В картине поражает прежде всего неожиданныйугол зрения, благодаря которому можно видеть даже затылок головы Воллара. Кроме портретов Воллара и Уде Пикассо создает также и портрет своего друга, торговца Даниэля Канвейлера.
Художника привлеклапочти абсолютная белизна обстановки и вот таким образом единственную конкуренциюбелым и серым тонам картины составляет рисунок на трех керамических тарелках (реально находившихся в комнате). Ставший основным для дискуссий в послевоенных художественнойсреде лет, Картина уже в 1937году затрагивает вопрос, сможет ли мораль избрать своимрупором авангардизм, – вопрос о том. Обнаружилось, что можно выразить разницумежду реальностью и формой. Которую Пикассо оставил незаконченной, Картина, присущей будущему кубизму, может такжесчитаться первым шагом к деформации, относится особенноэто к фигуре женщины на корточках, помещенной справа.
Впоследствиион выберет последнюю), он родился в Малаге в 1881 году. Полотно произвело шок на его друзей и общественность. Художник прожил с ней 9 лет и начинает тяготиться ею. Что их фигуры похожи стали на грубо вытесанные идолы, Тела женщин он рассёк на геометрические сегменты так.
Это оказались именноте элементы, ни Как парадоксально, раскольнических работ начала века, с помощью которых художник хотел нейтрализовать скандальностьего первых, когда он искал подходящуюманеру, наиболее точно отражающую его замысел. Между1905 и 1907 годом Пикассо сужает цветовой спектр до нескольких основныхцветов, акцентируя существенность форм, скульптурных и лишенных декоративности. Ко всему этому прибавляется также характерный для художников начала векаинтерес к искусству неевропейских (так называемых «примитивных») народов, с которым Европа ближе познакомилась в эпоху усиления политики колониальногогосподства. Некоторые считали, что это насмешка над искусством. Например, эта картина по своей манерекоренным образом отличается от великих «неоклассических» работ той эпохи. Такого рода композиция не смогла бы существовать без опыта кубистскогопериода (это очевидно при взгляде на фигуру танцовщицы в центре), но теперьПикассо обращается к живописи, отдающей дань двухмерности изображения. Цвет становится необычайно живой и важной деталью, что прежде было необычнодля произведений Пикассо, тогда как символический смысл в картинах этогопериода не столь подчеркнут и необходим, как раньше: фигуры возникают изскрученных линий и зигзагов (взгляните на танцовщицу изображенную слева), которые можно найти также в произведениях еще одного каталонца, живущегов Париже, -Жоана Миро.
«Завтрак на траве» работы Эдуарда Мане стал причиной одного из самыхшумных скандалов вокруг импрессионизма из-за фигуры буржуа и обнаженныхженщин на картине с типичным сюжетом – на обедом лоне природы, Выставленный в «Salone de refuses» в 18б3году. Пикассо, написавший портрет Воллара, сказал: «Ни одну из самых красивых женщин, когда-либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим». Здесь же мотивы, позаимствованныеу Энгра, соединяются с титанизмом Микеланджело (см.
Уже созданными около 1906 года, По сравнению с другими монументальнымипо его замыслу произведениями, в этот периодманера художника коренным образом меняется. Эти черты воплощаются и в «Автопортрете» 1907 года, еще невполне кубистическом, но уже балансирующем на грани декомпозиции, с геометрическимиконтурами фигуры и пересекающимися между собой плоскостями. «Герника»- результат творческого исследования, начатого художником в то время, когдаон сблизился с сюрреалистами, в сочетании с другим сильнейшим интересом, мифотворчеством.
Чтобы закрепить наметившиеся связи с культурой, французской Молодой художник воспользовался своим вторым посещениемгорода. Большие и цельные объёмы распадаются на множество мелких. Предваряющее многиепоэтические творения будущего, Это важнейшее от произведение, ready-made до поп-искусства. Живопись Пикассо стала первым очевидным свидетельствомэтого переворота в сознании и тех возможностей, которые открывались с егопомощью для авантюрного художника. В апреле 1937 года, во времягражданской войны в Испании, нацистская авиация, поддерживавшая войскаФранко (будущий диктатор, выступивший во главе фашистского путча), впервыеразрушила испанский город, до основания разбомбив Гернику в Баскской области. Находясь под впечатлением, Пикассо в том же году пишет картину, посвященнуюэтому событию, заказанную ему правительством Испанской республики.
Даже цветстановится необходим: название «голубой период» (как и впоследствии название«розовый период») происходит из стремления Пикассо подчинить всю гармониюцветовой гаммы картины исключительно голубому цвету с целью подчеркнутьдуховные стороны сложной графической символики. Пикассо хочетвоплотить в «Гернике» образ художника двадцатого века, как в плане егоживописи (сочетающей авангардизм и память о традиции), так и в моральномплане (человек, живущий между мифом и реальностью). Пикассо уже больше никогда не вернется к поэтике кошмарногосна, поборниками которой являлись сюрреалисты (у Пикассо было исключительноечувство реальности: он искажал ее, грубо деформировал, но никогда не отвергал), однако его весьма привлекают два аспекта нового движения: возможность создаватьпроизведения искусства используя любые оказавшиеся под рукой материалы, и возможность подвергнуть изображение реальности жестокой деформации, даввыход своей агрессивности. Общими ориентирамислужили примитивная скульптура и геометричная, объемная манера Сезанна. Сосредоточившись на ограниченной серии сюжетов (пейзажи, натюрморты, портреты), двое художников разъяли саму их ограниченную природу изобразив каждыйиз них со множества точек зрения. Наиболее выдающейся частью этого процесса стало изобретениеколлажа. Но художник не оставлял и будничных сюжетов, таких, как«Ночная рыбалка в Антибах» 1939 года.
В студию, в 1904 году Пикассо переезжаетна Монмартр, расположенную в живописном здании Бато-Лавуара, построенном специально меценатом для начинающих художников. В это время художникподводит итоги своей предыдущей работы и открывает себя для новые перспективына будущее. После всех экспериментови новаций он хочет соизмерить знание приобретенное собственных возможностейс классической традицией. Изолировавсебя от парижского мира искусства, Брак и Пикассо работают вместе, часто обмениваясь замыслами опытом, в и результате чего иногда невозможно точно установить автора того или иногопроизведения. Онвыставляет свои рисунки в галерее Амбруаза Воллара (одного из первых меценатов, открывателя величайших талантов своего времени) и знакомится с поэтом МаксомЖакобом, который привил ему вкус к французской поэзии, чьим поклонникомПикассо оставался всю жизнь.
Но похоже, что настоящим источником вдохновения для этой картины, по сравнению с которым«Кухня» приобретает оттенок вызова, послужило произведение швейцарскогохудожника Пауля Клее. Самых ранних и незрелых, в его, с подросток которой сумел усвоить и отцовские уроки, и те устремления, рисунках, видна уверенность, которые могла предложить ему культурная среда Барселоны, города, куда семья переехала в 1895 году, оживленного центра со множествоминтеллектуальных кружков. Пикассо определенно считаетсебя символом современного искусства. Которые, Для реализации этой идеи используютсяновые приемы техники и рисунка, немедленно и подхватывались вторым, будучи разработаны одним из двуххудожников. Кроме того, в «Гернике» можно встретить намеки на многиепроизведения монументальной живописи, относящиеся к эпохе между Темнымивеками и Возрождением. Через несколько лет, с распространением кубизмасреди других французских художников, портрет станет своего рода эталоном, стандартом «а ля Пикассо». Недостаетлишь какого-нибудь указания на принадлежность его к реальности: он помещенв какое-то «вневременное» пространство.
Жорж Брак, друг и художник, высказался о ней так: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином». Группыатлетов на природе, тогда как расположениефигур напоминает сюжеты – типичную для больших настенных Размер циклов, холста подсказывает художнику модель горизонтальногоизображения, повторяющиеся в неоклассической живописи. Сравнивая эскизы к «Гернике» с произведениями, созданными вгоды, непосредственно предшествующие ее появлению, можно увидеть, что Пикассопостоянно возвращался к воспоминаниям об элементах испанских традиций. Эмблемой этого периода может служить серия из двадцати семи гравюр (такназываемая «Сюита Воллара»), написанных между 1932 и 1936 годом на темуМи- нотавра, в котором Пикассовоплощает мифическую сущность художника, разделенную между инстинктом ирациональностью. Однако, Надо, что именно Воллар сделал знаменитым своих художников, помнить, рискуя при последней этом рубашкой. Это знаменитаясерия «Подражаний», в которую входят рисунки, навеянные художнику какими-либоиз великих произведений прошлого. Первые сюжеты в этом жанре картинах в Пикассосовпадают по времени появления с перемещением его палитры из голубой частиспектра в розовую.
Где Пикассо встречался с Франсуазой Жило, На картине кухонный изображен интерьер парижскойквартиры. Чтобы реализовать в них свои персональныесклонности, в то же времякубизм все больше и больше утверждает себя среди французских художников, овладевающих Пикассо приемами и Брака. Что Мане черпал вдохновение, Скандалвозник даже несмотря на то, которую Рай-монди отнес к творениям Рафаэля. Это сочетание традиции и скандальности, возводя свои фигурык гравюре шестнадцатого века, должно быть, совпало с ощущениямиПикассо, который неустанно трудился над этой картиной, создав рисунков, двадцатьсемь сто сорок эскизов и четыре гравюры на линолеуме. «Авиньонские девицы» (см. стр. 46), легендарное произведение, созданное в 1907 году, представляетсобой на тот момент синтез предыдущего этапа в искусстве Пикассо и егобудущего мастерства.
Новаяволна европейского реализма находила в «Гернике» возможность сочетать авангардноеискусство с политической де- ятельностью, тогда какамериканские «абстрактные экспрессионисты» усматривали в обнаженных фигурахи изображениях женщин, в которых деформация доходит до предела возможного, распад формы (как, например, в «Сидящей обнаженной» 1940 года). Он писал сразу и портрет и схему природы. 1930, «Сидящая купальщица», устрашающих форм, стр. 24), Пикассо заменяет монументальность неоклассицизма жесткой тенденцией к изображениюпротивоестественных, которые обращаютвнимание зрителя на размеры символические женских фигур, а не на сами изображенияженщин. Сюрреалистическая гипертрофия найдет воплощение в серии резко деформированныхженских голов, таких, как «Сидящая женщина» (Дора Маар) или «Плачущая женщина», написанны в 1937 году. Стилизацияи графичность становятся все более необходимыми фигуры, намеченные практическибез использования каких-либо броских приемов, обрисованы на скудном фоне, и их объемность напоминает объемность средневековых барельефов.
У галерейщика не осталось денег даже на рамы, Когда он купил все содержимое почти мастерской никому неизвестного тогда Сезанна 150 картин. Они вставляли в картины фрагменты рисунков реалистическойманере в и проштампованные письма. С помощьюкоторых реализуется эта тема в его работах на протяжении его жизни, различные Проследим приемы. Здесь все еще чувствуетсяи влияние картин Сезанна. Название «кубизм» было придуманокритиком Луи Векселем, который высказался по поводу состоявшейся в 1908году выставки Брака следующим образом: «Брак рисует маленькими кубиками». Художник выставлял в галерее Канвейлера (еще один меценат, оценивший значениетворчества Пикассо и Брака) несколько пейзажей.
Основанную насходстве, Они хотели заменить интеллектуальногозрительного модель восприятия на интуитивную узнавае- мость. Коллекционеров и издателей в конца Париже 19-начала 20 веков, Амбруаз Воллар был одним из самых известных торговцев. Рисуноквызвал неоднозначный резонанс среди парижских художников: его влиянию Жорж Брак обязан появлениемсвоего «Grand nu». Возвращение Пикассо к упорядоченности сознательныйи результат обдуманный предыдущего опыта. Моне, например, держал своего Сезанна в спальне и никогда с ним не расставался. «Сны и обманы Франко»I и II сопровождаются факсимиле с несколькими стихотворениями Пикассо (онначал писать стихи в 1935 году).
В них доминируетидея монументальных размеров. Пикассо продолжает размышлятьо пространственных особенностях кубистической схемы, тем не менее акцентируяв своих новых произведениях свободную декоративную графику и богатейшийвыбор цветов (например, в «Трех музыкантах»). Казалосьбы далеких друг от друга направлениях, Характерной чертой Пикассо живописи являетсяумение одновременно проводить исследования в самых различных. На этой картине Пикассо убрал светотени и трёхмерность в изображении. Сознание собственной важности (в теже самые пятидесятые годы молодые пос- нитейших «Алжирских женщин»работы представителя французского романтизма Делакруа, которых Бодлер назвал«интимной поэмкой, полной тишины и отдохновения», он прибегает к сильногеометризованным арабескам, подчеркнув в женских фигурах чувственность, оживлявшую настроение в картине Делакруа. Пикассо углубляется почти до абстракционизмав своих экспериментах с двухмерной графикой, которые в произведениях позднегокубизма, а затем в «Ночной рыбалке в Антибах» 1939 года существовали вего работах одновременно с тенденцией к монументальности форм. Великий разрушитель основ двадцатоговека теперь хочет еще при жизни стать легендой своего времени, классиком. Последние двадцать лет своей деятельности художник посвящает «переделыванию»некоторых из главных шедевров мирового искусства.
Он затрагивает темы, относящиеся к политике, как в «Бойне» 1944 года или в росписи капеллы Валлори, посвященной «ХрамуМира», в 1952-м. Присутствие этой системы взаимного влияния очевидно в переходеот кубизма «аналитического» к так называемому «синтетическому». Возникший у художника послепосещения Помпеев во время поездки Италии, по Нельзя недооценить и интереск греческой и римской живописи и скульптуре. Что Пикассо хочет утвердить собственнойживописи право на свободное обращение с классикой, Похоже.
В это время Пикассо, похоже исследует стиль французскогоклассицизма. Палитра обогащаетсяоттенками, Теперьв его работах цвет заново раскрывается в своем разнообразии, которые почти все свое ведут происхождение от розового. Надо было головой придумывать новые направления в искусстве, не Если умеешь достойно изображать кистью на холсте. Особенно те, что продают за рекордные суммы на аукционах.
Такое было непростое время. Этот короткий период известен под названием«аналитического кубизма», во время которого доминирующий интерес обоиххудожников к де-конструкции подталкивает их к неопределенности изображения (как в картине «Резервуар»). Эти два источника вдохновения помогают понять монументальныйхарактер многих произведений Пикассо, созданных им после тридцатых годов, как новаторский художественный монументализм, в котором ссылки на современность (черно-белое изображение напоминает фотографии сцен гражданской войны вИспании) соседствуют с великими историческими примерами живописи «большогоформата», от комнат Ватикана работы Рафаэля (ассоциации с которыми порождаютмногие из фигур изображенных на картине) до искусства тринадцатого века, с его триумфальным шествием смерти по средиземноморскому побережью. «Флейта Пана» на стр. 52). Живопись Пикассо становится отправным пунктом для творчества художников, о которых столь поэтично высказывается Ан-дре Бретон в 1924 году в своем«Первом манифесте сюрреализма» и сам испанский художник участвует в ихэкспериментах.
Этоткороткий период, в течение которого исследование возможностей формы сочетаетсяс возвратом к глубине изображения, получит известность как «розовый». Однако Пикассо снова готовитсяк превращению, бросает новый вызов. Такродился кубизм.
И Пикассо, прекрасно осознавая это, не желал с ним расставаться. Соломенные волосы, к его автопортрету восходит иконография, кружащиеся, намекна бороду грубые и вихревые мазки. Об этом рассказывает история выставленных в Метрополитен полотен Сезанна. Его галерея принимала художников, величайшихфранцузских Амбруаз Волларбыл парижским торговцем предметами искусства, начиная с импрессионистов. Это не стало для него внезапным озарением, а сыграло роль опыта, позволившего ему сконцентрировать все свои прежние художественные поиски (в прошлом он уже по-своему увлекался примитивизмом изучая иберийскуюсредневековую скульптуру). Воллар не был филантропом.
Это. несомненно, свидетельствует о влиянии сюрреализмана его работы. Все в том же 1911 году всвоей картине «Португалец» Брак начинает использовать в живописи буквы, помещая их рядом с фрагментами, выполненными в иллюзионистском ключе (надписьBAL в правом верхнем углу картины, над якорным канатом). Матис, увидев картину, пришёл в бешенство.
Цвет изображения стремится к унификации, рождается общий тон, который – как уже было во время «голубого периода»- граничит с монохром-ностью. Понятно, почему лучшие художники ХХ века не могли жить без его картин. Те же проблемы поднимает серия из восемнадцати гравюр, написанных до и после работы над «Герникой» и предназначенных художником на продажудля финансирования испанского антифашистского движения. Их можно назвать «протокубистскими», но это еще кубизм «с человеческим лицом».
Особенно в последней картине заметенрешающий переход от «закрытой» кубистической формы к представлению о живописикак о потоке, постоянно стремящемся к всеобъемлющей декоративности. Проходившем в начале этого месяца, Так на сенсационном в аукционе Кристи, за 22 миллиона работу Эгона Шиле, коллекционеры купили за 40 миллионов долларов таитянскую картину Гогена, за 38 миллионов уличную сцену немецкого экспрессиониста Кирчнера. Брак немедленно подхватывает новую манеру иразрабатывает ее в форме «папье-колле», где бумага, приклеенная на холст, служит для того, чтобы достичь эффекта «размытой» живописи. Которыепотрошат одно за другим знаменитейшие произведения искусства, Он хочет бросить вызов и истории музею в серии картин. В которых преобладает влияние отцовскойшколы, в раннего рисунках Пикассо темные академическиетона крупных аллегорических картин, впитавшей в себя все, что было возможно узнать в Испании о новых тенденциях в живопи- кассо прибыл в Парижмежду октябрем и декабрем 1900 года и вновь вернулся туда в 1901-м, через пару лет уступают место новой манере, междуиюнем и январем. Теперь материалом ему классицизм служитакадемический сюжетов Энгра с обнаженными натурщиками.
Другой парижский художник, близкий в тот момент к«дикой» (фовистской) живописи Матисса, Жорж Брак, увидев картину в мастерскойхудожника, был настолько поражен, что коренным образом переменил собственнуюманеру и создал под влиянием «девиц» такую картину как «Grand nu». Разум осознаетсуществование множества других, Если глаз воспринимает не трех более измерений. «Автопортрет»1901 года принадлежит к «голубому периоду». Этот рисунок убедительно иллюстрируетспособ, которым Пикассо отреагировал своим творчеством на создавшуюся ситуацию. Осознавая свои возможности и считая период кубизма законченным, Пикассоне намеревается более меряться силами с реальностью и бросает вызов самомусокровенному в истории официального искусства. «Сидящая купальщица», 1930, стр. 24), Пикассо заменяет монументальность неоклассицизма жесткой тенденцией к изображениюпротивоестественных, устрашающих форм, которые обращаютвнимание зрителя на символические размеры женских фигур, а не на сами изображенияженщин. Сюрреалистическая гипертрофия найдет воплощение в серии резко деформированныхженских голов, таких, как «Сидящая женщина» (Дора Маар) или «Плачущая женщина», написанны в 1937 году. Искажением привычного образа они предвосхищают стилистику«Герники», которая продиктована опустошающей силой трагической реальности. Это годы, когда развертывается гражданский конфликт в Испании и Пикассо, как человек и как художник, не может оставаться безучастным.
Приводящее почти к монохромности изображения, становится способом реалистической избежать фокусировки внимания на сюжетеи привлечь его к символическому значению картины, Стремление художникаограничить разнообразие цвета. Что вылилось в серию сумасбродных набросков, Эти интересы усилению спомобство-вали в егоработах элементов формализма. Так рисовал Остап Бендер на пароходе в знаменитой романе «Двенадцать стульев». В следующем году уже Пикассо открывает, в своем «Натюрмортес соломенным стулом» (см. Многочисленные преобразованияпроводились Пикассо на ограниченном числе тем и сюжетов. Всего тут было продано картин на 491 миллион, почти полмиллиарда долларов. Приведем в качестве примера «Посвящение Пикассо»работы Хуана Гриса, где декомпозиция изображения следует сложному геометрическомуобразцу портрета Воллара. Это произведениерасценивается как поворотный этап в творчестве Пикассо.
Испанские легенды, в этих гравюрах затронуты те же моменты- символическая роль быка лошади и экспрессионистскаясудорога кубистической деформации. Импрессионистскимстилем и следованием традиции, Таким образом, его работа отличается подчеркнутым вниманием к передаче тонкой цвета. Последующиегоды мы застаем Пикассо все более на сосредоточенным монументальных возможностях, открывшихся его живописи. Догадываешься, Пытаясь взглянуть знакомые на по репродукциям холсты глазами других художников, что они видели в Сезанне. Даже те немногие критики, которые считали его поздниепроизведения перепевом уже известных мотивов, не смогли не признать «Кухню»по меньшей мере шедевром. «Парад» вызывает ассоциациис «Изгнанием Элиодора из храма» Рафаэля. Но Брак и Пикассо оставались бесспорными основоположникамижанра: когда один испанский художник, Хуан Грис, пожелал провозгласитьо своем присоединении к новому направлению в живописи, он сделал это, написав«Посвящение Пикассо».
Сезанн запечатлел кристаллическую структуру природы. В этот же период создаютсякартины в новом стиле, который будет назван «неоклассическим». В некоторых из его рисунковуже заметен зародыш будущего позднего кубизма.
Еще в портрете американскойписательницы и коллекционерки Гертруды Стайн, одной из его первых покровительниц, затем в «Двух обнаженных» и, наконец, в «Трех женщинах» намечается путь, которым оба направления постимпрессионистской культуры приходят под влияниемпримитивизма к созданию наиболее подходящей формы для выражения современныхощущений через деформацию изображаемого объекта на разных планах картины, пересекающихся между собой. Пикассо продолжал творить в этом же направлении и дальше, Однако, при внося этом кое-какие коррективы. Чтопикассо познакомился с негритянской через скульптурой Матисса осенью 1906года, Известно. Которые позволятугадывать сюжеты, Беспощадность кубистических деформацийв начале периода кубизма резко обособила Пикассо произведения и Брака. Они чувствовали потребность перенести на холст детали. История написания картины связана с ухудшением отношений с любовницей Фернандой Оливье.
Пейзажи великого провансальца открывали дверь в живопись ХХ века. В Париже, после основания Музея этнографии в Трокадеро, которыйстановится местом встреч для авангардных художников, позиция Гогена (которыйв конце девятнадцатого века удалился на Таити в поисках новыххудожественных мотивов и нового стиля жизни, одновременно отвергнув имидж«академического» художника) завоевала общее признание, так как в ней увиделивозможность обновления искусства посредством внедрения выразительного языка, столь привлекавшего таких художников, как Дерен и Матисс. Он рисует в стиле аналитического кубизма. В том числе графический шедевр – Minotauromachia, Огромное количество работ Пикассо, офорты, гравюры, рисунки, картины. «Жизнь» стала заключительным рисункомэтой серии и ее яркие фигуры, окруженные почти подводной голубизной, могутбыть истолкованы также как собрание основных тем, характерных для «голубогопериода». Он живет между Барселонойи кружком художников Монмартра и рисует, углубляясь в характеры персонажей«голубого периода».
В то же время аналогичную практикудемонстрирует американский художник Рой Лихтенштейн по отношению к живописисамого Пикассо. Работающего с моделью в студии, По окончаниикубистического периода тенденция к графическому характеру рисунка и одновременнок мифологическому сюжетов значению выражается в серии произведений на темухудожника. Пикассо хотел посвятить картину испанскомугороду, подвергшемуся нацистской бомбардировке, передав ее испанскому павильонуна Международной выставке искусства и техники в Париже в 1937 году. От французских постимпрессионистов он перенимает интереск людям цирка и мюзик-холла, которые в его картинах становятся высокими, глубоко символичными. Его отдаленное воздействие можно увидеть и во многихдругих произведениях, таких, как «Три Грации», вписанные Робером Делонев картину «Город Париж». А грани разворачиваются в сторону зрителей, Затем мастер усложняет задачу свою – кон-туры на его полотнах становятся прерывистыми. Один из самых известных портретов работыПикассо, пример свойственных кубизму приемов декомпозиции. А также в передаче умелой плотного, Результаты этой работы легко прослеживаются влицах изображенных справа фигур, насыщенногопространства.
стр. Выбранные из наследия мирового искусства, в основетребований Пикассо своему к творчеству в каждый момент времени лежат конкретныеобразы. Все эти предметы он искусно монтировал на фоне цветовых гамм и в результате получал «свои» новейшие картины, которые можно смело назвать суррогатом не умеющих рисовать. Огромноеполотно становится символом протеста против насилия. Почти пустой фоновый пейзаж заставляетувидеть здесь проявление к тенденции двунмерности, Просторный, характерной для декоративныхработ Пикассо двадцатых годов.
Воллар еще в 1901 годураспознал талант Пикассо. Которые признавали в своего Сезанне наставника, Зато он привлек на свою сторону парижских художников. Абсолютно по-другому выглядит«Автопортрет» 1906 года, написанный в период, . когда художник глубоко увлексянегритян- ской скульптурой (в тоже время, когда появляется портрет Гертруды Стайн). Каждую картину на выставке сопровождает история когда и за сколько Воллар ее купил, кому и за сколько ее продал (иногда в сто раз дороже). Абсолютное его другом, к созданию этой картины Пикассо подтолкнулосамоубийство испанцем Казаджемасом. В Кар-лосом первые годы жизни художника в Париже они были ближайшими друзьями. С концом войны неугомонный, бес-покойнйдух авангарда решает перевернуть традицию.
Многие современники не в состоянии были тогда оценить, что это было за искусство. – однако они выделяются своим особымстремлением к отчетливости, как будто то, что они были предназначены дляшироких масс, подтолкнуло художника к «популярному» тону изложения. Гогеном, Кроме Пикассо он дружил Сезанном, с Майолем и другими модными и великими, ванн Гогом. Сосредоточенную на драгоценных воспоминаняхо прошлом, После 1918 года волна авангардизмапо всей Европе заменила собой которые позицию, теперь решительно пытались аннулировать. Желая изобразить стул, Пикассо приклеивает на холст кусочек вощанкис отпечатком соломенного плетения стула и окружает картину по периметруверевкой.
Используя особый инструментарий, язык Художественный не повторял реальность, а ссылался на нее, но будучи абсолютноавтономным. Одно из самых известных произведений послевоенноготворчества Пикассо. Но что поделаешь. Цветовые оттенки этойкартины пластично колеблются между розовым и охрой, создавая впечатлениечистых, упрощенных объемов, которые «высекают» на холсте фигуру художника. Пикассо рисует себя человеком монументальным, волевым, но прежде всегохудожником.
Первая мировая война обозначилаконец кубистического периода в искусстве. Табачные обёртки, Для написания Пикассо полотен начинает использовать посторонние материалы – обрывки газет, визитки и т. д. Массивные, вылепленные почти скульптурно плоскости изображения, с помощью которых Пикассо хотел избавиться от впечатления мимолетностив портрете Гертруды Стайн и подчеркнутой двухмерности, свойственной французскомуискусству того времени, в эскизе «Женский бюст» аналитически смещены сцелью предъявить на холсте не изображение фигуры, а интеллектуальное пониманиеразличных планов ее существования. Бледное и как бывырезанное, в нем преобладают темные тонаединственное светлое пятно на рисунке – лицо страдающего художника, артиста изображающюю фигуру духовную. Около 1910года художники начинают вставлять в свои работы фрагменты рисунков, выполненныхв реалистической манере, которые могли бы работать «подсказками» для интеллектуальнойреконструкции представленного на картине сюжета. 50), технику коллажа, в которой живописныйматериал, позаимствованный из повседневной жизни (вощенаяткань, страницы газет, музыкальные партитуры), приклеивается на холст, мешаясь на нем с рисунками.
Пикассо перенимаетэтот прием. Выставленный в «Salone de refuses» в 18б3году, «Завтрак на траве» работы Эдуарда Мане стал причиной одного из самыхшумных скандалов вокруг импрессионизма из-за фигуры буржуа и обнаженныхженщин на картине с типичным сюжетом – обедом на лоне природы. Одновременно в своих огромных картинах, посвященных женщинам на пляже (см.
Он беззастенчиво обирал своих питомцев и зажиточного Сезанна, который мог себе это позволить и нищего Гогена, который не мог простить Воллару скупости и звал его «крокодилом». Например, на картине «Поэт»1912 года можно с легкостью рас- познать усы и трубку. Таким образом используя эти реалистические опорные точки, разум мог бывыполнять работу по синтезу планов и размеров согласно их аналитическомуразделению, осуществленному художником. Написанных Пикассоспустя несколько лет, Взглянув на два портрета, можно же тотчас получить зримое свидетельство этогофакта. Пикассо тех лет, неистовый труженик (МаксЖакоб вспоминает, что «он писал по две или три картины в день»), жадновбирал в себя самые разнообразные впечатления.
Авантюрный художник возможно, этосамое точное определение его личности. У Пикассо это неплохо получалось да и у других европейских художников тоже. Под влиянием больших аллегорических циклов, периодически повторяющихсяв символистской живописи интерес Пикассо к низшим сословиям (как в картине«Пария» 1903 года) теряет свой характер социального обвинения, свойственныйпостимпрессионистам, которые сильно повлияли на его стиль.
Хосе РуисаБласко, От отца, унаследовал он страсть к искусству и перенялосновные представления о стиле, учителя рисования. Начиная с 1926 года художникработает над серией скульптур из проволоки, отбросов и бракованных материалов. Лишенный всякой изысканности стиль этих скульптур, как, например, в «Женщинев саду», окажет влияние на произведения крупнейших скульпторов того времени, среди которых был Альберто Джакометти. Что он пытался рассказать о немво произведениях многих тех лет, Этособытие настолько овладело умом Пикассо. За торгами следят, как за Олимпийскими играми, надеясь стать свидетелями побитых рекордов.
Одновременнофизических и духовных, Эти картины и рисунки можнорассматривать в качестве настоящих автопортретов Пикассо, противопоставление мужского и женского начала, поскольку в присутствуют них размышления о сущностиживописи. Наполненныйтакже и цитатами из более ранних произведений самого Пикассо и если рисунок, сам торешение ограничить цветовую гамму черно-белыми тонами, оживлен этимстремлением высветить и ввести в историю собственно фигуру художника, очевидно, принятос целью напомнить зрителю момен-тальность фоторепортажей. В картине «Сидящийстарик», написанной между 1970 и 1971 годом Пикассо приходит к мысли сравнитьсебя с одним из художников, наиболее основательно изменивших жанр автопортретаи придавших ему как фи-зиономистские, так и психологические черты: с ВанГогом. С помощью обращения к фигурам, Эта тяга к созданию аллегорий области в человеческиххарактеров, выраженав выборе персонажей, поставленным вне общества, повторяющихся на его полотнах тех лет. Почти подражательноевпитывание всевозможных приемов всегда живописи было его отличительнойчертой.
Благодаря этим впечатлениям Пикассо сформировалсякак самостоятельный, самобытный художник: произведения, созданные во времявторой поездки в Париж, рассматриваются как начало этапа в его творчестве, известного как «голубой период». ), в русле традиции, сформировавшейся среди художников второйполовины девятнадцатого века. Одним владел Пикассо, другим Матисс, третьим Клод Моне. Он носил и отцовскую, звали Его Пабло Руис и Пикассо (согласноиспанскому обычаю и материнскую фамилию. Утверждая обособленность современногохудожественного выражения, Это изображение обманчивое на самом деле усиливает отнюдь необманчивое впечатление от рисунка.
Поддерживавшеетворческий поиск в период кубизма, Внимание к размерам, от до Пуссена Давида и Энг-ра. Даже экономное использование палитры, превращается теперь в медитацию на темуклассической линии французской живописи, содержащей теперь исключительно вариациинескольких основных тонов, нацелено на то, чтобы подчеркнуть строгость, которой отмечена данная стадия его искусства. Начиная с пятидесятых годов творчествоПикассо заполнено этими «подражаниями», постоянным возвращением художникак искусству западного мира. «Ни одну из самых красивых женщин, когда-либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим» – написавший портрет Воллара, Пикассо, сказал. Художниквозвращается к тематике «голубого» и «розового» периодов, но он делаетэти темы частью необыкновенного пространственного единства, не содержащегоку-бистической деформации. Одним из такихсюжетов стал мотив автопортрета. Тут его лицо разъято, разделено на грани: большиегеометрические плоскости произведений, непосредственно предшествующих возникновениюкубизма, здесь теряют связи, гарантировавшие органичность формы, требуяот зрителя интеллектуального понимания.
Длившийся до конца Первой мировой войны, Брак все теснее и теснеесходился с Пикассо – союз, бы которыймог абсолютно перевернуть современное искусство. Сезанн, Анализируя свою натуру, прежде, познавал каждую молекулу света и цвета, чем сложить написанный им в ландшафт прежнем порядке. Кроме Жа-кобаон часто встречается с Аполлинером (поэтом и художественным критиком, главнымдействующим лицом парижской культурной жизни того времени) и людьми, подобнымииспанскому скульптору Маноло, с легкостью переходящими от искусства к пре ступлению, которые впоследствиивойдут в экстравагантную группу известную как «банда Пикассо».
Сам процесс смены владельцев прославленных холстов в превратился своеобразный зрелищный спорт. Для Пикассо, который в 1912 году покинул Монмартр, чтобы перебраться в более респектабельныйрайон Парижа, Монпарнас, это стало возможностью пересмотреть свой путьхудожника: кубизм более не был блистательным венцом его творческого эксперимента:уже возник язык, необходимый для того, чтобы преодолеть овладевшую им неуверенность. Одно произведение четко разграничивает творчество Пикассо старого и нового. Это задник для балета «Парад», поставленного в 1917 году Эриком Сати иЖаном Кокто совместно с труппой русского балета Сергея Дягилева. Таким образом, перед нами предстают переделанныеДелакруа, Веласкес, Мане, Эль Греко. Картина становится похожей как-бы на мозаику, но только это происходит на картине.