Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать потрет Пётр Петрович приступил к работе над портретом Лермонтова, который в основном закончил в 1943 году.
Черный бархатный корсаж и бронзового цвета рукав, Так как весь портрет предстояло разрешить в тоне для – жены было сшито особое платье но моему рисунку. Десятки раз раздевал в казармах кавалеристов искал нужные мне типы – людей лошадей заставлял выводить тоже модели искал, По получении пропуска работа прямо закипела. Если вглядеться, в этом портрете, окажется уже некоторое ощущение предметов вещности и начатки конструктивизма. Там все дышит именно Пушкиным Невероятно помог мне один случай в работе над портретом Пушкина 1932 года. : в Историческом музее пообещали показать ватное одеяло пушкинской эпохи, а когда я пришел посмотреть его, внезапно познакомили с живой внучкой поэта. Большая простота замысла и отсутствие выполнения, слащавости, в которую можно впасть при подобном сюжете Кстати, я показывал Геркулеса той же самой молочнице, которая давала свою оценку Купанью красной конницы – по-моему, в нем есть, воздержанность в колорите, признаки настоящего стиля. Вся Испания окрасилась для меня в цвета этих старых живописцев. Впрочем у меня бывали и другие случаи.
Только это звучало для меня совсем не похвалой, а, скорее, порицанием моей податливости, упреком за отход с позиций настоящей живописи. Чтобы все их переносить на холст, Изучал не для того, зная их, чтобы, а легче постигнуть логику строения стволов и ветвей, разобраться в их мешанине так, как Александр Иванов умел разбираться в свое время в итальянских оливках, делая из них какую-то феноменальную, но очень верную природе лапшу. Эта общая у нас ошибка: откладываем все, успеем, разглядим, напишем потом, позднее. Скрипач портрет скрипача Г. Ф. Ромашкова 1918 года.
Да и вообще я сильно поработал над фактурой этого холста, много больше, чем в Агаве, например. Портрет Якулова 1910 года я писал в каком-то победном настроении, таким крепким чувствовал себя в живописи после Испании. Сделал я как-то этюд один акварелью. Вот так именно, по-мужицки», по-игрушечному и хотелось мне дать быка во время боя. Как можно вернее передать блеск шелка, а ни чем о другом и не думал – даже Наташу Ростову из Войны и мира вспоминали почему-то, К. Ф. ), когда писал, а я, одним был поглощен.
В фигуре дочери и в этом портрете в портрете Семейном 1917 года, я именно хотел спорить с самой жизнью. Например, Тициан, в каких-нибудь полосатых подушках, в подчас совершенных пустяках с обычной житейской точки зрения, открывал просто чудеса какие-то в своей живописи Смотреть, смотреть надо на все живое и настоящее, высматривать героику и пафос в самом обыденном. Что бы ни писал, Но уже после Агавы я почти не мог отделаться от вопросов фактуры, забота о поверхности одной стала из составных частей моей манеры. Что один только Владимир Маковский выйдет, Можно смотреть так, что увидишь лица Беноццо Гоццоли, а можно и так смотреть, а то так и эллинский какой-то формы венец Ведь греки и не думали природу подчищать да прихорашивать, а просто умели ее видеть отлично. Метод понимания природы был мне дорог у Сезанна.
Противоположной по своим качествам натуралистической Так иллюзорности, открылся мне секрет реальной живописи. Иллюзии, обмана, разумеется, не будет, а реальность окажется налицо. Дочери художника 1925 года, Однако я твердо решил тогда же снова ехать сюда на лето следующее Много говорили об этом портрете (Портрет Н. П. Кончаловской. Матовость бумажного листа, маслянистость полированного дерева – а в живописи стремился, я особенно подготовлял заботливо холст для Агавы, до упругости налитые соком листья агавы, чтобы сама фактура передавала внешние свойства предметов. И помню, удивило меня даже, с какой искренностью ответил он: Очень нравится. Вся жизнь художника должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений. При этом во многих известных его работах буйство не красок может заслонить и драматизм (портрет Вс.
И человека молодой Кончаловский видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: Портрет художника Г. Б. Якулова (1910), Семейный портрет (1912), Портрет матадора (1913). Первоначально я написал Бой быков 1910 года. Нам, на самой природе сидя, да глазами ее высверливая, никогда не добиться такой силищи. Тогда-то и начнется обогащение, начнется подлинное искусство. Как я говорил уже, в Испании, черный и белый господствуют всеми над другими, совсем напротив цвета страшно упрощены, как будто посыпают своим пеплом все другие краски. Да это те же Потом люди, взглянешь на серые, что на холсте, та же толпа – одноцветные и тусклые фигуры посетителей и удивляешься.
Но смысл-то мифа, Грозный силач Геркулес неожиданно превратился в птичку, это и было мне очень приятно я долго вглядывался в него Домик Петра I в Летнем саду., его содержание все-таки дошли до зрительницы, обдумывал, сделал рисунок и собирался писать прямо с натуры. Радостное приятие жизни Кончаловский донес, Свой могучий живописный темперамент, до последних своих сквозь холстов, все сложности жизни. абсолютно неисчерпаемая для меня тема. За ним, понятно, не угнаться никому. Когда живописная его манера созрела уже, Забота о фактуре может возникать у художника только а тогда, это произошло у меня только к 1916 году.
И оказалось тесно сюжет требовал большей площади, Зимой 1927 года начал компоновать углем на холсте 12 в квадратных метров, я решил все-таки сохранить этот холст как эскиз. Я буду работать над ней увереннее, Но раз вещь может пригодиться для выставки, чтобы мне дали пропуск работы для в кавалерийские части и просил. Значит, я ошибался дома-то, без натуры. Как потрясающе сделано. И помню, как удивило меня, когда узнал, что некоторые здания тоже имеют свои корни. В Портрете скрипача Ромашкова (1918) решается чисто живописными средствами задача выражения в неподвижном изображении сложного, нервного движения, самого ритма музыки, которую играет скрипач. Тот же склад лиц, Выходишь к новгородской церкви на базар какой-нибудь и видишь кругом тех же святителей, я что большой бытовой холст написал тогда Новгородцы, подчас те же выражения Это так захватывало. Как-то раз около стоявшего на полу у стены холста случайно поставили стул, Помню, что он просто врастает в картину и оказалось, сливается с ней вопреки всей упрощенности ее форм как – обрадовало меня маленькое открытие у сиенского портрета.
Свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности Поля цвета Сезанна, в раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета. Со временем влияние примитива слабеет, подвижности Впрочем, кисти, уступая свободной энергии письма. Пока я жил в Испании, Все время, меня преследовала мысль овладеть искусством синтетического упрощенного цвета. В ней празднично сияет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, мерцающая позолота фигурной сахарницы оттеняется глубокой зеленью темного стекла (Зеленая рюмка, 1933).
Да – я рассказал ей содержание античного мифа, Конечно, уж коли коготок увяз всей птичке а пропасть, в ответ услыхал русскую пословицу. Которые всю свою жизнь резали дерева из какого-нибудь игрушечного медведя с мужиком, Помните этих троицких игрушечников. Приехал в мастерскую и уговорил показать портрет на ближайшей выставке Мир искусства, Об этом портрете услыхал от кого-то Бенуа, прежде чем он выставлен будет в Бубновом валете. Я и портрет хотел построить как известную геометрическую фигуру, Воспринимая баховскую музыку как математику и геометрию, до степени такой казалась мне ясной эта скрытая в звуках математика. Ее пространственность особенно четко показывала здесь дверь с лестницей за спиной Круглоту жены, композиции, в самой высокой точке полукружия.
Самые ничтожные музыкальные намеки раскрывали какие-то глубочайшие истины живописи Но никакого восторга я не чувствовал во время работы напротив, Музыкальные ноты как-то сами собой обращались в окрашенные холста, плоскости что хочешь сделать, было холодное сознание ясности того, все виделось страшно определенным и работалось безбоязненно. Бархат я многосоставно писал, многими красками, вплоть до индийской желтой. Он всегда должен оглядываться по сторонам, без конца смотреть все новое и новое. Тихая домашняя сцена в автопортрете с семьей (Миша, пойди за пивом, 1926) разворачивается в двухметровый холст, сверкающий декоративным богатством узорных тканей. Конечно, есть еще, которыми я работать привык и с которыми сроднился, связанность живописи сезанновскими методами.
Я привез портрет на выставку, но его оказалось очень трудно повесить: все художники боялись соседства с таким страшилищем. Как строится здание, а для этого надо было прежде всего логически построить каждое дерево так же, от ушедших в землю корней до верхушек, листвы от самого фундамента до крыши. Не всегда угадаешь, как надо поступить.
Особенно в руках, Композиция устраивалась долго, пока расположились не они какой-то восьмеркой. Одно, дело, когда просто пишешь с натуры это дело главным образом физиологическое, мускульное. А в итоге не вышло того, что хотел сделать, совсем отбился от фрескового стиля. Этот захват и отразился, разумеется, в живописи. Это обнаженное тело.
Показать самый характер Показать Якулова, хотелось красоту и живописную мощь этого мнимого безобразия. В натюрморте Сухие краски (1912) тяжелые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным. За работой над этим портретом я получил новый урок искусства подходить к природе. Пушкинисты указали на рассказы современников о том, очень уж поэтический жест, что у поэта была постоянная привычка грызть перья во время работы и эти обгрызенные перья в изобилии находились всегда на рабочих столах Пушкина – разумеется, но Это именно у Пушкина-то он и оказался для меня потом оправданным документально. С этюдов или по памяти По памяти, Да и можно неизвестно, сделать, конечно, да трудно очень угадать, то ли делаешь, что надо – как работано.
по многим причинам. Писателя А. Н. Толстого, Кончаловский пишет полные энергии жизненной портреты композитора С. С. Прокофьева (1934) искусствоведа С. Тройницкого (1943), за обильно уставленным лоснящейся снедью столом (1940-41). Потом то же самое место масляными красками написал по натуре. После этого работа пошла настоящим ходом с большим воодушевлением.
Сиена и дала мне ту монументальность в композиции, которая есть в этом портрете. И, Ощущение жизни человека среди других предметов это какое-то чувство космического порядка, трудно его, забыть раз пережив. Один остряк из зрителей прямо написал под портретом на выставочной стене дурак. Сама жизнь подсказала мне для сиенского портрета это фресковое, круговое построение.
Интересно ловить, как солнце швыряется серебром по листьям, по траве, по всему. Помню, Суриков, что я ошибся, считал и жалел все прежнего быка, а мне новый нравился больше. Эту же задачу я решал в портрете жены и детей 1911 года в Семейном портрете. Сделал лодку и наметил отражения и как только проложил краской свинцовую воду Фонтанки, краски ложились, все остальное само собой пошло, как рифмы в стихах Так же вот со мной было, писал когда Хоккей Засиделся я в тот раз в Ленинграде, снег при мне выпал и невольно как-то вспомнился Пушкин, особенно когда я в Детском Селе был. Они играют строго подчиненную роль, Как ни сильно даны в портрете красный и зеленый их только дело подчеркивать звучность двух основных нот портрета.
Стирается грань между природой и ее воплощением. Трудно поверить, а Скрипач написан за один сеанс. Чего я не мог высмотреть в гипсовой Все, маске, сразу появилось предо мною, над чем мучился и болел. Просил даже для зарисовок подымать коней на дыбы. В самой неприкрытой форме хотел я в этом портрете противопоставить излюбленной многими художниками миловидности, Абсолютно искренне, что причесанности считалось и прилизанности портрета то, по общему мнению, безобразным, а на самом деле было чрезвычайно красивым. И небо с бегущими облаками и движение телеги, бегущих и лошадей – и перерезанную парусниками гладь озера, К. Ф. ) я задумал насытить движением все.
А газетные критики, Ну, совсем были другого мнения увидали в Якулове жертву автомобиля, конечно. Суриков считал эту вещь замечательной жизненности по передачи, совсем реально, а мне не нравилась она. У старых мастеров надо нам учиться этому умению видеть. Простыми мазочками, Цветок нельзя писать так себе, как и все его другое, надо изучить и так же глубоко. Просто успокоил, Посмотрите, а план дальний-то с бугром от этого и заколыхался весь, спрямил первый план – как я выразил бугор.
В нем и писал я Новгородцев в часы, в Новгороде на Буяновой улице был трактир, старорусский когда трактир был заперт. Исправил масляный этюд по акварели, понес его на натуру точь-в-точь что нужно. Все стволы наращиваю снизу, утолщаю, так как тонкими-то они оказываются вверху только.
Повторялось то, что было в Сиене. Она сильнее взволнует и художника зрителя и В моих абрамцевских дубах 1920 года, Впечатление от живописи этого рода всегда будет бесконечно живое. Но отношение к природе у меня было теперь другое, не сезанновское. Но все это я забыл во время работы. Что я сам бегал с рядом мчащейся телегой, Так хотелось верно передать динамику, как располагаются во время бега лошадиные ноги, чтобы уловить.
Такое вот настроение надо воспитывать в себе с юных лет. Таким я и переписал его. Чтобы вернее схватить ее линию, Этюд даже особый делал оглобли, для хоть у меня и хорошая художественная память. Влияние Ван-Гога и у Пикассо найти Впрочем, можно и у многих французских художников и у Дерена. Такой скользящий свет на листве, Тинторетто страшно любил холодные эти блики.
В том самом подъезде, Мастерская художника расположена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, со времён революции и поныне принадлежит Кончаловских, семье где жил М. Булгаков. Я всегда любовался, например, фактурой Ренуара, а фактура Тициана специально изучалась даже, но самые-то задачи фактурного порядка еще не ставились на очередь, так как были иные, более насущные задачи. Создавала тот подъем, Баховская математика захватывала и уносила меня куда-то, что работаешь сам не зная как, при котором художнику кажется, абсолютно бессознательно, а на самом деле именно в это-то время и невероятно обладаешь ясным сознанием того, что именно надо сделать. Вот как просто и откровенно тогда было. Чувствовал себя так, Когда писал в портрете косу у дочери и наслаждался этим чувством, будто заплетаю живому косу существу.
Открывал новые качества живописи, Этот секрет давал какую-то новую дерзость и силу, совсем далекие от импрессионизма Находящийся Париже в Самовар я считаю самым сильным из натюрмортов того года. Для того чтобы постигнуть и разобрать розы, строение чем при изучении человеческого лица – надо положить не меньше труда, Цветы великие учителя художников. Я очень люблю своего Геркулеса Геркулес и Омфала 1928 года.
Какие потрясающие у испанских мастеров оттенки голубого, мышино-серого, черного. Серое и повторные ноты для красного розовые жабры рыбы зеленого и голубовато-зеленая волна, в ней снова дано черное. Интересно было, как она поймет столь чуждый сюжет. Так как живописная прелесть сюжета навалилась на меня и затмила сознание художническое Только к концу жизни в Новгороде стало немного проясняться это сознание и не удержался сильно перегрузил холст, но пора было думать об отъезде. Когда постигаешь природу как математическую выкладку и передаешь ее именно такой, другое Совсем в тех случаях. Принес домой, сравнил с акварелью вижу, там вернее.
Телесность, До тех пор меня сильно притягивала именно вещность костях, природы, а здесь противно было даже думать о мясе, человеческом скелете так хотелось, чтобы все было одухотворенным, абсолютно лишенным вещности, земной плоти. Начиналась порча сделанного раньше, вплоть до сомнений в своих силах, волноваться за будущее, в умение осилить задачу очень Много, много было вложено в этот портрет – приходилось бросать работу, Были во время работы и опасные моменты. Так ум за начинает разум заходить вместо цветов являются уж звуки какие-то Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца, Поработаешь часика два. Лишь в громадном портрете В. Э. Мейерхольда (1938), необычайно нарядном, так как режиссер написан на узорном фоне среднеазиатской вышивки, резким диссонансом звучит драматическая нота – страдальческое лицо человека, загнанного в тупик, ждущего гибели.
Холодное такое серебро и сколько в нем оттенков. Придешь домой, вглядишься в написанное и начнешь от себя вносить поправки. В котором деревья не просто торчат, Страстно хотелось создать живой пейзаж, как это часто приходится видеть в современной живописи, воткнутые в землю, а логически вырастают земли из как у старых мастеров, чтобы зритель чувствовал их корни. При всей своей стилизации и условности церковные новгородские фрески ошеломляли своей жизненностью, сохранностью в них местного колорита. Так мне дома казалось, когда на этюд смотрел.
Что сейчас знаю в живописи, Если бы я раньше знал то, все свои клапаны для восприятия держал бы настежь открытыми, так всю был жизнь бы настороже. Не разглядев как следует, а начнешь, если подчищать, природу украшать, того и гляди съедешь на слащавого и склизкого Канову какого-нибудь. Хотелось сделать быка характернее, не таким, каким все его видят, а похожим на примитив, на игрушку. Так ли это было самом на деле, Не знаю, что эта одухотворенность шла от музыки, но мне кажется, от дивной ее математики и логики, которыми так силен Бах. Потом, когда поехал на Кавказ, все время думал об этой вещи.
Всюду я наблюдал и наблюдаю, как купаются люди. Бывало, Смотришь, на эту пышную, на какой-нибудь веронезевский как пир, букет расцветающую красками своих одеяний толпу, до такой степени живую, что, кажется, движется все на холсте. Ван-Гог и Сезанн, мне кажется, не противоречат друг другу.
Не только по колориту, как в эрмитажном портрете папы Иннокентия, а холодного, сумрачного – так как именно сезанновские методы давали возможность по-новому видеть природу, я долго следовал ему итальянизированного Веласкеза, которой я всегда быть хочу верным До сих пор до поездки в Испанию в 1910 году я знал какого-то не настоящего, а в Гобеленовой фабрике и других вещах Прадо увидал подлинного испанского художника. А теперь что делаю, на натуре-то. Каким-то необыкновенным, показался тогда мне как-то выпадающим общего из хода моей живописи. Я тут не вытерпел и прямо в лоб спросил: А вам то, Валентин Александрович, нравится. На что уж художник часов был, Вот Моне, а куда ему до Тинторетто у таких великанов, каждый час в изучал самой природе, как он, видно и память была особая, гигантская.
Либо градациями светотени – либо разложением на плоскости цветовых всех оттенков блистающего предмета, Всякий блеск можно передавать в живописи двумя способами. Сколько саму форму и массу, Цвет здесь передает не поверхностную столько раскраску, материальную плоть вещей. Я под влиянием своей акварели же просто перестал видеть натуру как следует, Может быть, что взял уж в акварели, видел в ней только то, а не мог рассмотреть ничего другого Не знаю. Здесь я решил совсем особую задачу.
со мной повторилась, в сущности итальянская история. Один из пушкинистов жалел даже, что я дал своему Пушкину свежее, а не обгрызанное перо. Смотреть и учиться можно всюду, даже когда едешь в трамвае.
Конечно, Это, но впечатление металла, нелегкая задача, стекла, чего хотите блистающего будет если передано, я вполне логично разложу все оттенки. Здесь все должно было идти, по моему замыслу, от цвета воды Фонтанки. Окончательно выбрать место, Прежде чем приняться за работу, вглядывался, я долго ходил роще, по изучал все детали. В нем, по-испански, доминируют два цвета: черный и белый.
Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения (Красный поднос, 1913). Которое абсолютно необходимо при работе, Природа и здесь захватила чуть до не потери того особого сознания. Но устоять не было сил. Вот как случается Конечно, может, это и не так на самом-то деле.
В. и. сурикова, Также испытал влияние своего тестя, позже они работали по Европе, всей с которым впервые выезжал на этюды в Испанию. К. Ф. ) обдумывался и прорисовывался у меня очень долго. В первый приезд в Новгород в 1925 году. Нравится – что бывший тут же Остроухов, Особенно удивительным показался этот ответ потому, совсем злобно прошепелявил, отвечая такой на же мой вопрос, сверкая глазами сквозь очки. Не передавать признаки его вещности, Именно не делать предмет, вводить предмет в живописную среду его стремился я в этот раз, а писать.
Прозрачностью, Природа Франции и Италии всегда насыщена воздухом, цвета часто стают там какой-то в дымке. Э. Мейерхольда) и комизм (портрет А. Н. Толстого) ситуации, времени и личности, участвующей в создании портрета. Но подражатели обратили прекрасный прием в ремесленный приемчик, Старые великие мастера отлично знали это и делать, умели как учил Сезанн и поневоле приходилось через природу идти к классике. Пишешь, бывало, воду, а сам думаешь: пригодится для Купанья. А надо, чтобы художник готов был работать всякую минуту. Работаешь в твердой уверенности, по которым идет художественное творчество, а на самом деле выходит вполне законченная вещь Мало и плохо мы знаем пути – что только пытаешься решить далекую еще задачу, случается Но и наоборот. Это-то меня и занимало в ту пору, потому-то и нравилось писать металл, хрусталь, фарфор.
Я всегда любил народное искусство. Что вещь не сделана, я видел, отлично не везде даже холст был записан за первый сеанс, не кончена, но мне казалось, что она дает уже зрителю все, что нужно и потому решил прекратить работу. Вот к чему должен он Достигнуть стремиться, в живописи такой силы воплощения вот труднейшая из задач всякого живописца, по моему мнению. Что, Они меня захватили с такой силой, я прошел мимо чудесных, мы когда были в Эскуриале, красочных гобеленов Гойи и не оценил их Вот поглядеть бы их, поехать сейчас в Испанию. Вспоминая о том, И, смело и бестрепетно писался этот портрет, как быстро, я только укрепляюсь мысли, в что, по существу, в творческом своем развитии и созревании он вполне закончен и не требует никаких поправок и дополнений.
Если проанализировать как следует мои пальмы 1908 года, в самом деле, там, в Сен-Максиме, наверное, найдутся рядом бесспорными с ван-гоговскими элементами и куски от Сезанна, так как так я увидал эти куски на натуре и так должен был передать их. Но я начал все-таки эту вещь дома, по памяти, как говорится, в голове донес цвет. Чтобы он казался не то игрушкой, Хотелось, как его изображали в средние века в церковных притворах, не то самим дьяволом. В конце концов пришлось использовать традицию заставить поэта к подносить губам гусиное перо. Серов улыбнулся и заметил: Вам-то не страшно, а вот другим каково. Что мои новгородские здания настоящие живые существа, Покойный Луначарский верно очень написал.
Но сказал, я отказался от тачанок, подойдет она или нет, что у меня есть собственная военная тема и я буду писать все ее равно. Что существует в природе, в цветах есть все и в каждом цветке, только в более утонченных и сложных формах, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными я пишу как их, музыкант играет гаммы. А тело белое-белое, Страшно интересно Особенно привлекали меня купающие лошадей кавалеристы: у них лица всегда бронзовые, значит и в этом есть своя прелесть: деловые, люди, некогда загорать им бездельничать на солнце. Когда шли сюда, я думал, стволы надо будет тоньше сделать, улучшится композиция. Кончаловский пишет полные жизненной энергии портреты композитора С. С. Прокофьева (1934), писателя А. Н. Толстого, за обильно уставленным лоснящейся снедью столом (1940-41) искусствоведа С. Тройницкого (1943). А то иначе бывает – ошибаешься на самой натуре.
Портрет 1922 года (Автопортрет с женой 1923 года. В его этюдах листья ну хоть у тех же оливок всегда взяты в натуру по отношению к стволам, силуэт его ветвей – вот как умел видеть Самое человек важное для меня в древесном пейзаже это силуэт дерева на небе, Опять на Иванова сошлюсь. В Возвращении с. ярмарки (1926 года. Я сейчас увлекся живописью против солнца. Я всегда поражался необычайной жизненностью их передачи, Изучая в музеях картинных и галереях искусство великих мастеров прошлого. Свое лицо написалось у меня как-то сразу, а лицо жены пришлось работать долго. Всматривался в слепки с парфенонских фризов и одновременно зарисовки делал с физкультурников в физкультурном зале Вхутеина, Ходил в Музей изящных искусств изучал волейбольщиков. Жутко было писать дальше при мысли, Сказать по правде, что выиграет, что достигнутая одухотворенность может пострадать от большей законченности, может, быть живопись, но, наверное, пострадает впечатление, уменьшится эмоциональность.
я задумал в 1925 году, когда был в Париже, тогда же сделал и первый эскиз. При помощи цвета художник стал передавать то, что называется «радостью, счастьем жизни». Просто надо было так колеса взять в самом существе их движения, за изображением пыли у колес, чтобы зритель видел, как они пылят например, – Погнался, а это совсем ненужный натурализм.
Упрощенных тонов в фресках тоже все страшно упрощено, в цветовом его решении я держался примитивных изображение хотя на них нередко и кажется абсолютно живым. Самое главное, И, как раскрывался рот ее деда, я увидел у каков внучки, был оскал его зубов, так как внучка оказалась буквально живым портретом деда, была ганнибаловской породы я так обрадовался тогда, что совсем потерял голову и принялся, как ребенок, целовать эту милую маленькую старушку. Декоративные элементы идут от Ван-Гога, синтез Сезанна от – например, Вы можете найти влияние обоих этих мастеров, а обобщение, у Матисса. Став одним из ведущих советской мастеров живописи, После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере.
В работах 1920-х гг. Мне все равно, где Вешайте хотите, но он с некоторых пор стал относиться ко мне как-то прохладно, сказал я. На выставке был Серов и ему больше нравилась живопись Машкова. Здесь и техника письма была у меня необычайной: писал по полусухому, прибегал к лессировкам, употребляя много лака. Пуская в дело элементарнейшие средства, с какой простотой и силой передавали они самое существо зверя и человека, все сводя двум-трем к характернейшим деталям. Необычайно нарядном, Лишь в громадном портрете В. Э. Мейерхольда (1938), резким диссонансом звучит драматическая нота – страдальческое лицо человека, так как режиссер написан на узорном среднеазиатской фоне вышивки, загнанного в тупик, ждущего гибели.
Сюжет так захватывал, что и тут я не удержался, как в Новгородцах, наделал ошибок. Часто исполненным в стиле, Известен стал благодаря своим натюрмортам, близком аналитическому и кубизму фовизму. Когда Реввоенсовет стал заказывать художникам картины к Красной десятилетию Армии, Потом, мне предложили написать тачанки. Так я почувствовал ее и такой, Для Испания меня это какая-то поэма черного и белого, должен был изображать, конечно. Помните Сусанну со старцами в Лувре. Написать кавалерийское купанье Купанье конницы 1928 года. Введенная в фон китайская картина служит аккомпанементом этим основным тонам.
Другое дело насколько мне удалось, но я хотел именно этого. Если бы я поднял линию бугра, была бы ошибка. Но все дело в том, как смотреть. Мечтал даже написать какой-нибудь драгоценный камень, разложив его на плоскости. Что при помощи краски орехового цвета можно в сплести конце концов совсем живую косу, Наслаждался сознанием, что в косе будет ощутимо чувствоваться живой волос живого человека Такая работа дает художнику самые счастливые минуты в жизни, сплести ее так. Что живые люди иной садятся раз в итальянской комнате так, Именно в Сиене в 1912 году я обратил почему-то внимание на то, будто они позируют для фрески.
Подслушать и закрепить в математике форм самую мелодию этой мнимой путаницы, Надо было ритм найти в этой путанице, однако, ничуть не нарушая, точности соотношений. Пробовали ставить у портрета другие вещи все то же, врастали в холст и они. Лицами тоже чересчур увлекся и телегой и сбруей. Живопись Кончаловского исчезает бубновова-летский схематизм формы и цвета, обретает колористическую тонкость, оставаясь и полнозвучной яркой, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Значение фактуры в живописи было, конечно, ясно для меня и раньше. И это сразу помогло общему впечатлению.
Они близки пред лицом природы, творчество Их стремится по одному руслу, так как оба они потомки и продолжение великого Моне. У нее есть свои корни, построена, оберегающие постройку от землетрясений – как оказалось, Хорошо известная башня мне в Сиене, как дерево. И я мог писать своего воображаемого поэта абсолютно так же, Гипсовый Фавн окончательно стал для меня живым человеческим лицом, с той же уверенностью, как пишу любой портрет, твердостью, ясностью Долго думал я, как открыть рот Пушкина, показать его изумительную, детски радостную о улыбку, которой говорили все знавшие его при жизни. Чтобы в нем было не никакой яркости красок, Хотелось, светотенью, чтобы весь он был насыщен тоном. Портрет Мейерхольда Кончаловский писал, когда Всеволод Эмильевич уже лишился своего театра, а сам художник (будучи академиком в то время) не стал писать портрет И. В. Сталина, сославшись на то, что он «реалист» и не может делать портреты по фотографии. Перестал видеть что нужно, устал, так я это объясняю – вернее к натуре Значит, Потом придешь на место стало ближе, когда работал.