Еще один французский живописец Поль Гоген написал картину под названием "Натюрморт с подсолнухами" в 1890 году. Поль Гоген Подсолнухи. Рецепт салата подсолнух с фото, подсолнух вышивка, подсолнухи картина, печенье Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.
Зиму он провел у друзей, а ранней весной 1888 года вновь перебрался в Бретань. Нет, это не Дега. Известного на протяжении многих столетий изобразительном в искусстве новый стиль разительно отличался от символизма. Рассчитывавшим на материальную поддержку от своего шурина, 1887 в году он отправился в Панаму вместе с художником Шарлем Лавалем.
Всегда имейте перед своими глазами персов, камбоджийцев и египтян, – советовал Гоген. «Ваза с пятью подсолнухами»Арль, август 1888Холст, масло. Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи. В июне 1885 года брак распался.
Владевших художником в миг творчества, Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне шероховатая рельефная фактура картины – словно неистовых слепок чувств. Кловисом, Гоген вернулся в Париж со вторым своим сыном, а Мэтт с другими детьми осталась в Дании. Но основное внимание Гогена привлекало иное, традиционном в натюрморте художники стремятся как можно точнее передать фактуру предметов. Накопив немного денег, художники отправились дальше. Как Рынок, Влияние древних культур очевидно в таких его работах, где профили девушек напоминают египетские барельефы с в усыпальницы Фивах, 1892.
Теперь же конкретные символы исчезли. 98 х 69 смУничтожена немецкими партизанами во время второй мировой войны. Я только что закончил несколько ню, Закончив одну из работ, полагаю, которые, понравятся – тебе Гоген писал Шуффенекеру. Самоуглубленное миропознание (пожалуй, так можно было бы определить суть этого процесса) – сущностное качество личности Гогена.
Подобный разброд не случаен, если учесть, что термин «постимпрессионизм» не выражает какого-то определенного направления в искусстве, а лишь констатирует временную последовательность («после импрессионизма»). Картина Варварские сказания, 1902 пронизана духом древних легенд. Фокусом их слияния оказывается цветок пиона – оптический центр натюрморта. Теперь полотно в целом должно было будить в зрителей сильное субъективное переживание. Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».
Художника Шуффенекера, Он третировал самого преданного ему человека, в качестве оправдания сочинив позднее сказку, бросил и в беде симпатизировавшего ему Ван Гога, будто тот пытался его убить. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета» именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. Гоген был увлечен культурой нецивилизованных народов. Кстати говоря, Это, позволяет исправить Дексу ряд ошибочных положений своих предшественников.
Жизнь по-прежнему не слишком художнику, улыбалась Но несмотря на идиллическое настроение полотен. В своем интересе к примитиву Гоген опередил время – мода на ритуальное искусство древних народов широко распространилась в Европе лишь в начале XX века, когда его начали пропагандировать такие художники, как Пикассо и Матисс. Что символизм моментально распространился по всей Европе, Несмотря на то, корни его искать следует во Франции. Мандолина, Ваза с пионами, японскими плетеная подставка, тарелка китайского фарфора, скатерть, стена, пейзаж. Сотканный из тончайших нюансов основных элементов цветовой гармонии холста цветок словно бы вобрал в себя все ее колористическое богатство и, накаленный будоражащими сочетаниями дополнительных цветов (фиолетового – желтого, оранжевого – синего), воспринимается неким энергетическим ядром композиции. Гоген в 1884 году вместе семьей с переехал в Руан, Стремясь сократить расходы, а чуть позже – в Данию. Его построенная на теплых охристых, Фактурной полифонии вторит колористическое решение натюрморта и зеленых холодных сине-фиолетовых оттенках гармония.
Все как раз тут, в этом слове. И к живописи он обратился не «вдруг», а подходил к ней медленно и с оглядкой, пока окончательно не уверовал в себя. Только Писсарро предлагает ее рецепт запечатления на холсте, Однако по сути своей это два монолога на тему творческого постижения реальности, а для Гогена решение еще находится в процессе разработки. Работать следует над всем холстом одновременно, постепенно накладывая краски, точно фиксируя мелкими мазками цветовые нюансы и отношения, дабы максимально полно воплотить целостное впечатление.
В конце концов, он запросился обратно во Францию. Гоген купил соломенную хижину в глухой деревушке и принялся за работу. «Парадоксально, – считает Кашен, – но добряк Писсарропередал Гогену идеи, которые, доведенные до крайности, помогут последнему отделиться как от него самого, так и от импрессионизма».
В июне 1885 года Гоген пишет «Натюрморт с японскими пионами в вазе и мандолиной», ныне находящийся в собрании Музея дrsquoОрсе. Вспомним в этой связи пленяющие свежестью натюрморты О. Ренуара, в которых вазы воспринимаются неким сдерживающим началом цветочной стихии («Розы и жасмин в дельфтской вазе», ок. Неким мировым океаном, Обращает на себя внимание пиетет перед природой как началом начал, а также декларируемый художниками обоими призыв смело воплощать свой замысел, в котором можно черпать вдохновение. Не потому ли, что опускающиеся линии печальны. Он был потрясен характерной для восточной гравюры динамичностью композиции, в частности, декоративностью цвета и линии и характерным приемом, нарушающей все каноны европейской перспективы, суть в которого том, что часть изображения как бы отрезается краем картины.
А сикоморагрустна оттого, что ее сажают на кладбищах. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М. А), что, разумеется, тебя не удивит, я пишу большие подсолнухи. Последняя картина светлое на светлом будет, надеюсь, самой удачной. Превосходным знанием предмета и посвященной ему новейшей литературы, Книга о впечатляет Гогене прежде всего своей фундированностью. Однако чопорное и консервативное датское общество, недоверчиво и враждебно отнесшееся как к живописным поискам, так и к самому образу мыслей художника, вскоре вынудило его «сдаться перед физической невозможностью выполнить свой долг».
В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви». Это признание свидетельствует о необычайной силе воображения художника. Монолитные в своих почти кристаллических формах, Цветы, воспринимаются жизненной квинтэссенцией энергии. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Но источник этого движения уже другой. Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. То чаще всего писали цветы, Если импрессионисты и к обращались натюрморту, трепета жизненного мгновения перед неизбежным увяданием, воплощающие идею мимолетности, в самих себе несущие дух неповторимости, невозвратимости чуда бытия.
Написанных в этот период, На многих лучших работах Гогена, которую ее родители охотно отдали в жены изображена Гогену, 13-летняя Техура. «Для меня великий художник – олицетворение величайшего интеллекта, ему свойственны чувства, являющиеся выражением наиболее тонкой, наиболее незримой деятельности мозга», – пишет он в письме Э. Шуффенекеру от 14 января 1885 года. «уже давно философы рассуждают о явлениях, но однако, которые, мы ощущаем – представляющихся нам сверхъестественными, о характере размышлений Гогена можно судить по тому же письму. Зрелые работы Гогена занимают промежуточное положение между и натурализмом абстрактной живописью. По некоторым намекам, Обладавший повышенным сексуальным аппетитом и, он предпочитал девочек 13–14 лет, не чуждый гомосексуализму, которыми, судя по его пользовался словам, в своих таитянских убежищах.
Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст. Иными словами, его нельзя было отнести ни к одной моральной интеллектуальной или социальной категории, принадлежности к которой вполне достаточно для определения большинства индивидуумов». И в целях экономии приходилось разводить пастой краски из корней хлебного дерева, Деньги быстро кончались. Весьма различных по своим программам и художественным приемам, Тем не менее в творчестве трех главных представителей этого направления искусствоведы улавливают нечто общее помимо и объединяющего их временного фактора. Дальнейшее усиление декоративного элемента продолжается после Гогена возвращения в Бретань.
Действительно, при всех своих «новациях» Сезанн, Ван Гог и Гоген, как и их предшественники-импрессионисты, не отрывались полностью от реалистического искусства. Там художник торговал брезентовыми изделиями, а его жена давала уроки французского языка. Типичным в этом смысле можно считать работу Окорок, 1889, где изображение пищи является второстепенным, а больше всего другого автора интересует резкий контраст между изгибами стола и вертикальными полосами на обоях. «Парадоксально, – считает Кашен, – но добряк Писсарропередал Гогену идеи, которые, доведенные до крайности, помогут последнему отделиться как от него самого, так и от импрессионизма». Простые витражи, которые привлекают глаз, четко деля форму и цвет, гораздо лучше.
Унаследовавший мятежную душу своей бабки Флоры Тристан, Анархист по натуре, доводя порой дело до судебного разбирательства, он афишировал неприятие действительности и умудрялся враждовать со всеми властями, что, кстати, явилось одной из причин его преждевременной смерти. Обращаясь к предмету изображения, Писсарро призывает писать лишь «самое существенное в характере вещей», стремиться «передать это любыми средствами, не беспокоясь о технике». Увиденных глазами перуанского дикаря, Два борющихся у мальчика реки на последней картине скорее похожи на японцев. Я не стремлюсь к тому, чтобы создать иллюзию предмета, – признавался он. И Гогену пришлось наняться рабочим строительство на Панамского канала, Помощи этой приятели не дождались. Это очаровавшая художника японская графика. Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, так как цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». И материал книги доказывает, что это утверждение отнюдь не было парадоксом.
Немногим больше занимали его и пятеро «законных» детей, равно как и их мать, на которой когда-то он женился по любви и которую затем бросил, не оставив средств к существованию. Но первое после долгого перерыва путешествие Гогена оказалось не слишком удачным. Сильно пошатнулось и здоровье художника. Что «главный урок импрессионизма – отказ от апробированных, но мертвых, условных схем и верность только личному визуальному опыту» – Гоген усвоил на всю жизнь, Вслед за А. КанторshyГуковской нельзя признать, не а «в основе его синтеза или символизма, всегда лежал и аналитический метод, усвоенный от импрессионизма».
Его рождение относится к последним десятилетиям XIX века. Способной войти с в ним диалог, Гоген рассуждает о суггестивных потенциях внешнего мира и ценности творческой индивидуальности, а Писсарро дает практические советы живописцам. Кажется, что цвет, подобно композиции, развивается по диагоналям: от правого нижнего угла к левому верхнему пробивается «теплая» диагональ, а от левого нижнего к правому верхнему углу – «холодная». Пожалуй, не зная имени автора, едва ли можно узнать в нем Гогена. Желтый фон, 1888 Грубоватая крестьянская ваза кажется маленькой несоразмерно и легкой по сравнению с огромными цветами, Лондонская Национальная галерея Подсолнухи – 92. 1 73 см, Четвертый вариант.
Где художник пытался найти, в цветочных композициях Сезанна 1870notх годов, меткому по замечанию Н. Н. «гоген был чудовищем, Как бы в качестве резюме Декс приводит слова Виктора Сегалена – на взгляд первый кажущиеся кощунственными. Вслед за А. КанторshyГуковской нельзя не признать, что «главный урок импрессионизма – отказ от апробированных, но мертвых, условных схем и верность только личному визуальному опыту» – Гоген усвоил на всю жизнь, а «в основе его синтеза или символизма, всегда лежал и аналитический метод, усвоенный от импрессионизма». К концу лета готовы всего четыре картины, Но несмотря на все старания, а в гостевой комнате и Винсент решает их повесить не в мастерской, которая предназначалась Гогену – художнику не удается в полной мере реализовать задуманное. Этим общим, по-видимому, была «стадиальная общность заключительная стадия реализма нового времени на переходе к новейшему ». Любопытно, что именно Писсарро воспитал в своем ученике один из принципов, который тот разовьет впоследствии, взглянув на него через призму символизма: «Нужно воссоздавать природу в соответствии с наблюдением, а не ограничиваться ее изображением».
Повторяющими краски тропической зелени, художника Палитра расцвела яркими красками, солнца, моря, песка. Я склонен к тому, – и если тени – всего это лишь оптическая иллюзия, чтобы не принимать их во внимание. В центре корзина с хризантемами и настурциями на фоне стены – но сколь роскошна и многосложна при этом его в живопись, натюрморте Гогена композиция проста – плоскость стола. Эгоцентризм его был беспределен: он мыслил себя только лидером («мэтром») и относился с пренебрежением к собратьям по профессии. Связываясь со случайными женщинами (результатом чего был сифилис, последствия которого мучили художника до конца дней), он плодил внебрачных детей, чьи судьбы его не интересовали. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст.
Убедиться в этом можно, обратившись к натюрморту, выполненному в 1884 году, – «Корзина цветов». Вообще биография Гогена в книге изложена очень подробно с широчайшим использованием его литературного и эпистолярного наследия и, что особенно впечатляет, автор не пытается сгладить острые углы и показывает сложную личность художника во всем многообразии его неповторимого менталитета. Вполне отвечающая авторитарному характеру Гогена, Эта легенда и нее в поверил даже Перрюшо, казалась правдоподобной, ближайший предшественник Декса. XIX века, представленного Делакруа и Энгром, барбизонцами и Коро, Курбе и Домье в отличие от авангардистов начала XX века кубистов, футуристов, абстракционистов, они не искажали действительности, не деформировали виденного до неузнаваемости, а сохраняли в основе «портретность» изображаемого, хотя и акцентируя, каждый на свой манер, то, что считали для себя главным.
Сравнивая технику исполнения двух натюрмортов, отметим, что, хотя оба и написаны раздельными мазками чистого цвета, тонко нюансированы в цветных тенях и рефлексах – по всем правилам импрессионистической живописи, – цветовая гамма «Натюрморта с японскими пионами в вазе и мандолиной» не столь светла и радужна, как в натюрморте 1884 года, более близком импрессионистам, а формы, вылепленные, как бы построенные мазками, заключены в четко обозначенные контуры. Они сродни музыке. Концепция импрессионизма в целом Гогена удовлетворить не могла, Но составляющая идейная его творчества. Возможно, приведенные выше высказывания учителя и ученика (а Гоген, невзирая на расхождения во взглядах, до последнего считалПиссарро своим учителем) несколько разнородны. Иногда Гоген смешивал жанры, как, например, в Натюрморте с профилем Лаваля, 1886. Отличающейся текучей линией и музыкальным восприятием и цвета формы, Свою роль в этом сыграло увлечение Гогена японской графикой, характерным для символизма.
Кроме того, Декс исправляет ряд уже принятых искусствоведами датировок (в частности, время встречи Гогена с Писсарро). Бизнес Гогена не задался, что (вкупе со всем остальным) привело к обострению его отношений с Мэтт. Основываясь на новых документальных источниках, Декс показывает, что, во-первых, в дни своего благополучия Гоген не был богачом и, во-вторых, утратил выгодную должность не по своему желанию, а был уволен вследствие кризиса, начавшегося в то время во Франции, причем еще долгое время пытался «зацепиться» за какую-нибудь работу. Можно констатировать, Говоря о взаимодействии Гогена с и Писсарро шире – с импрессионизмом, а его советы – внимание к анализу живописных отношений предмета со светоshyвоздушной средой, что бесспорное обаяние личности педагога не могло не покорить ученика использование наряду со смешанными красками чистого цвета – стали для Гогена по сути первой художественной школой. – Нет, грустен ее цвет». Калитиной, «разумное равновесие между свойственным предметам конструктивным началом и эмоциональной взволнованностью смотрящего на них человека», доминируют плотно вылепленные соцветия георгинов («Цветы в дельфтской вазе», 1873, частное собрание).
Куда он отправился в декабре 1884 года в попытке наладить семейную жизнь, Натюрморт написан художником перед самым из отъездом Копенгагена, давшую трещину после его ухода с биржи в 1883 году. Это увлечение в немалой степени способствовало тому, что он оказался сначала в Бретани, самой нецивилизованной французской провинции (Две бретонки на берегу моря, 1889 относятся к этому периоду творчества), а потом – в Полинезии. Разница в этих установках, как покажет художественная практика, принципиальна. Однако любовь к декоративной стилизации и абстрактным формам постепенно брала верх, Он никогда отказывался не писать с натуры.
Превосходной иллюстрацией этих рекомендаций могли бы послужить пейзажи самого художника 70-х годов – «Огород и цветущие деревья, весна, Понтуаз» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) или «Красные крыши» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) натюрмортов вплоть до 1898 года он не писал. И вообще Гоген был падок на преувеличения Декс приводит десятки примеров несоответствия действительности тех или иных письменных его утверждений. На его зов откликается Поль Гоген и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. Единственное расхождение – в том, что учитель видит цель в сохранении «первого впечатления», а ученик – в необходимости удержать «свое ощущение». Это произведение чистейшего, «классического» импрессионизма, последовательно воплощающее заветы Писсарро: моделированное мелкими мазками звучного цвета воплощение целостного впечатления. «Природой в клетке», ее мощью, красочностью, плотностью, силой, буйством, зажатым в поле холста, воспринимаются парижские натюрморты В. Ван Гога («Фриттелярии в медной вазе», 1887, Музей дrsquoОрсе, Париж).
Избегай мелочей – существующей между музыкой живописью и О тесной связи, во времена Гогена говорили многие он сам писал своему другу. Если мой план удастся, Итак, у меня будет с дюжину панно симфония целая желтого и синего». Одни большие подсолнухи ничего больше.
Мария являются резные изображения танцующих девушек с барельефа яванского Прототипом храма, молящихся фигур на полотне Аве. Что Гоген заболел сифилисом и Частые беспорядочные связи с местными девушками привели к тому. Впрочем и сам Гоген вечно сидел без денег, а когда получал их (например, в качестве наследства), то тратил, не думая о будущем. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. Когда я чувствую себя уставшим, не прибегая для этого к модели, – я начинаю писать натюрморт – – он сообщал своему другу, Натюрморты Гоген писал на протяжении всей своей жизни.
1800 – 1881, собрание О. Кребса, Хольцдорф, временно в ГЭ), пылающие в раскаленном мареве световоздушной среды подсолнухи К. Моне («Подсолнухи», 1881, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) или чарующие нежностью пионы в изысканных композициях Э. Манэ («Натюрморт с веткой пиона и ножницами», 1864, Музей дrsquoОрсе, Париж). В которой песочные часы, в прежней живописи имелась своя система символов, ассоциировались со временем, например, а – якорь с надеждой. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить.
Однако действительность оказалась банальнее. Сам называвший себя «дикарем», Гоген как личность, действительно, не вписывался ни в какие рамки и не подчинялся никаким правилам. Толстостенного глазурованного сосуда, Чуть пристальнее – взгляд и дрожью в подушечках пальцев отзовется холод звонкого, гладкая, шелковистость дерева мандолины, тающая поверхность фарфора, плотное, роскошное плетение подставки и, наконец, какойshyто невероятной силы жизненный ток, питающий мощные, тугие соцветия пионов. Поиску некой обобщающей концепции творчества, складу По личности Гоген не мог быть импрессионистом в силу своей склонности к синтезированному мировосприятию. После чего был вынужден вернуться домой, На Мартинике Гоген заболел и малярией дизентерией.
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах – растут, набухают, созревают, увядают. Почему ивы со свисающими вниз ветвями называются плакучими.