Портрет М. П. Мусоргского1881, ГТГ Волосы Мусоргского всклочены – знак того, что композитор настолько измучен, что перестал заботиться о своей внешности. Илья Ефимович Репин. Портрет М. П. Мусоргского1881, ГТГ Взгляд Мусоргского кажется печальным, но его лицо, его поза полны достоинства и мужественного приятия того, что его неминуемо ждёт. Илья Ефимович Репин.
И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л.
«Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо. Писемского. Ничего не утаивающий, Таков правдивый, написанный с большим к уважением изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина. Илья Ефимович Репин запечатлел гениального композитора в последние дни его жизни.
По которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то картины, Это является причиной, где ее получит состояние объяснение в сюжете. Таков же и портрет певца былин В. П. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Утро 5 марта 1881 года. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина.
В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 такую-то в пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. В 1878 году он пишет портреты П. П. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Измученного жизнью Мусоргского, Изображая больного, несломленную болезнью духовную художник силу, не переставал ощущать в нем огромную, яркую колоритность характера. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Крестьянство не пошло за народниками.
А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми ими, увидев этот портрет, просто И. Н. Крамской, ахнул от удивления. Человек, Ведь Мусоргский один из крупных самых русских музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre. Иконописно правильное, Самое лицо Третьякова, вызывает представление о нем, обрамленное окладистой как бородой, о человеке почти аскетического склада. Об этом знали многоопытные врачи Николаевского морского госпиталя (в госпиталь Мусоргский был помещен после приступа белой горячки, в феврале 1881 года).
И. Суриков. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни.
Мы как бы слышим смех запорожцев в полной гамме его оттенков, Глядя на от них, хихиканья до громового хохота. Стасова, П. С. Которая оценивалась передвижниками как значительное явление, Однако умолчание о картине вызвало Сурикова, недовольство. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов подобным с выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Его рука с длинными тонкими пальцами – рука это человека тонкой психологической организации.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Тут находится портрет С. П. Боткина, одно из великолепнейших созданий И. Н. Крамского, этого таланта, все еще идущего вперед и вперед тут есть его же превосходный портрет барона Гинцбурга и несколько других прекрасных его портретов тут есть «Крах», «В четыре руки», «У мирового судьи» В. Маковского маленькие chefs d'oeuvre'ы из современной жизни тут есть превосходные портреты гг. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и пиджак мешковатый Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, Фигура девушки, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно с вяжущегося неторопливым течением осеннего дня. Репин, Создавая этот образ, больше стремился к тому, видимо, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, определенное раскрыть психологическое состояние, чем дать глубокую портретную характеристику прославленной актрисы.
Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся Русском в музее. Мясистое лицо протодиакона, Налитое кровью, которые Стасов сравнивал с пиявками, украшенное синим носом и бровями, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», котором в «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов). Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Как это случилось. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Несмотря на то, На этот раз усилия художника увенчались большим успехом, что созданное произведение им не является вполне портретом. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Я счастлив, что видел эту сцену.
Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и не долго-долго отходил, прямо в упор к лицу. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю с вас чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Сходство черт лица и выражение поразительны. Самое заветное впереди.
Что Репин, Кажется, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, создавая его, как она предстояла в ему данный момент и при данных обстоятельствах. 154–155). Он производит впечатление живописи пленэрной весь залит светом и написан только светлыми тонами, Несмотря на то что портрет создавался в интерьере. Заказанный Репину в 1878 году, неинтересно Третьяковой, взятый и вялый по живописи, засушенный.
Создавая в одни и те годы же и жанровые картины, Он много работает и полотна на исторические сюжеты и портреты. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. И в 1882 году сделал он новую попытку изобразить актрису, Однако портрет не удовлетворил автора.
Репина В. В. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, а другая рука лежит ручке на кресла. Витте», 1903). «Искусство», 1948, стр. Ясно было, По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний надо приезд было торопиться с портретом любимого человека. В марте 1880 года известный русский купец меценат и Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф.
Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и в имеет подзаголовке слово «этюд». Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Художник стремился показать его характерную – особенность мягкость, Изображая лицо Мусоргского, открытость. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи.
Они внимательно щупали пульс. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – 3-го, Репину удалось писать свой всего портрет четыре дня. Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Которые, Но с особой силой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, принадлежат к числу наиболее высоких достижений русского искусства века, XIX без сомнения. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – он сам я и никто больше.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Одиночества, Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного пространства вызывает у зрителя то же чувство затерянности, от которого ежится сидящий в телеге человек, тоски, одетый в серую арестантскую а одежду, ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. Вслушивались в порывистый, еле уловимый бег сердца. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Понимает, Он со своей большой и открытой душой чувствует себя бессильным натиску противостоять темных сил, что сломлен ими.
Гг продолжает метаться от одного проекта к другому, хамя всесильному наркому по поводу и без, воплощать их в жизнь в условиях суровой действительности советской плановой экономики и раздражать Палыча – разбрасываться ценными идеями, в 3-я целом книга данной СИ ничем не отличается от предыдущих. Знавших Мусоргского, Из всех, не кто остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, не было никого, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Боткина. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, его Он представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу.
Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. С которой Репин черты фиксирует больного лица, Бестрепетность, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата.
Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Больной, предчувствующий близкую смерть, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, Репин мастерски использовал те немногие возможности, чтобы оттенить красочность самом в внешнем облике композитора, видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того. Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных в портретов русском искусстве, несмотря на это.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П.
Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и вышел портрет таким же скучным, как и он сам.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Первоначальный замысел картины вполне отвечал обличительной духу жанровой живописи 60-х годов с ее тяготением к изображению резких социальных контрастов. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и прямо долго, в упор к лицу, долго не отходил.
Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Сходство черт лица и выражение поразительны. В феврале 1881 года, Портрет Мусоргского создавался Репиным Петербурге, в в Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора.
Е. Репин и В. В. Стасов. Не понимаю это страшно меня взорвало («И. Я счастлив, что видел эту сцену. Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр.
В больничной палате Николаевского военного госпиталя, Портрет был выполнен за четыре дня 2-5 марта 1881 в года Петербурге. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете с портретов подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо сказать глубокою с благодарностью.
Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а ли много на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к почти нам, лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. С отекшим от болезни лицом, видим Мы Мусоргского именно таким, одетым в серый больничный халат, всклокоченными волосами – каким он был в последние дни своей жизни. Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил в свое исцеление и даже начал подумывать о создании новых произведений, музыкальных когда композитор приободрился. Кто смотрит на этот портрет, Любой, может почувствовать личности неисчерпаемость великого писателя. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е.
Что большой художник, а Репин мало того, он еще лет много был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно просто и передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Уселся перед портретом, первых После секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, сам 8211 он я и никто больше. Сходство черт лица и выражение поразительны. Репин не знал, что это последний сеанс, но спешил окончить портрет дорогого его сердцу человека.
Дверь в просторную палату тихонько отворилась. Стрепетовой. Но это не помешало художнику увидеть истинную красоту и в благородство пропагандисте-революционере. Бережно притрагивается к холсту. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах военного своего госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Он становится для ценителей живописи Москвы любимым всей портретом коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Но портрет Мусоргского захватывает нас вовсе не только живостью передачи непосредственного впечатления. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
«Это невероятно, это просто невероятно. » и Стасов повторяет восклицание, Когда мне удалось поднять его со стула, в своей статье, вложенное им в уста Крамского – обратился он ко мне со словами восторга. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. На этих днях, на передвижной выставке выставлен портрет Мусоргского. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет.
Обращенных во вьючных Контраст животных, между группой оборванных людей и нарядной гуляющей толпой глубоко поразил Репина. И большая, Вдобавок ко погода всему стояла чудесная, где помещался Мусоргский, с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. С наклоненною немного головою, Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами обшлагами и что-то глубоко обдумывающим. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они слишком не углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Вдруг пройти молчанием такого слона. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, говорящий о продвижении дальнейшем Репина.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем лицо, живое да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. Аксакова.
Он поневоле вынужден был себя и сдерживать писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Отроду никем не пробованные сам я он и никто больше, Тут у него какие-то неслыханные приемы. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые картину, эту уселся перед ней и долго-долго не отходил. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки.
Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Выставка эта не только самая большая по числу произведений из всех девяти, до сих пор состоявшихся, но еще и такая, каких вообще у нас немного было и где ярко блещут все лучшие силы Товарищества передвижников – новый его шаг вперед и, Портрет этот одно из крупнейших произведений Репина, одна из крупнейших всей картин передвижной выставки, вместе с тем, а это значит немало.
Третьякову. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Открыл этюдник, Вошел Илья Ефимович пристроив Репин, холст к маленькой тумбочке, достал палитру и, начал работать. С Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с таким Конечно, созданием, деланный рукою высокого художника, как портрет. С его душевной открытостью сердечной и чистотой, Она связывалась в представлении художника с внутренним обликом композитора.
Одного слишком долго молчавшего – прежнего талантливого художника (г, Шишкина и Волкова сценки превосходные из ежедневной жизни. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Художник боится потерять мгновения. «Искусство», 1946, стр. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у Писался столика, этот портрет со всякими неудобствами.
С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в что-то халате, глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Стасов считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства» (Письмо Третьякову от 18 марта 1881г. ) В этом портрете с особой ясностью проявляются качества Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемого.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Верная, сильная рука мастера наносит на полотно трагедию бытия. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов). Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное то, а света, градациями как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина.
Он сам приехал сюда Москвы из для передвижной выставки Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали художественной правдивость характеристики писателя. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал сущность внутреннюю композитора, пришли в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Задумчив, мечтателен взор композитора. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Репин в то же время работал над своей собственной темой, Выполняя академическую программу, ни с библейской мифологией, ничего не общего имеющей ни с античной.
Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Когда Мусоргский находился на излечении военном в госпитале, Репин писал Мусоргского незадолго до смерти композитора. Почти лишенного морщин, Беспорядочно спутанные пряди волос оттеняют мраморную гладь широкого этого умного лба.
О последних встречах Репина и Мусоргского, о работе над портретом перед смертью композитора – небольшой рассказ из википедии (в сокращении): Мусоргский умирал. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал саркастичность язвительную этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость.
Я счастлив, что видел эту сцену. Он должен оставить людям образ великого человека, славы России. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Он еще хочет создать то, о чем думы не покидали его никогда. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у Писался столика, этот портрет со всякими неудобствами. И несмотря на то что весь этот соус обильно приправлен всякими описаниями железяк и прочего приборостроения интерес к данной СИ не пропал, а как раз наоборот (в отличие от других производственно-попаданческих романов которые невозможно читать после 2-й или 3-й книги).
Как бы воплотившую в себе кричащие противоречия русской у жизни, него возникло решение запечатлеть эту сцену. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают – дивиться просто живой Мусоргский последнего времени. Горемыкина и Н. Н. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый фон, тон розовато-желтый лица.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Действие происходит в тюремной камере. Мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, когда в 80-х годах XIX выполнил в. он серию портретов и, заказанных ему П. М. Сроду никем не пробованные Как вылеплено, Тут у какие-то него неслыханные приемы, как написано.
Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Посмотрите эти глаза. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже стенах в своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
Переписка с П. М. Третьяковым». Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний надо приезд было торопиться с портретом любимого человека. Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, что живопись его казалась автору слишком небрежной, а ему и без того не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет перед нами – а именно внутренняя сущность того в человека, любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот этом на золотом, как чудная, как последний аккорд, заключительная нота портрет Мусоргского.
Привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, Этот красный цвет, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста, помогает художнику выразить и содержание внутреннее образа. Найденному художником для Мусоргского, головы Благодаря повороту, лоб оказался наиболее освещенной частью лица. Эту картину Репин писал как портрет определенного лица – дьякона Чугуевского Ивана Уланова. Тайна происхождения так же пока не раскрыта. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. «По всем признакам судя, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека: ясно было, что они уже более никогда не увидятся.
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной и галереи, Крамскому, какую оставил нам Репин, не было создано никем. Стало ясно, Третьяковым, что русская портретная живопись в лице И. Репина блестящее получила продолжение. Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, как портрет отца за книгой, принадлежавший М. И. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый взгляд, чистяковский – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Кисть чуть слышно касается палитры. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
Изобразив тяжело больного музыканта в последние дни его жизни, Репин создает подлинный, правдивый образ, не скрывая человеческих слабостей великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» (Письмо И. Е. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было 8211 никого, так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Портрет принадлежит к числу лучших работ Репина. Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Гармония человека с природой ощущается и в колорите картины, построенном на сочетании осенних красок. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, в нем художник при немногих, помощи создать ощущение ее придавленности, печальной и нищей стране.
Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. 47). И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа.
По возвращении на родину художник с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Способных идти на любые испытания освобождения ради народа, в этом героическом и суровом образе художник утверждает духовную красоту подвижников революции. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Разумеется, Репин как раз приехал Петербург в на открытие передвижной выставки и, где находился его друг, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь.
Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. – на Льва Толстого, в нем видели просто не рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Чистякова и И. С. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а много на ли свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна. «этот портрет писан Бог знает как быстро, помимо собственных похвал, огненно всякий это видит – где, Владимир Стасов этому посвятил портрету целую статью, привел слова Ивана Крамского. Герарда», «Портрет С. Ю.
Портрет был сделан всего за четыре сеанса. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но по поразителен правде. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина.
Надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце и это художественное торжество оттого – и эта радость на товарища, Но чтоб все это возможно, было что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. Которая разделяет пропагандиста и крестьян, Репин верно передал ту атмосферу и недоверия непонимания, за кого он боролся, то есть тех. Гениальный создатель опер Хованщина и Борис Годунов ни на миг считал не свою задачу законченной.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот со портрет всякими неудобствами. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка Мусоргский умер 16 марта того же года. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Открытость лица Мусоргского являлась для Репина не его только внешней отличительной чертой. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. 63 ).
Репин писал Стрепетову дважды. Стасову от 16 февраля 1881 г. ). Письма». В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. Прянишникова «Жестокие романсы») и одного начинающего талантливого художника (г.