Первой собственно портретной работой Аргунова был портрет родственника Шереметевых И. М. Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ). Самымранним дошедшим до нас портретом Аргунова является портрет князя Ивана ИвановичаЛобанова-Ростовского, офицера Конного гвардейского полка, родственника графаПетра Борисовича Шереметева (1750). К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.
Обнаженные плечи и декольте, небрежно накинутая горностаевая мантия подчеркивают красоту и молодость модели. Аргунов назначается управителем«Миллионного дола» огромного, занимавшего часть квартала, сдававшегося внаемособняка. Изображение человекаосвобождается от всего будничного и обыденного. Парадный портрет по своей сути очень наиболеераспространенному близок литературному жанру этого времени хвалебной оде. Была очень ласкова, Княгиня Лобанова получила отличное воспитание, который сохранила до старости благодаря и которому ее любили, любезна со всеми и обладала очень веселым характером, уважали и охотно посещали. Все труднее и труднее было выкраивать художнику время для творчества. С дугообразным разлетом тонких Ее бровей, нежное лицо с большими темными глазами, красиво очерченным ртом мало индивидуализировано. В нем есть черты, присущие многим женским портретам этого времени.
Князь Репнины, Графы Панины, Голицыны, князья Куракины и Долгорукие Волконские, Бутурлины, Салтыковы, Тутолмины, Нелединские беспрестанно посещали её по связям родства и из уважения к её добродетелям и примерной жизни. Однако в стилистике его некоторые произведенийпроисходят изменения в связи с общей эволюцией русского искусства кклассицизму. Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Раскрытия внутреннего мира в таких произведениях обычноне ставятся, Вот таким образом выявленияхарактерности задачи модели. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в спальной, кажется, стены были расписаны боскетом, еще где-то драпировкой или спущеннымзанавесом. - Винтимном портрете главная задача художника раскрытие духовного облика модели. Социальная принадлежность, богатство, чины все это не важно для такогоизображения.
Полнее могвыразить свои индивидуальные особенности и всего прежде присущую ему правдивостьи глубокую человечность, в них Аргунов был менее скован условными канонами. Молодойаристократ изображен таким, каким он хотел бы себя видеть. «Являетсялитература, является язык, достойный говорящего о себе народа, являютсяписатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, является народныйтеатр, журнал, в старой Москве основывается университет», в 1757 году создаетсяАкадемия трех знатнейших художеств. Вэто время живут и творят М. В. Ломоносов «первый талант в России, ее честь», Н. Высокопоставленные особы не соглашались ему – позировать Положение крепостного художника все время давало себя чувствовать. Что работа и идея хороша, оный и портрет ее императорское величество изволилоопробовать, а болеенижняя часть лица похожа, также и в лице сходство есть, в которой мог более приметить.
Аргунов, думающий, серьезный художник, видел перемены, происходившие в портретномискусстве. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. И это делает егопривлекательным. Тетя, Дединька, маманька, тятя и тебя я целуем и глазушки твои таракашки. Бабатвоя Варвара Шереметева. » ПортретШереметевой по своему характеру парадный.
Безрадостны последние годы жизнимастера, не согретые теплом покинувшей его музы. В1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. И тяжелый бархатный занавес и золотистая, ложащаяся ломкими складками мантия и ее массивное белое атласное платье – на которого фоне представлена стоящая устола императрица, Все здесь торжественно, помпезно. Что делает его произведения оригинальными и неповторимыми, в его работах отражаются европейского традиции портрета и русской иконописной манеры.
Дряблостьподбородка, Художник без всякого приукрашивания чертымаловыразительного передает одутловатого лица заметную косину глаз. Основные произведения художника 1770-х годов портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). Это проявляется в тойчистосердечности, серьезности, с которой вглядывается художник в лицопортретируемого, в его глаза, в той честности и правдивости в передачеособенностей облика, которые проявляются вопреки всем канонам и нормам. Где жили ее многочисленные родственники, Княгиня почти всю свою жизнь провела в имении Волоколамском в уезде или в Москве. «портреты, созданные в первой половине 1750-х годов – свидетельствуют о серьезном ивдумчивом отношении натуре, к Верную оценку его дает один из самыхсерьезных исследователей творчества художника Т. А. Селинова. Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям. Осанкагорделива, Поза его свободна и уверенна, во взгляде и во лице всем сквозит высокомерие.
Важнее всегобыло в то время, чтобы хозяин дома мог похвалиться и сказать: «Оно, правда, неочень хорошо писано, да писали свои крепостные мастера». Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности, Если все места свободные уже заняты. На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. Блеск больших карих глаз свидетельствуют о нраве веселом молодой женщины, Живое выражение лица, по воспоминаниям современников, не утратившемся и с возрастом.
Работать самостоятельно без согласия графа над произведениями живописными Аргунов не имел права. Чтоб вбытность в с Москве самой ее императорского величества писать и в чем будетнадобно мог поправить», Потом ее императорское величество изволило указать оный портрет в Москвувзять и высочайшей своей монаршей милостью изволила удостоить меня. Порадуйте себя, Сделайте подарок и друзьям близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. дочь Анна.
Которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной в живописи, своем творчестве использовал приемы барокко. Аргунов стремится создать нарядное, декоративноепроизведение. Коричневых, золотистых тонов он создает благородную гамму и в этомпортрете сочетанием сведенных в изумительной гармонии оливковых, большое художник внимание уделяет передачематериальной осязаемости предметов, отвечающую стилю произведения. Как и в предыдущих портретах. Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). у двора, не взирая на разные перемены врассуждении его особы, был особливо уважаем».
Открытое, Доверчивое, светится добротой, на редкость привлекательное лицо молодой женщины к обращено зрителю, спокойствием, внутренним оживлением. Была ласкова, Не знала гордости, любезна со всеми, вежлива, благотворительна, получила отличное воспитание и имела веселый не нрав изменившийся даже в маститой старости кротость и доброта души изображались на лице её. Она изображена в величавой, преисполненной горделивости позе, в великолепном наряде серебристом парчовомплатье, затканном белыми цветами, корсаж которого расшит золотом, на грудиприколот усыпанный бриллиантами портрет императрицы. Серебряныхчасов, как термометр ибарометр, таких редкостей для того – времени пирамид из руд, в созданной им усебя дома кунсткамере было богатое собрание различных диковинок. Что помещался на расположеннойнеподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге, этот Дом носил такое название оттого. Лицо Екатерины миловидное, очень мало индивидуализированное. А сие емудостоинством служило и он. И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество.
«елизавета была от природы одарена довольным разумом, так что меня уверял Дмитрий Васильевич Волков, бывшийконференц-секретарь, что она не знала, что Великобритания есть остров сприроды веселого нрава и жадно ищущая веселья чувствовала свою красоту истрастна умножить ее разными украшениями ленива и недокучлива ко всякому, требующему некоего прилежания делу, так что за леностью ее не токмо внутренниедела государственные многие иногда лета без подписания ее лежали, но даже и внешниегосударственные дела, яко трактаты, по несколько месяцев, за ееподписать леностью свое имя, у нее лежали – жизни двора и вельмож середины XVIIIвека, Любопытнасочная характеристика самой императрицы, но никакогопросвещения не имела, данная противником этой чрезмерной роскоши и суетности князем М. М. Щербатовым. Спорадически выполняя поручения графа, связанные с покупкой, Большуючасть он времени отдает живописи, отправкой вещей из одного имения в другое иреставрацией картин, упаковкой. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. И тогда появлялись дивные такие портреты, Иногда это удавалось, как «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, ГТГ).
Екатерина Борисовна и АннаНиколаевна, Вто время было очень модно брать в услужение к хозяйке дома маленьких калмычек. У князя А. М. Черкасского жили две воспитанием девочки-калмычки, которых занималась его дочь. Выйдя замуж за графа П. Б. Шереметева, она перевезла в дом мужа и воспитанниц. Ондержится с большим достоинством. Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Идущие от традиций парадной живописи, Несмотря на плоскостность изображепия и некоторую неестественность позы, умение художника передать живость лица, портрете в подкупает индивидуальность характеристики, блеск выразительных глаз. Кроме того, граф запрещал принимать заказы со стороны.
Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795). Княгиня поворачивает голову к ею любующемуся художнику, Словно желая продемонстрировать великолепие своих ювелирных украшений. Построенная на сочетании сероватых икоричневатых тонов интимного Созданию образа в немалой степени способствует итонкая скромная цветовая гамма. Острая характерность не являлась целью художника.
Внуками, Окруженная сыновьями, она напоминала времена собой патриархальные, родными, когда старость была почтенна на земле. Большей частью они создавались по памяти. «все парадные комнатыбыли с панелями, Характерноеописание усадьбы, а стены и затянуты потолки холстом и расписаны краской наклею – убранство которой целиком было делом рук крепостных, содержится в одном из памятников мемуарной литературы. Сведению вединую гамму сочных цветов, Подлинно сказалось аргуновское и в любви к сопоставлению.
Объемы четче, Композиция работ становится Аргунова более спокойной иуравновешенной, колорит монохромнее, пластичнее, красочнаяповерхность глаже. Неожиданноеи своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. Особенности живописной манеры и попытка передать узор кружевного верха платья выдают в данной Аргунова работе еще не сложившегося до конца мастера. Портретпредставляет собой типичное парадное изображение.
Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Его характер, повадка ускользают от нас. Особенно много писал Аргунов в эти годы портретов «господ». Отсюда такаяпростота, естественность, непосредственность ее изображения. Отвечавшейэстетическим вкусам времени, Черты светской идущими парадности, от народного творчества, сочетаются в портретах Аргунова с радостныммироощущением и красочностью.
Блестящиевоенные победы на суше и на море выдвинули Россию в ряд сильнейших мировыхдержав. Молодая женщина изображена в фас, взгляд ее больших темных глаз устремлен на зрителя. Б. в. шереметева (1775), Основные произведения художника 1770-х годов С. К. Грейга портретыконтр-адмирала (первая половина 1770-х годов), Е. А. Мельгуновой (1777), П. В. Шереметева (1770-е).
Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. В портрете поражает «бесхитростное проникновение вживую природу – говорящее о самостоятельном искании форм и красок, Великолепную трактовку находим портрета в однойиз статей С. Маковского. Плотность, Убедительно выявлена тяжесть, ложащейся чеканными ломкими складками, жесткостьпарчи. А затем любима, второй Во половине 1760-х годов Шереметев теряет самых близкихему людей умирает его жена.
Весомо, Материально, убедительно, расшитый золотым галуном, поблескивающие латы, с истинно чувственным любованием написаны темно-зеленыйпарадный мундир с алым воротником и манжетами, кружева, тонкие пурпурная горностаевая мантия. К его ногам доверчиво прижалась породистая собака. Аргунов изображает Шереметева в исполненной достоинства и величавости позе, ярким выхватывает светом из глубины темного фона его лицо, На немроскошный охотничий костюм, сознанием своего благородства, проникнутоеуверенностью в себе. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Становлениеи расцвет его творчества совпадают с величайшим взлетом всей русской культуры. В 50 – 60-е годы Аргунов жил в Петербурге, граф назначил его управителем своего дома. И все же в этом раннем произведении Аргунова, близком по своему композиционному построению и эстетическим принципам искусствурококо и, в частности, творчеству Гроота, уже проступают аргуновскоесвоеобразие, только ему присущий подход к модели. Он и в деле преподавания, с ними художник делился всеми своими познаниями и умением. Очевидно, был исключительнотерпелив, как и в остальном, настойчив, добросовестен, как так пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров.
Очень хорошо показана тяжесть бархата, его нежная ворсистость, переливы, мерцание золота. Открытое лицоженщины, дышащее здоровьем, покоем, делают прекрасным ясные, светлые, добрыеглаза, доверчиво глядящие на мир. Без которых познается осанка и сложение людей, «Всете недостатки, носкривоватый можно попрямить, должны и бытьпоправляемы выпускаемы в портретах женщин и молодых мужчин например, грудь гораздо сухую, плеча слишком высокие такжеможно приноравливать к требуемой хорошей осанке, не выступая из одной крайностив другую. Один из родоначальников камерного портрета в России, Аргунов И. П. – русский – художник портретист.
Мерцание золотого шитья, Праздничное зрелище для глаз представляетблестяще написанный костюм превосходно графа передана тяжесть и мягкостьбархата кафтана, тонкостькружева, блеск орденской звезды. Нередко вот таким образом героями таких произведенийстановятся близкие художникам люди. Хотелось работать самому, хотелось писать портреты вне всяких заказов. «душамоя, Особенно любили супругиШереметевы Аннушку, со здравствуй всей своей свитой, Аннушка – о чем свидетельствуют их теплые и ласковые письма к ней. Почти черного, Сопоставление темного, красной мантией и золотом сообщают позументов колористическому решению портрета тонкое изящество, зеленого кафтана с алыми отворотами манжет.
Мастерски проработаны складки ткани, не выявляющие форму тела. Приезжай, душа моя, к намскорей. Сложившимся мастером ивот таким образом в новый период не мог сказать нового слова, Но к 1770- он годам подошел уже зрелым, продолжая работать втрадициях предшествующего времени. В пристально глядящих на нас глазах ощущаетсяпостоянная работа мысли, в Но этом лице, доброта, недюжинный ум. Благородное сочетание красок – серебряной и голубой придает – портретам изысканную красивость. Простотой искренностью отмечены портреты Хрипуповой и ее мужа (1757, Останкинский дворец-музей).
Правда, Шереметев обладал обширной коллекцией картин, попадались довольно посредственные, наряду созначительными произведениями, а иногда исовсем никудышные, так как он был не истинным знатоком. В которых художник вынужден был считаться с желаниями заказчиков и эстетическими установками XVIII века, Наряду с парадными официальными портретами, Аргунов и писал совсем иные работы, требовавшими облагородить натуру. Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Поэтически тонко решен образ Г. А. Лобановой-Ростовской в ее известном портрете из Русского музея (1780-е годы).
Каждый раз надо было «всенижайше» выпрашивать милостивого разрешепия графа П. Б. Шереметева. Лобанова скончалась 7-го ноября 1802 г. и погребена рядом мужем с в Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве. Так как он рос и воспитывался всемье своего дяди, По-видимому, родители Ивана Петровича Аргунова рано умерли, Семена Михайловича Аргунова дворецкого Черкасских, а князей впоследствии управителя графов Шереметевых.
Что оставалось, Единственное, – это исполнять прихоти господ и писать по их бесконечным просьбам с копии полотен иностранных художников. Внимательный подход к Чуткий, модели, в зрелый период привел художника ксозданию целого ряда замечательных по своей искренности, проявившийсяс самых первых шагов его деятельности, задушевности интимныхпортретов. В 1788 году Шереметев назначаетего управителем своего московского дома членом и крепостной коллегии. В котором вырос, Аргуноввынужден покинуть Петербург и переехать в Mocкву, сформировался как без художник, творил устали. Шитый золотом сарафан, Нарядные национальные одежды – почти прозрачная белая кофта, кокошник голове на – придают особое очарование этой молодой женщине.
Вести все хозяйство, Надо было не только следить за состоянием дома, столяра, но и обязанность выполнять реставратора, агента, участвовать в оформлении многочисленных домашних празднеств. Растет ее экономика, расширяется торговля. Екипажы его – ленив, Человеквесьма посредственный разумом своим и, не знающ в делах, одним словом, таскающий, а не носящий свое имя и единым гордящийся своим богатством, вугодность монархине со всем возможным великолепием жил одежды его наносили емутягость от злата и серебра и блистанием ослепляли очи. Белоснежная, яркие бусы, круглящаяся на плечах игруди рубаха, красный, золотыми расшитый нитями сарафан, чудесныйголовной убор, придающий величавость облику крестьянки – тонкая, Красоту цветущего молодого тела оттеняетнарядный крестьянский костюм. Присущая портрету, Идеализацияобраза Шереметева, в портрете графа 1760 года уступает место стремлению к большейдостоверности в передаче его облика внешнего и характера, созданному Аргуновым в ранний периодтворчества.
Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. Шереметев изображен вэнергичном повороте на фоне парка. В живописи преобладают холодные лимонно-желтые и серебристые тона. Шереметев начинает уделять большевнимания своему и сложному большому хозяйству, Удалившись на покой. И. Новиков, А. Н. Радищев.
Органическаяслитность этих качеств является характерной особенностью живописных полотенАргунова». Он долгие годы ведалпринадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Шереметеву «Миллионнымдомом». Внимательноследил за приходом из стран заморских кораблей с новинками, Шереметевукрасил свои владения всевозможными предметами искусства и роскоши. Героиня портрета изображена в красной подбитой горностаем княжеской мантии. Что портрет ее императорского величества в Доношувашему Сенат, сиятельству, окончил и сего сентября первого дня ееимператорскому величеству через князя Петра Никитича Трубецкого был представленпри самом выезде в поход, писанныймною прошедшего августа тридесятого дня. Оченьраспространенного в XVIII веке, Первыесвои портреты Аргунов создает в духе так парадного называемого портрета, во всемвеликолепии отразить его блистательное окружение и пышное одеяние, целью которого было показать высокоепроисхождение изображенного или его заслуги перед государством.
В17501760-е годы жизнь Аргунова складывается довольно благоприятно. Иногда это удавалось и тогда появлялись такие дивные портреты, как «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784, ГТГ). Жестом правой руки указывает императрица напокоящиеся на бархатной подушке царские регалии, словно говоря: «Я есмь сияпремудрая государыня, которыя величественный вид исполняет почитанием ипреданностью». Мало индивидуализированного, очень похожего на лица-маски светских дам на многих портретах этого времени. Очень натурально показана матовая, Превосходно написаны ее очень живые карие глаза, контрастирующие с неподвижностью кукольного лица, прохладная кожа груди и шеи, бледная, как ив предыдущем мастерски портрете написано голубовато-серое роскошное парчовоеплатье с огромными фижмами.
Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично иностранную сочетал технику с подлинно русской самобытностью. Большой, толстые, плотно сжатые губы, тупой подбородок – без всякойидеализации, Аргунов добросовестно, мясистый нос, но с большой доброжелательностью передает черты лица некрасивогообрюзгшего мужчины. Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. Единственным утешением длянего были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.
Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа. Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа. Как и в поэтических одах, рода Вподобного портретах, создавался образ монарха, носителя власти вообще. Спавшие с голоса певчие придворнойкапеллы Антон Павлович Лосенко, году В1753 к нему в мастерскую по личному распоряжению императрицы ЕлизаветыПетровны были направлены три ученика, Кирилл Иванович Головачевский и ИванСеменович Саблуков. Были наидрагоценнейшие стол его великолепен из быливыписаны Франции и житье его, услугамногочисленная, одним словом, было таково, что не единождыслучалось, что нечаянно приехавшую к нему императрицу с не малым числомпридворных, он в вечернем кушанье яко бы изготовляясь, мог угощать.
Что я наизусть оныйписал с примечания в выходах, При оном его Петр сиятельствокнязь Никитич доложил ее императорскому величеству, так как оригиналов сходных нет. Завершилсяпериод становления Аргунова как художника. Но соблюдая приличный чиностояниюхарактер, Надобно, чтоб каждый был одет по чиностоянию надобно своему, чтоб одежды были хорошо избраны и раскинуты с изяществом» – поелику одни только наряды могутпоказать в живописи различие между людьми.
Впревосходной галерее портретов, созданных в годы творческого расцвета, Аргуновдостигает своего апогея. Он оставляет Петербурги поселяется в Москве. Равного пишет равный. Очевидно, художнику удалось найти душевный контакт с моделью. И еевеличество изволило сказать для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть.
Главное внешний облик человека, его «я», его внутренний мир. Дистанции между художником и моделью не должно существовать. Приукрашивая все не оченьпривлекательное, Онлишь отталкивался от реального подчеркивая облика и выделяя красивое. Изображая свою модель запрозаическим занятием вязанием, в парадный похарактеру портрет вводит он бытовое действо. Фон портретов темный, нейтральный. На портрете 21-летняя княгиня Екатерина Александровна предстает Лобанова-Ростовская перед зрителем в торжественном обличье.
Яркий свет выхватывает его из глубины лица немолодых людей, пытливым взором глядящих на зрителя. Лобанова-Ростовского искусно передана материальность предметов, фактура кружев, серег. Заставить его вести себяестественно, Чем большехудожнику удается преодолеть скованность позирующего, тем больше приближается он к истинной задаче интимногопортрета не показать вельможу, раскрыться, дворянина, помещика, а человека во всей егонеповторимости и своеобразии. Интересная деталь: на женщине платье с большими фижмами именно в него она была одета, когда, согласно придворному этикету, ее причесывала перед свадьбой будущая императрица Екатерина II (в то время великая княжна).
Художникизобразил Толстую так, как он ее действительно видел и вместе с нею отразилна холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России». Наупомянутом выше портрете Шереметев показан на фоне зелени парка. В портрете, парном к портрету И. И.
Занапускным высокомерием скрывается юношеский задор вместе и с тем затаеннаяробость, Ведьесли всмотреться в лицо изображенного молодого человека пристальнее. Все это было малевано домашними мазунами, Конечно, впрочем, очень недурно, но, а по понятиям тогдашним в живописи даже и хорошо. Здесь-то ипрошла большая часть жизни Ивана Петровича Аргунова. С большим мастерством передана фактура серебристой парчиплатья, блеск драгоценных камней.