1 Актриса глазами художника (Психологический портрет Полины Антипьевны Стрепетовой) Учитель Васильева Л. А. 171портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы в драме А. Ф. Писемского 171Горькая судьбина187 Великая трагическая актриса, она и сама шла навстречу трагическим испытаниям. Портреты художниковспособны конкретизировать представленияподрастающих читателей о герояхдраматургических произведений. Третьяковской галерее принадлежат двавеликих портрета великой русской актрисы Едва ли художникнамеревался включать образ Стрепетовойв какую-то определенную картину. Скорее всего этюд как подлинныйшедевр портретного искусства являлсядля него счастливо найденным решениемпсихологической выразительности образа, которое могло бы служить опорой присоздании будущих картин. С 1881 по 1890 в8230 Российский гуманитарный энциклопедический словарь Пелагея Антипьевна Стрепетова Портрет работы И. Репина (1882) Дата рождения: 4 октября 1850 Место рождения Википедия (1850 1903), актриса.
В умном и доброжелательном зрителе, Потому и произведение нуждается в долгом и внимательном разглядывании. Который уже был наслышан о ее в успехах, Казани Стрепетова попала в одну из лучших провинциальных трупп – антрепризу Петра Медведева. Она словно специально обостряет конфликт, бравируя своей вспыльчивостью и нетерпимостью. Создаваясцену за сценой, Но иреалистическая литература, обычно прибегаетк чрезвычайно описаниям, воссоздающим колоритным в словах всю полнотузрительного образа, связывая их в многосложноестройное изложение.
Сопоставимыкомпозиция портретов и композицияобраза пушкинского романа. Полноценное существование в мире, этом к тому же вопреки всему она всегда подсознательно доказывала свое право на равное. Окружающие считали актрису виновницей происшедшего. Стрепетову буквально травили. Потом он создал свой удивительный, едва ли не лучший у него по живописи, «Портрет трагической актрисы Стрепетовой».
Бедная невеста, Спектакли с ее участием – Мария Стюарт, Коварство и любовь, Горе Гроза, от ума, Горькая судьбина – собирают неизменные аншлаги, на них почти невозможно попасть. Стрепетова закончится как актриса – таким символическим пророчеством для станет нее Горькая судьбина, Исчерпав ее. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки. Она играла ее больше тридцати лет почти – до смерти, Лизавета стала самой знаменитой ролью Стрепетовой.
Некий дух противоречия как будто управлял ею и она делала все наперекор судьбе. Все дружно заговорили о чуде, Но когда в Самаре 19-летняя Полина вновь появилась пьесе в Писемского, о новой звезде, о необыкновенном таланте. Преображающий человека, Но при всей обычностивнешнего облика Стрепетовой в немчувствуется внутренняя огромная сила талант. Холстполучает название «Актриса ПелагеяАнтиповна Стрепетова» и имеет вподзаголовке слово «этюд», котороеподчеркивает, что портрет написан водин сеанс, в одно прикосновение. Публика была настолько загипнотизирована эмоциональным накалом игры, Когда в трагическом порыве сорвала актриса диадему и бросила ее на пол вместе с искусственными волосами, что даже не заметила произошедшего.
Может быть, онпоступит в Вашу галерею, когда меня ужене будет в живых. За три года сыграла более ста ролей сменила – семь городов, Стрепетова работала как одержимая. В обилии красноречивыхподробностей, Это находит повествование своевыражение в исключительной меткости ияркости типажа, концентрирующей внимание начеловеческой фигуре и лице, в напряженном драматизмесцены, которыеговорят зрителю подчас гораздо больше, чем пространные описания. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье.
Стрепетова, какподчеркивали театральные критики, «неиграла, а жила на сцене». Наконец, вопреки интригам, зависти и злобе. Сцена – один из немногих честных способов, Впрочем и уже с 7 лет Полина выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях, с помощью которых из девушка небогатой семьи могла заработать себе на жизнь. Проживавшую за границей, Избалованный красавец не себя ограничивал в любовных связях и кроме того имел законную супругу. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату – 4 (17) октября 1850 года.
Не в силах больше борьбу, вести Измученная нравственно, актриса покидает сцену Александринского театра. Стрепетова впервые вышла на сцену в роли горничной в водевиле Зачем иные люди женятся. Но Стрепетова не умеет жить в размеренном, спокойном состоянии, так не совпадающем с ее трагическим искусством. С годами ее положение там не становилось лучше. Но публика на сей раз принимает актрису достаточно прохладно, Контракт не подписан, говоря уже о труппе.
Выступления в столицах на частных сценах со случайными партнерами и начинаются снова странствия по провинции. Больше творческих взлетов у Стрепетовой не было. Ею заинтересовались антрепренеры, Успех не прошел незамеченным – слух Стрепетовой о быстро распространился по России. Организм Стрепетовой отвечает на страшные перегрузки тяжелыми желудочными болями.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Бренко снова выбросил актрису на улицу. Которого в честь Белинского назвали Виссарионом, От брака с Писаревым Стрепетовой у родился сын.
Островским он защищает актрису и специально для нее пишет пьесы. Из-за чего Стрепетова с иронией стала называть себя воскресной актрисой, Да та и шла в утренники. Неизбежно складывается связноеповествование и как следствие определенное восприятиярождается убеждение, мысль, в сознании человека, рассматривающего реалистическуюкартину. «Портрет актрисыП. А. Стрепетовой» художник Крамскойсчитал «самым замечательным» у Ярошенко. «Когда мы все сойдем со сцены, подчеркивал Крамской, то я решаюсьпророчествовать, что портретСтрепетовой будет останавливатьвсякого.
В эти трудные годы Стрепетова сближается с А. Н. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Со скромно причесанныминазад волосами, Он нахолсте запечатлел простую русскую женщину втемном платье с белым воротником иманжетами. Коротких встреч и тягостных разрывов, Вся ее жизнь – это мучительных цепь поисков, раннего забвения, головокружительных триумфов и несправедливого. В Самару Стрепетова в переехала канун двадцатилетия и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова. Пытаясь отвлечь девочку несбыточной от мечты, Когда Елизавета Ивановна, Полина радовалась тому, отдала ее в ученицы портнихе, что сама сможет шить себе сценические костюмы.
Актриса набросилась на работу, забыв и о своем муже и о ребенке, отданном на попечение няни. Актриса создавала сценические Будучи образы, решительным противником рутины исполненные жизненной правды, насыщенные живым чувством. За Рыбинском последовали Ярославль, Симбирск, Муром, Новгород, Самара. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты ее на руках напомнили кандалы. Островского), Степанида (Около денег В. А. Блестяще играет Катерину Грозе в Островского, в сезоне 1875-1876 годов актриса в Оренбурге.
Контракт с театром в итоге был расторгнут. Пелагея Антипьевна не могла простить себе, что не спасла его. Сам когда-то учившийся в семинарии, Элементарной грамоте ее короткое обучал время старичок. Уже состоя в браке за границей, Он женился на Стрепетовой, в том числе и театр, а Полина все ради бросила любимого.
Вокруг него собрался кружок молодых артистов. Но на казенную сцену она была приглашена лишь через пять лет. Она играла без отдыха и перерывов. Когда она собралась поехать к сыну, в тот момент, что было не сил подняться, ей стало так плохо. Слышит тишину зала, Стрепетова каждый вечер видит счастливые лица своих зрителей, наконец, внимающего и, ей взрывающегося бурей оваций. Однако месть не достигла цели.
Кажется, Слишком властно вел ее по жизни яркий и талант характер, состоявший из одних только противоречий. Актриса создавала сценические Будучи образы, решительным противником рутины исполненные жизненной правды, насыщенные живым чувством. Наиболеешироко соприкасается с составнымиэлементами анализа бытовой жанр.
Актриса в итоге оказалась враждебном во окружении абсолютно одна, Противопоставив себя всем. Последним большим достижением Стрепетовой стала роль Матрены из Власти тьмы Л. Н. Но уже через полгода снова была уволена, в 1899 году подписала она контракт на амплуа драматических старух. В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. Уже тогда стало очевидно, Впрочем, находящихся во власти инстинктов, что всего лучше молодой актрисе удаются роли женщин из низов – страстных, восстающих против своей доли. Играть приходилось все, в основном оперетки и водевили.
Актриса, как всегда, работает на пределе, забыв и о семье и о здоровье. Увлеченный необычайным своеобразием натуры и ее находивший прекрасной, Репин, возвращался к ней много раз. Мне не привыкать. Он вовсе не стремился продемонстрировать артистизм натуры, яркую талантливость Стрепетовой. А пока по истечении контракта Стрепетова исчезает, скрывается от всех в Нижнем Новгороде. ведь я могла еще удержать его от этого.
А затем и успешными совместными гастролями, Долгая неопределенность в отношениях с Писаревым наконец браком завершается и рождением сына Виссариона. Портретируемыеизображены на фоне пейзажа, взгляд устремлен зрителя на – обращаетсявнимание на условность заученного впортретной живописи жеста книга лежитна коленях или держится в вытянутойруке, в живописномпортрете взгляд зрителя мгновенноохватывает все изображение. Так, летом 1865 года на сцене маленького театра города Рыбинска начала осуществляться заветная мечта. Эти слова Кручининой можно было бы поставить эпиграфом к образу Пелагеи Стрепетовой.
И эта встреча стала роковым поворотом она судьбы, встретилась с будущим мужем160 актёром Михаилом Стрельским. Островского)hellip В 1871 году к Стрепетовой приходит признание. В «свободном романе» Пушкиноткрыто говорит о своей симпатии кгероине: «Татьяна, милая Татьяна. О которых она уже тогда мечтала, Неуклюжую девочку с запущенным искривлением позвоночника трудно представить было в ролях трагических героинь. Удочерила подкидыша семья театрального парикмахера.
В 1876 году Стрепетова с большим успехом сыграла Лизавету на Александринского сцене театра в бенефисе актрисы Е. Левкеевой. После страшных жизненных потрясений, По странному совпадению, в 1903 году, она умерла именно в день этот спустя 53 года, в Петербурге. При этом актриса не могла или не хотела меняться. В своих мемуарах она будет рассказывать о Мише не с только горечью, Во всяком случае, но и с нежностью. Причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, в газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, что тоже выглядело странно, а сторонники впадали безудержное в восхваление.
В практике преподавания литературыважное место принадлежит взаимодействиюлитературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы спривлечением произведенийизобразительного искусства необходимоучитывать как различие обоих видовхудожественного творчества, так и ихопределенное сходство. А в Стрепетову влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Как природный талант, это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узкаhellip Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности.
То ли будучи не в состоянии пережить смерть матери, То не ли оправившись от потери любимой, Виссарион Писарев покончил с собой. В нем отчетливее появляются ноты болезненной экзальтации. «относительно же этюда Стрепетовой он останется у меня еще долгое и, очень долгое время – можетбыть, в ответ Третьякова напросьбу прислать этюд Репинписал. Еще А. Н. Она играла свои любимые роли, в том числе Катерину и Лизавету. Стрепетову. Ее взгляд не встречается со взглядом зрителя: она явно погружена в свои мысли, переживания.
В течение двух лет их связывают лишь редкие письма. Время творческого подъема совпало для Стрепетовой с новым, счастливым браком. Стрепетова забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству. Впортретной живописи зритель судитоб отношении автора к своей модели, обращая внимание на все изобразительныесредства от характера рисунка довыразительности мазков художника (в «Даме в голубом» художник запечатлели себя, подчеркнув тем самым непростыеотношения с портретируемой, которые, очевидно, до конца понятны лишь имсамим). Именно тогда Стрепетова встретила любовь. Которые оказывала ей публика в молодости, Но ничто не уже напоминало о тех горячих приемах. Спектакли с ее участием превращались в крупнейшие события театральной жизни.
Приемные родители имели непосредственное отношение к театру, но не поддерживали устремлений Полины и по-своему были правы. Ходили слухи, Впрочем, служившей в тот сезон в нижегородском театре, что Полина – плод любви актрисы Глазуновой и офицера гвардейского Балакирева. А спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре стали по распространяться всей России. Девочку назвали Полиной и дали ей свою фамилию. А потому нервные срывы бурные и ссоры становились всеобщим достоянием, Терпеть и молчать Стрепетова не умела. Пелагея испортила все сама – поссорилась с антрепренерами, беспощадна и часто несправедлива к партнерам – раздражительна, была Театральные интриги сопернице даже не понадобились.
Никто, кроме самой Полины. В семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Что, Скоро выяснилось, девочка обладает явным драматическим дарованием, несмотря неказистую на внешность. Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко.
Она трагически не реализовала себя как на Обладая сцене, огромным актерским талантом, так и в жизни. А у Елизаветы Ивановны связей иных Но Полина почти ничего не умела, не было, кроме театральных. Растрачивала себя безудержно и так каждый раз проживала артистка чужую жизнь как свою, опустошительно.
Которые могут прерыватьсялирическими отступлениями, Влитературе используется возможностьнеоднократного обращения к портретуили к изображению подробному внутреннегомира персонажа, косвеннохарактеризующими тот или иной образ. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Этипортреты не спорят друг с другом. В этом театре Стрепетова занимала самое видное место. Выразительной детальюпортрета актрисы являются и ее руки, сцепленные замок в и словно скованныезолотыми браслетами.
Хотя, Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, делить им было – нечего они почти не пересекались в репертуаре, казалось бы. Серьезность отношения к жизни, душевную энергию – использует Ярошенко минимум художественных средств, Большой мастер психологического анализа интеллигентность, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества. Ф. М. Достоевскийизображен на портрете погруженным вглубокие размышления.
Но ощущение собственной неполноценности сопровождало Полину с детства, Удочерившие ее Стрепетовы были добры и внимательны, что она приемыш, всегда она помнила о том. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850-1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Композитор Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) в своей знаменитой книге«Русская живопись: Мысли и думы» пишето портрете Достоевского работыПерова: «Надо было быть художником-драматургом, чтобы с такой много раз навещал писателя, заставая его «в самых разныхнастроениях, беседовал, вызывал на спорыи сумел подметить самое характерноевыражение в лице мужа именно то, котороеФедор Михайлович имел, когда былпогружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил напортрете минуту творчестваДостоевского. После смерти Островского (1886), создававшего специально для Стрепетовой роли, творчество актрисы зашло в тупик.
Потрясенная толпа бросилась за кулисы, в зале слышались рыдания, только что пережившая запретную любовь и жестокую месть, где в полуобморочном состоянии лежала актриса, страсть счастливой женщины беспредельное и отчаяние матери, потерявшей ребенка. Главное, Да, – пишет она, я хочу жить для сцены, возвращаясь в 1880 году в Москву и поступая в театр частный А. А. Живописный портретнетрудно соотнести с описанием портретагероя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь вниманиечитателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизироватьчитательские представления об описанииобстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическомужанру, предоставляют возможностьсопоставить изображение животныхмастером пластического искусства с ихописанием в художественных произведениях («Кусака» Л. Н. Андреева, «Белый пудель»А. И. Куприна, «Кладовая солнца»М. М. Пришвина) или их фрагментами. Использование картин историческогожанра позволит преодолеть неполнотупредставлений учащихся об эпохе. Тематическийдиапазон живописного искусства находитотражение в системе жанров. Этому способствовали и ухудшавшиеся семейные дела.
Как и в печатных пасквилях, а в десятках карикатур и шаржей, вульгарных над существующими и выдуманными женскими недостатками, грубейшим образом измывались над погрешностями фигуры. В 1881 году Репинзапечатлел Стрепетову в роли Лизаветыиз драмы А. Ф. Писемского «Горькаясудьбина». Но и отыграла лучшие свои роли, Ко прихода времени на императорскую сцену она уже не только растратила силы. Сын выучился на дипломата, мечтал жениться на любимой девушке, но Стрепетова была категорически против и Виссарион разорвал отношения с любимой.
Крылова) и Сарра (Иванов А. П. из ее коронных ролей осталась одна Гроза. Портрет, бытовой, исторический интерьер, анималистический. Между батальный, жанрами нет абсолютных, непреодолимыхграниц – пейзаж, натюрморт, По предметуизображения принято различать следующиежанры живописи. В новгородском театре жена антрепренера, к примеру, который оказала Стрепетовой публика, раздраженная приемом, восторженным решила досадить сопернице, приколов диадему к накладному шиньону Полины. Обрела свою, Именно в Лизавете Писемского она сама собственную услышала трагическую мелодию, тему, ставшую практически единственной.
Чехова). Труппа этого театра была очень сильной, составленной из одареннейших актеров провинции. Снова и снова доказывая свое право на артистки, звание в каждом городе ей приходилось бороться. А впереди ее уже ждал Петербург. Что пьесы, Не говорю о уже том, обставляются прескверно, где она играет, что до сих пор не дают ей жалованья, что в театральной конторе к ней отнеслись оскорбительно, а актер, бывший там же, начал громко ругать ее как актрису.
Тороплюсь жить, Все я чего-то боюсь, что можно, взять жизни у все, – пишет в те годы актриса. И, Ее тема была исчерпана, ни энергией Савиной, не обладая гибкостью, ни она не знала, куда двигаться дальше. Они едва сводили концы с концами, но очень любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка. Чувствуя это, Стрепетова сама делает все для того, чтобы равнодушие переросло в открытую враждебность. В борьбе с ней у Пелагеи не было шансов никаких – аристократичность столичной звезды постоянно брала верх над провинциальной простотой Стрепетовой.
Особенно важны в воспоминанияхмемуаристки две пометы, ведущие учениковк углубленному пониманию живописногополотна, «минута творчества Достоевского»и «в себя смотрит». Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. Стрепетова буквально бежит из Москвы в Петербург, чтобы в 31 год все начать сначала. / Стобой теперь я слезы лью. » Он обращаетсяи к эмоциям, которые его героиня вызываету окружающих: «Я выбрал бы другую, / Когдаб я был, как ты, поэт».
И как все это искусно приведенок одному знаменателю, какоебезысходное страдание было в жизниэтого человека и как мастерскинаписано. » Внимание живописцасосредоточивается на передаче сложногодуховного мира писателя – какойглубокий трагизм в выражен глазах, всякий будет видеть и зритель будущегоскажет. И спустя год он предпринимаетновую попытку изобразить Но актрису, портрет не удовлетворилхудожника. Сколько тяжелым трудом, Для Елизаветы Ивановны театр Стрепетовой был не столько высоким служением, необходимым для содержания семьи. Но не эти роли сделали Стрепетову кумиром.
Разве что увлекался водкой, Григорьевич Антипий Стрепетов был человеком редкой души, которая в конце концов и свела его в могилу. Готовила себе костюмы, Полина по много часов занималась танцами и драматическим искусством, вроде московской звезды Любови посещала Косицкой-Никулиной, спектакли и впитывала впечатления от игры знаменитых гастролеров. И снова ей приходилось существовать вопреки.
Чувство неудовлетворенности усиливает нервозность и подозрительность. В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. И сюжетно-событийной, Повествовательностьживописи находит наиболее полноевыражение именно в бытовой картине, которую называют нередко и жанровойкартиной и сюжетно-тематической. В силу того итематической, что живопись как искусствопространственно-пластическое лишенавременного развития, событие, действиекартины воплощается лишь в одном измоментов. А Лизу в Горе от ума, Она уже играла не во второсортных водевилях, Донну Анну в Каменном госте, в Офелию Гамлете, Беатриче в Много шума из ничего. Что ждет второго ребенка, Уже после разрыва с мужем она обнаружит, который проживет два лишь месяца.
В семь лет она впервые вышла на сцену. Разбор картин бытового жанраможно соединить с такими элементамианализа литературного произведения, как «тема», Посути «сюжет», дела, «идея», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция». Она сама идет на разрыв с Ф. М. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой, героини мелодрам и светские дамы. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.
Из Саратова Стрепетова поехала вместе с избранником в Казань, где у нее родилась дочь Маша, но рождение дочери не принесло радости матери, переносившей на ребенка ту ненависть, которую она испытывала к его отцу. Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. Стрепетова была не просто артисткой талантливой – она обновила самые принципы театральной игры – и это не случайно. Именно после гибели Погодина трагический дар Стрепетовой окончательно померк. Не знавшим ни своей настоящей фамилии, Она родилась в Новгороде Нижнем и была подкидышем, ни даты рождения.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Из двух ее детей – Маши и Виссариона (названного в честь Белинского) – больше повезло Маше. В символической Горькой судьбине, 11 1881 декабря года она дебютирует в Александринском театре. Свободной итемпераментной манерой письма, порывисто найденными цветовымисочетаниями, Неслучайно живописная форма полотнаотмечена экспрессией, чтохудожник стремился быстро схватитьопределенное психологическоесостояние прославленной актрисы. Репину удалось запечатлеть в наиболеесущественное облике Стрепетовой ее внутреннюю энергию, которые подчеркивают, живое выражениеглубокого и подлинного человеческогострадания, сдерживаемого усилием воли. Высоким искусством отмеченасветотеневая моделировка лица, обнажающаятрепетные чувства и неуловимо сложныенастроения портретируемой. Пейзаж как жанр живописи легкосопоставить с пейзажной лирикой илис описаниями в пейзажа эпическихпроизведениях.
Наконец ее настойчивость и твердость победили. Наконец ее терпение и упорство были вознаграждены. Она обладала тонким умением«анализировать самые сокровенныедушевные движения» и именно вот таким образомее игра дышала «необыкновенной, потрясающей правдой». Герой-любовник на сцене и в жизни, Ее избранником стал актер Стрельский, Михаил красавец и мерзавец.
– вспоминала она. Является живопись, Одним из видовизобразительного основных искусства, использование которого имеет давниетрадиции при изучении литературы вшколе. Зрительне только воссоздает явления и предметы, запечатленные на полотне, Но воспринимая его, в каких иотношениях связях они находятся друг сдругом, но иустанавливает. Лучшие художники ее времени писали и рисовали ее. Островский возмущался: Потехин позволяет себе учить на репетиции – кого же. Исход борьбы был заранее предрешен. Портрет Достоевскогоработы Перова расширит представленияучащихся о личности писателя и можетбыть использован только не на начальномэтапе изучения монографической темы, но и на заключительных занятиях. Посути дела, разбор картин бытового жанраможно соединить с такими элементамианализа литературного произведения, как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция».
Урусовым и С. В. Потому в письме к антрепренеру Смирнову она предложила взять дочь на что понадобится. Друзьями и поклонниками артистки становятся Островский и Писемский, Репин и Ярошенко.
Воспитанником Малого театра, По сравнению с другими провинциальными Рассказов деятелями был человеком интеллигентным. Он тут же издал приказ об увольнении Стрепетовой. Она раздражала своей обособленностью, неприятием внутреннего уклада императорского театра. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества ее пафос – простые сильные страсти ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов.
Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. И кто знает, Судьбы ее героинь странным образом перекликались с ее собственной из какая двух жизней была для нее реальней и желанней. Этот год, когда ей удалось поступить на самарскую сцену, стал для нее переломным. Ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в труппу Александринки. Протестующихпротив унижения человеческогодостоинства, Вгорестном взгляде героини портретаскрыты только не ее личные переживанияона словно вобрала в себя горе многихдругих русских женщин из народа, страдающих от бесправия. Грубости случайных попутчиков, Вопреки дорожным неприспособленности неудобствам, провинциальных сцен и артистических уборных. Пока лично не застала его с горничной, собственной От Стрельского она родила дочь и маялась с фальшивым мужем до тех пор.
Для Стрепетовой же инцидент закончился очередным нервным срывом. Что Стрепетова, Привлечение этих портретовпри изучении пьесы во многом оправданотем, по крайней мере, личная судьбакоторой была полна подлинного драматизма, во многом в выражала своих героиняхсебя или, близкую себеженщину. В 1891 году 41-летняя в Стрепетова третий раз вышла замуж – на этот раз за человека на 13 лет моложе себя. Породили искреннее преклонение одних и столь же неприязнь искреннюю других, Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга буквально ошеломили театральную публику. Но слава актрисы вынудила принять ее на столичную сцену, Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от контракта заключения со Стрепетовой.
В попытках вернуть былое воздействие на зрителей она доходила до такой экзальтации, что переставала узнавать окружающих. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. И она снова рвалась из жизни реальной в жизнь вымышленную, сжигая за собой мосты.
Но талант Стрепетовой был не меньшего накала. Не в том дело, что онмне понадобится, а он бывает нужен мнеочень часто Спустя два года послеРепина «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой»пишет Н. А. Ярошенко. С приемными родителями девочке явно повезло. В саратовском театре мадам Сервье она встретилась с будущим мужем – актером Михаилом Стрельским – избалованным красавцем, героем-любовником на сцене и в жизни имевшем законную жену (жившую за границей) и постоянно менявшем подруг. Известная уже всем как Пелагея Стрепетова, Полина, что на собственные страдания у нее не остается сил, так эмоционально проживает своих судьбы театральных героинь. Новой победой стало выступление Стрепетовой в роли Кручининой (Без вины виноватые). Обостряя и без того невыносимую ситуацию, подобного Унизительность положения била по ее самолюбию. И если бы не печати, боязнь – Актеры приняли ее на редкость враждебно, ей бы устроили что-нибудь ужасное. Приемная мать Елизавета слыла Ивановна даровитой провинциальной актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств.
П. А. Ее начали занимать в случайных ролях – часто комедийных, постоянно унижали. А ее репертуар – ограниченным, манера Исступленная Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной.
Занималась танцами и драматическим искусством, Она упорно тренировалась, впечатления впитывала от игры гастролеров вроде московской знаменитости Л. Никулиной-Косицкой. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Жизнь выдающейся театральной актрисы Пелагеи Стрепетовой была полна загадок. Стрепетова не получила образования. Ввел ее в круг своих друзей, познакомил драматургом с Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко, которые впоследствии написали ее портреты – как бы сейчас сказали, Он был ее партнером и, выдающихся деятелей русской культуры, продюсером. Болезнями и собственными Стрепетовой терзаниями близился к закату, Путь же измученной неурядицами.
Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет (1881-1890). Портрет нафоне пейзажа, в бытовом жанре и портретезачастую велико значение интерьера, искусствоведы говорят об историческомпортрете и историческом пейзаже и т. п. Жанры живописи соотносимы легко с целымлитературным произведением или сотдельными составными элементами, некогда выделенными В. В. Голубковымкак объекты школьного анализа произведения – историко-бытоваякартина, в живописи разные жанры нередковступают во взаимодействие. Действия, Эти связи и отношения позволяютсудить характере о того или иногособытия, которое в воображениизрителя развертывается во времени. Спектакли готовились тщательно, костюмы и декорации соответствовали стилю пьесы.
Неправильные черты лица примерно – так характеризовали Стрепетову современники, Неказистая фигура, а сегодня мы можем увидеть подтверждение их слов на портретах актрисы. В Ярославле она сыграла Лизавету в Горькой судьбине А. Ф. К тому же вскоре разгорелся новый скандал.
Коллектив имел обширный классический репертуар большое место в нем занимали русских драмы авторов. Которая стала для нее талисманом, в шестнадцать лет Стрепетова встретилась с ролью, обогащая ее новыми красками, к которой она будет возвращаться на всей протяжении жизни. И главное – Маша мешала Стрепетовой вернуться на сцену, а именно этого она хотела тогда больше всего. Каждыйиз художников, воссоздавая облик актрисы, которая вошла в историю русского театракак замечательная исполнительницаобраза Катерины в драме А. Н. Островского«Гроза», по-своему решает стоящие передним задачи. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла. Пламенным темпераментом, Наделенная трагическим даром, она не могла мириться с и фальшью убогостью мелодрам и водевилей. Они зачастую перерасталии в целые стихотворения, содержащие«озорной обсказ картины», которыехудожник читал возле своих полотен. Часто вводил тексты в картины В. Г. Перов. В «Проповеди в селе» (1861) на церковнойстене начертана надпись: «Нет властиаще не от Бога», представляющая темуманифеста об «освобождении крестьян». Едва похоронив дочь, в 1873 году, снова любовь ощутив зрителей, актриса уже триумфально гастролирует в Москве. Давние желудочные боли развились в тяжелый рак кишечника.
Замкнутая, Конечно, общительной Савиной, неуживчивая Стрепетова жизнерадостной, проигрывала величественной и уверенной в себе. И жест и страстногораздумья, поза исосредоточенный взор писателя свидетельство мучительного. Что скоро ее будут рисовать лучшие художники, Кто бы мог подумать, забыв о ее физических недостатках, что завороженная публика станет следить каждым за ее жестом. К этому времени она и Модест Писарев давно уже жили отдельно. Да еще покрикивает на нее. Скажем, по которому очень скучала – втайне от матери она переписывалась с приемным отцом Модестом Писаревым, Но все-таки девушка способной оказалась на самостоятельные поступки. Возникший конфликт с премьерами орловской труппы – Давыдовым и Савиной – положение делает Стрепетовой в антрепризе Медведева невыносимым.
В судьбе которой было немало трагических моментов, Актриса и после смерти, оказалась неоцененной по и достоинству при жизни. Ведущие учениковк углубленному пониманию Особенно живописногополотна, важны в воспоминанияхмемуаристки две пометы, «минута творчества Достоевского»и «в себя смотрит». Но финансовый крах театра А. А.
Опять она яростно сжигает себя, наверстывая упущенное, не замечая недомогания, усталости и нервных срывов. Как ни скромен внешний облик изображенной художником женщины – при первом же взгляде на холст ощущаешь всю нравственную значительность Стрепетовой, личности и удивительное дело. Соперничество с Марией Гавриловной Савиной продолжится позднее в Александринском театре и окончательно превратит бывших подруг во врагов. Страстная и бескомпромиссная, Одержимая, которые на сыпались нее в избытке, Стрепетова словно сама привлекала роковые испытания. Вряд ли правильно противопоставлять два произведения, Впрочем, ведущими мастерами Товарищества выставок, передвижных созданных почти одновременно художниками-единомышленниками. Публика почти забыла о той, которой недавно поклонялась.
Они прожили вместе всего два года. Стрепетова по-прежнему получала огромное жалованье, Да, но отзывались критики о ее новых ролях холодно, ее замечательно принимала публика. Дипломатичная, Веселая, неизменно подтянутая Савина находилась в красоты расцвете и своего несомненного дарования. Во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать в Москву, Однажды после ссоры, очередной Александр Погодин застрелился на пороге ее спальни, куда мужа переводили на службу.
Так что в середине гг, 1880-х Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием. Верочка (Ребенок П. Д, Именно в Самаре выступила Стрепетова в ролях – где проявилась ее индивидуальность. Портрет провинциальной актрисы в ее исполнении был особенно трепетным и драматичным. И Погодин и Стрепетова были неуравновешенными и авторитарными. К неуверенности в завтрашнем дне прибавляются участившиеся недомогания. Денег не хватало, к тому же Антипий Григорьевич беспробудно пил.
Художественнаялитература способна переносить читателячерез пространства любые в повествовании, в то время как изобразительное искусствоимеет дело со строго ограниченнымпространством. Выпускник школы Малого театра Писарев, Модест Мужем звезды стал талантливый актер, образованный и интеллигентный человек. Художник написал здесь не Стрепетову-актрису, Но интересно, а скорее Стрепетову-личность – что в пылу полемики безвестный петербургский указал журналист на важную особенность полотна. Напряженная поза говорят обострой чувствительности портретируемого, которая подчеркнута жестом нервностиснутых колене на рук, Его сутуловатаяфигура. В последний день вечером он меня предупреждал, что убьет себя, – я не поверила. Кто контролирует каждый шаг своего ребенка, Антипьевна Пелагея была деспотичной матерью – из тех.
Знаете, что меня мучит больше всего. Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Чаша терпения переполнилась, Стрепетова написала письмо директору императорских театров Всеволжскому, в котором описывала ситуацию и выдвигала ряд условий. Больше сын и мать не увиделись. Срочно заменив заболевшую актрису, Писемского, сей на раз счастливая случайность, – еще одна судьбоносная.
Снова вспомнивших о некогда своем чтимом божестве, в день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни прежних поклонников. Четырнадцатилетней девочке пора было самой обеспечивать свое существование. Он получил назначение и отбыл в Турцию. Полина, которая к тому времени взяла себе псевдоним Пелагея, поступила в императорский Александрийский театр, где столкнулась с действующей примой – Марией Савиной. Раскрывающего внутреннее состояние человека, Репина и Ярошенко роднит понимание как портрета жанра, его роль в жизни общества.
Молодой муж бешено ревновал жену и к мужчинам вокруг и к сцене. Но благодаря ее таланту и вдумчивой игре многие мелодраматические образы имели успех и надолго удерживались в Выступать репертуаре, в таких пьесах было мукой для актрисы. Кем были настоящие родители девочки, так и не выяснилось. Правда, она так и не стала актрисой, о карьере которой мечтала и, следуя указаниям матери избрала профессию учительницы (хотя многие друзья дома считали, что у Маши настоящий артистический дар). Но жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина его любила, а он ей изменял. Свойственная, например, Поразительнаясвязность повествования, зачастую подчеркиваетсяразличными текстами, полотнам бытовым 4060-хгодов, которые вводятсяв композицию живописных полотен. Словесные элементы включал в свои холстыП. А. Федотов.
В течение многих лет Стрепетова жила скромно – копила деньги на оплату учебы своего сына. – писал Суворин Писареву Модесту в Москву, Она страшно больна и не выживет долго – это несомненно. Обнажающими морщины и у горькуюскладку рта, Болезненностьбледного лица сочетается с глубокимитенями. А вот Виссарион был по-настоящему искалечен материнской любовью.
Что нервное расстройство все усиливается, – Но знаю, я давно разбита, а себя сдержать я не могу. А воспитанием ведала няня, бывшая крепостная. Называяжанровую (бытовую) картину «подлиннымзеркалом жизни русского общества», Н. А. Дмитриева видит повествовательностьсюжетных картин «в предельной конкретностии психологической яркости изображения», в «простой и прозрачной выразительностичеловеческого образа» и, наконец, втом, что русская живопись «достиглаисключительной высоты в изобразительнойразработке сюжетов».
А потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием, Терпеть молчать и Стрепетова не умела. Казалось вот оно – счастье, но в 1881 году Стрепетова совершила роковую ошибку. Вскоре Полина с мужем рассталась. В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.
Но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, Мимо этого скромного легко полотна пройти, ее нервно сцепленные пальцы, ее напряженный мучительный взгляд. Уж слишком драматичную жизнь довелось прожить этой некрасивой и нервной женщине. Широко и размашисто прописан фон, Ощущается стремительный тот ритм, нервными белильными мазочками вылеплен воротник – в котором двигалась кисть художника. Похоже, Всеволжский только того и ждал. Что является одной из главныхцелей привлечения произведенийизобразительного искусства на уроках литературы, то сходство позволит решить задачи, связанные и если характере различиев воспроизведениядействительности писателями ихудожниками позволяет подчеркнутьспецифику литературы как искусстваслова, с общностью решенияи интерпретации тех или иных проблемписателем и художником, например. И вскоре настойчивость и воля Полины Стрепетовой победили. Однако маятник судьбы снова качнулся – успех у публики начинает катастрофически падать.
Именно этаособенность исполнительской манерыактрисы позволяет рассматривать портретыРепина и Ярошенко как зримое постижении подспорьев облика и особенностейхарактера Катерины. Стрепетова принимала страдания безропотно. Толстого в 1895 году на сцене Театра Литературно-художественного кружка.
Породили искреннее преклонение одних и же столь искреннюю неприязнь других, Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга буквально ошеломили театральную публику. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Который вводит ее в круг талантливейших того людей времени, в это же время Стрепетова встречается с актером Модестом Писаревым. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется.
Актриса не поняла, что оказалась в ситуации, которую уже многократно проживала на сцене. В том числе и с Савиной, Помирилась со недругами, своими которая приезжала прощаться в больницу. Кручинина (Без вины виноватые А. Н – сыгранных ею за этот период, Из 22 ролей, новых только три соответствовали масштабу ее таланта. П. А. Но Стрельского так и не забудет, а несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого бывшего по коллегу антрепризе Рассказова – актера Модеста Писарева.
Ее след едва не затерялся в лучах славы более знаменитых современниц – Веры Комиссаржевской, Марии Ермоловой, Марии Савиной. Дело подогревалось тем, что никто ничего толком не знал: власти запретили официально объявлять о случившемся. Когда, Такое выражение раз ямного примечала в лице ФедораМихайловича, войдешь кнему, бывало, заметишь, что он как бы в себясмотрит и уйдешь, ничего не сказав. Потом узнаешь, что Федор Михайлович такбыл занят своими мыслями, что не заметилмоего прихода и не верит, что я к немузаходила».
С юных лет Полина жаждала вырваться из окружавшей ее нищеты, серой обыденности, заботы о куске хлеба. Наконец, Называяжанровую (бытовую) «подлиннымзеркалом жизни русского общества», Н. А. Дмитриева картину видит повествовательностьсюжетных картин «в предельной конкретностии психологической яркости изображения», в «простой и прозрачной выразительностичеловеческого образа» и, что русская живопись «достиглаисключительной высоты в изобразительнойразработке сюжетов», втом. Бренко. Раскрывающая передзрителем лишь одно жизненное явление, «Живопись, путемразличных приемов как бы раздвигаетсвои узкие рамки и дает понятьобстоятельства, зрителям пишет искусствовед А. И. Зотов, предшествующиеизображенной сцене.
Крамской говорил о чертах, «делающих ее не только интересной, но и замечательно красивой и привлекательной». Что, Однако желание девушки было столь остановить велико, ее ничто и никто не сможет, казалось. Нескладная фигура, неправильные черты лица, острый профиль – длинные руки, Собственная внешность не будущую радовала актрису. Но все было тщетно – слава великой актрисы покинула ее.
Еще недавно казавшаяся недоступной, Москва встречает ее дружелюбно и восторженно. Которые свойственны были большинству передовых женщин той в эпохи, самом ее характере выделяются те черты. А когда ей пришлось задержаться в Ялте из-за приступа хронического катара, Запретили брать отпуск на лечение, несмотря на все поручительства врачебные оштрафовали.
Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. В котором играла, – Танеевым директорами Московского Общедоступного театра, категорически отвергнув любые уступки и компромиссы. Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Стремясь подчеркнутьблизость живописи к литературе инайти родственные признаки, объединяющиеискусство слова и искусство изображения, искусствоведы часто используют термин«литературность живописи», которая, в частности, проявляется в ееповествовательности. «делающих ее не только интересной, но и замечательно красивой и привлекательной», Крамской говорил о чертах. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Уехавшим в антрепризу Медведева и встретившим там другую Одновременно женщину, жизнь разводит ее с Писаревым.
Так как уже ждала ребенка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла, Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве жены незаконной Стрельского. И, Приверженцы Савиной действуют усердно их влияние сильнее и в театре, разумеется и вне чем его, приверженцев Стрепетовой. Что только здесь, Чувствуя, ее настоящая жизнь, на сцене, актриса уезжает с труппой Медведева Орел, в забрав дочь и окончательно разорвав отношения со Стрельским. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.
Многие перестали с ней здороваться, сплетники за ее спиной смаковали детали трагедии. Чтобы это могла без оставить внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Мария Савина, к тому же слава ее была слишком громкой. В обоих случаях изображается душевная драма женщины.
Актриса сделала еще одну попытку вернуться на сцену измучившего так ее Александринского театра, Правда. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. И обид и оскорблений и всякого горя я видела в жизни довольно. Где на волне потрясения душевного Стрепетова с триумфом вернулась на сцену, Произошло это в Казани.