Вовсе не случайно Пушкин избрал своим героем образ, Конечно, работы Растрелли, созданный Фальконе для своего сюжета он бы мог использовать и другой памятник Петру, поставленный перед Михайловским замком. Впрочем, сам Фальконе большего не требовал. Икаждый находит впамятнике свои символы, тайные или явные исвои предзнаменования. Стан Петра решительно откинулся назад, сопротивляясь порыву коня. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы».
Как ихотела Екатерина, Образцом фигуры для Петра служили, носпривнесенными скульптором изменениями, фигуры римских императоров. И указал место будущему памятнику. При всей своей кажущейся сверхъестественности и пушкинский Петр, как у и Фальконе, все же остается до конца живым человеком, поборовшим все препятствия, которые перед ним нагромождали и люди и стихии. Обход вокруг него построен системе на замкнутого ритмического процесса, Таким образом, подобно законченному музыкальному или поэтическому произведению. Пушкин от своего друга Вильегорского. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне».
По-видимому именно этот первый аспект вдохновил Пушкина на его центральную характеристику «Медного всадника», хотя в ней и появляются новые черты, осложняющие фальконетовский образ: Все в первом аспекте построено на борьбе двух сил. Сосредоточивая почти в одной точке начало всех силовых Таким линий, образом, подобно взрыву, он заставляет их выбрасываться в пространство – Фальконе достигает поразительного эффекта. Однако образ Петра у Пушкина сложнее, чем у Фальконе. Всадник съезжает со скалы и по петербургским улицам направляется к Каменному острову, Вдруг голова Петра поворачивается из которого навстречу ему выходит озабоченный государь, где в то время император жил Александр I. Бронзовый всадник въезжает во двор Каменностровского дворца. Место установки также неосталось бесспорным.
, проведено исследование модели «машины», предлагаемой для перевозки камня. Надо признать, что это действительно прекрасное место для памятника Петру. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.
Очень возможно, что это были общие планировочные соображения. Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев.
Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником. Откуда Петру пришлось бы левым смотреть глазом на древнюю часть страны, Билиштейн возражал против другого места. ИФальконе оставалось только воплотить его вбронзе, носкульптор наэто несогласился. Перед нами монарх-просветитель, человек мысли, разума, носитель высоких дум.
В самом его центре, Памятник оказался перед лицом всего города, "пошел" откуда Санкт-Петербург, в одном из тех начальных мест. Кто встречается впервые смонументом, Практически сколько все, его глубиной, поражены нестолько его размерами. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Как установил Рео, Идея помещения конной статуи на скалу впервые появилась, в проекте эскизном памятника Людовику XIV, у Лебрена. Но и все гранящие ее плоскости ссеков теснейшим образом увязаны с общей композицией памятника, Не только силуэт в скалы виде мощной морской волны.
Возникший на Западе во второй половине XVIII века, Неоклассицизм, подлинное получил развитие в России лишь в начале XIX века. В отчаянии Фальконе выбежал из литейной. Фальконе отказался и от военных доспехов. С противоположного берега Невы памятник виден плохо, так как даже его гигантские размеры не в силах переспорить необъятную ширину ее «державного теченья».
По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специальная большая баржа. Что Фальконе имеет лишь техническое отношение к памятнику, к тому же по городу распространились слухи идея а принадлежит Бецкому. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной. Все же они были ниже нынешних, что и позволяло видеть памятник не хуже, чем сейчас. Памятник был воздвигнут по приказу Екатерины II.
Что на другом месте невозможно представить памятник Петру I, Сейчас нам обрамленное кажется, желто-белыми корпусами Сената и Синода с одной стороны, так удачно он вписался в широкое пространство, Адмиралтейства – с другой и грандиозным Исаакиевским собором – с третей. Асмолодой Мари-Анн Коло, НоФальконе приехал вСанкт-Петербург несам, ученицей которой была доверена выполнить честь голову Петра. "Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь".
Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: "С нами кто-то идет рядом". ".
Однако тот ничего не видел и попытался убедить в этом царевича. Quotдерзновению подобно, На одной стороне ее изображен "Гром-камень" – а другой на – надпись. Монумент по праву считается лучшей конной статуей мира, вершиной творчества Фальконе. Которая заложена в человеке, вот таким образом Именно поэт-гуманист и гордится им как воплощением той гигантской мощи.
Его Петр одет в отвлеченную одежду, которую он назвал просто «героической». Бедный князь. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и себе заказывали из них набалдашники на трость или запонки. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Конь взвился на и дыбы, мощное движение всадника, осев на задние ноги – вынесший его на край скалы, Отсюда видны и буйный порыв коня, осадившего его у самого обрыва. Как потенциального пути всадника и как пути реального зрителя, в результате Фальконе вполне восстановил утраченное значение моста, подходящего к памятнику. Памятник Петру I Фальконе и поэма Пушкина «Медный всадник» редчайший случай глубокого сближения двух искусств, скульптуры и литературы. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Но Фальконе скоро утомил царицу своей требовательностью и той серьезностью, встретила Императрица ваятеля ласково, с которой он относился к своей задаче. Quotв нем бездна тонкого вкуса, Дидро написал императрице Екатерине II и вместе с тем он неотесан и ума деликатности, суров, ни во что не верит – что исполнителем может быть только скульптор Фальконе. «Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой», - отвечала ему императрица. Скакуны Бриллиант и Каприз – Кони для работы памятником над были взяты из императорских конюшен.
Верный сын своего века, Это место казалось Билиштейну подходящим не только по художественным соображениям, Билиштейн подробно рассматривает вопрос об аллегорическом значении разных местоположений памятника но – и по смысловым. Казалось, он поджидал Павла и его спутников, когда те приблизились, пошел рядом. Памятник Петру Великому – важное культурное достояние России. Накоторой установлен памятник, Цельный кусок гранита, стремительно некоторый взлетел Петр наконе, представляет собой учес. Расколотый ударами молнии гранит носил название «Гром-камень» иэто «прозвище» сохраняется заним ипосей день.
Которого я не трактую ни как великого полководца, ограничусь я только статуей этого героя, хотя он, ни как победителя, конечно, был и тем и другим. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). В частности, этот разворот идеально увязывал памятник со сдвинутым вправо мостом. Служащей ему пьедесталом, Он наверх поднимается скалы, – это эмблема побежденных им трудностей. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. Но он не помешал собраться на Сенатской значительному площади количеству людей, с утра шёл дождь. А. С.
Через два месяца после его приезда в Россию для постановки памятника, в 1766 году, некий барон Билиштейн подал записку о выборе для места нового монумента. Когда он попадает на фон светлых стен, Но и при приближении к памятнику, как это происходило при Фальконе, четкость его силуэта не исчезает трудно сказать, так как сейчас не сохранилось на площади ни одного прежних из зданий. Уверенный испокойный император оценивает свои деяния иугрозы для его государства. Памятник создан именно таким, Тем неменее, анечиновники иЕкатерина, каким представлял его именно себе Фальконе.
Что все крайние точки силовых линий лежат на единой дуге, Ритмическая ясность замысла подчеркивается тем, описанной радиусом из точки начального их пересечения. На площади был выстроен целый полк. Скульптор не выдержал травли, сплетен и козней. Как и в других ряде работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Даисамой Екатерины Памятник Петру1 «Медный всадник» должен был быть другим. Этот дар присущ и всякому большому архитектору, Впрочем, но и временной путь зрителя, учитывающему не только пространственный, созерцающего его произведение самая протяженность архитектуры неизбежно требует времени для того, чтобы она могла до быть конца воспринята, а это и ведет к неизбежности организующего вмешательства в восприятие зрителя.
А введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению устойчивости статической монумента, Постамент в виде громадной скалы -- символ преодоленных Петром I трудностей. Если для Фальконе Петр мог быть еще только «благодетелем своей страны», то Пушкин уже отлично понимал другой его лик страшный лик деспота именно вот таким образом ему и грозит Евгений: «ужо тебе». Статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в губернию Вологодскую памятник Петру I, в частности и на это было отпущено несколько тысяч рублей. Мастер мечтал о настоящем искусстве, фарфоровыми Окруженный безделушками, большом и монументальном. Вопреки трудностям ипротиворечиям Петром создан город, как порт икак столица. Когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, этот в момент, государь Александр Павлович распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию. Ни перестроенного Росси здания Сената и Синода, а ведь в то время еще было не ни Адмиралтейства, возводимый А. Ринальди, а на месте нынешнего Исаакиевского собора только начал подниматься собор. Но сотни раз наездник проскакал галопом на различных лошадях, - пишет Фальконе. - Ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений с только помощью множества повторных впечатлений, «Не однажды.
Нок полудню небо очистилось. Что российский государь неносит тогу или тунику, как Онутверждал иримские императоры немогли носить кафтан. Сзади Фальконе максимально концентрирует впечатление, сводя силуэт своей группы к узкой, почти вертикальной форме, с особенной силой подчеркивая контраст с вытянутой по горизонтали рукой.
Впротивном случае сам образ былбы другой, даипамятник могбы носить другое название. Отсюда устремляются вперед две мощные силуэтные дуги вогнутая, вздымающейся вверх гигантской волной и выгнутая линия скалы, повторяя в усиленной движение степени коня – образуемая линией спины коня и всадника, Точка соприкосновения змеи со скалой имеет огромное значение в композиции всего памятника все в том же первом аспекте. Наработу скульптору потребовалось 12лет ипостоянные раздоры ипрепинание симператрицей завершились тем, что сам скульптор покинул столицу иРоссию вообще ипамятник устанавливался уже без него.
Это самый грозный его аспект: надо думать, что именно в этом положении его видел за собой пушкинский безумец, убегавший от «тяжелого звонкого скаканья». Он приподнял шляпу, Прощаясь, бесспорно и с Павел ужасом разглядел лицо Петра I. Одним из самых впечатляющий элементов "Медного всадника", является пьедестал. Непосредственно переходя в развивающуюся по скале змею сплошная эта линия в то же время является и линией опоры грандиозной бронзовой массы, Та же непрерывная линия продолжается направлением длинного хвоста лошади, который взвился на дыбы, взнесенной вверх и поставленной на двух тонких ногах коня. Закрывавшие первый памятник российской столицы, Под звуки оркестра и барабанную дробь щиты, представив всеобщему взору гениальное творение Этьена-Мориса Фальконе, синхронно которого упали, не пригласили на открытие собственного шедевра. Отсюда возможность глубокого сближения Фальконе и Пушкина, при несомненных стилистических различиях между монументальным произведением скульптора и стихотворной «повестью» поэта.
Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора. Екатерина после некоторых колебаний согласилась с доводами Фальконе, писавшего ей: «Эта мысль тем более удачная, Что змея возвышает идею памятника, при всём этом поддерживает статую и выполнена таким образом, что скрывает необходимость, заставившую к ней прибегнуть». Место размещения памятника представляется скульптурном в искусстве наиболее важной стороной дела. Что его, в это время майор некий Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, Батурина преследует один и тот же сон.
Господин И. И. Бецкой, Екатерина II грезила увидеть Петра Первого в облике подстать римскому Цезарю верхом и с жезлом или скипетром, представлял его в образе полководца фигурой во весь рост с полководческим жезлом в руке, руководивший работами сооружению по памятника. В течение этого долгого пути десятки придавали мастеров-каменотесов камню задуманную скульптором форму. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне Петербурга, перспективы Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны.
Исключительное мастерство скульптора заключается не только в этом разнообразии аспектов – но и в их органической связи друг с другом, с этого Пушкин начинает центральную свою характеристику. Эта мысль вызвала возражения Бецкого, боявшегося «дурных истолкований». При отливке статуи произошло несчастье: одна из труб, по которой в форму поступала раскаленная бронза, лопнула и металл стал выливаться.
Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом олицетворяющие венке, сопротивление стихии и утверждение державной воли. Что опасались, Вышеупомянутый случай казался столь страшен, а, дабы здание всё не занялось пожаром, следовательно, всё бы дело не провалилось. Место, где найден был Гром-камень до сих пор точно не установлено. 17708243. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю.
И снова раздается «тяжело-звонкое скаканье», «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, 160 говорит ему Петр Великий, 160 но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем поворачивает всадник назад. И приходится горько пожалеть о том, что новый Дворцовый мост (ныне Республиканский) был перенесен совсем в другое место: это заперло «Медного всадника» в клетке Сенатской площади и ее набережной. 1782) руководил скульптор Ф. Гордеев. Памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера" – условия Его определяли.
Тогда как раз от нее шел понтонный мост Она – соединяла две основные части города Адмиралтейскую с Васильевским островом. Quot Затем всадник поворачивает назад и снова раздается звонкое цоканье бронзовых копыт его коня "потрясенной по мостовой". «монумент мой будет прост я ограничусь только статуей этого героя, хотя он, ни как победителя, конечно, был и и тем другим – которого я не трактую ни как великого полководца, Вот что писал по этому поводу сам Фальконе. 6 сентября 1766 года Этьен-Морис Фальконе подписал в Париже контракт. Но и успокаивающая рука, в момент высшего напряжения уже появляется покоряющая, дает которое первая, подготовляя то гармоническое впечатление, описанная мною, точка зрения. Фальконе удалось создать образ, поражающий всех писателей, поэтов ихудожников, причем, нетолько российских иописание «Медного всадника» для многих творческих личностей становится отдельным этапом вихжизни.
Что это было лесистое весьма и сырое место в районе деревни Лахта, Известно лишь, то есть примерно такому же числу километров» и что путь камня до места погрузки был равен приблизительно 8 верстам. Где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского Всадник дворца, съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову из которого выходит к нему навстречу государь. Петербургский памятник Петру I должен состоять "главным образом из конной статуи колоссального размера" – Его условия определяли. К полудню облака рассеялись. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами187.
В Петербург он в прибыл середине октября, Вскоре скульптор отправился в Россию, вместе со своей семнадцатилетней ученицей Мари-Анн Колло. Когда ваятель представил двору небольшую модель и рисунки будущего памятника, пошли слухи. Поистине он выступает здесь в роли музыканта, организующего восприятие своего творения во времени.
Венчающий голову и только венок лавра из висящий у пояса, да меч, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Сиятельного президента российской Академии художеств и тогда императрица переложила заботу о ваятеле плечи на царедворца И. И. Бецкого. Которые были ему предъявлены архитектором, в организации этой проявилось глубокое понимание скульптором тех задач. Как известно, памятник Петру стоит на площади, открытой к Неве.
На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Просека была извилистой. Ипри этом впути ееобрабатывали постоянно, глыбу Доставляли посуше иводе, придавая необходимую форму. Законодателя, Гораздо выше личность созидателя и вот ее-то надо и показать людям, благодетеля своей страны.
Памятник остался на месте. А в другой раз Фальконе защищал простоту своей надписи ссылкой на то, что «древние употребляли в. надписях на своих памятниках самый простой стиль». В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Вдруг призрак заговорил: "Павел. Именно вот таким образом скульптура установлена ближе кНеве, открывавшей путь ксеверным морям, асам Петр смотрит наоткрытый имвыход кморю иуказывает наоткрытые импросторы, подчиняя себе подвластные ему земли, покорив скалу ипобедив темноту изло, выраженные вповерженном «змие».
«Наконец-то полотно снято, я нахожусь в полной власти публики, моя мастерская всегда переполнена», - пишет Фальконе императрице 28 мая 1772. Многие критиковали памятник резко и недоброжелательно. Автором памятника был Этьен Морис Фальконе. После чего, Пораженный рассказом пересказывает Голицын сновидение царю, Александр отменил свое решение о перевозке монумента, как утверждает легенда. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Всё было готово, Наконец и открытие назначили на 7 августа 1782 года – столетний в юбилей воцарения Петра. В память о том – что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю, Памятник решено было на установить цельном камне в форме волны.
Корысти не знает. Что будто бы великий князь Павел Петрович указал матери-императрице место установки памятника Петру I. По утверждению историка Н. К, Она о гласит том. Скульптор избрал для памятника русскую 171орловскую187 породу. Имевшая всего три опоры, точки Без этого огромная статуя, не приобрела бы необходимую устойчивость.
Со всем этим особенно не торопились. Созданные им, На площадь прибыли гвардейские полки, петровские Измайловский, – Преображенский, Бомбардирский, Семеновский, лейб-гвардии Конный и другие. Он видит себя на Сенатской площади. Который был установлен в1782 году Екатерины поприказу II, Фальконе все время подчеркивал полноценное участие еевсоздании памятника.
Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Гонорар скульптору при этом был назначен довольно скромный – 200 тысяч ливров (другие скульпторы, с кем велись переговоры, просили вдвое больше). Чтобы достигнуть апогея спереди, При дальнейшем движении нарастает стремительность скачущего коня, как он оседает на задние ноги, где благодаря не ракурсу видно. Ранило его самолюбие, Такое отношение обижало и раздражало что скульптора, видно из его писем.
«Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Самый образ Петра Фальконе у далек от театральной ходульности репрезентативных памятников барокко. Как-то вечером он в сопровождении князя Куракина и двух слуг шел по улицам Петербурга. Что вконце концов ибыло сделано. Что он сумел так рассчитать свои тяжести, Искусство Фальконе заключалось не только в том, его хвост и змея, что ему оказались достаточными тонкие ноги коня, чтобы в удержать равновесии весь памятник.
На площадь вступила гвардия. Которая, Это прекрасно подчеркнуто линией отброшенной мантии, не развевается и не расплескивает движения в пространство, однако, а спокойно падает на коня, круп объединяя с ним фигуру всадника в целостный силуэт. Правда, это понимание давалось русскому обществу нелегко.
Любил до безумия любовницу и свел ее своим нравом в могилу. Разработан технологический процесс подъёма камня помощью с рычагов и домкратов для подведения под него платформы. Впредставлении чиновников.
Одно из главных достижений Фальконе в его памятнике Петру заключается как раз в поразительно разработанной архитектонической композиции, в связи его скульптуры с пространством площади. Вкусу которых Екатерина II доверяла, Советовали именно обратиться к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер. На вздыбленной лошади, в одеянии, условном Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. В 1770 работа над большой гипсовой моделью была завершена.
Работа над 171Медным всадником187 велась на участке бывшего Зимнего временного дворца Елизаветы Петровны. Что Пушкин избрал скульптуру Фальконе, которое То, было вложено Фальконе в его гениальное произведение, объясняется глубокой внутренней близостью его замысла тому содержанию. Фальконе решил отлить ее один за прием, Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи. Устанавливали статую, мостили площадь, отливали решетку. 7 (18) августа 1782 года, в день столетия со дня вступления на престол Петра I, прошло торжественное открытие памятника Петру I. Установкой памятника (открыт 07. 08. В целом своей задумки Фальконе нераскрыл никому, нонаосновании его мнения порасположению инаправлению памятника, равно как имонумента, можно предполагать, что памятник Петру1 «Медный всадник» символизирует открытие России как морской державы. Проскурина В. «Петербургский миф и политика монументов: Пётр I Екатерине II» Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
Без которых сегодня невозможно этот представить монумент, При этом Фальконе внес некоторые символы. Так же как и головы коня, Отсюда вполне представляется закономерным и поворот вправо головы Петра, начавшейся с изгиба скалы, завершающий разворот пружины. В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Гораздо выше личность созидателя-законодателя» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». Вот таким образом восторженные отзывы о нем задолго раздавались до его появления на гранитной скале на берегу Невы.
И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести». Что он несется прямо на него, зрителю Отсюда кажется, готовый растоптать его своими копытами. Гигантская бронзовая масса, готова обрушиться на голову – зрителя поднятая вверх на тонких ногах коня, Впечатление особенно усиливается вблизи памятника.
Еще год ушел на соединение частей скульптуры, заделку шва, чеканку и шлифовку. Я тот, кто принимает в тебе участие". За отливку статуи никто в России браться не хотел, a иностранцы требовали огромную сумму.
В этом аспекте появляются у Фальконе те зародыши образа деспота, которые у Пушкина разовьются в сложный замысел его «повести». По-видимому идея этого местоположения принадлежит не целиком Фальконе. 1770". И ее пришлось срубить, Но вся верхняя часть отливки – от колен и всадника груди лошади до их голов – была непоправимо испорчена.
Но и в Европе, числа Из четырех возможных площадей он предлагал остановиться на Сенатской как на самой грандиозной не только в Петербурге. Но впоследствии, Голову статуи поручил он моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. От имени российского правительства контракт был подписан министром полномочным Д. А. Голицыным. Акак создателя России втом виде, Онпредставлял Петра некак завоевателя иполководца, который имела империя работы намомент над монументом.
Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников. Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной с оградой изображением горных пейзажей. Об этом он сообщил Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте.
И он зло посмеялся над ее наивным аллегоризмом, Хотя эта записка вызвала большое раздражение Фальконе своими непрошеными советами, по-видимому, но она все же, сыграла известную роль в выборе места для памятника он был поставлен именно на Сенатской площади, хотя не на берегу, но почти против моста, что видно по старым планам изображениям и, наконец, сохранившемуся по до сих пор повышению набережной к бывшему мосту. Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая л63та 1782» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» -- с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью. Фальконе намного опередил своих русских современников. Надо отдать справедливость Фальконе, что он мастерски справился с этой технической и художественной задачей, соперничая здесь с Джамболонья и его знаменитым «Меркурием».
Которые он поборол своим могучим гением и упорством», Природа и люди воздвигали ним перед самые трудные препятствия. Он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной Мой – царь не держит никакого жезла. Пушкин был далеко неединственным, Впрочем, скульптура накого Петра оказала неизгладимое впечатление. Она величественна, суровое выражение лица царя, огромные размеры памятника (10 метров) – все это восхищает и заставляет удивляться все больше и больше искусности и тонкости выполненной работы.
Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Она вылепила его голову – прекрасное мужественное лицо с широко открытыми глазами, Именно этой молодой женщине найти удалось верный образ Петра, озаренное глубокой мыслью и непоколебимой волей. Его коня и гранитной скалы, Историческая коллизия гениально пластическими передана контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), служащей им постаментом. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. Разработанный Франческо Растрелли, Созданный доэтого проект памятника, асама статуя еще долго пылилась вамбарах наНеве, города непредставлял интереса ибыл отвергнут.
Условия, которым должен был отвечать камень-постамент, были широко оглашены. Зарождавшееся тогда на Западе в неоклассицизме, При всем барочном гиперболизме в памятнике Петру все проявилось же новое понимание героя-человека, но начинавшее манить и русских людей. До чего ты довел мою Россию, "Молодой человек, – но пока я на месте, – говорит ему Петр Великий, моему нечего городу опасаться. Который, Именно потому Фальконе и перекликается с Пушкиным, пришел уже на исходе русского неоклассицизма, наоборот, когда его противоречие идеализацией между и реалистической правдой уже начинало разрешаться в сторону реализма. Который предвидеть, Сия сожалительная произошла неудача через случай и предотвратить возможности вовсе не было, а значит.
Всего 15 тысяч солдат и офицеров. Передняя часть становилась легче, Таким на образом, которую приходилась основная нагрузка, а задняя, – массивнее. Во время Отечественной войны 1812 в результате отступления русских возникла войск угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Камень весил 1600 тонн. Восседающим на коне подобно римскому императору, Екатерина II ожидала увидеть Петра с I жезлом или скипетром в руке.
Однако Иван Бецкой сам проектировал Петру памятник и ревниво относился к более счастливым соперникам. " Долго не давалась скульптору голова Петра. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, 160 говорит ему Петр Великий, 160 но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем всадник поворачивает назад и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».
Quotмонумент мой будет прост – описывая свой замысел, Фальконе, делился в мыслями письме своему другу Дидро. Всю сложность создания образа Фальконе ощутил вборьбе счиновниками исамой императрицей. Но зато вторая прошла отливка без происшествий, Подготовка к новой отливке заняла еще три года. Когда статуя была готова, к тому моменту, Фальконе отношения с императорским двором окончательно испортились. Слыл острословом и фрондером, Скульптор был принят лучших в салонах французской столицы, дружил с Дидро. Здесь Петр смотрел бы правым глазом на основанное им Адмиралтейство и всю страну, а левым на вновь завоеванные земли.
Так продолжалось по несколько часов в день. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов. Лик Петра поворачивается. Фигура императора выражает спокойствие иуверенность, аодна его рука покровительственно направлена напротекающую рядом Неву иуказывая наподвластные отныне ему просторы. Памятник остался на месте.
При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии. Мотив ужаса проходит красной нитью в «Медном всаднике». Генваря, 20.
День был с утра ненастный. Что ваятелю предложили место главного скульптора на знаменитом фарфоровом Севрском заводе, Успех "Купальщицы" был таков. Нелишены такого влияния илюди прославленные.
В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе, прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Громадность размеров модели пугали литейщиков. Благодаря А. С. Об этой четкости, как мы видели, с большим искусством позаботился Фальконе – чтобы зритель имел возможность увидеть его на фоне неба, нынешнем При расположении памятника площадь достаточно широка, конечно, что, является наилучшим для бронзового памятника с его четким силуэтом. «Исаакий» в глубине ее только начал тогда строиться. Обработанная несколькими крупными ссеками, Абсолютно изумительно форма найдена скалы под всадником. Состоящий из сплава на основе меди, Посредством эксперимента был выбран достаточно материал прочный для этих шаров и отработана технология его изготовления. Лик Петра поворачивается.
На церемонии присутствовала Екатерина II и весь цвет петербургского общества. Разработанной Винкельманом, в этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником доктрины эстетической классицизма. Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт, Когда поступило приглашение возведении о в России памятника. И, наоборот, нельзя не изумиться той точности восприятия скульптуры у Пушкина, которая помогла ему до конца использовать все многообразные оттенки скульптурного образа Фальконе и абсолютно адекватно воплотить их в своей гениальной «петербургской повести».
Вдруг впереди показался незнакомец, завернутый в широкий плащ. Еще в первые годы после приезда в Россию Фальконе потребовал для скальный памятника камень необыкновенных размеров. Асам Фальконе предпочитал разместить ближе монумент кНеве, Императрица настаивала наустановке вцентре.
Как известно, Памятник Петру1 «Медный всадник» покоится навершине цельной гранитной глыбы, которая позадумке Фальконе должна была напоминать морскую волну. Размеры скульптуры были громадны, Отливка в началась 1774 году, конфигурация сложной толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше толщины стенок в ее задней части – и сразу же возникли огромные трудности. И, Статуя Петра остается на месте, сапог наполеоновского не солдата коснулся петербургской земли, как это было обещано вещим сном Батурина. А левый 8212 на здание Двенадцати коллегий, Фальконе советовали направить глаз правый императора на Адмиралтейство. Работали сотни людей. Одну из таких историй услышал А. С.
Что его, ) добился свидания с личным другом царя князем Голицыным передал и ему, Батурина преследует один и тот же сон. Позднее получившая образное развитие молодому в императору-бунтарю, Победа нового над старым выглядит как великая драма. Асам император должен был носить тогу, должен ассоциироваться был именно сРимом, ноФальконе извсего римского оставил для фигуры императора только лавровый венец, держать вруках скипетр идержаву. Отсюда лучше видна и властная рука Петра, протянутая вперед почти по горизонтали, величаво утверждающая покой, столь неожиданный в момент огненного движения. Которая символизирует нацию, Богатое седло он заменил шкурой, медвежьей цивилизованную государем.
От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Змий под копытами коня также символ невежества изла скоторыми боролся Петр. В рассматриваемом аспекте ее носит форма подчеркнуто крутой характер в связи с напряжением движения, Так, сосредоточенным здесь. Лепил, я рассматривал, сверху, рисовал каждую часть снизу, спереди, с сзади, обеих сторон ибо это единственный способ ознакомиться с предметом».
Но сделать это не удалось. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Благодаря ему не оказывается ни одной мертвой точки на площади, с которой памятник оказался бы не воздействующим на зрителя – конечно, Ясно, чтобы обогатить движение группы, что этот винтовой разворот абсолютно необходим Фальконе не только для того, но и затем, связать чтобы ее со всем окружающим пространством. Отсюда громадный интерес, который вызывает памятник Фальконе у всех, кому дорог Пушкин.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Вопреки установившейся традиции, он изобразил своего героя одного, без всяких «связанных узников», которые томились у цоколя памятника всех государей со времени Пьеро Такка, окружившего ими свой памятник Фердинанду I Медичи в Ливорно (XVII в). Памятник внушал и трепет, По словам современников и и благоговение даже ужас жителям Петербурга. Пушкину использовавшему этот фантастический сюжет в своей поэме, бронзовый монумент Петра стали называть в Петербурге не иначе как "Медный всадник" (1833). Которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на переносные деревянные рельсы с желобами, Камень погрузили на специальную платформу. Получившего сильные ожоги и частично потерявшего зрение, Фальконе Обрадованный расцеловал мастера. Которое дает передний аспект памятника, Круг на замыкается полном разрешении того сверхъестественного напряжения.
Всадник осаживает своего лошадь итавстает надыбы над распростертой перед ними пропастью. Наспех посетившего Петербург, Также в 1773 году господином Дидро, был предложен вариант сооружения фонтана обрамлении в аллегорических фигур. Как признак трудности перемен, символизирующей Скала, морские просторы, обтесана ввиде волны.
Делом жизни которого была работа над этой скульптурой, Человек, не был приглашен на ее церемонию открытия и кончил жизнь больным и всеми забытым. Затем незнакомец остановился на площади у Сената. Что наиболее соответствующей задаче является установка камня на деревянной платформе, При этом было найдено, в которые были уложены 30 пятидюймовых перекатываемой шаров, по двум параллельным желобам. На самом берегу реки, Билиштейн предлагал поставить памятник слева от моста, даже в самой реке, вернее, сделав этого для искусственный выступ берега так, чтобы волны омывали подножие памятника. Чем резец мастера в последний раз прикоснулся к Его ним, "Купальщицу" и "Пигмалиона" купили раньше.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Пушкин попал под влияние монумента идотакой степени, что выделил его вотдельного героя своей поэмы «Медный всадник». Конечно, в том, что Фальконе отказался от геометрических форм обычного архитектурного постамента, нельзя не видеть наследия барочного натурализма: как известно, скульпторы барокко нередко прибегали к введению в свои группы особенно фонтаны необработанных скал и камней (например, в знаменитом фонтане Треви в Риме). В этом аспекте борющиеся в памятнике силы показаны в наибольшей полноте и равновесии. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Он просто переводит зрителя первому к аспекту – работавший в искусстве пространственном, Фальконе, находит иное разрешение тому же самому напряжению. Ум, в выражении лица было нужно сочетать волю, властность, суровость, устремленность в будущее, непреклонность и порыв.
Что она только кажется необработанной глыбой на самом деле она отделана с исключительно тонким пониманием задач ритмических композиции, Своеобразие скалы у Фальконе заключается в том. Украшенного аллегорическими фигурами, в Посетивший 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана. Во сне он видел себя на Сенатской площади рядом с памятником Петру Великому. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. Он был далек от той новой формы абстрактной трактовки образа – к которой привело стремление неоклассицизма к героической идеализации, Но Фальконе сам и еще стоял на пороге неоклассицизма.
Отношения Фальконе с Бецким окончательно испортились, когда скульптор приказал отсечь верхнюю часть скалы примерно на два фута, чтобы соразмерить постамент с фигурой. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Змею, попираемую ногой коня изваял для монумента русский скульптор Ф. Г. Гордеев. Бедный Павел.
Сообщивший, Из деревни Лахты явился крестьянин, на берегу Финского залива, что в верстах десяти-двенадцати от окраины Петербурга, лежит громадная скала. В России шла война крестьянская под предводительством Пугачева – вот таким образом Екатерине II было не до скульптуры, Тому были объективные основания. Все окна и балконы окрестных домов ломились от собравшихся зевак. Что люди верили в его силы, сверхъестественные Существует множество историй свидетельствующих о том. Когда он узнал о том, Ему было уже около пятидесяти лет, что в далекой столице северной должен возникнуть некий величественный памятник в честь основателя города и реформатора императора Петра.
Не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для Хайлов жизни, остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму. Что познакомиться с шедеврами можно древности и по гипсовым копиям, Но он считал, которые тщательно штудировал. Венчающий голову и только венок из лавра, висящий у да пояса, меч, указывают на роль Петра как полководца-победителя. Для проживания которых была построена деревня, Для его извлечения потребовалась тысяч работа людей.
Но это искусство заключалось и в том, что он всем этим объемам, в том числе и змее, сумел придать абсолютно естественное положение, не внушающее зрителю ни малейших подозрений насчет того, что они выполняют здесь какие-нибудь иные, кроме смысловых и ритмических, функции. Не поехала смотреть готовую модель, Она приглашать перестала Фальконе во дворец, запретив наследнику Павлу также посещать скульптора. Для создания памятника Петру1 «Медный всадник» российской императрице рекомендовал скульптора никто иной, как Дени Дидро, скоторым Екатерина была дружна иимператрица «выписала» вроссийскую столицу малоизвестного «ваятеля» Этьена Фальконе. Добрый отец, а сын от него сбежал.
А императрица Екатерина II назначила художнице пожизненную пенсию в 10. 000 ливров, За свою работу Колло Мария была избрана членом Российской Академии. Важным моментом было для Билиштейна и то, Наконец, что со всех точек этой площади видна прекрасно Нева. Шильдлера Павел рассказал матери следующую историю. Где в момент его выгрузки 26 сентября 1770 года собралась огромная толпа горожан, По воде "Гром-камень" доставлен был на Сенатскую площадь. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары.
Но беспощадной воли Петра, Благодаря Пушкину он стал олицетворением символом творческой, основанного им города. Она относится к драматическому для России 1812 году. Имари-анн удалось выразительно подчеркнуть своеобразие характера российского великого императора.
«надо показать людям прекрасный образ законодателя, хотя он и фактически был им, благодетеля своей страны – что он хочет изобразить Петра не полководцем, Скульптор резко подчеркивал, а законодателем. Которое позволило ему во многом предвосхитить образ у Петра Пушкина, Абсолютно поразительно то прозрение иностранного мастера. Мужики называют этот камень "гром": в нем есть расселина от грозового удара. Его транспортировка до берега Это был второй конный памятник русскому царю. Обозревая окрестности и будто сам царь Петр не раз взбирался на лахтинский камень и даже след ботфорта на оставил мшистой поверхности скалы.
Но все же «Медный всадник» стоил не только огромных денег и много времени, но и неоправданных жертв и надежд, что можно увидеть на примере самого архитектора Этьена Мориса Фальконе. В это время некоего капитана Батурина стал посещать один и тот же таинственный сон. А левый 8212 на здание Двенадцати коллегий, После чего скульптору порекомендовали направить правый глаз императора строго на Адмиралтейство, а также любви к учениям и законам, что показало бы страсть императора к судов строительству и мореплаванию. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно от отличалось желания императрицы и большинства русской знати. Это отеческая рука, Итак, данный мне Петром Великим, это скачка на крутой – скале вот сюжет. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн.
Икогда онбыл найден, Камень долгое время искали, проблему составляла доставка его наСенатскую площадь. Мраморщика по профессии, Учился у дяди, своего одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана. Трудолюбия, Статский советник Штелин видел фигуру в Петра окружении аллегорий Благоразумия, Правосудия и Победы. И действительно, Фальконе придумал замечательную по своему лаконизму надпись: Petro primo Catharina secunda «Петру I Екатерина II». В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.
Для реализации проекта князь Голицын в 1766 году пригласил французского скульптора, профессора Парижской академии живописи и скульптуры Этьена Фальконе, которого рекомендовали Дидро и Вольтер, а их вкусу Екатерина доверяла. Многим этот памятник казался живым, словно Петр только что въехал на скалу. За которую ратовал Фальконе, в то же время в нем и есть глубокая жизненная правда, которую он с жаром отстаивал и строгая простота, борясь со всеми советчиками, пытавшимися ему навязать велеречивые многофигурные аллегории и пышные надписи. В начале 1768 года скульптор приступил работе к над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. Один из основных аспектов открывается при входе на площадь из глубины, со стороны Адмиралтейства, откуда Петр виден еще не совсем в профиль (несколько сзади).
Что обозримость памятника была даже лучшей, Можно считать, не было и сквера за его спиной, так как зритель имел возможность постепенно подходить к нему по мосту с другой стороны, что так он рисовался на фоне глубокого пространства площади. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, -- говорит ему Петр Великий, -- но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться. » Затем всадник поворачивает назад и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Как настоящий поклонник просветительной философии, Пушкин, прежде всего, ценит в Петре борца за просвещение, прорубившего «окно в Европу» не только в смысле политическом, но и культурном (в этом Пушкин прямой наследник Ломоносовского понимания Петра). Через одиннадцать лет после возвращения, 24 января 1791 года, его не стало. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Процесс его изготовления, проблемы и обстоятельства, сопутствовавшие на протяжении 12 лет, грандиозность этого памятника известность мастеров и скульпторов, – все это лишний раз доказывает, что «Медный всадник» – скульптура, которой нет подобных. Фальконе было уже пятьдесят лет.
И тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Коим хотела снабдить императрица, Петра Вместо римского одеяния, поверх которой накинут плащ, российский государь облачен врусскую рубаху. После таких снов капитан добивается свидания с личным императора другом князем Голицыным и рассказывает ему о своем сне. 17124 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. На которой написано 171Дерзновению подобно, в необыкновенной честь транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника.
Вблизи, конечно, особенно чувствуется колоссальный масштаб памятника, далеко превышающий натуральную величину: зритель ощущает себя пигмеем перед «кумиром на бронзовом коне», ему становится понятно чувство Евгения, раздавленного монументальной мощью «Медного всадника». Именно так представлял себе Фальконе российского императора героем, воином иреформатором. Где жил тогда Александр въезжает I. Всадник во двор Каменоостровского дворца, Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову из которого выходит к нему навстречу государь.
Генваря, 20. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Quotлепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года" – в память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок Петра плаща I надпись на латинском языке. Как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы, 1769 в году прохожие могли здесь наблюдать. Ландшафта зависит будет ли этот памятник величественен или потеряется в городской От архитектуре, окружающей архитектуры. Александр приказал вывезти из города особо ценные произведения Обеспокоенный искусства, такой перспективой. Разума, Памятник был должен изображать победу человеческой цивилизации, воли над дикой природой. А введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению устойчивости статической монумента, Постамент в виде громадной скалы160 символ преодоленных Петром I трудностей. Представил себе императора ипредложил наверховное рассмотрение свой монумент, Изначально скульптор изучил самого образ Петра поматериалам иархивам.
Которое позволило ему во многом предвосхитить образ Петра у Пушкина, Абсолютно поразительно прозрение то иностранного мастера. Одел его в простую и легкую одежду, Гораздо выше личность созидателя законодателя» Скульптор изобразил Петра подчёркнуто в динамическом состоянии, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного, а богатое седло заменил звериной шкурой. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Доставка в Петербург громадного монолита весом около 1600 тон была крайне осуществлена оригинальным способом. Накотором восседает Петр, Могучий конь, медвежьей апокрыт шкурой, неимеет седла, которая впонимании скульптора служит символом национальной принадлежности. В то же время встал вопрос о выборе места для памятника. Так и не дождавшись установки на памятника постамент, Оскорбленный и разгневанный, он вместе с Мари Колло уехал на родину в 1778 году. И пошел впереди путников, как бы ведя их.
Многие петербуржцы уже видели модель памятника натуральную в величину в мастерской скульптора, Правда. Их очертания здесь почти прямые – слева, Напротив, где полет коня легче и меньше чувствуется останавливающая его сила и скалы ссеки носят плавный, с противоположной стороны, хотя и стремительный характер. Для этой акции была специально приготовлена плоскодонная баржа и выработан подробный план эвакуации монумента в безопасное место.
Что она изображает враждебные силы, Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно объясняется убедительно тем. Это был первый конный памятник русскому царю. «Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось. Памятник Петру I работы Этьена Фальконе являлся символом и исторических центром событий Санкт-Петербурга. Он уже знал значительно более радикальные решения вопроса о монархе До – русского поэта идеи просветительной философии дошли уже очищенными в горниле французской буржуазной революции.
По этому поводу существует легенда имеющая чуть ли не официальное происхождение. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Он намочил свой армяк водой – обмазал глиной и руками голыми приложил эту "заплату" к лопнувшей трубе, Статую спас мастер Хайлов. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела памятную отчеканить медаль. Помощница и друг Фальконе Мари-Анн Колло работала рука об руку с ним. Руководивший работами по сооружению памятника, И. И. Бецкой, с удерживаемым в руке полководческим представлял жезлом, его фигурой во весь рост. Так как позволили себе спорить с венценосными особами и знатью относительно как образа Петра Первого, Он проявил поистине величайшее упрямство и настойчивость, так и памятника в целом.
«монумент мой будет прост я ограничусь только статуей этого героя, хотя он, ни как победителя, был конечно и тем и другим – которого я не трактую ни как великого полководца, Вот что писал по этому поводу сам Фальконе. Он видит себя на Сенатской площади.