Что возможности ренессансного подхода к иллюстрированию с наибольшей осуществились полнотой в рисунках Боттичелли, Несомненно. Вводя различные положения персонажей (например, обращенность жеста, поворот фигуры), мастер подразумевает их связь со зрительной удаленностью объектов в пространстве. И существует только одно прямое серьезного свидетельство интереса Боттичелли к его личности, Савонарола был сожжен в том же году 29 мая. Действия показаны происходящими на конкретной пространственной сцене единого вокруг смыслового фокуса. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. За которой чувствуется представление о законах перспективы, картин Построение отличается целостностью. Как и в других современных им иллюстрациях к «Комедии», аллегорическое содержание здесь не является больше преобладающим изобразительное же – утверждает себя как язык, с помощью которого раскрывается смысл.
То и в этом плане допустима параллель с неоплатонической мыслью, обратиться Если к лаконизму художественного языка рисунков. Наконец, средневековый прием непрерывного иллюстрирования вносит в трактовку «Комедии» в гравюрах эффект последовательного развития событий. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Данными в ракурсно-пространственном положении, Трехмерность соединением передана нескольких графических планов и фигурами.
Повторение пластических силуэтов воплощает масштабность зрелищ. Этому способствует новая организация книжного пространства. Был известен как собиратель книг, Урбинский герцог гуманистическую прошел школу Витторино да Фельтре. Разворот кодекса открывал в соотношении равнозначном страницу текста песни – страницу с соответствующей иллюстрацией. В первых листах еще используются элементы рассказа. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).
Иоанном Крестителем» (ок. Смысл «Комедии» сплетается с неоплатоновской темой Рая: представлением о высшем мире проявления сверхчувственной красоты, где душа, свободная от телесного плена, поднимается через созерцание ступеней божественной эманации к изначальному и конечному Единству. В противоположность средневековой цикличности композиция иллюстрирования заключает в свои рамки отдельную сцену. Избранные художником средства иллюстрирования – емки. Соотнесенной с космосом и отражающейся в телесных движениях в фигуры круге наделены обостренной и не без воздействия неоплатонических понятий о душе, подвижной выразительностью мимики и жеста. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св.
А изображая кентавров, он реализует преимущественно ассоциацию с эллинистическими образами, заключенную в строках Данте («Ад» XII, 55–57). – Ч XIII, XIV). И надписи идентифицируют здесь действующих лиц, а не отвлеченные понятия. Вероятно также, не без влияния драматических событий во Флоренции для художника приобретают остро индивидуальный смысл строки «Чистилища» – XII, 88– 99, откуда фантазия его извлекает мотив обнимающихся ангела и Данте – предвестие темы любви и добра, торжествующих над злом. В нем отражена внутренняя раздвоенность, свойственная эстетическому идеалу художника с конца 1480 г., когда он приходит к несоединимости сенсуалистических и спиритуалистических тенденций.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Мотив, очевидно, обусловлен также иконографическими типами, варьируемыми в ранних иллюстрациях к «Комедии» и соответствует ренессансному, в частности неоплатоническому, образу мироздания. Впечатление светового потока («Рай» XXX, 61–69) воссоздается здесь с чудесной простотой: две тонкие линии, проведенные в даль островатый декоративный узор цветов порхающие среди них путти. Он призывал к религиозно-этическому обновлению, Видя в несчастиях века следствие падения и нравов веры. Напряженная экспрессия рисунков наводит на мысль, что поэзия «Чистилища» преломлена здесь сквозь неоплатоническую идею о тяготении души из оков земных страстей к сверхчувственной красоте.
1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Характеризуемой Vasari как иллюстрирование и "изящества" он оставил свою работу. ", Из их красоты. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Так же как взаимосвязанность композиций рисунков – включает лист изображение предыдущего и последующего пояса мук и этот сквозной ритм движения, достигает у Боттичелли безусловной новизны впечатления. И однако же, язык этих гравюр представляет собой язык обновленного, популярного прочтения «Комедии». Что биограф должен был изменить даты многих Мадонн, Это означает, датированы они на десять лет позже чем прежде, чтобы доказать его теорию определенно.
Биограф Боттичелли Эрнст Штайнман искал психологическое развитие художника своих через Мадонн. «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», Чтобы передать видения, Дантовы «драматические ситуации» «Комедии» – художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения». – говорит Фичино,, здесь нас соблазняют обольщения лугов», – тут нас множество держит препятствий. Изобразительный компонент, соединенный с тончайшей экспрессией, здесь существен. Где еще используется этот средневековый Там метод, же, расположенные в общем поле миниатюры, эпизоды, воспринимаются пластически замкнутыми.
Что Боттичелли ничего произвел не после прибытия под влиянием Джироламо Савонаролы, Штайнман не соглашается с утверждением Вазари. Традиционные элементы полностью подчиняются авторскому замыслу. В прозрачных, порывистых рисунках заключено своеобразное соответствие поэзии этой кантики. В которых, Набросанный прерывистыми штрихами, ощутим трепет листвы возникающий из причудливых линейных изгибов, кажется, – образ воспринимается леса скорее как зачарованный сад. Где изобразительные, Литературно-философские значения переведены художником с исключительной тонкостью на язык линии, экспрессивные составляют компоненты замечательный синтез со смысловыми и словесное содержание претворено в зрительное.
Рисунки развертывают непрерывную нить буквального содержания, Следуя тенденции, объяснительной на которой основывалось раннее аллегорическое комментирование поэмы. Передавая фигуры, Он следует тексту строка буквально за строкой, эпизоды, пейзаж изображенные Данте. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Наличие в них множества действенных и эмоциональных положений показывает, что повествовательная линия «Комедии» прочитана с известной долей занимательной фабульности. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров украшения для своего студиоло. Последний – из выполненных – лист иллюстрирует полет над Эмпиреем (Р XXX).
Он отмечает малейший поворот ситуации, дифференцируя подчас в своей динамичной трактовке действия, связанные Единством места и почти одновременные (две головы на одном теле, две фигуры персонажа в едином эпизоде – см. : А VIII, XXI, XXXII Ч X, XIII, XIX). Урбинский правитель был компетентным и знатоком ренессансной миниатюры, Вероятно, обязанный этим преподаванию профессиональных иллюстраторов в школе Витторино да Фельтре. В книге японского автора Ясиро развиваются следующие идеи. И Дантов «тенистый и живой» лес («Чистилище» XXVIII, 2) претворен художником в прозрачную, несколько меланхолическую гармонию образов «Весны», но еще более хрупкую и ускользающую.
Когда на землю возвращаются странник Амур, Зима обновляется весенним цветением, как об этом и Прозерпина ее сестра Венера, например, читаем в строках Полициано. Что проявляется в словесной форме, Графический язык обладает здесь в редкой особенности возможностью зримо воплотить то. Которые связывают высокие иллюстративные качества работы с Боттичелли ее графическим стилем, в этой связи особенно интересны те положения исследователей. По мнению А. Вентури, «Боттичелли – самый утонченный поэт линии»: «острая выразительность, . Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение».
25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Это – язык обостренно индивидуального перевода «Комедии». Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. 1478–1482 гг, Анализ иллюстраций начинаем с Урбинского миниатюр кодекса – наиболее ранних по времени исполнения. Изображены среди эфирного простора (Р XXVII), в окружении ангельского воинства (Р XXVIII, XXIX).
Но при этом традиционные элементы настолько видоизменены художником, что позволили широко отобразить зрительно-пространственные мотивы «Комедии». Использовав отчасти свои первые композиции, к листов выполнению кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Как будто это единая Со композиция, зрительной иллюзией движения переходят они из одного листа в другой так. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы Государственного из архива Флоренции. То есть в нарисованном с отчетливостью видели то, что описано в поэме и, возможно, мастерство иллюстратора в передаче зрительной достоверности ее образов воспринималось при этом несколько преувеличенно, в духе такого суждения о миниатюре, как, например: «Вы побежали бы от злого льва в сосновый лес и дрожали перед косматым кабаном на нарисованных горах» Видение и чтение сближалось здесь в том аспекте, что зримый образ снова обращал внимание к поэтическому слову, которое в свою очередь дополняло изображение.
Сами предметы остаются захватывающими для своей двусмысленности, Но если живописные средства быть могут поняты. Как бы лучащиеся в легкой вибрации, они отражают звучание света. Чтобы передать Дантовы видения, художник использовал «бесконечные возможности» «рисования быстрого движения»: «он переводил в быстро движущиеся линии, выражающие быстро сменяющиеся чувства», «драматические ситуации» «Комедии».
В марте 1498 Веспуччи Гвидантонио пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. Во-вторых, чистого цвета, вместе с эстетическим наслаждением и оценкой созерцание изображений предполагало мысленную связь их с фигурами, ситуациями, местами, представленными – Данте пронизанное сиянием драгоценного, Небо, ассоциируется со строками. Ближе к Данте Боттичелли подходит в иллюстрировании «Чистилища», чьи образы более открыты его внутреннему миру. Работы не иллюстрируют особые тексты скорее каждый полагается на несколько текстов для его значения. Как никто из предшествующих или современных ему иллюстраторов, Боттичелли подходит к столь произведению близко. – владельцем кодекса, Рисунки предназначались для читателя из культурного неоплатонического круга, был Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, который они украшали.
Таковы ангел, шагающий через Стикс («Ад» IX) прорыв в глубину, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Боттичелли трактует с живой, забавной фантазией грозных дьяволов преисподней. Но в самой этой ориентации на уже изобразительность заключена возможность передачи пространственно-пластических и цвето-световых образов Данте. Окруженные хорами пламеней или взятые в чистый круг и Беатриче с составляют Данте, внутреннее единство с музыкой небесного света. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок.
Перевод слова на язык изобразительности приобретает характер индивидуальный и углубленный в рисунках к «Комедии», выполненных Сандро Боттичелли между 1492–1498 гг. Он акцентирует повествовательно-изобразительное содержание. Возникает мысль о специфически ощущении ренессансном художником категорий пространственного у Данте.
Пейзаж извивающийся вдаль множеством троп, создает зримую метафору пути. Подвижных очертаний словно наполнен атмосферой весенней прозрачности, невесомо Пейзаж воздушных. Они передают эпизоды «Комедии» в их зримо-живописной привлекательности.
1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Жесты, Позы, – они остро воспринимались современным зрителем, взаимосвязь фигур свидетельствуют об ситуациях, определенных ибо использовали привычные для кватроченто обозначения драматических и психологических мотивов – язык пластики, который был одинаково характерен для танца, драматических представлений и изобразительного искусства. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Ученый утверждал, что боттичеллевские «мысленные образы замышлялись на языке линии», столь естественно передававшей их внешние проявления. Быстрый бег линий выявляет формы, движение, пространство, организует композицию. Исследователь предложил интересный опыт, Исходя из проанализировав этого, линейный строй каждого из рисунков в связи с их иллюстративным содержанием. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. В неоплатонической символике Земной Рай сливался с садами Венеры.
Боттичелли принадлежал к числу сочувствовавших Савонароле. Трагическое настроение и элементы мистицизма многих во поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. Можно допустить, что художник смотрел на Дантовы картины сквозь призму этих понятий. Трудно не поддаться очарованию концепции японского исследователя.
Отражаемых в фигурах Не путешественников исключена возможность восприятия зрелищ Ада, как своего рода раскрытие внутренних видений томящейся души. Главным образом сосредотачиваясь на поэзии и философии гуманистов, Сложные значения этих картин продолжают получать распространенное широко академическое внимание, которые были современниками художника. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Переходя от композиции к композиции, взгляд следил за чередованием действий, в своей причудливо-легкой цветовой, пейзажной и архитектурной аранжировке напоминающих картины некоторых поэтических повествований XV в., например пейзажи, описанные Боярдо. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Он различим в экспрессивности мимики и движений. Путь поэтов, то сложный, то прямой, непрерывно тянется от рисунка к рисунку.
Каковы же конкретные формы этой графической интерпретации каждой из кантик. Принцип подобного построения позволил концентрированно бы охарактеризовать пластическую выразительность ситуаций – действенную взаимосвязь фигур. Последнее основывалось на связи представлений о любви с темой времен года, жизни и смерти. Линия выступает в разнообразных функциях: в декоративной изобразительной линия – язык, на который переведено содержание «Комедии» наконец, она отражает в рисунках мир чувств художника, эту подчас едва уловимую гамму переживаний. Пластическая масштабность фигур «Ада» также в целом чужда иллюстрациям, обнаруживающим в иных мотивах чувство пластического (кентавры – А XII, XIII гиганты – А XXXI).
С их почти имматериальными очертаниями круга на светлом фоне, передают Иллюстрации, ощущение свето-воздушной безграничности, с незамкнутым движением циркульных линий. Наконец, мрачный пейзаж Ада претворен мастером в изысканный линейный узор. Личностный характер подхода Боттичелли к иллюстрированию «Комедии» достигает наивысшей степени на этом заключительном этапе работы. В нем заключена не только крайне драматическая, выразительная направленность, но и противоположная ей – декоративная, смягчающая, поскольку картины Данте запечатлены «в виде прелестных арабесок».
Для которых характерна изысканная зрелищность, угловатой с медлительностью они строят сцены. От страницы к странице, Следуя за этими изменчивыми ритмами по поверхности охватывает листа их в нарастании и взаимосвязи, взгляд проникает в ситуации различных эмоциональных оттенков. Его идиллический мир наполняется у Боттичелли перекрестными ассоциациями. Что кодекс предназначался для образцового ренессансного читателя – владельцем его был да Федериго Монтефельтро, Знаменательно также.
Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Боттичелли отказывается здесь от традиционной передачи повествовательной линии «Комедии» – метода из которого он исходил в истолковании предшествующих кантик. Потенциально заложенного в обобщенных поэмы, категориях Извлечение содержания, подобно тому как новые понятия – в плане эстетическом – проецируют на «Комедию» миниатюры Урбинского кодекса или гравюры типографских изданий, одновременно становится напластованием новых мировоззренческих идей. Лишенные внешнего действия, Рисунки, который может угадываться в них как скрытая подоснова, не абстрагированы сюжета от песен. – «Чистилище» XIII, 25–32 XIV, 130–139. Они вызывают в воображении сопоставления, ассоциации, вплетенные в эти картины.
Иероним», «Св. В окружении ангельского воинства Изображены (Р XXVIII, XXIX), среди эфирного простора (Р XXVII). Но главное, что наполняет язык рисунков, – тяготение к лирической теме даже там, где она едва уловима у Данте.
В этот период Флоренцию потрясал силой пламенной проповедей доминиканец Джироламо Савонарола. В большей степени они предаются эстетической радости выражения зримых форм. Так что в данных интерпретациях и их восприятии читателем того времени повествовательное содержание «Комедии» определенно связывается с изобразительным и притом на повествовательное содержание начинают накладывать собственные понятия о сюжетной занимательности. Уступы и пропасти напоминают нагромождение прозрачных кристаллов. И текст находит в рисунках свою параллель.
В библиотеке Федериго, одной из крупнейших по тому времени, царил подлинный культ книги. Рисунки мастера соприкасаются с текстом «Комедии» подчас настолько тесно, что, хотя было бы произвольным говорить о сознательной передаче им метафор и сравнений, картины Данте воссозданы в них в образной полнозначности. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, которому к Сандро был отдан в обучение. Где каждый круг мыслится как часть пространственного целого, Ибо в своем единстве рисунки некий предполагают образ загробного мира, связанная с предшествующей и последующей ступенью и имеющая собственную протяженность. Которые могло бы извлечь из текста неоплатоническое толкование, Но отказ иллюстратора почти от всех декоративно-символических элементов, легче сблизить с Савонаролой утвержденными идеалами искусства. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте (см. : Данте и Бокко дельи Абати Данте обращается к папе Николаю III – А XXXIII, XIX).
Заключающий фигуры Данте и Беатриче и в рисунках к последним художник песням стремится разомкнуть круг небесных сфер. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Но затем, начиная с пятого рисунка, художник дает лишь суммарное представление о песни. собеседование» (ок. Путь к высшему блаженству включает в себя преодоление Ада – душа проходит через грехи, Согласно ей, соблазны заблуждения и чувств.
Волны подземных потоков разбегаются в легком колыхании. Художник откликается на пространственные импульсы, заключенные в «Комедии». А сопоставление Мательды с юной Прозерпиной могло быть образной продолжено параллелью – Прозерпина и Венера. Что даже в случае пользования иконографией ранних иллюстраций его графические мотивы впечатление оставляют новизны, Ему присуща столь одушевленная фантазия.
Наконец, тема круга может быть связана с символизацией души. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Можно сказать, что в Урбинском кодексе эсхатологические видения Данте были интерпретированы как своего рода «вымысел поэтического воображения». Новый оттенок графической интерпретации Боттичелли очевиден также при сопоставлении с более ранними рисунками к «Комедии». В высокой оценке эстетических или качеств иллюстративных миниатюр единодушны авторы различных поколений.
Где в прозрачной точности деталей развертывается пейзаж, Ситуации перенесены в фантастически прекрасную среду, которое свой вносит оттенок в медленную смену событий, наполненный игрой света и настроением легкой элегичности. Восхождение связывается в «Рае» со все большим расширением внутреннего видения, постижением новых, бесконечных небесных пространств. Они изображены в открытом пространстве, над которым вращаются концентрические гирлянды огней (P XXIII – XXVI). Но прежде всего со словом сближается экспрессивная суть иллюстраций, где за отражением зримого плана «Комедии» как бы всплывают поэтические интонации ее строк.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. – пространственные тенденции выражены в них иначе, Рисунки лишены обоснованного математически перспективного построения. Четыре листа раскрашены темперой. В еще большей мере можно связать образы графические иллюстраций с неоплатоновской темой духовного движения.
При этом для графического стиля иллюстраций характерна дуалистичность. Концепция о Боттичелли – «великом импровизаторе пером» – наметилась в труде Г. Хорна. При этом главный акцент в претворении смысла «Комедии» переносится на изобразительность. В своей острой, тончайшей чувствительности он передает образы изобильной фантазии. Иоанном Крестителем» (ок.
всемогущая экспрессивность линий есть главная сила боттичеллевских комментариев к «Божественной Комедии». В эстетически бедных образах содержание объясняется для людей невысоких знаний. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен.
Художник, например, не выделяет из толпы осужденных гордого флорентийца Фаринату дельи Уберти, трагического Уголино или Ясона, который у Данте такой «большой» и полон «величества былого» (А X, XXXIII, XVIII). 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Чуткая вибрация линий создает впечатление мерцающих огней. Если сопоставить с миниатюрами Гульельмо Джиральди гравюры ранних тиражных выпусков «Комедии»: издания 1481 г. (Флоренция) 1487 г. (Брешия) 1491 г., май, ноябрь, 1493 г., 1497 г. (Венеция), то эти начальные опыты гравировального искусства кажутся безусловно архаичными в своей технической неловкости использовании циклического построения и надписей. Новаторство в иллюстрациях Боттичелли сочетается с использованием средневековой традиции интерпретирования текста, Как в и гравюрах типографских изданий.
1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. Им соответствует иная, чем в ранних миниатюрах, композиционная конфигурация. Но кажется, Он лишь едва наметил характерная их, для будущих ренессансных образов неба, что в наброске проступает архитектоника сферических очертаний. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и искусства субъективного маньеризма. Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, линии нервной Боттичелли. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения.
Шагающий через Стикс («Ад» IX) в прорыв глубину, Таковы ангел, создаваемый фигурой скачущего кентавра («Ад» XIII) полет демонов («Ад» XXI, XXII). Видений, открывающихся на вершине пути, мастер не передал. Отражающийся подчас в Дух иллюстрациях, беспокойства, очевидно связанном с обстановкой Флоренции тех лет, вызывает предположение еще об одном источнике духовного переживания. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он и плохо был беспечным.
То теперь воспроизводятся лишь однородные временные действия, Если предшествующие миниатюристы вытягивали хронологически и пространственно мотивы разноплановые поэмы в единую цепь символической действительности. Архитектура, пейзаж – пространственная среда – намечены с некоторой зрительной убедительностью. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Наложенные то легким, Краски, создают лучезарную цвето-пространственную среду, то плотным эмалевым слоем, в – своей ясности она, кажется, передает свет дня. Сравнение графических композиций Боттичелли с теми, где раскраска (очевидно, сделанная другой рукой) упростила контуры, показывает, насколько зрительная впечатляемость иллюстраций обязана именно линии – бесконечно подвижной, чутко отвечающей внутреннему строю образов.
Со смелой фантазией трактует он сцены стремительного ритма. Выразительность его несравненно многообразна и открыта к передаче своеобразно воспринятых образов «Комедии» в их бесчисленной последовательности. Пламени душ возникают из трепещущих орнаментальных завитков. Иллюстрирование «Комедии» Федериго заказал одному из самых видных феррарских миниатюристов того времени – Гульельмо Джиральди, с помощниками. Даже связанные со средневековым символизмом надписи под пламенями душ, где сама неровность почерка отражает чувство художника, – даже эта деталь выступает в рисунках знаком личного, поэтической персонификацией (Р XXIV–XXVI). Может быть, как отголосок идей доминиканца ритм шест-г вия душ в иллюстрациях пронизывает иногда мучительная жажда духовного преображения. «Мы стремимся к величайшей вершине Олимпа и живем в самой глубокой пропасти.
Близко соприкасаясь с текстом, Однако, смягчает их звучание, суровое мастер начиная с первых песен. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Введение в рисунки мотива круга естественно объяснить дантовской космографией. В "проницательном углублении и выражении в предоставлении физиономии Мэри", Штайнман различает доказательство влияния Савонаролы на Боттичелли. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. реализма умерено исследованием Боттичелли старинных вещей. С наибольшей последовательностью подобные суждения будут проведены А. Вентури и Ю. Ясиро.
Присущих зрительным образам Художник Данте, особенно чутко отзывается здесь на оттенки настроений. Данте, Вергилий, персонажи греко-римского мира несут на себе отпечаток эллинского достоинства и своеобразная значительность видна в фигурках грешников. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» «Коронование Богоматери», («Пала Сан-Барнаба»), «Благовещение» (все – ок.
Данте нарисован с двумя лицами, чтобы показать, что он обернулся назад, приняв души нарушителей обета за их отражения (Р III). И если путь, как и в «Комедии», «измеряется» движением поэтов, отвечая средневековому принципу развития пространства через посредство движения, то одновременно это путь, который как бы содержит однородную внутреннюю меру, обусловленную ренессансным понятием целостности. В линейном стиле Боттичелли вступают во взаимодействие экспрессия, упрощенный лаконизм и каллиграфическое совершенство. Чуждых ренессансному художественному Использование методу, форм и приемов, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Иллюстрации кодекса представляли повествовательную прелесть трактуемого содержания, В-третьих. Такое понятие о целом представлено в начале кодекса в виде подробного стереометрического макета Ада (выполнен неизвестным миниатюристом). Отталкиваясь от циклического типа изображения (возможно, от варианта его в кватрочентистских кассони), Боттичелли своеобразно передает ведущий мотив действия, следуя шаг за шагом за Данте и Вергилием в их странствии. В этой атмосфере ужасы «Ада» переведены в чуждый им эмоциональный регистр, настроения же «Чистилища» могут находить своего рода подобия. Художник воспроизводит образы «Комедии» с ощущением их внутренней выразительности.
Заключенных в круг неба, Содержание поэмы он в концентрирует лаконичной выразительности двух фигур – Беатриче и Данте их движениях, – в экспрессивно-линейном соотношении этих фигур, мимике. Чем это трактует Ясиро и все же соотношение между и графическими смысловыми элементами иллюстраций представляется несколько иным. Орнаментально-тектоническая рама замыкает их в качестве более удаленных изображений. Которое отвергал просвещенный ренессансный читатель, Это род иллюстрирования, например, как, Урбинского владелец кодекса. Отбор средств иллюстрирования, что все в них носит личный их трансформация – приходим к выводу, Пытаясь определить меру различных этих влияний в рисунках, авторский характер. В отличие от них, язык, на который переводит картины Данте этот художник, – индивидуален. Однако миниатюры кодекса развивают иной аспект нового изобразительного языка. В самом деле, рисунки явственно обращены к содержанию «Комедии», но вместе с тем переводят его в совсем иной образный строй, – в сравнении с Дантовой пластичностью и драматизмом графические образы мастера подвижны и легки.
Навстречу духи пролетали, / и всех на любви вечерю сзывали, но невидимо для глаз – / Хоть слышно иллюстрирование строк. Круговых созвучий заключена тема идеального согласия небесных сфер, в мотива повторяемости круга. Они лишены Дантова трагизма, Хотя муки грешников представлены со впечатляющей характерностью, что не точки подтверждает зрения Ясиро о тяготении Боттичелли к драматическому содержанию поэмы.
Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными Рисунки чернилами, выполнены серебряным и свинцовым штифтами. «Божественная Комедия», проиллюстрированная художниками Возрождения – это произведение, зазвучавшее на языке ренессансных понятий. Он может передать даже атмосферу невидимого присутствия (см. Главная же сила воздействия рисунков – во внушаемости образов «Рая», чьи формы «дематериализуются» в светомузыку. Соблазны души, Луга обольщений, который проступает в очаровании боттичеллевских рисунков, Ад ассоциируются здесь тот в взаимосвязанный строй образов.
Довольно отчетливо показаны фигуры «Комедии». Что гравюры эти-, Следует представить, не предназначались для ученого, обращенные к массовому читателю, но более легкого чтения. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Движение его пера стремительно легко, гибко и экспрессивно. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Он мог представить себе картины, зритель Когда сосредоточивал воображение на гравюрах изменчивые и сплетающиеся в целостный рассказ, страшные или приятные. Однако дополнительный свет на данный вопрос проливает рисунков сопоставление с неоплатоническими понятиями об области зла.
Пространство указано в своей трехмерности, – сцены развернуты в глубину или из глубины. Например. Образные понятия неоплатоников были близки Боттичелли и безусловно импонировали заказчику иллюстраций. Разговору Данте и Беатриче о причинах различных свойств небесных сфер придана некоторая наглядность благодаря схематическому изображению небесных кругов (Р II). Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, них Из следует.
Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Различие образного строя иллюстраций и «Божественной Комедии» объясняется несовпадением творческих черт поэта и его интерпретатора. Разбегается в мелкой зыби, Линия то легко стекает, упруго вибрирует, развивается в ритме острых углов, то собирается причудливом в орнаментальном сплетении или парит в своей невесомости.
Ибо в иллюстрациях легче увидеть не собственно реальность Ада «Комедии», но образ страстей души. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Трудно утверждать, что мастера глубоко прочитывают образы «Комедии». Что духовные и Девственницы, эмоциональные Штайнман полагает, следуют непосредственно от обучения доминиканского монаха, предоставленные Сандро. Извлечение содержания, потенциально заложенного в обобщенных категориях поэмы, одновременно становится напластованием новых мировоззренческих идей, подобно тому как новые понятия – в плане эстетическом – проецируют на «Комедию» миниатюры Урбинского кодекса или гравюры типографских изданий. Правда, с другой стороны, художник обычно не использует и чисто религиозных символов «Рая».
Изображения приобретают ясную обозримость (стремление к которой заметно уже в рисунках к «Чистилищу» – начиная с Ч IV)–содержание сосредоточено в лаконичной композиции.