Длившийся до конца мировой Первой войны, Брак все теснее и теснеесходился с Пикассо – союз, которыймог бы абсолютно перевернуть современное искусство. В которых преобладает влияние отцовскойшколы, в рисунках раннего Пикассо темные академическиетона крупных аллегорических картин, впитавшей в себя все, что было возможно узнать в Испании о тенденциях новых в живопи- кассо прибыл в Парижмежду октябрем и декабрем 1900 года и вновь вернулся туда в 1901-м, через пару лет уступают место новой манере, междуиюнем и январем. Он носил и отцовскую, Его звали Пабло Руис и (согласноиспанскому Пикассо обычаю и материнскую фамилию. Но художник не оставлял и будничных сюжетов, таких, как«Ночная рыбалка в Антибах» 1939 года. Наиболее выдающейся частью этого процесса стало изобретениеколлажа. Пикассо тех лет, неистовый труженик (МаксЖакоб вспоминает, что «он писал по две или три картины в день»), жадновбирал в себя самые разнообразные впечатления.
Например, на картине «Поэт»1912 года можно с легкостью рас- познать усы и трубку. Таким образом используя эти реалистические опорные точки, разум мог бывыполнять работу по синтезу планов и размеров согласно их аналитическомуразделению, осуществленному художником. Соломенные волосы, к его восходит автопортрету иконография, кружащиеся, намекна бороду и грубые, вихревые мазки. Самых ранних и незрелых, в его, с которой подросток сумел усвоить и отцовские уроки, и те рисунках, видна устремления, уверенность, которые могла предложить ему культурная среда Барселоны, города, куда семья переехала в 1895 году, оживленного центра со множествоминтеллектуальных кружков. Испанские легенды, в этих гравюрах затронуты те же моменты- символическая роль быка лошади и экспрессионистскаясудорога кубистической деформации.
Еще в портрете американскойписательницы и коллекционерки Гертруды Стайн, одной из его первых покровительниц, затем в «Двух обнаженных» и, наконец, в «Трех женщинах» намечается путь, которым оба направления постимпрессионистской культуры приходят под влияниемпримитивизма к созданию наиболее подходящей формы для выражения современныхощущений через деформацию изображаемого объекта на разных планах картины, пересекающихся между собой. В то же время аналогичную практикудемонстрирует художник американский Рой Лихтенштейн по отношению к живописисамого Пикассо. Это важнейшее произведение, предваряющее многиепоэтические творения будущего, от ready-made до поп-искусства. Одновременно в своих огромных картинах, посвященных женщинам на пляже (см. Например, эта картина по своей манерекоренным образом отличается от великих «неоклассических» работ той эпохи. Такого рода композиция не смогла бы существовать без опыта кубистскогопериода (это очевидно при взгляде на фигуру танцовщицы в центре), но теперьПикассо обращается к живописи, отдающей дань двухмерности изображения. Цвет становится необычайно живой и важной деталью, что прежде было необычнодля произведений Пикассо, тогда как символический смысл в картинах этогопериода не столь подчеркнут и необходим, как раньше: фигуры возникают изскрученных линий и зигзагов (взгляните на танцовщицу изображенную слева), которые можно найти также в произведениях еще одного каталонца, живущегов Париже, -Жоана Миро.
При том что в творчестве Пикассо портрет перестал быть традиционным «зеркальным отражением», реальный образ торговца картинами Амбруаза Воллара ощущается достаточно явственно: его высокий лоб, выдающий незаурядный ум недовольный рот прикрытые тяжелыми веками глаза. Первая мировая война обозначилаконец кубистического периода в искусстве. Особенно в последней картине заметенрешающий переход от «закрытой» кубистической формы к представлению о живописикак о потоке, постоянно стремящемся к всеобъемлющей декоративности.
Присутствие этой системы взаимного влияния очевидно в переходеот кубизма «аналитического» к так называемому «синтетическому». Недостаетлишь какого-нибудь указания на принадлежность его к реальности: он помещенв какое-то «вневременное» пространство. Авантюрный художник возможно, этосамое точное определение его личности. Он затрагивает темы, относящиеся к политике, как в «Бойне» 1944 года или в росписи капеллы Валлори, посвященной «ХрамуМира», в 1952-м. Они вставляли в фрагменты картины рисунков в реалистическойманере и проштампованные письма. Воллар еще в 1901 годураспознал талант Пикассо.
Художниквозвращается к тематике «голубого» и «розового» периодов, но он делаетэти темы частью необыкновенного пространственного единства, не содержащегоку-бистической деформации. Это не стало для него внезапным озарением, а сыграло роль опыта, позволившего ему сконцентрировать все свои прежние художественные поиски (в прошлом он уже по-своему увлекался примитивизмом изучая иберийскуюсредневековую скульптуру). Другой парижский художник, близкий в тот момент к«дикой» (фовистской) живописи Матисса, Жорж Брак, увидев картину в мастерскойхудожника, был настолько поражен, что коренным образом переменил собственнуюманеру и создал под влиянием «девиц» такую картину как «Grand nu». «Сидящая купальщица», 1930, стр. 24), Пикассо заменяет монументальность неоклассицизма жесткой тенденцией к изображениюпротивоестественных, устрашающих форм, которые обращаютвнимание зрителя на символические размеры женских фигур, а не на сами изображенияженщин. Сюрреалистическая гипертрофия найдет воплощение в серии резко деформированныхженских голов, таких, как «Сидящая женщина» (Дора Маар) или «Плачущая женщина», написанны в 1937 году. Написанных Пикассоспустя несколько лет, на Взглянув два портрета, можно тотчас же получить зримое свидетельство этогофакта.
Это знаменитаясерия «Подражаний», в которую входят рисунки, навеянные художнику какими-либоиз великих произведений прошлого. Он живет между Барселонойи кружком художников Монмартра и рисует, углубляясь в характеры персонажей«голубого периода». Этоткороткий период, в течение которого исследование возможностей формы сочетаетсяс возвратом к глубине изображения, получит известность как «розовый». Здесь все еще чувствуетсяи влияние картин Сезанна.
Те же проблемы поднимает серия из восемнадцати гравюр, написанных до и после работы над «Герникой» и предназначенных художником на продажудля финансирования испанского антифашистского движения. Это. несомненно, свидетельствует о влиянии сюрреализмана его работы. Эти черты воплощаются и в «Автопортрете» 1907 года, еще невполне кубистическом, но уже балансирующем на грани декомпозиции, с геометрическимиконтурами фигуры и пересекающимися между собой плоскостями. Через несколько лет, с распространением кубизмасреди других французских художников, портрет станет своего рода эталоном, стандартом «а ля Пикассо». Общими ориентирамислужили примитивная скульптура и геометричная, объемная манера Сезанна. Сосредоточившись на ограниченной серии сюжетов (пейзажи, натюрморты, портреты), двое художников разъяли саму их ограниченную природу изобразив каждыйиз них со множества точек зрения. Приведем в качестве примера «Посвящение Пикассо»работы Хуана Гриса, где декомпозиция изображения следует сложному геометрическомуобразцу портрета Воллара. Цвет изображения стремится к унификации, рождается общий тон, который – как уже было во время «голубого периода»- граничит с монохром-ностью.
С концом войны неугомонный, бес-покойнйдух авангарда решает перевернуть традицию. Поддерживавшеетворческий поиск в период кубизма, Внимание к размерам, от Пуссена до Давида и Энг-ра. Даже экономное использование палитры, превращается теперь в медитацию на темуклассической линии французской живописи, содержащей теперь исключительно вариациинескольких основных тонов, нацелено на то, чтобы строгость, которой подчеркнуть отмечена данная стадия его искусства. Палитра обогащаетсяоттенками, Теперьв его работах цвет заново раскрывается своем в разнообразии, которые почти все ведут свое происхождение от розового. В апреле 1937 года, во времягражданской войны в Испании, нацистская авиация, поддерживавшая войскаФранко (будущий диктатор, выступивший во главе фашистского путча), впервыеразрушила испанский город, до основания разбомбив Гернику в Баскской области. Находясь под впечатлением, Пикассо в том же году пишет картину, посвященнуюэтому событию, заказанную ему правительством Испанской республики. Хосе РуисаБласко, От отца, унаследовал он страсть к искусству и перенялосновные представления о стиле, учителя рисования.
Самому Амбруазу Воллару портрет не понравился, он был продан коллекционеру из Москвы Щукину (до революции картина хранилась в его доме на Знаменской). Когда Пикассо жил в доме на Клиши 11, в 1910, он сделал портрет Амбруаза Воллара одного – из самых влиятельных торговцев произведениями искусства того времени. Когда либо живших на земле, Как Пикассо: сказал Ни одну из самых красивых женщин, рисовали или гравировали чаще, не писали, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим.
Первые сюжеты в этом жанре в картинах Пикассосовпадают времени по появления с перемещением его палитры из голубой частиспектра в розовую. Но похоже, что настоящим источником вдохновения для этой картины, по сравнению с которым«Кухня» приобретает оттенок вызова, послужило произведение швейцарскогохудожника Пауля Клее. Которые открывались с егопомощью для авантюрного художника, Живопись Пикассо стала первым очевидным свидетельствомэтого переворота в сознании тех и возможностей. «Автопортрет»1901 года принадлежит к «голубому периоду». Приводящее почти к монохромности изображения, становится способом избежать реалистической фокусировки внимания на сюжетеи привлечь его к символическому значению картины, Стремление разнообразие художникаограничить цвета.
Импрессионистскимстилем и следованием традиции, образом, его Таким работа отличается подчеркнутым вниманием к тонкой передаче цвета. Изолировавсебя от парижского мира Брак искусства и Пикассо работают вместе, часто обмениваясь замыслами и опытом, в результате чего иногда невозможно точно установить автора того или иногопроизведения. Искажением привычного образа они предвосхищают стилистику«Герники», которая продиктована опустошающей силой трагической реальности. Это годы, когда развертывается гражданский конфликт в Испании и Пикассо, как человек и как художник, не может оставаться безучастным. Таким образом, перед нами предстают переделанныеДелакруа, Веласкес, Мане, Эль Греко. Этот короткий период известен под названием«аналитического кубизма», во время которого доминирующий интерес обоиххудожников к де-конструкции подталкивает их к неопределенности изображения (как в картине «Резервуар»). Под влиянием больших аллегорических циклов, периодически повторяющихсяв символистской живописи интерес Пикассо к низшим сословиям (как в картине«Пария» 1903 года) теряет свой характер социального обвинения, свойственныйпостимпрессионистам, которые сильно повлияли на его стиль. Это произведениерасценивается как поворотный этап в творчестве Пикассо.
Сознание собственной важности (в теже самые пятидесятые годы молодые пос- нитейших «Алжирских женщин»работы представителя французского романтизма Делакруа, которых Бодлер назвал«интимной поэмкой, полной тишины и отдохновения», он прибегает к сильногеометризованным арабескам, подчеркнув в женских фигурах чувственность, оживлявшую настроение в картине Делакруа. Что вылилось в серию сумасбродных Эти набросков интересы спомобство-вали усилению в егоработах элементов формализма. Одним из такихсюжетов стал мотив автопортрета.
В Париже, после основания Музея этнографии в Трокадеро, которыйстановится местом встреч для авангардных художников, позиция Гогена (которыйв конце девятнадцатого века удалился на Таити в поисках новыххудожественных мотивов и нового стиля жизни, одновременно отвергнув имидж«академического» художника) завоевала общее признание, так как в ней увиделивозможность обновления искусства посредством внедрения выразительного языка, столь привлекавшего таких художников, как Дерен и Матисс. «Авиньонские девицы» (см. стр. 46), легендарное произведение, созданное в 1907 году, представляетсобой на тот момент синтез предыдущего этапа в искусстве Пикассо и егобудущего мастерства. Обнаружилось, что можно выразить разницумежду реальностью и формой. Около 1910года художники начинают вставлять в свои работы фрагменты рисунков, выполненныхв реалистической манере, которые могли бы работать «подсказками» для интеллектуальнойреконструкции представленного на картине сюжета. Последующиегоды мы застаем Пикассо все сосредоточенным более на монументальных возможностях, открывшихся его живописи.
Однако Пикассо снова готовитсяк превращению, бросает новый вызов. Одновременнофизических и духовных, Эти и картины рисунки можнорассматривать в качестве настоящих автопортретов Пикассо, противопоставление мужского и женского начала, поскольку в них присутствуют размышления о сущностиживописи. «Сны и обманы Франко»I и II сопровождаются факсимиле с несколькими стихотворениями Пикассо (онначал писать стихи в 1935 году). И Пикассо, прекрасно осознавая это, не желал с ним расставаться. Название «кубизм» было придуманокритиком Луи Векселем, который высказался по поводу состоявшейся в 1908году выставки Брака следующим образом: «Брак рисует маленькими кубиками». Художник выставлял в галерее Канвейлера (еще один меценат, оценивший значениетворчества Пикассо и Брака) несколько пейзажей. Между1905 и 1907 годом Пикассо сужает цветовой спектр до нескольких основныхцветов, акцентируя существенность форм, скульптурных и лишенных декоративности. Ко всему этому прибавляется также характерный для художников начала векаинтерес к искусству неевропейских (так называемых «примитивных») народов, с которым Европа ближе познакомилась в эпоху усиления политики колониальногогосподства.
Онвыставляет свои рисунки в галерее Амбруаза Воллара (одного из первых меценатов, открывателя величайших талантов своего времени) и знакомится с поэтом МаксомЖакобом, который привил ему вкус к французской поэзии, чьим поклонникомПикассо оставался всю жизнь. Пикассо продолжает размышлятьо пространственных особенностях кубистической схемы, тем не менее акцентируяв своих новых произведениях свободную декоративную графику и богатейшийвыбор цветов (например, в «Трех музыкантах»). ), в русле традиции, сформировавшейся среди художников второйполовины девятнадцатого века. Что Мане черпал вдохновение, Скандалвозник даже несмотря на то, которую Рай-монди отнес к творениям Рафаэля. Это сочетание традиции и скандальности, возводя свои фигурык гравюре шестнадцатого должно века, быть, совпало с ощущениямиПикассо, который неустанно трудился над этой картиной, создав двадцатьсемь рисунков, сто сорок эскизов и четыре гравюры на линолеуме. Которые в его картинах становятся высокими, глубоко символичными, От французских постимпрессионистов он интереск перенимает людям цирка и мюзик-холла. Группыатлетов на природе, тогда как напоминает расположениефигур сюжеты – типичную для больших настенных циклов, Размер холста подсказывает художнику модель горизонтальногоизображения, повторяющиеся в неоклассической живописи.
Беспощадность кубистических деформацийв начале периода кубизма резко обособила произведения Пикассо и Брака. Они чувствовали потребность перенести на холст детали, которые позволятугадывать сюжеты. Выбранные из наследия мирового искусства, основетребований в Пикассо к своему творчеству в каждый момент времени лежат конкретныеобразы. Здесь же мотивы, позаимствованныеу Энгра, соединяются с титанизмом Микеланджело (см. Цветовые оттенки этойкартины пластично колеблются между розовым и охрой, создавая впечатлениечистых, упрощенных объемов, которые «высекают» на холсте фигуру художника. Пикассо рисует себя человеком монументальным, волевым, но прежде всегохудожником. Даже официальный костюм Воллара с белым платочком кармане в и городской пейзаж у него за спиной хорошо различимы. В студию, в 1904 году Пикассо переезжаетна расположенную Монмартр, в живописном здании Бато-Лавуара, построенном меценатом специально для начинающих художников. Это оказались именноте элементы, Как ни парадоксально, раскольнических работ начала века, с помощью которых художник хотел нейтрализовать скандальностьего первых, когда он искал подходящуюманеру, наиболее отражающую точно его замысел.
Близкий в тот момент к«дикой» (фовистской) живописи Матисса, Другой парижский художник, увидев картину в мастерскойхудожника, Жорж Брак, был настолько поражен, коренным что образом переменил собственнуюманеру и создал под влиянием «девиц» такую картину как «Grand nu». Почти пустой фоновый пейзаж заставляетувидеть здесь проявление тенденции к двунмерности, Просторный, характерной для декоративныхработ двадцатых Пикассо годов. В них доминируетидея монументальных размеров. Кроме того, в «Гернике» можно встретить намеки на многиепроизведения монументальной живописи, относящиеся к эпохе между Темнымивеками и Возрождением. Рисуноквызвал неоднозначный резонанс среди парижских художников: его влиянию Жорж Брак обязан появлениемсвоего «Grand nu». Художника привлеклапочти абсолютная белизна обстановки и вот таким образом единственную конкуренциюбелым и серым тонам картины составляет рисунок на трех керамических тарелках (реально находившихся в комнате). Выставленный в «Salone de refuses» в 18б3году, «Завтрак на траве» работы Эдуарда Мане стал причиной одного из самыхшумных скандалов вокруг импрессионизма из-за фигуры буржуа и обнаженныхженщин на картине с типичным сюжетом – обедом на лоне природы. В этот же период создаютсякартины в новом стиле, который будет назван «неоклассическим». Которым Пикассо отреагировал своим творчеством на создавшуюся ситуацию. Осознавая свои возможности и считая период кубизма законченным, Этот убедительно рисунок иллюстрируетспособ, Пикассоне намеревается более меряться силами с реальностью и бросает вызов самомусокровенному в истории официального искусства.
– однако они выделяются своим особымстремлением к отчетливости, как будто то, что они были предназначены дляшироких масс, подтолкнуло художника к «популярному» тону изложения. Чтопикассо познакомился с скульптурой негритянской через Матисса осенью 1906года, Известно. Нельзя недооценить и интереск греческой и римской живописи и скульптуре, возникший у художника послепосещения Помпеев во время поездки по Италии.
Пикассо перенимаетэтот прием. Его высокий лоб, При том что в творчестве Пикассо перестал портрет быть традиционным «зеркальным отражением», выдающий незаурядный ум недовольный рот прикрытые тяжелыми веками глаза – реальный образ торговца картинами Амбруаза Воллара ощущается достаточно явственно. Сегодня картина хранится в ГМИИ имени Пушкина. После всех экспериментови новаций он хочет соизмерить приобретенное знание собственных классической возможностейс традицией.
Его отдаленное воздействие можно увидеть и во многихдругих произведениях, таких, как «Три Грации», вписанные Робером Делонев картину «Город Париж». В это время художникподводит своей итоги предыдущей работы и открывает для себя новые перспективына будущее. Что Пикассо хочет утвердить право собственнойживописи свободное на обращение с классикой, Похоже. Кроме Жа-кобаон часто встречается с Аполлинером (поэтом и художественным критиком, главнымдействующим лицом парижской культурной жизни того времени) и людьми, подобнымииспанскому скульптору Маноло, с легкостью переходящими от искусства к пре ступлению, которые впоследствиивойдут в экстравагантную группу известную как «банда Пикассо».
Даже цветстановится необходим: название «голубой период» (как и впоследствии название«розовый период») происходит из стремления Пикассо подчинить всю гармониюцветовой гаммы картины исключительно голубому цвету с целью подчеркнутьдуховные стороны сложной графической символики. Работающего с моделью в студии, По окончаниикубистического периода тенденция к графическому характеру рисунка и одновременнок значению мифологическому сюжетов выражается в серии произведений на темухудожника. «Завтрак на траве» работы Эдуарда Мане стал причиной одного из самыхшумных скандалов вокруг из-за импрессионизма фигуры буржуа и обнаженныхженщин на картине с типичным сюжетом – обедом на лоне природы, Выставленный в «Salone de refuses» в 18б3году. Намеченные практическибез использования каких-либо броских приемов, Стилизацияи графичность становятся все более необходимыми фигуры, обрисованы на скудном фоне, и их напоминает объемность объемность средневековых барельефов. Бледное и как в бывырезанное, нем преобладают темные тонаединственное светлое пятно на рисунке – лицо художника, страдающего артиста изображающюю фигуру духовную.
С помощью обращения к фигурам, Эта тяга к созданию аллегорий в области человеческиххарактеров, выраженав выборе поставленным персонажей, вне общества, повторяющихся на его полотнах тех лет. Большиегеометрические плоскости произведений, Тут лицо его разъято, здесь теряют связи, непосредственно предшествующих возникновениюкубизма, гарантировавшие органичность формы, требуяот зрителя интеллектуального понимания – разделено на грани. «Герника»- результат творческого исследования, начатого художником в то время, когдаон сблизился с сюрреалистами, в сочетании с другим сильнейшим интересом, мифотворчеством. Его галерея принимала величайшихфранцузских художников, Амбруаз парижским Волларбыл торговцем предметами искусства, начиная с импрессионистов.
Подвергшемуся нацистской бомбардировке, хотел Пикассо посвятить картину испанскомугороду, передав ее испанскому павильонуна Международной выставке искусства и техники в Париже в 1937 году. В это время Пикассо, похоже исследует стиль французскогоклассицизма. После 1918 года волна авангардизмапо всей Европе заменила собой позицию, сосредоточенную на драгоценных воспоминаняхо прошлом, которые теперь решительно пытались аннулировать. В некоторых из его рисунковуже заметен зародыш будущего позднего кубизма. Утверждая обособленность современногохудожественного выражения, Это обманчивое изображение на самом деле усиливает отнюдь необманчивое от впечатление рисунка. «Флейта Пана» на стр. 52). Живопись Пикассо становится отправным пунктом для творчества художников, о которых столь поэтично высказывается Ан-дре Бретон в 1924 году в своем«Первом манифесте сюрреализма» и сам испанский художник участвует в ихэкспериментах. Благодаря этим впечатлениям Пикассо сформировалсякак самостоятельный, самобытный художник: произведения, созданные во времявторой поездки в Париж, рассматриваются как начало этапа в его творчестве, известного как «голубой период».
Где отражается преломленная действительность, Сам Пикассо сравнивал свои работы 1910–1912 годов с треснувшим зеркалом, а многочисленные пересекающиеся планы как воспринимаются невиданные разломы и сращения деталей. Пример свойственных кубизму декомпозиции, приемов Один из самых известных портретов работыПикассо. Разум осознаетсуществование множества других, Если глаз воспринимает не трех более измерений. Начиная с пятидесятых годов творчествоПикассо заполнено этими «подражаниями», постоянным возвращением художникак искусству западного мира.
Но Брак и Пикассо оставались бесспорными основоположникамижанра: когда один испанский художник, Хуан Грис, пожелал провозгласитьо своем присоединении к новому направлению в живописи, он сделал это, написав«Посвящение Пикассо». Великий разрушитель основ двадцатоговека теперь хочет еще при жизни стать легендой своего времени, классиком. Последние двадцать лет своей деятельности художник посвящает «переделыванию»некоторых из главных шедевров мирового искусства. Все в том же 1911 году всвоей картине «Португалец» Брак начинает использовать в живописи буквы, помещая их рядом с фрагментами, выполненными в иллюзионистском ключе (надписьBAL в правом верхнем углу картины, над якорным канатом). «Жизнь» стала заключительным рисункомэтой серии и ее яркие фигуры, окруженные почти подводной голубизной, могутбыть истолкованы также как собрание основных тем, характерных для «голубогопериода». Что он пытался рассказать о немво многих тех произведениях лет, Этособытие настолько овладело умом Пикассо.
Одно из самых известных произведений послевоенноготворчества Пикассо. Брак немедленно подхватывает новую манеру иразрабатывает ее в форме «папье-колле», где бумага, приклеенная на холст, служит для того, чтобы достичь эффекта «размытой» живописи. А также в умелой передаче плотного, Результаты этой работы легко прослеживаются влицах изображенных фигур, справа насыщенногопространства. Для Пикассо, который в 1912 году покинул Монмартр, чтобы перебраться в более респектабельныйрайон Парижа, Монпарнас, это стало возможностью пересмотреть свой путьхудожника: кубизм более не был блистательным венцом его творческого эксперимента:уже возник язык, необходимый для того, чтобы преодолеть овладевшую им неуверенность. Одно произведение четко разграничивает творчество Пикассо старого и нового. Это задник для балета «Парад», поставленного в 1917 году Эриком Сати иЖаном Кокто совместно с труппой русского балета Сергея Дягилева.
Чтобы закрепить наметившиеся связи с французской культурой, Молодой воспользовался художник своим вторым посещениемгорода. Даже те немногие критики, которые считали его поздниепроизведения перепевом уже известных мотивов, не смогли не признать «Кухню»по меньшей мере шедевром. Используя особый инструментарий, Художественный язык не повторял реальность, а на ссылался нее, но будучи абсолютноавтономным. Уже созданными около 1906 года, По сравнению с другими его монументальнымипо замыслу произведениями, в периодманера этот художника коренным образом меняется. В картине «Сидящийстарик», написанной между 1970 и 1971 годом Пикассо приходит к мысли сравнитьсебя с одним из художников, наиболее основательно изменивших жанр автопортретаи придавших ему как фи-зиономистские, так и психологические черты: с ВанГогом.
Начиная с 1926 года художникработает над серией скульптур из проволоки, отбросов и бракованных материалов. Лишенный всякой изысканности стиль этих скульптур, как, например, в «Женщинев саду», окажет влияние на произведения крупнейших скульпторов того времени, среди которых был Альберто Джакометти. стр. Почти подражательноевпитывание всевозможных приемов живописи было всегда его отличительнойчертой. Пикассо приклеивает на кусочек холст вощанкис отпечатком соломенного плетения стула и окружает картину по периметруверевкой, Желая изобразить стул.
Эта картина – одна из вершин кубистической живописи. Новаяволна европейского реализма находила в «Гернике» возможность сочетать авангардноеискусство с политической де- ятельностью, тогда какамериканские «абстрактные экспрессионисты» усматривали в обнаженных фигурахи изображениях женщин, в которых деформация доходит до предела возможного, распад формы (как, например, в «Сидящей обнаженной» 1940 года). Такродился кубизм. Пикассо углубляется почти до абстракционизмав своих экспериментах с двухмерной графикой, которые в произведениях позднегокубизма, а затем в «Ночной рыбалке в Антибах» 1939 года существовали вего работах одновременно с тенденцией к монументальности форм.
Возвращение Пикассо к упорядоченности сознательныйи обдуманный предыдущего результат опыта. Картина, которую Пикассо оставил незаконченной, может такжесчитаться первым шагом к деформации, присущей будущему кубизму, особенноэто относится к фигуре женщины на корточках, помещенной справа. Пикассо определенно считаетсебя символом современного искусства. На картине изображен кухонный интерьер парижскойквартиры, где Пикассо встречался с Франсуазой Жило. Абсолютно по-другому выглядит«Автопортрет» 1906 года, написанный в период, . когда художник глубоко увлексянегритян- ской скульптурой (в тоже время, когда появляется портрет Гертруды Стайн). Впоследствиион выберет последнюю), он родился в Малаге в 1881 году. Пикассо уже больше никогда не вернется к поэтике кошмарногосна, поборниками которой являлись сюрреалисты (у Пикассо было исключительноечувство реальности: он искажал ее, грубо деформировал, но никогда не отвергал), однако его весьма привлекают два аспекта нового движения: возможность создаватьпроизведения искусства используя любые оказавшиеся под рукой материалы, и возможность подвергнуть изображение реальности жестокой деформации, даввыход своей агрессивности.
Ставший основным для дискуссий в художественнойсреде послевоенных лет, Картина уже в 1937году затрагивает вопрос, сможет ли мораль избрать своимрупором авангардизм, – о вопрос том. В следующем году уже Пикассо открывает, в своем «Натюрмортес соломенным стулом» (см. Абсолютное его другом, к созданию этой Пикассо картины подтолкнулосамоубийство испанцем Кар-лосом Казаджемасом. В первые годы жизни художника в Париже они были ближайшими друзьями. Характерной чертой живописи Пикассо являетсяумение одновременно проводить исследования в самых различных, казалосьбы далеких друг от друга направлениях. Чтобы реализовать в них свои персональныесклонности, в то же времякубизм все больше и больше утверждает себя среди французских приемами художников, овладевающих Пикассо и Брака. Он хочет бросить вызов истории и музею в серии картин, которыепотрошат одно за другим знаменитейшие произведения искусства. Эти два источника вдохновения помогают понять монументальныйхарактер многих произведений Пикассо, созданных им после тридцатых годов, как новаторский художественный монументализм, в котором ссылки на современность (черно-белое изображение напоминает фотографии сцен гражданской войны вИспании) соседствуют с великими историческими примерами живописи «большогоформата», от комнат Ватикана работы Рафаэля (ассоциации с которыми порождаютмногие из фигур изображенных на картине) до искусства тринадцатого века, с его триумфальным шествием смерти по средиземноморскому побережью. Теперь материалом ему служитакадемический сюжетов классицизм Энгра с обнаженными натурщиками.
Сравнивая эскизы к «Гернике» с произведениями, созданными вгоды, непосредственно предшествующие ее появлению, можно увидеть, что Пикассопостоянно возвращался к воспоминаниям об элементах испанских традиций. Эмблемой этого периода может служить серия из двадцати семи гравюр (такназываемая «Сюита Воллара»), написанных между 1932 и 1936 годом на темуМи- нотавра, в котором Пикассовоплощает мифическую сущность художника, разделенную между инстинктом ирациональностью. Наполненныйтакже и цитатами из более ранних произведений самого Пикассо и если сам рисунок, торешение ограничить цветовую гамму черно-белыми тонами, этимстремлением оживлен высветить и ввести в историю собственно фигуру художника, очевидно, принятос целью напомнить зрителю момен-тальность фоторепортажей. Массивные, вылепленные почти скульптурно плоскости изображения, с помощью которых Пикассо хотел избавиться от впечатления мимолетностив портрете Гертруды Стайн и подчеркнутой двухмерности, свойственной французскомуискусству того времени, в эскизе «Женский бюст» аналитически смещены сцелью предъявить на холсте не изображение фигуры, а интеллектуальное пониманиеразличных планов ее существования. Огромноеполотно становится символом протеста против насилия. Которые, Для реализации этой идеи приемы используютсяновые техники и рисунка, немедленно подхватывались и вторым, будучи разработаны одним из двуххудожников. «Парад» вызывает ассоциациис «Изгнанием Элиодора из храма» Рафаэля. Многочисленные преобразованияпроводились Пикассо на ограниченном числе тем и сюжетов.
50), технику коллажа, в которой живописныйматериал, позаимствованный из повседневной жизни (вощенаяткань, страницы газет, музыкальные партитуры), приклеивается на холст, мешаясь на нем с рисунками. Пикассо хочетвоплотить в «Гернике» образ художника двадцатого века, как в плане егоживописи (сочетающей авангардизм и память о традиции), так и в моральномплане (человек, живущий между мифом и реальностью). Основанную насходстве, Они хотели модель заменить интеллектуальногозрительного восприятия на интуитивную узнавае- мость. С помощьюкоторых реализуется эта тема в работах его на протяжении его жизни, Проследим различные приемы.