1. портрет А. Б. Куракина, написанный В. Л. Боровиковским и к портрету композитора Кара – Караева, написанный Салаховым.
Но главное – с ним было интересно общаться. Студенты играли свои сочинения, Уроки походили скорее на творческое общение коллег – старшего и младших, но чрезвычайно убедительно, Дмитрий Дмитриевич высказывал свои замечания – очень мягко. К кризисному периоду в творчестве Кара Караева относят конец 50-х, начало 60-х годов – время, когда были созданы Симфонические гравюры «Дон Кихот», Соната для скрипки и фортепиано, четвертая тетрадь Прелюдий для фортепиано – быть может то лучшее, что создано в это время. И, конечно же, на рассказ его сына Фараджа – композитора, заслуженного деятеля искусств Азербайджана, профессора двух музыкальных вузов – Московской консерватории и Бакинской музыкальной академии, который с удовольствием согласился побеседовать о своем отце. Поразительной силы и точности ощущение самой сути романа Сервантеса в Вашей музыке.
Вот вам и вторичное предназначение музыки к театральным постановкам и кинофильмам. Приобщил племянника к посещению оперного театра и симфонических концертов, Он постоянно или напевал насвистывал темы из известных опер и симфоний, приобретению нот. Человеком, – Мама – сама музыкант отлично – понимала его и была близким другом, стоявшим рядом с ним всегда и во всем. И мы с сестрой Зулей навсегда привыкли к этому распорядку, Мама приучила нас с этому детства. Который хранится в Третьяковской галерее, Таир Салахов в своем известном портрете, не что всегда понятно окружающим, уловил нечто такое, – некую отчужденность, отстраненность, глубочайший уход в себя.
Скончалась она в 1972 году. В абстрактности мелодического материала, Тем не менее еще долгое время его неизменно упрекали в игнорировании традиций народной музыки, нередко вменяли в вину нарушение народного норм ладоинтонационного строя. Позже Г. Товстоногов скажет: «Без этого вальса спектакль состояться не мог», а парижская пресса после гастролей театра во Франции писала, что этот вальс стал основным стержнем спектакля. Мне нелегко судить – времени прошло немало, Не знаю, что и множество других событий волей-неволей заслонили собой все казалось, то, никогда не забудешь.
От кладовой окружающего мира как раз и прорастают в музыкальные образы, что эмоциональные впечатления реальной от действительности. Лишь в набросках существует балет «Отелло», лишь замыслах остались еще три балета, один из них 150 «Гамлет». Руководить которым было доверено занимался мне», в Московской консерватории по классу композиции. Но, Отец написал музыку к спектаклю Ленинградского государственного академического имени театра Пушкина «Оптимистическая трагедия», что у режиссера-постановщика Георгия Товстоногова одна из сцен будет идти под музыку знаменитого вальса «На сопках Манчжурии», узнав, возмутился, не желая такой «заплаты» в партитуре. Выделяем отличительные черты современного искусства и черты классицизма – делаем Затем выводы. – У этого слова какой-то отрицательный оттенок, но, возможно его употребление правомерно. – Давайте не будем говорить о параллелях.
Отец написал музыку к спектаклю Ленинградского государственного академического театра имени Пушкина «Оптимистическая трагедия», но, узнав, что у режиссера-постановщика Георгия Товстоногова одна из сцен будет идти под музыку знаменитого вальса «На сопках Манчжурии», возмутился, не желая такой «заплаты» в партитуре. Что ему не было стыдно ни за один опус, Сейчас я понимаю, потому ответственно, что к любому заказу он относился серьезно, работал в полную меру творческих сил, скрупулезно изучая время, нравы, обстоятельства и стилистику фильма или, спектакля, так что ни одно его произведение этого жанра халтурой ни в коей мере не назовешь. Вы же знаете, что он вечно был перегружен работой – не только писал музыку, но и преподавал, был профессором (одно время и ректором) Азербайджанской консерватории, занимал несколько ответственных должностей – был секретарем Союза композиторов СССР, председателем Союза композиторов Азербайджана, депутатом Верховного Совета СССР, членом ЦК КП Азербайджана, членом Комитета по Ленинским премиям. Другой пример. И при этом умение подойти к ним аналитически, оценить твердым «взглядом» не только слуха, но и ума. Эрудированнейший музыковед, Как рассказывала Людмила Владимировна Карагичева, собравшая издавшая и богатейший материал о его жизни и деятельности, много и профессионально изучавшая творчество Караева, был период, когда отец испытывал некий творческий дискомфорт.
Да, отец знал джаз. Чтобы понять, Достаточно ознакомиться с объемной перепиской Кара Караева с автором либретто Ю. Слонимским и балетмейстером сколь П. Гусевым, сложную задачу решали те. Мать моего отца Сона Искендеровна также человек незаурядный. Я хорошо помню это время – время моего увлечения музыкой «Тропы».
Из-за активного привнесения им в азербайджанскую музыку новых принципов мышления, смелость и неожиданность его новаторских «поворотов» нередко встречали недопонимание и даже осуждение. – Естественно. «Что подкупает в Караеве-музыканте. Но нередко поджимали сроки и работа шла более лихорадочно. – Вся эта околомузыкальная борьба отнимала у него массу времени и здоровья.
О значении музыки в жизни общества, Были беседы об эстетике, великих традициях классиков, о содержании и форме музыкальных произведений, о современности – как оказалось, вот это и было системой воспитания музыкантов, формирования их нравственных позиций, бескомпромиссной требовательности к себе и честности в искусстве, обостренного долга, чувства постоянного стремления к совершенствованию. А потом окончила Заведение святой Нины, в 14 лет она поступила в при училище Бакинской городской управе. По которому человек отправляется не то дурака валять, Есть подо всем скорбь такая и ощущение глубокой печали зова, не то на Голгофу. Союз композиторов готовил представления на звания, Помните и его председатель мог сказать кое-где веское слово, квартиры распределял. – Есть разные мнения о его работе в этом жанре. Например в здании ЦК КП Азербайджана на шестом этаже в то время находился отдел культуры и я хорошо помню, как, готовясь к очередному посещению этого замечательного учреждения, отец серьезным тоном шутливо заявлял: «Еду бороться с Шестым этажом. » Это означало, что предстояла «творческая» встреча с заведующим отделом и в очередной раз придется доказывать очевидное – кого-то защищать от нападок, что-то «пробивать», на что, естественно, уходили и время и силы и масса здоровья. Я и сам, помню, в свое время «воевал» с отцом, упрекая, что он растрачивает талант и силы, работая над тем, что имеет преходящее значение, тем более, что и Шостакович то и дело напоминал, что отец пишет абсолютно недостаточно и не реализует свой колоссальный творческий потенциал. Караев оказался в своей стихии. Что в классе действительно занимается один из студентов, Несколько ошеломленный педагог ответил, который подражает сознательно манере своего кумира.
А ведь именно рядом с Шостаковичем было «впитано» и «переварено» много основополагающего и для творческого процесса и для мировоззрения. Правомерны ли параллели между творчеством Кара Абульфазовича и его учителя Шостаковича. С этим произведение в творчество Караева входят новые средства выразительности. Музыкальная речь его творений обогащается, Сохраняя все прежние достоинства, открывая краски новые авторской палитры. находить в себе даже глубоко запрятанные зерна добра и справедливости. Этому азербайджанскому писателю и драматургу довелось с детских лет общаться с будущим композитором и, как человек, склонный к наблюдениям и размышлениям о своих впечатлениях, он подметил, что Карик (как называли друзья Кара Караева не только в детстве, но и все последующие годы), не выказывавших тогда особого желания заниматься музыкой, в играх со сверстниками проявлял неистощимую фантазию, обучиться которой невозможно по учебнику.
И своих учителей, Каждый творческий человек может испытать и испытывает на себе влияние своих и великих предшественников, но главное в том КАК оно преломляется в его творчестве. Собственно, – Так, занимался со своими учениками в уже Азербайджанской консерватории и сам Кара Абульфазович. Но они приобрели новую масштабность, размах. На обсуждении в Союзе композиторов Азербайджана совершенное большинство коллег высказалось адрес в этого сочинения более чем критически. Был остроумным, Он отлично знал мировую литературу, прогрессивным по своим убеждениям, несколько настроенным скептически собеседником, смелым в суждениях, честным и расположенным к людям человеком. С огромным благоговением приступая к подготовке статьи о нем под рубрикой «Наша память», я хорошо понимала, что писать о таком мастере для человека, не имеющего профессионального отношения к музыке, по меньшей мере рискованно. Мелодия как часть его души пронизывает все музыкальное полотно, которое у него никогда не может быть иллюстрацией к сценическому действию, а имеет самостоятельное, философское содержание.
Но133 Шостакович все чаще говорил Кара Караеву, что тот очень мало пишет, что талант нереализован до конца, что нельзя размениваться на «халтурку» в кино и театрах. Которые еще в время дореволюционное смогли получить разностороннее образование, Она была одной из немногих азербайджанских женщин. – Даже очень. На Буйнакской 8, а потом и на проспекте Кирова выключался телефон, домочадцы ходили на цыпочках, не приходили ни друзья, ни знакомые – все было подчинено одному: «Папа работает». Но я всегда буду гордиться тем. Что именно этот период – напряженных время раздумий отца над судьбой творчества в целом, Но дело в том. Репродукция картины Салахова).
– продолжает Фарадж Караевич, – Очень важно отметить, – в что ту пору рядом с папой был его дядя Аждар Искендерович. И в результате – Третья симфония, открывшая новые горизонты для азербайджанской музыки. Это его балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома» шли по всей стране, это его симфоническую поэму «Лейли и Меджнун» восторженно принимала публика, это его Концерт для скрипки Леонид Коган 150 легенда советской скрипичной школы 150 назвал «выдающимся», а его Третья симфония «открыла новые пути в развитии азербайджанской музыки», 150 так писали музыковеды.
Что он, Мне рассказывал Хайям Мирзазаде, обязан учителю всем лучшим в себе, как и многие класса студенты Кара Абульфазовича и не только в профессиональном плане. Я это делаю, Тем не менее ибо буду ссылаться на многочисленные свидетельства профессионалов и учеников К. Караева, считая за честь повторить даже пусть известные суждения о хорошо знакомых каждому из нас его творениях, знаменитых исполнителей его произведений, тех, кто близко общался с маэстро, кто знает толк в музыке. В тридцать ему была вручена вторая, в двадцать восемь лет он был удостоен Сталинской премии СССР, в том же возрасте – действительным членом Академии Азербайджана, наук в сорок один год он стал Народным артистом СССР, в сорок девять – лауреатом Ленинской премии. Это создавало естественную атмосферу домашнего уюта и развивало у детей тягу к музыке. Он ведь знал, что уже в 12 лет его Карик писал собственные сочинения, а в 15 задумал написать, оперу по пушкинской драме «Каменный гость».
Но сколько же осталось нереализованного. Было высказано даже мнение, что сочинение это отнюдь не «Leyli va Majnun», а «Лейла и Межнун» – намек на «антинациональную» сущность самой музыки. Несмотря на изящную красоту и театральную выразительность этих в общем-то оправданных в плане драматургии танцев, Так вот, жалко что отказываться от уже написанной музыки, несмотря на все доводы осуществлявших постановку специалистов о том, он исключил их из балета.
Наверное, это у вас совпало с чем-то своим – иначе так не сочиняется». Это было для него нормой. – Это была, просто-напросто разновидность инстинкта самосохранения. Ничего лучше и не придумать. Какими-то неуловимыми чертами, особой «грустинкой» и скрытой тревожностью эта музыка «вписалась» в настроение спектакля и стала его камертоном.
Дед отца по материнской линии Искендер – бек Ахундов – принадлежал к некогда известному шамахинскому роду. Караев говорил своим младшим коллегам. И правомерно то состояние назвать кризисным, быть, Может за которым неизбежно следует подъем, но это был тот временный спад.
– пишет Коган. Вот смотрите, что режиссер кинофильма «Дон Кихот» Григорий Козинцев написал отцу: «Я и прежде любил вашу музыку к фильму, но теперь (спустя 15 лет) она показалась мне еще лучшей. Он внезапно остановился, Проходя по доносившимся коридору из класса, прислушиваясь к звукам саксофона. Сопровождавший педагог колледжа спросил, что его так интересовало. Сколько здоровья это ему стоило, а ведь надо было писать музыку.
Что и КАК он писал -он требовал от себя преодоления некой творческой инерции, Его перестало удовлетворять то, нового и еще нового, раз нового, того, что, наверное и составляет мучительное счастье каждого творца. Говоря, чтобы пользоваться выражением ученикrsquo, lsquoмой о таком большом композиторе, к примеру, как Кара Караев. Почерпнутый, в нем ощущался запас огромный впечатлений об окружающем мире, в семье, конечно же, состоявшей из незаурядных личностей, чей нравственный и профессиональный опыт помог сформироваться его личности. Что Караев – потрясающий мелодист, – Общеизвестно, корнями уходящего в истоки, национальные у которого сложился своеобразный имидж создателя нового неповторимого симфонического языка.
Так вот там. «я не столь – самонадеян, Мне довелось прочитать – что Дмитрий Шостакович в одном из своих интервью сказал. Над нами с его стороны мелочной опеки не было, более того, когда мы с сестрой учились в школе, он с нами почти не занимался мной лишь – изредка, когда я в очередной раз «заваливал» подготовку к спросу по сольфеджио, с Зулей – того реже. кто взялся перенести на хореографический язык и сделать достоянием широченной публики на многих континентах мира шедевры азербайджанского поэта. Отец ответил: «кажется, в классе играет Поль Дезмонд – выдающийся саксофонист, автор хорошо известной у нас пьесы «Take five». Гладкой его дорога может показаться лишь на первый взгляд – от победы к победе К. Караев шёл через постоянную неудовлетворенность самим собой, Тем не менее, не умея и не позволяя себе повторяться, через мучительный поиск через нового, сложные житейские перипетии.
Но буквально на следующий день после судилища в Союзе композиторов был опубликован Указ о присвоении Кара Караеву Сталинской премии второй степени за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун» и все недоброжелатели как по мановению волшебной палочки превратились в «преданных» и «верных» друзей. Неплохо играя на рояле, она частенько музицировала – наигрывала романсы, вальсы и марши. Особой «грустинкой» и скрытой тревожностью эта музыка «вписалась» в настроение и спектакля стала его камертоном, Какими-то неуловимыми чертами. Как в прокуренной атмосфере класса бакинской консерватории день ото дня учитель лепил будущее азербайджанской композиторской школы – учил как писать, Так и представляешь по их рассказам, справляться как с трудностями, как жить, как не подвергать себя риску самообольщения. Но не будем сегодня о печальном – в целом должности кое в чем ему помогали скажем, – Да многое было, которая обычно отвлекает от творчества, оставаться вне склок и пустой суеты, позволяли опекать товарищей по цеху.
Мне кажется, что Скрипичный концерт стал этапным в творчестве композитора. Его мир замкнут наглухо и нам, посторонним, никогда не будет туда входа. – Думаю, что его внешность, черты лица не отличались особым совершенством. Несколько танцев из балета «Тропою грома», составляющих Рождественскую сюиту-дивертисмент (Гавот, Менуэт), были явно стилизованы «под Прокофьева», что вызывало авторское неудовлетворение и даже раздражение к самому себе. Чтобы выделить черты современного искусства и искусства 18 века), Вместе с анализируем ребятами эти репродукции. Я, с позволения сказать, предложил отцу сделать из той музыки отдельную балетную сюиту, доказывая ему необходимость использования этой действительно прекрасной музыки, на что получил категорический отказ и совет «не вмешиваться не в свои дела».
Отец не раз говорил, Понимаете, школярском понимании этого слова, что у Шостаковича казалось бы было трудно педагогическую обнаружить систему в утилитарном. Не доживший буквально нескольких дней до премьеры и ошеломляющего успеха сына, Абульфаз Фараджевич, надо полагать, не знал, что балет «Семь красавиц» – произведение зрелого мастера, которому уготована долгая сценическая жизнь, но не мог не видеть, что старший сын до самозабвения предан музыке и не только обладает серьезными задатками, но уже признан настоящим мастером. А кино, между прочим, было с Козинцевым 150 «Дон Кихот», спектакли с Товстоноговым и среди них 150 знаменитая «Оптимистическая трагедия». На уроке используются репродукции картин (портрет А. Б. Куракина.
Чем прежде, в нем иначе, пружинящая сдержанная, зазвучали энергия и мускулистая, как бы лирика, затаенная как бы отмечавшие музыку Караева и прежде. Более того, Над нами с его стороны опеки мелочной не было, он с нами почти не занимался мной лишь – изредка, когда мы с сестрой учились в школе, когда я в очередной раз «заваливал» подготовку к спросу по сольфеджио, с Зулей – того реже. Оригинальность, выпуклость мелодического рисунка, виртуозный блеск техники делают концерт замечательным сочинением». Случалось, Защищенный в своем официальном статусе и не обязательно творческих, кто-то из близких друзей и даже оказывался учеников в рядах противников – отец как человек не раз оказывался беззащитным перед предательством. что этот замечательный музыкант, выдающийся представитель азербайджанского симфонизма.
Был он небольшого роста, любил элегантно одеваться. Тонкий, Этот много странствовавший в свое время по Европе Южной и Америке хорошо образованный, был настоящим просвещенным дилетантом и знал массу произведений русской и западноевропейской классики, незаурядный человек страстно любил музыку. Репродукция картины В. Л. Боровиковского портрет композитора Кара – Караева.
Это был умный, глубокий и по-настоящему образованный человек, честный до болезненности. Всегдашняя готовность отдать творчеству силы все и помыслы, – Прежде всего его выдающаяся музыкальная одаренность. В юности увлекалась Сабира стихами и сама писала стихи ни азербайджанском и русском языках. Не секрет же, что в творческой среде всегда было немало возни, пересудов, недовольства. – Не только увлекался, но и знал прекрасно. Критических высказываний по поводу его постоянных поисков новых средств выразительности, Подчас переводились отношения в плоскость амбиций, повсеместно признанной как мощный вперед, прорыв в том числе поворота в русло новой музыкальной системы – додекафонии.
Которому было суждено стать одной из притягательнейших точек развития сценического действия, За очень короткое время ценой огромного он напряжения написал вальс. Каждый день с утра и до двух часов дня проводил в кабинете – сочинял, когда появились проигрыватели с пластинками 33 оборота в минуту слушал музыку, позже, в основном классику – Баха, Брамса, – Бетховена играл, Он старался выдерживать четкий ритм труда. Начиная с 5-ти вечера и до глубокой ночи – опять кабинет.
Однажды, будучи в командировке в США, отецбыл приглашен в одни джазовых колледжей. Жизнь в искусстве началась счастливо, с широкого признания его авторитета и значимости. Что приносило доход – ведь он содержал семью, Но отец в и самом деле был вынужден сочинять то. И даже симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», сочинение вполне традиционное, была названа в числе произведений формалистического толка. ».