исторические сюжеты и портреты. Которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, Репин мастерски использовал те немногие возможности, чтобы оттенить красочность в самом внешнем композитора, облике видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того.
А. В. Чехова». Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.
Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Писемского. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Ко времени написания портрета художника собирателя и связывали многолетние товарищеские отношения. и погрузился в густую.
Серова (1870), А. С. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие лично Писемского отмечали правдивость художественной характеристики писателя. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой последнего Мусоргский времени. Третьяков оставил картины, посмотрел на зятя. Репин, Создавая этот образ, больше стремился к тому, видимо, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое чем состояние, дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы.
Лукаво прищурился Александр Степанович Каминский, Перестань пришедший покупать, с Соней проведать родных. «Портрет А. П. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Я счастлив, что видел эту сцену. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Увлеченный искусством, выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях»., одной цели собиранию произведений русской школы живописи.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Иногда собиратель искал другого портретиста для передачи ему заказа и по исполнении избавлялся неудачного от изображения. Погодин, наряду с ним Ф. И. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы».
Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Вот таким образом состав портретов невозможно назвать случайным: напротив, он далеко не случаен, скорее закономерен, продуман и отобран. Третьяков вольно или невольно отразил в моделях избранных себя, Формируя портретную галерею, эстетические, свои литературные, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Не раз выступавший в защиту славян, Тютчев, а многие также другие, чем вызывал недовольство правительства. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и пиджак мешковатый Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
Кто смотрит на портрет, этот Любой, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Некрасова сатирика М. Е. Собранная Третьяковым, Портретная галерея, которых отличают высокие нравственные приоритеты, современниками воспринималась как некая общность – прежде таких всего людей. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Третьякову. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский, большая и с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Над большим диваном «Привал арестантов», Против окон «Княжна Тараканова», по одной «Охотники», стене над угловым.
И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Художник решил создать большой парадный портрет на пейзажа фоне и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Была его другом в деле создания галереи и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба.
Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П. М. Давно уже, сказал он, помолчав, А за проект возьмешься. Она разделяла представления мужа о опеки необходимости над учебными заведениями для бедных. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял и стул, долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Изображенной по колена, Стасовой, серьезно – штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее.
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э.
Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Но весьма выразительных элементов вызвать сумел представление о необъятной, в нем художник при помощи немногих, создать ощущение ее придавленности, печальной и нищей стране. Возглавляемые Н. Г. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. «Преступление и наказание», Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Бесы» эмигранта политического А. И, «Записки из подполья». Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу.
Мы как бы слышим смех запорожцев в полной гамме его оттенков, Глядя на от них, хихиканья до громового хохота. Несмотря на то, На этот раз усилия увенчались художника большим успехом, что созданное им произведение не является вполне портретом. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Над которым собиратель работал в последний год своей жизни, Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по Третьяковской каталогу галереи 1898 года, сколько портретов было им заказано, сколько всего портретов было в его собрании, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным.
Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Он требовал большего. Майкова (1871), А. Ф. – на Льва в Толстого, нем видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. С отекшим от болезни Мы лицом, видим Мусоргского именно таким, одетым в серый больничный халат, всклокоченными волосами – каким он был в последние дни своей жизни. Которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова, в обожествлении Пушкина радикалы улавливали интонации повелительные навязываемой точки зрения. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). В первую очередь – эстетическим Н. Г, взглядам Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов.
Когда Мусоргский находился на излечении в военном Репин госпитале, писал Мусоргского незадолго до смерти композитора. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая: Тесно, до чего тесно. Смотрите – а ведь ваша фамилия написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул и его сказал. И давно убедился, я знаю его давно, как в картин, выборе что на Третьякова никто не имеет влияния, так и в его личных мнениях, – писал Крамской. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Думаешь.
В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже писатель, немолодой густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а – много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
И в 1882 году он сделал новую изобразить попытку актрису, Однако портрет не удовлетворил автора. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Она связывалась в представлении художника с внутренним обликом композитора, с его душевной открытостью и сердечной чистотой. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Этот красный цвет, привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его в представил халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Он умел соразмерить свои взаимоотношения с каждым из художников и масштабы дела – поддержки русского реалистического Человек искусства, единой и некорыстной страсти, собирания национальной галереи. Отразивший его уровень понимания актуальности того или иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России, Прежде всего это выбор был самого собирателя. Размер портрета обычно приближен к натуре. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без тени одной – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Писемского (1869), М. П.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Как художественных, Он берет на себя ответственность за поиск прижизненных изображений, к прибегая воспоминаниям очевидцев, так и литературных портретов. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Кажется, что Репин, создавая его, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах. Катков, – обращался собиратель к Крамскому в 1884 году.
Раздумывая, Павел Михайлович Третьяков ходил из комнаты в комнату, куда же новые поместить приобретения. Витте», 1903). Серова исполненного И. П. Исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ, активно Крамской переписывался с Третьяковым и принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.
Которая разделяет пропагандиста и крестьян, Репин передал верно ту атмосферу недоверия и непонимания, за кого он боролся, то есть тех. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Таков же и портрет певца былин В. П.
Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» П. М. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и прямо долго, в упор к лицу, долго не отходил.
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Издававшегося П. В, Критические баталии вокруг Пушкина и наследия его завязались с началом выхода в свет в 1855 году собрания сочинений поэта. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или провинциального второстепенного профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи.
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Торговли, Почвенники высказывались за развитие промышленности, за личности свободу и печати. По которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, Это является причиной, ее где состояние получит объяснение в сюжете. У живописца не было даже перед мольберта, которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами.
Стрепетовой. Об этом достаточно сказано в литературе. В кабинете все забито битком. Браз.
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и писать Тяготея посуше, всей душой к широкой живописи. Поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, Своей почти полувековой собирательской деятельностью, оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету идеологи чем «передвижников» И. Н. Крамской или В. В. Стасов. Проблема выбора Третьякова для портретной – галереи одна из интереснейших исследовательских проблем. В марте 1880 года известный русский купец меценат и Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Стасова, П. С.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам я он и никто больше. 1898). Аксакова. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
Найденному художником для головы Мусоргского, Благодаря повороту, лоб оказался наиболее частью освещенной лица. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа.