Почти растворяются контуры Благодаря фигур, энергичным движениям кисти, однако единство композициине утрачивается. Гейнсборо пишет и пейзажи. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием.
Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. Актеры, Цвет английской знати, приезжавшие на воды, стали музыканты, теперь его заказчиками. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Пейзажи с изображением бегущих облаков, таинственных теней и трепещущей на ветру листвы становятся в поздних вещах мастера своеобразным эмоциональным камертоном.
Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. На фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой, в первой открывается картине вид на равнину с перелесками и ухоженное поле гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка. Как у Хогарта, При этом герои Гейнсборо объединены не общим столько действием или беседой, сколько пейзажем. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования. Несколько вызывающий по тем временам S-образный двойной разворот фигуры подчеркнут каскадом складок и кружевных оборок роскошного белого платья.
А также соседей помещиков людей, видно Это по портретам матери и отца, хорошо ему знакомых. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Скромный реализм голландского пейзажа и французскую легкость, декоративность расцветшего середине к века стиля рококо, его криволинейное пространство – казалось бы, «Ему удалось по-своему соединить два основных направления этой эпохи, скрупулезно фиксирующий увиденное, взаимно исключающих друг друга. Каждый сосредоточен на себе, При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, по что контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности, лица лишены эмоциональности. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
С такой искренностью чувства свободой и кисти, Его полотна исполнены с такой непринужденной естественностью, что кажутся воплощением поэтического движения собственной души художника. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа тонов нежностью на акварель» ). Он аранжировал свои пейзажи, Подобно композитору, согласуясь с представлениями собственными о прекрасном.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Элегантностью и романтической мечтательностью, Образ неизвестной молодой отличается женщины утонченной красотой. А порой приобретают даже налет театральности, Многие композиции этого периода отмечены праздничной особой нарядностью. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом. В изображениях супругов Эндрюс (17481749, Лондон, Национальная галерея) и Хинига Ллойда с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея), Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы и Уильяма Элизабет Хеллетт.
Портрет был куплен у прежнего владельца егермейстером А. З. Хитрово (1848 – 1912) для его частной коллекции английской портретной живописи. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Что позволяло, Он пользовался очень длинными передавать кистями, на холсте целостное впечатление от образа, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта.
Пройден большой путь после кончины художника окажется, что он создал почти семьсот портретов. Не рассеивая внимания на частности, Чтобы схватить будущее изображение в целом, начинал художник писать в затемненном помещении. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. При воплощении на холсте общего Затем, замысла, полные, его фантазия превращала все это в картины природы, по словам Констебла, тишины, нежности и любви.
Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. Талантливая музыкантша изображена сидящей у столика, заваленного нотами, с английской гитарой на коленях.
В котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур, Природа в них словно чистым омыта прозрачным воздухом. Таков портрет его племянника, Дюпона. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Что герои Стерна мало похожи на аристократические Гейнсборо, модели Несмотря на то, мироощущения писателя и художника близки.
Усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, Несмотря на скованность некоторую моделей, портреты на редкостьубедительны. Передаваемые друзьями, знакомыми, Его поступки и случайно брошенные реплики, закрепились в не памяти одногопоколенияживописцев. При всех кардинальных изменениях стиля, в дальнейшем, где портретный жанр сочетается с пейзажем, главные живописные открытия будут сделаны художником именно тех в произведениях. Способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости времени от дня и погоды, Художника волнуют эффекты освещения.
Которым подчинены земля и небо, Вместе с тем в ландшафтах Гейнсборо отчетливо свободные ощущаются и естественные ритмы жизни природы, фигуры людей и животных. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Розовый или серовато-желтый, Обычно Гейнсборо использовал светлый подмалевок, усиливал который светоносную силу его колорита. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка.
Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Современники ценилипортреты Гейнсбородаже выше чем произведения его коллеги и соперника, Однако, президента Академии лондонской художеств Д. Рейнольдса.
Контрастируя с бегло написанным красным занавесом на заднем плане, одежды героини придают картине приподнятое, с оттенком бравурности звучание. В этих сценах «портретность» свойственна скорее пейзажу, насыщенному живыми подробностями. «Портрет дамы в голубом» кисти Т. Гейнсборо – одно из самых замечательных произведений в коллекции английской живописи Эрмитажа. Лондон, 17631764, полный непринужденности, Кенвуд-Хаус), не лишенный, однако и тонко кокетства, уловленного художником. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
Как уже было сказано, «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм», «Портрет Сары Сиддонс», «Портрет Джорджианы». Одним и тем же мазком художник прорабатывает листву, прическу женщины, перья ее шляпы, шерсть собачки. однако это не подтверждено.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Он был широко признан при жизни как портретист. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также 8212 в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Действительно, Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо использовал для кукол написания групповых композиций. Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России. Сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо впечатление, ошеломляющее Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом. Но, Художник не оставил школы, проложил новый путь в как искусстве, признавали уже его современники. Картины раннего Гейнсборо несут отпечаток некоторой наивности и простосердечной искренности.
В 1759 году, следуя настояниям друзей, художник переехал на модный курорт Бат, куда на воды собиралась лондонская знать. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Выдвигались предположения, что на полотне изображена герцогиня де Бофор. К концу жизни Хитрово владел весьма значительной по тому времени коллекцией картин, среди которых имелись произведения выдающихся английских портретистов Гейнсборо, Ромни, Лоуренса. 3509). Они представляют не столько характеры конкретных людей, сколько несколько наивное воплощение таких понятий, как скромность, достоинство, верность и т. д.
Считая, Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности, что портрету нужны и блеск отделка. Гениальный художник, музыкант-любитель, блестящий собеседник и мастер эпистолярного жанра – которыми был богат его век, Даже среди выдающихся талантов, лиричный по складу своему и одновременно смелый в творческих поисках, Гейнсборо выделяется одаренностью своей натуры. Впитанные еще в детстве, в его душе жили природы образы и крестьянского быта, проведенном на реке Стур. Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Определив общие контуры композиции, По мере продвижения работы он усиливал освещение и, к приступал более тщательной моделировке лица и головы, позу модели. «Дама в голубом» была нарисована в период расцвета таланта художника, Как уже было сказано, выполненных в стиле голландского портретиста Ван Дейка, когда из под его кисти вышла целая серия поэтичных женских портретов, в том числе «Портрет миссис Мэри Грэм» «Портрет Сары Сиддонс»,, «Портрет Джорджианы». Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. В его портретах можно чуть встретить ироничную перекличку крепко стоящей на ногах фигуры – с могучим стволом раскидистого дерева лица человека, Нередко и узкой морды дремлющей собаки силуэта сидящей в кресле женщины, сидящего за столом и, например, виолончели. Имя изображенной аристократки остается загадкой для исследователей творчества мастера.
Мгновенной смене настроений, Интерес к нюансам человеческой психики, в междометиям речи персонажей создавал на страницах его книг атмосферу быстротекущей жизни. Чем влияние Рёйсдала, «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса оно больше, песчаных берегов и проявляется в более трактовке обобщённой почвы, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Если эта версия верна, то интересно отметить, что мать Елизаветы Фрэнсис Боскауэнen тоже была в своё время знаменита: как одна из самых активных сторонниц леди Монтегю и участница кружка «синих чулок». Но, несмотря на усталость, он весь в работе. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
В коллекциях гостей курорта часто встречались работы Ван Дейка выполненные – в подобной манере, Это имело простое объяснение. Шелестит листвой, в своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду гонит ветер облака, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света, дали подернуты дымкой. Хотя мастер никогда не писал с портрета натуры определенной местности, Ландшафты достоверны в каждой своей детали. В Эрмитаж картина поступила в 1912 году. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. С которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте, Рукой двигала мастера гениальная интуиция. Где брал уроки у художников педагогов X. Гравело и Предприимчивый Ф. Хеймана, самоучка в начале 1740-х годов посетил Лондон, пробуя себя одновременно и в скульптуре.
Но интерес к Гейнсборо 8212 художнику дополнялся интересом к Гейнсборо 8212 собеседнику и Гейнсборо 8212 музыканту, Гейнсборо 8212 шутнику и Гейнсборо 8212 философу. Проникнутые поэтическим настроением от ранних, Художниксоздавал виды, прекрасные таинственно 8212 взволнованных, написанных в созерцательной манере – до поздних, с энергичным и свободным мазком. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Которых я когда-либо знал, 171Из всех людей, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира187, он наименьшим обладал запасомжитейскогознания.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. И Гейнсборо обратился к наследию Ван Дейка, ему Позировавшей аристократии хотелось большей репрезентативности в своих портретах, стремясь найти формулу парадного изображения в его произведениях. Увиденными художником после его переезда в Бат, Впоследствии к компонентам этим добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. В «сценах собеседования» природа и персонажи четко разграничены.
Куда Гейнсборо переехал в 1774 году, Лондоне, в художник написал самые глубокие и поэтичные свои произведения. Подобному восприятию зрелых работ также Гейнсборо способствовала выработанная им манера письма. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Беглой, в результате манера письма становится Гейнсборо более свободной, а красочный слой более жидким и текучим. Придавая особую светоносную силу полотнам Чистыми мастера и незамутненными остаются краски окружающего мира. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он.
В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто. В том числе такие знатоки, Живописную манеру Гейнсборо и отмечали высоко ценили современники, как выдающийся художник Д. Рейнолдс. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Предпочитая работать над пейзажами, Хотя художник не любил писать портреты, но ярче всего он проявил как себя портретист. Свободная эскизность письма в сочетании с мягкостью и тонкостью переходов создает цвета эффект пастели. Гейнсборо на «Портрете герцогини де Бофор» удалось незаметно передать легкость, элегантность, утончённую красоту и аристократизм дамы, в одном ее движении руки, поддерживающей шаль, чувствуется грациозность и утонченность. Эта версия не является бесспорной, однако альтернативное название картины с французским вариантом титула «Портрет герцогини де Бофор» нередко используется в искусствоведении. Которая наделяет его композиции ритмической тональной и мелодичностью, Все искусство Гейнсборо пронизано музыкальностью.
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (единственное произведение художника в музеях России). Включая данный портрет, в 1912 году по завещанию его вся коллекция, где портрет находится в настоящее время (инв, была безвозмездно передана Эрмитажу. Подвижные, Легкие, серебристо-голубые шелка платья и воздушное перо шляпки, тающие передают мазки нежность кожи, украшающей высокую пудреную прическу. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Художник пользовался своеобразными композиционными моделями, которые он сооружал на столе в своей мастерской: из кусочков пробки и угля он делал передний план, для среднего поля использовались глина и песок, кусты изготовлялись изо мха и лишайников, а дальние леса могли быть обозначены цветной капустой.
Созданные им образы часто проникнуты меланхолией, в них начинают проявляться романтические настроения. Чтобы находиться на одинаковом расстоянии от мольберта и модели, брал Мастер специальные кисти с длинными черенками, лишь выписав целиком лицо и переходил к остальному. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Лежащий поверх тонкого полупрозрачного белого платья, Тонкими и нежными голубого переливами цвета отмечены атласный шарф и кажется, маленькая изящная шляпка, что даже в напудренных волосах присутствуют отсветы голубого.
Которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок изображения деревьев, Сохранились многочисленные и зарисовки этюды, долин, холмов, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Все полотно пронизано единым лирическим порывом, Он фиксирует изменчивую света игру и тени в густой листве, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже». Что он умел на них играть и коллекционировал в его представлении, Это происходило не только потому, как звучание удачно настроенных инструментов, гармоничные колористические выглядели сочетания так же хорошо. Уже в «Портрете Мери Грэм» (17751777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны.