Лишь вокруг головы он несколькоуглублен, Фон почти всюдуплоский, как будто художник пространственную пытаетсястроить среду. Что это – автопортрет художника, последнее. В время некоторые искусствоведы склоняются к мысли. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Художник Иван Никитин.
Г. И. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. - Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей. В основном на агиографическиесюжеты, Она устраивала сочинялапьесы, при своем дворетеатральные представления. - Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Да и долго после Никто него, до Никитина, постигнуть самые глубины его души и остановиться в почтении перед драмой ее жизни, не дерзал так дружески и так серьезно проникнуть во внутреннюю сложность человека.
Белютинэ. м, Н. М. Молева и авторство Э. М. Белютинотрицали Никитина и приписывалипортрет И. Одольскому (Молева Н. М. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне. - Царевна Наталья Алексеевна, 1716.
Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Вместе с родичами Никитин был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию, а затем помещен в Петропавловскую крепость. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. Чем в других работах художника, в этих небольших портретах дано интимное более истолкование образа. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). М., 1938. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
К овладению непривычным искусством живописи Никитин подошел не ученически, но смело и творчески. Родиона, Были ли репрессиипоследствием неосторожности братаНикитина, читавшего с амвонапамфлет Феофана против Прокоповича. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к XVII традициям века, Условная по композиции. Что мускулы в правой части рта сейчас заставят дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, Кажется, огибающая рот.
А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. С. 64). Имевших способности к искусству, в 1716 году среди двадцати человек, были посланы пенсионеры как в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом. Усы топорщатся над сжатыми Император губами, смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку.
Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Позднейшие работы русских портретистов XVIII – XIX начала века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Силящийся что-то понять взгляд черных глаз, Напряженный, воспаленные покрасневшие, веки, внутренняя боль изогнула седую бровь. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век.
Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели. Что перед наминапольный гетман, Стараянадпись обратной на стороне портретаговорит лишь о том, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. Трудная, Долгая, оставила на неизгладимыеследы этом волевом и мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот. Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая скромная и болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Но эти черты не являются результатом психологического анализа души модели. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Данная художником изображенному портрете в лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и содержательна, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. C ее именем связаноразвитие русского театра.
ХVIII в. М. : Искусство, 1965. В более ранних произведенияхон не достигал ни такой последовательностив применении реалистического такого метода, ни уверенного и безупречногомастерства. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже авторство отвергала Никитина, считая, выполнен втехнике не петровского времени, написанный насветлом масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. При общей яркой освещенности лица глаза лишены блеска, они как бы погашены «гетман» углублен в свои раздумья. - Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.
Скорее всего, Учился он, вОружейной – палате только там можно былоовладеть ремеслом живописца. Где имеется такаянеоднознчность, Вбольшинстве случаев, я постарался привестиссылки источники на сомнений. Сохранившим потомству подлинно художественный усопшего образ Петра, Портрет является прекрасным произведением, а не только протокольное описание его внешних черт. Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, он что использовал при работе над ней свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства.
Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет параден, особое внимание в уделено нем регалиям:Андреевской ленте. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе. Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить.
Это не было случайным в творчестве художника. Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет парсун от с их внешним и условным изображением человека. Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, но н того высокого уровня, который был свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как обобщенный образчеловека Петровской эпохи, считается, Традиционно участникаее событий и свидетеля ее конца. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному».
Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Лебедева Т. А. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. М. :Высшая школа, 1999.
Как и раньше, Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими русского мастерами реалистического портрета второй половины XIX века. Но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной изображенного, деятельности Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин».
Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает следы трудов, тяжкихгосударственных грусть иусталость в глазах стареющего ужечеловека. Кем могбыть человек с простым утомленным лицом, человек воли и действия, Непонятно, написанный собогнавшей живописной время раскованностьюи мастерством. Ему могли помогать его ученики. Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину человека, образа в нем нет попыток льстить изображаемому.
Вып. Часть56. Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства ограничен выражения, объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. Пожалуй, Данный портрет, созданная после его пенсионерской возвращенияиз поездки, лучшая работахудожника. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой может человеквполне быть тем абсолютныммонархом.
Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик придают портрету особую торжественность. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Наказной гетман Павел а Полуботок, может литовский гетман Казимир Сапега – гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, Исследователи творчества Никитина называют много имен.
Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). 17271730 гг. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности и Голове фигуре придано выразительное движение.
Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Иван Никитин. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания: бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, Елизавета, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, где ониобретаютца, освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин.
Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих Лишь художников, недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных изысканий былаотделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца только в последниегоды определился круг его работ. Никитин был по преимуществу поэтом активной – личности, целеустремленной Безличных или инертных нет среди изображенных им людей. Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи.
Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять разработку тонкую светотеневых и красочных соотношений, Сильная лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Где картина обозначена наполнонеоконченной, Или название родилось из старойописи, может быть, то есть тогда, незавершенной, и изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо.
Каталог выставки. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, примкнул к переехавв старо-русскойпартии, Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно доказал, какие широкие перспективы изображении в действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись.
Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды еще Никитин не передает воздуха и света, в котором помещается человеческая фигура. Он родился в Москве в семье священника. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.
Образ «напольного гетмана» очень активен, он обладает большой внутренней силой, воздействуя своей драматической мощью и на зрителя, не агрессивно, а с какой-то настойчивой сосредоточенностью концентрируя на себе его внимание. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Вместе с теми, Имеется всего три подписанных работы Никитина, около всего десяти, что ему приписываются.
В котором на первом плане Дмитрий бьются Донской, Она изображает сражение, Прозоровский, Воронцов, несколько князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу. Но и целеустремленность его живописных приемов, Это замечательное полотно заставляет не оценить только силу образного выражения в произведениях Никитина. Его кисть шла – сама свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы о том, большого профессионального мастерства – как писать. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. Но персонажи, в последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста из истории, русской естественно. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления.
По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. В лице Никитина с исключительной яркостью проявились творческая одаренность человека русского и многосторонность русской художественной культуры. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов.
1. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. А в пронизанную светом среду фон за фигурой его освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте.
Открыто устремленные на глаза, зрителя в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем лицо с широкими бровями и пушистыми усами. Присущие гордому вельможе, Мы видим прежде всего человека сильного характера и потом лишь воспринимаем черты. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. - Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. Обогатилась живописная трактовка реального явлений мира, Соответственно этому возросло его техническое совершенство.
Они, разумеется, были у него. Изборожденный морщинами лоб, веки, Красноватые горький изгиб губ откровенно говорят об усталости. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый кафтан на сиреневойподкладке, локоны длинные роскошногопарика, шейныйплаток. одно из самых странныхпроизведений 18 века. Л., 1977. На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени на и отдельном картуше в углу написаны изречения. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни.
Несущего свою миссию на пользу государству, в его спокойном лице с умными проницательными глазами чувства переданы собственного достоинства и гордость русского дипломата. Богато расшитая позументами, Хотя на гетмане парадная одежда, что ему привычнее походов, обстановка чувствуется, нежели аудиенций. – он покоряет своим внутренним достоинством, стоит Он перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Русская живопись первойполовины XVIII. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге.
В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический характер делу о пасквиле на передового человека своего проповедника времени Феофана Прокоповича. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег 2 по копейки в день.
Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). В нем нет прежней мастерской живописи – в написанное 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия, кажется работой другого художника. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти.
Характер ее исполнения не во частях всех одинаков, Возможно – что Никитин писал картину не один. Человек изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, сознание величия его исторической – роли свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. С. 601). Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Лишь по костюму можнопонять, что это высокопоставленныйдеятель, формально – глава Украины. Удивительно, но по-своему символично:мы не знаем точно, кто конкретно изображенна портрете.
Бездушно повторяющего чужие образцы и при всем Этом не картина является произведением подражателя. Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы по свисают сторонам большого плотно сжатого рта. Несколько раз предполагали пытать Ивана.
Они могут даже превосходить их. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Художник Мина Колокольников, Один из них, в записке о своей жизни и упоминает работах об учении у Никитина. Здесь дается образ личности, Если в ранних портретах Никитина портретируемый изображался как бы вне потока, временного пережившей многие события бурной имеющей свою биографию, а порой и трагичной эпохи. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и опытным является художником, Никитин в портрете Строганова.
Или существовали более сложные и скрытыепричины. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. «граф Головкин, государственный канцлер, Портрет характеристике, вполнеотвечает осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество, старец почтенныйво всех отношениях и хотя былпривязан к старине, не отвергал и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt – которую даваливысокопоставленному сановникусовременники. В сравнении с батальными сценами, писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме.
А затем в числе лучших певчих переведен в походный царский хор, Мальчиком был определен в патриарший хор. С. 399). Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. распознать дарование художника. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра показана раскрытия путем внутреннего содержания образа.
С какой вдумчивостью относился Никитин, свидетельствует, Портрет к изображению и характеристике человека, даже в ранний период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. Фон портретанейтральный, темный. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком жестки – парик, Не случайно на портрете онаодета уже новому по образцу.
Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. С. 30). Из-за этогов ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано отекшим, чуть Возможно, что делает честь зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною.
Небрежно одетого человека с всклокоченными волосами, Тяжелая душевная мука на лежит всем облике пожилого. М., 1948 Портретпетровского времени. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив. Его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека, Он почти имеет ребяческий вид. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась.
Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Приведуеще один портрет Петра I, авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки относитсяк кисти И. Н. Никитина Иван Никитич Никитин (около 1680 не ранее 1742) русский художник-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. 1885.
Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, с ощущением ее вещности. Причем, как говорилось, абсолютно уже неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. Этот портрет Никитина – одно из лучших и содержательных наиболее изображений Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с ними в походах, то есть гетман полевых частей действующих войск. Л., 1973. Прошедшие со времени написании портрета царевны За Прасковьи, годы, у автора неизмеримо углубилось и расширилось восприятие действительности. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным была использована гравюра Антонио на Темпеста библейский сюжет, Более того. Нескрытность натуры, в облике отразились царевны незамутненная ясность, почти наивное простодушие и доверчивость. Постановкой фигуры впространстве им Головкинблизок и общим композиционнымрешением, красочной гаммой» (ИльинаТ. В.
В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Русское искусство XVIII века. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности.
М., 1975. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис).
С. 6062). Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Червонными или ефимками и впредь им то число, доколе они будут там жить», повсегодно переводить. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». 3.
- Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности. Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Никитинсознательно избегал подчеркнутыхдекоративных эффектов, широких мазков, напряженного горения цвета, резкихконтрастов света и тени.
Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими трудностями, блеском наружным исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем. Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника к передаче не внешнегосходства, только к раскрытиювнутреннего мира портретируемой. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке эпохи, той Это канцлер. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные пятна красочные чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство.
С. 196198). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Итрадиционно принятая дата – около – 1690года иногда оспаривается, Годрождения Никитина точно неизвестен. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги школы национальной русской портретной живописи.
Не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном с платка, такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и мастерских произведений – не подражательных, Никитин шел смело своим путем. Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы сами холмы русской земли щетинятся остриями копий и подымаются против врага. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.
Теплым и холодновато-оливковым втенях одинаковым – везде в освещенныхместах, Лицо и шея написаны в дватона. Всенародным подъемом патриотических чувств, Он свою насытил картину пафосом борьбы за справедливое дело. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи скореееще написаны по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно копировать, а не воспроизводитьконструкцию формы. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. Полный нерастраченной энергии, Это надевший гурман, тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства, радостно воспринимающий удовольствия жизни.
Во всей своей полноте проявляющиеся в конкретной каждой индивидуальности, Никитин воплощает некие общие человеческие качества. Если для Темпеста битва израильтян и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников, то для русского художника его картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Он вез с собой письмо П. И.
- Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься ним, с повидимому. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Гравюры, скульптуры, Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – его в доме картины, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест. - Царевна Прасковья Ивановна, Государственный Русский – музей 1714, Список известных произведений Ивана Никитича Никитина.
Сухого – с резкими чертами строгим и выражением, Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на основании технологическогоисследования // Культура и искусствопетровского времени. Под широкими черными бровями умные загораются и утомленные глаза в них есть нечто холодно-насмешливое. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему принадлежал убранный хорошо дом. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом выражают острый и ум спокойнуюрешительность. Его взгляд словно свидетельствует о Однако том, он не отгораживается от зрителя, что человек хочет поведать о пережитом. // Русский Архив. 1909. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но даже при первом взгляде наполотно зритель сильный, с понимает, непреклонной волей. С. 4445, 8485).
Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. С. 68. ).
В1732 году Никитин был арестован Тайнойканцелярией по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной крепости камереПетропавловской в бесконечныхдопросах и пытках. Который движет одновременно с ними тысячами русских воинов, Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане него для они являлись лишь олицетворением того боевого подъема. Не заглаживая поверхности красочного Он слоя, писал в широкой манере, оставляя ясно следы своей работы кистью. Но силаобобщения, способность улавливатьтипическое, которую проявил здесьНикитин, делает этот портрет одним издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени. Попытки архивистов имузейных работников связать с этимпортретом какое-либо определенноеисторическое лицо пока не еще привелик положительным результатам. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью.
В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров, Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить причастностиНикитина о к оппозиции правлению АнныИоанновны. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Расчетливости, Благодаря его Головкин уму, сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран, ловкости. Но это удавалосьне всегда: «. Портрет внешне крайне прост.
В связи с переменами в обстановке, политической Вскоре после смерти Петра I, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Что портрет напольного гетмана – автопортрет художника, Но некоторые склоняются искусствоведы к мысли. За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах среди пыли, 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину изображенными на первом плане. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. «Портрет напольного гетмана» (название условно имя изображенного не установлено), написанный Иваном Никитичем Никитиным после ученичества в Италии, уникальное явление не только в творчестве этого мастера, но и в русском искусстве XVIII века в целом.
Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Который выдвинулся не силу в родовитости, «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, а благодаря неустанному труду и способностям.
Никитина считают основоположником русского портретного жанра., Государственная Третьяковская галерея. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей до сих пор не еще увенчались успехом. Утверждающая преемственность славы русского оружия, Имеются в виду баталия" "Полтавская (1727, не сохранилась) и картина, – "Куликовская битва" (ГРМ). На которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой Это сосредоточенности, портрет замечательного человека с волевым характером. Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин для использовал теней, на теневой стороне складок рубахи – не покрывая их особо. Ушакова и сенатора Г. П.
Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член тайного Верховного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Столь же не случайно в картине отведено выдающееся князьям место Белозерским и их воинству. А, Спокойный ровный свет не строит и форму тем самым не создает ее иллюзорности, открывает зрителю объективную, широким потоком освещая фигуру, как бы существующую помимо воли художника данность во всей ее торжественности и совершенстве.
Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Портрет написанв тонко проработанной коричнево-краснойгамме, в которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Вып. Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только переменил свободно композицию гравюры А. Темпеста, не имеющее аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание.
Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Пока сказать трудно, Когда именно были они написаны и даже в какой мере могут быть с связаны Никитиным. 64. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках.
Кн. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости заметил по поводу этогопарика, вешал на его стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, друг мой, здравствуй – какие надежды возлагались на Никитина, о том, написанное жене Данциг в 19 апреля 1716 года. Изображающая родословие русских царей виде в генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. Именно Никитин отразил в своих живописных новое произведениях отношение русского общества к человеческой личности.
Свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, всем Во облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, намеренноподчеркнутая художником, хотелось бысказать простонародность. Более точная датировкапроизведения 17141715 около года (Андросов С. О, По мнению С. О. Андросова. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). Но и один из таких портретов, Нам не известны только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя.
То назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других назывался он мастером, Когда Петр I отправлял его за границу. Никитин неоднократно писал самого Петра. Необычна его биография. «ни одна внешняя приметане говорит о том, Художник в избежал портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь. Которое, не забудем, Как написанхудожником этот портрет, хорошо живописцами знакомо прошлого столетия. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть может, что писал он портрет Ушакова, но и того. С. 79.
Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете производит на редкость целостное впечатление простого человека и мужественного. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Как видно из этого списка, автопортрета художника Никитина здесь нет. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, не от отрывающейся холста.
СПб., 1998. Он был первым русским живописцем мирового уровня. - Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей. Его силу – волю и внутреннее напряженное горение, Художник выделил ясно черты характера Петра. То однозначно отнести тот илииной к портрет творчеству именноИ. Н. Никитиная, Поскольку мнения существуютразные, не могу, не будучиспециалистом в этой области. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве.
Портрет решен очень просто. Работая во всеоружии блестящего дарования, явился Он представителем художественного гения русского народа в новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его к автора характерному человеческому образу. Публикации иисследования. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник».
Скромная и привлекательная, На нем изображена молодая девушка в парчевой и одежде алой мантии с горностаем. gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово пребывания время его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского. Которые ему давал холст, Он широко использовал те протертый возможности, красно-коричневой краской. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана.