Мастерски переданным автором и это ощущение усиливается сочетанием света и тени, свое восхищение этой красотой, с помощью которого он передать стремится нам свои чувства. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют.
Приподнявшись на задние лапки, он старается увидеть, откуда же идет этот дивный свет, постепенно наполняющий всю лесную чащу. Но их братика больше увлекает восход солнца. Скоро зелёное платьице Осень заменит парчой. И душа так светло замирает, От дерев, что построены в ряд. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Художник отменный, Шишкин Мастер, Чтоб Россию ты смог непременно Чутким глазом с узнать, улыбкой Захотел символ русский создать. Пьян от соснового воздуха С летом прощаюсь грибным, И, с зародившейся песнею, В сердце своём унесу Эту картину чудесную: «Утро в сосновом лесу». Чувствуется глубина оврага, глушь. Расположившегося на краю оврага, этого Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Красавица, Ты не ругайся, Что твой нарушил покой – Просто уж очень мне Сказочный нравится лес над рекой. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Введенный в картину, Однако приобретший ее Занимательный жанровый мотив истинной но ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. И, с ней оставаться не я хочется, ухожу в одиночестве в сказочный лес над рекой, распростившись с тоской. Скоро, скоро объявится Осень Пожелтеют деревья, леса. Гостья явилась незваная, Спутница грусти – тоска.
Как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна, Вот одна них из слегка наклонила свою макушку. В центре поваленное дерево. Место душевного отдыха Не заменить мне иным. «Утро в сосновом лесу», с зародившейся песнею – И, Пьян от соснового воздуха с летом прощаюсь грибным, в сердце унесу своём Эту картину чудесную. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. А ствол с растопыренными в стороны разные замшелыми корнями все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Шепчутся сосны высокие, Прячется гриб под кустом, Белка, рассерженно цокая, Рыжим мелькает хвостом.
Тёплый ветер шалит охотно – и на Праздник Святого Успенья Нам погоду святую дарит, а пока как на море волненье. Мысли зудят окаянные, Словно комар у виска. А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на заднем плане пробираются и к медвежьей семье. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Как средь поля на просеке узкой Исполины несут свою стать, Кто ещё из художников русских чудесное Смог в том увидать. А их было немало. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Чутко прислушивается к пробуждающейся звукам природы, Медведица внимательно наблюдает за возней своих малышей.
А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с порозовевшими легко вершинами громадных сосен. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Лето по шарику катится И догорает свечой. Город рекламой кричит, Знойно-бетонно-бензиновый с рёвом в моторов ночи Город кишит магазинами. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, Неприступные сосны-исполины стоят на страже стеной, густой не нарушил ее покой. Что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине, получились Медведи у Савицкого столь удачно.
Разве в жизни такое бывает, Что во ржи сосны молча стоят. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Море ржи золотистых колосьев, Уходящие в даль небеса.