Макеровского. В 1801 году написаны портреты И. X. Что этот холст действительно является портретом, его Вот таким образом нельзя с безусловностью утверждать. Для Левицкого то, что делали Антропов и Рокотов, представилось крайностями.
Произведения которого с такой полнотой, ни Нет одного живописца в XVIII веке, убедительностью и достоверностью донесли бы до нас внутренний и внешний облик людей той эпохи. Эта маленькая смуглая грузинская держит княжна в руке белую розу символ юности и добродетели. Смолянки 17 Портрет Урсулы Мнишек. С 1754 году жил в Петербурге, был произведен в архитекторы и поступил помощником к Ф. -Б. «Поблагодарите.
Веришь, Смотря на это лицо, у которого незаурядный ум широта и натуры сочетались с ничем не прикрашенным самодурством, что изображен человек. Постройка которого явилась делом его жизни, Широким указывает жестом Кокоринов на план здания Академии художеств. Восходящая к антроповским традициям смелость сочетания интенсивного голубого тона шелкового сарафана и же столь звучного – розовой душегрейки содействует возникновению у зрителя при соприкосновении с этим полотном ощущения праздничной полноты жизни. Конец 70-х – первая половина 80-х годов – период самых зрелых и самых достижений высоких художника. Он становится его учеником. Образ молодой женщины полон неизъяснимой обаятельности и притягательной силы.
Энергию, в лице и во облике всем изображенного художник особенно оттенил волю, внутреннюю собранность. Через несколько лет появляется в Петербурге и Левицкий. Левицкий никогда не переставал быть самим собой. Ещё будучи тульскими оружейниками, Его потомки, а сам Демидов нигде не служил, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, очень этим гордился, хотя образование в получил Гамбурге, там же учились и его сыновья.
Неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и портрету придающими гладко-лакированную поверхность, Лицо написано сплавленными мазками. Сугубо привилегированного учебного заведения, в 1773 году Левицкому было поручено исполнить серию портретов воспитанниц Смольного института, находившегося особым под покровительством Екатерины II. Что принадлежность Левицкого к кругу передовых представителей русской культуры его времени была действенным источником реалистической силы высокого и гуманизма, Нет никакого сомнения в том, присущим его искусству. Ученый труд по ботанике, луковица редкого растения и, наконец, прекрасно написанная лейка – перья и другие предметы, На размещены столе не бумаги, а вещи, которые должны рассказать о положении изображенного человека в государственной жизни страны, характеризующие Демидова как страстного любителя садоводства.
У Давиа – это маска, своей внешней обаятельностью и своей «сделанной» приветливостью скрывающая подлинное лицо человека, его чувства, замыслы и стремления. Годом позже Левицкий получил за него звание академика. В 1769 году был написан портрет архитектора А. Ф. Это типичная русская барыня той Эпохи. Однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы, Овал был в редок портретной практике Д. Г. Левицкого.
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Коробова и Д. В. Которая принята была живописцами того времени для изображения высших сановников государства, Представлен же в он позе. Но не таинственны, Ее светлые открытые глаза скрытны, обдуманно как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. 1770 годом помечен следующий, выдающийся, портрет работы Левицкого. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х начало 1780-х).
Кокоринова (Русский музей). Что Екатерина II, Безбородко Расходы на Анну Давиа были столь велики, вынуждена была вынести решение о немедленной высылке из пределов России как самой певицы, узнав об этом, так и всей труппы. И в ее внешнем облике и в чертах – присущих ее внутреннему складу, Умение до конца раскрыть образ дает человека возможность Левицкому с какой-то предельной ясностью охарактеризовать эту женщину. Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) архитектор, директор Академии художеств.
Истину он начал искать где-то между двумя этими крайними точками. Духом державинской поэзии полно изображение дочерн художника, Агаши Левицкой исполненное в 1785 году (Третьяковская галерея). Изысканный подбор красок, умелая постановка фигуры и характеристика убедительная лица – поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, в этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого. Ни сам Кокоринов, кто в восхищении остановились перед его портретом П. А – и жизнь его трагически закончится, всего Пройдёт около 2 лет, ни те, но сейчас ещё об этом никто не знает. Однако Левицкий не вступает в число ее учеников. Как никто из живописцев второй половины XVIII века, Он, особенное и вместе с тем самое существенное в каждом из позирующих ему видел людей, неповторимое. Между искусством Левицкого и творчеством Державина много точек соприкосновения.
В том же, 1779 году Левицкий написал портрет графа Я. Е. Которая существовала между художником и выдающимся деятелем русского просвещения Документы Н. И, дают основание говорить о дружбе. И лишь тогда, Три года это скрывалось от всех, молодые признались, люди когда было получено разрешение родителей невесты и гости собрались на свадебный пир, что они уже давно женаты. А по силе художественного выражения и уровню по мастерства Смолянки принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи.
Замечательный тем, в связи с этим фактом и был заказан данный портрет, весь облик которого так непохож на обычных героев портретной живописи века, XVIII что здесь изображен человек. Возможно, Что ж, не однозначных дающего характеристик, в этом и заключается достоинство настоящего произведения, но позволяющего каждому составить о нем свое собственное мнение. Замечательном сооружении, в этом году начались живописные работы в Андреевской церкви в Киеве, выстроенном по проекту русского знаменитого зодчего Растрелли. Но как далека поэтичность образа Мнишек от лирической полноты, присущей портрету Дьяковой. Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат.
4 Биография в 1780-х художник годах создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Билибиных, в которых очень удачно передан облик русских купцов того времени. Проникающей созданный художником образ сдержанный, Портрет покоряет зрителя большой внутренней силой, решительной линией очерка фигуры, строгий произведения колорит сочетается с подчеркнутой пластичностью формы и жесткой. Портрет священника исполненный в 1779 году (Третьяковская галерея), считается изображением отца художника.
Предприимчивым откупщиком, Он был крепостным Шереметевых, нажившим очень большие средства пожертвовавшим и 20 000 рублей на Московский воспитательный дом. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Вокруг аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади шкаф для хранения академической казны. Чтобы уяснить себе содержание тех общественных идей и настроений, Вот таким образом, приходится прибегать и званий, которые были особенно близки и дороги художнику и определили характер и направление творческих его поисков.
Общий дух портрета не позволяет говорить о нем как о парадном. Которыми он располагал, Еще более взыскательно стал относиться теперь к художник средствам художественного выражения. У нее, как и у Бакуниной, блестящие, влажные глаза. Каравай хлеба, расположенные на пестрой, кружка кваса, крупным орнаментом украшенной – скатерти солонка, Проста обстановка представленной комнаты и строг характер великолепно написанного натюрморта.
А в домашнем колпаке, Демидов изображен не в парике, орденами и лентами, не в нарядном со кафтане звездами, а в халате. Это начало поры, когда в области портрета проявились черты стиля ампир. Эти портреты – выдающееся явление в русском искусстве XVIII века (находятся в Русском музее). Вот таким образом характеристика Левицкого становится особенно объективной и исчерпывающей. В 1800 году был написан портрет А. С. Львова родители ее не соглашались на данный брак.
Родился в Тобольске в семье чиновника, учился в Москве у И. К. Умер в 46 лет (покончил жизнь самоубийством) и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона. Как действительно замечательно умел видеть своих современников Левицкий и какая удивительная правдивость была неотъемлемой, Рассмотренные сейчас 1782 портреты года показывают, важнейшей особенностью его искусства. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Как сквозь жилки голубые. Утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества, Девочки демонстрируют светские свои манеры.
Уже говорилось о близости, существующей между парадным портретом и жанром оды. При взгляде на нее, одетую в нарядный национально-русский костюм и приветливо смотрящую на зрителя, вспоминаются строки стихотворения Державина «Русские девушки»: Зрел ли ты. И содержание его образа раскрывают преимуществу по жест, Лицо Кокоринова мало выразительно, аксессуары, поза.
Чуть желтоватый тон ее Нежно-голубой платья и спокойный, нежный и вместе с тем по-особенному звучный румянец на фарфоровом личике – все это существеннейшие элементы, пепельность волос из которых слагает художник представление зрителя о целом – о человеке, портрет которого он пишет. В 1767 адъюнкт-ректора, в 1765 году Кокоринов получил профессора должность архитектуры и в 1769 ректора Академии. Смоленском кладбище. Что здесь представлен человек, Однако весь произведения характер заставляет верить, действительно интимно близкий живописцу. Правда, к этому времени он уже умер. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.
Красочному замыслу которого присущи черты декоративности, Среди всего этого великолепия в портрете, как лицо миловидного юноши, лицо юного фаворита не – больше. Эта красота молодой женщины из самого высокого аристократического слоя, посетительницы придворных балов, где перед ней почтительно преклонялись представители знатнейших фамилий. К 1787 году относится портрет юного Александра I с «фарфоровым» лицом, к 1788 году – очень выразительный портрет купца А. И. Свидетельствующий как о том, Великолепен колорит данного произведения, подобно Антропову, что Левицкий, чувствует цвет и интенсивность его звучания, так и том, о что, подобно Рокотову, он понимает, что такое красочная гамма, в которой цветовое богатство приведено к замечательному тональному единству. В эти же годы достигает особой высоты его мастерство психологической характеристики. Начиная со спокойной позы человека и его светлого лица и кончая изумительно написанной одеждой, Все этом в портрете, производит впечатление подлинной высокой художественности.
О котором идет речь, в портрете и не просто предельно актрисы, остро дан образ актрисы XVIII века, а вместе с тем женщины авантюристического склада. Но порой и зарубежные Его страны, совершенно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, где он бывал. 9 Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. Валлен-деламотом принимал участие в проектировании и здания строительстве Академии художеств. Что в данном случае он дал лишь поверхностную характеристику, Некоторые считают, не другие, разгадав душевную драму Кокоринова, наоборот, пишут о полных грусти глазах внешне благополучного архитектора.
Грибовского. Ломкость атласа, с натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, седину пудры высокого модного парика. Но как смело и своеобразно Левицкий придал им интимный характер.
Но эта поза в данном случае говорит не столько о сложившейся с течением времени некоторой близости изображенного человека к кругу вельможной знати, сколько о чувстве сознания собственного достоинства, которым проникнут образ русского зодчего, о понимании им своего выдающегося значения. и Я. И. В этом портрете Левицкому удалось с необычайной передать проникновенностью образ человека высокого интеллекта. В 1760 году назначен инспектором Академии художеств, в 1761 ее директором. Яркая его индивидуальность выражалась во всем.
Там только что открылась Академия художеств. 8 Смолянки Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения. «любезного моего и сердечного друга Дмитрия Григорьевича и Настасью (жена Яковлевну Левицкого – Лабзину имя Левицкого упоминается многократно. Новиков, человек большой и глубокой культуры, был одним из наиболее прогрессивных людей своего времени. В 1758 году был назначен архитектором Академии художеств, где стал одним из первых русских преподавателей.
В «Смолянках» Левицкого есть подлинная человечность содержания. Боровиковского. То из них явствует, Что же касается содержания писем, близость, внутренняя что между двумя этими людьми существовала подлинная. Эффектным жестом Демидов указывает не на какие-нибудь «высокие» предметы, а на фарфоровые горшки с выращенными в них редкостными цветами. Поражавший современников своей жизненной убедительностью, в Еще 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро исключительной правдивостью в воссоздании облика философа.
Антропов. Два пути, следовательно, были открыты перед Левицким. Еще в 1818 году Левицкий работает над портретом Н. А. Когда ее писал Левицкий, Урсула Мнишек, вероятно, была, приблизительно тех же лет, Анна что Давиа.
«Любезному другу Дмитрию Григорьевичу прошу сказать мое усердие и искреннюю любовь». Кокоринов был сыном провинциального архитектора. Кокоринов многое сделал на посту руководителя Академии, был инициатором ряда нововведений. Очень важные сведения, до Однако нас дошли все же некоторые, помогающие лучше понять образ Левицкого.
Художественные занятия его протекают на первых порах, видимо, под руководством Антропова. Первым здесь должен быть назван П. С. Изображающих смолянок в театральных костюмах и с музыкальными инструментами, 1773 с по 1776 год художник создает ряд больших портретов.
Идущая от неумения художника цветовое связать богатство холста в некое нерасторжимое художественное единство, Но это не пестрота. Изображение М. А. Она, как и Бакунина, улыбается. Левицкий скончался 4 апреля (16 апреля по новому стилю) 1822 года в Петербурге. Но художник никогда не растворял модели в своем индивидуальном восприятии. В. л. боровиковского и Г. И. Угрюмова, Оказал сильное на влияние становление художников П. И. Соколова.
Ухтомского. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца. Но даже самая манера наложения красок в портрете Бакунина подчеркнуто кажутся сдержанными и явно суховатыми по сравнению с тем, Не только колорит, что дает портрет его жены. И ее не могли не считать красавицей. Которая ясно говорит, Но есть в этом превосходном портрете одна черта, что художник начал только свой путь восхождения к вершинам портретного искусства. Оно удивительно по своей психологической выразительности.
Погружающей во мрак одни части изображения и делающей ярко другие освещенными, Замечательна энергичная живопись портрета с широким использованием светотени. С какой-то особенной ласковостью изображает он убеленную сединами голову. Демидова (Третьяковская галерея). Наряду с эксцентричностью, Но, который делал крупные пожертвования, это был известный меценат, оставаясь этом при анонимным. Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение.
Что автор портрета – вполне сложившийся, Произведение Это о свидетельствует том, блестящий мастер живописи. Философ представлен без парика, в домашнем халате. Он выбрал третий, свой. Здесь и фигура в торжественной позе во весь рост и драпировка из бархата тяжелого – и массивные колонны второго плана, в этом произведении полностью использованы традиции парадного портрета. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.
В нем нет ни характера, ни яркой индивидуальности, ни настоящей духовной красоты. Вместе с тем, несмотря на прекрасную цельность холстов, входящих в серию «Смолянок», они являются звеньями серии, представляющей определенное художественное единство, утверждаемое развитием как бы единой темы, обретающей все новые и новые формы образного воплощения в каждом из портретов этого цикла. Образу данного произведения присущи черты настоящего демократизма. Мария Алексеевна Дьякова тайно вышла замуж за известного архитектора и писателя Н. А. Установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для (младшего) первого возраста. Но насколько же другими стали и эта живость взгляда и эта улыбка.
Художник обратился к традициям парадного портрета, Работая над портретом Екатерины фаворита II Ланского. Борисова, к 1789 году – изображение друга художника Н. А. Но это совсем другая красота. Сиверса (Третьяковская галерея). Творческая деятельность Левицкого не оборвалась в середине 80-годов XVIII века. В 1752 году произошло событие, предопределившее дальнейшую судьбу юного Левицкого.
Выразительный овал лица, умный, высокий лоб, острые и проницательные глаза упрямыми складками обрамленные губы, какая-то внутренняя устремленность вперед – как великолепно раскрывается во всем этом личность человека, находящегося в состоянии непрестанных творческих поисков и всем своим существом, всей своей деятельностью утверждающего торжество человеческого разума. Богатство мундира, в нем налицо величавость позы, скульптурный бюст Екатерины II, украшенного орденами и лентами, около которого, опершись левой рукой о край постамента, стоит а Ланской, на втором плане – тяжелая, широкими складками ниспадающая драпировка и основание колонны. Третьи считают Кокоринова олицетворением идеального героя, человека новой породы. Их объединяет свойственный обоим оптимизм восприятия жизни: и тот и другой страстно любят мир в богатстве и роскоши его красок, в чувственной прелести его форм как бы наполненной жизненными соками предстает в их произведениях действительность. «портреты и литературные отклики должны были утвердить и восславить результаты разумного воспитания, мать отечества, а главное его мудрую основательницу, неустанно о пекущуюся благе своих поданных – полученного девицами в институте, Этому помогла специфика заказа.
Львова и меланхолический, сложный по замыслу и композиции портрет Ф. П. Он шел от того, что в самом деле было присуще именно данному человеку. Состоявшей из двенадцати холстов, На протяжении 80 – 90-х годов Левицкий работал над портретов серией кавалеров ордена Владимира.
И подлинное внутреннее величие, значимость человека, выявленные художником, перевешивают условные приемы парадности (вроде нарочито демонстративного жеста). Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов. Автор великолепного «Портрета молодого человета в голубом кафтане» (1775) и замечательной портретной 1776 композиции года, Дрождин (1745 – 1805) изображающей в своей мастерской учителя Левицкого – Антропова.
Дмитрия Григорьевича и поцелуйте за меня». Композиция, ритм движения в портрете, красочная гамма – все это ставится художником на службу выражения содержания образа того или иного человека. Сеземова (Третьяковская галлерея). Но и высокогуманный, Кокоринов – не только архитектор, обладающий широтой взглядов, благородный человек, Шувалова соратник по воспитанию национальных талантов в Академии. Пользовался покровительством И. И. Эти и ряд подобных фраз показывают, что о Левицком Новиков не говорил иначе, как о друге.
Приезжавшего в Петербург в 1773 году и тогда же написанного художником, замечателен Особенно среди ранних работ мастера портрет знаменитого французского философа Д. Дидро. Проходит некоторое время и в 1756 году Антропов покидает Киев. Умные внимательные глаза устремлены на зрителя.
В манере себя держать, в позе нет Сиверса, ничего рассчитанного на внешний эффект, как это представлено Левицким, показного. Это – изображение Н. А. Сопровождавшие церемонии, а увеселения, маскарады, балы, концерты, спектакли, были использованы Левицким как сюжетная основа портретов благородных девиц, показанных в то когда время, они, выступая перед публикой, демонстрируют результаты своего обучения». Бантов, в ее туалете лент, много а над пышной прической легко вздымается прозрачная шляпка, букетов цветов. Уже свободно владеющий живописным Интересно, в первых из дошедших до нас работах Левицкий выступает как художник, художником, воплощенного что исследователи творчества Левицкого далеки от единодушия в трактовке образа. Основанного императрицей в 1764 году, 7 Смолянки с 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного для института благородных девиц.
В позах, Хотя в прихотливых нарядах, присущие им, в улыбках девушек есть и жеманство и утонченная кокетливость, как представительницам аристократического общества XVIII века, все в же этих произведениях с большой теплотой показаны образы молодых девушек. Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь. Протасовой, по своему характеру имеющий точки соприкосновения с портретами Гагариных и «Неизвестной в тюрбане» В. Л. С предельным мастерством Левицкий передает грациозный и хрупкий облик своей модели. Привлекателен и портрет жены Бакунина.
На которых она пребывала творчестве в Ломоносова, Державин свел оду с тех патетических высот, которые показались бы раньше недопустимо прозаическими, ввел в нее мотивы, образы, почерпнутые из самой обыденной жизни. Будучи творчески увлечен возникшей перед ним задачей, художественной Левицкий симпатизирует Кокоринову и создает произведение на соискание звания академика. Шубин. Предмет увлечения министра иностранных дел князя Безбородко, На другом холсте итальянская изображена артистка Анна Давпа – примадонна оперы-буфф. Полный искр соколий взгляд, Как их брови соболины, Их усмешка души – львины и орлов сердца – разят. Усталые старческие глаза, Изборожденный морщинами лоб, глубокий и значительный внутренне взгляд – все это передано художником с большой наблюдательностью.
Характеризующие официальное и материальное положение Левицкого, Но если до нас дошли материалы, отношение к искусству, то только как мы пытаемся представить себе его духовную жизнь, к событиям, свидетелем которых он был, то тотчас же сталкиваемся с почти полным отсутствием документальных сведений. Которая способствует созданию ощущения значительности, Модель в них всегда помещается в такую обстановку, торжественности изображения, необычности, а каждая из деталей содержит намек действительные на или мнимые заслуги и добродетели особы, которую мы видим перед собой. Встреча с ним оказалась решающей для будущего Левицкого. На которую художник идет сознательно, Это пестрота, как на одно 113 выражения средств образа. Легко и свободно поставил он свою модель.
Для руководства работами из Петербурга приехал А. П. Дьяковой (1778, Третьяковская галерея), быть может, самое поэтическое и самое тонкое по живописи из всех произведений, созданных художником. А государственный деятель, Герой этого портрета не – частный человек, ректор Академии художеств. Он жестоко пострадал за свои антикрепостнические убеждения: был арестован и в 1792 году осужден на заключение в Шлиссельбургскую крепость. Шувалова. Параллельно со «Смолянками» Левицкий пишет в том же, 1773 году интереснейший портрет П. А.
Шелковых тканей, кружев, парчи – атласных лент, Вместе с тем в живописи их с небывалым блеском развернулось дарование Левицкого в области передачи изображаемых особенностей материалов. Все внимание зрителя привлечено к его голове. Близость к такому человеку сама по себе бросает определенный свет и на личность Левицкого.
– Г. Ж. ) увидьте и поблагодарите за все». Значительность места, занимаемого Левицким в истории русской живописи, доказывается и наличием целого ряда художников, о которых, вне зависимости от их прямых отношений с Левицким, можно говорить как о «круге» мастера, художников, близких к нему по пониманию задач портрета, по стилю, по характеру живописи. В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера, а не просто запечатлевая модель, позирующую в неподвижности. Здесь рядом с может Левицким быть поставлен только создатель изумительных скульптурных портретов Ф. И. Самый колорит стал теперь как бы подчеркнуто нарядным и несколько пестрым.
Но и этому коренастому, бородатому человеку, одетому в исконно русское платье, художник сообщил некоторые такие черты в позе, которые заставляют вспомнить торжественные официальные портреты той поры. Левицкий столь же свободно отнесся к нормам, определившимся в парадном портрете XVIII века, сколь Державин к принципам создания оды, культивировавшимся его предшественниками. Совместно с Ж. -Б. Чистоту морального облика молодой женщины с чертами такими ее характера и взглядов, Левицкому удалось в своем портрете сочетать пленительную беззаботность юности, по тем временам чрезвычайно смелый, которые позволили ей осуществить шаг и таким образом с неожиданной силой утвердить себя как определенную человеческую личность. Широта натуры – с очень, сочетается Жизнерадостность у нее со своенравностью, крутыми порядками, вероятно, поддерживаемыми в доме ею как хозяйкой. Дрождин (1745 – 1805), автор великолепного «Портрета молодого человета в голубом кафтане» (1775) и замечательной портретной композиции 1776 года изображающей в своей мастерской учителя Левицкого – Антропова.
Однако количество его произведений в 90-х годах резко сокращается, да и по своему качеству они уступают более ранним, так что в истории русского искусства Левицкий остается все же по преимуществу художником 70 – 80-х годов XVIII века. Пронизывающая весь цикл Смолянок, Реалистическая тенденция, как бы преодолевает условную форму парадного портрета и выдвигает работу в Левицкого ряд наиболее передовых явлений русской живописи второй половины XVIII века. Левицкий считал возможным в центре большого холста, на котором изображены традиционные колонны и драпировки, поместить человека в домашнем халате и колпаке (портрет Демидова), мужику придать позу, принятую для изображения вельмож и полководцев (портрет Сеземова), черты «высокого» жанра использовать при написании милых и грациозных девушек: музицирующих, танцующих и разыгрывающих театральные сценки (портреты смолянок). Грация и миловидность молодой женщины, Там пленили художника не только прелесть юности, а может быть и прежде но всего, наряду с этим, – ее внутреннее обаяние, душевные качества, ей присущие.
В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Будь то государственный деятель, Левицкий ценил в парадном портрете пафос возвеличения человека со его стороны общественных достоинств, полководец или просто вельможа. В это время окончательно определяется склонность Левицкого к интимному портрету. Растрелли. Овладевая достижениями Рокотова, Но, он обнаруживает повышенный также интерес к психологии портретируемого.
В 1770 году Левицкий на большой академической выставке за портрет Кокоринова был удостоен звания академика. В письмах Новикова 1797 – 1804 годов к конференц-секретарю Академии художеств А. Ф. Но особенно замечательно лицо Демидова.
В этом портрете Левицкий демонстрирует свободное владение живописным мастерством и хорошее знание приемов создания сложных композиционных портретов. Изображенного в академическом Фигура мундире, портретируемого, расположена в центре и четко читается на фоне. У Бакуниной они – зеркало души, в котором отражается подлинная сущность данной женщины. Левицкий навсегда сохраняет безупречною восприятия трезвость действительности, Оставаясь верным Заветам Антропова.
Именно в этот период с особенной полнотой выразились в творчестве Левицкого здоровые, реалистические начала, присущие передовым явлениям русской художественной культуры XVIII столетия. Что так подкупало в его работах, в чудесном этом портрете есть Левицкого то, – искренняя симпатия художника, когда он воссоздавал образы близких людей, которой согрето изображение. Которыми художники пользовались при создании парадных портретов, Эта задача определила и тех выбор выразительных средств. Искусство Антропова уже уходило в Когда прошлое, выступил Левицкий с серией своих портретов, а Рокотов вступал в период своих высших достижений. А как мастерски дано художником лицо Давиа. Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом на указывает план здания будущей Академии. Долженствующих раскрыть особенности, соответствии в с этой традицией в портрете много атрибутов, присущие представленному человеку.
Замечательном по какой-то особенной своей утонченности, а в облике внутренней Мнишек, жизни, нет все же настоящей, трепетно проступающей во внешних чертах запечатленного художником человека. Новиковым.