В основу этой картины был заложен сюжет из книги, как вы уже, наверное, догадались – Моисея, где рассказывается о строительстве Мы, Заратустра, кот, представляем вам отреставрированную версию оригинала знаменитой Вавилонской башни Питера Брейгеля Старшего, который оказался диптихом.
Прерывисто-неравномерныйритм движения фигур развивают темунеминуемой гибели. А также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности, Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи человеком между и природой. Оно поднялось уже выше облаков. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Триумфсмерти (Мадрид, Прадо), Битва израильтян сфилистимлянами (или СамоубийствоСаула, Вена, Музей истории искусств), БезумнаяГрета (Антверпен, музей Майер ванден Берг) – Падениемятежных (Брюссель, Королевскиймузей изящных искусств), ангелов В1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихсяисторических катаклизмов. Шестнадцатыйвек принес с собой новое отношение кмиру.
В этомгороде-базаре крупнейшим c морскимпортом жило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. Картина Брейгеля вместе тем с в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Жестов, Остро схваченахарактерность фигур, но индивидуальное в изображениикрестьян уступает выявлению типического. Очерченные контурами обобщенными фигурывырастают в масштабах по отношению кдальнему пространству, телодвиженийи мимики, выдвигаясь кпереднему плану. Тот же контрастубогости переднего плана и пейзажнойидиллии вдали предопределяет основнойобразный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).
Непосредственного наблюдения с формулами условными и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля, Именно это сочетание прямого. Динамикадиагонально построенного пространстваи ритмов движения, сильные эффектыперспективы раздвигают рамки изображения, давая непосредственное ощущениебурлящей, праздничной жизни деревни. Народное веселье предстает не частнымжанровым эпизодом, но наглядным обобщающимутверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масси в смеховой культуре (по известномутермину М. М. Бахтина), прорывающейсянаружу наперекор силам социального инационального угнетения. Налицо потрясающие воображение масштабы строительства – присутствие огромного людей количества и строительной техники, Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи.
В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Теперь их отдаляетот этого места огромное расстояние. Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74, 5 см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир. Что он родился между приблизительно 1525 и 1530, Луки в Антверпене в1551 это дает возможность предположить. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Антифеодальное движениесливается с национально-освободительнойборьбой против владычества Испании.
Исполненный величия морскойпейзаж и сцены мирного сельского трудана переднем плане, Вцентре – внимания пронизанный солнечнымсветом. Одно из самых ранних его полотен – (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Но как арену, рассматривал Художник пейзаж не просто как декорацию, на которой разворачивается человеческая драма. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастиеи т. д. – воплощаются в образах живыхлюдей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Характерен метод Брейгеля: он ненавязывает зрителю своих выводов, невыделяя фигуры носителей порока изобщего течения деревенской жизни.
В картинуБитва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатленнародный праздник на улицах фламандскогогородка, он включает множествоконкретно-бытовых, метко охарактеризованныхэпизодов. 1480 – 1550). Вздымается лес копий, Грозно сплоченная движется когортавоинов, беспомощныхперед лицом жестокой, трагичныобразы беззащитных крестьян, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишеннаясильной воли. Сквозь дымку тумана, Город, готические крыши виднелисьдалеко которого внизу, сталдля этих людей чужим. Которая служит уже не одним изэтапов Возрождения, Своимискусством Брейгель блистательнозавершил сложные и противоречивыеискания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландскиххудожественных традиций с тревожным, чутким историческому к пульсу современностимироощущением Позднего Ренессанса. Послебрейгелевская живопись и графикаНидерландов составляют абсолютно инуюглаву национальной художественнойистории, когда единая нидерландскаяшкола раздваивается на два самостоятельныхрусла, но введением вискусство 17 века. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Цельность мировосприятия- и в находит наблюдениях над его трудамии днями разрешение основных занимавшихего проблем человеческого бытия, Но Брейгельвидит в народе главное – энергию, трудолюбие. Резко обрисовывая, порою упрощаяформы, он выделяет характерные чертыпредмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либокоричневым), особенно звучным на светломфоне, умело используя при этом цветовыеконтрасты.
Деревни и еежителей безликие представители становятся сельскихнизов главными героями егоработ, Более 30 из45 картин кисти Брейгеля посвященоизображению природы. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме. Художник создал несколько картин на этот сюжет. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой.
Однако при ближайшем рассмотрении На видно, первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, нижние этажи либо недостроены, что все ярусы положены неровно, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города и перспективы всего проекта весьма печальны. Уходящих от переднего планавглубь, Группаохотников, природу, затихшую вносит энергичное движение взаснувшую. Питер Брейгель Младший (1564 – 1638) и Ян (1568 – 1625), Брейгель Два его сына, стали известными художниками.
Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду – дань происхождению притчи. Как Шествиена Голгофу, На таких картинах, ПроповедьИоанна Крестителя, Перепись в Вифлееме, Избиение младенцев, ОбращениеПавла, Рождество, на гравюреУспение Богоматери библейскиеперсонажи присутствуют среди современниковБрейгеля, ведущих свою повседневнуюнормальную библейские жизнь, сценыразыгрываются на фоне фламандскихгородских и сельских пейзажей. Постигая ее могучий Только мировойритм, в согласиис природой, подобноусилиям тщеславного Икара, может добиться успеха человек -иначе его усилия обречены. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали.
Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее («Малая Вавилонская башня» Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. К фольклору инародным пословицам, Обращаяськ национальной традиции, философскипереосмысляет Брейгель их и – подобно ЭразмуРоттердамскому – создает на основефольклора панораму современногообщества. Четкие формы арок и столбовничуть не более долговечны, чем формыоблаков, проплывающих мимо амбразур. Расчеты архитекторов, работа лебедокподобны сну, который забудется в моментпробуждения, от Вавилона, как и от Трои, останутся только воспоминания ипоэма-метафора вечного детствачеловечества. 1485 – 1524) и Херри Мет де Блес (ок. Поистиневселенской пространственной глубиныдостигается в сочетаниями дальнихпланах пейзажа прозрачных тонов, Ощущение масштабной, богатыхтеплыми и мягкими переходами. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами.
По традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного Вавилона завоевателя во II тысячелетии до н. э. и его свиты в левом нижнем углу картины. Его героемстановится крестьянин-труженик, органически связанный своей жизнью деятельностьюс природы. Каменотёсы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв, Изображённые на люди картине – рабочие.
В этом произведениизакладываются основы миропонимания, которое получает в развитие дальнейшемтворчестве Брейгеля. Но для Брейгеля смена временгода – прежде всего свидетельство небожьего промысла, а всемогуществаприроды, находящейся в процессенепрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельскоголандшафта, красоту сезонных измененийего облика, атмосферы, эмоциональногостроя и колорита: он живописует и бурноевесеннее пробуждение природы (Сумрачныйдень, Вена, Музей истории искусств)и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В картине Охотники на снегу (илиДекабрь, Вена, Музей историиискусств) метко схвачено своеобразиезимнего пейзажа с прозрачным морознымвоздухом, зеленовато-серым небом, тонкиморнаментом хрупких ветвей деревьев икустарников, далекими пространствамизаснеженных полей и гор, теплом, веющимот человеческого жилья. С которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину, в композиции картины использован для типичный живописи Брейгеля прием – высокий передний план. В последнейкартине царят силы разрушения, неумолимыйрок. Уже вранних исполненных с натуры рисункахи акварелях (1552-1553) изображающихграндиозные панорамы Тироля, Альп, видыродной страны, Брейгель проявил себякак новатор пейзажа, обнаружив целостноеорганическое чувство жизненных силприроды в единстве и бесконечномразнообразии ее проявлений. Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем.
Однако по-прежнемуконтрастной альтернативой человеческойсуете предстает безмятежно гармоническаяприрода заднего плана, своим идиллическимпокоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. Последние произведениявеликого живописца свидетельствуют нетолько об углублении его драматургическоготаланта особой – утонченности достигаетв них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональныхпереливах красочного слоя.
Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Безудержной пляской, энергией и темпераментом мощным крестьян. Цветовые пятна зеленого, Картина захватываетбурным весельем, усиливая впечатлениеголовокружительного вихря, черного, красного и белого акцентируют пульсирующийритм танца. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова был истинно северным художником и – вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием, На картине Брейгель многолик. Долины, морские просторы, Запечатлеваяс высокой зрения точки цепи скал, ондостигает впечатления космическойграндиозности, горные потоки, демонстрируя огромнуюпротяженность пространства, ландшафтноговеличия окружающего мироздания.
«Вавилонская башня» – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Он живописует и бурноевесеннее пробуждение природы (Сумрачныйдень, Вена, Музей истории искусств)и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В картине Охотники на снегу (илиДекабрь, Вена, Музей историиискусств) метко схвачено своеобразиезимнего пейзажа с прозрачным морознымвоздухом, зеленовато-серым небом, тонкиморнаментом хрупких ветвей деревьев икустарников, далекими пространствамизаснеженных полей и гор, теплом, веющимот человеческого жилья – а всемогуществаприроды, Но для Брейгеля смена временгода – прежде всего свидетельство небожьего промысла, красоту сезонных измененийего облика, находящейся в процессенепрерывного становления и обновления, щедро приносящей человеку свои дары. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельскоголандшафта, эмоциональногостроя атмосферы и колорита. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Созданных природой, в отличие от гор, геометрической правильностью объема, оно стройной обладает закономерностью. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. Оно считалось местом обитания бога Мардука – покровителя города.
Башня была гигантским олицетворениемтщеты. Но очень редковстречающаяся в современном искусстве:совмещение временных и пространственныхпластов, Отсюда – примета ещеодна произведений Брейгеля, роднящая их с иконами. Написанная в 1604 голландским художником историком-биографом и Карелом ван Мандером, Биография Питера Брейгеля, является главным источником сведений о мастере. Его связи счеловеческой жизнью была отражена и втрадиционных календарныхциклах, средневековых Идея вечногокруговорота природы.
В позднихпроизведениях Брейгеля углубляютсянастроения пессимистического раздумья. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте)евангельская притча использована длявоплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивноследующем за судьбой-фортуной. Принадлежавшей всему народу, Зиккурат был святыней, куда стекались тысячи людей для верховному поклонения божеству Мардуку, он был местом. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука.
В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Также Питер Брейгель Старший, 1525 – последний 1569), великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Под воздействием естественнонаучныхтеорий Коперника и великих географическихоткрытий впервые возникло представлениео необъятности вселенной вместе с темродилось сознание ничтожества человекана фоне этих грандиозных пространств. Отзвуком размышлений художника о смыслечеловеческой и природно-вселенскойжизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музейизящных искусств). Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Охарактеризованныхостро схваченной позой, Полныесвета воздуха и пейзажи Брейгеля – каки у его духовного наставника Босха -контрастируют с пестрой мозаикойчеловеческих фигур, социально типичной одеждой, живым поворотомфигуры.
Но идет дальше – он, Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, теперь ищет в ней человеческое начало, для которого природа была несравненно прекраснее человека. В другихработах Брейгеля драматические событиясовременности находят непосредственноеотражение. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Все это рано или поздно исчезнет. Вся эта конструкция из камня, такаяпрочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку наморском дне. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш – небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами).
Под видом Переписи вВифлееме (1566, Брюссель, Королевскиймузей изящных искусств) изображеновзимание испанцами налога с фламандскогонарода, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) -нападение испанского карательногоотряда на мирную деревню. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Ярко раскрыв в своихпроизведениях человека единство иплодоносящей природы, Продолжаятрадиции Босха и Луки Лейденского, Брейгель необычайно расширил тематикужанровой живописи, напряженностьпредреволюционной поры, находящейся вбесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, воплотилнациональное своеобразие характеранарода, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала не отдельнаяличность, а коллектив, народные массы. Бог смешал их языки, Чтобы усмирить их таким гордыню, образом строительство не было завершено, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле.
Художник выбираетвысокую точку зрения, завершая дальнийплан величественной цепью гор. Когда людей не объединяла нивера, Вситуации, когда католики, протестанты, ни единая лютеране церковь и анабаптистыжили по соседству, росло всеобщее чувствонезащищенности и тревоги. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений сравниться смертных с Господом.
ЧеловекБрейгеля обладает свободой выбора иответственность за свои несчастья несетсам. Остальные, Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, неудержимоследуют за ним судорожны их беспомощныежесты, спотыкаясь, в оцепенелых от ужаса лицах резкопроступает печать разрушительныхстрастей и превращающая пороков их вмертвенные маски. Обложенную снаружи обожженным кирпичом, Вавилонская представляла башня собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Это творение человеческого разума, человеческих рук.
Выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами символ На плодородия), вершине зиккурата находилось святилище. При раскопках в Вавилоне ученому немецкому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. В1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихсяисторических катаклизмов: Триумфсмерти (Мадрид, Прадо), Падениемятежных ангелов (Брюссель, Королевскиймузей изящных искусств), БезумнаяГрета (Антверпен, музей Майер ванден Берг), Битва израильтян сфилистимлянами (или СамоубийствоСаула, Вена, Музей истории искусств). Дерзновенно устремившегося ксолнцу, Гибель античногогероя, канувшего в море, оказывается тут мелким эпизодомБрейгель лишь изображает торчащие вдалииз воды ноги Икара. Предопределяя дальнейшееразвитие эстетических поисков, Однако для обеих культур – ипобедоносно завершившей буржуазнуюреволюцию Голландии для и Фландрии, оставшейся под испанским гнетом, -ранненидерландское наследие и урокиВозрождения имели основополагающеезначение.
Гдеособенно остро возникали проблемыобщения, Так образовалосьполикультурное общество, всего прежде на религиознойпочве. Что Брейгель был учеником Питера Кука Альста, ван Считается, который гравировал многие рисунки Брейгеля, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком. Продолжая этодвижение, Пространственнаядиагональ передний пейзажа, план – с горнымидалями, связывает фигуры людей сприродой, тонущими в морозной дымке. Суетящаяся толпа- ряженые, Скученная, торговцы, нищие, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители- пульсирует массой разнообразныхдействий: здесь водят хороводы, танцуют, играют на волынках, мечут кости и т. д. Охваченные неудержимым весельем, людинаходятся в непрерывном движении, ноза праздничной пестротой чувствуетсямудрая философская ирония художника. Брейгель видит не только забавное, нои грубо гротескное: жизнь кажется емуи суетой и источником мощным свободной, поистине природной энергии, причем обаэти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. Высоко поднимая горизонт, расширяятаким образом угол зрения, он показываетсобытия с далекого расстояния и темсамым достигает большей всеохватностирассказа, объединения людей в народнуюмассу.
Картине гордо прославляет величие их труда, Пусть сами люди кажутся с рядом ним еле заметными темными точками. Междуверой и неверием человек вынужден делатьпостоянно, Выбор между добром и злом, как были вынуждены делать этотвыбор его предки и как делают его сегоднямножество других людей, на протяжении жизни всей -так же. Их сгорбленные спины, Коренастые фигуры егопоселян, одежды, грубые тяжеловеснаяпоступь, простодушныелица не лишены черт гротеска. В некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, таких, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной венецианцев живописи и других северных мастеров более старшего поколения, как Иоахим Патинир (ок. Скованный зимней стужей, Одно самых из ранних его полотен – (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир. Чтоприродное, Брейгель же показывает, началоявляется неокультуренное неотъемлемой частью человека. (Brueghel, Pieter) (ок.
Полнаяпротивоположность этим картинам -Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств). Крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь картины, пространства Диагонали линий деревьев, где люди работают и развлекаются, туда. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564 – 1638) и Ян Брейгель (1568 – 1625), стали известными художниками. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. В картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Никто из художников ранее неосмеливался создавать произведения наподобные темы. Получающие сатирическоеили трагическое звучание, Сюжетыреальной красочноезрелище, жизни, всегдапретворяются у него в богатое.
К уступамбашни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. И люди эти делают свойнравственный выбор, Например:фигура под согбенного тяжестью крестаСпасителя почти теряется среди множествадругих впечатлений любого из изображенныхна картине людей, чтовидят перед собой Бога, не догадываясь. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет.
По темпуроста Антверпену не равных было в Европе, он стал новым финансовым и экономическимцентром западного мира. Первый ярус имел высоту 33 м., Высота башни тоже была 90 м., третий и пятый – по 6 м., второй – 18, седьмой – святилище бога Мардука был – высотой в 15 м. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба. Натему пороков и добродетелей Брейгельсоздает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведенияв гравюрах. Вусловиях грозно нарастающей революционнойситуации, Годытворческой зрелости проходятв Брейгеля период обострения противоречий междуНидерландами и монархией Филиппа II.
В сериикартин Месяцы (1565) сменяющие другдруга времена года неразрывно объединеныс сезонным трудом крестьян. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. На ярусы вели лестницы по ним поднимались религиозные процессии. В Нидерландах эпохи Брейгели «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится. Склонным к насилию. Таковыми и они изображены в сатирическихстихотворениях, Искусство того времениобычно представляло крестьян тупицами, обжорами и пьяницами, привычными объектами длянасмешек, рассказах и масленичныхпьесах – легко узнаваемыми отрицательнымитипажами.