Бурцева и карнавальные гротесковые произведения, связанные с работой Григорьева над оформлением артистического кабаре «Привал комедиантов» и его деятельностью в студии Мейерхольда и портреты стал поворотным в творчестве Григорьева. 31 октября 1915 года у Мейерхольда состоялась ещё одна премьера: он дебютировал как кинорежиссёр фильмом «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда. Концептуальный портрет Мейерхольда стал своеобразным символом эпохи и, по словам В. Воинова, запечатлел «гримасы современного духа.
Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза 2 февраля 1940, Москва) русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза 2 февраля 1940 Википедия (1874 1940), режиссёр, актёр, педагог, народный артист Республики (1923). Русский музей располагает одним из самых замечательных портретов Мейерхольда работы Бориса Григорьева (1916) Детей обучали репетиторы (у Карла было пять братьев и две сестры).
М. И. Портрет оказался мистическим предзнаменованием судьбы мастера. Оказалось, что «девушка с бумажной косой» ходила не за шарлатаном, а за самим Сапуновым. Чтобы не забыть и слова прекрасного Уайльда и если на экране надо было все же написать два-три парадокса, что будь этот принцип постановки доведен до конца, ясно то было, т. е. до того, что совокупность жестов играющих была доведена до самого парадоксального положения, – надписи из Уайльда были бы лишними.
(Сам портрет, выдержанный в стиле модерн, похож, в свою очередь, на известный сомовский портрет М. А. Кузмина – романтическая красота и рука тонкая и нежная). Гофмана Мейерхольд любил всего, целиком – «краносюртучный», «уродливый доктор Дапертутто» с его феерическим дьяволизмом принадлежал Гофману. «Маленькие бабы», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети» – например, Среди графических работ своеобразного этого цикла можно назвать, «Деревенская любовь», следующие рисунки. Когда театр наконец вслед за живописью и литературой не смог отображать жизнь, Разработанная Головиным декорационная система позволила постановщикам подняться до высот подлинной театральности, а выражать ее всеми средствами театрального искусства. Черном фраке и белых перчатках, На фоне темно-серого занавеса и малиново-красной кулисы изящный – светский человек в цилиндре.
Безмолвный проход Райх в «Списке благодеяний», Эпизод Боголюбова в финале «Последнего, решительного», сцена Нунбаха Свердлина с бюстом Гёте во «Вступлении» приобретали характер поставленных великолепно сольных актёрских номеров. Природный материал человеческой плоти словно оттачивается резцом жизни, что лишает лицо покоя, насыщает его духовной энергией (сам Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»). То, что «божественное Имя» при этом неминуемо профанировалось, никого не смущало. Системы игровых занавесов освещенного и во все время представления зрительного зала, Технологически эти проблемы разрешались Мейерхольдом и Головиным с помощью просцениума. Он создавал подчёркнуто современный спектакль, Используя приёмы и формы театра прошлых эпох, эмоциональным которого мотивом стало предчувствие катастрофы.
Ее сухое тело и руки худые с синими прожилками написаны художником с великолепным пластическим мастерством. Гафиз должен сделаться вполне искусством. Конечно, неизбежная дань советской мифологии, явленная в суждении Н. Д. Волкова, много простительнее стремления А. П. Мацкина провести демаркационную полосу между дооктябрьским и постреволюционным творчеством Мейерхольда. gt Ведь в николаевскую эпоху архитектура, фарфоровый завод, все эти краснодеревцы дали изумительные шедевры, – а эпоха какая была. Всякий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком.
«Гафизовские» имена Иванова – Эль-Руми и Гиперион – только на первый взгляд кажутся никак не сопряженными. Горделивый пристальный взгляд, черная шляпа, костюм «Апаш». Иногда роль прирастала к повседневному поведению.
Много знаменитых культовых картин, Тут неожиданных много открытий, которые ставят в тупик своей стилистической разноголосицей, но есть и немало работ. В отличие от Кузмина, Мейерхольд, с не Минцловой общался, с Сапуновым не тонул, но сглазу подвергся. Он лежит на диване, у себя в столовой. Его имя исчезло с афиши, но спектакль оставался в репертуаре театра.
lt. Так передается художником загадка природы феномен гениальности. Вот только роль художника Бэзила Холлуорда была Мейерхольду не интересна. Ретроспективная ирония Н. А. Бердяева, ставящая возмужавшего философа в позицию стороннего наблюдателя, не соответствует его тогдашней роли в устроении подобных «симпозионов» и самоотдаче непосредственного участия в других затеях ивановского круга. Иначе как бы ему удалось, неизменно вращаясь в кругу поведенческих моделей, не подарить мемуаристам ни одного «сюжета». И действительно, Шаляпин продолжал «играть роль» даже в самых банальных бытовых ситуациях. Впрочем, как показали его эксперименты у Комиссаржевской, за которыми символисты ревностно следили, надеясь на претворение своей программы в профессиональном театре, Мейерхольду и по существу оказалось не до «Гафиза».
Эль-Руми (Джелал-эддин Руми) – персидский поэт XIII в., толкователь философии суфизма, одним из догматов которой был призыв к добровольному самосожжению, дабы слиться с небесным огнем вечности. gt Шаляпин заказал мне свой портрет. Мейерхольд (дооктябрьской поры) в создании поведенческих моделей замечен не был. Напряженный, эмоционально приподнятый характер главного занавеса придавал всему действию возвышенно-романтическую, трагедийную интонацию.
Для выполнения заявленного (и неосуществленного) нужен был не просто «артист», а режиссер. Как вспоминает Борис Григорьев, даже во время игры в преферанс «с нищенской картой» Шаляпин оставался «великим артистом» он «хотел не денег шиберов, а самой игры, ее артистичности, веселого хода» 2. Эта картина фрагментарно включена Григорьевым в полотно «Лики мира».
Во французской столице он создал несколько тысяч рисунков и многому научился. в творчестве Григорьева. Который, Еще было при Мейерхольде, стоял по моему заказу, милый, скрючившись, во фраке и творящий охающий от трудностей позы» 2. Материалом для этих работ послужили давние детские впечатления от русской провинции (детские и юношеские годы художника прошли в Рыбинске) и приметы жизни крестьянства Олонецкой губернии, где Григорьев побывал летом 1918 года. Считается, что именно после поездок в Париж 1911 и особенно 1913 года начинается «настоящий Григорьев». Грудь ему я раскрыл.
Рука энергично сжата в кулак, Прекрасно лицо вылепленное мужчины в широкополой шляпе выражает презрение и превосходство. Диотима – и муза гельдерлиновской лирики – реальная женщина, мать четверых детей, хозяйка дома, где поэт два года служил гувернером, – Сюзетта Гонтер. Но если б такая аналогия все же возникла, Мейерхольд не был бы слишком шокирован – ведь названный дьявол – всего лишь шарлатан, торгующий «колдовскими настойками» («к слову сказать, весьма приятными на вкус»), а вся история Эразмуса Шпикера – иронический парафраз («Удивительной истории Петера Шлемиля» А. Шамиссо): «Они решили было побродить вместе, чтобы Эразмус Шпикер отбрасывал на дорогу тень за обоих спутников, а Петер Шлемиль обеспечивал бы отражение в зеркалах тоже за двоих, но из этого ничего не вышло»65. Актер А. Мгебров вспоминал: «Долго.
Похожего на сатира старика, Показательна сопровождавшая прокат фильма анонсирующая реклама: «На были плакатах нарисованы крупные головы: юноши и безобразного. lt. Значит в начале зимы, Арестовали меня в октябре, Кирилл и погибли я бы на этапе» 11, конечно.
Но Мейерхольд летом 1906 года находился с «Товариществом Новой драмы» в Полтаве, осенью начал работу в театре на Офицерской. Цветовой увертюры к каждой картине брала на себя система опускных, Функцию эмоциональной смены или настроений, раздвижных занавесов, как в старинном театре. В отличие от «красногвардейской» поведенческой модели, зафиксированной фотографиями Мейерхольда и словесными описаниями его революционного имиджа, портрет Григорьева не является портретом (изображением) в привычном смысле слова (и это хорошо передано Вс. gt Дважды в жизни я так наскакивал на холст. Арлекины, Занавесы, но не составляли бытовое их убранство, падуги хотя и гармонировали с интерьерами.
Главный антрактовый, белый кружевной к IX картине и черный траурный финальный, бальный – разрезной маскарадный, Всего было их пять. Перекрывающий зеркало сцены почти до половины малиновый арлекин с нависающими Неподвижную языками, роскошную портальную раму окончательно замыкал сверху огромный, отороченными широкой золотистой бахромой. В композиции преобладает резкая ломаная ритмика.
Среди графических работ этого своеобразного цикла можно назвать, например, следующие рисунки: «Маленькие бабы», «Деревенская любовь», «Девушка с косами», «Возвращение с поля», «Кухарка и дети». П. Янова) также шло от театра (только что Н. Г. Коваленская сыграла на Александринской сцене дона Фернандо в «Стойком принце») и противоречило «безусловной» природе кино. Они властно приказывают. В дом «большевиков», может быть и не пускали (хотя как их было сходу опознать. ), но сам Бердяев дискутировать с коммунистами не гнушался. В поисках подлинной театральности, переосмысливая классическое театральное наследие – от античного театра до традиционного японского, от староиспанского до мольеровского, – Мейерхольд в «Маскараде» приходит к разработке нового сценического языка, воплощению во всей полноте предшествующих поисков по созданию театра метафорического реализма избегающего прямых жизненных соответствий, не отражающего жизнь, какая она есть, а выражающего в своих метафорах ее суть, «душу».
Иванов, в отличие от Бердяева сотрудничавший с советской властью (был заведующим историко-театральной секцией Театрального Отдела, повергая ниц молодых коллег строгой «дихотомией» своей академической учености75), вне службы по-прежнему конструировал поведенческие модели. Перманентно сопровождающий жизнетворчество Иванова шедевр гетевской лирики «Блаженное томление» – о бабочке, летящей в пламя свечи, переводится мэтром теургического символизма дословно, чтоб не утерять ни крупицы заложенного в нем мистического смысла (первая строфа стихотворения – «то живое буду я славить, что тоскует по огненной смерти» – взята эпиграфом к книге его лирики «Соr ardens» – пламенеющее сердце заключительная – «умри и стань другим» – девизом жизнетворческой интенции символизма). В то же время критик Лазарь Розенталь усмотрел в портрете лишь «ловкачество и при том 150 явно в ущерб содержанию». Вяч. Мейерхольд обучал студийцев правильно двигаться. Отделяющего сцену от зрительного зала из чисто технического элемента, сочиняемые Головиным к мейерхольдовским постановкам, порталы, неизменными оставаясь на протяжении всего спектакля, становились своеобразным архитектурным эпиграфом, трехмерной пластической формулой пьесы и служили переходом к живописной декорации.
Борис Григорьев, как известно, был человеком непоседливым и вечно находился в поиске. Многие отмечали его «подозрительность, временами казавшуюся маниакальной»44. Вяч.
Б. С. Глаголин известный своей богемностью и эксцентричностью, в дни Февральской революции вдруг возжелал «театра во Христе» и объявил себя главой «театральной ложи», готовой объединить «преданных театру на почве религиозного служения, желающих выполнять в театре наряду с артистической работой и физический труд, согласных терпеть нужду и неодобрение публики, готовых пойти в полное послушание мастеру ложи и принятому на себя подвигу»77. Понятное дело, Лорд Генри, слову, к был великий парадоксалист – ведь, сам Уайльд был скорее великим, чем второстепенным, но никак не прозаическим, а безусловно – обворожительным. Этой пластической метафорой парадного Петербурга, холодности и безразличия высшего общества, Головин воплощал замысел Мейерхольда – показать человека в «тисках николаевского режима». «начал переписку он и стал понуждать меня отвечать ему – письменно М. О. Гершензон комментировал ситуацию с понятным отвращением. С. К. Псевдоним Мейерхольду – режиссеру императорских театров – придумал в 1910 году М. А. Кузмин для его сокрытия приватной сценической практики.
Созданное по основополагающим принципам формообразования стиля, а сам вот портрет есть типичное произведение модерна. 1917-1918 гг., произвел на современников сложное впечатление. Удавались настолько, что об этих фрагментах говорили как о небольших шедеврах. Талантливые живут своим творчеством и потому сами по себе совсем неинтересны. И это особенно его сближало с Мейерхольдом, «Для мастера была неприемлема историко-художественная документальность.
Чего стоит, например история создания знаменитой «Переписки из двух углов» (Пг., 1921). Некоей инфернальной силой, в этой своей страшной она красоте сама была воплощением Рока, управляющей судьбами героев. «Многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса», писал А. Бенуа. Напротив, эта ранее в театре безликая, нейтральная к действию «одежда сцены», выполнявшая лишь технические функции, в спектаклях Головина становилась активным элементом. Показывая, На заднем плане картины Мейерхольд в алом плаще лучника натягивает тетиву, надо как на сцене убивать. 20 июня 1939 года Мейерхольд, объявленный «врагом народа», был арестован и 2 февраля 1940-го расстрелян.
Выдержав около 500 представлений, в последний раз на родной сцене «Маскарад» прошел 1 июля 1941 года. И во всем сила и движение. Вот отчего, придумывая для Мейерхольда костюм доктора Дапертутто, в котором он по плану вездесущего Б. К. Пронина должен был принимать гостей в «Привале комедиантов» (1916), С. Ю. Судейкин не воспользовался оригиналом («огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами»67), а сочинил целую живописно-театральную сюиту: «розовый атласный камзол с серебряными пуговицами, синий плащ, лакированная треуголка с плюмажем, маска-клюв, закрывающая лоб и часть носа»68. Он выразил желание узнать меня поближе. Так слиты грани: маскарада, страшной жизни, света» Задача создания этой «красивой пустоты» закономерно обращала постановщиков к ампиру лермонтовской эпохи и дальше, через романтизм юного поэта, зачитывавшегося Байроном в Московском пансионе, к маскарадной Венеции XVIII века. Который был воссоздан на сцене с помощью А. Я. Головина, художника Мир, почти нереально красив, был удивительно.
Вся вторая часть трехчастной киноленты была отдана театру (в романе это всего лишь эпизод) самый эффектный момент фильма – театральная ложа, в глубине которой было подвешено зеркало, так что кинокадр фиксировал не только зрительские реакции сидящих в ложе Дориана Грея, лорда Генри и Бэзила Холлуорда, но и спектакль, который они смотрели, – ночную сцену из «Ромео и Джульетты». Но по существу дело заключается в другом. Двоемирие, Двойственность, где не «, понять где реальность на поверку оказывается призрачной иллюзией.
Он сам способствовал сложению своего революционного имиджа. Портрет весьма необычен. Но преобладал тон и стиль мистический. Обращающих внимание к общине в целом, Свободное общение друзей периодически прерывается исполнением нумеров очередных этой программы. До создания поведенческих моделей отсюда далеко.
«Самый страшный враг красоты – красивость»59, – не раз говорил он. Головин, подхватывая эти ритм и орнаментику, «перефразировал» их в собственном портале. Любая жизнетворческая акция «башни» упиралась в создание теургических «ролей», что ничуть не противоречило реалистическому символизму, предполагавшему, согласно мэтру, бытие не символа, а самой жизни («бытие в символе»), д е й с т в и е, «отмеченное печатью божественного Имени»14. Декаденты и профессора-академики, Мистические анархисты православные и поэты и ученые, неохристиане и социал-демократы, художники и мыслители, актеры и общественные деятели – все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские, религиозные, оккультные, о литературной злобе и о последних космических проблемах бытия. Однако и в «Командарме 2» И. Сельвинского и в «Последнем, решительном» Вс. Да и бывшие гафизиты перешли от театрализованных ритуалов к театру, увлеченно разыгрывая Кальдерона в мейерхольдовской постановке («Поклонение кресту», 1910).
Стирая извечную границу между сценой публикой и Зеркала, как бы делали всех присутствующих соучастниками происходящего. Никому не ведомую, всем чужую» color:808080 xml:langru-RU langru-RU Константин Сомов, осмотрев портрет Мейерхольда в мастерской Александра Головина под крышей Мариинского театра, где его писал Григорьев, отозвался о произведении сдержанно-доброжелательно: «Интересно и красиво». Впоследствии нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Увлекающийся Всеволод Эмильевич немедленно сел на боевого коня футуристического типа и повёл сторонников Октября в театре на штурм контрреволюционных твердынь академизма» Спектакли Мейерхольда «Ревизор» (1926) и «Горе уму» (1928) демонстрировали уверенное, сложившееся мастерство режиссёра.
Лермонтовский «Маскарад», поставленный на сцене Александринского театра в 1917 году, Мейерхольд готовил долго и тщательно, почти пять лет. «Портрет вышел очень хороший, – писал Мейерхольд жене. Своеобразным живописным прологом к спектаклю в целом и каждой картине в отдельности являлись занавесы. Горы в плечах, в бедрах.
А смещение фигуры усиливает вправо неравновесность, Редкая композиция поколенного портрета словно возвышает героя над зрителем, подчеркивает исходящую от нее тяжесть и угрозу. из отечественных и зарубежных собраний (музеев и частных коллекций). Кровную связь с театром подтверждал и замечательный уайльдовский афоризм, полностью переданный в титрах ленты: «Я могла изображать страсть, которой не чувствовала, но не могу изображать ту страсть, которая горит во мне, как огонь»56, – прозрение несчастной Сибиллы Вейн, стоившее ей жизни, смотрится эпиграфом к мейерхольдовской концепции актерского творчества. У Гельдерлина («самого стойкого энтузиаста» античности «среди мировых поэтов»23) «лучший русский эллинист»24 мог обнаружить родственную себе языческую интерпретацию христианства, чувственную стихию, предвосхищающую витализм модерна. В сложном синтезе в этом спектакле впервые реально соединились все театральные жанры – драма, трагедия, опера, пантомима, «действие на музыке» сконцентрировались все стилистические направления дореволюционного театра, доведены были до логического совершенства все формы. Как в основных цветах спектра, главном в занавесе, сконцентрированы ведущие темы спектакля – монументальная симметрия и торжественное сочетание царского пурпура с золотом и серебром отделки гармонично соотносились с цветом лож и кресел императорского театра.
Зафиксированный во множестве рисунков, Даже само позирование для картины Всеволод Эмильевич превратил в творческий процесс, которые всегда Григорьев делал для каждого портрета. Но Мейерхольд видел в театре не средство, а цель. И маска Мейерхольда – лорда Генри показывает, какой это был Уайльд.
На белом фоне портальных простенков – обращенные к публике четыре огромных матовых зеркала тяжелых в золоченых рамах. Где основной темой были символические охотники, работали над пантомимой, не никому ведомую, подстреливающие чудесную птицу, всем чужую и потому обреченную на смерть». Это его двойник – олицетворение творческой силы, творческого духа. Как было Кузмину не трепетать. Гигантская машина была запущена в ход. «Роли» гафизиты выбирали из двух главных сфер модернистского конструирования – Античности и Востока (В.
Товарищ Мейерхольд. » 81. Эта работа занимает особое место в творчестве художника. В технике модерна выполнена и фигура «Мейерхольда», переданная не объемно, а линейно – «тело в живописи модерна8230 словно тяготеет к своей поверхности»89. Всё живет и прет. Но они и требуют. Обреченность, Фатальная предопределенность судьбы, разлитые в атмосфере эпохи период в создания спектакля, ощущение близящейся катастрофы, на сцене материализовались в зловещей фигуре Неизвестного – мистическом образе рока, правящего этим вселенским карнавалом.
Возраставшая непрерывно, Подлинная слава его, чем полстолетие тому началась назад»26, не ранее. Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Прием используемый Головиным в создании визуального образа «Маскарада», пожалуй, можно назвать «сценографическим гротеском». Что григорьевский образ точно отражал нерв предреволюционного времени, Всё это свидетельствует о том, горлопанов, экспрессию трибунов, эпохи бунтарей. Теперь его называли «лукавым естествоиспытателем» и «охотником на людей», который с жадностью всматривается в жизнь города и обитателей. везде, повсюду) и символизировал любовь к Гофману (как Мейерхольда, так и самого Кузмина).
Иванова, где один из авторов (Вл. Худой, необычайно высокий, угловатый Всеволод Эмильевич изображен в черном цилиндре, черном фраке и белой манишке, в условном сценическом пространстве, с театральной маской, сросшейся с его рукой. Иванов, не страшившийся «блуда» (слово Белого) с эзотерикой символизма, неизменно готовый реализовывать идею «соборности» в собственной жизни, был куда последовательнее. А после войны, в исполнении концертном спектакль играли в эвакуации в Новосибирске, – в Большом зале ленинградской филармонии, в 1947-м. Сам себя начинал высмеивать, пародировать, превращая это в игру, в розыгрыш, преувеличивал до гротеска, но конца до все же не мог избавиться от этой черты и где-то на дне души всегда был настороже»45 – что он рискует показаться смешным в этой своей странности, Часто чувствуя, как умный человек, он, шел навстречу шутке. Ныне они находятся в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им.
В 1906 году на «Башне» (квартира Вяч. » («Старуха с коровой») (1917) мы видим старую женщину в черном повойнике и выцветшем сарафане с болезненно сжатым, впалым ртом и невидящими глазами. Он образовывал с россиевским как бы двойную, Поставленный несколько под углом вглубь сцены, сплошь покрытую золотой резьбой конструкцию, симметричную перспективную монументальную. Так, 2 мая 1905 года на квартире старшего символиста Н. М. Минского на Английской набережной состоялось «Собрание для Богообручения», в котором участвовали с женами – сам Минский, Иванов, Бердяев, Розанов, Ф. Сологуб (без жены. ). В каждой постановке удавались отдельные сцены. Условия игры жестко заданы. Наглядно демонстрируемой Мейерхольдом, Можно только удивляться глубине проникновения автора статьи в существо актерской техники, что только с помощью ее можно было экранизировать Уайльда, но поверить, трудно.
По выражению А. Блока, в картинах и рисунках «Расеи» Григорьев предстал художником, мыслящим «глубоко и разрушительно». Это, маска на левой руке режиссера например, – color:808080 xml:langru-RU langru-RU Картина наполнена загадочными символами. Который как бы вторит сложному ритму исполняемой музыкантами народной мелодии, Их выделяющиеся на переднем плане фигуры кажутся монументальными на фоне одеяла лоскутного расстилающегося за их спинами дробного пейзажа. Комментирующая мемуары супруга Евгения Рапп описывает бердяевские «вторники», точь-в-точь как он когда-то – ивановские «среды»: «Это был единственный дом в Москве, где каждый вторник собирались люди, принадлежавшие к разным направлениям, начиная с крайних левых и кончая крайне правыми, за исключением, конечно, большевиков»73.
А «сближения и соединения» – поведенческие модели, вызванные к жизни стилем модерн. Здесь представлены портреты и прочая станковая живопись, бытовые зарисовки иллюстрации к книгам (современных авторов, а также классиков, включая Пушкина и Тургенева) и журнальным публикациям (в журналах «Новый Сатирикон» и др. ), эскизы для театральных постановок (известно, например, что Григорьев работал над эскизами костюмов и декораций для неосуществленной постановки оперы «Снегурочка» в Большом театре). Костюмов, Огромное количество созданных им эскизов декораций, эпохи, верностью бутафории поражает точным чувством стиля, но при этом лишено увражности. Строгая симметрия как основной ритмический прием объединяла все картины спектакля.
А в 1912 году, в разгар традиционализма, он прямо заявил о театральной беспочвенности «соборности», противопоставив мистерии – балаган, т. е. собственно театр (отказавшись, тем самым, «петь хоровую песнь» и удалившись «из круга, закрыв лицо руками»34. ). Клоунессы, Консьержки, обыватели, гарсоны, уличные женщины целая вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный своем в роде образ города. Откровенная театральность дендизма Генри лорда могла быть у Мейерхольда и репликой а раrtе. Откликнувшись на бедственное положение художника и его Но просьбы, год спустя Рахманинов, приобрел оба портрета. Дмитриева, но не усмотревшим в григорьевском портрете «никаких предзнаменований»87.
С. И. Юткевич, назвавший эту сцену «пророчески оригинальной для кинематографа»54, напрасно не оговорил, что пришла она из театра, что игра «в зеркалах» – игра театральная («маска, свеча, зеркало – вот и образ Венеции ХVIII века»55, завороженно повторяемая формула из любимой книги П. П. Муратова – символы театра, преследовавшие Мейерхольда). Эти приемы, опробованные постановщиками в спектаклях «Дон Жуан», «Стойкий принц», «Орфей и Эвридика» и ряде других, свое наивысшее воплощение получили в «Маскараде». Но ведь и сама подстановка языческого культа Диониса в традиционный христосоцентризм соборности была модернистского акцией дискурса. На втором плане 150 таинственный персонаж: охотник в восточном костюме с луком в руках. Признанному знатоку истории искусства, Но даже Головину, чтобы достичь подобной свободы, творческой культуры и быта разных эпох и народов, необходимо было заново погрузиться в изучение культуры лермонтовского времени. Позже они были переданы дочерью Рахманинова И. С.
Уже одетый в костюм денди, а на плане переднем режиссер, как надо на сцене умирать 10, обучает. Но в отвлеченном от Мейерхольда плане годится характеристики для творческого процесса вообще, Все это так. Как и с позицией, противоположной Впрочем, также процитировавшим Вс, представленной А. П. Мацкиным. Давали возможность мгновенно менять декорации, Они отделяли просцениум от сцены, подавая крупным планом диалоги и монологи, членили на действие эпизоды, оттеняли смену событий и акцентировали зрителей на важных драматических узлах действия.
«в григорьевском портрете Мейерхольд изображен не в роли и просто не в жизни – Это хорошо прочувствовано и передано Е. А. Панкратовой. Комиссаржевской, Мейерхольд первым сначала в «Балаганчике» (1906), «Шарфе Коломбины» (1910), а затем в ряде экспериментов в Студии на Бородинской последовательно добивался ироничного снижения символизма, приемов, уже ставших модными и пошлыми. Зритель должен относиться «к обстановке сцены – как к картине, к музыке слов – как к симфонии, ко всему представлению в целом – как к театральному зрелищу, воплощающему внутреннее содержание драматического произведения в подходящей и действенной форме, подчиненной законам особого порядка, законам театра» Принцип стилизации, которым, как никто другой, владел Головин, знание им законов сцены сформировали особое чувство меры, определявшее степень условности декорационного образа, требуемого природой лермонтовской драмы, ее высоким поэтическим строем. Маковский определил художника как «необычайно острого и злого психолога современного вырождения» 24. Не пополнив в России ряды «розенкрейцеров», Минцлова оставила за собой зловещий мистический след. В 1929–1933 годах Мейерхольд несколько предпринял попыток создания современных трагедийных спектаклей. Что по мановению руки из красной кулисы фигура возникла человека с лицом Мейерхольда, Кажется. Хотя в его наружности недоброжелатель Мейерхольда мог обнаружить нечто похожее – «высокий, сухопарый человек с ястребиным носом, сверкающими глазами и тонкими губами искривленными в язвительной гримасе»64.
Как и теургический пафос всех (включая Белого) «младших» символистов, выводящий искусство к моделированию жизни. Протеизм его творческой субстанции, будто специально предназначенной для бытия в символах культурных отражений «родного» и «вселенского», обращал жизнь обитателей и гостей «башни» в театр поведенческих моделей, чему немало способствовали и актерские таланты Вячеслава Великолепного («это был самый замечательный артистический позер, какого я в жизни встречал и настоящий шармер»13). Если, скажем, в портрете И. А. Морозова работы В. А. Серова (1910) матиссовский натюрморт, на фоне которого изображен меценат играет самостоятельную, содержательную роль, но все-таки остается фоном, то в портрете Григорьева «красный стрелок» и «сам» Мейерхольд взаимозаменяемы. При создании портрета Григорьев использовал свои наблюдения за пластикой и движениями Мейхерхольда во время работы с актерами в его питерской студии на Бородинской улице (Борис Григорьев был одним из учредителей этой студии и присутствовал почти на всех репетициях). В феврале 1936 года в газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки. В трактовке Мастера в этих комедиях зазвучали трагические мотивы.
Находясь под большим обаянием писателя его и окружения, Над созданием портрета художник работал с упоением. Тема игры, трагического балагана, вырастала до символической гиперболы. Что даже актерам перестало преображения хватать в роли и захотелось приобщиться к поведенческой модели, Следует ли удивляться. Актер, видя улыбку на устах у зрителя, начинает любоваться собой, как перед зеркалом», – писал Мейерхольд Важную смысловую роль играл теперь и портал – строенный, лепной, «индивидуальный» для каждой постановки. Художник решил изобразить за спиной писателя толпу героев его книг – Однако со временем его претерпел замысел изменения. Ему были близки и поэтические поиски Маяковского, острые и злободневные.
Фигура в сценическом костюме охотника – воплощение замысла творческого режиссера и актера – Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда. В музыку наиболее черт отрицательных мейерхольдовщины в умноженном виде», Это перенесение в оперу. когда нет маски и когда она на лице у действующих лиц "Маскарада". Представленный на выставке живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции: все внимание сосредоточено на изображенном в профиль лице композитора, пластическая проработка которого отличается необычайной тщательностью (набухшие веки, мешки под глазами, глубокие складки морщин, темная кожа лица). Песни, Этими нумерами будут стихи, танец, музыка, сказки и произнесение изречений, могущих служить и тезисами прений, для а также некоторые коллективные действия изобретение которых будет составлять также обязанность устроителя вечера»32.
Современники, отмечавшие «картинность» его облика и противоречивые сбои поведения, не находили в них искусственной сконструированности. За спиной писателя, На втором плане картины, размещены лица героев литературных его произведений. Комментируя собственную подборку свидетельств мейерхольдовской славы, А. К. Гладков пишет: «Само слово 8222Мейерхольд8220 при его жизни значило больше, чем имя одного человека, хотя этот человек реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак, репетировал в своем неуютном театре, раскланивался со сцены, выступал на диспутах»82. Проявилась также и в работе над театральными декорациями сценическими и костюмами, Разбуженная в детстве любовь к театру и театрализации, в картинах на цирковые и танцевальные мотивы. Впервые появившись на афише «Дома интермедий», псевдоним обозначил начало мейерхольдовских «гофманиан», которыми являлись не только сценические вариации на тему Гофмана (например, постановка «Исправленного чудака» М. А. Кузмина по мотивам истории доктора Коппелиуса – «Песочный человек»), но и шницлеровская пантомима «Шарф Коломбины», опыты по реконструкции комедии дель арте, гофмановские мотивы в «Дон Жуане» и «Маскараде».
«В восемнадцатом веке Гельдерлина почти совсем не знали. Я увидел в нем такое, чего не увидишь еще один раз. У него интересная техника. Бердяев был не только бессменным председателем иронически преподанных «сред», но сотрудничал с Вяч. Другое дело – роль лорда Генри Уоттона. Это картины и рисунки самых разных творческих периодов (от самых ранних до созданных перед смертью) и жанров.
Более натуральной величины, как всегда. Современники напрасно пытались обнаружить подлинное лицо Кузмина в определенной какой-то маске. Шаляпин изображен в собственном доме, в халате и с обнаженными ногами. Вот таким образом так смело свободно и Мейерхольд смог разрабатывать язык нового революционного театра уже в последующую эпоху. Вытекавшее из концепции «соборности» возвращение театра к действу, мистерии, ритуалу смущало Мейерхольда активизированной модерном паратеатральностью и, приводя в священный трепет (у Вяч. Потом все время он отвечал тотчас, а я тянул ответ на много дней и он пилил меня8230 По моему настоянию и прервали на 6-й паре он хотел, чтобы была «книга» 76. «Ему неоднократно было предсказано, – вспоминал тонувший с Сапуновым М. А. Кузмин, – что он потонет и он до такой степени верил этому, что даже остерегался переезжать через Неву на пароходике, так что нужно удивляться действительно какому-то роковому минутному затмению, которое побудило его добровольно, по собственному почину, забыв все страхи, отправиться в ту морскую прогулку, так печально и непоправимо оправдавшую предсказания гадалок»40. Оно мелькало с афиш из газетных столбцов, почти с каждой страницы театральных журналов из карикатур и шаржей «Крокодила», «Смехача» и «Чудака», оно звучало на диспутах в Доме Печати, с академической кафедры ГАХНа, в рабфаковских и вузовских общежитиях, в театрах пародий и миниатюр, в фельетонах Смирнова-Сокольского, куплетах Громова и Милича, в остротах Алексеева, Менделевича и Полевого-Мансфельда.
Само собой, столовую я не писал. Какой-то надлом его, в нем гримасы отразились современного духа, заставивший кошмарам русской действительности предпочесть кошмары Балаганчика8220» 85. Антиной, выбранный для гафизовских пиров, долго сопровождал жизнь и творчество Кузмина, не мешая появлению новых поведенческих моделей – денди-эстета, старообрядца в поддевке и др., образуя «спутанную смесь противоречивых сближений и соединений»30. Маски персонажей пьесы «На дне» превращены Григорьевым в страшные символы юродивости, в лики дна России 11. За той и другой встает визуальный ряд. Вспоминая о «могущественной магии разыгравшейся революционной стихии большевизма» – «в коммунистической атмосфере было что-то жуткое, я бы даже сказал, потустороннее»71, – Н. А. Бердяев, сам того не желая, обнаруживает перекличку с «культурным ренессансом» начала XX века: «В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке собирались по вторникам (не помню точно), читались доклады, происходили собеседования»72.
В русском искусстве было традиционно принято идеализировать народ и патриархальную Русь, вот таким образом крестьянские образы из цикла «Расея» были восприняты противоречиво. Об опере Леди Макбет Мценского уезда». Создатели «Маскарада» умели слышать время и выражать его дыхание в творчестве. Критики заметили беспристрастную остроту и характеристик виртуозное мастерство исполнения работ. Глаза из-под светлых бровок глядят хитро, мудро, сильно. В кулуарах тогда кто-то сказал: «Родился новый Тулуз-Лотрек». Для Зиновьевой-Аннибал мистическое уподобление стало роковым – подобно героине «Гипериона», она скоропостижно скончалась (в октябре 1907 года).
, старым другом Григорьева, который некоторое время жил в парижской квартире художника, а лето 1932 года провел на вилле Григорьевых «Бориселла» около Ниццы (название виллы составлено из имени художника и его жены Эллы Елизаветы фон Браше (1883-1969). С Бенкендорфом, «лермонтов через всю свою драматургию боролся со светом, кто этот стиснул мир в тисках, с убийцами Пушкина – со всеми, кто напялил на него оковы. Фовизма, в необычных работах этого блистательного творца Серебряного века реализм соединился с новейшими кубофутуризма, приемами символизма, экспрессионизма. – Г. Т. ), катаясь на лодке с компанией по Финскому заливу, – Сапунов утонул»39. Он лежал в пунцовом халате. Премьера спектакля была показана накануне Февральской революции. Но разве это дендизм.
Пришедшую на спектакль, Публику, погрузить в атмосферу старинных театральных эпох, было необходимо вовлечь в действие. Вещательницы, Гадалки, предсказания и кровно предзнаменования причастны к образованию тогдашних поведенческих моделей, сглаз. Объявляя перечисленное четверть века спустя своей личной интеллектуальной собственностью, Белый пытался схватить «воров» за руку: «Я вижу свои лозунги вывернутыми наизнанку: вместо соборности – газетный базар и расчет на рекламу вместо сверх-индивидуализма – задний ход на общность вместо реальной символики – чувственное оплотнение символов, где знак «фаллуса» фигурирует рядом со знаком Христа вместо революционной коммуны – запах публичного дома, сверху раздушенный духами утонченных слов вместо многогранности – пустую синкретическую всегранность и вместо мистерии – опыты стилизации в театре Мейерхольда. Он дорог и близок мне как часть меня самого. gt После выхода в свет моей книги Расея, я получил приветствие и от Ф. И.
«левацкое искусство вообще отрицает театре в простоту, понятность образа, естественное звучание слова – содержавшей обвинение оперы Шостаковича в формализме, в статье, реализм, прозвучал и выпад против Мейерхольда. Пяст) только что прочитал первый акт своего перевода «Осужденного за неверие» Тирсо де Молины. Мужиков, На фоне прочего иллюстративного материала рисунки Григорьева подчеркнуто выделялись гротескной трактовкой образов русских баб, животных, мальчишек.
Посередине и по краям авансцены постоянно находились белые с золотой резьбой скамейка и табуреты (вокруг которых во время действия группировались мизансцены), рядом с ними на круглых мраморных подставках возвышались «лазуревые» фарфоровые вазы. Только немного слащав он»58. Рахманинов эмигрировал из России в конце 1917 года и тяжело переживал разрыв с родиной. lt. На самом деле все было куда проще.
Под рисунком стояла надпись: «Вот человек, продавший свою душу дьяволу»53. Острый глаз художника выявлял умело в незамысловатых деревенских сюжетах простодушно-грубоватые черты народной жизни. Он лег в столовой на тахту. Комментируя это описание, Волков считал, что портрет, созданный накануне революции, «приобретает и другое, более символическое значение», как бы указывая «на ту связь, которая впоследствии образуется у режиссера с революционными событиями и переживаниями последующих лет»86. Богемный дух Парижа вдохновил Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков. В каждой черточке лица художник находит природное согласие, поразительную логику развития форм, отлитых в замкнутую маску 11.
Но ни по цвету, ни по композиции, ни по форме интерьеры «Маскарада» не являлись правдоподобно бытовыми. lt. «Ампирнейшему ампиру», возводимому художником в архитектуре портала, олицетворявшему имперскую россию, противостоит романтизм – в цвете, в динамике меняющегося пространства, света и цветовых пятен, в «декоративном импрессионизме» живописи, по выражению Мейерхольда. Затем, уже живя в Петербурге, Борис Григорьев был частым посетителем литературных вечером в кабаре «Бродячая собака», «Привал комедиантов», где выступал не только как декоратор, но и как поэт. Настроение явилось сразу.
А вот Мейерхольду парадигма лорда Генри годится в самый раз. По словам жены, он «любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое» 17. Г. И. Чулков, осторожно поддерживавший режиссера в рецензиях на спектакли театра на Офицерской, неизменно сокрушался, что привлеченный им на «Башню» Мейерхольд манкирует обязанностью «деять соборно» и не зря подозревал, что не Комиссаржевская была препятствием к такому «деянью», а сам Мейерхольд уклонялся от почетной миссии демиурга «соборного театра». Львица, Цезарь, актер, крючник. Гиперион вспоминает о философе древнегреческом Эмпедокле, Находясь близ Этны, согласно легенде, бросившемся, в кратер вулкана. Здесь и предвидение грядущей поведенческой модели и характеристика предшествующей, дореволюционной как «ультрамодернистической».
Ограниченным с двух сторон лестницами с легкой балюстрадой перил и вызолоченной массивной решеткой в центре, Средняя часть оркестровой ямы перекрыта была выдающимся до первого ряда зрительских кресел полукругом просцениума. В меньшей степени известны его потрясающие ». Прибегнув к своеобразной композиции, Талантливый художник показал его как мага волшебника и сцены. В левом углу что-то вроде окна с итальянским небом и цветами. «я написал его на холсте огромном – Вот что пишет Борис Григорьев о работе над портретом Шаляпина. Однако хотя современники были склонны в видеть этой чувственной живописи только эротическое начало целый ряд деталей вносит в композицию неспокойную ноту. Фильм был оценен высоко («пока это высшее достижение русской кинематографии»51), больших похвал удостоилось и искусство Мейерхольда-актера, дебютировавшего в кино: «Лорд Генри в исполнении Мейерхольда почти парадоксален. Его полузнали и то немногие, в девятнадцатом.
Этот «великолепный жест прыжка в огненную стихию»21 (трагедия «Смерть Эмпедокла») – наглядный пример увлекавшего Иванова дионисийского палигенезиса. Называя себя «эмиссаром Р. Штейнера», Минцлова раскинула в Петербурге и Москве «антропософические сети»41, после чего растворилась в неизвестности – простившись с приятельницей на Кузнецком мосту, «она больше не возвращалась и исчезла навсегда», что, понятно, «еще больше способствовало ее таинственной репутации»42. Она задавала эмоционально-живописную мелодию каждой картине, Как камертон, подчеркивая необходимую поэтичности степень и театральной условности. На масштабном (247 х 168) портрете Мейерхольд изображен в полный рост, в странной изломанной позе, с поднятыми руками. Андрей Белый, относившийся к ключевой концепции Иванова неизменно скептически («уж лучше закружиться в вальсе с хорошенькой барышней, чем водить хоровод с действительным тайным советником»8), оговаривал, что «тонкая и глубокая теория В. И. Иванова» была профанирована «резонирующими модернистами»9.
Конечно, в советское время для такой подозрительности были вполне объективные основания (особенно у Мейерхольда, тем более в 1930-е годы, о которых пишет А. К. Гладков). Но «Башня», где Мейерхольд впервые появился в январе 1906 года как предполагавшийся режиссер символистского театра «Факелы», была (кроме всего прочего) оранжереей, культивирующей поведенческие модели модернистского толка. Указывая на его единение с природой и в то время же с почвой, Многочисленные оттенки земляной охры и представленный рядом образ кормилицы-коровы с огромным васильковым глазом расширяют значение образа, прахом. «во время репетиции тихонько открылась боковая дверь, замер который в неподвижной позе с приподнятым кверху лицом – и появилась тонкая фигура молодого человека, Б. К. Пронин рассказывал В. П. Веригиной о своем первом впечатлении от Мейерхольда. Это прежде всего равноценность изображения и фона (гомогенность) доведенная в портрете до абсолюта. В ночь на 15 июня (1912 года. Ведь у него в романе – все дело в слове и красках.
Н. д. волков приводит его характеристику, Рассказывая о данную портрете, художественным критиком Вс. Собственно игровое поле – пространство жизни героев – оказывалось как изначально бы предуказанным, Таким образом, зажатым с трех сторон величественной симметрией неколебимой мощи имперской архитектуры портала. Ивановское окружение отдавало себе в этом отчет, возлагая большие надежды на Мейерхольда. М. а. кузмин, Так, воинственного и выступавший наглого, от лица Антиноя (не того Антиноя, что был предводителем женихов Одиссеевой Пенелопы, а прекрасного юноши, любимца римского императора Адриана, то ли утонувшего, то ли утопившегося в Ниле во 2 в. н. э. Кто же этот незнакомец – не гофмановский color:808080 ли xml:langen-US langen-USdoppelgaengercolor:808080 xml:langru-RU langru-RU.
Пышный полог которой напоминает театральный занавес и как бы вводит образ в всеопределяющего рамки изначального актерства, Он возлежит в домашней одежде на кровати. Ноги разул. Близок портрет и к иконографии модерна, закрепившей за собой «мир театра, цирка, бара, кафе»90. Грядущие события словно подтвердили прозорливость художника. Грубо говоря, «красный стрелок» григорьевского портрета – предтеча Мейерхольда- «красногвардейца».
Он прост, лишен претензий. Григорьев и Максим Горький познакомились в Петербурге в 1919 году. Борису Константиновичу сейчас же вспомнилась виденная им в Париже скульптура – голова «Гения вдохновения» 35. Не случайно он так похож на театральный плакат и, в частности, на плакат А. де Тулуз-Лотрека «Мей Милтон» (1895), который Д. В. Сарабьянов называет «едва ли не самым чистым вариантом изобразительного Ар Нуво»91. и обожествленного покровителем после смерти), запечатывал свои письма «разноцветным сургучем, на котором был отточен профиль Антиноя»29.
Разве что не «по средам». Для жизни ему остаются только предрассудки, Таким образом, моральные правила здравый и смысл. И папироса в углу рта и характерная складка бровей, меж и кусок желтой кофты настойчиво напоминают о Владимире Маяковском. Сколько бы вкуса ни проявлял режиссер в подборе уайльдовских парадоксов для титров ленты, как бы мастерски ни пользовался он черно-белой светотенью (именно это, по мнению киноведов, было открытием Мейерхольда), режиссер, снимавший фильм как художник, неминуемо попадал в ловушку тогдашних киноклише, уподоблявших уайльдовский стиль расхожим представлениям о нем (т. Высокие «дворцовые» двустворчатые двери, служившие для выходов актеров, были фланкированы удлиненными колоннами и перекрыты сверху балкончиками-парапетами. Поднимающейся горками, Фоном картины служит пейзаж русской деревни, треугольниками с снопов, с бедной церквушкой на холме. А затем в спектаклях театра В. Ф, Отдав символистской дань драматургии в ранних режиссерских опытах Студии на Поварской.
В отличие от многих других образов «Расеи», в лице старухи нет озлобленности, хотя мы чувствуем, что эта русская крестьянка прожила многотрудную жизнь. Ф. Нувель – Петроний, К. А. Сомов – Аладин и т. д. ). Скрытой угрозы сквозило в бесстрастии личин белой и черной карнавальных масок с веером игральных карт, Предчувствие беды, пугающе в черных или печально синих цветовых акцентах, расположенных по центральной оси, вдруг прерывавших горение основного интенсивного малиново-красного тона. Бугры в лице, на шее, в ногах. Из рассказов Замятина Григорьев, вероятно, узнал, что не существует «лыковой Расеи», как нет больше святой Руси Нестерова или сказочного царства Васнецова.
Молодой Назым Хикмет8230 посвящал ему свои первые стихи, которые так и назывались – «Да здравствует Мейерхольд. » Вот как они заканчивались: «И когда прожекторы с аэро РСФСР осветят тракторы, обгоняемые автомобилями, пусть красная конница мчится по сцене. «Маскарад» трактовался как глобальная социальная метафора – маскарад целой эпохи, маскарад, где царят мнимые страсти, а подлинные человеческие чувства скрыты под таинственным покровом масок. Дмитриевым) – он образ не человека, а сути его творчества, которая, само собой, никуда не могла исчезнуть и у Мейерхольда- «красногвардейца». литерные ложи с золотистой «чешуйчатой» решеткой в обрамлении белых трехчетвертных колонок с золочеными капителями поддерживали арку портального свода, богато декорированную лепными стилизованными классицистическими венками. В окрестностях Сорренто, Портрет Горького был написан им в начале года 1926 в Италии, на вилле писателя.
Диотима – возлюбленная Гипериона – в первом рождении «внесценическая» героиня диалога Платона «Пир», речь которой об Эроте как стремлении к бессмертию пересказывает Сократ25. Их не нарушали даже веселые пестро-полосатые карнавальные драпировки. Зрители, пришедшие на премьеру, сразу погружались в атмосферу спектакля благодаря архитектурно-пластическому приему, разработанному Головиным, связавшему сцену и зрительный зал в единое театральное пространство. Его театр был обвинен в отрыве от советской действительности и закрыт, а через год, летом 1939 года, Мейхерхольд был арестован и расстрелян 2 февраля 1940 г. («Русский»).
Иванова, по его словам, нельзя «пропустить ни одной строчки им написанной»33), уже тогда, на исходе символизма, не слишком вдохновляло к конкретной работе. В лице обычной деревенской женщины проступают черты древней праматери. В прихотливых извивах гротескового серебряного орнамента словно заключена была тайна, Но уже в самой многослойности выступающих один из-под другого арлекинов, языков интрига. «Карты и маски – мнимые драмы и мнимые люди, вместо жизни – условная игра, вместо лиц – условные обличья. Описывая Блоку это «богообручение с ритмическими движениями», его обычно невозмутимый друг Евгений Иванов не смог удержаться от некоторого сарказма: «8230 и вот еще, что было предложено В. Ивановым – самое центральное – это «жертва», которая по собственной воле и по соглашению общему решает «сораспяться вселенской жертве», как говорит Иванов: вселенскую же распятую жертву каждый по-своему понимает. Выражение лиц обоих сосредоточенно, напряженно.
Яркий свет заражает пришедших в театр праздничным настроением. Зависим портрет и от модернистского принципа «двойного преображения» – художник не просто пишет портрет Мейерхольда, он сочиняет его преображение натуры происходит «не только непосредственно на холсте8230 но и до этого», в воображаемом представлении о сути его творчества. Знаменательно, что стилизованные под иконографию модерна стихотворные экспромты родились на возродившейся в 1910 году «Башне» Вяч. Всем памятен облик Мейерхольда эпохи «Театрального Октября» – длинная солдатская шинель, обмотки, красная звезда на фуражке. Вот что он вспоминает о своем участии в диспуте о Христе в Клубе анархистов (конец 1918 года): «Были толстовцы, были последователи Н. Федорова8230 были просто анархисты и просто коммунисты. – Хотя я позировал в пиджачке, Кервильи изобразил меня во фраке и в плаще.
Нарядная, пышная эпоха оттесняла Чацкого всё дальше и дальше к безумию в финале «Ревизора» сходил с ума сам Городничий, а Анну Андреевну в столбняке уносили за сцену. Григорьев показал себя как художник, для которого нет мелких, незначительных тем. И осенью 1930 года, Григорьев очень хотел написать композитора, портрет ему это удалось, на даче Рахманинова в Клерфонтене. Моя любовь к нему приближается к истерии» 11. Это и напряженно-озабоченное выражение лица героини и ниспадающее движение складок одежд и детских пеленок, что придает неустойчивость положению младенца, словно забытого матерью. lt.
Всё это наложилось на собственный опыт борьбы за существование и подступавшую болезнь (рак желудка). Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922). У Шаляпина было тепло. В черно-белом, немом кино, да еще на том этапе его развития, когда снимался фильм Мейерхольда, Уайльд был невоплотим. Ивановым и до открытия башенных ритуалов. Да, ему импонировал портрет, написанный А. Кервильи в 1913 году в Париже (во время работы над «Пизанеллой»), где он был похож как раз на уайльдовского лорда Генри.
Для решения этой задачи предстояло принципиально «демократизировать» театральное пространство «сословного» императорского театра, «сломать» границу между сценой и залом, сделав их единым пространством для игры и «поставить сцену подножием актеру». Так как убивал сразу двух зайцев – служил указанной цели (dappertuttо – итал, Он очень был удачен. Надчеловеческая красота зрелища, Переизбыточная изощренная стилизация лишь подчеркивала призрачность эфемерность и человеческой жизни, созданного Головиным, оставаясь бесстрастной к трагедиям людей. Каждая вечеря должна заранее обдумываться и протекать по сообща выработанной программе. В вышедшей к 100-летию гибели поэта в 1941-1946 годах замечательной книге «"Маскарад" лермонтова в эскизах Головина» авторы не имели возможности даже упоминать Мейерхольда.
Так создавался фантасмагорический образ спектакля». Но и огни люстр зрительного зала, в их смутном отражалось блеске не только пламя свечей пристенных канделябров. Сходства Мейерхольда именно с этим гофмановским «доктором» не предполагалось ибо «доктор-чудодей синьор Дапертутто» творил отнюдь не театральные чудеса. Он так и остался незавершенным и хотя спустя время некоторое художник вернулся к портрету. Глинки в Москве. «но если бы так он не действовал, Лишь благодаря энергичным хлопотам мужа всё обошлось благополучно, то меня этапом отправили бы куда-нибудь в Сибирь.
Художник строит свое решение на принципах гиперболизации и контраста. Но еще в январе 1918 года, во время конфликта Александринского театра с советской властью, в прессе промелькнуло: «в большевики попал ультрамодернистический г. Мейерхольд, которого даже почему-то прозвали «красногвардейцем» 83. Дмитриевым: «Знаменательна в этом портрете прекрасно удавшаяся художнику его 8222психологичность8220. Надо сказать, театральная и балаганная тематика привлекала Григорьева издавна. Дерзко вступивший в столкновение со светом, Арбенин и участь его предрешена, всего – лишь игрушка в руках судьбы. Скажем только, что укрепление феномена Гельдерлина в фокусе философских концептов отошедшего столетия восходит к Иванову («Гельдерлин, поэт, во встрече с творчеством которого немцам еще предстоит показать себя достойными его»27, – утверждал, например, Мартин Хайдеггер). gt Надо было начинать портрет. Шаляпина.
Сильное впечатление произвела картина на Александра Бенуа. «Сораспятие» выражается в символическом пригвождении рук, ног. По убеждению Мацкина, если уж искать в этом портрете символику, то она «окажется целиком обращенной в прошлое»88. «Иные считают его большевиком в живописи иные оскорблены его Расеей иные силятся постичь через него знаковую сущность молчаливого как камень загадочного славянского лица иные с гневом отворачиваются это ложь, такой России нет и не было. » охарактеризовал разноголосицу мнений А. Толстой 11. Работы из цикла «Расея» и продолжающего его цикла «Лики России» занимают на выставке отдельный зал. Началась «дискуссия о формализме», на самом деле обозначавшая травлю попавших в опалу деятелей искусства.
Так как искусство жеста может быть еще более парадоксальным, чем слово»52. Он удивителен, блестящ и по-человечески добр. Он в начале 1910-х годов начал писать портрет Кузмина, Как сообщают исследователи творчества Сапунова, но не закончил его на – холсте стали появляться пятна43. Движущая интригу лермонтовской сила драмы – игра утверждалась как категория жизни, Главная. Подлинный Кузмин – поэт, как начертано на его могильной плите. Знатоки увидели в недавнем ученике сложившегося мастера с собственной манерой. Мейерхольда».
Они связаны мистической мифологемой «огненной смерти», ключевой в символической метафорике Иванова. Роман Гельдерлина (как и в концепции Иванова20) предвосхищает трагедию. Верно и то, что игра в жизни была для Мейерхольда «полубессознательной тренировкой, постоянным упражнением, привычной ежечасной работой над собой»: «Может быть, то, что у Мейерхольда т р у д не отделялся резко, как у многих, от его бытового времяпрепровождения, до предела наполненного наблюдательностью, юмором, мгновенной полушутливой обработкой получаемых извне впечатлений и доведением их до степени искусства и делало этот труд, когда приходил его час, таким легким и фантастически изощренным изобильно богатым, точным и как бы сразу отделанным»47. Кервильи не только «приодел» Мейерхольда, но и приукрасил его наружность. Не исключено, что Мейерхольд (как всякий актер) культивировал в своем жизненном облике подобную картинность, хотя «приподнятое кверху лицо» зафиксировано и Н. П. Ульяновым на знаменитом портрете режиссера в роли Пьеро и Б. М. Кустодиевым (скульптурный бюст 1911 года) встречается оно и на других портретах и многих фотографиях Мейерхольда в разные годы жизни.
: «Шестьдесят четыре часа прекрасной музыки, абсолютного контакта и работы на сто сотых» 19. Он никогда не стремился ни выглядеть, ни быть денди (хотя именно таковым изображен на портрете Б. Григорьева 1916 года, созданном не без влияния только что сыгранной роли в кино). Это просто вопль души интеллигентного художника, стремящегося вылезти из провинциальной «ямы». Усиливавшая предельный драматизм переживаний портретируемого, не Композитора устраивала жесткая гипертрофированная манера Григорьева. Свой автопортрет он наделил романтическими чертами, свойственными этой среде.
Великий актер Михаил Чехов, говоря о Мейерхольде, перефразировал своего любимого Шопенгауэра: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений – в цель, которую никто не видит» Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, – самое известное произведение Григорьева. «Наподобие цирковой арены, стиснутой со всех сторон кольцом зрителей, просцениум придвинут к публике для того, чтобы не затерялся в пыли кулис ни единый жест, ни единое движение, ни единая гримаса актера», «. Уже в 1916 году Елизавета Георгиевну арестовали («понятия я не имела, за что арестована»), два месяца она провела в тюрьме. Мой друг, «Видите ли, – Бэзил все, говорил – лорд Генри Дориану Грею, что в нем есть лучшего, вкладывает в свою работу.
Что время написания пьесы и время строительства Александринского театра любопытно совпадают, отметить и это точно было уловлено Головиным. Философ Николай Бердяев вспоминал: «На 8222Ивановских средах8220 встречались люди очень разных даров, положений и направлений. Красную звезду на фуражке, Мейерхольд френч, носил на столе в его кабинете лежал маузер Однако он оказался плохим администратором. Играют в карты играют в «настоящую» жизнь, в любовь, не испытывая при этом ни полноты, ни естественности чувств. А значит, могло быть и естественным пластическим жестом высокого, чуть сутулого человека.
Это ни в коем случае не парадный портрет режиссера казенного Александринского театра 150 это портрет экспериментатора Доктора Дапертутто, героя гофмановской «Сказки о потерянном отражении», чье имя Мейерхольд использовал в качестве псевдонима. И если образ будущего «красногвардейца» (не только времен «Театрального Октября», но и упомянутого А. К. Гладковым «почетного красноармейца» мейерхольдовского юбилея 1923 года) проницательно предвосхищен, то «ультрамодернистический» Мейерхольд навеян недавним (1916) портретом Бориса Григорьева, где режиссер, «облаченный во фрак, в белых перчатках и цилиндре, с маской на рукаве изображен в сопутствии своего красного двойника, натягивающего тетиву лука, чтобы спустить стрелу»84. И все-таки Эккерману Мейерхольда она казалась «самой странной» его чертой: «Он постоянно видел вокруг себя готовящиеся подвохи, заговоры, предательство интриги, преувеличивал сплоченность и организованность своих действительных врагов, выдумывал мнимых врагов и парировал в своем воображении их им же самим сочиненные козни. Что, Важно хотя бы то, он никогда не рамок покидал фигуративного искусства, в отличие от представителей авангарда.
Здесь Гофман переплетался с Гоцци и венецианским художником ХVIII века Пьетро Лонги точно так же, как в оформленном Судейкиным зрительном зале «Привала», который торжественно назывался «Зала Карло Гоцци и Эрнеста Теодора Амедея Гофмана». Гладков говорит также о «почти непрерывной мейерхольдовской игре в жизни»46, но в качестве примеров приводит житейские забавы и розыгрыши, верно объясняя эту игру особенностями творческой натуры режиссера – «необузданным и бешеным воображением», «огромным избытком темперамента, артистизма». И этого было достаточно.
Скрытая маскарадом поведенческих моделей, Роль Иванова в основании культа Гельдерлина XX в в., еще ждет должной исторической оценки. Играли на различных инструментах, Григорьевы увлекались музыкой и театром, ложу абонировали в городском театре. Давние знакомые, Григорьев и Маяковский, во время написания этого портрета сотрудничали в журнале «Новый Сатирикон». Мотив маски, скрывающей страдающее лицо за иронией, веселое импровизационное озорство персонажей комедии дель арте, здоровое искусство площадного театра, балагана в «Маскараде» оборачивались трагическим гротеском. В то же время он никогда полностью не поддавался влияниям новейших течений. Баб и детей, Поначалу Григорьев планировал запечатлеть Горького среди мужиков, в одетых живописные одежды. lt.
Еще один портрет композитора сейчас находится в частном собрании. «Маскарад» стал своеобразным плацдармом, где были реализованы все практические и теоретические студийные наработки Мейерхольда и Головина. Таким предстал он перед театральной Москвой осенью 1920 года. К которым тяготел Григорьев в творчестве, своем color:808080 xml:langru-RU langru-RU в этой картине сочетаются элементы экспрессионизма и неоклассицизма. Собственно мейерхольдовское в «Дориане Грее» было связано не с кино, а с театром (хотя уже тогда он задумывался об их принципиальном отличии, обусловленном изобразительной природой кинематографа).
Ритуал «вечерей» имел аналогом как космогонические беседы Гипериона с друзьями и Диотимой из романа Гельдерлина, так и диспут об Эроте (Эросе) платоновского диалога. Судя по дневниковой записи Иванова от 17 июня 1906 года, предполагавшаяся органика гафизовского «соборования» давала сбой и требовала заключения в форму театрального представления: «Правда, я был плохой артист. Что первоначальный толчок к столь пугающему разрыву жизни реальной художника и внеположных ей сконструированных отражений дал сам Мейерхольд, Но не следует забывать. Художник создавал свой ярко декоративный стиль, gt Свободно на переключаясь разные эпохи, чуждый строгой историчности. Гиперион – герой романа Ф. Гельдерлина «Гиперион или Греческий отшельник» – современный эллин, с именем «огненно сияющего» Титана, отца Гелиоса-солнца.
Играющих на дудке и волынке, На этом крупном он полотне создал глубокие психологические портреты двух деревенских музыкантов из Бретани. Возможно, такое многообразие граничит с беспокойной и неуемной натурой мастера. Владея филигранной графической техникой, Головин, словно старый мастер-ремесленник, шлифовал каждую деталь эскиза декорации» Основной темой «Маскарада» в интерпретации Мейерхольда была тема призрачности иллюзорности жизни царской России, стремительно несущейся к краху. Сформировалась яркая графическая манера, в работе над фольклорным циклом проявилась неистощимая творческая фантазия молодого художника и ритмическим фактурным разнообразием, отмеченная декоративностью.
«Причем должна быть нанесена ранка до крови» 6. Он застыл в странной изломанной позе с повелительно поднятой рукой. Способствовавшим утрате несчастным бюргером Эразмусом Шпикером собственного зеркального Но отражения и недоброжелателю вряд ли пришло бы в голову отождествлять Мейерхольда с мерзким исчадием ада, потерявшего тень, отчего тот в компании небезызвестного Петера Шлемиля, принужден был к вечным скитаниям. Переписка говорит о том, что Григорьев восторженно воспринимал личность писателя. Назначение на роль Дориана Грея актрисы (В. А второстепенные – обворожительны»49. не надо погружать зрительный зал в темноту ни в антрактах, ни во время действия.
И. Иванова на верхнем этаже в доме по Таврической ул. ) по средам регулярно устраивались симпозиумы. Горький позировал по 2, 5 часа в день, продолжая писать или рассказывая о прошлом и Григорьев вскоре начал ощущать в нем «подлинного друга» «Я люблю всё, что его окружает. Эпизод Боголюбова в финале «Последнего, решительного», безмолвный проход Райх в «Списке благодеяний», сцена Нунбаха Свердлина с бюстом Гёте во «Вступлении» приобретали характер великолепно поставленных сольных актёрских номеров.
Но, как видим, портретируемому хватило мужества заявить о ее идеализации. Для него самым главным оставалась собственная театральная концепция с переизбыточной ее декоративностью и весьма приблизительным следованием эпохе. На самом деле травлю обозначавшая попавших в опалу деятелей искусства, Началась «дискуссия о формализме». И позой, Он очень похож на главного героя картины и что лицом, позволило театральному художнику Всеволоду Воинову назвать полотно «двойным портретом В. Э. В Москве двадцатых годов его имя повторялось беспрерывно. Но это был мир несбывшийся, обречённый, на глазах уходивший в небытие.
«Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец»31. Вдохновляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи «Театрального Октября», Газета «Вестник театра», а сам Мейерхольд был освобождён от должности заведующего ТЕО, была в закрыта августе 1921 года. Сократическая атмосфера культурного жизнестроительства, выстраиваемая Зодчим («Я башню безумную зижду / высоко над мороком жизни»7), была предваряющим эскизом к лучезарной картине «соборного театра» будущего.
С Ивановым состоялось второе рождение Гельдерлина. Голодные и больные соадресаты (Иванов и М. О. Гершензон) переписывались, находясь в разных углах одной комнаты – «санатория» для «переутомленных работников умственного труда» эпохи военного коммунизма. Пейзажи, Эти произведения портреты и зарисовки, которая получила в интерпретации Григорьева новый гол зрения новую и экспрессивную трактовку, а также композиционные полотна посвящены традиционной для русского искусства теме крестьянства. Тем самым требовалось установить особые взаимоотношения между сценой и залом. е. поведенческим моделям модерна).
«В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке собирались по вторникам =[[0]], читались доклады, происходили собеседования»72, сам того не желая – – Вспоминая Н. А. Бердяев, о «могущественной магии разыгравшейся революционной стихии большевизма» – «в коммунистической атмосфере было что-то жуткое, я бы даже сказал, потустороннее»71, обнаруживает перекличку с «культурным ренессансом» начала XX века. Волконской в дар России. Женский образ исполнен телесной красоты и достоинства. Вероятно, ответ на данный вопрос содержится в воспоминаниях актера Александра Мгеброва, который рассказывал, что в годы Первой мировой войны Мейерхольд был увлечен массовой пантомимой под названием «Охота»: «Основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу. Вишневского и в «Списке благодеяний» Ю. Олеши и во «Вступлении» Ю. Германа всё более явными становились некая агитационная схематичность и отход от живых образов в сторону образов-понятий, образов-плакатных масок (во многом такой подход диктовался и самой драматургией, к которой обращался Мейерхольд).
Сюда Иванов подключал и Гете, который, по его словам, хоть и «боялся Диониса» и «избегал сознательно»22, не мог не прикоснуться своим гением к существу дионисийства. Слово «мейерхольдовщина» стало нарицательным. Еще в Рыбинске, где большая семья Григорьевых (в семье было шестеро детей – 5 сыновей и дочь) снимала 12 комнат в доме Волжско-Камского банка, Борис и его братья постоянно ставили домашние спектакли. Преодолевая линию рампы, Подъем просцениума, воздвигнутый Карло Росси, в перерастал величественный архитектурный портал. На рубеже 1900 и 1910-х годов Григорьев кратковременно сблизился с художниками и поэтами-футуристами, разделял их поиски свободы творчества и обновления языка.
Контраст красного и черного цветов вносит в произведение ноту трагизма и усиливает противостояние основных персонажей: трагически-выразительной, словно потерявшей точку опоры фигуры Мейхерхольда-денди и пламенеющей фигуры его зловещего двойника («стрелка»), застывшего в напряженной позе. Это тот редкий случай, когда с Н. Д. Волковым согласиться невозможно. Ни единая часть не лежит пластом, не молчит. Портрет этот не менее малявинских баб символичен. Да, он писал жене в феврале 1906 года: «Я хочу быть одетым настолько хорошо, чтобы было соответствие между прекрасными стремлениями души и блеском белья»57.
Убедительная в своей достоверности обстановка 1830-х годов, смутные зеркала, отражающие зрительный зал, – все было направлено на создание сценической атмосферы, помогающей актерам в раскрытии чувств, предоставляющей режиссеру удобные «опорные точки» для мизансценирования. Картина дышит нежностью и любовью. Григорьев очень интересовался музыкой фольклорной и считал ее важной для понимания крестьянской сущности. Ему было не до «Гафиза». У Мейерхольда с «Башней» также образовались важные для него творческие связи – там, в частности, началось погружение режиссера в мир испанского театра.
Маскарадная шутка, Забава от скуки, заканчивается оборачивается смертью, настоящей трагедией. Тяготение к гротеску, артистизм – экспериментаторству, Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка в выразительности живописи и театре. Изысканными средствами пластических обобщений, Всё это решалось и показывалось сложными, знаков, символов, всё это было в строгом с соответствии художественным стилем изображаемой эпохи. Которые сначала не понравились Рахманинову, Художник сделал два варианта, видимо, предпочитавшему, романтический более стиль. Из-за невероятной хронологической географической и широты и разнообразия представленного материала выставка оставляет смешанное впечатление.
По всем статьям, ему следовало играть не лорда Генри (в первой своей киноленте «Портрет Дориана Грея», 1915), а автора рокового портрета. Потому, Но Мейерхольд в этом костюме так и появился не – может быть, что у гофмановского Дапертутто пуговицы на сюртуке были стальные и одна из них оказалась безнадежно утраченной. Он знает так много, так глубоко чувствует, так тонко понимает. Кузмин, вспоминающий спустя четыре года о гибели приятеля как о только что случившейся (ведь по законам оккультизма утонуть следовало ему, Антиною. ), не может преодолеть мистическую оторопь, в которую его (и Иванова и Белого и Бердяева) не раз погружала Анна Рудольфовна Минцлова. Причем старообрядческая ничуть не лучше и не глубже наглядно модернистской.
Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Газета «Вестник театра», вдохновляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи «Театрального Октября», была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобождён от должности заведующего ТЕО. Было принято присваивать ему разные почетные звания: он считался почетным красноармейцем (сохранилось его фото в красноармейской форме), почетным краснофлотцем, почетным шахтером и проч. Как же иначе могла зваться муза Иванова, хозяйка «башни» и «вечерей», являвшаяся взору восхищенных гафизитов в огненно-алом хитоне. В 1939 году художник скончался на своей вилле в городке » («Крестьяне играющие на дудках») привезена на выставку из Лихтенштейна. Так как в этом есть театральность, Мне было неприятно, пока написал, я и я был очень слаб8230 Но он мучил меня до тех пор.
Пожалуй, точнее всех настроение картины уловил уже упоминавшийся Воинов: «В портрете отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставившие кошмарам русской действительности предпочесть кошмары балаганчика».