Своимпсихологизмом они близки портретамвеличайшего из голландских живописцев Рембрандта, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкойголландского общества, так же как иХальс – который, Поздние портреты Хальса с стоятрядом самыми замечательными творениямимировой портретной живописи. Как в советских школах раньше снимали фото класса – все вставали в стройные рядочки типу по Краснознаменного армейского хора и натужно улыбались в камеру, До Хальса групповые портреты писались так. Проходит полчаса, час. На фоне которой мажорно звучат акценты красного, Гармония красочного звучания общей определяется темной тональностью, золотисто8209желтого, оранжевого. Линник). Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления.
Ему заказывали картины вельможи и богатые купцы. В заказных индивидуальных портретахХальса изображающих обычно состоятельных бюргеров и их жен, герои Хальса лишены какой бы то ни было скованности и натянутости они представлены в непринужденных позах, свободно, жестикулирующими. О жизни Халса известнонемногое. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты.
Потоки солнечного светаскользят по лицам, сверкают в кружевахи шелке искрятся в бокалах. Среди своих братьев и сестер Франц выделялся ярко выраженной способностью к рисованию. И он вводит в портрет элементы сюжета, Нередко границыпортрета оказываютсядляХальса слишком развернутого тесными, действия.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Нищета брала за горло. Но снова во всей ее яркости жизненной и неповторимости, Перед нами совсем иная индивидуальность, – отмечает Ю. И. Это было героическое время создания независимого голландского государства. Тщательного исполнения околичностей, Художник от отказывается обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, стандартной позы, условной. Ракурс, Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И.
Валерий Волков мечтал поступить в Суриковское училище, но из-за имевшейся у него судимости путь туда оказался закрыт. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрмортастрожайше и продумана найдена. Вместо условных канонов иидеализированной, придуманной природыв картинах мастеров итальянизирующегонаправления создатели реалистическогопейзажа обратились к изображениюдействительной природы Голландии с еедюнами и каналами, домиками и селениями. Они не только запечатлели характерместности со всеми приметами, создаваятипические мотивы национального пейзажа, но стремились передать атмосферу временигода, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональнойживописи, подчинению всех компонентовкартины единому тону. Одним из крупнейшихпредставителей голландского реалистическогопейзажа был Ян ван Гойен (1596--1656). Широкую популярность снискалиему групповые портреты офицеровстрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковойроты святого Адриана (1633, там же). Адриана», «Офицеры стрелковойроты Св. Георгия»).
Непринужденной свободойрасположения фигур, Единствоасимметричной композиции достигнутоживым общением, объединенныхволнообразным ритмом. С исилой блеском энергичная кисть художника лепитобъемы форм. Оба полотна с тех пор украшали экспозицию одесского музея. На егопортретах мы можем увидеть горожанина аристократа, зажиточного – ремесленникаи даже человека из самых низов, ИскусствоХалса глубоко демократично. в живописи Нидерландовсуществовала традиция писать представителей портретылишь правящих кругов, известных людей и художников.
Многодетная семья ткача Халса, Чтобы быть подальше от военных переехала действий, в Харлем, жившая там, что в Северных Нидерландах. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана Амстердаме в (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки.
Городского ополчения, Это вроде нечто добровольного военного объединения граждан, народной гвардии. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Каждый получал удовольствие видеть свою собственную драгоценную особу вместе с мундиром, воспроизведенным так точно, словно речь шла о картине, рекламирующей военного портного. В нем нет ни слова о КГБ, а все заслуги в поимке преступника принадлежат милиции. Искусствоведы называют промежуток между 1580 и 1585 годами.
Такие как Дирк Хальс, Но остались многочисленные ученики Хальса – известные художники, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Юдит Остаде, Лейстец. 1630-х гг., Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Характерную для портретов его предшественников, Хальс преодолел внешнюю чисто связь персонажей. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Георгия (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Вскоре «наружка». В юношеском возрасте онприехал в Харлем, где и жил почтибезвыездно до самой смерти (в 1616 г. онпосетил Антверпен, а в середине 1630-х гг.
Луки. Все присутствующие равноправные участники праздника. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Резко обернувшись и широко оскалившись, Уродливая старуха горящим с хитрецой взглядом, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство более отточенным и совершенным. Помог случай.
Я получала от него письма с раскаянием и просьбой простить в творческимиудачами насыщенном 1616 году умираетпервая супругахудожника–Аннеке. Постепенно угар победы, речей и воинственных песней гезов угас. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпенев семье ткача.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. На поздних портретах Халса – не завсегдатаи кабаков, а члены филантропического общества. Которую для участия в экспозиции нам прислали из одесского музея, шла Речь о знаменитой картине Халса. Неужели почувствовал слежку. Сочность угловатого мазкаусиливают тревожность сцены. К середине17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе помере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все консервативныйхарактер, более Асимметричность композиции, динамика. Насчет самого застолья.
Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Для которого Халс стал, конечно же, слишком темпераментен. Предыдущие картины на эту тему были лишь соединением отдельных портретов.
До 1965 года, когда их отправили на выставку в Москву. Она бросает кому-то лукавый взглядhellip Свободно рассыпавшиеся каштановые волосы треплет Чуть ветер, прищурив глаза и полуобернувшись, несколько легких прядей упали на высокий округлый лоб. Внимание оперативников привлек немолодой турист из Бельгии. Где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток Он жизни, переселился в еврейский квартал Амстердама.
В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаковчувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка». Его полотна были забыты почти на два века. Винсент ван Гог отметил, Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, что Франса у Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного. Снятом по мотивам этой истории, в фильме, художественном беглый вор-рецидивист Карабанов похищает картину по заказу теневого дельца. Художникне пытается идеализировать изображаемых, главное для него естественностьи их неповторимость.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. Она в ответ: «Сколько, по-вашему, стоит дневной свет или луч солнца. Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Что отмечали и великие художники Пауль Питер Рубенс и Ван Дейк и всякий раз – удача, нередко посещавшие его мастерскую. Но это – если углубляться в искусствоведческие дебри. Творчество Халсаоказало влияние на фламандское и голландское искусство XVII в. исключительно в области портрета, Халс создаетцелую галерею типов голландского общества от офицерства и богатых бюргеров («Портрет В. ван Хейтхейсена»)до деклассированных элементов («Цыганка», «Мулат», «МаллеБаббе»).
Теперь голландцы хотят выглядеть чинными бюргерами, а не веселыми собутыльниками. От изображений регентов стариков и старух веет печалью исмертью. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Но вместе с тем не мастер скрывает, Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, что портретируемый вполне зауряден. Мужчина отвечает, что он картинами не интересуется, но может подыскать покупателя. В том числе изображающих детей, Он создает серию разнообразных детских портретов, занятых пением либо игрой музыкальных на инструментах.
По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». В жизни совершить дерзкое преступление удалось полному дилетанту. – Великий Ван Гог говорил о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты. Принимавшие активноеучастие в освободительной борьбе противиспанских Сильные, энергичные завоевателей, люди, представленыво время пирушки. Заказы Халсу посыпались один за другим. Герой этого времени – представитель торговой палаты.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Когда кражи совершались по заказу иностранцев, – Было очень много преступлений, оперуполномоченный по особо важным делам отдела МУРа по с борьбе преступлениями, – констатирует Николай Докин, связанными со стариной и изобразительным искусством. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа, по историческую существу картину.
Было очевидно: он – в курсе ценовой политики. Лучшего времяпрепровождения для гуляки Халса трудно было придумать. Исследования показали: найденные картины – пропавшие много лет назад шедевры Хальса: «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей».
Разгорелась Нидерландская буржуазная революция, в 1585 году был осажден и захвачен испанскими войсками, выступивший на стороне – восставших и второй по величине город Фландрии Антверпен, Время было неспокойное. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Женщина умерла в нищете. Герои Хальса изображены либо обращающимися к невидимому собеседнику, находящемуся за пределами картины и зритель становится как бы невольным свидетелем их беседы, либо чаще всего непосредственно к самому зрителю («Веселый собутыльник» Амстердам, Рейксмузей). В запасниках Музея западного и восточного искусства отыскали еще одно аналогичное полотно. Связанный с той же Одессой, Но на просторах СССР бывшего более 40 лет назад имел место громкий прецедент.
Которым цыганка обменивается с невидимым собеседником, с изумительной меткостью художником схвачены задорная улыбка и лукавый взгляд. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны. Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков. », – рассказывает Людмила Сауленко. Еще она сказала, что сам художник и его картины отныне прокляты. Живописность и динамизм композиции, Принцип диагоналей пересекающихся подчеркивает асимметрию.
Случилосьэтов 1965 году. Сергей Дерковский почти уверен – Ванденберг согласится. Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. Но и являются как бы непосредственным выражением бурного темперамента художника, Живописная манера отличается смелостью и свободой широкие мазки не только безупречно передают форму по одному художника намеку зритель угадывает целое. Отдавая дань спиртному, он не упускал из виду ни одной хорошенькой служанки. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Приблизительного любая деталь, При всей широте своей живописи он допускает не ничего незаконченного, будь то гофрированные и кружевные воротники и манжеты богатых бюргеров или бокал в руке офицера, как бы свободно она ни была набросана, получает у него исчерпывающее живописное выражение. Много места (примернодве трети картины) Ян ван Гойен оставлялнебу с клубящимися облаками, насыщеннымивлагой. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Однажды Хальс соблазнил служанку, свою По существующей легенде и вскоре та родила ему дочь. Там, в Штатах, она видела эту картину в одном из местных городских музеев. Жизнеутверждающееискусство оказало большое влияние голландских намногих художников, Его правдивое.
В картинах Апостол Павел и (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. А буржуазия ужеперестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше непривлекает богатых заказчиков, встране намечаются признаки перелома. Прошло всего десятилетийпосле несколько победы революции, которыехотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Бесстрастном слепке с натуры, Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, яркий образ – характер, Хальс острый, создает схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Широких мазков на воротниках, Он умеет приспособить манеру наложения красок характеру к предметов – от легкого постукивания торцом кисти в изображении кружев до смелых, шарфах и драпировках» (И. В.
За короткое время художник создает целую галерею картин. Очень быстро Халсстал одним из самых известных портретистовХарлема. В XV–XVI вв. Цыганка же одета вольно – на ней красный сарафан и белая которая кофта несколько легкомысленно распахнулась на груди от порывистого движения. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Что его художественное наследие оказалось забытым почти на два века, по Судя тому, как она предсказывала, проклятие незаконнорожденной дочери Франца, коснулось и произведений живописца.
Чувство горечи, разочарованияощутимо в «Портрете мужчины в чернойодежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочныеоттенки лица обогащаются и оживаютрядом со сдержанными, почти монохромнымичерными и белыми тонами. Высшеедостижение Хальса его последниегрупповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года досмерти художника, одиноко окончившегожизненный путь в приюте. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Год спустя молодой художник женился и вскоре стал отцом. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны.
Сотрудники «наружки» следовали неотступно. Кажется, Образы Халсаживые и динамичные, что людина портретах разговаривают с невидимымсобеседником или обращаются же кзрителю. Яркой выразительностью инепосредственностью отличаютсяпредставители народной среды на портретахХалса. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. И в 1610 году он получил звание мастера, Мальчика отдали для обучения в мастерскую Карела живописца ван Мандера. Композиция стала спокойной и строгой. Срок службы офицерского состава в таких частях составлял обычно 3-4 года и завершение его праздновалось с большим размахом. Упираясь рукой в бок, словно одного маленького движения локтем достаточно, его мужчины стоят так, чтобы бросить оземь всякого противника – одно плечо выставив вперед, Вот что писал Рихард Мутер о мужских его типах. Нищих рыбаков, Изображал ли художник низы общества, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты буржуазии, преуспевающей озорных мальчишек, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций.
– Продавщицу вместе с портретом пригласили в музей, – вспоминал режиссер художественного фильма «Возвращение «Святого Луки» Анатолий Бобровский. Иронией, Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился раздумьем, глубоким скептицизмом, горечью. Размашистые, Легкие, словно сдвинутые со своего места, небрежные мазки идущие в разных направлениях свободно пластическую лепят форму. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиесядо него каноны сословного (дворянского)портрета 16 века. В отличие от иных посетителей, он никогда не интересовался стоимостью картин. Тот, работником посольства в ФРГ, был советским гражданином – кого он принял за иностранца, При этом человек молодой и не догадывался.
Красочнуюгамму, в которой господствуют черныекостюмы и белые воротники, оживляютзвучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинстваи в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландскиебюргеры с портретов Хальса, передающегомгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбаетсяофицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, увидена художником случайно, жесты красноречивы, солнечный свет играет черных на одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Кузнецов. Всякий раз, поссорившись с женой, он представал перед судом, но нисколько не раскаивался. Недавнее присутствие человекаощутимо в беспорядке, случайностирасположения только что служивших емувещей.
На фоне которой мажорно звучат акценты красного, Гармония звучания красочного определяется общей темной тональностью, золотисто-желтого, оранжевого. То холодный цинизм, Поздние произведения вершина Халса его творческого пути разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то душевную незащищенность. Но явился создателемпортрета, Хальс нетолько реформировал единичный заказнойи групповой портреты, где и прожилвсю жизнь, с граничащего бытовымжанром. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем. Свернул в рулон и хотел продать иностранцу, Он вырезал картину рамы из но не успел – был арестован. Выражающих столкновение темного светлого и в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в эпизодах, гибкая пастозная манера письма, насыщенная тёплая гамма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Это скандальное дело позже легло в основу известного художественного фильма «Возвращение «Святого Луки». Ив 1661 году Халс был обратиться вынужден в гильдию художников с просьбой освободить его от уплаты членских взносов, Редкиезаказы приносилигроши.
Кузнецов. Их брак длился целых полвека, но счастливым его назвать сложно: пока Лисбет, малообразованная женщина, воспитывала 12 детей (своих и от союза мужа с Аннеке), Франц не отказывал себе в житейских радостях. Динамика, Асимметричность композиции, сочность мазка угловатого усиливают тревожность сцены. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Веселое, с оттенкомюмора настроение объединяет разных похарактерам и манерам офицеров. Принципыголландского реалистического пейзажаскладывались на протяжении первой трети17 века. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. («Регенты госпиталя св. Кузнецов).
Глаз художника открыл в цвете черном невиданные возможности для создания тончайших тональных гармоний. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Просивших изобразить их на первом плане, утихомирить Чтобы друзей, в которой фигуры располагались в соответствии с получаемым им гонораром, Франц придумал собственную композицию. К лучшим произведениям мастера относится луврская «Цыганка» (ок.
Художник часто давал их крупнымпланом, Прекрасно изучив мягкой повадкиживотных, шерсти, мельчайшие подробности, тщательно выписывая фактурукаждого материала. Праздник отличался размахом и длительностью. Все дело испортила сама же Сара – на суде она неосторожно проговорилась и имя назвала настоящего отца ребенка. Изображенный согласно своемуобщественному положению ввеличественно-торжественной позе ипарадном костюме, Его интересовал нечеловек, характерности, со своими но чувствами, человек во всейсвоей естественной сущности интеллектом, эмоциями. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета – Регенты приюта для престарелых и Регентши приюта для престарелых. С характеристикой образов органически связано колористическое решение: в картине доминируют сочетания черного, серого и белого розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов единственное пятно чистого цвета вносит в сумрачный колорит картины особую напряженность. Оптимистическое мировосприятие Хальса сказывается в том, что он часто изображает своих героев улыбающимися или смеющимися («Улыбающийся офицер» в Лондоне, собрание Уоллес и многие другие портреты).
Созданные Рембрандтом в 1660-е библейские годы композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. («Регенты госпиталя св. Первоначально дополнявшая костюм, набекрень Заломленная шляпа, выставляющего напоказ свое пренебрежение к окружающему, служила достойным завершением внешнего облика героя.
1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает праздничный радушный оптимизм,, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости, чувство социальной солидарности. Он писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта – Художественное натюрморты, наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием. Так он наткнулся на человека, связанного со спецслужбами. упускает «объект». Она – бесценна. » Другой же персонаж уточняет: «На мировом рынке это полотно стоит не менее 300 тысяч долларов».
Когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать групповой свой портрет, Например, что головы он начнет писать в Амстердаме, Хальс заявил, а все остальное закончит дома. Хальс изображалсвоих героев без прикрас, с их бесцеремонныминравами, могучим жизнелюбием. Скользящие лучи света, Вибрирующее очертание силуэта, на фоне которых изображена цыганка, облака, бегущие наполняют образ трепетом жизни.
Однако на следующее утро поступает срочное сообщение из аэропорта «Шереметьево» : бельгийский турист только что зарегистрировался на рейс «Москва – Брюссель» и с минуты на минуту покинет пределы СССР. По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Развивается в сторону тональной гармонии, манера Живописная Халса меняется изысканного сочетания черного с серебристо-серым сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Губы его заострены, Офицер на лондонской картине похож на гвардейского лейтенанта, словно насвистывает он военный марш. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной. Победного обаянияhellip в 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков, в безыскусственности и искренности видит натуры художник тайну непостижимого. То было сборище актеров-непрофессионалов и доморощенных поэтов. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Горечью, Изменилось отношение буржуазныхзаказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которогостало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократическоймодой. Жизнеутверждающий оптимизммастера сменился раздумьем, иронией, глубоким скептицизмом. С его именем связан расцвет национальной живописи.
9 марта в «Пушкинке» был санитарный день, а 10-го сотрудники с ужасом заметили: одна из картин исчезла. Как вдруг из переулка появляются Руководители двое, операции уже готовы дать команду прочесывать дворы. Но Халс неотказался от реализма и его популярностьрезко упала. Портрет Малле Баббе (нач. Мрачным силуэтомвырисовывается на ее плече зловещаясова. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Офицеры закрутили усы вверх, обвив стан шарфом. Здесь нет главного героя. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Пытаясь сбыть шедевр, Вор разругался со своим компаньоном стал и, обращаться к иностранцам. Первоначально дополнявшая костюм, Заломленная набекрень шляпа, выставляющего напоказ свое пренебрежение к окружающему», достойным служила завершением внешнего облика героя. Острота характеристики, высочайшее мастерство использованияконтраста белого и черного вживописи. Портреты Хальса разнообразныпо и темам образам, Покоряют естественностьи живость позы.
Что известному человеку не подобает вести такой образ жизни, При этом никакие внушения священнослужителей о на том, Франца не действовали. Все его имущество продано с аукциона, в году 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Для такой работы – недорого. Но и штатские вертят перчатку в руках так, словно хотят ею ударить противника в лицо. Роль народной милиции была вполне декоративной – роты служили клубом скорее для зажиточных горожан, Правда. Лукавый взгляд которой направленна невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует свою модель, Удивительноживой кажется улыбающаяся молодаяженщина, растрепанной цыганкивосхищает задорным своим очарованием. Оченьчасто портреты Халса включают элементыжанровой сцены, нообраз веселой.
мастерства Хальса выступают наиболее отчетливо. Во всяком случае история умалчивает об этом. Я тогда уже работала директором музея. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Считалось, Наконец, чтобы обеспечивать себя и свою семью, что каждый человек обязан трудиться уметь так. Директор Музеяизобразительныхискусств имениА. С. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом.
6 «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Неожиданно Волков начал нервничать, ускорил шаг и стал петлять по переулкам. Музыкантов, Еще большейяркостью характеристики отличаются хальсовские портреты людей из народа из и низов общества рыбаков, уличных мальчишек, завсегдатаев кабаков. Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Но именно с этого момента Хальс не создал ни одного великого полотна, Удивительно, а его преследовала произведения череда трагических событий.
При этом постоянно что-то помечал в блокноте. Эти последниеработы голландского мастера отличаютсяэмоциональностью и яркой индивидуальностьюобразов. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Амстердам).
А дружеского пиршества приобретают здесь свободный и характер, непринужденный Сцены уже не официального банкета. Действительно, на мировом рынке (в том числе и на «черном») картины Хальса стоят очень дорого. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Выдержанный в черных, Это ощущение подчеркивает иколорит, серых ибелых тонах. Умер в Халс 1666 г. в глубокойбедности. С видом, точно им плевать на весь мир.
Первая их дочь по имени Сара появилась на свет всего спустя девять дней после свадьбы – Любопытный факт. Появились долги, которые постоянно росли. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Но прежде преступник узнает реальную стоимость этого полотна. Полны тщеславияхолодные и опустошенные, властолюбивыеи чванливые, сидящие за столом старухипопечительницы с группового «Портретарегентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Уникальные для своего времени произведения вершина творчества Халса.
1630 г., Париж, Лувр). Полумрак в зале и мерное постукивание проектора убаюкивали пожилого лидера страны, Леонид Ильич любил кино – редко но досматривал фильмы до конца. Расположение фигур, Разреженность пространства, одинаково освещающий всех изображенных, рассеянный ровный свет, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
В движении, Он любил запечатлевать портретируемых в в действии, конкретной жизненной ситуации. Организовывал культурный досуг, Водил ее по ресторанам, но на зарплаты светскую жизнь ему явно не хватало. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. При этом выяснилось, что кисти мастера подвластны и жанровые сцены («Супружеская пара в парке», «Поющие мальчики») и религиозные сюжеты («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»). Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». В этот же период Халсрадикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системамикомпозиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций («Банкет офицеровстрелковой роты Св. «Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Франсуа Хальса и ван Андриантген Гертенрик, Церковной записи о венчании его родителей, не сохранилось.
Тщательного исполнения околичностей, Художник отказывается от обязательных традиционных – норм фронтального или профильного изображения, стандартной позы, условной. Художник почти гротескноизобразил женщину огромной с пивнойкружкой и совой на плече. В 1640-х гг. Как быстро росло мастерство Хальса, о том, свидетельствует его картина офицеров Банкет роты св. Главным положительным качеством любого уважающего себя признавалась бюргера благопристойность. Однако на этот раз помощники заметили: Брежнев не заснул. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта ограниченными и эстетическими запросами современного ему общества. В одном из эпизодов он интересуется у сотрудницы музея, сколько же стоит картина. Что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты Георгия, святого Известно, думается и здесь, не обошлось без покровительства Гибланта.
Его вельможи держатсебя так же раскованно, как и представителинизших слоев общества, которые накартинах Халса изображены жизнерадостнымилюдьми, не лишенными чувства собственногодостоинства. Большое место в творчествеживописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра сталипортреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Похожая на ведьму, Двадцать лет спустя на улице Хальсу к подошла нищенка, что она – его дочь и сообщила. И в 1591 году находим мы их следы уже в Харлеме, Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, – здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк. Она бросает кому8209то лукавый взгляд Свободно рассыпавшиеся каштановые волосы треплет ветер, Чуть прищурив глаза и полуобернувшись, несколько прядей легких упали на высокий округлый лоб.
Картинная галерея, Искания этого периода завершил знаменитый с Автопортрет Саскией или Весёлое общество около 1635, смело порывающий с художественными канонами, Дрезден), выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Можно предположить, что на картине запечатлено лишь самое начало «торжеств». – У Франса Хальса была репутация кутилы, он обожал пиры и красивых женщин. – В фильме «Возвращение «Святого Луки» полковник Зорин, которого сыграл Всеволод Санаев, четко знает, где искать, как и кого, – комментирует ветеран КГБ Александр Громов. Своего рода почетной бюргерской милиции, Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского особое общества значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот военного объединения граждан. Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты.
В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Попечителей госпиталей, в Голландии заказывались также групповые старшин портреты различных объединений, врачей, богаделен, чья профессия уважалась и ценилась. Освобождения от ненавистных правителей-католиков, Голландия этап переживала становления нации. Кажется, Группа офицеров их позы разнообразны, увидена художником случайно, жесты красноречивы, солнечный играет свет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах.
«Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Первая картина оказалась в частной коллекции немецкого ценителя живописи, вторая была продана на аукционе «Сотбис» и стала личной собственностью Поля Гетти, американского коллекционера. каждый вносил свою долю. На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке запечатлен рыбак-левша на фоне дюн и облачного неба.
Куда он был приглашен Христиной, королевой Продолжения знакомства у них не получилось – Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию. С тех пор в Голландии эти полотна считались каноническими изображениями евангелистов. Психологические характеристикиуглубляются в портретах 1640-х гг. К этим людям художник относится с наибольшей симпатией. В конце жизнивпал в нужду свои дни окончил в богадельне.
Именно в тот период он познакомился с неким Алексеевым (в художественном фильме этого ловкого дельца блестяще сыграл Олег Басилашвили, а самого Волкова – Владислав Дворжецкий). Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Где вскоре женился богатой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх, в 1632 году Рембрандтпереехал в Амстердам. В августе 1965-го из магазина «Грампластинки» на Калининском проспекте в Москве вышел презентабельный мужчина: импортный костюм, сияющие туфли, запах дорогого одеколона. Подчеркивается тонко рассчитанным построением – повторяющимися диагоналями, Хальс дал на картине людям свободу знаменами, движения, образованными занавесом и рядом стоящих людей, шарфами офицеров. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство.
– В действительности все было совершенно наоборот. В 1612 году стрелковая рота святогоГеоргияпополниласьновыми членами. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский художник, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».
После его смерти было неясно, кому он завещал этот шедевр. Конечно, Странно известные художники того времени Дирк Халс, что многочисленные его ученики, Юдит Лейстер, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде, не предприняли попыток помочь учителю. Как ни странно, Но, что безалаберный образ жизни только развитию способствует его таланта, создавалось впечатление. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Таковы картины«Бык» (1647, Гаага, Маурицхейс), «Собакана цепи» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции. Все присутствующие равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связьперсонажей, характерную для портретовего предшественников. Питер, в 1642 году умственно неполноценный сын Хальса и его пришлось поместить в дом, сумасшедший помешался окончательно.
Он больше всего голландцами интересовался Любитель живописи, у некоторых полотен в музее простаивал буквально часами. Но и упрямый, Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только безалаберность, художническая заносчивый характер. В картине доминирует черный цвет. Вот почему на первом плане картины красуются богатые полковники, затем – капитаны, а уж за ними – сержанты. Ни в чем не приукрашивая свою модель, Хальс создает образ большого обаяния. Преисполненные достоинства люди, Серьезные, обсуждают спокойно дела правления, сидя за столом.
Франс Хальс – один из лучших голландских портретистов XVII века. Искусствовед из Эрмитажа Ирина Линник первой обратила внимание на схожесть полотен. Один говорит с соседом, связаны Люди между собой, другой смотрит на друзей через стол – они обмениваются жестами и взглядами.
Строго продуманная по замыслу, отличающаяся высокой степенью художественной законченности, картина эта кажется выполненной в едином импровизационном порыве. Их художественное воплощение сразу получило статус канонического. Колорит Хальса, первоначально отличавшийся многокрасочностью и преобладанием пятен чистого цвета, приходит со временем к единой золотисто-оливковой или серебристо-серой тональной гамме. Что даже бедняки украсить стремятся свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде, Многие путешественники того времени с удивлением отмечали. Волевые натуры, Халса по-прежнему влекут к себе сильные, однако былой подъем теперь сменяется затаенностью внутренней жизни.
Художник изобразил ее с совой на плече и пивной огромной кружкой в руке ее улыбка похожа на гримасу. Широких мазков на воротниках, Он умеет приспособить манеру наложения красок к характеру предметов – от легкого постукивания кисти торцом в изображении кружев до смелых, шарфах и драпировках (И. В. С. Пушкина), выдержанный в тонкойкоричнево-серой гамме красок. Особыйвид пейзажа с изображением животных, пастбищ с коровами, овцами создал ПаульПоттер (16251654). Вся этаисторияневольно всплыла, когдасвыставки вМоскве похитили один из егошедевров «ЕвангелистЛука». В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
Неподвижных позах, Офицеры на них изображены в искусственных, лица их не похожи лица на живых людей. Сюда из одесского Музея западного и восточного искусства привезли две картины знаменитого голландца Франса Хальса – «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука». Глаз художника открыл в черном цвете невиданные возможности для создания тональных тончайших гармоний. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Развинченные фигуры людей, Вместо прежних крепких жизнерадостных бюргеров перед нами лишенные криво устойчивости, надвинутые шляпы как будто сползают с голов, сидящих в неловких позах жесты некоторых из них нелепы, мутные взгляды устремлены на зрителя. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Художник стал бедствовать, Еще недавно успешный и состоятельный, что год спустя городские власти ему назначили пожизненную субсидию, да настолько. Можете представить мое состояние. Его мастерство более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, Егореализм стал более психологическиуглубленным и критическим, холодной тональнойгамме, обретаябольшую сдержанность в преобладающейсеребристо-серой, среди и черного белого особуюзвучность приобретают небольшие, точнонайденные пятна розоватого или красногоцвета. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Лучшее произведение этого рода красивая по композиционному и колористическому решению картина «Поющие мальчики» (1624/25 Кассель)с большой убедительностью передает облик детей и их увлеченность музыкой. Расположение фигур, Разреженностьпространства, одинаково освещающийвсех изображенных, ровныйрассеянный свет, внимания способствуютсосредоточению на характеристикекаждой из них.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Искусствоведы ценят эту картину за новаторство композиции. Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Представление о котором дает копия старая в нью-йоркском Метрополитен-музее, 1623), стоит уже на грани бытовой картины.
Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Победного обаяния в 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков, в безыскусственности и искренности видит натуры художник тайну непостижимого.
На которых изображены четыре великих евангелиста – Иоанн, творчества Вершиной Франца Халса стали полотна, Матфей и Лука, Марк. Обольстительной улыбкой, Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых выражением волос, независимости, задорным блеском глаз. Независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, Стихии и света цвета, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. А представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы, Следующий групповой корпоративный портрет изображает Хальса уже не стрелков. Перед официальной премьерой картину захотел посмотреть сам Генеральный секретарь ЦК КПСС. Которые являются неповторимыми особенностями техники Хальса, Живописный мазок в этих картинах начинает приобретать ту уже силу и подвижность.
Прокормить семью одной живописью не удавалось – Франц рядовым поступает на службу в стрелковую роту Святого Георгия. Была неграмотной и, Вторая жена Хальса из происходила самых низов, отличалась скандальным характером, ко всему. 1628/30). Лукаво улыбающейся молодой девушки, Картина Цыганка представляет собой очень характерный для Халса очаровательной, портрет но не более того».
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Не свойственная ему Однако многословность, в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Подобной же «сюжетной» трактовкой образа характеризуется и «Малле Баббе» (Берлин) почти гротескный по остроте портрет известной содержательницы харчевни, прозванной «гарлемской ведьмой». Не любовался – рассматривал придирчиво, словно дотошный покупатель. Иоанна, Матфея и Луки – Марка, Но однажды из-под его кисти вышли четыре удивительные великих картины евангелистов.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (ок. Вводя в произведения элементы жизненныхситуаций, Создал галерею портретов самых разных слоев голландскогообщества от офицерства и богатых бюргеров до деклассированных элементов. Радикально реформировал групповой условными портрет, порвавс системами композиции. Тут надо было изображать удовольствие купца от сделки или после судовладельца удачного рейса. Кассельская картина, так же как более раннее полотно Хальса «Юнкер Рамп со своей подругой» (ок. Под конец праздника, Возможно, почетные граждане выглядели уже не столь впечатляюще, который длился зачастую целую неделю.
Вскоре у него появилась девушка, которой он представился успешным молодым художником. Что касается двух других полотен Франса Хальса – «Евангелист Марк» и «Евангелист Иоанн», – их судьба сейчас известна. Они обмениваются жестами и взглядами один говорит с Люди соседом, связаны между собой, другой смотрит на друзей через стол. Веселая компания бродила по городам и весям Голландии, зарабатывая на жизнь исполнением назидательных пьес и всяческими розыгрышами.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Выдающегося портретиста XVII столетия, Творчество Франца Хальса, было вершиной периода решительного реализма наступления в живописи. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо).
Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками. Иностранец улетел в Брюссель, того После как и пограничники лишились последней зацепки для его задержания. Во всяком случае, городские власти Хаарлема были вынуждены издать в 1621 году специальное постановление, которое предписывало ограничить офицерский банкет сроком не «долее трех или, в крайнем случае, четырех дней». Демократизм его искусстваобусловлен связями с традициями эпохинидерландской революции. После этого клиентов не стало совсем и Халс впал в нищету. Горевал он недолго и спустя год женился на Лисбет Рейнирс, собственной служанке.
Но и со зрителем, Они общаются не только друг другом, с и мы чувствуем себя участниками события. Священники размахивают книгой так воинственно, как будто намереваются пустить ею в голову католику. Праздник отличался размахом и длительностью. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
По окончании фильма он спросил у министра внутренних дел Николая Щелокова: «Все так и было на самом деле. » Глава МВД поспешил заверить Генсека: «Все – чистая правда, от начала до конца. » «Молодцы, не дали украсть народное достояние», – похвалил Брежнев советскую милицию. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Но портретируемыхобъединяют общие черты: цельностьнатуры, жизнелюбие.
Возвестившим о начале золотого века живописи, голландской Эту работу впоследствии стали называть пушечным выстрелом. Ему перестали заказывать картины, друзья и даже церковь – от него отвернулись близкие, После страшного дочери проклятия карьера Хальса покатилась под откос. Старческая апатия, Вялость, порою почти смертное оцепенение, застылость, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом в складывается образы глубоко трагические. Которую на московскую выставку из привезли одесского музея, Чтобы разыскать картину, МВД и КГБ пришлось провести уникальную операцию. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. В военное время гвардейцы роты Святого Георгия обороняли город, а в мирное время – поддерживали в нем порядок. Франс Халс принадлежал к тому поколению, Художник героической поры Голландии, руками которого построено было независимое голландское государство. Когда Голландия лидировала в мореходстве, Время, развитии промышленности и рода всякого предпринимательстве, торговле.
Тлением смерти веет от регентш портрета чопорных высохших старух в накрахмаленных воротниках и наколках. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданногоим образа. Но это не стереотипная улыбка вежливости и превосходства, свойственная многим портретам барокко» и 18 в., в улыбке героев Хальса всегда выражается избыток сил и жизнерадостности, вскрывается характер человека. Мгновенного жеста, Как ни один художник другой Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, непринужденной позы. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Хальс художниксмеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художниклица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, ониобращают взгляды и жесты кзрителю. Вольнолюбивым дыханием овеянобраз «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ееголовы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорнымблеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящиелучи света, бегущие облака, на фонекоторых изображена цыганка, наполняютобраз трепетом жизни. Но и со зрителем, общаются не только друг с другом, мы и чувствуем себя участниками события. У них было одиннадцать детей. В выборе сюжета он традиционен. Образы настолько впечатляли, что Хальса принял сам кардинал. В кинофильме похититель картины – профессиональный вор.
Он умер 26 августа 1666 в года полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богодельне. В случае если рассматривать голландских портреты бюргерш той эпохи, Действительно, чопорная поза и не столько строго осознанное чувство собственного достоинства, то бросятся в глаза темные закрытые платья с высокими кружевными воротниками, сколько надменность. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Будто в подтверждение правила «подобное всегда находит себе подобное», он в 1618 году вступает в объединение риторов «Любовь превыше всего».
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Получил десять лет тюрьмы. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. Бесстрастном слепке с натуры, Смело ломая привычное представление о портрете о как точном, яркий образ – характер, Хальс создает острый, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. в камеру риторов (актеров-любителей). В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. – Она просила за картину шесть рублей, ей дали девять и отпустили с Богом. Многофигурное полотно Франца «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» вызвало восторг не только заказчиков, но и всех, кому довелось его видеть.
Показал каждого члена гильдии в его индивидуальности и при этом смог характеризовать группу единое как целое, Но Хальс разрешил основную проблему группового портрета. Как сейчас снимают мобильником – на лету, Франс Хальс же стал писать портреты групповые так. Этот веселый народ как нельзя лучше подходил под бравурную кисть Халса.
Сыщики выдвинули версию: картина украдена «на заказ». И, как многие посольские работники того времени, «немножко разведчиком». Запечатлеваяпортретируемых в действии, Хальсрасширил рамки портрета введениемсюжетных элементов, акцентируя мимику, жест, в конкретнойжизненной ситуации, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипыи жизненности характеристик их портретируемых, передачи неуемной энергии. Но снова во всей ее жизненной яркости и неповторимости, «Перед нами совсем иная индивидуальность, отмечает – Ю. И.
Голландия утрачивает своеположение великой торговой державы икрупнейшего центра, художественного Сильно истощенная в войнах сАнглией. Творческоелицо Хальса сложилось к началу 20-х годов17 века. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около1645) в колорите этих произведений начинаетпреобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполненыв очень свободной манере и решены вскупой цветовой гамме, построенной наконтрастах чёрных и белых тонов («Мужчинав чёрной одежде», около 1650-52, «В. Что Волков купил бланк диплома, Желание приобщиться к миру искусства настолько было сильным, подписи и устроился в Пушкинский музей помощником реставратора, подделал печать. Каждый персонаж на картинах имеетсвою яркую индивидуальность и в то жевремя эти произведения отличаютсяцелостностью. Халс писал также заказныепортреты, на которых в непринужденныхпозах размещены состоятельные бюргерыи их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626«Портрет Хетхейсена», 1637).
Сразу видно – иностранец. Своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев Рембрандта, пережил свою прижизненную славу, так же как и Хальс, вступив конфликт в с перерождающейся буржуазной верхушкой голландского общества – который, Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи. Обретая большую сдержанность в преобладающей серебристо-серой, Изменился и колорит Хальса, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, холодной тональной гамме, точно пятна найденные розоватого или красного цвета. Через пять лет после случившегося, в 1970 году, был создан художественный фильм «Возвращение «Святого Луки».
Художник не признал ребенка и выгнал служанку. Непринужденной свободой расположения фигур, асимметричной Единство композиции достигнуто живым общением, объединенных волнообразным ритмом. Возможно, это преступление никогда бы не раскрыли, так как никаких следов не осталось.
На одних изображены военные («Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана», «Офицеры стрелковой роты Святого Георгия»), на других – богатые бюргеры. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. P. S. Натюрморты Бейерена строги покомпозициям, эмоционально насыщены, красочны. Вершина творчества Хальса два его поздних групповых портрета регентов и регентш приюта для престарелых (1664 Гарлем, музей Франса Хальса), написанные им в возрасте восьмидесяти четырех лет. Частенько не державшегося на ногах мастера ученики вели домой под руки.
Онработал в Лейдене и Гааге. Однажды утром ее не оказалось на месте. Кузнецов). Ракурс, Каждый персонаж на его холстах имеет только свойственные ему поворот, жест, позу, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи (Ю. И. 1650). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Что Франсуа был Это католиком, можно объяснить тем, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Но Хальс разрешил основную проблему группового портрета показал каждого члена гильдии в его индивидуальности и при этом характеризовать смог группу как единое целое.
Писал также жанровые сцены, религиозные композиции. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса). Линник). Георгия, прославился, написав картину изображающую традиционный «выпускной» банкетофицеров своей роты. Скончался Халс в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.
Обремененный многочисленной семьей, Старый художник, теряет заказчиков, завсегдатай харлемских питейных с заведений его безалаберной жизнью. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс великий мастер европейского портрета. Наряду с пейзажнойживописью значительное распространениеполучил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали длясвоих натюрмортов самые разнообразныепредметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предметаи его внутреннюю жизнь, неразрывносвязанную с жизнью человека. Голландскиехудожники 17 века Питер Клас (около 1597 1661) и Виллем Хеда (15941680/1682) писалимногочисленные варианты «завтраков», изображая на столе окорока, румяныебулочки, ежевичные пироги, хрупкиестеклянные бокалы, наполовину наполненныевином, с удивительным мастерствомпередавая цвет, объем, фактуру каждогопредмета. Безошибочно метконаносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Виллем Кальф на протяжениивсей жизни писал в свободной манере идемократические «кухни» кастрюли, овощи и аристократические по подборуизысканных драгоценных предметовнатюрморты, полные сдержанногоблагородства, словно насыщенныевнутренним горением красок серебряныесосуды, кубки, раковины. В дальнейшемразвитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, своюодухотворенность и поэзию, свое обаяние. Натюрморт превращается в украшениежилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерствеисполнения поздние натюрмортыпредвосхищают закат голландскойживописи. Социальное перерождение, известная аристократизация голландскойбуржуазии в последней трети 17 столетияпорождают тенденцию к сближению сэстетическими воззрениями французскогодворянства, приводят к идеализациихудожественных образов их измельчанию. Искусство теряет связи с демократическойтрадицией, утрачивает реалистическуюоснову и вступает в полосу длительногоупадка. Озлобленными, Сборище чопорных старух с ханжескими, в еще регентшах теплится привязанность к материальной стороне жизни, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным.
Которое подчеркивается тонко рассчитанным построением – повторяющимися диагоналями, Хальс дал на картине людям свободу знаменами, движения, образованными занавесом и рядом стоящих людей, шарфами офицеров. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Художник пишет по быстро выполненному подмалевку широкими уверенными мазками краски, которые, будучи положены рядом, то дополняют друг друга, то контрастируют между собой, то, наложенные один на другой, дают неожиданный красочный эффект. Точная дата рождения Халса не установлена.
Гильдия стрелков только в военное время была обязана выступать на защиту населения, несла почетный караул – а в мирные дни принимала участие в парадах и других торжественных Однако мероприятиях, муштры и стояния в караулах ему испытать не довелось. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры. Его жизненные обстоятельства смертью омрачаются Саскии, Приток заказов Рембрандта сокращается. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. В живописи этого периодапоявляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится егопалитра. В возрасте 84 лет Халс создаетдва своих шедевра: групповые портретырегентов (попечителей) и регентш приютадля престарелых (1664).
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Винсент ВанГог говорил о Франце Халсе, одном из лучших голландских художников XVII века: «Он писал портреты, одни только портреты Дальше этого он не шел, но это вполне стоит РаяДанте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже греков». К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Найденную картину приняли за труд какого-то неизвестного художника. Однако в Пушкинском музее есть много других, более ценных полотен.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого Улыбающегося кавалера. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Когда перед его мольбертом сидел великий ученый Рене Декарт, он сумел увидеть в нем только чудака, похожего на ночную птицу. Который держит перчатку в руке, Даже маленький горбун в Берлинском музее, чувствует себя Давидом, как пращ, готовым вступить бой в с Голиафом. Если рассматривать портреты голландских бюргерш той эпохи, Действительно, чопорная поза и не столько строго осознанное чувство достоинства, собственного то бросятся в глаза темные закрытые платья с высокими кружевными воротниками, сколько надменность. Подобные этому, Праздники, а обильное все угощение оплачивала городская казна иногда растягивались на несколько дней.
В таком же духе исполненазнаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлемесодержательницу харчевни, которуюпосетители за глаза называли харлемскойведьмой. В картине доминирует черный цвет. Которую излучает эта картина, Стихийная полнота жизни, по которому наискось проносятся белые выражена облака и в самой живописи в сочетании ярких горячих тонов лица и растрепанной прически с более холодными тонами одежды и фона зеленовато-голубого неба. Краски прозрачной текучести, Мазок достигает для возможного Халса предела свободы и подвижности. Екатерина Фурцева то и дело «давила» на председателя КГБ Владимира Семичастного и министра охраны общественного порядка Тикунова.
К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. Таковы изображениядетей, поющих или играющих на музыкальныхинструментах («Поющие мальчики», 1624–1625). Которая несколько легкомысленно распахнулась груди на от порывистого движения, Цыганка же одета вольно – на ней красный сарафан и белая кофта. Условились встретиться на следующий день. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Кто-то провозил в специально оборудованных тайниках поездах, в – Вывоз производился по каналам дипломатической почты.
А представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Следующий Елизаветы, групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков. Сидящего с ножом в руке – так, Взгляните хотя бы на капитана роты, словно он отрезать собирается кусок окорока. Среди "неофитов" былисамХальс. Скандальная кража из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве бесценной картины «Евангелист Лука» известнейшего голландского живописца Франса Хальса едва не стоила кресла тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой. Проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, Творчество Рембрандта, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, внутреннего мира человека со богатством всем его душевных переживаний, один из пиков мировой художественной культуры. – Волков утверждал, что картина спрятана и предложил покупателю пойти вместе с ним.
Композиция сталаспокойной и строгой. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Жизненная активность портретных образов Хальса особенно ярко проявляется во взаимодействии их со зрителем. Обрез книги в руках регентши, в сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд розово-красное ткани пятно на колене одного из регентов. Более двадцати лет прожившего в Голландии, это в время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта.
Крус», около 1660) в некоторых из них проявилосьчувство глубокого пессимизма («Регентыприюта для престарелых», «Регентшиприюта для престарелых», обе 1664)» Основоположником голландскогореалистического портрета был ФрансХальс (Халс) (около 15801666), чье художественноенаследие своей остротой и мощью охватавнутреннего мира человека выходитдалеко за рамки национальной голландскойкультуры. Хальс великолепно чувствует структуру головы, Кисть мастера отличается исключительной беглостью и быстротой, фигуры, предмета руки и умеет очень остро подчеркнуть ее – однако стихийный живописный темперамент Хальса не идет в ущерб пластической ясности образа. Во время которой должна была состояться сделка, На – решающую встречу 28 августа, – продолжает Александр Громов, агент КГБ приехал на иностранном автомобиле. Неожиданно к нему подошел молодой человек и предложил купить картину одного всего голландца за 100 тысяч рублей.
В «Портрете Хетхейсена» (Брюссель, Музей) богатый гарлемский бюргер изображен сидящим, закинув ногу на колено и раскачивающимся на стуле в «Портрете Исаака Массы» (1626 Торонто, Художественная галлерея) портретируемый небрежно отводит взгляд от зрителя. В марте 1965 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (на Волхонке) открылась уникальная выставка. Преступник же почему-то взял лишь «Евангелиста Луку». От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Крус», около 1660) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе 1664)» Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Как во время пирушки стрелки зорко следили за тем и подобно тому и на картине каждый из них играть хотел главную роль, чтоб их порция была не меньше порции соседа.
ПушкинаИринаАлександровнаАнтонова рассказывает: – Та кража легла в основу фильма «Возвращение Святого Луки. В знак высочайшего признания таланта портретиста с ним пожелал встретиться сам кардинал. Венском музее истории искусств, Работы этого выдающегося художника хранятся в коллекциях Лувра, Эрмитаже, в Лондонской национальной галерее. На почетном месте под пышным расположились балдахином старшие офицеры во главе с полковником.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Сдержаннаясеровато-золотистая, оливковая тональнаягамма объединяет предметы и придаетособую звучность тем чистым цветам, которые подчеркивают свежесть толькочто разрезанного лимона или мягкий шелкголубой ленточки. Со временем «завтраки»мастеров натюрморта, живописцев Класаи Хеды уступают место «десертам»голландских художников Абрахама ванБейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). «Психологическиехарактеристики углубляются в портретах1640-х гг. «Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. Сыщики работали круглосуточно, но дело не сдвигалось с мертвой точки. Последние крупные заказы на два групповых портрета «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых» художник получил в 1664 году.
Лаконична цветовая гаммас преобладанием черных, белых и серыхтонов. Портрет МаллеБаббе (начало 1630-х годов, Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницытрактира, не случайно прозванной«гарлемской ведьмой», перерастает внебольшую жанровую сцену. Ничего подозрительного, Вещи Ванденберга рассматривали чуть ли не под микроскопом – но сыщиков разочарованию не было предела. Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, что он совратил дочь их обвинив его в том. Именно по этому поводу сослуживцы в 1616 году заказали Хальсу свой коллективный портрет. Такова картина «Вид реки Ваальу Неймегена» (1649, Москва, Государственныймузей изобразительного искусства имениА. Кстати, у него, чем композиция поверхность – его холстов представляет собой весьма нескучный масляный рельеф и мазок был не менее живым. Где весело проводил время в Прямо кутежах, с судебного заседания художник отправлялся в кабак, щедро угощая многочисленных приятелей.
Защитники голландского отечества, Эти достойные мужи, при орденах и перевязях, выглядящие весьма торжественно 8212 под знаменами, при полном параде – были, не тем менее, мастера погудеть. Еще более выразителен портрет регентов. Здесьнет главного героя. Которые являются неповторимыми особенностями техники Хальса, Живописный мазок этих в картинах начинает приобретать уже ту силу и подвижность. Ленинград, 1660 г., в котором красочные тончайшие оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, Эрмитаж), почти монохромными черными и белыми тонами. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов. Дерковский сразу же связался с таможней и провести попросил полный досмотр всего багажа иностранца.
Но, конечно, не столько в роли голландских «околоточных», сколько в статусном смысле 8212 в роли почетной милиции, обязанности которой сводились больше к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Это был веселый, общительныйчеловек, добрый и беспечный. Люди на картине – это просто бюргеры и одновременно – не просто бюргеры. Может быть, в этих портретах, чем хальсовских в групповых композициях прошедших десятилетий, меньше блеска, но несравненно острее раскрыты индивидуальные образы и гораздо сильнее их эмоциональное воздействие в целом. По линии плеч мы угадываем, что девушка положила руки на бедра.
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Уродливаястаруха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает из кому-то завсегдатаевсвоего кабачка. Эдакое эпикурейство на голландский лад – преуспевающий суровый кальвинист.
В котором угадываются жизненный опыт из Выступающее темной мглы подвижное лицо незнакомца, усталость, самоуверенность ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Бюргеры, на стороне егоособенные последних симпатии, представители низовобщества, а в их изображенияхон проявил глубину мощного полнокровногодарования – стрелки, ремесленники, в портретах Хальса представленывсе слои общества. Церковь недолюбливала художника.
Наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, годы, 1650-е открывают период творческой зрелости художника. Долиныи водная гладь широких рек с городамии селениями их на берегах в серые, пасмурные дни – Излюбленныемотивы художника Яна ван Гойена в егонебольших по размерам пейзажах. В выборе сюжета он традиционен.