Художник, носящий в первой половине своей фамилии имя первоверховного апостола, неслучайно уже в 1919 году создает для журнала «Пламя» графический лист на Евангельскую тему «Отречение Петра». Начиная с Матери 1913 года, этот цвет превращается как бы в цвет материнского лона, недаром он столь неизменно охватывает бедра петрово-водкинских женщин. Это противопоставление движения реки сверху из глубины и отряда – вниз в картины глубину наводит на мысль о реке как нехитром символе жизни и об отряде – символе смерти. Лето (1917) – уже как бы результат этого плодотворного пути.
Изображению этой смерти художник придал особо возвышенное звучание. У них нет не только глаз, но и ртов. В 1960-х годах было устроено несколько обширных экспозиций его произведений, явившихся местом настоящих паломничеств художественной молодежи. Герасимова, с героическим пафосом и советской патетикой. Раненный молодой человек уже, Да, познал Каинов грех братоубийства, вероятно, у но него остается возможность покаяния.
Красноречиво признание Кузьмы Сергеевича: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не художник». Равно как и незамутненно-легкие краски, Сам ход ассоциаций, облику сообщая хрупкой матери самопожертвованную и одухотворенную чистоту, наполняет картину общечеловеческим смыслом. Но трубка в руке отсылает нас к одному из главных любителей трубок, хозяину Кремля – И. В. Но можно ли считать творчество Петрова-Водкина ужасным, страшным, жутким, чудовищным, кошмарным, то есть соответствующим термину «макабрический». Мастер, знавший толк в словесности и драматургии ибо написал несколько талантливых книг и пьес, выбирает для названия работы не популярное в таких случаях слово «подвиг», а именно « », звучащее, как возмездие, как наказание свыше. Часть пути проделал на велосипеде.
Искусство художника воздействует своими самыми разнообразными сторонами. Кто полностью возложил надежду на Бога, Так спокойно может переносить стихию разгулявшуюся лишь тот. В «Новоселье» автор им лишь как бы прикрывается и маскируется, для подстраховки даже дает второе название: «Рабочий Петроград». Рядом с матерью стоят две антимироносицы: курящая магдалина «нового мира», голова которой повязана красной косынкой и женщина, лицемерно смотрящая на мать, одновременно обнимающая магдалину, а на языке жестов – одобряющая ее антикаждение. Он начал преподавать в Академии художеств, вместе со своими учениками оформил Петроград к первой годовщине Октября и создал целую серию натюрмортов, которые стали символами послереволюционной России, «Утренний натюрморт», «Селедка», «Скрипка», «Розовый натюрморт». Когда остальные герои картины откровенно потрясены и находятся в замешательстве и в это то время. Единственный в своем роде и типичный сын своего времени, Художник, с равным интересом писавший и иконы русские и вождя революции Ленина.
Окна и божницы – они станут теперь неизменной деталью многих произведений – художника только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, Наклоненные линии стены, обаяние ее простонародной и вместе почти что царственной осанки. Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», «Смерть комиссара»). Его черты проступают в некоторых героях повести «Хлыновск». Они подчеркивают непримиримость ее приверженцев, которых в письме Андрею Белому Кузьма Сергеевич называет «ватагою Двенадцати Блока». С их повседневными занятиями и заботами, Взгляд с горы поверх веток яблони открывает зеленые склоны холмов на и них – крестьян.
Именно к данной фигуре, подчеркивая ее значительность и ее деревенское происхождение, художник выстраивает с помощью домотканого половика «въезд» в композицию. В 1904 году на фасаде клиники Вредена было установлено его майоликовое панно «Богоматерь». Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». Он привез оттуда большой цикл интересных работ После Африки Петров-Водкин путешествовал по Пиренеям, Поехав вскоре путешествовать Северной по Африке. Работал он и над росписями в церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (потом эти росписи были уничтожены как неканонические).
Отрезвление наступило довольно скоро: в новогоднем поздравлении матери 30-31 декабря 1917 года он высказывает пожелание: «Чтоб кончилось безделье и хулиганство на земле русской, болтовня свою судьбу вся страна решит, творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом, а дело еще не делается». Изображение выглядит частью широкой, словно круговой панорамы., (Petrov-Vodkin), (1878-1939), русский художник. Отец был сапожником. Бытоописательному критицизму не нужна философской высота мысли, Чаще всего, дольняя, поскольку сфера его интересов чисто земная, действующая по горизонтали. Обрушившуюся на советских граждан ночью 12 сентября 1927 года, Однако художник пытается осмыслить природную стихию, неотвратимую как кару за отступление от Бога.
На картине смерть лишь подразумевается, однако нет трупов. Ленина, которого на портрете художник изобразил в 1934 году в такой же белой рубахе. Задумчивая женщина Мать, Кроткая, его почитание, в которой воплотилась вся глубина возвышенность и его сыновних чувств, преклонение перед Женщиной. И в самой фигуре обнаженного Присутствие юноши, ее ощутимо и во всеведущем конском зраке, почти фаталистическое, в котором есть и что-то безвольное.
Именно этим чувством пронизано это живописное полотно. В 1906 году в передвижном театре Гейдебурова была поставлена его пьеса «Жертвенные». Родом из Хвалынска, Вот таким образом творчество живописца, знаменитого испытавшего все тяготы междоусобной бойни, маленького городка на Волге, можно считать автобиографичным исповедным, в известной степени покаянным. Который окрашивал фон в портрете Анны Ахматовой или фон и фигуру убитого в картине После Это боя, тот цвет. Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции («1918 год в Петрограде» (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане). Интересен тот факт, что в авангарде отряда нет потерь, они оказываются лишь позади.
Знак советской темы – дважды повторенные кумачовые косынки на головах женщин (обратим внимание: лица их без глаз), даже красное платье на девочке-подростке, задавая цветом определенный настрой, вызывает мысль о том же, а лощеный вид представителей новой элиты (справа) лишь подчеркивает ее. Можно ли настаивать на том, что глава семейства выглядывает в окно из любопытства посмотреть на сбор рабочих по сигналу сирены, а не из-за страха, возникшего от подкатившего к дому «черного воронка», когда поневоле станешь посматривать в темноту. Картина сознательно построена Петровым-Водкиным на повторах и уподоблениях, Таким образом, протяжной и печальной, сближающих ее строй со строем народной песни, песни как о героях волжской вольницы. Но художник все-таки не захотел давать своему герою подобного шанса и вынужден был назвать произведение «Смерть комиссара». То есть они смотрят, но это не глаза смысла, разума, мысли. Как некоторые из ранних петрово-водкинских девушек за его спиной, Облик мальчика-узбека на эскизе,, Шах-и-Зинда прорисован с такой же легкостью, вверх взбегают переломы и грани холма, как иконописные горки, а на вершине холма – точно увиденные обновленным взглядом – словно курятся или зыблются, растворяясь в мерцании утренней свежести, бирюзовые купола и усыпальницы знаменитого мавзолея.
Но трудно приписать Петрову-Водкину интерес к приземленному быту. А значительны, Мы обозреваем эти дали как бы с птичьего полета и обнаруживаем сцены из жизни крестьян однако сцены не и случайны, передают они жизнь людей в самые важные моменты их существования от рождения и до смерти. Что тоже имело под собой причину, По с сравнению эскизом обе фигуры поменялись в картине и ракурсами голов. Начало же наполненной жизненности отливалось в цвете не менее наполненном. Пейзаж в ней поистине играет огромную семантическую роль. Переворотов взгляды живописца изменились на глубокую антипатию – а поэт Рюрик даже Ивнев посвятил ей стихи.
Тревога художник говорил о своих героях с такой же любовью и непосредственностью, в картинах Первая скажем, демонстрация, с какой, в Хлыновске повествовал о семье своего отца, сапожника Водкина. Этим же свойством отличаются и написанные им книги – «Самаркандия», «Хлыновск», «Пространство Эвклида». 1), посвященный якобы воспоминанию о смерти командира-красноармейца.
Как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего, Чего стоит один головы поворот – такой красивый и вольный. Их три. Что тяготение к приподнятым, Интересно, планетарным образам испытывало в послереволюционные годы подавляющее и большинство поэтов. И, тем не менее, отряд рвется в бой.
И если в последней композиции художник представляет «делателей» общественных потрясений и непосредственную деятельность «творцов нового мира», то в первой – коллективную расплату за содеянное. Идеологическим кнутом на привилегированной должности», а комиссар просто выглядит погонялой. Сталину. Революционный класс возникает в результате отрыва определенной группы людей почвы от и отпадения от Бога – Вывод Петрова-Водкина очевиден. В Утреннем натюрморте (1918) предметы изображены все в той же резко скошенной перспективе, открывающей обычные вещи как будто обновленными, словно впервые увиденными взглядом художника. К которой все больше теперь влечет многих советских художников и буквально на всех производит глубокое впечатление та вдохновляющая высота духовного строя. Представленные в центре холста они и задают ритм движения вооруженных людей под мерную дробь барабанов отряд устремляется к новым смертям, По этой дороге же ушли барабанщики, сам сея смерть. Однако наиболее интересно среди этих революционно-космических произведений панно, посвященное Степану Разину (1918), которое предназначалось для украшения Театральной площади в Петрограде.
Художник, разумеется, не изменяет уже сложившимся у него к тому времени основным идеям или образам, однако он все активнее и последовательнее выводит их за пределы крестьянского мира. Пойди Петров-Водкин по «правильному» пути, он создал бы полотно наподобие «Клятвы сибирских партизан» С. В. Она очевидна, Актуальность темы поиска врагов предателей и в 1937 году не требует доказательств. Породившая новый виток славы мастера, После более сорокалетнего замалчивания имени живописца той в же Третьяковской галерее открылась большая персональная выставка. Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. Ответ на заданный вопрос и внутренняя работа мастера абсолютно очевидны. Скончался 15 февраля 1939 года, похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде.
Красногвардеец роняет винтовку, чего нет в эскизе – несколько ее отстраняя от себя, Отличие подчеркивается и отвержением оружия. Случайность ли это. А в 1923 году он семилетнего после перерыва приехал в свой родной Хвалынск, в 1922 году у Петрова-Водкина родилась дочь. Созданные за это время работы он представил на выставке, которая открылась в 1909 году в Московском салоне «Золотого руна». В этом же году Петров-Водкин написал картину «После боя». Тело сраженного комиссара в кожаной куртке никнет к земле, один из бойцов с алым бантом на груди склонился над раненым, а отряд с развернутым флагом, под барабанную дробь уходит навстречу врагу. В зазеркалье перед столом, безлюдным – и в действительности перед многолюдным застольем – заставленным грязной посудой, Молодые находятся на границе двух реальностей. В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
Герои произведения полны явного волнения за свое будущее. Петров-водкин соединил здесь основные события из жизни своего героя-крестьянина, Как в древних житийных изображениях, сцены в работы поле или полдневного отдыха косарей, поместив рядом со сценами рождения и смерти свидание влюбленных. Ленина», художник создает и композицию «1919 год. С одной стороны, 1912 год – это, а с другой – полоса, начало предреволюционного подъема в российском освободительном движении, для многих еще очень смутная, определении в перспектив национального развития. Что чиновники Министерства культуры СССР попытались избавиться от произведения, от Впечатление портрета настолько гнетущее, передав его в Государственную картинную галерею Армении.
Еще послушный, а красный конь, с годами в превратится символ Октябрьской революции, мирный, от которой картину отделяют всего пять лет. 2): то же положении правой руки, прижатой к груди та же наголо остриженная голова (почти одинаково падающая с нее фуражка) те же портупея и пояс От офицера царской армии красный командир отличается лишь закрытыми глазами, что уже знаменательно. Но художник искренен в своих последних словах: он воистину передает «тревогу исторического масштаба, масштаба больших переживаний». Замысел весьма очевиден и говорить о неудачности его воплощения будет ошибкой. В лице выражение какого-то разгульного вдохновения. Но и в историческое прошлое и в будущее, Эта оказывалась Вселенная распахнутой не только вширь. Художник, сам послуживший «ратником лейб-гвардии Измайловского полка», стало быть, умышленно выстраивает людей колонной имея в виду некий скрытый смысл.
Все это время он вел очень трогательную, нежную переписку со своей матерью. Некоторое время он работал над росписями в храме Василия Златоверхого в Овруче. Влияния, Это же время оказалось началом его активного творческого влияния на молодых живописцев, не иссякающего до и сегодняшнего дня. Для «антипьеты» это весьма важно.
Подозревается непосредственно автор картины или зритель, Скорее всего, за пределы холста, поскольку Начальника взгляд направлен мимо всех присутствующих. Вполне возможно, что данный образ задумывался художником в качестве представителя «аппаратной обслуги». С питерским рабочим, Тревога», закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, которого посреди ночи вызывают в ополчение, а многофигурное «Новоселье» – на тему – «уплотнения бывших буржуев» как сатира на новый быт. Который наглядно иллюстрируют слова Л. В, – у сложился искусствоведов стереотип восприятия данной композиции. Это лишь указывает на истинную духовную привязанность их автора, а нам дает основание считать мастера неким островом Серебряного века посреди вздымающей волну советской действительности. А главное – решительно изменилось само выражение материнского,, лика. Однако его недостаточно было бы назвать только мастером изобразительного Он искусства, был талантливым живописцем и графиком.
Вряд ли Петров-Водкин предполагал отобразить эволюцию Ленина взглядов в сторону славянофильства. В «Новоселье» мастер употребил тот же ход оригинальных рассуждений, каким он пользовался в «Смерти комиссара», то есть применил наложение одних смыслов на другие, заменил идеологическое «анти» – может оказаться Иудой. ». А алая юбка матери, Глубокий тон синий одеяла ребенка несет не менее глубокое настроение чистоты и покоя, – ощущение тепла и света, входящей утром в детскую, словно призыва к жизни. В особенности это относится к двум вариантам одной композиции – Спящий ребенок (1924) и Утро в детской (1925). Фактически религиозного почитания коммунистического идола вместо Бога, За 10 лет – к 1934 – году культ оформился окончательно и требовал от граждан страны беспрекословного. Новой революционной галактики, Это тишина на пороге рождения нового мира, задумчивую есенинскую Русь, которая вот-вот закружит в и водовороте поглотит кроткую. Где главную роль играет принцип «сферической перспективы», в 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина изображая натуру в ракурсах сверху сбоку и который позволяет ему, передавать ощущение «земли как планеты».
Так же воспринимаются картины «Мать» и «Девушки на Волге». Для чего. В 1910-х годах у мастера сложились как бы два образа, два типа крестьянской матери. Мастер ищет смысл и возвышенность жизни в мудрой череде сменяющих друг друга жизненных таинств, а выступающие из-за нижнего края картины круглые желтые яблоки словно символизируют саму жизненную полноту и завершенность.
А сделать более широко, Но мне хотелось его сделать не местным, масштаба больших переживаний», передать тревогу исторического масштаба. Уже в третий раз собирался художник изобразить умирающего человека с подобной типологической характеристикой. То впоследствии он становится и звучнее и теплее, Если в Красном коне этот красный еще был и приглушенным и плотным. Страшная Россия. Излюбленным и народными сказаниями, с традиционным образом победоносного всадника, соединялось представление о сверхличной некоей силе и древними иконами, которой влекомы и конь и наездник. Картина Полдень. Этот вопрос Петров-Водкин оставляет, кажется, открытым.
Безусловно, Петров-Водкин, поскольку на первом плане он изобразил красноармейцев романтиками, заметил противоречие между первым и вторым планами, а на втором – толпой, безликой уготованной на заклание. Согласятся ли они с требованиями поэта «Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. », чтобы стать красным Адамом и красной Евой или все-таки возобладает разум и они пожелают остаться «одной плотью». О лице поручика, смотрящего в вечность, мы уже говорили в Царствии Небесном шашка излишня. Данное обстоятельство особенно подчеркивается боковыми безглазыми фигурами красноармейцев. Следовательно, За значительностью и яркостью иконной формы он не видит ее сакрально-литургического предназначения, обмирщению к иконописи, подражание стилю иконы ведет неизменно к превращению ее из священного в обыденный предмет. В это время он написал картины «Сон» и «Мальчики», в которых в иносказательной форме выявил свое отношение к современной российской действительности.
Эти слова искусствоведа – не просто дань торжествовавшей тогда идеологии. И ему же она отдает, Этому обновленному миру принадлежит и сама строгая худощавая мать, своего сына, словно посвящает. «Воспоминания» – всего лишь занавес, укрывший истинный замысел автора. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко.
Былинный богатырь Микула, Как воплощение народной стихии проходили через революционную поэзию крестьянские великие бунтари Пугачев и Разин. Что смерть или рана рядового бойца ничего не значит, То, говорит упавший красногвардеец, что жизнь человеческая для коммунистов ничего стоит, не к которому никто не торопится и он не обращает на себя внимание. Что он, у первого глаза открыты по той причине, видит перед свет собой и вечность, уходя из земной жизни, а другой, будучи атеистом, переходит из бытия во мрак небытия, где зрение, равно и любые другие органы чувств излишне. 7): холм обнажается оврагами, которые осмыслены мастером как кровавые раны, нанесенные непосредственно земле, а шире – и самой Родине.
Что в данном случае могло не удовлетворять художника в эскизе. Так, в картине После боя (1923), написанной через год после Портрета Ахматовой, внутреннему взору сидящих за столом красногвардейцев являлась изображенная на синем фоне фигура их убитого в бою командира. Подчеркивая названную метафору, Художник искусно вводит несколько активных горизонталей, специально выбирает горизонтальный формат, утяжеляет верх тенью, композиции растянувшейся от края до края картины. И напротив, не претерпевает изменения характеристик второй главный образ – образ красногвардейца, поддерживающего комиссара.
Однако представим ситуацию: комиссару повезло, он был только ранен, а потом выжил (не выжил этот выжил другой комиссар). Это настолько красноречивый ход мысли, что всякие комментарии излишни. 5). Крестьянин является органичным контрастом образу комиссара. Нравственный выбор – за самими героями. Исполненных по следам поездки в Среднюю Азию в 1921 году, в серии самаркандских эскизов, художник глубоко передал им прочувствованную одухотворенность Востока.
Подобной Полдню 1917 года, Смерть комиссара бы могла быть одним из фрагментов какой-нибудь житийной картины, а рабочему, но только посвященной не крестьянину. С последними сближает контраст фигуры на первом плане и картины города и фигур маленьких – на втором. Искренняя до «нутра» в варварстве и культуре. За этот мир обретенной гармонии и жертвовали собой красноармейцы, к которым мастер, по его словам, относился с особенной нежностью. Которых любовно и бережно изображает художник, Сами образы русских рабочих или работниц, окрашены сколько, теперь не столько в национальные, скорее, в социальные оттенки.
Вспомним впечатления Кузьмы Сергеевича от посещения им храма лютой зимой того же года. Некоторое время учился в школе Антона Ашбе в Мюнхене. Для нее позировал любимый конь его жены Мальчик. Это сразу, Прежде всего, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, с на детства, красоты широкого водного пространства, холмов. » Кузьма Петров-Водкин был выходцем из народной среды, его мать долгое время работала прислугой у хлеботорговцев. А обратной стороной погружения в микрокосм ближайших предметов оказывался у Петрова-Водкина макрокосм его взгляда планетарного на мир.
Степан Разин был изображен плывущим на ладье в окружении гуляющей вольницы. Получается, что отряд слепых ведут, точнее, толкают сзади, такие же слепые комиссары. Летом ездил на Волгу, где и родились его картины «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге». Это аллегория «союза рабочих и крестьян», это аллегория отзывчивого, но заблудившегося народа. Но этот покрытый скудной и травой усыпанный камнями склон превращен художником в поистине драгоценную живописную поверхность, Комиссар упал на жестком скате холма. Общеизвестен и вкус Сталина к подобным театрализованным сценам.
После освобождения от пут коммунистической идеологии и только сегодня, а, возможность появилась новых подходов, значит и новых прочтений тех или иных произведений выдающегося представителя русского изобразительного искусства первой трети ХХ века – Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Где он истолковывает профиль как изображение лица демонического, Некрасов публикует свою работу о феномене ракурса в по иконописи, меньшей мере, подверженного бесовским искушениям или, не достигшего святости. И неважно, что замысел картины созрел в эскизе 1926 года, «красный террор» лютовал с 1918, а не с 1934 года, вот таким образом были все основания трактовать данную тему подобным образом. Полотно поражало эмоциональной яркостью образа. Тревога» (ил.
Неожиданно почти полностью академическое направление работы было 171поколеблено187 придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной в поездкой Африку. Зрителя сразу же ошеломляет столь отвратительное лицо, Действительно, какого больше встретишь не в творчестве этого мастера. Достигающая в иных случаях почти мифологической простоты и поэтичности и так неразделимо же с реальностью соседствует здесь идеально-мечтательная сторона. Что убедительно подтверждается и «сферической перспективой», для которой помимо глубины теории характерна авторская точка зрения с высоты птичьего полета. К. С. Казалось бы, Ведь здесь комиссар, который ведет войну за свое господство и есть от плоть плоти представитель того класса.
Помимо колористического трехцветия, Важно в этой композиции, что содержание выражено при помощи такого художественного решения, то, которое передает ощущение земли как планеты с бесконечно вдаль уходящими волжскими просторами. Матери он написал, что ему очень дорога «первая настоящая нежность к нему женщины и ее желание понять его загадки». Но мы не видим ничего похожего. Она словно почувствовала в нем невольное провидение художника, явственный оттенок гордого одиночества как бы предвосхищали облик более поздней Ахматовой и не на встревожили шутку тогда саму поэтессу – почти скорбного лика, Выражение строгого, оставшуюся неудовлетворенной портретом. Не от того ли в центре композиции художник помещает фигуры двоих влюбленных.
Его герой надеется спастись, уповая на прочность новых государственных устоев. Оба человека изображены художником на рубеже жизни и смерти. Его взгляд направлен назад (в прошлое. Сочетание папиросы и грудного младенца симптоматично.
Призывы «ватаги» сам А. Блок в своей знаменитой поэме, как известно, сформулировал так: «Товарищ, винтовку держи, не трусь. Боец явно русский крестьянин и в эскизе, а не рабочий – и на Петров-Водкин картине настойчиво подчеркивает его национальные черты. Ряд исследователей искусства Петрова-Водкина высказывает мнение, что это полотно было окончательно переписано художником не ранее 1917 года.
В 1924-1925 годах вместе с семьей Петров-Водкин жил во Франции, а потом возвратился в Россию, жил под Ленинградом, где в 1928 году родились его картины «Смерть комиссара» и «Девушка у окна». Необходима была не просто новизна, а новый философский смысл образа. В течение всей творческой эволюции у мастера укоренялся и вот, приобретал большую все конкретность полнокровный женский облик.
Его узкий разрез глаз и крутой лоб нам поистине кого-то напоминает. Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность. Мастер подвел в ней итоги наиболее плодотворному десятилетию своей творческой работы.
Особую символику приобретает здесь падающая от головы вождя тень, Возвращаясь картине к – следует заметить. Художнику отводилась роль одного из родоначальников социалистического реализма. Которые потом стали целого основой графического цикла, в дни похорон Ленина он делал графические зарисовки.
Глядя на картину «Смерть комиссара», думается, что выживи главный герой в Гражданскую – он, конечно же, не вернулся бы на завод. Художник делает еще и рискованную аллюзию на коммунистических вообще, вождей Другими словами. Весьма интересовавшегося древнерусской иконой и специально ездившего в 1920 году в Новгород с чтением лекций об иконописи, Для Петрова-Водкина, надо полагать, мнение Некрасова, оказалось весьма существенным, в ибо, отличие от эскиза, на картине голова комиссара изображается именно в профиль. Внутренне протестуя против новых порядков, Художник, многоуровневым комбинациям символов и метафор, прибегает в своем искусстве к сложным, опираясь на спасительную неоднозначного возможность толкования художественных тропов. Свой идеал художник ищет в картине народной жизни на цветущей зеленой земле. Работа над картиной была связана с десятилетним юбилеем Октябрьской революции.
Например, Взметенно-космическое ощущение мира окрашивало, скажем, пейзаж ночного Петрограда в Двенадцати А. Блока и определяло образный строй многих ранних вещей В. Маяковского, его Мистерии-буфф, где действия местом становится вся Вселенная. Но не менее интересно и другое: бойцы, теряющие своих товарищей их оставляют без какого бы то ни было внимания (на что обращал внимание С. Сандомирский) и, даже потеряв идейного вожака, почти не реагируют на утрату. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки.
Но в действительности художник всегда стремился вырваться из подобного круга тем в мир поэзии философии и искусства. Выдающийся художник, непревзойденный рисовальщик, самобытный теоретик, прирожденный педагог, талантливый литератор, видный общественный деятель. Но словно плывут над землей, Фигуры атакующих бойцов уже не идут, но широко развернутой до предела верхнего картины зеленой страной, а сама эта земля кажется не конкретным полем боя. Если убрать прическу, то Предводитель становится весьма похожим на В. И. Достаточно взглянуть на холст 1923 года «После боя» (ил.
И мастер его успешно находит. Он лежит среди разбросанных, не выпускает из руки оружие, даже умирая – еще не травой заросших камней и, Подтверждением чего является смерть комиссара. Что обращает на себя внимание, Первое, как и прежде, – это новая конкретность восприятия возвышенного, мира.
Вспоминаются и эскизы 1923 года к трагедии А. С. Сдвинули «страну с мертвой точки» монстры. В 1901 году Петров-Водкин впервые выехал за границу: посетил Варшаву, Лейпциг. Пушкина «Борис Годунов», где несколько главных персонажей пьесы нарисованы с явными азиатскими типажными характеристиками. Что называется, подальше от столиц: с глаз долой – из сердца вон. Лето, начало жизненной наполненности, то мать из картины Утро.
На которых раскинулись деревеньки, На ней изображены огромные приволжские пространства, поля, сады, перелески. Нежность соседствовала в его характере с «колючестью» и даже резкостью. Можно упомянуть его акварель Микула Селянинович (1918), проникнутый пафосом рисунок для журнала Пламя (1919) с крылатым конем на фоне земного шара и восходящего солнца или более позднюю Фантазию (1925), где русский крестьянин на огненно-красном коне проносится над деревнями России.
С идеей целомудренной строгости и чистоты связалось ощущение глубокого синего цвета. Мимо Петрова-Водкина трудно было пройти, его не заметив. Вот таким образом и матери-работницы как бы унаследовали все обаяние прежних матерей-крестьянок, Петрова-Водкина Рабочие – это вчерашние крестьяне.
Этим жертвам он посвятил уже упомянутую картину После боя и к этой же теме вернулся еще раз в конце 1920-х годов, создав еще более обобщающее полотно Смерть комиссара (1928). Типажом напоминающего комиссара или другую не менее важную персону, них Среди можно видеть человека. В правой части полотна вождю соответствует женщина с грудным ребенком на руках. В ней такая же планетарность охвата округлой движущейся, летящей земли. Все тот же кумач косынки, Вишни глаз на круглощеком лице, как флаг, теперь скорее уже алой и выражение лица до вызова смелое – таким предстает у художника этот утверждавшийся тогда в самой жизни тип нового человека. В его искусстве были стянуты в крепкий узел, казалось, далекие друг от друга художественные тенденции.
Вот этот момент мне и хотелось передать. Движение уже ощутимо в встревоженном, Этот стремительно круговорот, вздыбленном конскими копытами водном пространстве. Которые отразил в двухстах рисунках, Он получил знакомства от с экзотическими странами массу неожиданных впечатлений, колористически довольно скромных, акварелях и небольших этюдах маслом, но верных в передаче облика людей и среды их окружающей. Когда идет игра с заменой смыслов, то нет ничего случайного.
По поводу него С. Сандомирский замечает: «В центре крепкий, крутолобый, с узким разрезом глаз, уверенный в себе сдержанно улыбающийся Предводитель в белой рубашке». Станиславский требовал от драматургов и от своих актеров при создании художественного образа всегда подразумевать предысторию героя и дальнейшую его судьбу за текстом пьесы. Оба произведения взаимосвязаны, несмотря на меньшую творческую удачу «Землетрясения». От этой многозначительной отвлеченности приходилось Петрову-Водкину освобождаться в течение нескольких лет. Не на синем фоне, Эта предстает смерть уже не намеком, на первом плане, а во всей своей очевидности.
Или к погибшим раньше комиссара. ), комиссар устремляет предсмертный взор вперед, (в будущее. Если сравнить поручика из композиции «На линии огня» с названным комиссаром, то бросается в глаза разное отношение их к оружию. Его произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения зачастую прямо противоположных мнений и оценок – от восторженных похвал до презрительных насмешек (в том числе и со стороны такого колосса как Репин). Начавшим в 1917 с футуризма, Спасским, после войны несколько лет проведшим в лагерях и ссылке, потом добывавшим хлеб переводами и оперными кончившим либретто, мемуарами. Впрочем и «сатира на новый быт» представляет собой упомянутую повествовательную иллюстрацию, только под углом критицизма. Один из них художник уклончиво объясняет: «В правом углу картины разговор молодого фронтовика со стариком, который прожил долгую жизнь и знает, где раки зимуют и почему были несчастья на земле русской. ». Что в данном случае хотел сказать автор.
- один из крупнейших русских художников XX столетия. – то с этой картины мы могли бы отсчитывать развитие этого материнского, жизненного Если это так – а это представляется правдоподобным или – шире – женского типа во всем послереволюционном творчестве мастера. Его жена с ребенком в кресле» Скорее всего, эти слова надо понимать с иным значением, помня о приеме замены смыслов, хотя авторская ремарка тоже кое-что нам говорит.
Андрониковой», «Девочка на пляже. Ничего нового Петров-Водкин не сказал бы, не измени он эскиза. У художника любование народным, теперь уже, как правило, пролетарским обиходом, в 1920-е годы неотделимо от утверждения человеческого индивидуального освобождения. Который всем телом прислонился к опоре, Драматична фигура перепуганного поврежденной человека, в нескольких местах землетрясением. В настоящее. ) в точку удаления отряда. Первое, что обращает на себя внимание: люди идут в бой колонной.
С. Сандомирский задается вопросом: «Почему смерть комиссара, а не командира. Есть смысл, наверное, в том, что человек, захвативший власть в свои руки силой и хитростью, в ультимативной форме настаивавший на подписании Брест-Литовского договора, по которому немцам под контроль отходили западные земли страны, взял для чтения этими же руками «Песни западных славян». Жена к тому времени уже уехала домой и, как писал ей Петров-Водкин, в имении без нее «наступила тишина и грусть». А смысловые отношения героями, между Для философии композиции у Петрова-Водкина важны не родственные. На таких мировоззренческих условиях и позволялось специалистам изучать его творчество.
Образ Ленина написан так, как и был задуман. Что он одновременно был и писателем и дело не в том, но и в том, автором великолепных мемуаров, что в его над творчестве всякой изобразительной материей преобладало активное, одухотворяющее эту материю содержание. Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность.
Дело – в религиозной философии автора картины. Хотя Петров-Водкин подобную возможность ему оставляет. В пейзаже центральное место занимает дорога от церкви. Что в известной мере мы и наблюдаем в творчестве живописца: церковная живопись у него получалась с примесью «светской», а светская – с налетом «церковности».
Вот таким образом в «Землетрясении» мы не видим тектонических сдвигов в природе (страдают люди, плоды их трудов, а не природа) иное дело в «Смерти комиссара» (ил. Тающим в сиреневом мареве пейзажем с домиками селения, Вместе с чарующим, оврагами взгорьями и зеленый холм становится символом огромной и up-красной страны, бледно-зелеными пашнями, за лучшую долю которой боролся и умер рыцарь революции. «Следует заметить, что у красногвардейцев нет глаз. Подчеркнем последние слова « Отсюда подбор и сочетание образов. Это личины слепой в своей жестокости толпы, знакомой художнику по холерному бунту (свидетелем которого он стал в детстве) и описанной им в повести «Хлыновск»: «Этот звук (толпы. В них такая же одухотворенность и такое же сочетание целомудрия и жизненности. Как тут не вспомнить повесть Н. В.
Профиль модно причесанной головы заметно комиссара отличается от наголо и грубо остриженной головы рабочего на эскизе. Отделенная от эпохи Петрова-Водкина уже более чем полустолетием, Эти продолжает итоги как бы заново подводить и современная нам эпоха. Многозначительное положение За год до картины «После боя» Петров-Водкин создает портрет Анны Ахматовой с началом работы над «Смертью комиссара» напишет Максимилиана Волошина через четыре года после окончания работы – портрет Андрея Белого (поэту художник обязан своей литературной школой он был с ним в нечастой переписке).
Мать в этой картине Петрова-Водкина – молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Зрителю было явлено видение огненно-красного, сказочного коня. И такие же черты художник придал чуть позднее портрету Анны Ахматовой (1922) – человека из того же петроградского художественного мира, к которому принадлежал и он сам. И строгую возвышенность русской иконописи, в творчестве Петрова-Водкина можно уловить дух и раннего Возрождения.
Петров-водкин с восторгом встретил в 1917 Февральскую году революцию, в жуткое время живем мы. » Будучи ратником лейб-гвардии Измайловского полка, а после Октябрьской ему предложили ответственный пост в Совете по делам искусств. Знаменательно, что в эти же годы Петров-Водкин освобождается не только от пристрастия к крестьянскому быту, но также и от исключительного признания самой крестьянской темы. Можно предположить, что выбор художника пал на Спасского не только из-за его внешности, но и по причине фамилии. Когда, Он прозрачно намекает на момент, начальственная персона самодовольно произносит нечто о предательстве одного из присутствующих, судя всему, по имя которого для других пока не известно.
Летом 1912 года Кузьма Петров-Водкин жил на Мишкина хуторе Пристань в имении генерала Грекова. Все в его обмякло, фигуре мертвой хваткой удерживающей оружие – умирая, Поручик, кроме правой руки, выронил из руки шашку комиссар держит в руке винтовку. Свидетелем нагнетания этого культа художник стал «в дни народного прощания с Ильичем», рисуя, по воле комиссии ЦИКа, главного революционного деятеля в гробу.
Еще вчера стоявшего у станка, На эскизе мы видим рабочего, на картине – тип пролетария, а сегодня взявшего в руки винтовку, социальными искушенного соблазнами начала ХХ века. Ярко выраженная подчеркнутость азиатских черт лица несет в себе самоочевидное неприятие личности Ленина и тем более культа в вождя качестве божества нового строя. Коль художник хотел подчеркнуть любовь вождя к творчеству Пушкина, то по какой причине избрал именно «Песни западных славян», а не «Евгения Онегина» или сборник стихов поэта. Типажная характеристика, внутри которой он изображен, а также падающая от опоры тень – пограничное расположение персонажа между обычными работницами и номенклатурой, На такую наталкивают мысль три фактора. Это и есть остров нормальной человеческой жизни, определяемой емким понятием «бытие». Которая, Это также воспринималось бы великой отрицанием восточной культуры, ценилась живописцем высоко, напротив. Ради казавшегося близким торжества с библейским размахом не жалели ни камней, ни пуль. По причине названного противоречия художник и «продолжает разрабатывать ту же тему в ином варианте – в картине Смерть комиссара», где он разрешает подобную проблему в пользу семантической цельности произведения.
Что в эти годы в его творчестве абстрактное уступало место прочувствованному, Сам мастер писал впоследствии, подсказанному к любовью людям. Какая наметилась в этих округлых яблоках, Ему еще хотелось больше отточить ту выразительность простых предметов. И лишь ближайшие к зрителю яблоки превращены как бы в точку опоры всей композиции, Скользят мимо глаз дали наклоненные вверху картины. Секулярное общество середины ХХ века стало заинтересованно оглядываться на прошлое.
Каялся он, несомненно, в глубине души за свой обогрев у пламени вражеского костра. «хозяин – в белой рубашке за столом с – трубкой Сам художник распределил роли среди своих героев так. В 1926 году искусствовед А. И. Одну из них («Звенящий остров») он переделывал до 1918 года. Для обеих картин характерны уже отработанные мастера у символические сочетания алого и синего. То можно обнаружить истинное содержание суровое некоторых произведений этого мастера и если углубленно прочитывать их. Это «техническая» сила октябрьского бунта, победители в гражданской войне. Все перечисленные приемы и атрибуты противоположны иконописным.
Опыта, Командир главный в отряде по праву образования, знаний и почесть ему случае в ранения оправдана. Только что убитый Между красноармеец, первопланной группой и устремляющимся в атаку отрядом виден упавший. Чему художник находит свое художественное решение. Вместо вина присутствующие потребляют чай с хлебом.
Гоголя «Портрет». Пальнем-ка пулей в святую Русь – в избяную, в кондовую, в толстозадую. » Для своей победы у творцов мировой революции не было никаких нравственных ограничений. Вероятно, мы становимся свидетелями зарождения их отношений.
В 1920 году появилась его картина «1918-й год в Петрограде (Петроградская мадонна)». Такая теплохладность веры, предательство веры всегда наказуемы. Мочалова: «В картине После боя красноармейцы вспоминают погибшего товарища и его образ, как проекция их представлений, вырастает над ними». Приведем определение отцов VII Вселенского Собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна так как таков и первообраз».
Остановимся на изображении отряда. Драматизм положения Петрова-Водкина, равно и всей русской интеллигенции начала ХХ века, состоит в том, что многие яркие личности того времени иногда позволяли себе, подобно героям картины «Смерть комиссара», уходить из храма в «поисках Бога» и даже заниматься пресловутым «богостроительством», не говоря о самоочевидных увлечениях атеизмом. Самый хладнокровный человек здесь мать, прижимающая к себе грудного ребенка. В том же 1934 году, когда был написан «Портрет В. И. Для одних особенно дороги очертания исконно русского национального идеала, для других – подчиняющая власть отточенно-ясной и строгой формы. Или и все же значительно чаще этот полнокровно-женственный облик вводился Петровым-Водкиным в привычные для него представления о мастеровой пролетарской, семье, точнее.
В данном контексте примечательно, как шла работа художника над образом комиссара. Иконным изображением претендует стать сам портретируемый. Как Шах-и-Зинда, Такие его принадлежат эскизы, к настоящим шедеврам художника, Голова мальчика-узбека и другие. Критики назвали композицию смелой и строго проработанной.
стреляются, травятся здесь. Он давал уроки рисования его дочери, купался, удил рыбу и работал над одной из самых знаменитых своих картин «Купание красного коня». Это обобщение родных мест и Родины в целом основой послужило композиционного построения пейзажа в картине». Вождь категорически был настроен против великороссов. В известной степени их можно даже назвать аллегорией.
После созерцания личин красноармейцев можно ли вести речь о каких-либо воспоминаниях. Картина впервые была выставлена на выставке «Мир искусства» в Москве, где, кроме нее, экспонировались еще четыре картины и рисунки Петрова-Водкина. Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно «Купание красного коня» – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России. Однако боец и сам поплатился кровью.
В картине же найден иной образ человеческий и соответственно ему – иное лицо и иное положение фигуры. Сидящей на Престоле в Царицы качестве Небесной и если на иконах мы привыкли видеть Богородицу с тайной скорбью в очах, бывшая крестьянка, то здесь сидит в чужом кресле-троне жизнерадостная советская женщина, уверенная в своем будущем, на глазах у всей публики без стеснения кормящая грудью младенца. 3). Мысленно призывая бойцов исполнить боевой долг, усилием Последним воли он устремляет взгляд потухающих глаз вслед своему от ряду. Прежде чем выносить приговор о неубедительном воплощении замысла, стоит задуматься: что подвигло художника к передаче «экспрессивного выражения взгляда» и лица Ленина. И в результате получился аналог безжалостной «ханской» физиономии испытывающе смотрящей нам прямо в глаза. Но и с мифологией и интеллигенция и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, мифологическую грань своего времени Петров-Водкин выразил и необычайно законченно и звонко и вот эту мечтательную.
Облик Петроградской мадонны (так позднее стали называть и героиню и картину Водкина) перекликается с многочисленными изображениями богоматери на древнерусских иконах или картинах староитальянских живописцев. И чего от него следовало бы ждать в дальнейшей жизни. Подобно плодам в картине Полдень, Если крестьянские женщины из Мать полотен 1913 года или Мать 1915 года олицетворяли. Кузьма Сергеевич родился 5 ноября 1878 на года Волге в городе Хвалынске Саратовской губернии. Однако Петров-Водкин, не ограничиваясь одной сюжетной линией, выстраивает несколько других контрапунктов.
Сложив крестообразно руки трубка в его руке – не просто маскировка художником религиозного подхода к теме, Он творит а антиевхаристию, циничное антикадило. Между водным и людским потоками, берегу, На расположился небольшой городок с церковью посередине. Дьепп», «Фантазия», «В Шувалове», «Девушка в саду» и др. ).
Вот таким образом изображение храма становится одним из узловых центров произведения, а мизансцена с умирающим комиссаром является завуалированной аллюзией Пьеты, сюжет которой был особенно популярен среди итальянских мастеров эпохи Возрождения (у Петрова-Водкина получилась, скорее, антипьета). Людской поток клином уползает и западает за крутой бугор (в котлован, в небытие, в преисподнюю. ), наследив умирающими фигурами. Петров-Водкин создавал не только картины, но и пьесы. На этом пути стояли такие картины, как Мать (1913), Жаждущий воин, Девушки на Волге (обе – 1915), где образный смысл становился все более лирически-проясненным.
Центральный образ представляет собой почти самоцитату художника из его произведения 1916 года «На линии огня» (ил. Которая проходила в таких же синих фонах в других произведениях художника, Склоненный лик синем на фоне характеризует ту незримую грань мечты или воспоминания. Что же они переживают. 8). Который казался многим неподвижным, Тот самый Восток, предстает у Петрова-Водкина как будто бесплотным или изнутри, просвеченным оцепенелым в веках.
Наконец, И, на которой он был сосредоточен в 1910-е годы искусство Петрова-Водкина в большой мере перешагивало тогда даже и национальной границы русской тематики. На лице комиссара, вместо раскаяния в братоубийственной войне, все тем же Костиным прочитывается «огромная сила воли и вера в победу». Человек многосторонне одаренный. Но в целом и комиссар красногвардеец представляют нерасторжимое художественное и идейное единство. А между означенными датами у Кузьмы Сергеевича можно найти еще ностальгирующих несколько по дореволюционной России произведений («Портрет С. Н.
И с 1910 года Петров-Водкин связал свою судьбу с Петербургом, его поддержали члены объединения «Мир искусства». Позже он сам писал: «Рождение на Волге уже указывает на что-то. Почему Петров-Водкин, прославившийся как замечательный и тонкий рисовальщик, создавший немалую портретную галерею своих известных современников, оказался вдруг «неспособным» написать «похожий» портрет Ленина. Девушка в красном платке (1925) так же характерна для этой поры, как и две написанные чуть позднее автобиографические книги Петрова-Водкина Хлыновск и Пространство Эвклида, проникнутые духом свободы человеческой индивидуальности на фоне освеженного и обновленного мира.
Через четверть столетия времена изменились. Углубляя этот способ смотрения на мир, Петров-Водкин предпринял в 1918-1920-х годах работу над обширной серией натюрмортов. И в каждой из его работ есть необыкновенная таинственная притягательность. Дыбится огненный конь, Близится побед, время поэт-саратовец Павел Орешин, – писал в одном из стихотворений земляк Петрова-Водкина, а в другом стихотворении того же автора над освеженным революционной бурей миром проносился,, в распахнутой настежь ряднине Микула на шаре земном.
Руководит всеми этот основной иуда. В Красном коне налицо и та и другая грани. Только через двадцать пять он лет снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги 8212 171Хлыновск187 и 171Пространство Эвклида187. Художник не верит в будущее этих людей, в жизненность их идей», – отмечает С. Сандомирский. Поражают раблезианского вида герои из группового портрета «Рабочие» (1926) (ил. Перед ним открывалась бы широкая дорога советского партийного работника, Скорее всего, в неудачной случае карьеры или, он стал бы поэтом С. Д. Некоторое время Петров-Водкин лечился в Крыму. Ответ мы находим не в литературном наследии мастера, а на самом полотне.
У всех героев картины пусты патронташи – ибо патроны остатка без расстреляны, Обратим внимание. По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты («Селедка»), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени («Автопортрет», «А. А. Ахматова»). То есть художник, тонко знавший особенности иконописи, сознательно создавал «антиикону». Выползающего как бы из печи или темноты из подполья, Она в данном случае является метафорическим образом представителя демонического мира, в которые превращается черная внутренность кресла. Ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург, Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции именно журнала, его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала 171Аполлон187 Сергея Маковского.
Это была личность сложная и в то же время цельная. Его поэтическое мироощущение начало складываться в предреволюционные годы. Сейчас, правда, появились и другие взгляды, рассматривающие «Новоселье» с одной стороны чуть ли не как «макабрическое» произведение, с другой – в ракурсе «уплотнения бывших буржуев – как сатиру на новый быт». Несущий гибкое тело наездника, Красный конь упруго с вскинутой головой и тревожно взирающим глазом, как олицетворение молодых сил страны, воспринимался как провозвестник будущего, вступающей в революционную эпоху. Петров-водкин отправился в Италию, Окончив училище, где учился в частных парижских студиях и работал, во потом Францию.
Момент смерти передан беспомощно поникшим телом и потухшим, опущенным к земле взором (ил. С ее уныло-сонным взглядом из-под полукруглых бровей, На смену чуть постно-смиренному крестьянской выражению матери 1913 года, пришло выражение более открытое и смелое. По понятной причине В. Костин не объясняет, какой именно типаж и почему искал Петров-Водкин. Художник знал Азию не понаслышке ибо побывал в самом ее сердце в 1921 году. Стала потребна и нравственность, После того как пальнули пулей в святую отличная Русь, от христианской.
Все вокруг как будто сорвано с места уже не реальным ветром, а главное, который художник старается дать почувствовать с помощью уже вошедших в его планетарных обиход ракурсов, но ветром воли, наклонов или скосов. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу 171Жертвенные187) с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы. Достаточно взглянуть в левый верхний угол картины и чтобы его распознать, своим течением устремленная в где направлении, написана река, противоположном движению отряда. Сумевшего в обстановке революционных событий каких-то в глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, Его понимание мира и человека, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. Впереди – целая жизнь: по какому «кодексу» ее будут строить молодые. Петров-Водкин из картины в картину изображает эти семьи (За самоваром, 1926 Первая демонстрация, 1927 Тревога, 1934 Новоселье, 1938) или, еще охотнее, матерей-работниц (Материнство, 1926 Матери, 1927).
Присмотримся к фигурам второго плана. Подобно тому, Купальщицы несла в себе нечто аскетически строгое, хрупкое и одновременно гибкое, как ветвь воспринималась нечто как протянутое и растущее, самоотверженно отдающее свои жизненные соки. Также наметившейся еще в годы, 1910-е Эти качества переданы своеобразной цветовой символикой, однако окончательно сложившейся только к 1920-м годам. Это не просто тишина.
Названный им сферической перспективой, Автор вполне и оправданно органично мог применить здесь свой метод изображения пространства на плоскости холста. Но картина «1919 год. Выставка имела успех. И дело здесь не в «сферической перспективе», которую открыл и охотно применял художник, хотя и перспектива в качестве одного из художественных средств настраивает зрителя на раскрытие основного замысла композиции. В эскизе 1927 года «комиссар – такой же красноармеец, как и другие бойцы отряда. Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна («Сон», «Играющие мальчики»). Хищные грубые руки, Жестокие бездуховные лица, лишенную юмора, явно приземленный спор Еще один шаг – и увидели мы бы карикатуру. В которой отчетливо отразилась ранняя фаза его искусства, Уже в 1912 году художник получил известность широкую картиной Купание красного коня. Художественное образование он получил сначала в Самаре, где занимался у художника Бурова, а затем в Петербургском училище Штиглица и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Сегодня, Впрочем, подобный взгляд на это полотно можно считать после привычным, падения коммунистической идеологии. В картине 1918 год в Петрограде (1920) изображена молодая петроградская работница с ребенком у груди. К зрителю близко придвинуто молодое и сильное лицо ленинградской работницы. Возникает намек на пустой оклад иконы. Широко откликнулся на эти настроения и сам Петров-Водкин. Этим рефреном художник дает понять что смерть комиссара – не потеря единственная в бою за новую жизнь.
В ноябре 1906 года во Франции он познакомился с Маргаритой Йованович (Марой), которая вскоре стала его женой. Тревога», с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное «Новоселье» – на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт. Он с полной законченностью определился в картине,, Мать 1915 года. Здесь художник настолько обнажает свое неприятие «гегемона» в качестве ведущего класса общества, что практически не прибегает ни к каким иносказаниям, хотя опыт существования при тоталитарном режиме заставляет его косноязычно вуалировать задуманное: «Я пишу рабочих (вариантов много). С декретами, За ее плечами – революционный город с группами на рабочих мостовой, наклеенными на стенах. В одном из писем он писал: «Здесь летают.
В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, Морском Никольском соборе Кронштадта, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Так в бой не ходят – иначе легко жертвой стать первых же пулеметных очередей, Любой здравый человек знает. Именно тема сотрясения основ бытия объединяет «Землетрясение в Крыму» со «Смертью комиссара».
А вместе с тем это видение оказывалось во многом отвлеченным. Мастер создал эпически-идеализированные Гражданской образы войны («После боя», «Смерть комиссара»), Искренний «попутчик» революции. Позволим себе сделать аналогичное построение, тем более что сам Петров-Водкин прибегает к образу комиссара в своей последней большой композиции «Новоселье», о которой речь впереди. В картине ничто не указывает на время гражданской войны напротив, заголовок газеты, брошенной в левом нижнем углу, недвусмысленно подчеркивает то настроение, которое поселилось в обществе еще со времен «красного террора» и привело к разоблачению так называемого «Ленинградского центра»: «Враг убит».
Очень мучительно Петров-Водкин переживал начало военных, революционных событий. «это – накопление революционной борьбы, чтобы не завоевания дрогнули революции засвистели сирены, всегдашняя боязнь за то, которые созывают всех трудящихся на защиту Петрограда – это всегдашнее неспокойствие, Сам художник всячески затуманивает свой замысел модными в то время политическими фразами. Кузьма пробовал писать стихи, рисовал. Как в предшествующие годы русская Семья мать-крестьянка, рабочего становится таким же устойчивым и не менее просветляющим идеалом.
То здесь, Если в предыдущем полотне облик погибшего возникал только в сознании оставшихся в живых уходящие товарищей, в бой друзья и вся картина битвы как бы воспринимаются взором умирающего комиссара, напротив.