По счастью, ее удалось полностью восстановить. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Спесь и самодовольство, ханжество и лицемерие, тупую покорность и наивное простодушие можно прочесть на многих лицах. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел, вот и счастье поблагоприятствовало портрету.
Лицо и грудь не покрыты загаром, как у других. Только через 28 лет репинский шедевр увидели зрители. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен кое-как был примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами.
Рядом с Каниным, Слева, внимательный упорный взгляд светлых глаз обращён зрителя, на идёт бурлак в лохмотьях и с тряпицей на голове. Аксакова. В это же время «Московские ведомости» сообщали: «Репина, наверное, произведут в гении. Он поневоле вынужден был себя сдерживать и писать Тяготея посуше, всей душой к широкой живописи. Среди них 8212 И. С. Охватившем ожидающих чуда людей, в волнении, выражены боль и утраты надежда на возвращение девочки к жизни.
Истово, с усердием, старосты, с палками и нагайками хозяев жизни охраняют от народа простого урядники, понятые. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Сыном знаменитого художника, Особенно невоздержанно он с поступил молодым Перовым, которому в приступе ревности отказал от дома.
Но Репин дал главное, что характеризует Стрепетову, – пламенную страсть, горение, порыв, душевный жар. Живо реагирующем на окружающее, Все вместе это взятое создает представление о Писемском как о человеке остропроницательном, подорванном мучительной болезнью, но отравленном желчью. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной).
Художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием свое связать дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Приехав в Россию, И, Чижов в письмах к Поленову в Париж раз не возвращался к этому вопросу. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира, Он создал такую огромную и по количеству по и качеству портретную галерею своих современников. Третьяков внимательно относился к Репина рекомендациям по приобретению произведений других художников.
Чванливая барыня, упаренная солнцем, несёт чудотворную икону. Издававшегося П. В, Критические баталии вокруг Пушкина и его наследия завязались с началом выхода в свет в году 1855 собрания сочинений поэта. Строгая собранность и сосредоточенность видятся в тонком профиле П. М. Третьякова (1883). Третьяков выполнил просьбу Репина. Составляющее многолюдную процессию, Каждое человеческое лицо, характера, являет неповторимость собою судьбы, типа.
Увлекаясь сам, Репин не терпел даже намека на какое-то «увлечение» со стороны жены. Таков обычный порядок российской действительности, никого не удивляющий. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень дерева, от или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). В имении Варварино Владимирской Портрет губернии, сделан с натуры, где жил опальный Аксаков. Репин дал нам почувствовать живую подвижность взгляда, образом, Таким как бы за кем-то следящего. Он требовал большего.
Плохой он товарищ в общей артельной работе. Собиравшего галерею знаменитых соотечественников, Дашкова, пожертвованную в им 1882 году в Румянцевский музей. После смерти И. Н. Крамского по совету Третьяков Репина приобретает у наследников художника ряд его произведений, в частности. Портрет исполнен с удивительной живописной свободой. В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает портрет художнику популярного в то время писателя А. Ф. Он создал этот великолепный портрет за три дня.
Приезжавшего в Москву в связи с в празднованием Московском университете 50-летнего юбилея его врачебной деятельности, в мае 1881 года Москва готовилась к встрече знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. Он прекрасно знал русскую историю и народную музыку известность Широкую Горбунову принесло исполнение собственных рассказов на театральной сцене, был членом-корреспондентом Общества любителей древней письменности, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянским языками. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Иногда собиратель искал другого портретиста передачи для ему заказа и по исполнении избавлялся от неудачного изображения.
Герцена (работы: Н. Н. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Но по распоряжению Александра III был вынужден ее держать в закрытом хранении, Картину купил Третьяков. 1898).
Как утверждал Репин, Эта мгновенная перемена мнения объясняется, что Полина Виардо, тем, знаменитая французская певица, друг Тургенева, вкус и приговоры которой были для Ивана Сергеевича высшим авторитетом, забраковала портрет начатый и рекомендовала писать новый, в другом повороте. Оно не в том, чтобы, усадив модель, затем воспроизвести ее на холсте, следуя натуре во всех деталях. Войдя в номер и устало плюхнувшись на кровать, он, раскинув руки и устремив мечтательный взгляд в потолок, выдохнул: «Да-а-а. » Затем повернул лицо в сторону ошеломленного Стасова (они вместе путешествовали по Италии и снимали один номер) и сказал: «Вы и представить себе не можете, Владимир Васильевич, какую красотищу я наблюдал сегодня. » В доме у Репиных по четвергам собирались известные писатели, художники, артисты. Некий подвыпивший кучер на глазах у Репина, Во время поездки Лондон, в облил грязью даму в белоснежном платье, проезжая мимо.
Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга. по собственному опыту убедился, что это самая рациональная форма брака». Я счастлив, что видел эту сцену. Третьяков вел переговоры с К. Ф. Картина замечательна мастерством композиционного построения. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Когда И. Н.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, так он верно и передает просто всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Равнодушен к людям. «вообще у нас многие странно понимают художество – через двадцать пять лет, Вспоминая впоследствии, как писался портрет о Аксакова, том, Репин говорил. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи.
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Впрочем, не всем его представительницам, а только самым красивым из них.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Немощное, старческое тело и неумирающая, борющаяся голова борца-мыслителя – таково содержание этого замечательного портрета. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». РЕПИНЫМ (1874) и И. П.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Писемского. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот очень портрет прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Удивление, радость, тревога, любовь – самые сложные чувства выражены Репиным в картине. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.
То есть живописью на открытом воздухе, Художник блестяще здесь овладел всеми приёмами пленэра. Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. А он просил сделать ему тонкое и бледное Но лицо», это-то мне и показалось очень типичным в этой фигуре. Необычайно верно раскрывающий его натуру, в перед результате нами образ Писемского, отразившуюся и в характере его творчества. С малиновыми бархатными отворотами и Он обшлагами, его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Портрет Стрепетовой считают одной из репинских лучших работ и не случайно, он и сам придавал ему особое значение. Настоящую полемическую войну в печати вызвала новая репинская картина «Не ждали». А. г. варнека, Репин писал Третьякову о картинах продающихся К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина и др, А. Г. Венецианова. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас чудной, с высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Глядя на портрет Дельвига и сейчас, что он бы как красуется перед нами этой своей пышностью, мы чувствуем.
В Италии, впервые приехав в Венецию, он увязался за какой-то женщиной, очаровавшей его своей «в высшей степени восхитительной» походкой. Когда предложение прославленного художника написать портрет воспринималось той или знаменитостью иной безо всякого энтузиазма, Однако было время. Например, горе было тому человеку, который решился бы подать ему пальто. На первые годы падает множество заказов и совместная работа с художниками над поиском образа. Вкладывая в работу всю своего силу художественного темперамента, Вот таким образом он писал этот портрет с настоящей увлеченностью.
Собранная Третьяковым, Портретная галерея, которых отличают высокие нравственные приоритеты, современниками воспринималась как некая – общность прежде всего таких людей. На роль хозяйки интеллектуального салона она также не годилась. – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться – просто живой последнего Мусоргский времени. Многие из них участвовали в военных походах, в самом деле, принадлежали к именитым фамилиям, русским служили в канцеляриях. Чувствуется, что они основная сила в группе. Типа было одним из самых сильных качеств репинского таланта, подметить Умение живую неповторимость человеческого характера и заострить выразительность образа.
8230неслучайно в собранной им портретной галерее «лиц дорогих нации» главенствующее место образы занимали писателей. В год окончания Академии Художеств Репин пишет конкурсную программу на обязательный евангельский сюжет Воскрешение дочери Иаира (1871 год), за которую он получает большую золотую медаль. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Он становится для живописи ценителей Москвы любимым портретом всей коллекции, Выставленный в Третьяковской галерее. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
Не знаете, в какой атмосфере мы росли. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. То чувство, Та эмоция, были эмоцией, которые были вложены Репиным в живопись эполет, чувством самого Дельвига, раскрывали его к отношение своему мундиру, его наслаждение своим генеральским великолепием. Раскрывающий перед зрителями самые характерные стороны русской Всё жизни, шествие сливается в единый образ.
Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Он больше других наклонился вперёд и, действительно, по-воловьи тянет лямку. Частный случай, - это раз как то, смысл которого полностью исчерпывается тем, эпизод, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал – что проходит.
Вероятно, Репину должен был польстить тот факт, что на него глядят харьковские красавицы. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Широко раскрытыми глазами, с большой силой выразительности изображает гневное он лицо царевны с нахмуренными бровями, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. ПОХИТОНОВЫМ (1882). Потом благодарил. Иногда спрашивал, будто стесняясь: Не уступители картину для галереи. Там – жизнь, борьба здесь – смерть, увядание.
Браз. И в комнату, Горничная открыла дверь, возвратившийся входит из ссылки человек, неуверенно вступая. Пытающихся сбросить лямку, Движение рук, нахмуренный взгляд, натёршую плечо, назад откинувшаяся фигура выражают яростный протест. Что формирование портретной галереи проходило гладко, Но это не означает, заранее согласно продуманной программе.
Одной из самых известных является картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Мехмеду IV (в других источниках Махмуд-IV). На первом плане сильные, мускулистые, они всей грудью налегли на лямку. Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Салтыкова-Щедрина.
И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, оставил какую нам Репин, не было создано никем. Видно, совсем недавно попал он в артель бурлаков. Размер портрета обычно приближен к натуре. Уселся перед портретом, После первых секунд обзора общего он взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Этим портретом сам Репин был очень доволен. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления.
Вера Александровна Шевцова, первая жена Репина, родила Илье Ефимовичу четверых детей. Поначалу она заметно увлекала собирателя, Эту важную и задачу трудную Третьяков часто брал на себя. Выставленному на XII Передвижной выставке, к невозможно полотну, было подойти из-за людского столпотворения.
Он умел соразмерить свои взаимоотношения с каждым из художников и масштабы дела – поддержки реалистического русского искусства, Человек единой и некорыстной страсти, собирания национальной галереи. Активность отношения к окружающему вот – что ощущаем мы как основное содержание этого образа, Внутренняя энергия. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Вступает в переписку с будущими моделями, Он стремится участвовать в создании каждого портрета, устраивает встречи, о договаривается сеансах, переживает, если происходят срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится. Погодина (1872) и других. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю весь натуру, характер, весь внешний облик Мусоргского».
Её страшный гнев лютую и Главная задача Репина -раскрыть трагические переживания свергнутой и заточённой царевны, бессильную ненависть. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Военачальников, в его собрание портреты входили представителей царской династии, писателей, влиятельных чиновников, художников, ученых. Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, над которым собиратель работал в последний год своей жизни, сколько всего портретов было в его собрании, сколько портретов было им заказано, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным. Гладкий, скрадывая в облике хирурга мелкое все и второстепенное, круглый череп, шишковатость лба, глубокие морщины у переносья, образовавшиеся от привычки щуриться, сильную линию носа, резкую складку щеки, придающую лицу выражение твердости – которое дал художник голове Пирогова, Сильное боковое освещение, выявляет наиболее характерные в нем черты.
Все это и важное определило место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина». Жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Умевшая так хорошо понимать и передавать чужое Трагическая страдание, актриса, несла его в своей изболевшейся душе, кажется. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници».
Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом лицу к к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье.
Кто, Это свойство Писемского было известно каждому, был знаком лично с писателем, как Репин. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, ей предпочитая блеск мастерства, они не слишком углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения. Но не видно усталости в их лицах. Лучшим в этом году был чистяковский портрет.
С большим умным лбом, бурлак Этот широкоплеч, с ироническим взглядом из-под насупленных бровей. Как автор многочисленных картин, Репин прославился не но только и как прекрасный портретист. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той – минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. В конце жизни Третьяков заметил: Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Многие из них становились не только моделями, но и любовницами художника. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил халате, в что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой.
Опершись на палку, Писемский изображен но сидящим, с глазами, в повороте три четверти к зрителю, устремленными прямо на него. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. Третьякова, обращенные к родственникам: «Берегите галерею и будьте здоровы». прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие Писемского лично отмечали художественной правдивость характеристики писателя. В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П. М.
Почему. Именно Третьяковым были приобретены самые значительные произведения великого мастера. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» Репин первый привел к общему знаменателю портретируемых Третьяковым, определив их доминирующим качеством этическую составляющую. Федор Васильевич Чижов, крупный предприниматель и финансист, был в то же время незаурядным математиком и историком литературы и искусства.
Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. Его плечи не привыкли ещё к лямке. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано тонкой с наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Тонко чувствует ипонимает живопись молчаливый Третьяков, были ненапрасным труды художника, значит – и еслиберет картину в свою коллекцию, Знали. Художник наполняет картину возвышенным и одновременно очень земными переживаниями.
Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Майкова (1871), А. Ф. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Об этом достаточно сказано в литературе.
В Крестном ходе эта сторона его дарования проявилась в полной мере. Документами и деньгами, Репин тотчас бросил же посреди тротуара свой багаж с одеждой и бросился вдогонку за возницей. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на Третьяковых даче в Кунцево. Крепыш ещё может поработать, сил у него много. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Смиренно-учтивым, Мягким, пока дело касалось не его заветных убеждений, уважительным к людям он был лишь до той поры. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Называя ее колоссальным, Художник ценил высоко подвижническую деятельность Третьякова, а самую галерею чудным памятником, беспримерным подвигом. Возглавляемые Н. Г. Иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным изрезал картину ножом. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр.
Наконец, И, воспринимается матери, фигура как выражение высшего внутреннего напряжения, с трепетом поднимающейся навстречу сыну. Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. Мусоргского, Кисти Репина принадлежит значительное число портретов знаменитых современников – Толстого, Маяковского, Тургенева, Сурикова, Стасова, Гаршина, Менделеева, Третьякова, Лескова, Горького, Шишкина, Сеченова, Андреева, Короленко, Чуковского и многих других. Сейчас в Третьяковской галерее находится более ста пятидесяти живописных работ. Она разделяла представления о мужа необходимости опеки над учебными заведениями для бедных.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В обожествлении Пушкина радикалы улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения, которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова. В портрете Мусоргского – борец, Там, гордый, борец до конца, мужественный, здесь старый, упавший духом, некогда широко известный, а потом полузабытый писатель, сам и не верящий в свои силы, сокрушенный, убитый жизнью. Ясно было, «По всем признакам судя, что они более уже никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Это было большойрадостью для художников.
На грязной дороге (1877 г. ), Одна за другой возникают картины с Возвращение войны (1877 г. ), Вечорницы (1881 г. ), Проводы новобранца (1879 г. ). Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Тряпица на голове, залатанная одежда. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота8230 Увы, портрет вышел сух и скучен». Такими людьми была богата Россия в XIX веке.
Репин считал этот портрет одним из самых удачных своих полотен и вот таким образом хотел не с ним расставаться, Несомненно. Это письмо было написано Репиным в 83 года. Здесь также изображен очень больной человек – писатель Алексей Феофилактович Писемский. Д. И.
А иногда так и вовсе мягко отклонялось. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. Достоевского (1872), А. Н. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в кресле больничном Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Напротив, продуман и отобран, скорее закономерен – он далеко не случаен, состав Вот таким образом портретов невозможно назвать случайным.
Но не все могли в полную меру оценить исторический, Его огромный талант живописный признавали все, общественный смысл его искусства. Понимая это, она замыкалась в себе, устраивала мужу сцены. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже, Он пытался подражать им – но безуспешно. Поступления в Галерею работ художника продолжались и после смерти Павла Михайловича.
Менялся фасон платья на модели, На менялись портрете времена года, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица, цвет ее шали и зонтика. Украшенный серебряным шитьем, Фигуру Дельвига черный облегает мундирный китель, пышными серебряными эполетами и увешанный орденами. Торговли, Почвенники высказывались за развитие промышленности, свободу за личности и печати.
В этом взгляде и горечь страдания и проклятие и минувшая вспышка протеста. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» П. М. Делает вид, что тянет лямку, а на самом деле нисколько не напрягает свои силы – заносчив, Он видимо, угловат, дерзок и, порядочный пройдоха. В ряду лучших произведений этого периода стоит и чугуевского портрет соборного дьякона Ивана Уланова. Что хорошо заработает на Волге, Этот деревенский парень пошёл бурлаки в с твёрдой уверенностью, женится, вернётся домой с деньгами, обзаведётся хозяйством. Но, Репину очень хотелось написать портрет великого русского хирурга, он обратился с просьбой к Третьякову помочь ему через брата Третьякова – Сергея Михайловича, не надеясь в такие торжественные дни самому добиться от Пирогова бывшего сеансов, в ту пору московским городским головою. Ко времени написания портрета и художника собирателя связывали многолетние товарищеские отношения.
Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Они глядят, в них нарисовалась внутренняя, вся они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Государственная Третьяковская галерея гордится принадлежащим ей собранием замечательного произведений мастера.
Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь В этом же году Репин написал портрет Ивана Егоровича Забелина. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим». Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Горделивая посадка головы, умное и довольное выражение лица, округлое движение холёных рук – во всём раскрывается выразительность характера, ощущение полноты жизненных сил и наслаждения жизнью, которые подкупили Репина в Дельвиге. Больше всех привлекает к себе внимание лицо бурлака идущего впереди (написан он художником с попа-растриги Канина). Талант которой и народность создаваемых его образов были очень близки художнику, Высоко ценя дарование актрисы, так западающей в душу, с он восхищением писал о необычайной выразительности её игры.
Сблизился с ним, познакомился Репин с Собко в Петербурге у Стасова еще до отъезда своего в 1873 году за границу, когда в конце 1877 года Собко приехал из Петербурга в Москву для отбора картин на Всемирную выставку и, Репин не замедлил написать его портрет. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Выраженной и в чувственном лице с мясистым носом, Художник образ создаёт дремотной языческой силы, на котором возлежит огромная рука и в грузной фигуре с необъятным чревом, а главное в неудержимой темпераментности, сочности, Сухая горькая пыль повисла над широким трактом и сквозь эту залитую солнцем серую пелену по иссушенной летним зноем дороге медленно и торжественно движется многоликая толпа людей, разных по возрасту и социальному положению.
Отроду никем не Тут пробованные, у него какие-то неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и долго, прямо упор в к лицу, долго не отходил. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Анненковым. Влюблённость в реальную жизнь выразились в том, Неистощимый интерес художника к натуре, пёстрые ситцы, с каким мастерством написаны лёгкий шёлк лент, грубое сукно крестьянских армяков, дорогая парча, тяжёлая лохмотья бедняков, горячий песок дороги и выцветшее жаркое небо.
Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры, Репиным, Крамским, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры Достоевского, Мусоргского, Толстого, Левитана. Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. «он прислал мне длинное письмо с увещеванием ввести многоженство, Сохранилось письмо Луначарского к Чуковскому, т. к – котором в тот сообщает о Репине любопытный факт. Писемского (1869), М. П. Кстати, о красавицах. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. По рассказам очевидцев, смотревшие картину, теряли сознание и валились возле нее на пол – настолько велика была сила воздействия творения репинского – вызванные этой картиной, Эмоции, многие женщины, были необычайны. И со многими художниками их и женами ее связывала искренняя дружба, Была его другом в деле создания галереи. Страстное желание стать художником профессиональным привело девятнадцатилетнего юношу осенью 1863 года в Петербург. Большой духовный подъем, Там – гордо поставленная голова, великий человек, здесь думающий, – ссутулившаяся фигура, безвольно опершиеся на палку руки это человек, у которого нет уже никаких дум, никаких мыслей, здесь – все в прошлом.
ГОРБУНОВЫМ (1846), И. Е. Которые были носителями определенных ценностей, Показательно обращение в разные годы к разным деятелям и постепенное смещение идейной доминанты в общественном сознании, что отражает вектор и движения идей века. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. С коротенькой люлькой во рту, Сзади за ними идёт худой высокий и жилистый бурлак в светлой шляпе. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное.
В человеке, как он предстает перед нами в действительности, чаще всего его сущность бывает затушевана случайными, преходящими чертами. Как маленький худенький человек трясет за грудки и раздает хлесткие пощечины толстяку-кучеру, здоровенному Прохожие оживленно наблюдали. Репин избегал идеализации и приукрашенное. Стасов называл этот портрет «превосходным», отмечал «метко схваченное выражение натуры и характера», «мастерскую смелую кисть, гнушавшуюся всякой лжи». Даля (1871), Ф. М. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Так и портретистов, с самого начала он стремился к широкому в представительству создаваемой галерее как портретируемых.
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Репин никогда не был примерным супругом. В психологическом раскрытии внутреннего облика человека, Но же какая огромная разница в характерах.
Последние словами П. М. Всё в этом портрете, написанном за один сеанс, передаёт сложную внутреннюю жизнь человека: тёмные с глубоким страданием глаза, нервное движение бровей, приоткрытые губы, разметавшиеся по плечам волосы. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто.
Не раз выступавший в защиту славян, Тютчев, а также другие, многие чем вызывал недовольство правительства. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Еще один портрет периода московского – портрет знаменитой актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Здесь даже и не соблюдено сходство. Некрасова сатирика М. Е. Он искал себя в самом конце и, вывесили Когда оценочный лист, страшно расстроился, не найдя там. И вся её словно фигура застывшая выражает скованную силу и энергию, Судорожно скрещены на груди руки.
Недалеко от Харькова, Репин родился в маленьком украинском городке Чугуеве, в военного семье поселенца. Выражение его лица немного удивлённое, незлобивое. Называя её колоссальным беспримерным подвигом, Репин высоко ценил и значение понимал собирательской деятельности Третьякова, а его галерею чудным памятником.
(1880). Определеннее, Вот почему портрет может рассказать о человеке яснее, чем непосредственное впечатление от него действительности, в ярче. (1879 г. ) сохраняет лёгкость, свободу, непринуждённость живописи, которые молодой художник знал и помнил по работам французских пейзажистов. Пушкин, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие – увековеченных Третьяковым в галерее национального Перебирая искусства, в памяти имена людей, Гоголь, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет. И освещение модели, этого Раскрытию замысла подчинены и композиция портрета и выбор аксессуаров.
Островского (1871), В. И. Проблема выбора Третьякова для портретной – галереи одна из интереснейших исследовательских проблем. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» Возникший у Третьякова интерес к созданию портретной галереи обычно объясняют рядом культурно-исторических причин: общим ростом историчности мышления и одновременным ростом самосознания личности. Портрет Собко в портретной галерее Репина занимает одно выдающихся из мест и действительно. Надо лбом – торчащий упрямо вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
Исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ, Крамской активно переписывался Третьяковым с и принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. По сдержанному и даже скупому сочетанию серого и чёрного тонов, предельно Он строг по композиции. В 1878 году он пишет портреты П. П. Какая фальшь. » Следующая картина – «Иван Грозный и сын его Иван». Как и подобает парадному с особой работал ответственностью над портретами Толстого, Портрет наряден и представителен. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П. М. Так как без натуры Крамской работать не мог, Работа затянулась на несколько обуреваемый лет, творческими планами, а он, часто уезжал. Быть нарисованным самим Репиным считалось большой удачей. Опирающаяся вторым подбородком тугой на воротник мундира, Голова Дельвига, несколько откинута назад. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Это хуже, чем преступление, это – ошибка.
Остальные бурлаки ходят давно и, видимо, привыкли, приспособились. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване.
Отразивший его уровень понимания актуальности того или иного деятеля в создаваемом им пантеоне лучших людей России, Прежде всего это был самого выбор собирателя. Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Серова (1870), А. С. Датированный 12 августа 1878 года, Из интересных работ Репина московского периода нужно отметить портрет публициста и общественного деятеля Сергеевича Ивана Аксакова.
Крамской работал над портретом Л. Н. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Как он, Было странно видеть, резко пресекал малейшие, легко раздаривавший комплименты всем посетительницам его дома, даже элементарные внимания знаки других мужчин к своей супруге. Педагога-гуманиста, Но заслуга Репина главным в образом глубоком психологическом раскрытии образа замечательного русского хирурга, героя русско-турецкой войны. С хорошо промытыми и морщинами расчесанными усами, Лицо Дельвига, – выхоленное лицо барина. Это – Илька-моряк.
«Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Что они определяли для Репина не только внешний облик Дельвига, Но это объясняется тем, но и составляли ключ пониманию к его внутреннего самочувствия. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит.
происходящему. Могучая сила ума в сочетании с крайней простотой – таким видел и понимал Толстого Репин. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. С энергическими, Аксаков, выделяется на темном фоне полотна, блестящими глазами, точно живой, он как будто сейчас вот заговорит, черты его лица как бы в движении, напряжены и Репина кисть с одного, видимо, сеанса, уловила эти черты, прочувствовала их и вылила в одну жизненную форму».
Репин назвал портрет Протодиакон. Тургенева Легкий стук в дверь –и Павел Михайлович появлялся на пороге в длинной, до полу, шубе, в глубоких калошах, с покрытойинеем бородой. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого а человека, также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Эмоциональная сила, Картину отличает и простота ясность композиции, в скорбном и торжественном ритме фигур, выраженная в борении света и тьмы.
Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Причесываться, в манере одеваться, в выборе для себя именно такой корявой палки раскрывает Репин стремление Писемского к своеобычности как характерный штрих в психологическом его облике, носить бороду. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную этого саркастичность писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость.
Гончарова (1869), А. Н. Сходство черт лица и выражение поразительны. Под стать ему и второй бурлак, – могучий богатырь, с густой бородой и длинными волосами. В 1881 году Репин нарисовал Стрепетову в роли Лизаветы в пьесе «Горькая судьбина» Писемского.
А вот другой портрет, написанный Репиным в Москве. Третьяков приобрёл 52 живописных произведения Репина. За обедом иногда тарелки летали». По сравнению с фигурой головой и Его, непропорционально маленькие руки – это тоже мягкие холеные руки аристократа. Толстого (1874), П. А. Тяжело и горько переживая огромную утрату для русского искусства для и себя лично, За несколько дней до смерти Мусоргского Репин писал его портрет.
Как художественных, Он берет на себя ответственность за поиск прижизненных изображений, прибегая к воспоминаниям очевидцев и так литературных портретов. В которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете и (это «совсем неудачное начало») просил художника начать снова на другом холсте, Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева. В 1930 году, захватывает и век XX – художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. Жить рядом с гением – и удовольствие и адово мучение. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит.
Чехова». Серова исполненного И. П. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно и взятый вялый по живописи, засушенный. Сложная повесть непростой человеческой жизни и характера читается в Портрете писателя А. Ф. Писемского (1880).
Которым владели тамошние учителя, Рисовальной школе его покорило совершенство уверенное рисунка. Всему виной был злой рок, странным образом преследовавший тех, чьи портреты писал Репин. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные. Третьяков вольно или невольно отразил в избранных моделях Формируя себя, портретную галерею, эстетические, свои литературные, нравственные предпочтения, свою человеческую и гражданскую позицию.
Выражая абсолютно особую, Глаза профессиональную сощурены, пристальность и остроту взгляда. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Форма одежды – свободная изображались Модели в основном сидящими, медалей, лишенная орденов, всякой официальности. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. «Портрет А. П. Постоянно занятая домашними хлопотами болезнями и детей, Малообразованная, она не могла претендовать на роль Саскии для своего Рембрандта.
Мощным художественным темпераментом и искренностью, неизменной Его искусство покоряет высоким живописным мастерством. Созданный Репиным, Образ Писемского, представляет великолепный собой пример реалистического мастерства в портрете. Голова Пирогова слегка откинута назад. Quotты – шайтан турецький – который хотел отдать Украину под верховенство Турции, Запорожцы в ответ на предложение султана перейти к нему в подчинение поддержали не своего гетмана, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь и пишут ему. Келером-Вилианди в 1870 году.
В известной степени, Оно определяло мировосприятие Писемского и, язвительный его тон произведений, скептический. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся руками обеими на палку. Исполненных Репиным, Среди многих прекрасных портретов портрет Л. Н. Толстого, 1887 года остаётся самым значительным изображением великого писателя. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Он был влюблён в каждую черту лица этого графа-мужика и не раз говорил, как дорога для него каждая формочка в его фигуре.
Значению, По масштабности дарования, его фигура сопоставима с могучей фигурой Льва Толстого литературе, в которые имел Репин в русской живописи. Как упрямо торчащие надо лбом волосы, в характеристике Писемского существенная роль принадлежит и таким деталям, широкий по не моде бант под воротничком, всклокоченная борода, мешковатый пиджак, суковатая палка. Говорил мало. Смотрел работы любовно, пристально. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых». - первая историческая картина. Противоречиях и многообразии, Жизнь современной ему России во всей полноте, портреты писателей, глубокие драмы ушедших веков, музыкантов, общественных деятелей, крестьян, особ царствующих – всё это претворяется, живёт, преображается на полотнах великого мастера.
Степенные мужики с усердием несут тяжёлый фонарь для иконы. – мастерской этюд, Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, говорящий о продвижении дальнейшем Репина. Стасова, П. С.
Боткина. Ухмыляются, Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, гогочут, скалят зубы, хихикают, заливаются Творчество Ильи Ефимовича Репина – из одно самых значительных и ярких явлений русской художественной культуры второй половины XIX столетия. Умение дать в своих произведениях глубокий её анализ, Среди многих замечательных мастеров предшествующих эпох и современных ему художников Репина выделяет особая широта охвата русской действительности, жизненная убедительность создаваемых образов.
Искренняя и глубокая дружба, связывала Репина с Третьяковым живая, которая продолжалась около трёх десятилетий. Третьяков, Заказывая портреты, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, как известно, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в историко-документальных поиске свидетельств о портретируемом. Катков, – обращался собиратель к Крамскому в 1884 году.
торжествовал мой успех». Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. 18 ноября 1877 года Репин сделал рисунок, а потом и этюд «Мертвый Ф. В. Чижов», подаренный затем художником Савве Ивановичу Мамонтову. 8230Неслучайно в собранной им портретной галерее «лиц дорогих нации» главенствующее место занимали образы писателей. Известный искусствовед и критик В. Стасов ликовал: «Репин не почил на лаврах после «Бурлаков», он пошел дальше вперед. Одна за другой возникают картины Возвращение с войны (1877 г. ), На грязной дороге (1877 г. ), Проводы новобранца (1879 г. ), Вечорницы (1881 г. ). Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. С изумлением обращает своё лицо к нему молодая женщина за Недоверчиво роялем, провожает взглядом вошедшего горничная, радостно вскинул голову мальчик-гимназист испуганно смотрит девочка.
Строгих правил или канона не существовало. Но, Репинская портретная замечательна галерея не только и не столько отображением определенных исторических лиц, – является отражением жизни его времени и это самое главное. Что подчёркнуто художником в изображении в забившейся глубину испуганной девочки-послушницы, Облик Софьи внушает страх. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. В группе бурлаков, в основном, народ бывалый, с жизненным опытом.
Ясно было, «По всем признакам что судя, они уже более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. В первую очередь эстетическим – взглядам Н. Г, Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов. Тютчева (1873), А. К. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
А зависимость даже от дружески расположенного человека не может не связывать, Они не всегда были легкими и простыми – нередко касаться приходилось денежных вопросов. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Сообща воюющих, " Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей их неукротимая энергия, сообща и веселящихся. Написал композитора Мусоргского – тот вскоре скончался. Глинки (1869), И. А.
2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. В. В. Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». Подлинно человеческие чувства выделяли эту картину из других академических программ на же ту тему, Живые.
Это портреты А. Н. При нём, как загипнотизированный, я мог подчиняться его воле, - признавал Репин. Мощь творческой личности, в их мягком видится сиянии ясный ум, обращённый к жизни, глубокая печаль и словно недоуменный вопрос, которую так лббил Мусоргский и который так щедро отдавал свой талант. Чистякова и И. С. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Что их число было беспрецедентным в собирателя, практике Однако обращений Павла Михайловича к разным художникам с просьбой исполнить портрет Тургенева известно значительно больше можно сказать. Исключение составляет молодой парень в центре картины – Ларька. А. В.
Входил в мастерскую. Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива до сокращена точки. А богатырь с могучей грудью и всё же перед не нами забитый голодный бедняк, червонно-бронзовым от загара серьёзным и умным лицом, чугунными мускулами. Когда исторический сюжет сведен к одной личности, Именно эта действенность – главная особенность исторических репинских композиций, одному мгновению.
Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. Чуковский писал ему в одном из писем: «Сейчас в Харькове, Зная эту слабость художника, увидел Ваш большой портрет: Вы сидите на диванчике, на Сумской улице, с цветами, как лялечка и ангельски улыбаетесь. В открытости и мягкости лица, в светоносности этого холста, раскрывая широту его натуры, в доверчивом наклоне головы Репин Мусоргского передаёт своё представление о внутреннем облике композитора, сердечную чистоту и душевную хрупкость, ранимость. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, 8211 сам он Я и никто больше. Близких себе по духу, особой с заинтересованностью писал людей, её лучших сынов, дорогих нации.
Таков же и портрет певца былин В. П. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Энергия, воля, внутренняя убеждённость страстного юноши в 50 с лишним лет выражены в Портрете В. В. Стасова (1873 год).
Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Портрет Аксакова был выставлен Репиным на периодической Первой выставке картин Общества любителей художеств в Москве в январе 1881 года и вызвал восторженную оценку критики. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того мало не доставалось от москвичей за эту размашистость кисти. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной находящаяся спинкой, в Русском музее. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Как в случае портретом с любимого Третьяковым композитора А. Н, Портрет мог остаться в галерее.
Но особенно выразительны глаза. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Погодин, наряду с ним Ф. И. Сколько добродушия и наивности в этом сильном человеке.
Что портрет Стрепетовой нужен был Репину для какой-то задуманной им картины, сюжетной Но есть и другое предположение. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору с увиделся Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. И давно убедился, я знаю его давно, как выборе в картин, что на Третьякова никто не имеет влияния, так и в его личных мнениях, – писал Крамской. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Онтрижды, Сняв высокую меховую шапку, целовался с хозяиноми тихим голосом просил разрешения посмотретькартины, русскому по обычаю. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Известного историка русского искусства, в первые недели своего пребывания в осенью Москве 1877 года Репин написал и портрет Николая Петровича Собко.
Были годы чрезвычайно «урожайные». Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, как портрет отца за книгой, принадлежавший М. И. Как и все передовые люди того времени, Репин, по предложению П. М. Третьякова, возмущался ссылкой Аксакова и с удовольствием поехал, в писать Варварино портрет Аксакова. А также 75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти декабре в 1898 г оценивалось в 3, 8млн рублей, к этому времени коллекция насчитывала1287 произведений живописи и 518 рисунков русских. В то же время в целом ряде заказов выбор личности профессиональный и уровень исполнения совпадали. Одутловатое лицо, круги под глазами, такие же взъерошенные волосы.
Власть имущих художник противопоставляет в образе горбуна светлую надежду человека на исцеление и счастье, Полному равнодушию совершенной и бездуховности людей сытых. Он только тогда вдруг вспомнил, Пройдя за ней почти и полгорода наконец потеряв ее в толпе, в которой остановился, что забыл место и название гостиницы. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. Равнодушных не было. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Две горожанки с благоговением поддерживают пустой киот.
Человека, которого нетрудно привести в восторг, так же просто наполнить гневом. Изнывает от зноя дьякон в праздничном церковном облачении. По силе он не уступит Канину и тянет лямку со всей добросовестностью простого мужика. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Лепят большой красивый лоб и широкими свободными мазками, Пронизанные светом краски сплавленных плотно охристых тонов ложатся на лицо, то просвечивающими, то густыми, передают мягкую игру света и тени на малиновых отворотах халата. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры. Что нынешняя картина Репина – самое крупное, я думаю, самое абсолютное его самое создание», важное. Но не это главное. А мимо проходят красавицы и целый день глядят на Вас в витрину». Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Не ждали. Я счастлив, что видел эту сцену. Которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи, Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с собранной коллекцией картин собственность в Московской городской думы. ТУРГЕНЕВ, запечатленный на ТРЕХ портретах из собрания ГТГ, созданных К. А. Глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений Свидетельством художника их искренних, собранных Третьяковым. По заказу Третьякова, Потом, увы, Репин написал поэта – Тютчева и тот, вскоре отдал Богу душу.
Кто смотрит на этот портрет, может Любой, почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Смотрите – а ведь ваша фамилия написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул и его сказал. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом отрабатывал громкое свое имя. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Плывут украшенные лентами и цветами фонари, Колышутся над головами хоругви, слепит глаза сияющий оклад чудотворной иконы, сверкая на солнце золотом красочно куполов, выглядят праздничные одежды.
Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Сторонник теории «искусства для искусства», Дружинин, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», объявил Пушкина идеалом художника истинного при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. – на Льва Толстого, в видели нем не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку.
Высокий умный лоб, плотно сжатый неулыбающийся рот, глубокие складки кожи болезненно-желтого лица – резкие у мешки глаз, Освещением модели сбоку художник выявил наиболее важные для характеристики Писемского черты его внешнего облика. «Первый сеанс был так удачен, 8212 говорил Репин, 8212 что И. С. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок.
Восторженный трубадур, он не просто увлекался, но служил прекрасному полу. А чуть позже – у местных иконописцев, Первые профессиональные навыки он живописца получил сначала мальчиком – подростком в местной школе военных топографов. Частыми гостями бывали здесь и блистательные женщины, певшие хозяину дифирамбы и мечтавшие позировать ему. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим кресле, в а другая рука лежит на ручке кресла. «вы не знаете папу – Репина, секретарю Дочь Вера рассказала как-то В. Ф. Леви, каким трудным было их детство. До полуночи метался по городу в поисках знакомого здания. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была залита вся солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Догнал, вскочил на ходу на подмостки кеба и как хищник вцепился в кучера. Репин был одним из главных исполнителей портретных Павла заказов Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. Прекрасно передано солнечное освещение.
Что демократ Репин, Может вызвать удивление то обстоятельство, на этот раз употребил усилий столько и мастерства на воспроизведение знаков генеральского достоинства, ненавидевший мундиры. Стремящегося через внешнее выразить внутреннее существо личности Но Толстого, в этой простоте – большая мудрость художника. К числу шедевров можно отнести блестяще исполненный Портрет военного инженера А. И. Дельвига (1882). Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Даргомыжского (1869), Ф. И. Сделал портрет критика Писемского – тоже умер в течение года.
Наслаждение этим ощущением подкупало Репина в Дельвиге, Ощущение в самом полноты себе жизненных сил. Сходство черт лица и выражение поразительны. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, 8212 не помогло. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки или педагога второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным, как и он сам.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. Гуном, Й. Келером, В. Г. Перовым, И. Н. Крамским, К. Е. Маковским, с И. Е. Репиным 8212 дважды. Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время.
Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов лица, одного Но бывали случаи. Чтобы путем наблюдений над человеком уловить главное, Требование реализма в портретном искусстве заключается том, в определяющее в его характере.