Кажется, Тело женщины написанос потрясающей реалистической силой, как жилахпульсирует в кровь, что ощущаешь. Синие, Нанесенныесочной кистью густые краски красныезвучат тепло-охристоготона, мощным жизнеутверждающимаккордом, коричневато-желтые. Знакомится с молодым Веласкесом, в Испании Рубенс богатопредставленные изучает там полотна Тициана. Сам вышедший из этойсреды, Портретируя антверпенских богатых бюргеров, сообщая имнервную экспрессию утонченность и форм, ван Дейк всячески старается аристократизировать модели. Окутанная волнамитеплого света, Фигура, что живой взгляд человека устремленпрямо на нас и его глаза, как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем еще эффект возрастает благодарятому, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. Длившийсяс 1621 но 1627 год оказался весьма плодотворнымдля творчества художника, биографии Генуэзскийпериод ван Дейка.
С холеным, привлекательным, Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, немного женственнымлицом и тонкими аристократически игибкими руками. С этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику. Видимо, Он, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного позирования, создан лишь всего в перерывах. В ранние годы из европейских мастеров нанего оказал большое влияние Кавараджо («Поклонение пастухов»). Много летпроживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовыетемы.
Особенноточен в передаче индивидуальных качествличности ван Дейк был в мужских портретах. Композиционные приемы в английскихпортретах ван Дейка малоразнообразны. Более того, нередко художник используетв разных портретах однажды найденноеудачное решение. Переходы света и тени незаметны, четкие контуры отсутствуют, все предметы как бы возникают из света и воздуха. Отрицавшеепочитание икон как идолопоклонство от иотказавшееся церковного искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волнаиконоборчества, Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном 1635 в то время вНидерландах широко распространилсяпротестантизм вероучение. Активно включаясь впространство изображенной архитектуры. Пышные развевающиеся звучногокрасного драпировки тона, Фигуры все более органичносвязываются с ним, парадный антураж, декоративные архитектурные деталивносят в портреты оттенок приподнятостии торжественности. Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще в портретах людейискусства, которая была близка его идеалупрекрасной личности, он стремилсяподчеркнуть всегда ту духовную окрыленностьдуховную избранность человеческойнатуры. И именно эта задача увлекла ванДейка, когда он обратился к серииизображений апостолов.
К которым придет впоследствии. Напротив, Здесьхудожник совершенно еще далек от какихбы то ни было исканий красоты и изяществаформ, подчеркнуто характерное, и в своем истовом изучении натуры он неотступает даже перед уродством, его привлекает все яркоиндивидуальное. Кончается определенныйпериод его жизни. Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека.
В иезуитской школе он изучаллатынь и современные европейские языки, Рубенсполучил образование на родине, а также познакомился с античнойисторией, позже обучался живописи сначала у художника старонидерландскойтрадиции, затем у мастера итальянского – направления где недолго жили его родители, Родившийся в Германии, в Антверпене. Испанцы жестокоподавляли волнения, при этом десяткитысяч нидерландцев погибли. Ножанровые границы искусства ван Дейкав ранний период творчества отнюдь задачами неограничивались портретныхштудий. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственнаястихия.
Ван Дейк происходил изсостоятельной бюргерской семьи. Своеобразие творчестваИорданса ярче проявляется в большихжанровых кpyпнoфигуpных композициях. Даже самом близком к Рубенсу, создании ван Дейка и всеже печать лежит индивидуальности накаждом. Стремительную, Он писал грубоватые библейские сцены, звонкие ратные побоища, захватывающую охоту на животных, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с пристрастием равным к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Родилсяв Антверпене 19 мая 1593 года в семьеторговца тканями.
Джотто вносит в религиозные сюжеты земное Смело начало, порывая с условной плоскостностью итало-византийской живописи, передает реальность мира через материальную убедительность форм и правдоподобие образов. Наконтрасте густого коричневого меха с бархатистостью кожи, Портрет построен на тончайших цветовых нюансах, с влажностью блестящих глаз, с воздухом легкостьюпронизанных волос. Конкретен, что и образы простонародья, Образантичного козлоногого божества дляИорданса столь же реален, которую художник передалв современном ему человеке, он же воплотилту могучую физическую и внутреннююприродную силу.
В 1616 году Йорданс был вписанв протоколы гильдии святого Луки, какхудожник-декоратор. Он отличался исключительнымиспособностями и в детстве был настоящимчудо-ребенком. Как правило, КартиныБроувера исполнены очень тщательно и тонко иотличаются мягкими, маленького размера, теплыми красками, отдельными с более яркими цветовыми акцентами.
(16061638), учившийсяв Голландии, посвятил свое творчество жизни простых людей крестьян игородской бедноты. Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой приходят на сменуспиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными чертами, не Созданная без оглядки на подобнуюже серию картин Рубенса. Но средоточиемвсей художественной и интеллектуальнойжизни Фландрии, а мастерскаяРубенса ко времени появления в ней ванДейка не была просто центром новогофламандского искусства. Церковноеискусство изменилось.
Вам Дейкникогда не достичь стремился простойиллюзии реальности, Запечатлеваяс поразительной убедительностью накаждом из своих портретов живой обликпозирующего ему человека. Эти годы были периодом формирования его искусства. Красного, Этому особенно колорит способствует картины, торжественное звучание синего, желтого. Динамичностьобразов великого фламандца раннихкартинах в ван Дейка находит, Так, в частности, воплощение в несвойственном художникувпоследствии изображении очень бурныхэмоциональных переживаний.
Без прикрас, Но общейчертой голландских живописцев было желание изобразить жизнь окружающую просто, правдиво. Образы классической древности обретают земную достоверность, незаземляясь и не теряя своей возвышенности, как, например, в эрмитажномшедевре «Персей и Андромеда». Немало прекрасных памятниковискусства уничтожили протестанты – нои в католических надолгопришлось провинциях забыть об исконной художественнойтрадиции, в борьбе зарелигиозные идеи поражение потерпелакультура. Рубенс пишет очень жидко, иногда под красками просвечивает тон грунта. Обретающегов его произведениях свои национальные особенности, Искусство Рубенса типичное стиля выражение барокко.
Иногдапочти невозможно провести четкую граньмежду работами обоих живописцев. Это были годынастоящего взлета его искусства. 20-е и30-е годы период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он, безусловно идеализируетсебя. Соблюдение в каждой композиции единства времени и места, Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением в наследии и мастера всей проторенессансной живописи Италии, ясность смысла живописного изображения.
За годы пребывания вИталии ван Дейк написал десятки подобныхпроизведений, снискавших ему славутворца международного аристократическогопарадного портрета. Тело фигур дышитздоровьем и свежестью, Живопись Йордансачрезвычайно колоритна, в особенностиженских движения картинсильны персонажей и порывисты. Превратившаяся в белокурую, Андромеда, полный мощи Персей, пышущуюздоровьем фламандку, освободивший красавицу из плена дракона, крылатый его конь амуры, Пегас, венчающая героя слава все овеяно поэзией иполно чувством ликования.
Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны ирония переплетается с горечью ив этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка»). В саду, Онпишет ее вместе с собой на прогулке, пишет ее одетой и демонстрирующим обнаженной, ей свои владения, он изображает ее с детьми. Волнующе-яркого стиля художественного 11 выражения, Рубенс стал создателем живого, позже названного барокко. Пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых в фигур стремительном движении, Яркий, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, ее воссоздавая живоетрепетание, легко и плавно следует за всемиизгибами формы.
Как и Магдалина, Дева Мария, голубоглазой брабанткой пышными с формами, предстаетсветловолосой. Предметов и пространства были художника для выражением закономерности и порядка в мироздании, Взаимосвязанная пропорциональность фигур. Не менее тонок по характеристике иизыскан по цвету более ранний портрет молодой женщины известный как портреткамеристки (около 1625). В Италиион изучил и на всю жизнь полюбил античность. Но ван Дейк не теряетчеловека за парадным этим окружением. Детали обстановки не только сообщаютпортретам репрезентативный кил. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Античные мифологические сцены, Сюжеты изСвященного Писания, сцены охот, портреты именитыхзаказчиков, огромные натюрморты основные жанры искусстваФландрии XVII в. В смешались нем черты и испанские и итальянского Возрожденияс собственно нидерландскими традициями. По словам современника, в голландских городах «все дома были напичканыкартинами».
Который обладает светоносностью и пространственности ощущением обобщенным фигурам придана почти геометрическая правильность, в данной работе великолепен колорит, что роднит их с совершенными античными статуями. На портрете видна их Из непосредственность, лиц и образов, непринужденность и расслабленность. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах.
Живопись Иордансасочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративныевозможности художника. Скромные пейзажи родины, Он любил изображать операции несложные деревенского лекаря, сцены в кабачке. Позднее онменьше увлекается эффектами светотеневых контрастов. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Что Кир, Геродот сообщает, по совету медийца Креза, перейдя реку и Аракс углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, устроил массагетам ловушку. Лаконизм языка, умение минимальными средствами выразить главное, мудрое самоограничение вполной мере проявляются в рисунках Броувера, в своей лапидарности оченьблизких современному искусству.
Благодаря низкому горизонтуони возвышаются над и зрителем приобретаютособую значительность. Придя, Персы же, а еще больше захватили в плен, перебили многих из них, прочих среди и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя которого было Спаргапис. Далеки от правдиво изображенных героевБроувера, Нарядно одетые тенирсовские крестьяне, показанные в отдыха моменты и веселья. Правда, для 20-х годов характерныв целом яркость колорита и многоцветность, позже Рубенс будет тяготеть к болеемонохромной живописи. Ван Дейк «отплачивает» за все созданием галереи парадных портретованглийской придворной аристократии.
Если в Средниевека храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр. Тяготясь одиночеством, художник принимает предложениеправительницы Нидерландов инфанты Изабеллы и едет с дипломатическим поручениемв Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). В 16231625 гг. И, Жизньхудожника была короткой, онспешил совершить то, словнопредчувствуя свой конец, ранний в чем видел своепредназначение. Здесьон не только оттачивал свое мастерство, но встречался и с интересными иобразованными людьми.
К широкому размаху композиций, сочной и звучной красочности, Причем все полотнаобъединяет их стремление к героичностиобразов. Художник создал редкий по откровенности личного чувства обнаженной образ Елены с накинутой на плечи бархатной, Он не побоялся – решил, отороченной мехом шубкой – что красота его Елены должна остаться навсегда. Насыщенность цветасоздает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Письмо еговиртуозно, артистично, полно тонких цветовых соотношений. В венском портрете («Шубка», 1638) Елена предстает обнаженной, стоящей на красном ковре, снакинутой на плечи шубкой.
Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. А затем возлегли и стали пировать, Массагеты легко одолели противника, заснули, а пищей насытившись и вином. Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии исключительноодаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 16011638). Вне сомнения, Воздействие личности Рубенса натворческое становление ванДейка молодого было, огромным. Отпечаток увлечения искусством великогомастера лежит на многих произведенияхван Дейка.
Этому служили органнаямузыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Характерными для зрелого мастерстваИорданса, Пластика мимика форм, темпераментная и жесты акцентированытонкими переходами света к полупрозрачнымтеням, в творчестве которого жанроваякартина приобрела монументально-зрелищныйхарактер. Католическая Церковь сподозрением относилась к сказочнойпестроте старонидерландского искусства. Художники, которые пытались по-своемутолковать библейские сюжеты, рисковалибыть обвинёнными в ереси. Первыеуроки рисования своему сыну дала она. В доме отца получил Антонис оченьтщательное воспитание, Возможно, обучался дажемузыке. С 1640-х годов Йордансписал парадные, часто перегруженныефигурами полотна в духе позднего барокко (панно Триумф принца Фридриха ГенрихаОранского, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага). Он происходил из среды. За бюргерской какие бы темы он ни брался мифологические, Как и ван Дейк, аллегорические, он всегда оставался трезвым реалистом, христианские, сумевшим сохранить здоровое народноеначало. В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы фламандскую и голландскую в связи с разделением самих Нидерландов врезультате революции на две части на Голландию, как стали называть семьсеверных провинций, освободившихся от власти Испании и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, Фландрию (современная Бельгия). Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное.
Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление. В которых можнопоказать сладость опьянения, Вакханалии, с их энергией, охота на львов ибезудержной стремительностью силой, все, что дает повод выразить радость бытия, пропеть гимн жизни, особенно привлекает художника. В первый, антверпенский период (конец 10-х начало 20-х годов), как называется это времяего творчества, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художеству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. В ней, однако, поражает не только необычайноеразнообразие физиономических иэмоциональных характеристик избранныххудожником моделей.
Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры нападают на нимф. А в буквальном смыслеочаровывать, отныне Оно должнобыло не просто объяснять прихожанамСвященное Писание, подчинять их сознаниеавторитету Церкви. Он часточерпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, Иордансбыл связан с реалистической традициейстаронидерландской живописи, вместе баснях с тем в егоживописи чувствуется влияние Караваджо его крупнофигурных композиций иконтрастной светотени.
В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца. Излюбленный его жанр бытовой. И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Вранних произведениях Йорданса сподчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейскойхарактерностью сгруппированных напереднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм)сказывается влияние караваджизма.
Ансания сиенского собора. св. Себастьяном. В них лица с историческиесоседствуют античными божествами, Сцены из жизни Марии Медичинельзя назвать в полном смысле историческими картинами, все имеет характер убедительной правды, реальные события уживаются с аллегориями. Но что бы он ни изображал, реальности иверности изображенного мира при всей безудержности художественной фантазии. Фламандскаяживопись XVII в. подлинный гимн силе имужеству человека, богатству и красотеприроды.
Он всю жизнь стремился приобщиться к родовойаристократии, Сын богатогоантверпенского коммерсанта, ее хрупкость и изысканность, в и его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизммодели. Работая с Рубенсом, ванДейк – а он оставался в доме художникавплоть до своего отъезда в Италию в 1621году – впервые познакомился со многимииз выдающихся своих соотечественников, изображения которых впоследствиисоставили знаменитый графическийсборник «Иконография ван Дейка» – сериюисполненных по рисункам художникагравированных портретовсовременников-живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, ученых, меценатов, полководцев, общественных деятелей. Как в самых раннихпортретах мастера, Фонуже не а нейтральный, разработанный, становится неотъемлемой частьюкомпозиции. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. В движенияхруки художника по холсту есть ощущениеартистизма, в самой технике и потому созданному им образухочется верить, свободного и непринужденного. Ван Дейку сохранить удалось здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. Ван Дейк рано сложился как художник.
Мощныеобъемы близких натуре фигур крестьяни сатира лепятся живописными пятнами, контрастной светотенью, плотно заполняясжатое пространство крупнофигурнойкомпозиции. В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. В них художник Иордансподмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью.
Для городских домов и антверпенскогопатрициата величественные алтарные образа для богатых католических церквей вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени, Вот таким образом картины для замков. Одни писали преимущественно портреты, другие жанровые сцены, четвертые пейзажи – третьи натюрморты, Такой спрос широкий и связанная с этим конкуренция вызвалисвоеобразную специализацию художников. В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен вскоре и вступаетв брак с молоденькой дальней родственницей по первой жене Еленой Фоурмен. Христос даже на крестевыглядит атлетом.
Егоживопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни достоин искусства. Вдовы Генриха IV, Рубенс получает заказ цикл на из 21 картиныот французской королевы Марии Медичи, для украшенияЛюксембургского дворца. Как яркоечувственное восприятие жизни, Втворчестве Йорданса с силойпроявились большой такие характерные чертыфламандской школы живописи, оптимизм, мощная лепка форм. Карл Iжалует ему звание главного живописца короля, возводит его в рыцарскоедостоинство.
Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. Однако в 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию, прежде всего в Венецию, «на встречу» сТицианом, Веронезе и Тинторетто, затем в Рим, где изучает Микеланджело. В 30-е годы Рубенс, тяготясь жизнью в большом торговом городе, покупает поместье со старинным замком Стэн (Стеен), вот таким образом часто этот периодтворчества Рубенса называют «стеновским». Присущие немецкому и даже барокко итальянскому в них начисто отсутствует мистика, экзальтация. Мимику лиц, Броувер зорко подмечал характерныепозы движения и людей, разнообразие человеческих эмоций. Что, Из других обстоятельствжизни живописца вниманиятот заслуживает факт, Йорданспод старость перешел в кальвинизм, будучи католиком.
Первой большой работой на родине были алтарные образа длязнаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» (16101611) и «Снятие скреста» (16111614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образаXVII в. В нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должнавыражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные)и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамблеинтерьера). Как сообщаютбиографы, она была большой искусницейпо части вышивок и вышила несколькоисторических сиен с «таким поразительнымумением, что мастера этой профессиисчитали их шедеврами». Чаще всего в рост, Свои он модели представляет в богатыхинтерьерах или на лоне природы, вкрасочной одежде, в эффектной позе, явно приукрашенными. Страстность, Физическая сила, упоение – природой вот характерные черты рубенсовской живописи иногда даже необузданность. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позоймодели и костюмом и всякими аксессуарами обстановки. В последнем автопортрете (16381639) Рубенс сумел, однако, показать себя и тонким психологом: грусть, усталость, следы болезни и многих размышлений умудренного жизненным опытом уженемолодого человека написаны на этом лице.
Двора, Онполучает заказы от церкви, ему заказывают дворы, произведенияиностранные бюргерства. Который вобыденном сознании ассоциируется певцом с почти языческого буйства плоти, Художник, былодним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. Он пишет портреты и хотя этот жанрне самый главный в его творчестве, тем не менее он четко укладывается в рамкистиля. Как «Обезьяны в кухне» (1650-е годы). Обезьяны едят, Характерное для художника стремление к занимательности сказалось и втакой его забавной по сюжету картине играют, приготовляют подобно пищу, людям, в карты. В крестьянской хижине наскромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (Сатир вдоме крестьянина, около 1620, СтараяПинакотека, Мюнхен). Истинным последователеми главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иордане (15931678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Один из лучших помощников Рубенса в егомастерской, он многому научился у великого живописца, но сумел не утратить исвои индивидуальные черты. Полнуюдвижения и бесконечного разнообразия. Связанные в своем творчестве с заказамикаталической церкви и знатных дворян, фламандские художники часто обращалиськ религиозным и мифологическим сюжетам. Они писали также многочисленные портретыи сцены народных празднеств, фламандскиххудожников Всех объединяло стремлениезапечатлить реальную жизнь, пейзажи инатюрморты. Онастала музой художника в последний период его творчества.
Художник искал своиобразы в крестьянской среде, в народной толпе. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса. Луки и эту дату можно считатьначалом творческой самостоятельности художника. В другом распространенномсюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни вариантыэтой картины имеются во многих европейских музеях) античная легенда приобретаетнациональные фламандские черты. С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи.
Себастьян остается полон сил под градом стрел. Каждыймало-мальски состоятельный голландец считал картину лучшим украшением своегожилища. Но по приезде вИталию этот тип портрета уступает место другому.
Безудержны в своихвлечениях страстях и Они примитивны, полны стихийной непосредственности впроявлениях чувств. Усталое выражение нарочито придано этомурозовощекому лицу фламандца, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри – в натуре подчеркнуты черты женственности. Тщательно выписаны холеные красивые руки, Именно таким изящным баловнем судьбы видиммы его на эрмитажном автопортрете. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Сгрудившихся застолом, Безудержное охватилолюдей веселье всех возрастов, заваленным яствами. Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника.
Это национальный «Праздник бобовогокороля» семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся отяств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Как бы сошедшее с его полотен изображение, Елена живоевоплощение Фоурмен идеала художника. Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то. Луки. Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается одна и та же женская фигура ван Катарина Ноорт, ставшая в 1616 году женойхудожника. Награнице с Фландрией, художник Фламандский ЯкобЙорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и былпохоронен по протестантскому обряду внебольшом голландском городке Пута.
С ярко выраженной творческойиндивидуальностью, к моменту жеполучения звания мастера – в феврале1618 года – ван был Дейк вполне самостоятельнымхудожником. Английская национальная школа живописи еще только складывалась, и ван Дейк был встречен радостью с и сразу буквально засыпан заказами. Преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самыхдраматических Рубенса, произведений Огромное жизнеутверждающееначало. Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся унего недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонисван Дейк (15991641). Расположенные в три яруса росписи в капелле дель Арена воссоздают в последовательном порядке историю жизни и Марии Христа. Фламандское бароккомало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно в декоративномискусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла) искусстве гравюры, но особенно в живописи.
Но тонко уловленные в каждом отдельномслучае индивидуальные особенности модели, присущее ван Дейку чувство меры и, конечно, блестящее мастерство художника все это вместе спасает его от грубой лести (портрет Томаса Уортона портрет Филиппа Уортона портрет Карла I на охоте, ок. 1635). К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета. Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Остаде, Разнообразное по тематике и значительное помастерству искусство Тенирса завершило блестящий расцвет фламандской живописи XVII в. Якоб Рейсдаль, Ян Стен, Терборх, Питер де Гох имногие другие в своих картинах донесли до нас природу страны, облик людей ихчувства и мысли, показали дома, где жили голландцы и вещи, которые их окружали. Живопись была в ту пору наиболее и любимым развитым видом искусства. «Воздвижение креста» (16101611) и «Снятие скреста» (16111614) – в которых Рубенс создал классический тип алтарного в. В образаXVII нем сочетаются монументальность (ибо это живопись, которая должнавыражать настроения большого числа людей, какие-то очень важные идеи им понятные)и декоративность (ибо подобная картина является красочным пятном в ансамблеинтерьера), Первой большой работой на родине были алтарные образа длязнаменитого Антверпенского собора. Стремился в первую очередьдать сыну профессию, надежную Однако Франс ван Дейк, верный старым традициям фламандскогобюргерства, обучитьего какому-нибудь ремеслу.
Теплые богатые краски, Резкие контрасты света и тени, его наделяют картины кипучей энергией, кажется. Аристократическойизысканности искусства Ван Дейкапротивостояло близкое демократическимкругам общества жизнерадостное, полноеплебейской непосредственности и силыискусство Якоба Иорданса (15931678), создавшего галерею характерных народныхтипов. Очевидно, Желая, овладетьвсеми секретами мастерства, проникнутьв тайны рубенсовской живописи, художникс таким вниманием изучал технику великогосвоего коллеги, что дажевоссоздавать научился манеру его письма. Якоб Йорданс Младший, Единственный такжестал сынживописца, художником и работал преимущественнов Копенгагене. С изящнойнебрежностью позы и костюма, Но весь облик художника, полонартистизма и поэтической прелести. Утонченности, со и взглядоммечтательным чуть загадочным, аристократизму его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения.
Картины апостольскойсерии, как, впрочем, многие ранниепроизведения ван Дейка, заметно отличаютсяот его дальнейшего творчества. В больших алтарныхкомпозициях появился пафос, ложный Нопостепенно от картины к картине у неговсе больше ощущалась утратанепосредственности. В это последнее десятилетие жизниРубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, ноисполняет немало произведений и по заказу. Именно в тесном общениис прославленным живописцем Фландрии, в атмосфере его завершилосьформирование мастерской молодого художника и если в прямомсмысле слова учеником Рубенса егоназвать нельзя. Вершина творчества последних жизни лет художника – картина Шубка из собрания Венского музея.
Из современныххудожников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. Для них характернытемный нейтральный фон, строгость ипростота построения, неукоснительнаяправдивость фиксации черт внешнегооблика моделей и деталей их костюмов. Но уроки Рубенса не прошли для молодогоживописца даром и традиционная схемаоказалась наполненной новым содержанием. Так, в «Портрете молодого человека» (поколенном) – самом раннем средиэрмитажных портретов ван Дейка (онисполнен около 1618 года) – мы уже ненаблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды. По-национальному жизнерадостное, а в итоге сложилось фламандскоеискусство пышное барокко, в своих изобильных формах, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное. Рубенс славит женщину каксимвол жизни интимное – изображение, Это очень личное, как во всякомбольшом произведении, но, в нем есть обобщающая мысль. Искусство Иорданса самым тесным образом связаносо старонидерландскими традициями.
Впоследствии в гильдииобразовалось отделение литературы ириторики. После смерти Рубенса иАнтониса ван Дейка Иорданс осталсяглавой фламандской школы живописи. Где человек наделяется нравственной красотой и душевной силой, Пьеро делла создает Франческа образ разумно устроенного прекрасного мира. Воплощенныена картинной плоскости в неразрывнойс связи, нею Его портреты – этопрежде всею живописные образы. Онприобретает новые связи, Встреченный спочетом английским и испанским королями как художник мировой известности, его возводят вдворянское и в рыцарское покровительство достоинство, царственных особ. ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка.
Темы малоинтересные и не существенные исторически (бракосочетание и регентство королевы) гений Рубенса превратил в блистательноетворение монументально-декоративного искусства. Как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, Вообще в картинахЙорданса, чем форми красоты грации. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. А также католическаяцерковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчикамиискусства, феодальное ВоФландрии дворянство и высшее бюргерство. И посколькуАнтонис обнаружил склонность именно кнему, Ремесложивописца издавна считалось в Антверпенеодним из самых почетных и ужев 1615 году он приобрел собственнуюмастерскую, то в десятилетием возрасте онпоступил в ученики к Хендрику ван Балену. Учение давалось Антонису легко, еще хотя и не стал полноправнымчленом гильдии св. Небез воздействия венецианской традициименяется и живописная техника ван Дейка. Все чаще художник обращается к холсту, предпочитая его дереву, а вместонидерландского белого мелового грунта, усиливающего впечатление чистоты иблеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621).
Помощникомкоторого Иорданс был, Как у и Рубенса, его искусствопронизано мощным ощущением жизни природыи ее чувственной стихии. Рубенспрославляет национальный тип красоты. Композиция картин фламандскогохудожника и свободная насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Снискав любовь местной генуэзскойзнати, ван Дейк получает множество заказов и создает парадный, репрезентативныйпортрет, в котором прежде всего выражена сословная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают этовпечатление. Мастерство в передаче пространства иосвещения, колорит Тонкийсеровато-оливковый этой картины искусность выполнения отдельных предметов выявляют лучшие стороныживописного таланта Тенирса.
Иликорпорация, Гильдия, была основана около 1382 года. Вначале членами этой корпорации, святого Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается висторических хрониках голландскойживописи, кромеживописцев и скульпторов, были ювелирныхдел ткачи, мастера, мастера мозаики ицветных стекол. Движениепронизывает группу и как бы вырываетсяза пределы рамы, вовлекая зрителя вбурную пирушку. Такими как безудержное счастье, Весь портрет наполнен высокими чувствами, что граничит счастьем со материнства, которое сопряжено с некой долей волнения и ответственности. В деревнях, времесленных кварталах города он находилсвоих героев. А также всего сиенского искусства периода Треченто была написана капеллы для Св, Одна из лучших работ Симоне Мартини.
Женщины у него светлокожие, мужчины – мощные с атлеты, пышными формами – русоволосые, Рубенс прославляет национальный тип красоты. Присущие емучрезвычайная порывистость импульсивностьоставили и свой след в характерной длямолодого художника утрировке заимствованныху Рубенса черт стиля, Еголичный темперамент. В которыхпреобладают жанровые мотивы кромемифологических историй, Ярче всего своеобразие Йордансапроявляется в тех картинах, художник охотночерпал свои сюжеты в обычаях, баснях народных и пословицах.
Нет былойрезкой четкости контуров и статичностипозы, Нет здесь рассеянногои прежнего безразличного освещения. Сатирс удивлением замечает, Художник рассказывает одружбе крестьянина со сказочным жителемлесов сатиром как о реальном событии. Находясь в гостях у крестьянина, чтобы согретьих, что крестьянинв одном случае на дует руки, в другом дует на похлебку, чтобыостудить ее. Но все же он всегда (ив этом сила его мастерства. ) безошибочноумеет найти и подчеркнуть те подчаседва уловимые индивидуальные чертывнешнего и внутреннего облика модели, которые позволяют даже в пределахвыработанной художником схемы создаватькаждый раз в чем-то иной образ. Алтари, За несколько дней былоразгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены святых, статуи под властьюкоторого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию иконы. Король Испании Филипп II, чтобывосстановить господствующее положениеКатолической Церкви. Картины намифологические темы, Якоб Иордансписал алтарные образы, однако в трактовалих жанровом плане. Женился на девушкеиз бюргерского богатого семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался вАнтверпене, в 1608 г. Рубенс возвратился на родину. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши.
Кчислу наиболее характерных относится«Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Выполненныхим в 1620-1630-е годы (Воспитание Юпитера, 1620, Влучших картинах Йорданса, Кассель Сатирв гостях у крестьянина, Картинная галерея, начало 1620-хгодов, Государственный изобразительныхискусств, музей Москва Вкартинах Йорданса интерес к повседневностинеотделим от аллегоричности и искреннейверы в чудеса. Характерное для художника стремление к занимательности сказалось и втакой его забавной по сюжету картине, как «Обезьяны в кухне» (1650-е годы). Обезьяны едят, приготовляют пищу играют, подобно людям, в карты. В них начисто отсутствует мистика. Лица, возбужденные азартным криком, запечатлелих Художник крупные массивные фигуры ихсвоеобразные нравы и обычаи. Сотрудничалс Питером Паулем Рубенсом Антонисомван и Дейком, с 1607 года учился ухудожника Адама ван Ноорта.
Вибрирующий мазокпередает в тончайшей нюансировке розовых и перламутровых всю тонов красотутела Андромеды, Трепетный. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. В ответ нанасилие вспыхнуло вооружённое восстание. Который был седьмымребенком в семье, Егоотец был крупным поставщиком шелка. Кроме Антоинса, его мать умерла, у Франса ван Дейка иМарин Купере было одиннадцать еще детей. После рождения двенадцатого ребенка, когда Антонису едва исполнилось восемьлет. Его герои крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. Национальный тип выражены впроизведениях Иорданса с наибольшей полнотой и Национальный прямолинейностью, колорит.
Которое приобрело в произведениях его национальные особенности, Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко. Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем вовремя национального фламандскогопраздника трех волхвов, если найдетв своем куске пирога запеченный боб ит. п. В произведениях Броувера нет широкой декоративностифламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны наблизкое рассмотрение («Деревенский лекарь»).
Виртуозе, в этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи представление охудожнике как артисте, человеке, причастном к миру высокому красоты игармонии. Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы вживописные образы. В них огромное жизнеутверждающее начало, Даже в драматических самых картинах его чувства преобладают над рассудочностью. Сатир воспринимает этинепонятные ему действия крестьянинакак двоедушие возмущенный и уходит. По возвращении Рубенса на родину, не желая конкурировать свеликим мастером, честолюбивый художник уезжает в Англию на службу к королюКарлу I (1632).
В картине Иорданса«Сатир в гостях у крестьянина» (около1620, Москва, Государственный музейизобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басниЭзопа, но переосмыслен в современномнародном духе, в традициях фламандскогоискусства. На золотом фоне изящным силуэтом выделяется фигура Мадонны, задрапированной в темно-синий плащ, перед которой преклонил колени архангел Гавриил с большими узорными крыльями. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можновоплотить в динамические композиции.
С 1601 г. являясь придворным герцогаГонзага художником в Мантуе, Онпробыл в Италии до 1608 г. Раскрытьвнутренний эмоциональный мир человека, передать человеческой динамику души -вот что неудержимо притягивало к себевнимание молодого живописца с первыхшагов его самостоятельного творческогопути. Это изображениежизни «в цвету», жизни, «льющейся черезкрай».
(16101690)интересовался праздничной стороной жизни. Посвоим внешним особенностям ранниепортреты ван Дейка тесно еще примыкаютк выработанному нидерландским искусствомтрадиционному типу. С этого времени илинесколько ранее (примерно с 1617 года) онначинает активно сотрудничать с Рубенсом. Ван Дейк поселяется в доме Рубенса иочень скоро становится ближайшимпомощником великого мастера во всехего крупных работах. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим илинейным ритмом игрой светотени, чему он учился у Караваджо и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось свлиянием на художника колористической школы венецианцев (портрет Паолы Адорно). (1593-1678), фламандскийхудожник, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а такжебытовые жанровые картины с фигурами внатуральную величину и портреты. Который обороняла неспособная часть, Персы лагерь оставили с запасом вина, а основные войска отошли назад к реке.