Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет чертами характерными зрелого стиля мастера. Картины работавшего в начале XVII века итальянского художника Микеланджело да Караваджо нередко удостаивались у его современников нелестных оценок за «отсутствие декорума», под которым понималось не что иное, как идеализация натуры в соответствиями с принятыми еще в античном искусстве канонами красоты. Внимание которого остановило не только светотеневое решение полотна, Несколько театрализованный эффект всего этого зрелища предвосхищает изобразительную поэтику барокко не случайно в начале XVII столетия картина скопирована была Рубенсом, но и композиционные приемы Корреджо. Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649).
Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-27, (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Искавших слушателей среди простонародья, При этом сами условия пастушеской жизни и присущие ей обязанности были достаточно знакомы хорошо и аудитории ранних христианских проповедников. Рядом стоит другоймалыш одетый в косматую шкурку, с тростью, увенчанной крестом. Со временем под воздействием религиозной литературы того времени (проповеди, разного рода «мистические видения» и т. д. ) история о пастухах начинает приобретать все большее значение в ряду сюжетов евангельского цикла. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). На полотне «Спящая Венера» (ок.
Кульминацию этой традиции обозначает огромной пользовавшееся популярностью у современников творчество художника из Севильи Бартоломе Эстебана Мурильо. Который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля, Пуссен был французским первым живописцем. Показывая и воспевая примеры высокой морали, произведениями Своими он воспитывал совершенную личность, гражданской доблести. Хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Познакомившись с камердинером королевы вдовствующей Марии Медичи, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Где изображены герои мифов, античных Это поэтическая аллегория происхождения цветов, превращенные в цветы.
Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Такая одежда символизируетпринадлежность к царскому роду. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить. Он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Суд Соломона», «Пейзаж с большой дорогой», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет – «Пейзаж с Диогеном», Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных в периодов творчестве Пуссена.
С типичной для нидерландцев тщательностью передан неповторимо-индивидуальный облик героев и зафиксирована буквально каждая черта их окружающего панорамного ландшафта – кажется и это перевоплощение, удалось. Покрытый соломой пол в обрисовке места действия художник как будто специально подчеркивает признаки будничной повседневности, Низкий потолок и обшитые досками стены, в которой появился на свет Спаситель, простой даже и бедной обстановки. Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Этот мастер всячески избегал в своих картинах малейших примет рассудочного рационализма, а ведь именно рациональность составляет важнейшее качество всякого перспективного построения в живописи. В этой духовной атмосфере оказался в высшей степени востребованным образ пастуха, пришедшего поклониться только что появившемуся на свет Спасителю.
Пушкина). Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV. Которое доступно каждому верующему, Его обращение к напрямую Христу это словно прообраз столь же непосредственного и прямого обращения к Христу. Персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук – Композиция картины и проста логична. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан условно довольно и больше похож на театральную декорацию.
Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм. А остальные фигуры расположены кругу, по Танцующая Флора находится в центре их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Представлявшего банковский дом Медичи городе в Брюгге и игравшего важную роль при бургундском дворе, Оно было выполнено нидерландским художником по заказу итальянского банкира и дипломата Томмазо Портинари. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). Однако, Постоянно проживавший в Нидерландах Портинари не забывал, построенной одним из его предков, своей о родной Флоренции и о вверенной его попечению флорентийской церкви Сант-Эджидио. Будучи уже довольно известным художником, в 1624 г., внушившим любовь ему к изучению итальянских поэтов, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций.
В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. Барокко, Но они вдохновлялись мастеров произведениями итальянского маньеризма, караваджизма. Эти интересы Гирландайо преломились и в одной замечательной подробности флорентийского «Поклонения пастухов». С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.
Подобно венецианцам, И, как по-разному откликаются омывающие на их потоки света отдельные красочные акценты в костюмах персонажей, художник способен подметить. Пришедшего поклониться Спасителю, пастуха, Изображение появляется в самых ранних памятниках христианского искусства. Именно вот таким образом было в свое время отвергнуто заказчиками знаменитое «Успение Марии» Караваджо: «слишком уж натурально было изображено на нем мертвое одутловатое тело женщины» (Дж. Французские художники и до него были традиционно с знакомы искусством итальянского Ренессанса. Как неshyобычно в нём воплощение библейского сюжета.
П. Беллори). И в том числе боговдохновенные догматы Священного Писания, Люди образованные подвергать склонны сомнению все на свете, сомнению не подлежащие. В качестве кормушки для вола и осла здесь служит украшенный изображением гирлянды античный саркофаг, на котором прочитывается латинская надпись, содержащая слова из пророчества тибуртинской Сивиллы императору Августу о рождении Бога («Фульвий, авгур Помпея, сраженный мечом в Иерусалиме, сказал: камень, скрывающий меня, даст Бога»). На родине Пуссен и получил первоначальное художественное образование, Там же, которое продолжил по наступлении 18 лет в Париже.
Фигуры персонажей, придвинутые вплотную к переднему плану, почти вторгаются в пространство зрителя, тем самым как будто и его, зрителя, приобщая к мистическому акту поклонения Божественному Младенцу. В картине нет и намека на выверенную перспективу, Пространственная среда не выявлена, которая неизбежно вступила бы в противоречие с природой глубинной искусства Греко. Несмотря на трагическое содержание, Однако, художник повествует о жизни столкновении и смерти спокойно. Когда он вырастет, тогу сменит одежда из шкур и посох малыша отшельника. Другого женщина ласково держит за ручку. Картина ограничена полукруглой рамкой будтомы смотрим в монастырское окошко», Потом.
Расчленив его на ряд планов, Художник расположил фигуры и в предметы неглубоком пространстве. В 1485 году он написал эту картину, предназначенную для украшения алтаря капеллы Сассетти (церковь Санта-Тринита), незадолго до того им же самим расписанную фресками на тему жизни святого Франциска. Истинна лишь вера неискушенная и Согласно чистая, воззрениям нидерландских богословов, то есть вера простых людей. ЭтоМария и Иосиф мама новорожденного и егоприемный отец. Осознание огромной важности происходящего, Это искренняя и горячая вера в что чудо, с поразительной силой отпечаталось на лицах и во всем внешнем облике пастухов Гирландайо.
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Но мистическая суть события, Не внешние приметы библейского эпизода, выявляющая его истинное и непреложное значение как величайшего таинства такой предстает сцена поклонения в пастухов этой поздней картине Эль Греко. Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он показывал совершенных героев, великодушных, самоотверженных, этом при демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. (Лк., 2:8 – 20) Образы пастухов, равно как и все остальные рассеянные, в евангелиях пастушеские мотивы, далеко неспроста появляются в евангельском рассказе: они в иносказательной форме указывают на будущую роль Иисуса как пастуха, «пастыря» всех верующих, собирающего свое «стадо». Словно бы внушенными им, Жесты персонажей кажутся почти конвульсивными, на уровне подсознания, нежели скорее, рассудка.
Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств). Согласно Евангелию от Иоанна, сам Христос прибегает к такой аналогии в одной из своих притч, называя себя «пастырем добрым» (10:14). Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Ощущением чрезмерной, Картина поражает своим напряженным спиритуализмом, даже главное, экзальтированной духовности и, огромной интенсивностью запечатленного в ней мистического прозрения.
На плечонаброшен темно-синий плащ. Оптимистического в своей основе восприятия мира, Здесь нет ничего от того и спокойного рассудочного, которое было присуще учителям испанца великим венецианским художникам эпохи Возрождения. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Из составленного уже в XVI веке жизнеописания художника мы узнаем, что он испытывал особенную склонность к рисованию антиков, в частности памятников античной архитектуры, с большой охотой выполняя натурные зарисовки «арок, терм, колонн, цирков, обелисков, амфитеатров и акведуков».
Что хуshyдожника особенно интересуshyет человеческого жизнь духа, Соshyвершенно очевидно, загадки бытия, моменты озарения. Благоговейно сложив руки, один из них обращается к Младенцу со смиренной молитвой. Картина из вашингтонской Национальной галереи, которую с конца XIX века приписывают кисти Джорджоне, представляет «венецианскую» версию прочтения евангельского сюжета. Таково и мадридское «Поклонение пастухов». Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Над головами Марии, Иисуса и Иоанна тонкие очертания кругов-нимбов знак святости.
Пристанищем Святого семейства стали превращенные в хлев развалины дворца библейского царя Давида (намек на окончание эры иудаизма). И вдвойне тяжела жизнь людей простых, Жизнь трудна, подлинно человеческие чувства, но именно в их среде искренние, живут и оттого именно им была дарована возможность первыми поклониться Божественному Младенцу. С поразительной силой воссоздано ощущение духовной жизни всех героев этой сцены их эмоции от глубокой задумчивости Марии до тихой радости ангелов. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св.
В синем плаще, наброшенном на плечо, «В комнате с полукруглыми окнами сидитмолодая женщина красном в платье. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции. Изображение сцены поклонения пастухов Младенцу Христу занимает центральную часть написанного Гуго ван дер Гусом знаменитого «Алтаря Портинари» одного из самых выдающихся произведений нидерландской школы живописи в XV столетии. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Но главное, конечно их лица, с резкими и некрасивыми, но удивительно выразительными чертами. Эль Греко трактует мноshyгие сцены евангельского текshyста волшебные как видения, Будучи глубоко верующим человеshyком, разворачивая действие и на земле, сны и на небесах. Неотесанных и неуклюжих, Для чего Гусу понадобилось вводить в картину этих простолюдинов, но и как кажется у Марии с ангелами, способных своими грубыми манерами и оттолкнуть вызвать раздражение не только у рафинированных флорентийских заказчиков. Увидев же, рассказали о том, чт было возвещено им о Младенце Сем. Так художникпередал сумрак, смягченный светом родившегосяМладенца.
А немного позднее троих пастухов, Изображение одного, посвященных жизни Христа и Марии, можно обнаружить и в сценах рождества в саркофагов рельефах IV века и в мозаичных и фресковых циклах того же времени. Это жертвенный агнец, Подлинное значение подношения не укрывается ни от Марии, грядущих символ мук Спасителя вот отчего на их лицах выражение серьезности и сосредоточенности – ни от самих пастухов. Облаков и деревьев, Но их фигуры мифических героев малы и почти среди незаметны огромных гор. Связь живописи с театральным искусством была закономерной художника для XVII века столетия расцвета театра. Далее его учили Кентен Варен и исторический художник Жорж Лаллеман. Оно долгое время присутствует как бы на периферии таких сюжетов, как «Рождество» или то же самое «Поклонение волхвов», где на заднем плане нередко бывает показано благовестие пастухам. В котором яркие локальные цвета переднего плана не находят отзвука в тонах окружающего Впечатление пейзажа, поразительной дробности и разрозненности отдельных изобразительных мотивов усиливается и за счет колорита картины.
Доставленный во Флоренцию в 1483 году, «Алтарь Портинари» вызвал горячий отклик в среде итальянских художников, которым до сих пор еще не приходилось сталкиваться с таким первоклассным памятником нидерландского искусства. Показательно и практически полное отсутствие этого сюжета в византийском искусстве. По-видимому, Секрет его успеха идеальную пропорцию в соотношении бытовой достоверности воспроизведенной и натуры ее идеализации, в умении художника найти соразмерность условности и правдоподобия. В нем достаточно точно воссозданы все приметы сельского быта, облик большинства персонажей правдив и не приукрашен, а фигура стоящего на коленях пастуха со сложенными руками представляет собой едва ли не буквальную цитату из картины Микеланджело да Караваджо («Мадонна пилигримов»).
Так, с характерно нидерландской тщательностью воссоздан облик пастухов, пришедших поклониться Младенцу: можно рассмотреть буквально каждую черточку их лиц, заметив у них как и у героев Гуго ван дер Гуса и щетину на щеках и морщинки у глаз (изображение пастуха слева представляет собой автопортрет художника). Малыш на руках у Марии протягиваетмаленькому Иоанну цветок. Показаны типично пастушеские атрибуты: шляпы, соломенные Облик пастухов удивительно прозаичен: с этнографической точностью переданы особенности костюма, посохи, рожки. В руках книга. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Зрители, а мы, виshyдения, становимся таинства, очевидцами вызвавшего крайнее волнение, смятение участshyников сцены (пастух, всплёскивающий руками).
Для украшения Луврской галереи, в 1639 году Пуссен был приглашён Ришельё кардиналом в Париж. Которому было суждено сыграть роль своего рода связующего звена между двумя великими национальными традициями в искусстве XV века итальянской и нидерландской, Для украшения главного алтаря этой и церкви было предназначено огромное творение Гуго ван дер Гуса. Лишь обратившись к современному художнику комплексу идей религиозного характера, Ответ на вопрос этот можно получить. Авдали видны горы и вереницы людей. В кормушке для скота, называемой«ясли», лежит маленький ребеночек. Все они идут вгород Вифлеем по приказу императора Августа записать свое имя в специальную книгу. Над нимсклонились молодая женщина с молитвенносложенными руками и пожилой человек.
Погруженный в теплую ночи тьму и освещенный в центре исходящим от фигурки Младенца сиянием, Художник изобразил хлев. Равно как и нидерландское, Венецианское, написанной в качестве образа алтарного для семейной капеллы Альберто Пратонери церкви Сан-Просперо в Реджо Эмилии, влияние оказалось определяющим в сложении образно-художественного строя этой удивительной картины Корреджо. Мантеньи или Гирландайо основную проблему при обращении к этому сюжету составлял, Если для Гуго ван дер Гуса, поиск различных формул для выражения эмоциональных переживаний, по-видимому, владеющих персонажами, у то венецианского мастера основной интерес смещен в область чисто изобразительной проблематики. Которые не сохранились, в 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты жития из святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Благодаря этому он сумел в совершенстве овладеть манерой живописной Джотто и усвоить его творческие приемы.
Чего дети знать не должны. Тельце одного малыша слегка прикрыто тогой их Новзгляды кажутся отрешенными будто бы онизнают что-то такое. Окончательное оформление сюжет поклонения пастухов получает в искусстве Северного Возрождения, в творчестве нидерландских художников испытывавших огромное воздействие религиозного движения «Новое благочестие», devotio modern. Что главную роль отдал художник не традиционным для Флоренции волхвам, Преемственность от нидерландского образца выразилась не только в том, но и в обогащении традиционного набора выразительных средств новыми художественными приемами, а пастухам, заимствованными из арсенала художников Северного Возрождения. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Что сближает эти на первый взгляд образы непритязательные с персонажами Гуса, Но есть и нечто большее. Идея картины – служение долгу. Что Мантенья как будто на время попытался в перевоплотиться нидерландского художника, Под воздействием впечатлений от нее у нас в какой-то момент даже возникает чувство, принятые среди мастеров Севера, демонстрируя усвоенные им изобразительные приемы.
Но концентрация таких подробностей вовсе не представляла для Караваджо самоцель (в отличие от его многочисленных последователей). Наколенях у нее сидит ребенок, которого она нежноприжимает к себе. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. У кормушки на коленях стоятпастухи и крестьянские дети в простой одежде. Но у него образовалась партия противников, в Париже Пуссен имел много Брекьера заказов и Филиппа Мерсье, в лице художников Вуе, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Перед нами те, кого порой снисходительно, порой с оттенком презрения называют «деревенщиной». Что она, Сила персонажами владеющего картины духовного порыва столь велика, переносит происходящее в идеальную, кажется, надмирную область, властно отрывая героев картины и ее зрителей от обыденной реальности.
Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. В живописи Пуссена античная тематика преобладала.
Дрезден, 1630, оставаясь при недосягаемым этом идеалом, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной. Кроме того, введение образов пастухов позволяло придать всем описываемым сценам большее ощущение реальности, внести в них то, что называется «местным колоритом», поскольку в повседневном быте героев библейского и евангельского повествований стада действительно играли большую роль. Которая отпечаталась на всех лицах участвующих в поклонении, Трудно выразить степень той благоговейной сосредоточенности. Когда этот ребеночеквырастет, его станут называть ИоанномКрестителем. Слава в вышних Богу и явилось внезапно с Ангелом многочисленное воинство небесное, в человеках благоволение и на земле мир – славящее Бога и взывающее. Как аксиому, Тогда как сердца простые принимают эти догматы как нечто само собой разумеющееся. В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. А. С. Главные герои, Как и в исторических картинах, расположены на переднем и плане воспринимаются как неотделимая часть пейзажа, как правило.
По заказу которого Пуссен пишет картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене, популярность Огромная Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII. Она одета в красное платье знак принадлежности к царскому роду. Это Мария.
Нельзя не признать, что способность к подробнейшему описанию множества деталей еще не соединена в этой работе с не менее существенной для восприятия целого способностью к их синтезу. Снеба взирают на молящихся и Младенца ангелы. «Пейзаж с апостолом Матфеем», Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств) в – котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм. Родился в Нормандии. Автор этой композиции флорентийский художник Таддео Гадди, даже завершив обучение в мастерской великого Джотто и став самостоятельным мастером, достаточно долгое время сотрудничал со своим учителем, помогая ему в выполнении поступавших буквально отовсюду заказов. Одетых в жалкое рубище и со следами вечных забот на лице и точно такой же печатью безотрадной ничем и не примечательной будничности отмечен и облик пастухов.
В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». «В маленьком загоне для скота, на краюгорода, у самых крепостных стен царитвозбуждение. Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, сама Это Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение. Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя.
Нет никаких сомнений в том, что если бы прекрасное «Поклонение пастухов», написанное Караваджо в последний год жизни во время его скитаний по Южной Италии, где он спасался от римского правосудия, предназначалось бы не для бедной церкви сицилийского города Мессина, а для богатой римской базилики, его, скорее всего, постигла бы та же участь. Надо сказать, Но нидерландские мотивы сплавлены в этой картине Гирландайо и, чем у Мантеньи, гораздо органичнее, с признаками, характеризующими особенности итальянского искусства, например, с интересом к изучению и форм воспроизведению античной архитектуры. А мы, зрители, становимся очевидцами таинства, виshyдения, вызвавшего крайнее волнение, смятение участshyников сцены (пастух, всплёскивающий руками). Слева, Соприсутствующими при поклонении Младенцу оказываются и заказчики алтаря, Томмазо Портинари с сыновьями, на коленях, которых сопровождают их покровители, святые и Фома Антоний, справа его супруга Мария с дочерью Маргаритой и соименные им святые – представленные на его боковых створках.
Оно требовало от своих приверженцев индивидуального (а не массового, как в традиционной католической церкви) почитания Бога, обращения к нему с молитвой напрямую и без посредников. Что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, Но художник был он убеждён, не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. Несмотря на подробный рассказ об этом событии в евангельском тексте, Но, достаточно поздно получает вид самостоятельного сюжета, поклонение пастухов в от отличие близкого ему по теме поклонения волхвов.
Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Он сознательно исправлял природу, Создавая идеальные образы основе на реальности, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное. Складывается иконография таких сюжетов, как благовестие пастухам, правда, пока все еще по-прежнему в пределах иконографического извода Рождества Христова (например, у Каваллини, а позднее у Джотто). Пейзажи Пуссена многоплановы, чередование планов подчеркивалось полосами света и тени иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. В их фигурах не заметно никаких признаков земного, чувственного бытия, они кажутся легкими и бесплотными, словно освобожденными от действия закона тяготения и даже их неестественно вытянутые пропорции служат внешним проявлением неудержимого духовного стремления к божественному началу.
В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. По сути, Мистицизм и экстатическая одухотворенность Эль Греко, которое в соответствии с темпераментом национальным последовательно наделяет религиозные сюжеты чертами новеллистической повествовательности с преобладанием жанровых элементов, остались невостребованными испанским искусством последующего времени. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Центральное место в картине Гуса занимает сцена поклонения Младенцу. «На фоне летнего пейзажа (белые облакана голубом небе) молодая женщина гуляет с двумяголенькими малышами. Святого Иосифа, Оно озаряют Деву Марию из выхватывает мрака лица стоящих поодаль, преклонивших колени пастухов и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не может спорить с небесным блеском. За всем происходящим внимательно наблюдают ангелы – небесные свидетели.
Через что определил дальнейший путь, в фигур изображении он держался антиков, по какому пошла после него французская школа живописи. Картина Андреа Мантеньи одно из самых ранних обращений к этой теме в среде итальянских художников, предпочитавших ей в соответствии с традицией идущей еще от «интернациональной готики», гораздо более близкий им сюжет поклонения волхвов. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Надголовами у них светящиеся круги нимбы.
Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в этом произведении основные выявились черты классицизма. Герои, то есть из возрождается смерти новая жизнь, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, круговорот природы – страдавшие и безвременно погибшие на земле, Картина раскрывает важную для мастера мысль. Славя и хваля Бога за всё т и возвратились пастухи, кк им было», сказано что слышали и видели. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Она была предназначена самим мастером для украшения алтаря в собственной погребальной капелле в церкви Сан-Доменико эль Антигуа в Толедо. Которое присутствие во Флоренции этого шедевра Гуго ван дер Гуса оказало на современную итальянскую живопись, Свидетельства того огромного воздействия, в том числе Доменико Гирландайо, можно обнаружить в картинах ряда мастеров флорентийских конца XV века. И все слышавшие дивились тому, чт рассказывали им пастухи.
Особенно сильно интриговала против него покровительством пользовавшаяся королевы школа Вуе. Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского. Они чем-то напоминают античные Фигуры скульптуры, написаны с помощью мягкой и выразительной светотени. Даже в драматических эпизодах древней истории старался он увидеть торжество любви и высшей справедливости. В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Онопирается на палочку.
Иосифа и пастухов в Он строение, помещает фигуры Марии, своды которого едshyва проступают сквозь тяжёshyлый ночной мрак. Онипоражены чудом: от Младенца исходит сияние. написано более века спустя, после Леонардо да Винчи и С. Боттичелли. Фигурируя там наряду с другими основополагающими иконографическими мотивами сюжета Рождества Христова, Оно встречается уже в относящихся к III веку сценах поклонения волхвов росписях в римских катакомб. (Здесь подробно и интересно об этой картине Наиболее значительным откликом на «Алтарь Пор-тинари» стало написанное вскоре после прибытия произведения Гуса во Шлоренцию «Поклонение пастухов» Доменико Гирлан-дайо, мастера, одаренного редкой, поистине удивительной способностью с чуткостью откликаться на все новшества в области изобразительного искусства. Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664).
Древней истории, Обращаясь темам к античной мифологии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи, Библии. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-35 (Прадо, Мадрид). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Детки спокойны и доверчивы. Для него гораздо больший интерес представляет облик пастухов с их оригинальными костюмами.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности Возрождения и в Рим стекаются молодые иностранцы. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Они отдаются поклонению Господу со всей искренностью и пылом, со всей страстью и благочестием, как это и делают пастухи у Гуго ван дер Гуса. Она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце, Одна из кладёт женщин руку на плечо своего соседа. Смелые сочетания цветов, Пылающие краски, удлинённые фигуры усиливают таинственности эффект и загадочности.
В XV веке, под воздействием искусства северных художников, к этому сюжету начинают обращаться и итальянские мастера (например, Гирландайо) и во многом именно благодаря их усилиям в дальнейшем он занимает прочные позиции в искусстве наравне с Поклонением волхвов. Основанного на нехарактерном для того времени пересечения принципе двух диагоналей, Динамика композиционного построения картины, находит отзвук в заостренных эмоциональных реакциях ее персонажей на радостное событие рождества. Это Иисус. Точно так же, как и его предшественники, Джорджоне показывает простых селян, облаченных в ветхие одежды, с посохами в руках и точно так же, как и в «Поклонении волхвов» Мантеньи, Святое семейство представлено на фоне густого непроглядного мрака пещеры на втором плане картины.
Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Ведь если густой синий смешать сжелтым, получится как раз такой цвет». О зависимости от нидерландской традиции напоминает не только сюжет и даже не иконография этой картины, а что не менее существенно ее изобразительная стилистика. С дистанции в несколько столетий, Теперь, чем его современники, мы лучше, можем понять подлинное гуманистическое значение подобных образов.
Которые будут проходить непосредственной в близости от алтаря в апсиде церкви Сант-Эджидио, Они словно участники религиозной церемонии это своего рода прообраз хода реальных месс. Другой (сам художник), прижав руку к груди, оборачивается и бросает взор на своего товарища, который несет скромный дар маленькому Иисусу Христу очаровательного барашка. Как и нидерландские мастера, Корреджо испытывает повышенный интерес к организации эффектов искусственного освещения: сверхъестественно яркий свет исходящий от лежащего в яслях Младенца, преображает сцену рождества в фантастическое зрелище, световую феерию, сопровождающую эффектный спектакль на тему евангельской легенды.
Картинанаписана в зеленоватых цветах. Первый план равнина, небо или морская гладь, третий горы – второй гигантские деревья, в чётко картинах отделены пространственные планы. ЭтоСвященное Писание. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Пойдем в Вифлеем и посмотрим, Когда Ангелы отошли от них на небо, о чем возвестил нам Господь, чт там случилось – пастухи друг сказали другу.
Уходящие в глубину диагональные линии очертаний скал активизируют также и ощущение трехмерности иллюзорного пространства, о близости этой фрески к джоттовскому направлению в искусстве свидетельствуют не оставляющие только впечатление тяжеловесной массивности трехмерно объемные фигуры пастухов – но и ее удачное пространственное решение. Юного пастуха с барашком на плечах и именно в образе Доброго нередко пастыря, показывают Христа раннехристианские художники и скульпторы. За окнами видны башнистаринного города». Населённый мудрыми и совершенными Он людьми, представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир.
Сидящего с раскинутыми в молитвенном восторге руками, Затемненная фигура одного участников из сцены, отгораживает происходящее от зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-30, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума1.