Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся закрывшими под рот усами. Как бравурная ария певца, оперного Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, наконец, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Я счастлив, что видел эту сцену. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Лучшим в этом году был чистяковский портрет.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. «Искусство», 1946, стр. Вероятно даже, что Писемский сам сконструировал и попытался навязать художнику свой образ, такой, какой хотел донести, не без гротеска и некоторого позерства, для входа в «Галерею «Великих», наряду с Толстым и Тургеневым. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Настоящим украшением Третьяковки стал репинский портрет писателя А. Ф. Писемского.
Явно не со плеча своего – тяжелый, Мусоргский – в домашнем халате, бархатный с малиновыми обшлагами. Все взлеты и падения, Вся его судьба, горечь и боль, внутренняя борьба, любовь, неприязнь и удивительная его музыка – в все этих светлых и скорбных очах. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Что это последний сеанс, Репин не знал, но спешил окончить портрет его дорогого сердцу человека. Отвести свой взгляд от беды, скорее Мы готовы отстраниться от глаз на портрете, запечатанной в них. Изображенной по колена, Стасовой, – штудированная серьезно и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся в Русском музее.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – он и должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. У живописца не было даже мольберта, перед которым в сидел больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. Несколько франтоватая эклектика может характеризовать владельца этой вещицы ироничная, Такая как тонкого знатока, выбранной им для портрета, ценителя модных тенденций времени. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, где помещался Мусоргский, высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом.
Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, но приезд Репина совпал с периодом улучшения, когда композитор приободрился, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Ясно было, «По всем признакам судя, что уже они более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, прямо, придвинувшегося спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Вокруг социальных, духовных и психологических проблем, которые не оставили Репина равнодушным, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885). Которую несут во главе крестного хода, основана Композиция на впечатляющем эффекте разного отношения участников процессии к чудотворной иконе.
Заказанный Репину в году, 1878 Третьяковой, неинтересно взятый и вялый по живописи, засушенный. Что большой художник, а Репин мало того, он еще много лет был связан Мусоргским с дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – 3-го, Репину удалось писать свой портрет четыре всего дня. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография сравнении в с таким созданием, Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда.
Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов приобрёл у Иванова. Репин и в них не сумел держать себя скромно, в стороне. В начале поста для Мусоргского наступил период такой болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Ясно было, По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину нынешний в приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который относился к нему не только как к вообще, пациенту Надо сказать с глубокою благодарностью. Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович Репин, пристроив холст к тумбочке, маленькой достал палитру и, начал работать. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Репин есть безоговорочно самый большой русский портретист XIX века и один значительнейших из в Европе.
Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Он смотрит мимо нас, его Взгляд мягок и рассеян, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза, в отличие от Писемского. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Я счастлив, что видел эту сцену. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. Что Господь Иову все отвечает, же и мы помним, тем более, но тому уже не важен смысл ответа, что прямым он быть не мог, ему важен сам факт – он услышан и всему есть причина, а значит, жизнь его, лишения и горести, а главное, его вера не напрасны.
В 1873 году Репин поехал за границу. Что мы можем различить условный овал, схема Композиционная портрета такова, вписанный в прямоугольник рамы. Вдруг пройти молчанием такого слона. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
И очень скоро обрела дурную славу. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Письма». Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый Здесь пиджак уместно будет привести рассказ Стасова. Уже зная, Репин писал близкого ему человека, что Мусоргский болен и неизлечимо его кончина близка Мусоргский умер 16 марта того же года.
Талантливый художник, Современник живописца историк искусств И. Э. Грабарь всерьез восхищался дарованием Репина и считал лучшим его русским портретистом XIX века. Крамской, Наиболее полно у были Третьякова представленыПеров, Суриков, Репин, Левитан, Серов. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. «репин был в таком счастливом трансе, по признанию, собственному когда, он развлекался и работой и всякими разговорами с покойным, весь внешний и внутренний облик его друга сам собою, под ударами его кисти, перевоплощался в его образ, проектируясь извне на холст – что в те немногие часы, Грабарь так описывает процесс создания этого портрета. Существовали два варианта этой картины.
Но и портреты его не лишены обычных недостатков. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор лицу, к долго не отходил. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки.
Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Какие носили крестьяне и славянофилы по праздникам, Под халатом видна косоворотка с в вышивкой русском стиле. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Теряя там свой жизнерадостный облик, вскоре оказывался в каких-то трактирах, дешевых где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей. Его приезд в столицу совпал с важным событием в художественной жизни 60-х годов – с так называемым «Бунтом четырнадцати», когда 14 молодых художников ушли из Академии, отказавшись изображать в своих дипломных роботах мифологические сюжеты.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Когда художник создал портрет человека, в творчестве Репина это уникальный случай, наедине с самим собой, находящегося перед лицом " вечности", не позирующего и не являющего миру свое сословное амплуа Умерли в течение года после написания картин Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в маленьком городке украинском Чугуеве, в семье военного поселенца. Репин редко рисовал на историческую тематику.
Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни. Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся перед ней и не долго-долго отходил. Которые составляют важную часть его творческого наследства, является Репин автором множества портретов. Сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе, Васнецоваон УВиктора приобрёл собрание эскизов. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Но Репин не мог писать иначе – «правда так правда».
Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой последнего Мусоргский времени. Отроду никем не пробованные, у Тут него какие-то неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. Точную передачу облика этого и человека его внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя. Человек, Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи Глинки от и Даргомыжского.
Как это случилось. Репину в этом случае не пришлось прибегать к дополняющей образ детали – глаза его модели, Вероятно, взгляд так много о рассказывают внутренней сути великого музыканта. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года потому, только а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. А я между тем, сделав множество эскизов, бросил.
Мягкой плюшевой фактуры и контрастирующая петля ярко-малиновых отворотов, Темно-зеленое пятно халата приглушенных оттенков, оставляют от облика на портрете странное противоречивое впечатление скоморошества и трагизма одновременно, вокруг обвитая шеи. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта, кисти из-под Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это. Утро 5 марта 1881 года.
Которой овладел наконец Репин и которая отличает великого мастера от подражателя и эпигона»17 На портрете мы видим облик великого музыканта во всех печальных подробностях, Вот тут-то и имела место та магия искусства, одутловатый, сопровождавших его недуг – с всклокоченный, нечесаной, растрепанной бородой, с воспаленным лицом, он смотрит куда-то вдаль, мимо нас – грузный обрюзгший пожилой человек, а ведь ему здесь только сорок два. – на Льва Толстого, в нем видели не просто портрет рядовой знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Отроду никем не пробованные сам он я никто и больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. Он рисовал реальных людей, Художник никогда не рисовал образы, естественное состояние, ему удавалось изобразить настоящее, стиль отобразить общения человека с миром. Как мне кажется, Во взгляде писателя, во всяком можно случае, уловить похожие мысли, рассматривая его глаза, проникая в глубину взгляда, отслеживая различные собственные ассоциации, останавливаешься на образе именно этого библейского героя.
Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки и, где находился его друг, не мог не зайти Николаевский в военный госпиталь. Дверь в просторную палату тихонько отворилась.
Говорят и там она чинила всяческие беды своим обладателям. Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П.
Это нарочитое самоуничижение – маленькая выходка старого человека, Может быть, позволившего себе или слабость мудрость быть собой. Знавших Мусоргского, Из всех, не кто остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее Илья Ефимович Репин Композитор Мусоргский Портрет был выполнен за четыре дня – 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Ни к одному существу ltgt он, великий художник, не подходил с предвзятой оценкой, но сам старался понять в человеке его сущность – душу, Возвращаясь к конфликту двух задействованных в создании портрета сторон, отметим, что Виппер указывает здесь на отвлеченный случай и допускает, что бывает множество вариантов отношений между художником и заказчиком или самой моделью.
Его взгляд вызывающе враждебен. Я увлекся ужасно, разболтал до того, что даже в Совет Академии дошло, что я делаю. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Художник боится потерять мгновения. Одного слишком долго молчавшего – прежнего талантливого художника Шишкина (г и Волкова превосходные сценки из ежедневной жизни.
47). В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в время то писателя А. Ф. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. «я заметил, то непременно ее брошу так случилось еще недавно – что когда о расскажу своей работе, Грабарь в монографии приводит отрывок на этот счет из письма художника И. Н. Крамскому. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное торжество оттого – и эта радость на товарища, Но чтоб все это возможно, было что собрат по искусству идет в гору для этого много надо.
Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем»3 А. Н. Бенуа, хотя и внес изрядную ложку дегтя в «светлый образ великого живописца», т. е. высказался в пользу трезвого, беспристрастного подхода к творчеству Репина в статье о нем в книге «История русской живописи XIX века», однако, поставил его, хотя и с оговорками, во главе ряда блистательнейших портретистов: «Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Перов, Ге и Серов вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. Посмотрите эти глаза. Скрестившего кисти рук на рукоятке трости, Стараюсь в этом»7 нами Перед – поясной портрет старика, необработанной, деревянной, но с металлической позолоченной вставкой.
Интересен, на мой взгляд, выбор художником фонового тона и источника освещения. Колючий взгляд Писемского – в нем как будто все то же, Вспомним тревожный, неприязни, но оттенок обиды, страха доминирует, а боль и горечь затаенная надежда не зовут к сочувствию. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном.
В больничной палате Николаевского военного госпиталя, Портрет был выполнен за четыре 2-5 дня марта 1881 года в Петербурге. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Недоумение, непримиримость, неприязнь, даже бунтарство и, одновременно, вера и затаенная глубоко надежда – быть может, потери не напрасны, а усилия не бесплодны – испуг, в этом взгляде – множество противоречивых чувств. В том, что Бог есть, Иов не сомневается, он боится, что Тот – лишь бездушная природа. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо.
И он не просто ждет, он требует ответа. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с окнами высокими комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. И он им был. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), (1880), «Портрет писателя Алексея Писемского» «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. Он был доверчив и беспомощен, просто Он не мог сопротивляться – изнуренный болезнью, хотя находился в плачевном состоянии, не пытался быть или казаться кем-то другим. Серия картин, посвященных революционной тематике, заслуживает особого внимания.
Он и в них во что бы то ни стало навязывает свою «рекомендацию» или «приговор». А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой до и последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Трудно заподозрить Репина в приверженности к символизму – возможно, фон писался не с натуры, довольно произвольно. Личность изображенного на портрете человека гораздо была мощнее, в действительности, масштабнее реально существующей. Как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, «Невероятно, остроумный в собеседник дамском обществе, с прекрасными светскими манерами, неисчерпаемый каламбурист. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука на лежит ручке кресла.
Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. Насыщенная композиция и глубокий психологизм в создании образов оказывают незабываемое впечатление зрителя, на Экспрессивная. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. «этот портрет писан знает Бог как быстро, помимо собственных похвал, огненно всякий это видит – где, Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, привел слова Ивана Крамского.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Стасову от 16 февраля 1881 г. ). А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и последней до черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. Действительно, мы находим у И. В. Долгополова известного российского искусствоведа, упоминание о том, что халат и рубаху передала жена композитора Кюи, старшего товарища и соратника Мусоргского по объединению музыкантов и композиторов под названием «Могучая кучка» 18 Портрет музыканта – поясной, но написан без изображения кистей рук, в отличие от портрета Писемского.
Е. Репин и В. В. Стасов. Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные Как вылеплено, как написано. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый розовато-желтый фон, тон лица. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они не слишком в углублялись психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Я счастлив, что видел эту сцену. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко с обдумывающим, наклоненною немного головой. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а 8211 много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и только написан светлыми тонами, Несмотря на то что портрет создавался в интерьере. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Второй, завершенный в 1883 p., стал более известным.
Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал саркастичность язвительную этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого.
Возможно, в этом случае молчаливость была связана, как предполагает Грабарь, с «неожиданным наблюдением» Репина, заключавшимся в том, что о замыслах своих нельзя рассказывать наперед – непременно что-нибудь разладится. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Еще одна известная картина, выполненная в этом жанре, «Ответ запорожских козаков султану Махмуду IV» (1880-1891). Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он так жизненен, он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Духовных и психологических проблем, Вокруг социальных, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885), которые оставили не Репина равнодушным. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Источник света, как уже было сказано, условен, он скорее везде, но все же некоторый намек на локальное освещение можно угадать исходя из световых пятен на лице – на левой верхней части лба и в глазах. Но, на мой взгляд, можно предложить и другую трактовку этого образа.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Как Творец, Словно Репину удалось и непостижимое совсем уже запредельное – он, забрал своей кистью душу умирающего гения и поместил ее вглубь портрета. В двухтомной монографии о художнике Грабарь пишет: «Абсолютно очевидно, что при таком уклоне интересов и дарования Репин должен был быть исключительным портретистом. Павел Третьяков иногда покупал целые собрания: 1874 год – приобрёл туркестанскую сериюВерещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд) 1880 год – приобрёл его же индийскую серию (78 этюдов). Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной Мусоргского выставки он застал уже в Николаевском военном госпитале.
Хотя известно, в опубликованных письмах Репина тех лет нет упоминаний о работе над ним и ни одно письмо к нему не осталось без ответа, что письма заменяли художнику дневник – он много и писал обстоятельно своим адресатам. Репин никогда не осуждал человека. Привезенный Стасовым на открывшуюся уже Передвижную выставку, Портрет М. П. Мусоргского, произвел настоящий фурор.
А потом поселился и в работал Париже до 1876 года, Несколько месяцев он путешествовал по Италии. Общий колорит портрета скорее холодный. Правдиво переданный дух свободолюбивых запорожцев, которые из слов художника имели особенно сильное ощущение «воли, равенства и братства», что, вне сомнения, делает картину такой выразительной.
Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном Мусоргский кресле – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в от свету, первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Отроду никем не пробованные, у Тут него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Интересным мне показалось то, что музыкант именно смотрит на этот источник света, он буквально остановил на этом луче свой взгляд – световые блики попадают прямо на зрачки глаз. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Взгляд, закольцовываясь идет от лица на портрете вниз и возвращается к нему же, делая по пути смысловые остановки. Весь фон словно в – движении воздух наполнен искристой свежестью погожего мартовского полдня.
Кисть чуть слышно касается палитры. В Париже он стал свидетелем первой выставки импрессионистов, но, судя по его роботам того периода и с его писем домой, он не стал страстным последователями этой новой парижской школы живописи и не разделял мысль некоторых своих соотечественников, которые видели в импрессионизме опасное отступление от «правды жизни». Он даже не отбрасывает тени, Резко очерченная линия силуэта изображенного как будто отделяет его от вещественного мира, впрочем, лишь небольшое затемнение в нижнем правом углу картины дает намек на нее, же такое затемнение можно увидеть и в левом верхнем углу портрета. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. С первой точки зрения зритель открывает в толпе множество социальных типов и характеров.
Ько одного – чтобы Бог дал ему на ответ единственный вопрос – за что и как столько страданий могло выпасть на долю одного человека. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. С наклоненною немного головою, Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами обшлагами и что-то глубоко обдумывающим. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго-долго отходил, не прямо в упор к лицу.
Бесспорно, художнику очень хотелось создать персонаж борца за социальную справедливость. В возрасте 19 лет поступил в Академию Искусств Санкт Петербурга. Условный треугольник массивной фигуры сообщает ей монументальную основательность.
Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное то, а градациями света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические Серова работы и Коровина. А между тем Репин никогда не был, подобно Перову или Ге, тонким знатоком людей. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и посуше, писать Тяготея всей душой к широкой живописи. Куда художник поместил свою модель, Искусственное тусклое освещение комнаты, похожего на склеп, тревожное создает ощущение замкнутого пространства.
Кроме того, современники характеризовали его как общительного и говорливого человека. Бережно притрагивается к холсту. Но эта вставка, Трость выглядит подчеркнуто бедно, вносит некий диссонанс или интригу в восприятие общее облика на портрете, как мне кажется. «Проклятая» же картина отправилась за рубеж. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, характер, весь весь внешний облик Мусоргского». Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений одна Репина из крупнейших картин всей передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало.
В феврале 1881 года, Портрет создавался Мусоргского Репиным в Петербурге, в Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора. Он неоднократно встречался с Репиным и даже не раз сопровождал его работу в мастерской исполнением на рояле особенно любимых Репиным отрывков из произведений, музыкальных Тогда еще очень молодой человек. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой Репин, работал в самом деле несколько необычна. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего госпиталя военного – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. История портрета «Незнакомка» Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи, опасался поверья о том, что портреты красавиц «высасывают силы» из живых людей.
Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким скучным, же как и он сам. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность композитора, пришли в восторг от портрета настолько он был с схож оригиналом. Стасова, П. С. Неужели это он.
Писемского. Репина В. В. Не избежал проклятия и сам Крамской. Самое заветное впереди.
В том числе и теплого оттенка, На портрете Писемского фон содержит также различные цветовые включения, но ощущение открытого оно не дает и также мы видим пространство без теней. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. В 1877 году он начал рисовать картины на тему крестного хода: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В теневой зоне, Оно немного дальше от глаз зрителя и потому несколько темнее более и фактурно – следы времени и печалей остались на нем.
Аксакова. Современники считали эту картину символом народа, который снимает свои оковы. Что голова чуть наклонена вправо, Немного правая затемнена часть лица на портрете – там резче выделены складки – и то потому. За свою дипломную работу (1871) Репин был награжден Большой Золотой медалью и получил стипендию для обучения за границей. И, Репин изобразил Писемского на фоне бело-серой стены, вроде жемчужно-голубого или едва заметного теплого охристого оттенка, хотя ее разнообразил различными цветовыми включениями, тем не менее, на настроение портрета эти переливы не влияют, общий колорит фона воспринимается как холодный.
Поза Мусоргского же расслаблена, Писатель взвинчен и напряжен, тяжелая кажется, голова клонится к плечу, он вот-вот впадет в дремоту. Знаки дают возможность предположить, Эти приметы, писатель что находится в довольно стесненных жизненных обстоятельствах. Сходство черт лица и выражение поразительны. В детстве он учил иконописи.
Что Писемский был на том жизни, этапе Вполне вероятно, даже с некоторой насмешкой над всем вокруг происходящим, когда идею создания собственного портрета можно воспринимать с высшей степенью самоиронии, это мог быть своеобразный способ донести небрежение к суете вокруг его персоны или проявление затаенной обиды на запоздалое внимание к себе. Мысли и думы». Мы читаем у Асафьева: «глаза человека – зеркало мысли и душевности – становятся ltgt одной из существенных реальнейших «действующих сил» картины» 19 Лицо Мусоргского, его волосы, одежда, фон портрета написаны разными мазками – и в смысле техники и по интенсивности, размеру и направлению. Уже получив общее впечатление от изображенного на картине человека, На этот мы раз, по-новому заглядываем в его глаза. Гениальный создатель опер и Хованщина Борис Годунов ни на миг не считал свою задачу законченной.
Переписка с П. М. Третьяковым». Он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом коллекции, всей Выставленный в Третьяковской галерее. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Что портрет пишется на открытом пространстве, Создается впечатление, музыкант как парит, будто более того, весь объятый воздухом и светом и потому нет теней вокруг него и источник этого света – везде. Которая оценивалась передвижниками как значительное явление, умолчание Однако о картине Сурикова, вызвало недовольство. Стал самостоятельно живущим явлением, как Портрет будто перерос границы изображения конкретного человека.
Портрет писателя Писемского Репин выполнил по заказу П. И. Третьякова в 1880 Как году, уже отмечалось. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный но лоб, живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. В начале поста для Мусоргского наступил такой период повеселел, болезни, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Все эти несчастья приписывали роковой картине. Нет сведений, думал ли Репин, перенося на холст фигуру писателя, о своем давнем произведении – «Иов и его друзья»11.
Это мягкий, Скорее, погруженного в себя, рассеянный взгляд человека, в отличие взгляда от Писемского, который с вызовом смотрит прямо нам в глаза. Бывало, Одетый, шаркун, с иголочки, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » так описывал несчастливую Репин долю великого композитора. Т. г. шевченко кисти И. Н. Крамского, в собрании Галереи замечательные появились портреты И. А. Гончарова, образы Тургенева, А. Н. Островского работы В. Г. Перова, Толстого, Некрасова, Пирогова и многих других знаменитых и достойных людей своего времени. «в центре репинского творчества всегда продолжал оставаться человек, в состояниях различнейших и аффектах – в разнообразнейших проявлениях психики, Он пишет. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
На старике – безупречно выглаженная белая сорочка воротником с апаш и атласным галстуком-бантом, Кроме того. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той – минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Как портрет отца за книгой, с Одновременно этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. С которой Репин фиксирует черты больного лица, в Бестрепетность, полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г. Позднее Репин будет тесно связан с некоторыми из этих художников членами – общества передвижников.
Ученых, Подвижническая идея знаменитого коллекционера создать галерею портретов популярных в то писателей, время художников и общественных деятелей в действительности удалась. 63 ). – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский говорящий музей, о дальнейшем продвижении Репина. Я несколько раз давал себе зарок не делать эскизов и не рассказывать про свои дела.
Задумчив, мечтателен взор композитора. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот на этом как золотом, чудная, как последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского. Чистякова и И. С.
Его характеристики или грубы или прямо неверны, в большинстве же случаев неясны и неопределенны»4 Абсолютно не согласен с таким мнением Б. В. Асафьев, музыкальный критик, композитор, автор книги «Русская живопись. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул, долго и прямо в упор к лицу, долго не отходил. У совсем уже нищего композитора, конечно, не было таких вещей. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения.
О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал. И. Суриков. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли на свете с портретов подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. В творческой судьбе И. Е. Репина и были подобные разногласия, этот Возможно, отвлеченный, однако в случае рассматриваемых нами портретов А. Ф. Писемского и М. П. Мусоргского, хотя и распространенный сценарий как раз неуместен.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Быть может, чтобы несколько снизить пафос такого «шага в бессмертие». Но впечатления того, что он что-то увидел и сосредоточенно изучает, не возникает.
Что Репин пишет свою модель на фоне прозрачно-голубого неба оттенка, Можно с определенной долей уверенности сказать, хотя известно и даже различить легкие облака, что фоном могла быть только стена больничной палаты. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого.
Его друг, в случае же с Мусоргским Репину и не надо было выглядывать нечто тайное – человек, не и сопротивлялся не желал что-либо скрыть в себе, был предельно открыт ему. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже никогда более не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Известнейшая его картина в этом жанре «Иван Грозный и его сын Иван» (1895). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Руки выписаны в более светлых тонах, чем лицо. Выполненных художником во время путешествия по Турции, 1885 год – Третьяков купил этюдаПоленова, 102 Сирии и Палестине, Египту.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Отдельные портреты удавались и Перову и Ге и Крамскому, но такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем. 154–155).
Что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у есть кого истинное художественное чувство в душе. Они считали, что искусство должно быть близким к жизни. Боткина. «Искусство», 1948, стр.
С малиновыми бархатными отворотами обшлагами и Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Коллекционер П. М. Третьяков, Заказчиком одного выступил знаменитый меценат, можно сказать, второй же портрет был написан без всякого по заказа, велению сердца. Которые, Правдиво переданный дух запорожцев, свободолюбивых имели особенно сильное ощущение «воли, равенства и братства» из слов художника, что, вне сомнения, делает картину такой выразительной. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
«Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. Уже зная, Репин писал близкого ему человека, что Мусоргский болен неизлечимо и его близка кончина Мусоргский умер 16 марта того же года. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся руками обеими на палку. Они внимательно щупали пульс. Практически всеми он единодушно был назван шедевром, Все отмечали необычайное сходство только с что умершим композитором, не только из-за сходства и технических приемов художника, конечно.
Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына. В 1878 году он пишет портреты П. П. Она сразу завоевала признание.
Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) стала первой великой работой, которую Репин создал после окончания Академии. Таков же и портрет певца былин В. П. А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один самых из крупных между всеми ими, увидев этот портрет, И. Н. Крамской, просто ахнул от удивления.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.