Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» Но и спустя годы Третьяков продолжал заказывать и собирать портреты людей, тяготевших к славянофильскому кругу. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Портрет, начатый в январе 1882 из-за занятости П. М. Третьякова писался И. Е. Репиным с большими перерывами, особенно после переезда художника в сентябре из Москвы в Санкт Петербург и был завершен в 1883. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен» Третьяков, получивший в свою коллекцию портрет Тургенева, не скрывал неудовольствия. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.
В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Глядя на них, мы как бы слышим смех запорожцев в полной гамме его оттенков, от хихиканья до громового хохота.
Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Горемыкина и Н. Н. Репин в то же время работал над своей собственной Выполняя темой, академическую программу, ни с библейской мифологией, ничего общего не имеющей ни с античной.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, Репин мастерски использовал те немногие возможности, чтобы красочность оттенить в самом внешнем облике композитора, видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина». Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ, Крамской активно переписывался с Третьяковым и принимал участие в создании галереи выдающихся портретов деятелей русской культуры. Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей.
По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Герарда», «Портрет С. Ю. Уселся перед портретом, первых После секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с немного наклоненною головой. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. – на Льва Толстого, в нем видели не просто рядовой портрет знаменитого так писателя, не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.
Герцена (работы: Н. Н. Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Найденному художником для головы Мусоргского, Благодаря повороту, лоб оказался наиболее частью освещенной лица. Ничего не утаивающий, Таков правдивый, написанный с большим уважением к изображенному и человеку сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина. Вступает в переписку с будущими моделями, Он стремится участвовать в каждого создании портрета, устраивает встречи, договаривается о сеансах, переживает, если происходят срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится. «вообще у нас многие странно понимают – художество через двадцать пять лет, Вспоминая впоследствии, как писался портрет Аксакова, о том, Репин говорил. Называя ее колоссальным, Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, а галерею самую чудным памятником, беспримерным подвигом.
В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. И в 1882 году он сделал новую попытку изобразить актрису, Однако не портрет удовлетворил автора.
Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Так, работая над «Бурлаками», Илья Ефимович пребывал в восторге от Канина, «до страсти влюблялся во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи» подобную страстность исследователи называли «профессиональной целесообразностью». Привлекая к фигуре пропагандиста внимание Этот зрителя, красный цвет, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста, помогает художнику выразить и внутреннее содержание образа. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Как и все передовые люди того времени, Репин, по предложению П. М. Третьякова, возмущался ссылкой Аксакова и удовольствием с поехал, в Варварино писать портрет Аксакова. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Я счастлив, что видел эту сцену.
Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться.
Приехав в Россию, Чижов И, в письмах к Поленову в Париж не раз возвращался к этому вопросу. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» П. М. Он создал этот великолепный портрет за три дня. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в приезд нынешний надо было торопиться с портретом любимого человека.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Некрасова сатирика М. Е. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Проблема выбора Третьякова для портретной галереи – одна из исследовательских интереснейших проблем. Отразивший его уровень понимания актуальности того или иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России, Прежде всего это выбор был самого собирателя.
Тютчева (1873), А. К. В имении Варварино Владимирской губернии, Портрет сделан с натуры, жил где опальный Аксаков. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли. Несмотря на то, На этот усилия раз художника увенчались большим успехом, что созданное им произведение не является вполне портретом. Возглавляемые Н. Г. Показательно обращение в разные годы к разным деятелям, которые были носителями определенных ценностей, что отражает и вектор движения идей века и постепенное смещение идейной доминанты в общественном сознании.
Как художественных, Он берет на себя ответственность за поиск изображений, прижизненных прибегая к воспоминаниям очевидцев, так и литературных портретов. Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, которые, без сомнения, принадлежат к числу наиболее высоких достижений русского искусства XIX века. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и писать посуше, Тяготея душой всей к широкой живописи. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского.
Не раз выступавший защиту в славян, Тютчев, а также многие другие, чем вызывал недовольство правительства. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Как бы воплотившую в себе кричащие противоречия русской жизни, у него решение возникло запечатлеть эту сцену. Которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи, Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с коллекцией собранной картин в собственность Московской городской думы. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели Во время работы над портретами художник, по собственному признанию, «на короткое время влюблялся» в натуру изучал книги изображаемых писателей, слушал музыку композиторов, наизусть воспроизводил большие цитаты из стихотворений поэтов это был недолгий, но обязательный «медовый месяц» Репина с людьми, чьи образы он создавал.
Исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры, Репиным, Крамским, Серовым с представителей замечательных отечественной культуры Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана. Почти лишенного морщин, Беспорядочно спутанные волос пряди оттеняют мраморную гладь этого широкого умного лба. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. и Татьяна. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель.
В психологическом раскрытии облика внутреннего человека, Но какая же огромная разница в характерах. Даля (1871), Ф. М. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Которая несла угрозу мнению самостоятельному и свободе слова, в обожествлении Пушкина радикалы улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения. Илья Ефимович тяготел к открытому дому, желавшие попозировать новых для картин Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость – по мнению исследователей, Супружество, готов был в любое время принять гостей его постоянно окружали дамы, сложно было назвать счастливым. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. А. г. варнека, Репин писал Третьякову о продающихся картинах С. Ф. Щедрина К. П. Брюллова и др, А. Г. Венецианова.
Серова исполненного И. П. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы» «Андрий и панночка» (1890). Тургенева Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Были годы чрезвычайно «урожайные». Собранная Третьяковым, Портретная которых галерея, отличают высокие нравственные приоритеты, современниками воспринималась как некая общность – прежде всего таких людей.
Гончарова (1869), А. Н. Писемского (1869), М. П. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа человека грубого и приземлённого. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. По возвращении на родину художник с необыкновенной жадностью в впитывает себя впечатления русской жизни.
С его душевной открытостью и сердечной чистотой, Она связывалась в представлении художника с обликом внутренним композитора. Старческое тело и неумирающая, Немощное, борющаяся борца-мыслителя голова – таково содержание этого замечательного портрета. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
По которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, является Это причиной, где ее состояние получит объяснение в сюжете. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Третьяков Павел заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. И со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба, Была его в другом деле создания галереи. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Над которым собиратель работал в последний год своей жизни, Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, сколько портретов было им заказано, сколько всего было портретов в его собрании, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Но, Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова – Сергея Михайловича, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова бывшего сеансов, в ту пору московским городским головою. Что Репин, Кажется, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, создавая как его, она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста.
Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время. Одутловатое лицо, круги под глазами, такие же взъерошенные волосы. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Этим портретом сам Репин был очень доволен.
Д. И. Репин, Создавая этот образ, больше стремился к тому, видимо, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, чем дать глубокую характеристику портретную прославленной актрисы. Многие из них участвовали в военных походах, самом в деле, принадлежали к именитым русским фамилиям, служили в канцеляриях. Здесь даже и не соблюдено сходство.
Портрет Аксакова был Репиным выставлен на Первой периодической выставке картин Общества любителей художеств в Москве в январе 1881 года и вызвал восторженную оценку критики. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Когда И. Н. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка» Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов.
В мае 1881 года Москва готовилась к встрече знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова, приезжавшего в Москву в связи с празднованием в Московском университете 50-летнего юбилея его врачебной деятельности. Его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в лермонтовского образ персонажа, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Третьякова, обращенные к родственникам: «Берегите галерею и будьте здоровы». Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название «Речь Александра III к волостным старшинам»). Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.
С энергическими, Аксаков, выделяется на темном фоне блестящими полотна, глазами, точно живой, он как будто сейчас вот заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены и кисть Репина с одного, видимо, сеанса, уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму». Еще один портрет московского периода – знаменитой портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Серова (1870), А. С.
И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Фигура девушки, несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. Стасов называл этот портрет «превосходным», отмечал «метко схваченное выражение натуры и характера», «мастерскую смелую кисть, гнушавшуюся всякой лжи». Напротив, продуман и отобран, скорее закономерен – далеко он не случаен, Вот таким образом состав портретов невозможно назвать случайным. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без тени одной – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде.
Третьяковой, заказанный Репину в 1878 году, засушенный, неинтересно взятый и вялый по живописи. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим». С отекшим от болезни лицом, Мы видим Мусоргского именно таким, одетым в серый больничный халат, всклокоченными волосами – он каким был в последние дни своей жизни.
Понимает, Он со своей большой открытой и душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, что сломлен ими. На первые годы падает множество заказов совместная и работа с художниками над поиском образа. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением – живые, как Посмотрите эти глаза. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Кто смотрит на этот портрет, может Любой, почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя.
Анненковым. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Портрет Собко в портретной галерее Репина занимает одно из мест, выдающихся и действительно. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно.
Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Которая разделяет пропагандиста и крестьян, Репин верно передал ту атмосферу недоверия и непонимания, кого за он боролся, то есть тех. Пушкин, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Чехов Грибоедов и многие-многие другие – увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, Перебирая в памяти имена людей, Гоголь, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет.
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу и долго, долго не отходил. Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.
1898). Здесь также изображен очень больной человек – писатель Алексей Феофилактович Писемский. Издававшегося П. В, Критические баталии вокруг Пушкина и его наследия завязались с началом выхода в в свет 1855 году собрания сочинений поэта. В 1881 году Репин нарисовал Стрепетову в роли Лизаветы в пьесе «Горькая судьбина» Писемского. Обращенных во вьючных животных, Контраст между группой оборванных людей, нарядной и гуляющей толпой глубоко поразил Репина. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, характер, весь весь внешний облик Мусоргского».
Погодина (1872) и других. Это портреты А. Н. Погодин, наряду с ним Ф. И. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано.
Торговли, Почвенники высказывались за развитие промышленности, за свободу и личности печати. Размер портрета обычно приближен к натуре. В первые недели своего пребывания в Москве осенью 1877 года Репин написал и портрет Николая Петровича Собко известного историка русского искусства. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его в представил халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Келером-Вилианди в 1870 году. В то же время в целом ряде заказов выбор и личности профессиональный уровень исполнения совпадали. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Крамской работал над портретом Л. Н. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский – взгляд, все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами.
Таков же и портрет певца былин В. П. В портрете Мусоргского – борец, Там, гордый, борец до конца, мужественный, здесь старый, упавший некогда духом, широко известный, а потом полузабытый писатель и сам не верящий в свои силы, сокрушенный, убитый жизнью. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Иконописно правильное, Самое Третьякова, лицо вызывает представление о нем, обрамленное окладистой бородой, как о человеке почти аскетического склада. Но это всё-таки не книжная Затем графика, последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», рассчитанное на просмотр в выставочном зале, а живописное произведение, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы» «Андрий и панночка» (1890). «Портрет А. П.
Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». Педагога-гуманиста, Но заслуга Репина главным образом в глубоком психологическом раскрытии образа замечательного хирурга, русского героя русско-турецкой войны. Мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, когда в 80-х годах XIX выполнил в. он серию портретов и, заказанных ему П. М. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с спинкой, соломенной находящаяся в Русском музее. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не был послан им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Он требовал большего. Его рука с длинными тонкими – пальцами это рука человека тонкой психологической организации.
Создавая в одни и те же годы и жанровые картины, Он много работает и полотна на сюжеты исторические и портреты. Старшие остались у отца – младшие перешли жить к Разрыв матери, отношений произошёл в 1887 году при разводе бывшие супруги поделили детей. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Что формирование портретной галереи проходило гладко, это Но не означает, согласно заранее продуманной программе. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Художник стремился показать его характерную – особенность мягкость, Изображая лицо Мусоргского, открытость. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Стрепетовой.
Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком ним с и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира, Он создал такую огромную и по и количеству по качеству портретную галерею своих современников. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Толстого (1874), П. А.
Точную передачу облика этого человека его и внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Строгих правил или канона не существовало. Они глядят, в нарисовалась них вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
Менялся фасон платья модели, на На портрете менялись времена года, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица, цвет ее шали и зонтика. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. А он просил сделать ему тонкое и бледное лицо», Но это-то мне и показалось очень типичным этой в фигуре. Нежели традиционную литературную иллюстрацию, Но эта картина скорее представляет собой вариации на художника тему современной жизни.
Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Крупный предприниматель и финансист, Федор Васильевич Чижов, был в то же время незаурядным и математиком историком литературы и искусства. Об этом достаточно сказано в литературе. Формируя портретную галерею, Третьяков вольно или невольно отразил в избранных моделях себя, свои литературные, эстетические, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию. Одиночества, Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает зрителя у то же чувство затерянности, от которого ежится сидящий в телеге человек, тоски, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, прямо, придвинувшегося спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности.
Репин писал Стрепетову дважды. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Крестьянство не пошло за народниками. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. В. В. Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».
Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Действие происходит в тюремной камере. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся руками обеими на палку. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное. Так как без Крамской натуры работать не мог, Работа затянулась на несколько лет, обуреваемый творческими планами, а он, часто уезжал.
Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.
Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Третьяков выполнил просьбу Репина. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.
«Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Витте», 1903). И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Он прекрасно знал русскую историю и народную музыку, Широкую известность принесло Горбунову исполнение собственных рассказов на театральной сцене, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянским языками. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.
В нем художник при помощи немногих, но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, печальной и нищей стране, создать ощущение ее придавленности. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не углублялись слишком в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Построенном на сочетании осенних красок, Гармония с человека природой ощущается и в колорите картины. Портрет был сделан всего за четыре сеанса.
Портрет Стрепетовой считают одной из лучших репинских работ и не случайно и он сам придавал ему особое значение. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки учебными над заведениями для бедных. Заказывая портреты, Третьяков, как известно, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П. М. Были созданы четыре иллюстрации к « Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман течение в нескольких лет, Кроме этого, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона», считал. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и передает просто всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».
Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением к изображению резких социальных контрастов. Но не это главное. После смерти И. Н. Крамского по совету Репина Третьяков приобретает наследников у художника ряд его произведений, в частности. А вот другой портрет, написанный Репиным в Москве.
В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Ко времени написания портрета художника и собирателя связывали многолетние товарищеские отношения. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление.
Когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале, писал Репин Мусоргского незадолго до смерти композитора. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Эта тема была подсказана ему самой жизнью.
Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более не никогда увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. С самого начала он стремился к широкому представительству в создаваемой галерее как портретируемых, так и портретистов. Датированный 12 августа 1878 года, Из интересных работ Репина московского периода нужно портрет отметить публициста и общественного деятеля Ивана Сергеевича Аксакова. Иногда собиратель искал другого портретиста для передачи ему заказа и по избавлялся исполнении от неудачного изображения. Как в случае с любимого портретом Третьяковым композитора А. Н, Портрет мог остаться в галерее. Чехова».
В конце жизни Третьяков заметил: Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П. М. С книгой в руке, одной Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит на ручке кресла. Большой духовный подъем, Там – гордо поставленная голова, великий человек, думающий, здесь – ссутулившаяся фигура, безвольно опершиеся на палку руки это человек, у которого нет уже никаких дум, никаких здесь мыслей, – все в прошлом. – приятели, Что касается сходства – все друзья, покойного родственники Мусоргского не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам я он и никто больше. Я счастлив, что видел эту сцену. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Чистякова и И. С. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр.
2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался смертельный последний период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к « Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, борода Его всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
В 1878 году он пишет портреты П. П. Там – жизнь, борьба здесь – смерть, увядание. Катков, – обращался собиратель к Крамскому в 1884 году. Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и иллюстрациям к его произведений, Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался.
Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов). Как портрет отца за книгой, Одновременно этим с тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. Работая над «Бурлаками», Так, «до страсти влюблялся во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи» подобную страстность исследователи называли «профессиональной целесообразностью», Илья Ефимович пребывал восторге в от Канина. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Островского (1871), В. И. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Майкова (1871), А. Ф. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885).
Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Но это не помешало художнику увидеть истинную красоту и в благородство пропагандисте-революционере. Аксакова.
Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь в этом же году Репин написал портрет Ивана Егоровича Он Забелина, хорошо относился к Репину. Поначалу она заметно увлекала Эту собирателя, важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя.
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Эту картину Репин как писал портрет определенного лица – Чугуевского дьякона Ивана Уланова. А также 75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти в декабре 1898 г оценивалось в рублей, 3, 8млн к этому времени коллекция насчитывала1287 произведений живописи и 518 рисунков русских. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по сидел внешности, плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам.
Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Боткина.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. Что портрет Стрепетовой нужен был Репину для какой-то задуманной им сюжетной картины, есть Но и другое предположение. Даргомыжского (1869), Ф. И. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но и это самое главное, – является отражением жизни его времени. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Измученного жизнью Мусоргского, Изображая больного, несломленную болезнью духовную силу, художник не ощущать переставал в нем огромную, яркую колоритность характера. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Ясность его ума, в мягком этих свете глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, кротость его широкой души, незамутненная болезнью.
Браз. Но портрет Мусоргского захватывает вовсе нас не только живостью передачи непосредственного впечатления. Сблизился с ним, Репин познакомился с Собко в Петербурге у Стасова еще до отъезда своего в 1873 году за границу, когда в конце 1877 года Собко приехал из Петербурга в Москву для отбора на картин Всемирную выставку и, Репин не замедлил написать его портрет. Сходство черт лица и выражение поразительны. Открытость лица Мусоргского являлась для Репина не только его внешней отличительной чертой. А. В. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили к теперь вашей великолепной народной коллекции.
Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Когда приходилось заказывать и приобретать сразу живописных несколько портретов одного лица, Но бывали случаи. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Стало ясно, Третьяковым, что русская портретная живопись в И. Репина лице получила блестящее продолжение. Способных идти на любые испытания освобождения ради народа, в этом героическом и суровом образе художник утверждает духовную красоту подвижников революции. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Отроду никем не пробованные, Тут у какие-то него неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным собирать начала и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Он становится для ценителей живописи Москвы любимым всей портретом коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет.
18 ноября 1877 года Репин сделал рисунок, а потом и этюд «Мертвый Ф. В. Чижов», подаренный затем художником Савве Ивановичу Мамонтову. Салтыкова-Щедрина. Стасова, П. С. Репин считал этот портрет одним из самых удачных своих полотен и вот таким образом хотел не с ним расставаться, Несомненно. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Писемского. Достоевского (1872), А. Н.
Такими людьми была богата Россия в XIX веке. Художник решил создать большой парадный на портрет фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, говорящий о продвижении дальнейшем Репина.
«Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. А зависимость даже от дружески расположенного человека не может не связывать, Они не всегда были легкими простыми и – нередко приходилось касаться денежных вопросов. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Глинки (1869), И. А.
Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. И давно убедился, я знаю его давно, как в выборе картин, что на Третьякова никто не имеет влияния, так в и его личных мнениях, – писал Крамской. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Что характеризует Стрепетову, Но Репин дал горение, главное, – пламенную страсть, порыв, душевный жар. Форма одежды – свободная, Модели в изображались основном сидящими, медалей, лишенная орденов, всякой официальности.
Последние словами П. М. Третьякову. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Не его собственная оценка людей изображаемых чей портрет перед нами – а именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые болезненное глаза, лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих.
Человек единой и некорыстной страсти, он умел соразмерить свои взаимоотношения с каждым из художников и масштабы дела – поддержки русского реалистического искусства, собирания национальной галереи. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, какую оставил нам Репин, не создано было никем. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то увиделся пору с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Военачальников, в его собрание входили портреты представителей царской писателей, династии, влиятельных чиновников, художников, ученых.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и должен он был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», Для создания фона художник специально ездил в Москву, «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию – чтобы во Серия дворе иллюстраций к «Пророку».