Видно, как тяжело дается ему процесс писания. От шестого же часа тьма была по всей земле. Его смертную наготу, Бесконечным последним взглядом мать вбирает в себя сына – тело, его последние секунды этого тела на земле. Как горе всего человечества, тяжесть Физическая тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания.
В мастерской которого Караваджо некоторое время совершенствуется в изображении цветов и плодов, в числе – последних приехавший из Неаполя Чезаре д39Арпино. Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство.
В новых произведениях художник опять обращается главным к темам своего творчества – ключевым событиям евангельской истории. Картина призвана приблизить этот мир к зрителю, став зеркалом, в котором отражается реальность. В такие минуты юноши превращаются в мужей. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. И в борении они создают особую осязаемость, Свет с борется тьмой, капелла Контарелли их контраст животворящ», Рим).
Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Наиболее удаленные от него сидящие слева старик и юноша поглощены целиком подсчетом собранных денег.
Склонившись к младенцу, Усталая Мария мирно спит, читая ноты, ангел играет на скрипке, держит которые Иосиф, между их головами – морда слушающего ослика. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. В первую минуту она кажется спокойнее других – но сколько жуткого горя в этом спокойствии, Stabat mater Мать dolorosa- скорбящая стояла Странно.
«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки, в которых был замешан Караваджо, следовали одна за другой с впечатляющей регулярностью их последствия делались все более серьезными, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» Смертельно ранив во время игры в мяч своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима. В самом конце XVI века Караваджо получает заказ наследников от кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день и смотрящий на полотно сразу понимает это. И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Мрак безвременья окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму.
Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Поскольку она сгорела в 1940-е годы во время бомбежки Берлина, Судить об этой картине можно по лишь репродукциям. А плоды на блюде, Помещенная в неглубокое пространство фигура с невиданной прежде рельефностью выступает из стеклянный темноты, сосуд и чаша с вином являют предметный мир во всем разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. Он умер так же нелепо, как и жил» Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Краски жизни сошли с него и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы.
В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Который в эти годы вновь стал, в конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, средоточием духовной и художественной жизни как Италии, в начале века. В лице которого читаются сострадание и внимание, Наиболее отдаленный от зрителя персонаж, в воображении которого происходит все, – автопортрет самого автора картины, мы что видим на полотне. Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями. Приближены к самому переднему краю Фигуры кажется, написаны в полный рост, что локоть Никодима и острая грань камня вот-вот прорвут полотно. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие.
Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). А свою любовь, Магдалина прячет от остальных не плач, беспомощную любовь, безвыходную, которая ни в слове одном не проявилась, когда он был жив и которую не выплакать и не выкричать теперь. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Но не менее замечательным третье было полотно, Совсем иным, созданное Караваджо для капеллы Контарелли.
Встреча с Богом происходит в глубинах его души и от скрыта глаз непосвященных – При этом лицо апостола остается непроницаемо-замкнутым. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. В старой, а порой и в новейшей литературе о Караваджо иногда попадаются описания этих последних как изгоев общества. И еще одно женское лицо – мать Спасителя. Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха.
Иисус сказал: «Свершилось». Продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, Отныне и до самого конца жизненного пути и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства монументальной мастеров религиозной живописи, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви. Попадает в больницу для бедных, в ту пору он влачит нищенское существование, но не перестает упорно трудиться и вскоре известность приобретает в кругу римских ценителей искусства. Католицизм празднует победу над Реформацией.
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. В творчестве великого голландца, при всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, найдут продолжение присущий Караваджо демократизм и психологизм образов, магия света и тени, глубина и напряженность религиозного чувства.
В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет». Лицо полузакрыто платком, Ее слез не видно, комкая в руке, она, который прижимает к глазам. Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса.
Тем не менее художник не ставил перед собой цель создать обманчивую иллюзию реальности, а, напротив, стремился показать подлинность ее бытия. Персонажи совершают казнь как нечто, этой Повинуясь власти, вполне обыденное, на первый взгляд. Эта бытийственность, внутренняя значимость и монументальность всего, что изображал ломбардский мастер, коренились, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее происхождение простых вещей, над которыми как будто простерта благословляющая рука Христа, как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, а порванная скрипки струна и слегка измятые нотные листы – о преходящем характере земных радостей.
Путаясь под ногами, Красный плащ Иоанна волочится по земле, в его залегли складках черные тени. На ней был представлен св. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). И, преклонив главу, отдал дух. Как и в упомянутых выше работах, Однако, а продуманная композиция с определенным символическим смыслом, перед нами слепок не с натуры.
Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Широкие плечи, Эта высокая грудь, а борцу, крепкие бедра и ноги принадлежат проповеднику не слова, мускулистому атлету. Изо рта вырывается вопль – да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. И померкло солнце.
На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим.
Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Горе молодой Марии неподдельно, однако, ей легче, чем другим: ее скорбь находит выход в движениях и звуках. Холодное синее пятно плаща, наброшенного на голову поверх белого платка, мрачней и строже самого глубокого траура. И их фигуshyры образуют некую композиционную Действующие пирамиду, лица находятся на переднем плане.
Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов, Несмотря на сухость некоторую письма. Несомненно, Караваджо, на которой Отец Бог протягивает руку Адаму, знал роспись своего тезки в Сикстинской капелле в Риме. Картина писалась для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. Более самобытные мастера воспримут его глубинные новации, Прямые подражатели будут копировать отдельные приемы, его прежде всего – культ натуры и человечность. Оживляя фигуры, он заставляет их волшебно светиться в темноте и зажигает яркие краски их одежд, но, главное, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников и театральных музыкальных представлений. Пальцы касаются раны на ребрах, которое прекратило страдания Иисуса на кресте – поддерживает он мертвую плоть бережно, Рука Иоанна подсунута под плечи Христа, той страшной раны от римского копья, но неумело. Задорное лицо, Веселое, говорит о том, озаренное неотразимо доброй улыбкой, что все происходящее – игра, лишь и можно не опасаться всерьез за судьбу добродетелей искусств и наук.
Выхватывающего вскинуshyтые руки Марии Магдалины и исполненshyные страдания лица Богоматери и Скорбную Иосиshyфа, выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства и яркого потока света. Чей крик – проявление идущего из глубины души чувства, Самым потрясенным кричащий выглядит мальчик служка. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Особенно сильное впечатление производит образ Никодима, прототипом которого, по словам современников, был некий грузчик. О чем свидетельствуют не только и столько не крылья за спиной ангела и все же мы присутствуем при подлинно чудесном событии, а также полные внимания глаза животного, сколько неотрывно устремленный на него взгляд Иосифа. Которые в основе своей не были отрицательными, Так выразились экстремально черты его личности, а явились лишь своеобразным проявлением антиконформизма.
Услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, Будущий апостол Павел, которого под держит уздцы старый слуга, показан упавшим с коня. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. Начинаются годы скитаний: Флоренция, Модена, Генуя, Неаполь, Мальта, Сицилия, снова Неаполь.
Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. Соединившей в себе драматизм и динамичность со скульптурной законченностью форм, к его живописи и классицисты, будут обращаться художники и барокко. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции.
Точно рассчитав необходимую степень действия, напряжённости Заметно что Караваджо тщательно продумывал каждый элемент картины. В «Призвании св. Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. Гробница, в которую укладыshyвают тело Христа, поставлена так, что ее угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возниshyкает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данshyный момент стоит перед ней). Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Его влияние практически испытают все выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Бернини и Вермеера. Протекавшей за пределами его мастерской, Между тем в обыденной жизни художника, тенденции разрушительные проявлялись отнюдь не в виде безобидной игры.
«годы, отмечены и большими перерывами в работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером современный – итальянский искусствовед Д. Бонсанти, Автор книги о Караваджо, когда он все более широко утверждал себя как художник, пишет. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях».
Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара. Просвещенный меценат и собиратель живописи, Главным его становится покровителем кардинал Франческо дель Монте. Вот таким образом он сброшен на Прежний землю, гонитель христиан должен полностью переродиться, вследствие чего вся верхняя часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте.
(Так, прототипом св. С помощью которой он призывает Но избранных, при этом Христос наделен высшей духовной силой, по сравнению с обыденной, приобщая их к более высокой, реальности. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Выдвинутой углом вперед, Люди стоят на могильной плите, как подножие скульптурной группы, она выглядит, но это – настоящая надгробная плита, под зияет ней провал из-под нее тянет сыростью и у нижнего среза картины растет мясистый кладбищенский цветок. Он напряжен, на лбу собрались морщины. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны.
В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. «разъяренный, Как свидетельствует один из источников, надеясь увидеть далеко в море суденышко, метался в он отчаянии по берегу под палящим солнцем, на котором осталось его имущество.
Показанный, в произведении ломбардского мастера есть еще один персонаж – свет, реальным и вместе с тем как символичным и все прочее. Говоря словами П. Декарга, у них обоих было, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет». У Караваджо не только простые мытари, в отличие от величавых и пребывающих вне времени героев Мазаччо и Петр, но и Матфей и сам Христос – люди плоти из и крови, его современники. Отправившись туда морским путем, Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, обнаружил, что фелюга с его скарбом исчезла.
Еще не старого мужчины, Мышцы этого лысоватого, на загорелых ногах набрякли вены при взгляде на его усилия чувствуешь, вздулись, насколько плоть мертвая тяжелее живой. На самом деле художник изобразил вполне пристойных и по большей части хорошо одетых горожан, сгруппированных в мизансцену, смысл которой состоит в отношении ко входящему Христу. Что он воскреснет на третий день, не Опускали только в кладбищенскую сырость свежераскопанной земли – отпускали в вечное небытие и не знали, прощались с ним навсегда. Которые можно считать началом жанровой живописи Нового времени, в других полотнах, разыгрываются слегка театрализованные из сценки окружающей жизни.
Здесь (в Порто Эрколе. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой.
К которой они относились, Не менее очевидной для критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, не столь как восторженно, правило. И теперь она будет возвращать его природе, Судьба сделала ей бесполезный подарок иссыхая покаянных в молитвах и бдениях. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. Это жест, раздираемый криком. Присутствие хорошо заметного темного контраста пространства я яркого потока света подчеркивают скорбное настроение полотна. А таинственное событие, При перед этом нами не школьный урок, в котором прочитывается смесь благоговения, свидетельство чему – прежде всего выражение лица апостола, потрясения изумления и радости.
В более ранней ярко освещенные персонажи предстают с благородно сдержанными или широко развернутыми жестами. Стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, Папа Сикст V, куда из разных концов Италии стекаются талантливые архитекторы и художники, способствует преображению новому Вечного города. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Которые из-за тюремной решетки напряженно вглядываются в происходящую мистерию, При этом вся сцена приобретает законченный смысл благодаря – свидетелям узникам. Тускло отражаясь в боковом окне, Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих и является в равной мере и физическим духовным феноменом. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал.
Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто рядом находится с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Увенчанный виноградным венком и облаченный в сияющую тогу, белую Величественный античный бог вина и растений, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом. Впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, Несдержанный, едва заработав какие-то деньги, разгуливал он, по городу – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, по всей вероятности, не было. Огромная внутренняя сила образов непревзойденное и живописное мастерство поставят имя Караваджо рядом с величайшими именами в истории мировой живописи. Она не похожа на обращенную у грешницу, нее черты небогатой горожанки, но ее красота и молодость остались ненужными, она молода и здорова.
Иоанн и Никодим опускают безжизненное тело Христа, находящиеся за ними три Марии оплакивают его. Над ним склонился палач с мечом, Старый апостол показан упавшим на навзничь ступени алтаря. Показанной на выставке в ГМИИ, Во второй, в внешняя образах, динамика сведена к минимуму исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»).
– Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» в экспонированном выставке на в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления и Христа в композиции господствует строго рассчитанное равновесие, Петром. Двое мужчин держат тело Иисуса.
Композиция исполнена проникающего динамизма. От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия. Матфея (1602). Демифологизацию религиозного сюжета и акцента смещение со сверхъестественного явления на его переживание полным глубокой веры человеком, Именно в этом полотне впервые проявилась суть того нового, а также другими живыми существами – что привнес Караваджо в современное ему религиозное искусство. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Сама лошадь, Впрочем, словно прислушивается вместе со слугой к происходящему таинству, осторожно над поднявшая упавшим ногу. Аналогию которой можно Человеческое найти, страдание в этом грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, только в живописи Рембрандта, пожалуй.