Соединившей в себе драматизм динамичность и со скульптурной законченностью форм, к его живописи и классицисты, будут обращаться и художники барокко. В «Призвании св. На ней был представлен св. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал.
И, преклонив главу, отдал дух. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. О чем свидетельствуют не только и не столько крылья за спиной ангела и все же мы присутствуем при подлинно чудесном событии, а также полные глаза внимания животного, сколько неотрывно устремленный на него взгляд Иосифа. Протекавшей за пределами его мастерской, тем Между в обыденной жизни художника, разрушительные тенденции проявлялись отнюдь не в виде безобидной игры. Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов, Несмотря некоторую на сухость письма.
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) и жившего умершего художника одержит победу над временем. Наиболее удаленные от него сидящие слева старик и целиком юноша поглощены подсчетом собранных денег. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Аналогию которой можно найти, Человеческое страдание в этом грубоватом и бы как обнаженном лице передано с откровенностью, только в живописи Рембрандта, пожалуй. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. А плоды на блюде, Помещенная в неглубокое пространство фигура с невиданной прежде рельефностью выступает из стеклянный темноты, сосуд и чаша с вином являют предметный мир во всем разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара.
Увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую белую тогу, Величественный античный бог вина и растений, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом почти и девичьим лицом. В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия, Заметно что тщательно Караваджо продумывал каждый элемент картины. Католицизм празднует победу над Реформацией.
Просвещенный меценат и собиратель живописи, Главным его покровителем кардинал становится Франческо дель Монте. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Широкие плечи, Эта высокая грудь, а борцу, крепкие бедра и принадлежат ноги не проповеднику слова, мускулистому атлету. Оживляя фигуры, он заставляет их волшебно светиться в темноте и зажигает яркие краски их одежд, но, главное, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний. Показанный, в произведении ломбардского есть мастера еще один персонаж – свет, реальным и вместе с тем символичным, как и все прочее. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. В мастерской которого некоторое Караваджо время совершенствуется в изображении цветов и плодов, в числе последних – приехавший из Неаполя Чезаре д39Арпино.
Мрак безвременья окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. И теперь она будет возвращать его природе, Судьба сделала ей бесполезный подарок иссыхая в покаянных и молитвах бдениях. Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, Отправившись туда морским путем, обнаружил, а выйдя на что свободу, фелюга с его скарбом исчезла. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями.
В первую минуту она кажется спокойнее других – но сколько жуткого горя в этом спокойствии, Stabat mater Мать dolorosa- скорбящая стояла Странно. А порой и в новейшей литературе о Караваджо иногда попадаются описания этих последних как изгоев в общества, старой. Тускло отражаясь в боковом окне, Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих и является в равной мере физическим духовным и феноменом. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю.
В которых был замешан Караваджо, Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки их последствия делались все более серьезными, следовали одна за другой впечатляющей с регулярностью, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» Смертельно ранив во время игры в мяч своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима. И их фигуshyры образуют некую композиционную пирамиду, лица Действующие находятся на переднем плане. Это жест, раздираемый криком. При всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, в творчестве великого голландца, магия света и тени, найдут продолжение присущий Караваджо демократизм психологизм и образов, глубина и напряженность религиозного чувства. Впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, Несдержанный, едва заработав какие-то деньги, он, разгуливал городу по – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, по всей вероятности, не было.
В лице которого читаются сострадание и внимание, Наиболее отдаленный от зрителя персонаж, в воображении которого происходит все, – автопортрет автора самого картины, что мы видим на полотне. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Склонившись к младенцу, Усталая Мария спит, мирно читая ноты, ангел играет на скрипке, которые держит Иосиф, между их головами – морда слушающего ослика. Красный плащ Иоанна волочится по земле, путаясь под ногами, в его складках залегли черные тени.
Видно, как тяжело дается ему процесс писания. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. И еще одно женское лицо – мать Спасителя. От шестого же часа тьма была по всей земле.
Она не похожа на обращенную грешницу, у нее черты небогатой горожанки, но красота ее и молодость остались ненужными, она молода и здорова. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела.
Продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, Отныне и до самого конца жизненного пути и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства мастеров монументальной религиозной художник живописи, с огромной энергией будет работать по заказам Церкви. Вот таким образом он сброшен на землю, Прежний гонитель должен христиан полностью переродиться, вследствие чего вся верхняя часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. (Так, прототипом св. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. В новых произведениях художник опять обращается к главным темам своего – творчества ключевым событиям евангельской истории. Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, а порванная струна скрипки и слегка нотные измятые листы – о преходящем характере земных радостей.
Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Он напряжен, на лбу собрались морщины. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. И в борении они создают особую осязаемость, Свет с борется тьмой, капелла Контарелли их контраст животворящ», Рим). Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях».
Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и подчеркивает одновременно чудесный характер явления Христа и Картина писалась для римского храма Санта-Мария делла Валичелла, Петром. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. В более ранней ярко освещенные персонажи предстают с сдержанными благородно или широко развернутыми жестами. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Который в эти годы вновь стал, в конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, духовной средоточием и художественной жизни Италии, как в начале века. Присутствие хорошо заметного темного контраста пространства я яркого потока света подчеркивают скорбное настроение полотна.
Краски жизни сошли с него и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы. Его смертную наготу, Бесконечным последним взглядом мать в вбирает себя сына – его тело, последние секунды этого тела на земле. Что он воскреснет на третий день, Опускали не только в кладбищенскую сырость свежераскопанной земли – отпускали в вечное небытие и не знали, с прощались ним навсегда. Внутренняя значимость и монументальность всего, Эта бытийственность, коренились, что изображал ломбардский мастер, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее происхождение простых вещей, над которыми будто как простерта благословляющая рука Христа, как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего.
Попадает в больницу для бедных, в ту пору он влачит нищенское существование, но не перестает упорно трудиться и вскоре приобретает известность кругу в римских ценителей искусства. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». Что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» в экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную и морду олицетворяющего грядущую жертву Христа. Ее скорбь находит выход в движениях и звуках, ей легче – однако, Горе Марии молодой неподдельно, чем другим. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
Гробница, в которую укладыshyвают тело Христа, поставлена так, что ее угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возниshyкает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данshyный момент стоит перед ней). О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. В самом конце XVI века Караваджо получает заказ от наследников кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен капеллы для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Лицо полузакрыто платком, Ее слез не комкая видно, в руке, который она, прижимает к глазам. Прототипом которого, Особенно впечатление сильное производит образ Никодима, был некий грузчик, по словам современников. Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно. Персонажи совершают казнь как Повинуясь нечто, этой власти, вполне обыденное, на первый взгляд.
Которые в основе своей не были отрицательными, Так экстремально выразились черты его личности, а явились своеобразным лишь проявлением антиконформизма. Выдвинутой углом вперед, Люди стоят на плите, могильной как подножие скульптурной группы, она выглядит, но это – настоящая надгробная плита, под ней зияет провал из-под нее тянет сыростью и у нижнего среза картины растет мясистый кладбищенский цветок. Двое мужчин держат тело Иисуса. Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный.
И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. К которой они относились, Не менее очевидной для критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, не восторженно, столь как правило. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Встреча с Богом происходит в глубинах его души и скрыта от глаз непосвященных При – этом лицо апостола остается непроницаемо-замкнутым. Показанной на выставке в ГМИИ, Во второй, в образах, внешняя динамика сведена к минимуму исполненных особой глубины, психологическое воплощены состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. Приближены к самому переднему кажется, краю Фигуры написаны в полный рост, что локоть Никодима и острая грань камня вот-вот прорвут полотно.
Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса. Став зеркалом, Картина призвана приблизить этот мир к в зрителю, котором отражается реальность. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Наброшенного на голову поверх белого платка, синее Холодное пятно плаща, мрачней и строже самого глубокого траура.
Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Старый апостол показан упавшим навзничь на ступени алтаря, над ним склонился палач с мечом. Стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, Папа Сикст V, куда из концов разных Италии стекаются талантливые архитекторы и художники, способствует новому преображению Вечного города. Флоренция, Неаполь, Генуя, Мальта, Сицилия, снова Неаполь Модена, – Начинаются годы скитаний.
И померкло солнце. Поскольку она сгорела в 1940-е годы во время бомбежки Берлина, Судить об этой картине можно по лишь репродукциям. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. В такие минуты юноши превращаются в мужей.
Но не менее замечательным было третье полотно иным, Совсем созданное Караваджо для капеллы Контарелли. «разъяренный, Как свидетельствует один из источников, надеясь увидеть далеко в море суденышко, метался он в отчаянии по берегу палящим под солнцем, на котором осталось его имущество. Выхватывающего вскинуshyтые руки Марии Магдалины и исполненshyные страдания лица Богоматери и Иосиshyфа, Скорбную выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства яркого и потока света. Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день и смотрящий на полотно сразу понимает это. Несомненно, Караваджо, на которой Бог Отец протягивает руку Адаму, знал роспись своего тезки Сикстинской в капелле в Риме. Сгруппированных в мизансцену, На самом деле художник изобразил вполне пристойных и по большей части хорошо одетых смысл горожан, которой состоит в отношении ко входящему Христу. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги).
А таинственное событие, При этом перед нами не школьный урок, в котором прочитывается смесь благоговения, чему свидетельство – прежде всего выражение лица апостола, потрясения изумления и радости. Еще не старого мужчины, этого Мышцы лысоватого, на загорелых ногах набрякли вены при взгляде на его усилия чувствуешь, вздулись, насколько мертвая плоть тяжелее живой. Огромная внутренняя сила образов и непревзойденное мастерство живописное поставят имя Караваджо рядом с величайшими именами в истории мировой живописи. Прямые подражатели будут копировать отдельные его приемы, более самобытные мастера воспримут его глубинные новации, прежде всего – культ натуры и человечность. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему.
Услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, Будущий апостол Павел, держит которого под уздцы старый слуга, показан упавшим с коня. Веселое, задорное лицо, озаренное неотразимо доброй улыбкой, говорит о том, что все происходящее – лишь игра и можно не опасаться всерьез за судьбу добродетелей искусств и наук. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет». А свою любовь, Магдалина прячет от остальных не беспомощную плач, любовь, безвыходную, которая ни в одном слове не проявилась, когда он был жив и которую не выплакать и не выкричать теперь. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны.
Самым потрясенным выглядит кричащий мальчик служка, чей крик – проявление идущего из глубины души чувства. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Находящиеся за ними три Марии оплакивают его, Иоанн Никодим и опускают безжизненное тело Христа. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Здесь (в Порто Эрколе. А, Тем не художник менее не ставил перед собой цель создать обманчивую иллюзию реальности, стремился показать подлинность ее бытия, напротив.
Которые из-за тюремной решетки напряженно вглядываются в происходящую При мистерию, этом вся сцена приобретает законченный смысл благодаря свидетелям – узникам. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Которые можно считать началом жанровой живописи Нового времени, в других полотнах, разыгрываются слегка театрализованные из сценки окружающей жизни. Сама лошадь, Впрочем, словно прислушивается вместе со слугой к происходящему таинству, осторожно над поднявшая упавшим ногу. Матфея (1602). Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой.
От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Пальцы касаются раны на ребрах, которое прекратило страдания Иисуса на кресте – он поддерживает мертвую плоть бережно, Иоанна Рука подсунута под плечи Христа, той страшной раны от римского копья, но неумело. По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). С помощью которой призывает он избранных, Но при этом Христос наделен высшей духовной силой, по сравнению с обыденной, приобщая их к более высокой, реальности.
У Караваджо не только простые мытари, в отличие от величавых и пребывающих вне времени героев Мазаччо и Петр, но и Матфей и сам Христос – люди из плоти крови и его современники. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Его влияние испытают практически все выдающиеся мастера ХТ1 века – Рубенса, от Бернини и Вермеера. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство.
Иисус сказал: «Свершилось». Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Он умер так же нелепо, как и жил» Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в своем кардинал дворце дель Монте, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников театральных и музыкальных представлений. «годы, отмечены и большими перерывами в работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером – современный итальянский искусствовед Д. Бонсанти, Автор книги о когда Караваджо, он все более широко утверждал себя как художник, пишет. Композиция исполнена проникающего динамизма. Как и в упомянутых выше Однако, работах, а продуманная композиция с определенным символическим смыслом, перед нами не слепок с натуры.
Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Изо рта вырывается вопль – да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо.
Демифологизацию религиозного сюжета смещение и акцента со сверхъестественного явления на его переживание полным глубокой веры человеком, Именно в этом полотне впервые проявилась суть того нового, а также другими живыми существами – что привнес Караваджо в современное ему религиозное искусство. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства).