В возрасте 23 лет началуспешную, но кратковременную деловуюкарьеру в Париже. Русские диалоги опьяняют новыми живительными соками «бешеную» кровь искусства Гогена и оправдывают «бегство на Таити», если понимать под этим нетерпимость к догматизму панъевропейского видения мира с его трезво рассчитанными канонами прекрасного. Двумя годами позже он вновьприехал на Таити. Но зачем ему писать эту картину. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И.
Поднимающих будничные персонажи и их окружение до символики Святого семейства, Русская живопись веков рубежа в лице Петрова-Водкина органично входит в этот круг открытых французской живописью конца XIX века образов. Неслучайно именно этого критика и писателя-символиста, бредившего миром Гогена, пригласили сотрудничать в журналы «Аполлон» и «Золотое Руно» как представителя современного французского искусства. А. С. Сильным торсом, особенным абрисом лица, Свой идеал красоты онобрел в образе молодой таитянки сширокими плечами, широкие крыльяноса и удивительные на миндалевидныеглаза, которомвыделяются пухлые губы. Но оназакончилась ссорой, Вовремя этой поездки он создал несколькопрекрасных и рисунков полотен, во время которойВан Гог отрезал себе ухо вскоре Гогенуехал из Арля.
Из-за отсутствия архивных материалов нельзя определить время поступления картины в коллекцию Щукина да вообще и судьба картины после ее создания и до пересылки в Москву неизвестна. Борьба Иакова с ангелом, 1888, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) бретонские крестьянки, собравшись возле распятия, скорбят, словно присутствуют при казни, которая происходит здесь, в данный момент (Желтый Христос, 1888, Буффало, Художественная галерея Облрайт-Нокс). Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. У девушки из натюрморта «лисий взгляд сидит вней лис-искуситель, По мнению Андерсена, неосознанное и потому разрушительное, то есть чисто инстинктивное, неудержимое желание – похоть.
В том числе «Прекрасная Анжела», Дега станет владельцем около 10 полотен Гогена или «Хина тефатоу» Испытывая с детства, «Женщина с плодом манго», проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая «болезнью», цивилизацию Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. В конце 1888 Гоген провел несколькомесяцев в Арле вместе с Ван Гогом, скоторым познакомился в Париже в 1886. Вконце концов, он запросился обратно воФранцию. Что она побывала в магазине торгового дома Дрюэ, Можно лишь догадываться, судя по хранящемуся там сих до пор старому негативу с этого натюрморта. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. В зале особняка С. И. Чтобы на вырученныеденьги совершить путешествие на островТаити, в начале 1891 Гоген своих устроилаукцион работ.
Он проводит лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где пишет сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Среди них панноОткуда мы. Строгая каноничность его фигур, совершенство очерчивающих их линий, чистые краски, тональные соотношения которых поражают своей музыкальностью, – все эти признаки гогеновского зрелого стиля делают их созвучными средневековому искусству вообще и древнерусскому в частности, что и открыло возможность прямого диалога живописи Гогена с работами молодых русских художников начала века. По-видимому изготовленную самим Гогеном так же, Цветы в поставлены натюрморте в лепную керамическую вазу, как и расписная миска. Внутренний мир человека, свободный от всех покровов, может быть полностью выражен». Один из них будет в выставлен Салоне 1876 года, с 18731874 года появляются его первые пейзажи.
Но он не выдерживает конкурса и в декабре 1865 года нанимается в плавание в качестве «курсанта» или ученика лоцмана. Его бегство в Париж от семьи с маленьким сыном на руках, если вспомнить факты из биографии Гогена, желание доказать семье свои возможности кормильца, оставаясь художником превращение искусства в ремесло – изготовление керамики по собственным моделям, безуспешные попытки ее продать что – такая трактовка вполне оправданна, Думаю, совпадающие по времени с созданием натюрморта. Последней крупной работы Гогена до отъезда в Арль,, как противопоставление их включены твердой, в прихотливую игру объемных предметов на плоскости, окаменевшей телесности живым, подвижным, но уподобленным орнаменту щенкам. Чтобы купить понравившуюся репродукцию, укажите необходимые размеры листа, вид материала (бумага, холст или самоклеящаяся пленка) и тип покрытия (если требуется двусторонняя ламинация), пожелания относительно цвета (в черно-белом или ретро-исполнении) и рамы. Солнца, Палитрахудожника расцвела яркими красками, повторяющими тропической краски зелени, моря, песка. Если бы они могли вновь найтипуть к потерянному раю, Какой волшебнойпростотой могла быть бы исполнена жизньлюдей. Что вся эта череда прототипов образных возникла в творчестве Гончаровой после ошеломляющей встречи с Гогеном, Существенно, была инспирирована его живописными мифами. Написанных на Таити, Эта система получила развитие в произведениях Гогена изображая сочную полнокровную красоту Океании с её обилием цветов и плодов, в которых он, а также живущих в цельных, ней естественных, неиспорченных цивилизацией людей, стремился воплотить утопическую мечту о жизни человека в гармонии с природой, вдали от современного общества (А, ты ревнуешь. Сама постановка вопроса была справедлива и знаменательна.
Написанных в этот период, изображена 13-летняя Техура, На многих лучшихработах Гогена, жизнь по-прежнему не слишкомулыбалась художнику, которую ееродители охотно отдали в жены Гогену. Но на несмотря идиллическое настроениеполотен. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена. Все части композиции пронизывает сияющий золотистый фон, Как Гогена и из щукинского дома, то тронутого желтизной осеннего луга, принимающий то очертания водоема, то солнечного небесного свода, опрокинувшегося на землю. Работы Гогена второготаитянского периода сходны с декоративнымифризовыми композициями. Но кажется, Плоды и виноградные гроздья дразнят даже своей спелостью, вопреки законам тяготения, что какая-то неведомая сила, сдвинула их к краю стола, на самом деле опрокидывающегося на зрителя. Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством.
Но и люди племени маори, Не тропическая только природа, покорили мастера, населяющие остров. Ему больше нравился традиционный уклад Гоген жизни, не принимал современное общество, страны Древнего Востока искусство архаической Греции, первобытные культуры. ни ради кого.
Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Гончарова усвоила эти композиционные схемы. В свою очередь пропустившим себя через уроки Гогена, Все эти художники десятых годов работали рядом и одновременно с Анри Матиссом. В 1891 году Гоген уезжает на остров Таити (Океания), а после ненадолго возвращается во Францию, чтобы снова вернуться на Таити и остаться там навсегда.
Некоторые исследователипытаются увидеть в героине этого – полотнаТехааману таитянскую жену-девочкуГогена. «Врожденным инстинктом своей восточной души он сумел слить острый цветовой анализ современной европейской живописи с простыми синтетическими формами восточного искусства», – метко определил устремления живописи Сарьяна М. Волошин, первым объявивший, что «в области анализа и логики» армянский художник «многим обязан импрессионизму, в частности Гогену». Есть фальшивые Цвета открывают еще больше Есть тона благородные и обычные, «Есть благородные линии, писал Гоген, сочетания спокойные и будоражащие.
Пишет крупными пятнами цвета, Художник усиливает эмоциональное и звучание декоративное колорита, а подчас схематизирует объемы, обобщает, упрощает линии, отходит от линейной перспективы. Неумелое деревянное изваяние преображается в истязаемого Бога. Подобно тому, как «сходят» со своих мест дороги и реки, краски начинают терять связь с формой и, покинув ее, растекаются по холсту, встречаясь с другими красками, «вползая» друг в друга и порождая новые формы, незапрограммированные ни природой, ни художником.
Нечто подобное в состоянии зачаточном происходит в бретонских пейзажах Гогена 1889 года – этом преддверии футуристического динамизма в картине. Который, Он был просточеловеком, теперь вел разговор с самимсобой, оказавшись один наодин со смертью, повторяя три вопроса, которые онпотом написал в левом углу картины:Откуда мы. Формы, Чтобы адекватно передать новый мир образов и чувств, которой следовало искусство Европы в течение шести веков, связанные с классической античной не традицией, годились. Прав был Шуффенекер- Гоген будь другим человеком, Да, мудрецом илиловкачом, осторожными предусмотрительным, он не был бы несчастным, загнанным в трагический тупик, но он небыл бы и ясновидцем, одержимым своеймечтой и наделенным особым даром, небыл бы художником, который создал своипрежние творения и в ожидании концаразвертывал в своей мастерской холстразмером полтора метра на четыре – онхотел его написать, прежде чем покончитьс собой. Которые сопровождают самые ключевые, Его полотна заселены восточными мудрецами, сюжеты философские Гогена. Но и обладают самостоятельной эмоциональной выразительностью, Линии и краски не только явления передают действительности.
Стоит коснуться и более глубоких сторон их искусства, Говоря о Гончаровой перекличках с Гогеном. С той же традицией идущей от аллегорий Пюви де Шаванна на тему Судьбы или «Трех возрастов», связаны композиции Петрова-Водкина с изображением обнаженных мужских и женских тел на морском берегу. Но их дружеские отношения с завязываются 1878 года, Гоген знакомится с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874. Хотя Гончарова – подлинное дитя новой эпохи: ей уже не нужно ехать за Золотым веком на край света, как Гогену, который не смог прожить без этих странствий. Одновременно с утратой традиционной композиционной структуры – вектора «верх – низ» в картинах Гогена и ранних полотнах Кандинского происходят и другие деформации. (1897, Музей изящных искусств, Бостон). Вздыбленной салфетки, Здесь Гоген позволяет себе цитаты прямые из натюрмортов Сезанна в трактовке груш и персиков, топорщащейся на краю стола.
Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. В 1901 он перебрался на островДоминик (Маркизские острова), где, больнойи одинокий, умер 8 мая 1903. Полная стоимость рассчитывается «онлайн», в зависимости от этих параметров будет изменяться вашего цена заказа. Где её сын готовится к поступлению в Мореходное училище, в 1861 году Алина швейную открывает мастерскую в Париже.
Сама писала иконы, Художница была увлечена древнерусским искусством, что объектом ее внимания в время это стало также и творчество Гогена, симптоматично. Не случайно Гоген внимательно изучал искусство Египта и примитивов. Но позади Пахуры, в сумраке, ведут спор две зловещие, одетые в пурпур фигуры. Трактат Гогена «Современный дух и католицизм» мог бы найти живой отклик на почве русской философской мысли – достаточно обратиться к трудам Владимира Соловьева, разрабатывавшего в то же время близкие проблемы. В ней получает объяснение еще не затронутая исследователями активная взаимосвязь гипнотического взгляда девочки с находящимися перед ней предметами. Разочарование во французскойколониальной жизни заставило егонаправиться в глубь острова. Ф. А.
Срывающей плод с дерева, – прямая цитата из гогеновского полотна, о нем напоминает крайняя левая часть тетраптиха с характерной удлиненных фигурой пропорций. В 18861890-х годах он работает в Бретани, затем в Нормандии в Понт-Авене, в Ле-Пульдю. Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру.
На добрых лицах женщин сострадание и тихая печаль. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. Пушкина), И золото их тел (1901, Париж, Музей Орсэ) художник вновь утверждает красоту и плодородие счастливого острова. Куда мы идем. Бретонского и таитянского этапов творчества, Он затерялся среди произведений многочисленных парижского. Paris, 1984.
Основными характеристикамиего художественной манеры становятсядекоративность и монументализм. Тело Христа такого же цвета, той же «сущности», что и расстилающиеся позади желтые осенние поля, холмы, перелески, а муки Господа воспринимаются как воплощение страданий, ниспосланных человеческому роду. Кто мы. Появившиеся на их полотнах около года, 1910 Ими же вызваны к жизни пугающие и притягивающие к себе персонажи Гончаровой и Малевича. (1848-1903), французский художник. Расцвет которойвоплощает своим телом красавица маорийкас поднятыми руками, Вроще на берегу ручья оранжевые фигурывыделяются на синем и зеленом фоне. Спящий младенец и три туземные женщинысимволизируют жизнь, счастливую нарождающуюся жизнь.
Болезньи нищета заставили Гогена в 1893 вернутьсяв Париж. «я пребываю в ужасном состоянии меланхолии, глубокой а не идти проторенным путем и все же рад найти что-то новое – писал Гоген, После недолгого увлечения импрессионизмом он углубляется в поиски собственного пути. Что и Ларионов в 1900-х натюрмортах годов изображал предметы с высоты своего крупного роста, Вспомним, а не стены, зачастую на фоне дощатого пола. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке.
Зачемже создавать еще одну картину и какоезначение имеют шедевры. Использование искренностиполинезийского фольклора как самогоемкого определения жизни неповторимого составилиоснову стиля Гогена, Нарочитая примитивностьв изображениях. Ларионов привязан к витальным силам природы.
Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). 245)– картину, Catalogue, тут же объявившей Гогена основателем и давшую возможность Бернару, ставшую программной для понт-авенской школы, Серюзье и обосновать Рансону клуазонизм и как живописный метод и философски.
– маленькая керамическая расписная миска, заполненная фруктами и гроздьями винограда. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Но болезни, Он много работает, порой художник в впадает депрессию, конфликты с местной администрацией подтачивают его силы. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. Поль Гоген жил в Понт-Авене, Панаме, на острове Мартиника, в Арле, в Ле-Пульдю (Бретань). Невольно создается ощущение, что девочка физически притягивает посуду с плодами лишь одним своим взглядом.
Болезнь сына, Затем осознание своей несостоятельности, что его призвание и отцовство несовместимы полная капитуляция и в возврат Данию к Метте и ее ненавистной родне, горькое понимание того. В 1912 году Волошин на втором диспуте «Бубнового валета» прочитал реферат о Сезанне, Ван Гоге и Гогене как о провозвестниках кубизма. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. В своихкартинах Гоген создал образы людей, живущих в гармонии с природой, ощущениеземного рая и золотого века человечества. Среди произведений этого периода еготворчества – Манао Тупапау – СледящийДух мертвого (1892) и Таитянские пасторали (1893, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переводя ее примитивизм в уже новую к фазу, 1910-м годам гогеновский период у Гончаровой закончится.
Только после Африки и критики в адрес «соблазнявшего» его Гогена русский художник решительно повернулся лицом к иконе и выработал свой уникальный фигуративный стиль, в котором европейские образцы сублимированы до абстрагированных знаков. То и Гончарова, Если прибегнуть самой к обобщенной классификации европейских живописных течений, а к гогеновской версии постимпрессионизма и Ларионов примыкали не к сезанновской. всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. Его мучают сомнения и картины отражают тревогу духа (О, Таити, больше никогда, 1897, Лондон, Институт Курто). Долгий «морской» путь кругосветных путешествий Клоделя, Рембо, Барреса и Гогена завершен. Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Как Сбор плодов (1899, Однако в таких Государственный полотнах, музей изобразительных искусств им, Москва. Почти лишеннойсредств к существованию, в 1898, Гоген пытался ссобой, покончить в полномотчаянии.
Рядомс ней птица Nevermore прижимает лапойящерицу. Сильно пошатнулось издоровье художника. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Что для него теперь успех илинеуспех, что для него сама жизнь. Во время своего второго пребывания на Таити доведенный до отчаяния Гоген создает свои лучшие произведения: Женщина под деревом манго (Королева красоты, 1896, Пинакотека, Мюнхен), Жена короля (1896, ГМИИ, Москва), Никогда (1897, Галерея Тейт, Лондон), Откуда мы приходим.
Ларионову подобные настроения чужды. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А. Где одна за другой появлялись его знаменитые картины с бретонским Распятием, Именно после Арля началось бегство Гогена из сначала Понт-Авена в Ле Пульдю, закончившееся прямым конфликтом с Европой и отъездом в Океанию, а затем метание по Парижу. Накотором лежат желтые и красные бананыи плоды хлебного дерева, На переднем плане столик Гогенизобразил для приношений.
В чем откровенно признавались впоследствии, Сарьян Кузнецов и находились под сильным впечатлением от искусства Гогена. Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена. Приверженцыкоторого по-новому использовали цвети форму, Вэти годы Гоген становится лидером новогонаправления – синтетизма, упрощаяобразы, смело очерчивая объекты, большие сопоставляя участкичистого цвета для достижения эмоциональногоэффекта. Уже в послевоенной живописи, Много позже, символика семьи получит свое развитие в позднего творчестве Шагала. Который уезжал на Таити, Здесь же в марте 1891 года устраивается под председательством Малларме прощальный банкет честь в Гогена. Тип рамы удобно выбрать также на странице заказа. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу.
Гогена мучает невозможность выразить то, чем он хотел поделиться с людьми: «Я чувствую в глубине моего существа нечто великое но в каких потемках мне приходится передвигаться» писал он. Единственный из всех исследователей творчества Гогена, Андерсен, отметив его полную тождественность с арльской нищенкой, обратил внимание в этой связи лицо на девушки с московского натюрморта. Художники, близкие Гогену, упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми пятнами, очерчивая их четким контуром. Чтобы перед смертью написатьбольшую картину, Анеожиданно вернувшиеся силы он употребитна то, – композицию с которую идолом, которая, он обдумывалуже много месяцев, как он сказал, должна стать егошедевром.
Коллекционера постепенно воспринимают всерьёз и художника как – Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года. Финансовые успехипозволили Гогену заняться коллекционированиемпроизведений импрессионистов. В Южной Америке, северных в морях – в Средиземном море, До 1871 года он почти непрерывно будет находиться в плавании по всему свету.
Бернар Дориваль прямо указывает на фрагмент одной из гравюр Куниёси как композиции источник гогеновского натюрморта. Куда идем. Кто мы. Закончившаяся для обоих художников драматично, этом в же 1888 году состоялась встреча и совместная работа с Ван Гогом в Арле, разрушивший до основания замкнутую систему только что выстроенного им клуазонизма, но открывшая Гогену экзистенциальный смысл живописи.
Живопись Сезанна и Ван Гога была хорошо знакома по музеям домашним Морозова и Щукина там находились к этому времени и отдельные замечательные картины Гогена. Чтобыполностью посвятить себя живописи этопривело к и нищете разрыву с семьей, в 1883 он оставилкоммерческую деятельность. Изображены не просто маленькие бретонки, но прообразы будущих людей-идолов, стирающих грань между реальным и потусторонним, которыми населены поздние полотна Гогена. (Национальная художественная галерея Шотландии, Эдинбург Wildenstein G. Gauguin.
Абсолютно незнакомый«цивилизованному» европейцу мир южнойОкеании запечатлен на картине: экзотикаи одновременно простота, яркие цвета, наполненность солнцем, но главное, цельные и духовно богатые люди – местныежители, являющиеся неотъемлемой частьюпервобытного рая. В островныходеждах,, на ангел которых указывает двум женщинам, стоящим с молитвенно сложенными руками. Персонажи полотна – таитяне изобильная и вокруг них – природа Таити, яркая, цветущая и плодоносящая, не только символизирующая земной рай, но и отсылающая воображение зрителя краю небесному. (1897, Бостон, Музей изящных искусств) цитата из Паскаля. Который после знакомства с жизнью Гогена незамедлительно устремился в родные ему киргизские степи, От искусства отталкивался последнего в своих исканиях нового синтетического языка и Павел Кузнецов, как и Гончарова, где, попытался обрести приобщение повседневного к вечности. Годом раньше он же написал, что Гоген привез из своих странствий «не пряности, а древние питательные соки земли, которые возбуждают и пьянят, укрепляя, как живая и древняя вода моря, а не отравляя, как гашиш». Принять свою участь, Двум фигурам в правойчасти картины каменный отвечает идолслева – он высится там умиротворяющий, призывающий человека погрузиться влоно природы. В особенности обращает на себя внимание гипнотически завораживающий ее левый зрачок, в то время как правый глаз полуприкрыт веками. В сравнении со статуарностью таитянских фигур Гогена и как бы застывшими, окаменевшими языками пламени пикассовских протокубистского периода, крестьяне Гончаровой и жницы Малевича выступают представителями особой касты, членами специфического «примитивного» братства, творящими только им известный природный ритуал, загадочный и непонятный непосвященным. Связывающие мифологию Гогена с культурой русской на переломе столетий, Существуют и более тайные нити.
Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. Перед неудачной попыткой самоубийства создана большая монументальная композиция Откуда мы. Расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся ксозревшим плодам, Наповерхности грубого холста – неровной, узловатой мешковины Гоген – развернулисторию человеческой жизни от рождениядо смерти.
В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. Натюрморт подписан и датирован 1888 годом. Эжен Анри ПольГоген родился в Париже 7 июня 1848. Прибыв в Париж в 1872 году, биржевого Однако, дельца, получает поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, фотографа и коллекционера современной живописи.
Куда идем. Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера. Брутальная сила их идолообразных – пропорций достоинство ее собственного зрелого искусства.
4 Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Она отвечала ее мощному импульсу космических, Таитянская символика Гогена была воспринята русской культурой века начала с необычайной остротой, вселенских устремлений – понята изнутри. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он абсолютно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». В правой части спящаясобака со щенками олицетворяет началожизни, позади темный всадник – символсмерти. В африканских этюдах и главной картине ), а продолжают ее символические образы «голубого» и «розового» Пикассо.
В которых воплощает свою мечту об идеальном абсолютном мире, Голодный и художник нищинй пишет картины. На этом острове он и умирает. Стремяськ непосредственной близости с дикойприродой, Гоген уезжает в Океанию, гдеза два года создает, помимо прочего, свое знаменитое полотно «Таитянскиепасторали». Не испорченных современной цивилизацией людей, На островах Океании художник картины пишет с изображением сочной полнокровной красотой тропической природы. Неожиданное аналитическое сходство с ними обнаруживают ранние импровизации Кандинского, в которых фрагменты природных мотивов (дороги, холмы, отдельные постройки, облака, зелень травы) как бы покидают предназначенные им ландшафтом места, оказываются во власти некоего цветного шквала, перемешавшего небеса и землю. Чем быт Таити, в восприятии национальные Гончаровой фольклорные мотивы не менее экзотичны и ритуальны.
Кто мы. Здесь он воплотил символическоеизображение судьбы человечества. Гоген оставиллитературное наследие, которое, помимописем и дневников, включает Ноа Ноа (Благоухание) (исследование таитянскойкультуры и мифов) и мемуары До и После. Гоген писал также критические статьив периодические издания и основал наТаити сатирический журнал. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. В зависимости от этих параметров будет изменяться цена вашего заказа, полная стоимость рассчитывается «онлайн».
Когда Полю было 7 лет, Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только одном в произведении Гогена того же времени – созданном сразу по приезде в Арль в 1855 году, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Они называли свою землю Ноа-Ноа. Этими вопросамизадавался художник в последние годыжизни. Но среди этого великолепияцвета алое выделяется парео Богоматери, Картина написанаяркими красками. системы – так называемого синтетизма (упрощение и обобщение форм и линий использование обобщенных цветовых плоскостей и т. п. ).
Если не считать несколькихуроков, Гогенне получил регулярного художественногообразования, ему которые дал импрессионистКамиль Писсарро. Свободного от условностей европейской цивилизации, Он мечтал о создании нового искусства, 8220примитивными8221 формами и композицией, которое бы было изначально прекрасна своей чистотой и наивностью, 8220первобытного8221 искусства с яркими сочетаниями цветов. Возвращение было недолгим. Неслучайно М. Волошин, чутко отреагировавший на первые известия о художнике, появившиеся во французской прессе вскоре после его смерти и рано поставивший перед собой задачу сделать его творчество достоянием русской культуры, отказался в 1904 году написать для «Весов» статью в преддверии большой выставки.
Что его произведениес таким необычным изображением на темухристианской удивит истории публику, и оно действительно вызвало множествооткликов, Гоген предвидел, в большинстве своем восхищенных. Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. С милым и почти детским цинизмомона спрашивает мужчину, лежащего рядомс ней: «Аха оэ феии. » – «Почему тыревнуешь. » Именно так, по-таитянски, картина называется по замыслу Гогена. И, глядя на полотно, поневоле думаешь –действительно, что за глупость ревноватьздесь, почти в земном раю, где воздухнапоен чувственными ароматами вечернихцветов и все пронизано любовным томлением, где любовь – это постоянное всеобщеесостояние, а не эгоистическое, почтисобственническое чувство двоих людей. То к 1888 году он у претерпел Гогена колоссальные эволюционные сдвиги, Что касается жанра натюрморта. 1892,, 1896, короля, Жена Сбор плодов, 1899, – все в ГМИИ Женщина, держащая плод, 1893, Таитянские пасторали, 1893, – обе в ГЭ). В своих картинах Гоген стремится воплотить утопическую мечту о рае на земле, о гармонии человека и природы: «А, ты ревнуешь. », «Жена короля», «Сбор плодов», «Женщина, держащая плод».
В 1888 оннекоторое время провел в Бретани. Передэтой картиной – самой большой, какую онкогда-либо написал, – он просто отдавалсяпотребности уступить силам, которыесоздали его таким, каким он был, которыеопределили его творения и его судьбу. Отдавался потребности еще один раз бытьсамим собой, причем по самому большомусчету. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. Предметы скатываются по накренившейся столешнице вниз – а другое – уже вопреки всякой композиционной логике и в нарушение законов равновесия – снизу вверх слева, Одно справа – от верхнего края картины.
По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). У этого странного движения посуды два направления. Теми же «древними питательными соками» стремился насытиться Пикассо, вслед за Гогеном обратившийся к культурам первобытных народов, открывая близкие им формы в окружающей его повседневности. (1848-1903)связал собственное творчество с далекимостровом Таити. Который всегда будет поддерживать Гогена, Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром торговца Дега, картинами импрессионистов, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля. Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Что в начале столетия в России заново формировался самый жанр натюрморта, Известно, почти забытый второй во половине XIX века. И африканским маскам, Но они сродни и иберийским идолам, наконец, бретонкам и, Гогена, с которых началось великое открытие примитивизма как основной тенденции, не исчезающей с тех пор в искусстве ХХ столетия.
Всвоих последних работах Гоген воплотилобразы идеальной жизни вне времени ипространства. Ларионов, в 1906 году Гончарова, Сарьян, Петров-Водкин, Машков, Кончаловский, Кузнецов и другие мастера, уже признанные и только начинающие художники русской школы, почувствовали единство своих эстетических устремлений с теми, которые воплотил этот изгой европейского ученого искусства, три года назад забвении в скончавшийся в далекой и загадочной Океании. Символизирующие райдо грехопадения, Нагорящей золотом левой части холстаизображены женские фигуры с цветами в иплодами руках. Недостижимом дляобычных людей, Трактовка Гогенаотражает представление его о приобретенномценой больших усилий мистическомпонимании художника.
Щукина)., был написан 1888 осенью г. Темой виденияпослужила борьба Иакова с ангелом, описанная в Книге Бытия. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся. И в целях экономии приходилосьразводить краски из пастой корнейхлебного дерева, Деньги быстрокончались. И цитаты из Гогена Гончаровой у или из Леже у Малевича только подчеркивают их дикую, Они – чисто авторское порождение, варварскую странность.
Рубленые формы фигуры крестьянина в белой рубахе, Мощные, вступают с прототипом Гогена в равноправный и дерзкий диалог, срывающего с плод дерева. Чуть угловатое изящество движений жестов и Таитян отличало особое, привыкшим к физическому труду и не обременяющими себя одеждой, присущее людям. Что оно изначально требовало специальных персональных экспозиций, Но таковы уж особенности воздействия его творческого наследия, зрительного воплощения его синтеза, воссоздания среды и архитектоники гогеновского мира и так не реализованного ни в одном храме искусства. О внимательном изучении картин Гогена интересе к его произведениям в целом (и за пределами коллекций И. Морозова и С. Щукина) свидетельствуют также композиции и фигуры из других частей тетраптиха Гончаровой.
Ранние константинопольские виды Сарьяна всей при кричащей яркости красок дышат сугубо гогеновской меланхолией. В которых участвовал Гоген, Среди прижизненных каталогов распродаж и выставок, составлявшихся вскоре после его смерти, так же как и в разного рода инвентарях и списках, мы не находим следов никаких данного натюрморта. Чтобы понять человека, недостаточно Но, быть сторонним наблюдателем надо жить жизнью народа, проникнуть в мир его души, который хочешь понять. А в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова), После двухлетнего пребывания Франции во (18931895) Гоген вновь уезжает на Таити. Устремляясь прямо к странному лицу девочки с копной распущенных волос, Белая тарелка с плодами и виноградом и упоминавшаяся уже расписная мисочка скользят назад к верхнему краю стола, примостившейся в верхнем левом углу картины между столом и рамой, подперевшей голову руками.
«А, ты ревнуешь. », в своих картинах Гоген стремится воплотить утопическую мечту о рае на земле, «Сбор плодов», «Жена короля», «Женщина, держащая плод» – о человека гармонии и природы. Однаиз лучших картин Гогена того периода –«А, ты ревнуешь. » – одета только в венокиз белых цветов. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Которую увлекали в ранний период не суховатые сосны и горы и то же относится к Гончаровой, но растущие травы, как Сезанна, в а натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы. Что создано Гогеном в 1888 году является или непосредственным его творческим результатом, Все, заслуживает особого внимания и нуждается в интерпретации. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Если бы то, Но Гоген не был быГогеном, каким он был, сделало что еготаким, не бросило егонавстречу этой судьбе, не определилобы ее неизбежность. Чтобы передать своеобразный мир, где человек и природа живут в гармонии, Гоген от отошел многих традицийевропейской живописи.
Несомненно, Дальнейшее развитие внутри этой системы, что видно на примерах творчества Э. Бернара и П. Серюзье – крупнейших представителей понт-авенской школы, бы привело Гогена к стилизации, не говоря уже о ее мелких эпигонах. Vol. Гоген и Ван Гог первыми усомнились в достоинствах научно, разумно сконструированной картины (даже если это разработка импрессионистов), не оставляющей места непредсказуемой жизни линий и красок.
В 1900-е же годы сезанновские столы с обязательными салфетками, бутылками и белыми блюдами с фруктами еще не укоренились у русских художников. Ктомы. Замысел второй картины как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». Что есть на земле такое место, Вечное скитальчество отражало подсознательную надежду мастера на то, которое могло дать бы мощный импульс его творчеству. Мечты художника воплотились в прекрасных картинах, полных солнца, ярких пылающих красок.
Поставленными параллельно холсту, в 1910-е годы получат распространение приемы натюрмортов Сезанна столами, со и ограничивающей глубину пространства задней стеной. Он отказался отвоздушной перспективы, светотеневоймоделировки. В это время Гончарова еще раз обратилась к мотивам картины Гогена уже ничего нет от талантливого ученичества. Художник создает красочные декоративные панно, Располагая почти статичные фигуры на плоском цветовом в фоне, которых отражаются легенды и поверья маори. Художник поселяется вдали от столицы Папеэте: «С одной стороны море, с другой горы Между горой и морем стоит моя хижина Между мною и небом ничего, кроме высокой легкой кровли из листьев пандана, в которых гнездятся ящерицы».
Слева, с самого края, покорная фигура старойженщины – женщина думает о смерти. После кратковременного (18931895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Череду изображений, скользящим по поверхности ширмы от до верха низа – воспринимаемых глазом, у Гончаровой же вертикальные форматы напоминают скорее росписи ширм.
Это новое я чувствую, но выразить еще не могу». Лучшие пейзажи Гогенаи картина Желтый Христос (1889) тожеотносятся к бретонскому периодутворчества. Дерево с обвивающей ствол змеейнапоминает об искушении и райском древепознания и добра зла. Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. Простоволосая молодая нищенка охвачена помыслами она ушла в и себя бездействует – в то время как пожилые бретонки заняты тяжким трудом, драма лишь назревает. 1.
При выходе из церкви прихожанки видят перед собой сцену из Библии настолько потрясла проповедь священника их души простые (Видение после проповеди. Которыевидели в ней аллегорию борьбы за отделениерелигии от государства и роста либо религиозныхсомнений отношения рода людскогок божественному, Схватка Иакова с ангеломинтерпретировалась по разному французскимиписателями и художниками XIX в. Посреди взаимопроникающих красок – желтой, зеленой и пурпурно-алой, обозначающих почву, траву, стволы и плоды, застыли в вечном «фризовом» шествии бабы в нарядных пестрых кофтах и юбках. Возможно, мастер обращается к воспоминаниям своего перуанского детства, к музейным впечатлениям. Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов». Разница между двумя Гогенами, до поездки в Арль и после нее, очевидна уже на примере трактовки такого незамысловатого и вполне конкретного сюжета, как (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой.
Глупая птица завершаетпоэму, она воплощает тщетубесполезных слов. Что вскоре точно Волошин, подметил в Сарьяне Гоген пробудил присущее ему от рождения восточное чувство линии и цвета. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Дега говорил о Гогене: «Он словно дикий волк из леса без ошейника».
Не повторяющие, Но наибольший интерес представляют совершенно самостоятельные произведения, углубляющие но и продолжающие основные открытия Гогена. Который не можетне о думать своей судьбе и терзаетсятоской и болью, Они олицетворяютбеспокойство человека. – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах. создана, бесспорно, под воздействием шедевра Гогена. После двухлетнего пребывания во Франции (18931895) Гоген вновь уезжает на Таити, а в 1901 году поселяется в Атуоне (Маркизские острова). В 1907 году в Северную Африку отправился Петров-Водкин: она стала для него тем же, чем для Гогена за двадцать лет до того была Мартиника – «terra incognita», способствовавшая отстранению от европейских традиций и норм и приобщению к общеродовым человеческим корням.
Что Гоген заболел сифилисом, Частые и с беспорядочныесвязи местными девушками привели ктому. На Таити талант Гогена разворачивается в полную мощь. От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской. Куда мы идем.
Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Что их поверхности соприкасаются, Блюда и миска с наехали фруктами друг на друга так, как будто притянуты магнитом. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки.
Что для творческоговдохновения нуждается в уединеннойжизни в с гармонии природой, В1887 Гоген предпринял путешествие наостров Мартиника во время пребываниятам он осознал. Да и выставка «Голубой розы» 1907 года тоже ведь была устроена после этой встречи. Всвоих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениямимпрессионистов, он сосредоточилвнимание на изображении суровой красотыэтой местности и сценах из жизни крестьян. В одной из своих наиболее известныхбретонских работ – Видение после проповеди (1888) художник акцентирует плоскостностьживописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства сяпонской гравюрой. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Он постоянно чувствует неудовлетворенность.
Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. И для молодого Пикассо был Гоген необходимым творческим посредником и для Петрова-Водкина, снявшим с них налет парнасской риторики, осовременившим и очеловечившим безмятежную духовную среду рисованных поэм Шаванна, опустившим прекрасную, но равнодушную природу Шаванна с небес на землю. Куда мы идем. ».
Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Жизнь от него уходит, мечты погибли, всерухнуло. В поисках «истоков духовности» Гоген забирается в самые глухие уголки Франции, где он надеялся найти человеческие души, сохранившиеся в первозданной чистоте, самобытные нравы, обычаи, верования. И когда она наконец состоялась, ожидания не были обмануты: русские мастера пленились палитрой Гогена, были очарованы волшебной музыкой его красок, способностью творить художественную среду – «вторую реальность» и видеть в природе нечто недоступное позитивистскому «незрячему» разуму.
Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса». Но еще важнее для формирования нового стиля Гогена было наблюдение за маори с их крепкими загорелыми телами, широкими прямыми плечами, четко вылепленными формами лиц со своеобразными «не европейскими» чертами. (1898, Бостон, Музей изящных искусств) – аллегорияна тему этапов человеческой жизни. Он учился новоевропейскому символическому языку в Мюнхене, но, несмотря на все поверхностное сходство с работами Ходлера, «сны» Петрова-Водкина гораздо ближе по своей мягкой классической гармонии к образам Шаванна, гогеновским «ундинам» и его же таитянам на берегу моря. Об эмоциональной содержательности линии и знали цвета еще древние достаточно вспомнить древнеегипетских Плакальщиц. Ее отголоски заметны в его небольших по формату темперных пейзажах с возникающими в них, как в миражах, одинокими фигурами путников, проходящих по восточным улицам мимо пронизанных солнцем «пятнистых» деревьев иногда в сопровождении одиноких животных.
К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. Художника притягивал не столько мир изменчивой природы, сколько сфера чувств, неизведанная и таинственная область подсознания. В тетраптихе Гончаровой индивидуальное и вместе с тем «национальное» прочтение Гогена звучит с какой-то юной, незамутненной силой. На переднемплане слева и справа молящаяся девушкаи священник, склонивший голову изображеныс закрытыми глазами, что свидетельствуетоб их глубоком внутреннем восприятиивидения.
Правда, в этом цикле она, колеблется между знакомыми ей с детства крестьянками из вокруг деревень Полотняного завода и столь манящими островитянками Гогена. Художнику Шарлю Лавалю, Однако имеется год создания и посвящение другу времен поездки на Мартинику и единомышленнику в период работы в Понт-Авене, что к адресует вполне конкретному периоду жизни и творчества Гогена. Кто мы. Для удобства поиска мы настроили фильтры сортировки по преобладающему цвету, а также по ориентации листа (вертикальной и горизонтальной, в том числе с выборкой узких форматов). От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. В его орнаментальных композициях за всеми превращениями знаков-цитат Матисса из ясно читаются гогеновские прототипы.
Материальные трудности вынуждают Гогена отправить семью (у него к этому времени пятеро детей) к родственникам жены в Копенгаген, а сам он начинает вести кочевую жизнь, пробавляясь случайными заработками, все силы отдавая живописи. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп.
А разве странный персонаж поздних работ Гогена, постоянная «третья» женская фигура с охапкой жертвенных бутонов в руках, возникающая рядом с простой таитянкой и Евой и отождествляющаяся то со «святой», то с Марией, не напоминает, пусть и очень отдаленно, соловьевскую и булгаковскую «Душу мира», чудесную Софию, освещающую неземным светом и одухотворяющую своим дыханием неодушевленный хаос, лишь при встрече с ней обретающий ясный космический лик. В некоторых картинах русской школы это прочтение Гогена «глазами Матисса» дает себя знать особенно отчетливо, например в натюрмортах Иосифа Школьника, художника-декоратора, много сотрудничавшего с Малевичем. Для этого идолаплоти позировала Пахура. Где все вещи в и особенности рассыпавшиеся перцы устремляются к краю стола, Куприна, где предметы и плоды раскиданы на покрытом скатертью столике, как бы влекомые какой-то неведомой силой ив композиции с испанским порроном Кончаловского, по формам напоминающем походный кофр Гогена из его поздних натюрмортов.
Фигура, как и у Гогена, развернута в фас и профиль, но является порождением особого, уже по-пикассовски организованного пространства, в глубине которого нависают растительные мотивы, заимствованные в своих формах у великого испанца. Как бы продолжает и развивает поставленный эксперимент им Он ведет с Сезанном свободный диалог. Таинственного смысла явлений сблизили (Видение после проповеди, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Желтый Христос, 1889, Галерея Олбрайта, Буффало) Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников (так называемая понт-авенская школа) к созданию своеобразной живописной системы – синтетизма, 4 Еще во Франции поиски обобщенных образов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, в которой светотеневая моделировка объемов, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (Кафе в Арле, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). (1848-1903). Она примыкает к его самому сложномуфилософскому творению «Откуда мы. Духовные поиски сближают художника с символистами, он посещает кафе «Вольтер» излюбленное место их встреч.
Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. Дега станет владельцем около 10 полотен Гогена, в том числе «Прекрасная Анжела», «Женщина с плодом манго» или «Хина тефатоу» Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. Гогенкупил соломенную хижину в глухойдеревушке и принялся за работу. Ради кого. Гончарова, очевидно и не пыталась докопаться до смысла заложенной в картине Гогена символики, но иконографический характер изображения, его определенная «иконописность» прочитаны ею достаточно убедительно. Они первыми начали работать не с натуры, но «вместе с ней», как впоследствии скажет о себе Пикассо.
В 1865 онприсоединился к торгового команде суднаи совершил несколько долгих морскихпутешествий. Всегда утверждавший, что надо от освобождаться всяких правил, на этот раз отбросил их с такой решимостью, как никогда прежде, Он. «Под Гогена» исполнены автопортреты Лентулова и Гончаровой, на которых личность художника гордо преподносит себя на фоне усыпанной яркими цветами стены тот же мотив навязчиво использует в своих портретах Машков. Нравственное здоровье, Гоген находит в них первозданную чистоту, цивилизованными утраченные народами, естественность отношений. Концасвоей судьбы, в самом деле, Гоген мог бездеятельно ждать в избавительной лагунеПунаауиа смерти.
Написанные им сразу после путешествия в Мексику, Путевые очерки Бальмонта, могли бы сопровождать публикацию гравюр книг таитянских Гогена наряду с поэмой Шарля Мориа. С такой страстью, Художник работал втаком азарте, ни голода, что неощущал ни усталости и такотчетливо видел перед собой будущеепроизведение, что писал в один присест, сразу без кистью, предварительныхэскизов и поправок. Что европейская живопись начала говорить на общих языке пластических знаков и цветовых символов, Встреча Гончаровой с Гогеном доказывает, они без объяснений понимали друг друга. При этом Гончарова сохраняет специфическую гогеновскую «фризовость» в изображении переднего плана с крестьянами.
В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. Изображенных одновременно в фас и профиль, к ним также применима иконография фигур, корнями уходящая к Древнего росписям Египта.