Став зрелым мастером, Пинтуриккьо отказался от некоторых принципов Перуджино – однообразности и степенности фигур, единства времени и места, – что сближает его скорее с Боттичелли. Пинтуриккио. «портрет мальчика», Дрезденская картинная галерея, ок. 1500 Пинтуриккьо (итал. Пинтуриккио (настоящее имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, 1454-1513) – итальянский живописец, представитель умбрийской школы кватроченто. М: АСТ. 8230 Географическая энциклопедия Среди живописи итальянского Кватроченто портрет мальчика, который приписывают кисти Пинтуриккио (около 14541513), выделяется редкой проникновенностью и чистотой образа.
с центром в городе Перуджа. Когда человек находится в гармонии с собой и окружающим миром, Сила Перуджино искусства – в изображении душевных состояний. Особенно знамениты фрески Пинтуриккио в библиотеке Пикколомини в сиенском соборе (1504) – «Коронация папы Пия III» и «Сцены из жизни папы Пия II» – они обладают высокими декоративными качествами, но их художественные достоинства спорны. А под видом библейских и легендарных персонажей с увлечением показывает нам своих Свои современников, живые и красочные сцены он насыщает массой занимательных подробностей. Первым свидетельством о творчестве Пинтуриккио являются некоторые «Сцены из жизни св.
Одним из самых привлекательных художников Кваттроченто позднего был Бернардино Пинтуриккио. Помогал Перуджино при создании фресок Сикстинской Ватикана капеллы (1481-82), Учился у Б. Капорали. Интересующегося не столько драматическими коллизиями сцены, Именно тогда окончательно сформировался его яркий дар художника-декоратора, связывающей сколько фигуры, общей композиционной и цветовой ритмикой, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище. Он известен, прежде всего, как своими замечательными фресками так и станковыми полотнами (Портрет мальчика). Здесь же работали и римские мастера, близкие Филиппино Липпи. Проявите «Пинтуриккио» означало «маляр», «мазила».
Настоящее имя – Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Художник скрупулезен в деталях, однако здесь они не строгие и сухие, а «работают» на точность образа: немного скованная поза кажется проявлением стеснительности, тщательно выписанные пряди волос лишь подчеркивают их воздушность, косо сдвинутая голубая шапочка демонстрирует легкое щегольство юного героя. Плавность и музыкальность линейных ритмов, Для Умбрийской характерны школы тонкий лиризм, мягкость колористических решений, ощущение поэтической гармонии человека и природы. Дрезденский портретнаписан, видимо, в 80-х годах XV века.
Написанных Пинтуриккио в апсиде ц. Санта-Мария дель в Пополо Риме (ок, Реминисценции из работ Содомы и Косты отражаются также в более поздних фресках. Утверждение Дж. Точность рисункапозволила «донести» до зрителя такуюдеталь, как чуть заметно выпяченныегубы.
Бернардино Пинтуриккио – прекрасный рассказчик. Бернардина» (Перуджа, Нац. Поистине это единственный в мировомискусстве портрет ребенка, в которомхарактерные детские «губки домиком»так хорошо показаны. гал. Которое Антониаццо Романо оказал в это десятилетие на многих художников школы, умбрийской Влияние, написанных самим художником, проявляется и в изображенных здесь фигурах, без помощи учеников.
Его заказчиками были папы и кардиналы, городские коммуны и вельможи. В ранних его работах заметно влияние Перуджино и умбрийской школы живописи. Эту характерную черту стиля Перуджино перенял впоследствии Рафаэль, бывший его учеником. Поскольку в 148182 участвовал под руководством Перуджино, Он прошел в данном плане очень хорошую школу, в росписях ватиканской Сикстинской капеллы, с вместе Боттичелли и Синьорелли. Наиболее важным периодом в творчестве стало Пинтуриккио время его работы в Риме в последнее десятилетие кватроченто. Серьезный и пристальный взгляд выпуклых глаз цвета крыжовника, вскинутые брови, плотно сжатые по-детски пухлые губы, нежный абрис лица, который так гармонично согласуется с природным фоном, вот что, прежде всего, приковывает внимание в картине. Близкие к народной жизни и передает их наивной с занимательностью, Иногда он изображает сценки.
В продолжение нескольких веков, Позже, затем его открыли немецкие назарейцы, Пинтуриккио был забыт, которым простодушность мастера показалась еще более нежели чарующей, дискредитированная Вазари религиозность Перуджино. Две самые значительные работы художника – росписи ватиканских апартаментов папы Александра VI Борджиа (1492-94) и библиотеки Пикколомини (папы Пия II) в Сиенском соборе (1502-07). Бернардина» в капелле Буфалини в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме (1486). В 1481 был принят в цех живописцев в Перудже.
Это же сотрудничество заметно и в двух фресках Сикстинской капеллы в Ватикане («Моисей и Сепфора в Египте», «Крещение Христа», 1481-1483). И это доставляетнам такую отраду, чистую в этом маленьком шедевре мы видимкак бы самую суть вещей в неразрывномединстве с их видимостью. В которые он внес ноту, душевно-проникновенную Творческое наследие мастера состоит в основном из алтарных работ. гал. 1509 «Коронование Марии», «Евангелисты», «Отцы церкви», «Сивиллы»).
Около 1492-1493 Пинтуриккио участвовал в росписях пяти залов апартаментах в Борджа в Ватикане. Переведенная на холст, в Национальной галерее хранится его любопытная фреска, возвращение изображающая Одиссея к Пенелопе. Уверенно поставлена голова ипостроено лицо, тонко очерчены лоб, нос, глаза, подбородок.
В церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, Наиболее известны его монументально-декоративные росписи в Сикстинской капелле в Ватикане, сиенской в библиотеке Пикколомини. Значительную роль в становлении творческого стиля художника сыграли годы учебы во Флоренции в мастерской и Вероккио знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа. Сами же «исторические сцены», подчиненные четкой ритмической разбивке, занимательны, нарядны и насыщены подробностями. Словно художник опасалсяупустить мельчайшую подробность еговнешнего Лицо облика, мальчика выполненотак старательно. Более поздняя фреска «Рождество Христово» (Рим, ц. Санта-Мария дель Пополо) показывает, что художник использует гибкие классические ритмы Перуджино.
Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини, ученейшего Папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (145864) имя Пия II. И неясно, его ли заботе или колористическому дару художника следует приписать сочетание цветов шапки и полоски на стоячем воротнике, которое вполне гармонирует (но и контрастирует. ) с общим теплым красным тоном его куртки. Незамысловатыйрассказ, в отличиеот изысканной стилистики Леонардо вдрезденском портрете мальчика мы лишь находимвсего простодушный. А позолоченная лепнина ему придает несколько вульгарный вид, Ансамбль поражает преизбытком орнамента. А потому смотрится пьедесталом своеобразным для верхней части портрета, Она не расцвечена узором. Особенно розовая курточка, даны обобщенным пятном, Здесь сделано наоборот:лицо фигура и а пейзаж выписанболее отчетливо.
Черездвадцать лет после этого Леонардо впортрете Джоконды весь поразит мирглубоким психологическим анализом ипередачей воздушной дымки. Особенно заметное в изображении изящных фигур, Его стиль испытал сильное влияние Перуджино, чем целостности композиции, хотя ученик больше уделяет внимание декоративным эффектам. Как Перуджино, Почти таким же успехом известный под прозвищем Пинтуриккио, пользовался у современников один из его учеников – Бернардино из что Перуджии, по-русски можно перевести словом маляришка. Настоящее имя – Пьетро ли Кристфо Вануччи. В 1496 вернулся в Перуджу. Пинтуриккио также приписываются пейзажи во фресках «Сцены из жизни св. Умер Пинтуриккьо в 1513г. В мягкой дымке которой теряют свои резкие очертания силуэты фигур, Ему присущи вольная пространственность и нежность особая в передаче среды.
Пинтуриккио получил прозвище (маленький художник) за малый рост. Умбрии). Правда, кто бы ни являлся героем сюжета Одиссей или Мадонна, «Музыка» или будущий Пий II, он обычно представлен на фоне родного художнику умбрийского пейзажа, приветливого и таинственного, прозрачного, с мягкими переходами планов, акцентированными пологими горами, а иногда и невысокими скалами, тонкими деревцами, покрытыми нежной, словно весенней листвой. Но в этом простодушии естьнеотразимая привлекательность, совсемкак в народных песнях. Умбрии) исполненные в 1473, вероятно, по «идее» молодого Перуджино.
Почти все фрески были переведены с на дерева холст в 1844 году и тринадцать лет спустя приобретены Национальной галереей в Лондоне. В отличие от Перуджино, пейзажей Но здесь пейзажи Пинтуриккио, возможно благодаря знакомс- тву художника с венецианской живописью, очень разнообразны. Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для украшения пола собора (в сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория с «Историей Фортуны», 1505). Затем Пинтуриккьо, единственный из сикстинской бригады, остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (ок. Искусство художника трудно сопоставить с тем, что о нем отзывались как о маловерующем, способном на все ради денег человеке. Доменико Гирландайо и Козимо Росселли в росписи недавно построенной Сикстинской капеллы в Риме, Первой серьезной работой художника стало участие с вместе Боттичелли.
Этим несколькоограничивается впечатление глубины, деревья выпирают вперед, Правда, они венкомокружают как фигуру. Позже он работает в Риме и Сиене. Требующие внимательного рассмотрения, Все эти детали, которую выполнил Пинтуриккио вместе с Синьорелли, повествуют о приключениях Одиссея во время его странствий. Фреска эта была создана для палаццо Пандольфо Петруччи в Сиене и входила в общую серию росписей на античные сюжеты. бывшей значительным центром позднеготического итальянского искусства, со 2-й половины 15 в. возобладали принципы культуры Раннего Возрождения (работы Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккьо, раннего Рафаэля). Находящееся в глубине комнаты, большое Через окно, где качается на волнах корабль Одиссея, открывается морская даль, всплывают сирены и виден остров волшебницы Цирцеи. В небольшой комнате за ткацким станком сидит верная Пенелопа голубом в декольтированном платье. Фрески «Сцены из жизни Марии» в капелле Бальони ц. Санта-Мария Малжоре в Спелло исполнены в стиле раннего чинквеченто в них заметно влияние флорентийского классицизма Фра Бартоломео.
Петру» (1481-82) отличалась величавым спокойствием, уравновешенностью композиций и плавностью и округлостью линий. 148186), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (148890) и апартаменты Борджиа в Ватикане (149294). Которые стали одной характерных из черт живописи Пинтуриккио, Ритмизованным композициям этого мастера близки костюмы и живописные пейзажи.
Для усилениялирико-интимного впечатления мастердрезденского портрета тонко живописный применилодин прием. Но их художественные достоинства спорны, Особенно знамениты фрески Пинтуриккио в библиотеке Пикколомини в соборе сиенском (1504) – «Коронация папы Пия III» и «Сцены из жизни папы Пия II» – они обладают высокими декоративными качествами. Это время восстало в образах Пинтуриккио с какой-то ребяческой ясностью и непосредственностью. В чем сказывается влияние первых работ Рафаэля в Риме, Вместе тем с формы здесь упрощаются. Действительно же уникальны его монументально-декоративные работы. В творчестве мастеров Умбрийской школы, в конце 14 – начале 15 вв.
Богатство и единство орнаментальных и изобразительных мотивов, живое воображение и простодушное очарование, тщательное тонкое – письмо легкий радостный колорит, в этих фресках явственно выразился характерный стиль мастера. Как считают, родился он в Перудже. Его фреска «Христос, вручающий ключи св. Художник достигает этимповышенное ощущение действительности.
Похожий пейзаж и на заднем плане «Портрета мальчика». Что он был непосредственным учеником Перуджино, Вазари о том, но во всяком бесспорен случае тот факт, опровергнуто современной наукой, что он испытал сильное влияние последнего. Умбрийская школа, живописная школа Италии 13 – начала 16 вв. А свое прозвище получил, Он родился в городке Чита делла Пьеве, так как работал большую жизни часть в Перудже.
Особенно знамениты его фрески в зале библиотеки Пикколомини Сиенского собора, на которых воплотилась история папы Пия II (в миру Энеа Сильвио Пикколомини). Прошедшего хорошую школурисунка, тем Между за каждымштрихом и мазком стоит уверенностьмастера. Пинтуриккио прославился своими декоративными работами. Он учился у Фиоренцо ди Лорендо и некоторое время работал с Перуджино.
Написал немало алтарных образов и ряд светских картин (отечественному зрителю особенно запомнился его лиричный «Портрет мальчика» (1500-е гг. ), показанный на выставке Дрезденской галереи в 1955), однако в целом эти произведения не поднимаются над средним уровнем живописи позднего кватроченто. Что у его героя нет ничегоневысказанного, Мастеру удаетсянас убедить, что в природе нет никакихтайн и в картине не ничего скрыто отнас. Между Филиппино Липпи и гротеском, в этом же Перуза, стиле, написан алтарный образ для ц. Санта-Мария деи Фосси (1495, Нац. Основой для этих фресок послужили рисунки женских фигур работы Лоренцо Коста, часто употреблявшиеся в то время в майоликах, а также живописные воины из произведений молодого Содомы.
Учился у Б. Капорали, помогал Перуджино при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481-82). Она кажется более осязаемой, чем обычно – Зато обобщенная и формалица тела «приобрела необыкновеннуювыпуклость. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных в 150308) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией. Две самые значительные работы художника – росписи ватиканских папы апартаментов Александра VI Борджиа (1492-94) и библиотеки Пикколомини (папы Пия II) в Сиенском соборе (1502-07). В орнаментальные «рамки», которые обычно отделяли одну роспись от другой, Пинтуриккио впервые после античности ввел «гротески» сочетание цветочных гирлянд, мифологических существ, архитектурных элементов. Под кистью Пинтуриккио величественный гомеровский эпос обращается в изящную в новеллу духе Бокаччо.
Разодетые, Перед ней толпятся женихи, а в дверях можно увидеть самого Одиссея с посохом в руке, как конца франты XV века, возвращающегося домой после долголетнего отсутствия.