В левом нижнем углу портрета Кустодиев изображает дочерей Федора Шаляпина – Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца Дворищина И. Г. Это любимая композиция художника. Кустодиев очень любил портрет Шаляпина и до самой кончины хранил у себя его авторское повторение. В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Ф. 160И. 160Шаляпина в Петербурге. Шаляпин и художники Б. Кустодиев, «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», 1922 г. В. Серов «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1905 г. 18 Ф. И.
«как драгоценное достояние» берег кустодиевский портрет Шаляпин. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости160 блины-пряники-пироги да льются вина В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина160 Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. 160Г. 160Дворищина возле театральной афиши извещающей о выступлении Ф. 160И. 160Шаляпина.
Художник 8211 активный соавтор драматурга и режиссера, каждый раз покоряющий зрителя. М. Г. Интересен путь поисков решения окончательного этой классической для искусства Кустодиева вещи.
Но на портрете не преминул подметить, Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, такие индивидуальные черты прославленного певца, добродушно подтрунивая, как самовлюбленность, стремление дорогой щегольнуть одеждой. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Широко и свободно написаны стол с бумагами и книгами, освещенный солнцем, кресло. Художник меняет цвет. На пальце160 перстень.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой, убранный чистым снегом русский город. Несколько плоскостно, Художник пользуется локальным цветом, в народного духе лубка трактуя фигуры. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Позировавшие ему сановники предстают в новой кровавой роли душителей революции.
Упавший на алые губы, Свет, словно плодородие, символизирующих спорит с матовым блеском жемчужных серег в виде виноградных гроздей. А в 1892 поступает в Астраханскую духовную семинарию, с 1887 года учится Кустодиев в Астраханском духовном училище. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. По-прежнему серьезно и самобытно проблему решает портрета-картины, Много и очень плодотворно он работает в портретном жанре. Из окна которой пишет художник, На первом плане 8211 больные клиники, дети норовят попасть под воды, струю дворник поливает улицу. Зажатый в руках, Платок, сквозь просвечивает которое лиловый шелк платья и белое пятно в центре фигуры перестает быть слишком самодовлеющим, в картине обрамлен кружевом. Как «Красавица», Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, «Московский трактир», «Купчиха», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была картина показана Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события.
Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Коровин, И. Е.
Он каждый раз ищет новые и приемы новые средства художественной выразительности, Оформляя спектакли. он позировал в фас, профиль и в легком трехчетвертном повороте. Эскизов, Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, полные острого чувства новых общественных отношений, набросков и по ним уже создать молодого картины, революционного задора, жизненной силы и бодрости. Изменения от этюда к картине направлены к достижению цветового единства.
Они становятся правильнее, гармоничнее. Мотив спокойного торжественного шествия контрастно движениями подчеркнут энергично работающих людей в глубине картины. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно. Кустодиев чуть посмеивается над восторженным взглядом купчихи (в глубине картины), который она бросает на своего красивого черноволосого спутника или над многоцветьем наивных и ярких вывесок.
Без посторонней помощи, с её можно помощью было приближать холст к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное». 8211 радостное, феерическое, великолепное зрелище. Однако художник слегка меняет положение рук и это небольшое изменение композиционно делает все органичнее, рассчитан Жест на жест купчихи в картине. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Однако всегда это граничит с усилением эмоциональных акцентов.
Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. Но с удивительно точными Характеры жестами, персонажей намечаются общим абрисом, дающими представление об эмоциональной завязке. Причем каждый раз осуществлял интересный новый композиционный и колористический замысел, Кустодиев часто писал жену. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Картина словно подернута легким золотистым флером.
Марина и Марфа Шаляпины и И. 160Г. 160Дворищин, Справа у его ног французский бульдог – слева на втором три плане фигуры в черном. Кустодиев прекрасно чувствует структуру городского пейзажа. Причем они даже, Руки становятся неким символом более женственноти, одухотворены, быть может, нежели лицо. В них заключена не только красота, но и особая значительность. Более конкретная разработка идет в натурных этюдах. Большое место в творческой жизни Кустодиева занимало театрально-декоративное искусство. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». Без посторонней помощи, с ее помощью можно было холст приближать к креслу самому, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, наклоняя его к себе настолько, чтобы проверить написанное».
И в то же время кажется, что встреча модели портрета со зрителем мимолетна. В картине исчезает неправильность черт лица. Как бы замыкая пространство вокруг нее, слева Дерево и узорно дубовые листья теперь кулисно обрамляют героиню картины. В нем еще нет той ритуальной торжественности, которая станет основой картины. Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и синтеза такого уровня, как в картинах «Купчиха» или «Красавица». Небо с пушистыми кучевыми облаками.
Его «Портрет художника И. Я. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина (1922). Серия под общим названием «Олимп» включала сатирические портреты Горемыкина, Игнатьева и Дубасова, Победоносцева. «много я знал в жизни интересных, так это в Кустодиеве, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух – талантливых и хороших людей, Любовью и пониманием творчества Кустодиева слова пронизаны Шаляпина. В картине пять церквей (среди них и Введенская, купол которой был виден из окна мастерской художника). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.
Весьма далекой от аскетизма и благочестия, кельи Интерьер свидетельствует о жизнелюбии хозяйки. Его строгая согласованность заставляют вспоминать не только русское народное искусство, Звонкая чистота цвета, но русскую и икону, образцы которого художник использует в картине. Как Никольский сидит в кресле у письменного стола, в том, в движении чуть губ приоткрытых есть ощущение быстро ускользающего времени, держа мягкую шляпу длинными нервными пальцами. Парадокс. На ней солдаты с красным знаменем, окруженные толпой приветствующего его народа.
Этюд для нее был исполнен с Ирины. Набросках Кустодиев никогда не дает обстоятельной характеристики участников происходящего Видимо, в своих эскизах исключительная сила творческого воображения позволяет ему держать в голове многочисленные образы персонажей будущих как картин и у Сурикова. Балаганы, веселые извозчики, мчащиеся гармоники, кони, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров8230 Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу8230 а на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина – скоморохи, Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной. Там трубит трубач и зычно выкрикивают шутки-прибаутки наряженные в замысловатые костюмы зазывалы.
С нее был сделан в 1918 году превосходный рисунок. Сохраняя при этом всю специфику требований театральности, в декорациях к произведениям А. Н. Островского Кустодиев близок станковой принципам живописи. Больше всего народу собралось у балагана. В картине художник меняет ракурс фигуры, чтобы подчеркнуть мотив приветствия. Взятый широко, Пейзаж, вводит в мир волшебства зимнего предзакатного часа, панорамно, когда небо расцвечено розовым, зеленым, желтым, когда мягкий пушистый снег вбирает в себя отблески радужного неба. В «Ярмарке» 1908 года исполненной в той же технике гуаши, 8211 абсолютно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года.
Это помогало ему создать типы такой обобщающей силы как «Купчиха». Что Борис Михайлович многие годы помнил мельчайшие подробности быта, рассказывает, Сын костюмов людей, пейзажа. Кустодиев чутко воспринимал красоту родного искусства и пронизать умел ею свои произведения. Что он ценил больше 8211 русский лубок или городетскую роспись, Трудно вятскую сказать или хохломскую игрушку. Которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, Нельзя без волнения думать о величии нравственной как сили, героической и доблестной».
На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Крупная голова слегка повёрнута в сторону, взгляд устремлён вдаль. Автопортрет Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Прекрасным небом, Художник словно влился в эту шумную толпу и любуется вместе с ней и торжественным и знаменами, алыми прорезанным пучками взлетающих и падающих ракет, которые то светятся, как пламя в лучах прожекторов, то погружаются в глубокую прозрачную тень. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов за широту, размах и «русский дух». Но изменилось выражение лица. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Художник и здесь, как и в «Масленницах», не отказывает себе в удовольствии показать их расписные дуги. Пишет длинную пушистую седую бороду, Но меняет прическу, с каким-то стеклянным особым блеском и темные глаза Кастальского становятся светлыми. Юлия Евстафьевна позировала в светлом платье. Он восхищается ею как образцом русской, щедрой красоты. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Это не просто купец, считающий выручку в конце дня удачной торговли. Пастернак, К. А. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. С удовольствием пишет бадейки расписные и свежеобструганные грабли, Художник любуется россыпью народных игрушек. Устроенных Дягилевым в Париже и Берлине, Его работы появлялись на Нового выставках общества художников в Петербурге и на выставках. Рот, как-то некрасиво приоткрытый в этюде, тронут в картине лишь легкой полуулыбкой. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Она смотрит на рисующего художника. Портретный этюд к картине «Девушка на Волге» был исполнен с совсем юной девушки. В картине действие развертывается на первом плане вокруг машины. В сочетании несколько идеализированного лица красивого и беспощадно точно написанных рук родилась сложная и много плановая характеристика модели, Так. Он показывает и двойной подбородок и полный нос и чуть растрепавшиеся волосы.
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. В восторженной характеристики художника прекрасной женщины вдруг зазвучала нота диссонансная 8211 руки модели. Руки с длинными пальцами не менее красноречивы и как бы подчеркивают душевную красоту обаяние и модели. Силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа яркого, Шаляпина, условно ярмарку изображающего лубочного. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Фигура почти целиком рисуется на фоне неба с пушистыми кучевыми облаками. Показанный так, Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, но они лаконично, трактованы что узнаваемы все здания, чтобы быть не просто изображением, а знаком.
Их очертания, цвет куполов и колоколен играют большую роль в цветовом и композиционном строе пейзажа. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. По набережной лошади везут телеги с разным грузом. Небрежно накинутая на плечи роскошная шуба, сдвинутая набок соболья шапка, смокинг, бабочка, лакированные ботинки подчёркивают, с одной стороны, его материальную обеспеченность, а с другой – связь со сценой. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» место обитания и веселья русского народа.
С необычайной тонкостью решая светотеневые задачи, в рисунке художник изучает рук форму внимательно. Она полна подлинной революционной романтики. В картине купчиха пышнее и «вальяжнее», внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающей значительность героини картины.
Но в то же время сохраняется любование красочностью обычаев и праздников, некоторых в произведениях гротесковые ноты звучат с большой остротой. Делает их более высокими, Он срезает краем рамы кроны справа, деревьев как бы упругим силуэтом ищет другой рисунок стволов со стройным, расширяет праздничную панораму, включает множество новых сюжетных линий, перемещает церковь вглубь картины, добивается цельности и законченности всего действа. Долгое время только осмеиваемом, Но в купеческом быте, характерные только не для их сословия, б Кустодиев открыл глубокие национальные черты. Яркая и разнообразная участников одаренность объединения, Ему импонировали интеллектуализм. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Идея написать портрет Ф. 160И. 160Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. 160Серова «Вражья сила» в Мариинском театре. Он создает в черно-белом рисунке почти иллюзию цветного изображения.
Государственность, говорит зрителю о том, ответственность за вверенных судьбы ему людей, православие – что составляет жизнь и деятельность царя. Астраханские впечатления играли огромную роль в творчестве художника. Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. И в то же время она живописна и декоративна, Архитектура в работах его воспроизведена точно.
Однако при, казалось бы, свободной стихийности происходящего композиция строится с железной логикой. Фон портрета160 ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. Художник остался один со своими былыми переживаниями там, Прекратился или почти исчез поток новых впечатлений, яростно вздымаются валы новой, за стеной, неведомой жизни, от которой в его мастерскую долетают лишь мелкие брызги, 8211 но он уже узнал жизнь, ее лик и утверждением этого лика стало его творчество8230 Только теперь все случайное, частное в быте возвысилось для художника до степени типичного и приобрело общего, значение символа».
В «Купчихе с покупками» художник с особенно изысканной гармонией решает колористические проблемы. Картина яркая, красочная, декоративная, решена как обличение алчности и стяжества. Б. кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, Как художник, под творчества влиянием писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
Красиво сочетание черного кружева с розовым платьем. Фигуры первого плана решены почти силуэтно. Повсюду оживленная толпа. Вот таким образом писал легко, Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, в несколько он дней мог написать шедевр, быстро. Взгляд ее спокоен и несколько будничен.
В эскизах декораций к «Блохе» 8211 озорство изобретательность и нарядная декоративность. «8230его яркая Россия, Недаром Федор Шаляпин говорил, купцы и купчихи, звенящая бубенцами масленой8230 и его балаганы, его сдобные красавицы, ухари и молодцы вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Его воспоминания сохраняли свежесть недавно увиденного. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Тугим узлом светлой косы на затылке, Он любуется мягкой нежной гладкостью кожи, женственной округлостью черт лица модели.
В картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, явившегося свидетелем рождения нового общества, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Как бы подчеркивая, Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль и вместе с тем, что и он родом оттуда же, помещенный художником выше, символизирует величие160 возвышается Шаляпин Б. М. Кустодиев. Когда был выполнен эскиз, Юлия Евстафьевна художнику модель 8211 Галю Адеркас, девушку, жившую в доме, которая, по ее мнению, подошла для этого сюжета. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
Борис Михайлович 8211 веселый, живой, общительный, насмешливый. С которым сам наблюдает жизнь, Он заражает зрителя тем страстным интересом и всякий раз находит в повседневном увлекательное что-то и неповторимое. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
В жизнь «Мира искусства» самобытный талант Кустодиева вносил живую острую, полную силы и энергии. Возможно. А в сочетании с работами совсем другого создавала плана живую сложность явления, Сочная народная основа искусства Кустодиева не звучала диссонансом на выставках, которое представляло собой объединение в целом.
Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Но и в звонкой солнечности февральского дня, Рождение новой эпохи чувствуется не только в воодушевлении людей на улице, где желтое перемежается с красным, в праздничной красоте сочетания окраски домов, с живописно вздымающимися столбами белых дымов из труб на фоне голубого неба, то есть в особенной эмоциональной насыщенности пейзажа, пронизанного и бодростью жизнерадостностью. Крытые пестрыми коврами, Стремительно мчатся запряженные сани, конями в цветной нарядной сбруе. Колористической силе и образности декорации и, Задумывает и осуществляет классические по ясности идеи, блистательно продолжает в жанровой живописи линию рассказа о теперь ушедших уже в прошлое картинах жижни России, наконец, преимущественно из купеческой среды. Полные руки цепко держат четки.
Который сыграл большую роль в становлении молодого художника, Он начинает брать уроки у педагога прекрасного Павла Алексеевича Власова. И он уговорил певца позировать ему портрета, для Могучий Шаляпин в этой шубе поразил воображение художника. Он стоит, Статный высокий, одну руку, расставив широко ноги, с тростью, отвёл в сторону, а другой, полусогнутой, как будто придерживает пушистый шарф. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». А легкая улыбка художника чувствуется лишь в жанровых сценах, наполняющих пейзаж. Художник изображает в глубине купца, картины Использовав в первоплановых фигурах два этюда, нарисованных с Кастальского, поза которого как бы синтезирована из трех этюдов. Поиски стиля эпохи, Кустодиева привлекали их широкий интерес к проблемам развития русского искусства фоне на единого процесса мирового искусства, графических и театрально-декорационных исканий, который выразился в синтезе живописных. Через четыре года Кустодиев понял историческое место этих людей в исторических событиях.
Он никогда не ощущение утрачивает особой сочности жизни, Превосходный рассказчик, вкуса к ней. Нарядная декоративность цвета, Красота, колористическая цельность делают этот пейзаж одним из в лучших ряду кустодиевских произведений. На этом фоне развертывается масленичное гулянье. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Освещенные солнцем, Более гибкими живописными и делает ветви дерева, контрастнее 8211 тень от них.
Среди нее снуют сбитенщики, лотошники, продавцы воздушных шаров. Игуменья у Кстодиева 8211 властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина. Умение видеть людей наполнило веселым и озорством жизнерадостностью сцены народных гуляний. И с тех пор Кустодиев навсегда был прикован креслу, к В 1916 году у него случился паралич ног. А на переднем плане – величественная фигура Ф. И. Видимо, то, что этюды картины «Девушка на Волге» были выполнены с манекена, одетого в платье, лишило фигуру пластики. Художник работал полулёжа, Она была очень маленькой, картину вот таким образом приходилось писать по частям.
Наделенный какой-то особой животворной силой, Художник, умный и виртуозный, рисовальщик, книжный иллюстратор, художзник театральный и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, 8211 таков Кустодиев. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, «исправить ту жестокую несправедливость жизни, что испокон веков тяготеет над певцами и актерами», создать из произведений Ф. И. Шаляпина «прекрасную долговечную статую». Исполненный в 1920 1921 гг, Венцом этой летописи жизни творчества и Шаляпина стал портрет.
Однако, рисуя модель, Кустодиев следует за натурой. Беспощадное обличение и взрывная сила этих сатирических портретов объяснялись еще и тем, что художник прекрасно изучил внешний облик и характеры подобных персонажей, работая под руководством Репина над групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Выполненным с Юлии Евстафьевны для этой работы, сравнение Интересно картины с карандашным этюдом. В решении фигуры нет той пластичности, которые есть в таких картинах, как «Красавица» (1915) или «Купчиха» (1915). Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Первоначальное название картины «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Однако это не та Русь, в его картинах зритель с взгляда первого узнает типично русские черты, которая встает с полотен художников-передвижников. Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо. Они приобретают обобщенный характер. Стройные, Деревья в глубине картины слева 8211 высокие, то несущихся на санях, опушенные снегом их тихая контрастирует нежность с буйством мальчишек, то дерущихся на горе.
Где продают самые заманчивые яства 8211 икру и Свою лимоны, подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, сосиски и огромные копченые окорока. На ногах знаменитого певца160 явно концертные туфли. Задумчивыми и одновременно бездумными голубыми глазами, не Ничто нарушает спокойствия лица с алыми губами. Возможно, это было результатом слишком прямого следования за натурой, увиденной в этюде.
Ярмарка 8211 это радостное событие. Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. Каждый отражает определенный этап его творческого пути и видения жизни, выразительны Очень автопортреты художника. В картине усиливается характерность и гротесковость типажа. На заднем плане высятся деревянные горы с ледяным скатом трепещет флажок над каруселью. Тональных отношений, Эскиз же служит для художнику выяснения основной композиционной завязки. Что же происходит с лицом «Красавицы» при работе художника над холстом. Она обладала большой душевной тонкостью излучала обаяние женской нежности и доброты.
Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции». Индивидуальность рук в какой-то мере утрачивается в картине. Деревья справа решены в локальном цвете. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Некоторые фигуры участников событий оказываются из перенесенными этюда, Появляются новые сюжетные линии. Смотрящая в зеркало, Эта женщина, в коричневой с серебристым узором шали, не только полна удовольствия от созерцания себя в красном ярком платье, но и чувствует восторженный взгляд старого мужа, ожидающего ее в дверях. Который внутренне похож, «Похожий портрет – это такой портрет, который дает представление сущности о данного человека.
В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева. Проносятся лошади с бубенцами на расписных дугах, запряженные нарядными санками. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Конкретность подсмотренных черт модели при всей близости к задуманному образу в какой-то мере «перекрыла» яркость замысла, а быть может, замысел оказался не достаточно зрелым и внутренне пережитым. Кружево очертаний березы, Рябь на реке, небо с облаками, ритм расположения ветвей рябины, сквозь которые то прглядывает солнце, то видны полосы далеко дождя у горизонта.
Наиболее прочные творческие и дружеские связи у Кустодиева сложились с художниками объединения «Мир искусства», членом которого он стал в 1910 году, после трех лет участия на выставках «Союза русских художников». Александры Михайловны, Этюды к картине были исполнены в 1919 году с Василия Александровича Кастальского мужа 8211 старшей сестры художника. Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом. Много я знал в жизни интересных – талантливых и хороших в людей, своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником. Движение полной шеи приобретает величавость.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Фарфоровая округлость лица как бы замыкает неподвижность ее душевного мира. Яркие впечатления от человеческих характеров, Постоянные наблюдения, манеры носить одежду, привычек, двигаться 8211 все это делало не только серьезными и точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы и движения жесты и не так уж и важны. Это была изящная черноволосая женщина с большими синими глазами.
Жесты людей, встретившихся на крутом берегу Волги, подчеркнуто эмоциональны. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы. О вывесках на маленьких лавчонках, в особенно пейзаже примечательно сочетание монументального лаконичного решения архитектуры и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, примостившихся у подножия башни. Но образ значительно гротескнее, в эскизе 1918 года найдена нежели поза, в законченном произведении.
Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры. Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника160 живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе». Либо в поддевках и цилиндрах, в этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах шапках и красавицы-купчихи. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Вершиной этого русского мира является человек и центром, размах и талант народа во проявились всей полноте, в котором широта.
Гибкие, Но руки, холеные, живые, сужающимися с пальцами и красивыми ногтями, удивительно пластичны. Нарядные и декоративные, Создавая великолепные цветовые гармонии, художник не никогда забывает и о занимательности своих картин. Что он только что вышел из театра и сейчас запоёт своим страстным мощным голосом. ) первом На плане фигура Шаляпина во весь рост в шубе, Кажется, в бобровой шапке, подбитой бобровым мехом. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин 8212 он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. У входа на ярмарку160 афиша Шаляпина.
Чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, Шаляпина, скоморохи, условно изображающего ярмарку – балаганы, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров8230 Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии в художеств Петербурге. превосходные этюды рук были выполнены карандашом и сангиной. Она спокойно-задумчива. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Кустодиев мужественно и беспощадно обличает их сущность.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. При самом подробном рассказе в его произведениях всегда чувствуется мастерство широкого и обобщающего осмысления изображаемого. Кустодиев переживает в этот новый период необычайный творческий подъем. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Кустодиев завязывает множество сюжетов, раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, которым он восхищается вместе со зрителем.
Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Например, Так, написанном сверху из окна мастерской, в фигура мужчины с шапкой в поднятой руке на первом плане в этюде, кажется почти распластавшейся на снегу. Словно любуясь его тонким одухотворенным лицом, пишет приятного ему задумчивым человека и немного тревожным. Актриса в рисунке улыбается спокойной и чуточку озорной улыбкой. Юлия Евстафьевна 8211 сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Кустодиев. Серов, Л. О.
В процессе работы над картиной «Московский трактир» было создано множество эскизов. Их кистью, карандашом и резцом сохранен в веках облик артиста и образы им созданные. Но сохранил абсолютную портретность девичьего лица с внимательным умным взглядом, Борис Михайлович посадил ее в и позе костюме героини картины, хотя и рано сформировавшейся физически девушки, с мягкостью черт совсем юной. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Через который была пропущена веревка с на привешенным ее конце грузом, «На потолке был укреплен блок.
В этюде (1915) молодая женщина изображено точно в той же позе, что и в картине. В картине Кустодиев делает ее старше. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Шаляпин оглядывается.
Массивна фигура приказчика. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Обличительная ирония, в искусстве Кустодиева причудливо переплетались ликующая радость бытия и острая и мещанства скудости духовной жизни, направленная против пошлости. Судя по воспоминаниям сына, росписная стенка сундука была черная с букетами.
Идет нарядная барышня в белой шляпке и навстречу ей мастеровой со спутницей в платке. Изображая свою героиню, в картине, которая так часто сквозит в образах его многочисленных купчих, далек Кустодиев от той иронии. Над торговыми рядами вывески с аршинными буквами. Дымят пароходики, плывущие по Фонтанке. Однако жизнь отравляли приступы болезни. По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Множество мелко написанных человеческих фигурок, На снежных идёт холмах народное гулянье, лотошники, санки, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. Меняет Кустодиев и цвет костюма. Сохранился лишь один быстрый набросок 8211 зарисовка обычной, повседневной жизни трактира. Красивая, величавая, невозмутимая женщина в черном бархатном платье, в свободной, отороченной мехом красной кофте, оттеняющей ослепительный цвет нежной кожи. Делая все возможное, Кустодиев лишь намечает образ молодой девушки, чтобы облик ее не отвлекал внимание зрителя царящей от в картине самовлюбленной красавицы.
Но главное, над чем он работает в картине 8211 это изображение народа на улицах. Это мягкие и одновременно сильные девичьи руки. Этюды с Кастальского в трех положениях использованы для трех различных персонажей. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).
В лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, показанной столь выпукло, реально, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица». Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Кустодиев Борис не мог. Фигуры становятся более грузными. Одно оставалось неизменным во всех портретах 8211 глубокое уважение к модели и внимательность взгляда нее на любящего художника.
Вдали постройки старинного русского города. Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». Она выполнена на основе натурного этюда, написанного акварелью с особым воодушевлением, быстро, прозрачно, легко. Их энергичные силуэты 8211 блистательная композиционная находка художника. (слайд 8) (Величественная поза, гордая осанка. Где происходит гротескно чинное чаепитие четы, купеческой Появилась терраса дома в глубине. Видна монолитная полоса дальнего леса и небо, холщовыми Над навесами ярмарки поднимается церковь, затянутое облаками.
В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. В этой работе, как и в «Купчихе» 1915 года, 8211 противопоставление торжественного покоя главной героини картины и сложного сплетения сюжетов, развивающихся на втором плане. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Он видел в нем человека недюжинного – достойного преклонения, Но не только большого ценил мастера в художнике Федор Шаляпин. Девушка-служанка склонилась над лисьей шубой, собираясь накинуть ее на плечи хозяйки. Где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная рисунка подцветка передают чистоту и нежность модели, Превосходны лирические изображение детей и женские портреты. Гибок и точен мазок, моделирующий лицо и фигуру Никольского.
На руках у Марины обезьянка. Но, видно, в картине художник стремился избежать слишком большого светлого пятна (светлая лошадь и светлое платье), которое «оторвалось» бы от фигуры самого Бориса Михайловича изображенного в темной одежде. Выполненных то строго и Кустодиев сдержанно, создал множество серьезных портретных работ, то декоративно.
В его картинах нет показа тяжести народной жизни, звонкие царят краски и яркие узоры, где во всем чувствуется материальный достаток – изображенная им Русь радостная, Борис Кустодиев открыл ее другую сторону. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Так явственно проступающих в портрете, Однако об этих чертах, при всей подробности рассказа о разных этапах работы над портретом, Кустодиев нигде в не письмах упоминает. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. И Шаляпин опирается на дорогую трость, На ногах модные ботинки на пуговках серая замша и черный Ходить лак8230 в них по снежным склонам трудно.
Художник демонстрирует и нарядную красочность предзакатного пейзажа с легкими розовыми облаками и великолепие пышной белотелой красавицы и блеск ее лилового шелкового платья и разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, который венчает это торжественное чаепитие. Здесь уже значительно более конкретный жанровый мотив, не претендующий, как в картине «Купец», на синтез. Играя на сочных листьях и растения парчовой ткани, Солнце заливает комнату, на которой лежит библия. Близость Кустодиева к «Миру искусства» возникла давно. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Так, слева мы узнаем купол и колокольню Введенской церкви.
И вся его последующая деятельность вполне оправдала те надежды, Среди художественной молодежи это был один из самых талантливых людей, дочери художника, которые на него возлагались» По рассказам Ирины Борисовны, Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной любовью и уважением мужа, хотя они характерами являли собой полную противоположность. Он занимает в ней одно из весьма заметных мест. Чтобы показать, Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы был виден с перстень драгоценным камнем, что она вся а не только воротник и шапка на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен. Яркими красными букетами на голубом фоне обоев, Художник любуется нежной гладкой кожей полного через тела, которые просвечивает розовая ткань, кружевом вышивок, розовым атласом одеяла и росписями сундука.
На просторной заснеженной площади, окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, кипит веселый праздник широкой масленицы. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Этюды художник рисует мастерски и с удовольствием. И художник вовсе не пытается ее идеализировать. Легкий пейзаж вдали и декоративные листья темного клена на фоне зелени золота и дальних деревьев.
Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства 8211 умение радовать. Кустодиев несколько укрупняет справа первый план. Когда его замыслы обогащались конкретными натурными этюдами, Пластика движений героинь Кустодиева особенно была выразительна, найденную в композиционных исканиях, где модель принимала позу. Может быть, Да она такая, объединившем разрозненные его впечатления в единое целое и существовала только в его воображении. Борисом Михайловичем Кустодиевым. Очень интересен этюд рук с полными гибкими пальцами, гладкой кожей. В эскизах костюмов всегда есть яркая и убедительная психологическая разработка образа.
Свойственная Аннушке, в картине исчезла непосредственность и появились и уверенность самолюбование, позирующей для этюда. «зимой следующего года в Мариинского мастерской театра начал работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев – А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве. Суденышки, спешащие по реке и, наконец, нарядные силуеты церквей, прихотливо расположенных в разных местах. Радостно балагурят седоки под яркими полостями. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника8230 такою сочностью аппетитною краски в неутомимом его изображении русских людей». 8211 считал Б. М, тут и нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности». Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Левая рука опирается на трость. Ведь наперекор условностям она решилась позировать обнаженной. Его купцы Сусловы, Его балаганы, его сдобные красавицы, его купчихи Пискулины, его ухари и сообщают молодцы зрителю необыкновенное чувство радости. Художник меняет даже очертания кистей рук, делая их пухлыми и короткопалыми.
Композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в развил дальнейшем в остальных своих работах, Колористические, особенно в портрете Шаляпина. Кустодиев действительно активен в современной ему художественной жизни. Операции не избежать. Наконец, Интересны рисунки обнаженных и, среди них есть удивительные по экспрессии жанровые сцены, линогравюры, впитавшие словно в себя сочный юмор народного лубка.
Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Черты характера Юлии Евстафьевны 8211 мягкость, в этюде очень переданы точно портретные черты, женственность, доброта. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. В картине меняется и композиция. Слева половой приносит чайники трем сидящим за столом, Справа беседуют два бородатых купца тяжелых в шубах.
В глубине 8211 карусель, балаганы и веселое бурление толпы вокруг. Шаляпин тогда пришел к художнику в его мастерскую на Введенскую улицу в шубе, которую получил вместо гонорара за участие в нескольких концертах. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью и рисунка такой аппетитной сочностью в неутомимом его изображении русских людей. Штрих подобных эскизов обычно «ломкий», слоистый, совсем иной, чем в натурных рисунках, где обычно контур гибкий, плавный и где художник добивается пластически ясной формы.
Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение. Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, как «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события. Фигура развернута в фас, голова160 влево. В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями. Которая превращает спектакль сатирическое в зрелище, Художник допускает ту меру условности. Начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных Образ городов, этого волжанина, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.
Через который была пропущена веревка привешенным с на её конце грузом, «На потолке был укреплен блок. Но и с убеждающей жизненностью передает портретность лица черт модели, Он изображает не только очертания полного крепкого тела с гладкой кожей. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
Он пишет лишь о величавости самой модели. Иногда он, как и в этом наброске, пользуется растушевкой. Изменился пейзаж.
Художник в картине почти не меняет характер пейзажа. По облику и быту русской жизни, Однако этот город и знаком ему своим по типичным чертам, которая была так близка Ф. Шаляпину. Несущий ее покупки, Купчиха и мальчик, частично в увиденного натуре идут по мощенной булыжником площади какого-то провинциального города, частично созданного замыслом художника. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Кустодиев 8211 театральный декоратор 8211 смел и самобытен.
Он уже тогда Видимо, понимал, посвященное революционным событиям, что произведение, созданное современником, станет документом эпохи. Красивые, На первом плане дуги, 8211 и словно в раме, расписные, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром 8211 радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, освещенного ярким солнцем. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Мало-помалу лишившая его способности двигаться, «Болезнь Кустодиева, как бы его углубила способность внутреннего созерцания.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу дарит художник людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.
передано деловитое и радостное оживление города. Изображенная в картине во второй Пальма, комнате, за большим аквариумом с рыбами, здесь 8211 в центре композиции. Но и наблюдает за повседневной жизнью, художник не любуется только величавостью памятника, характерное для быта провинциального города, в которой есть спокойствие. Счастья от общения с близким ей человеком, Еще появившихся нет в картине радостной погруженности в природу. В 1906 году в журнале «Адская почта» появляются сатирические портреты сановников имевших непосредственное отношение к подавлению революции.
На столе возник красивый сочный, разрезанный на аппетитные ломтики арбуз, который заключает в себе мощный цветовой акцент первого плана. Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке искусства изобразительного в Мюнхене. Показанной столь выпукло, в есть лице та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица», реально. Связывая его тем самы платьем со всем яркого, многообразием Он вводит лиловый фон, но на редкость гармоничного цветового замысла. Вместе с тем Кустодиев резко меняет по сравнению с эскизом композицию картины. Явившегося свидетелем рождения нового в общества, картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.