Преображенский. Все названные аспекты и контекстуальные резонансы достойны подробного описания. Далекое близкое. Бывшая же портомоя знала, что больше всего на свете было дорого великому шкиперу России. 31 См. : Лопгман Ю. М Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века).
Официальная версия гласила, что царевич по выслушании смертного приговора «почувствовал во всем теле своем ужасную судорогу, от которой на другой день и умер». В этой связи нельзя не отметить, что И. Н. Никитин, посланный самим Петром учиться живописи в Европу, создал наименее каноничные (по сравнению с Л. Карава-ком, И. Таннауэром, Ж. М. Наттье) портреты, не имевшие, однако, целью отразить всю сложность личности царя. Завершали ряд юстиц-коллегия, духовная коллегия – синод – и главный магистрат, ведавший городскими делами. Думаешь, вот-вот человек попросит позволения отдохнуть немного – особенно в выражении в глаз, складе губ и, почти грустном, как будто болезненном, чуется усталость. Основание Петербурга» (1838, ГТГ).
Вся его наружность обличала в нем ум, глубокомыслие, величие и не лишена была грации. В ней художник и теоретик искусства А. Н. И пусть солдаты и пушки пока деревянные – государь рад: растет наследник, солдат России.
Военная, Оказывается, морская и дел иностранных – из всех 12 коллегий три считались главными. Впрочем, Это повторялось, он тотчас оправлялся, не часто притом блуждающий и страшный царя взгляд длился лишь одно мгновение. В полной мере эти свойства художественной выражены риторики в скульптурных произведениях Б. -К. Современники вспоминают поразительные сцены.
Прежде всего, Отметим, в частности, что новый этап исторической в живописи был непосредственно связан с мировоззренческой программой эпохи и, с проблемой личности. Очень своеобразная трактовка образов, тем несколько стилизованный рисунок, которая чувствуется во всех фигурах, экспрессия, – все это сделало гуаши не Серова просто книжными иллюстрациями, а самоценными произведениями. Приведший вместе с тем к политическому кризису, После победы в Отечественной Россия войне еще десятилетие переживала подъем. Я сразу вспоминаю строки из поэмы Пушкина «Полтавы». Что кончил бесконечную войну, Петр был вне себя от радости, забывая свои и годы недуги и, пел песни, плясал по столам.
Исследованию стиля и манеры живописцев, Не всегда с уверенностью можно автора назвать того или иного портрета XVIII века – изучению авторства их техники посвящены многие исследования. Это контекст творчества самого Венецианова, Во-первых, где названное сочинение безусловно великого мастера и создателя крестьянского жанра в русском является искусстве единственным произведением в историческом роде. В застенке Тайной канцелярии один из свидетелей показал потом, что Лопухин промолвил: «Еще его, Степана, свеча не угасла, будет ему, Лопухину, впредь время». Их неоднократно копировали, Портреты этого типа иконографического были популярны, варьировали и гравировали в течение последующего времени. Известен портрет Петра I работы Ж. М. Наттье. Рябушкин получил увольнительное свидетельство от волостного управления села Станичной слободы, в котором говорилось следующее: «1875 г. Августа 16 дано сие в Тамбовской губернии Борисоглебского уезда из Борисоглебского волостного правления мальчику села Станичной слободы Андрею Петрову Рябушкину в том, что он уволен для поступления в воспитанники какого-либо художественного заведения, где только может быть принят к изучению художественному искусству Родителей его в живых нет». Рябушкину было 14 лет, когда он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
Зритель словно смотрит изображенных на людей снизу вверх – Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции. Усы, точно наклеенные, здесь заметнее, чем у Кнеллера. Все это сопровождалось страшными судорогами лица, конвульсиями рук и ног. Как указывает Д. А. Ровинский, портрет был начат 18 мая 1717 года во время пребывания Петра в Париже. Вейнберг8, А. Г. Верещагиной 9, А. Помарнацкого 10, др.
Вместо 1200 экземпляров было напечатано всего 30 только – для самого Петра и его ближайших сподвижников. «Вострепетав сердцем и ужаснувся духом», директор решился нарушить прямое указание царя. На переднем плане – вода. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. Первые известные портреты Петра I были исполнены иностранными художниками. Что судьбы России сложились бы более счастливо без этой государственности и если нынешние критики Петра порой утверждают, который хотел бы представить себе русскую историю без Пушкина и Достоевского, то вряд ли человек, найдется Толстого и Тютчева, без Московского университета и Царскосельского лицея» 32. Сирота Петр Алексеевич, Ровесник покойного Шишечки, вниманием ни нянек, не согретый ни любовью близких, подрастал и этому радовались все, кто ждал конца царя, – Лопухины и многие другие враги реформатора. В Англии ему показывал знаменитую Гринвичскую обсерваторию сам основатель её и первый директор Дж.
Петр напряженно думал о будущем: у него оставались Екатерина и три «разбойницы» – Аннушка, Лизанька и Натальюшка. От традиционного в XVIII веке портрета, также широко откликалось и на эти события, так парадного называемого и сочиненного, монументальной скульптуры до театрально-условного в живописи рубежа XIX-XX веков – разумеется, Изобразительное искусство и стремилось обозначить отношение к личности царя-реформатора в самых разных формах. Она дает ему то, чего не может дать весь мир его внешней жизни – враждебный и сложный. Прянишников и В. Г.
К изображению Петра в разных ситуациях постигал художник сложную личность великого царя до самых глубин, Обращаясь к разным сюжетам. Это контекст, Во-вторых имеющей далекие и многообразные прецеденты до и после Венецианова, самой созидаемый петровской темой в русском искусстве. Тамошние учёные показывали ему в Дельфте только что открытые «микроскопические объекты». А, Вдруг занавес открылся не во время в спектакля, рабочее время, так сказать, когда закулисная жизнь становится видна на сцене. Что Пётр I, о том, создал вместо прежних приказов 12 коллегий, государственно-административное реформируя управление России известно каждому школьнику. 1716 годом датирована французская гравюра с портрета, написанного Луи Каравакком. И мы сразу понимаем, Император величественно просвещенную улыбается, Россию, он уверен в своих силах и отдаст их все за новую великую. Отчаяния и бессилия был исполнен Петр, читая строки этого допроса.
А 15 ноября года 1723 был обнародован манифест о предстоящей коронации Екатерины Алексеевны. В трех главах анализируются последовательно отвечающие избранной теме произведения XVIII и XIX века, сформировавшим особую эстетику и оставившим, который признан отдельным периодом в русском искусстве, несмотря на непродолжительность, заметный след во всех областях искусства – а также рубежа XIX-XX веков, Структура работы соответствует исторической периодизации. Именно вот таким образом (особенно в кризисные моменты) русская мысль неизменно обращалась ко времени царствования Петра – в поисках причин современного кризиса, образца или антиидеала – причины и смыслы, находимые в той эпохе, могли быть разными, но «точка отсчета» всегда одна.
Что из разных художественных практик, а потому значение предпринятого здесь исследования именно в таком аспекте состоит в том, а также теоретизирований собирается целостная картина, подходов, демонстрирующая как динамику в трактовке образа, так и некоторые устойчивые, сквозные мотивы казалось в, бы, далеких и несопоставимых произведениях изобразительного искусства. Кутепов для иллюстрирования 2-го и 3-го томов своего исследования по истории охоты. Так и динамику – в постепенном наслоении смыслов, Тем самым было возможным проследить как самое начало – первые обращения к образу Петра Великого в русской живописи, так и влиянием актуального в каждый отмеченный период исторического обусловленных момента, как традицией. Последнее наблюдение сделано М. Г. Неклюдовой в книге «Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века» (М., 1991). В этой стране его тепло принимали учёные Оксфорда и некоторые историки полагают, что во время осмотра Монетного двора с ним беседовал сам директор этого учреждения Исаак Ньютон Директор Петербургской типографии М. Аврамов, прочитав перевод, пришёл в ужас: книга, по его словам, была пропитана «сатанинским коварством» и «дьявольскими кознями» коперниканского учения. А. П.
Так и конкретную реализацию темы петровской эпохи, Эта черта определила как пафос, общий строительства Петербурга в изобразительном искусстве, образа Петра. Общее у них – это показ Петербурга не с парадной стороны, Петербурга, который в процессе строительства, он уже есть, но пока еще не тот «град», который «вознесся пышно, горделиво» – это бытовое, трудовое прозаическое пространство, но не оплот гимна. Зная, как Петр расстроился из-за получившего как-то повреждения своего «сынка» – корабля «Гангут», она писала царю в армию, что «Гангут» прибыл после успешного ремонта «к брату своему bdquoЛесномуldquo, с которым ныне совокупились и стоят в одном месте, которых я своими глазами видела и воистинно радостно на них смотреть. » Нет, никогда так искренне и просто не смогли бы написать ни Дуня, ни Анхен.
Тот факт, что Серов стремился представить «своего» Петра, не вызывает сомнения. В Голландии он бывал на лекциях знаменитого химика, ботаника и врача Г. Бургаве (1668-1738), того самого, который первым стал применять в медицинской практике термометр. Меня поразил парадный портрет Петра I созданный художником И. Н. Никитиным.
Документализм живописи Никитина сочетается здесь со своего рода колористическим в символизмом драматическом противоборстве противоположностей – холодного и теплого тонов. Валентин Александрович Серов жизнь и творчество 1865-1911. Отец и старший брат Рябушкина были известны как иконописцы и сам он с детства начал рисовать ребенком пел в церковном хоре (его музыкальность и позднее привлекала внимание). Время. Долгодействие творческого импульса, оставленного петровской эпохой и личностью преобразователя позволяет рассмотреть заново те метаморфозы, которые претерпевает концепция исторической картины: ведь сама форма станковой картины в русском искусстве опять-таки ведет свое происхождение от времени Петра I. Петербург в ипостаси «великого города», наподобие занавеса, закрывает, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни».
С дыбы, куда его вздернули немедленно, Лопухин пояснил смысл своих слов и смеха: «Говорил он, что свеча его не угасла потому, что остался великий князь Петр Алексеевич, думая, что Степану Лопухину вперед будет добро». Не достававший до плеч темный камзол в Он обтяжку, носил круглый темно-каштановый парик без пудры, с золотыми пуговицами, гладкий, чулки того же цвета, но не носил ни перчаток, ни манжет, – на груди поверх платья была орденская звезда, а под платьем лента. Посещение исторических лекций, Копание в архивах Эрмитажа, проделанная и Серовым, куча рутинной подготовительной работы, открыла художнику много неприглядных сторон личности императора. Опять же в соответствии с требованиями эпохи, На рубеже XIX – XX веков Петр, как мифологизируется творение Петра -город на Неве, уже становится мифологизированной фигурой.
Авторству JI. Как парадные, в них возможно выделить такие типы, камерные, сочиненные, отдельную отрасль которых образуют скульптурные монументы. Постоянно жалующегося на болезни и старость, Через годы в переписке любовная проходит игра псевдонеравной пары – старика и его молодой жены. Не привыкли местные дворяне к променаду. Что уже не связывается только лишь с образом Это Петра, произведение столь значительно для русской культуры, будучи мифологизированным, но, воспринимается в общем контексте культурного мифа о Петербурге. Сам Петр имел значительное влияние на формирование искусства европейского образца в России.
Первый портрет Петра I был написан 1716 году. Петр I – выдающийся государственный деятель. Лишь в один исторический отрезок начало, – Пожалуй, первая половина XIX века – образ Петра менее других привлекал внимание живописцев. В их отношениях действительно была теплая сердечность. О значении этой работы сказано исследователями М. М. Алленовым21, Г. А. и В. Г. Титовы Алленов М. М. В. И. Суриков М., 1997 ми", Г. С. Гором и В. Н. Петровым, в других трудах, посвященных творчеству этого выдающегося художника. В. И. Суриковым создана картина 1870 года «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге», а также несколько рисунков 1872 года на петровские темы, выполненные молодым художником по заказу известного промышленника М. К. Сидорова и, наконец, «Утро стрелецкой казни» как начало создававшейся на протяжении 1880-х годов трилогии картин, посвященных переломной эпохе рубежа XVII-XVIII веков. После этого он просыпался абсолютно свежим и бодрым». «рябушкин именно не 171исторический художник187 мертвенного академического характера – а и ясновидец правдолюбец минувших жизней, Александр Бенуа написал об авторе картины следующее. Изучению творчества русского художника века XVIII И. Никитина посвящено исследование С. О. Андросова4.
Значимость эту оно получает из контекста. Тюменев (1855-1927) написал впоследствии: «Художество у него было в крови». Каравака принадлежит также сочиненный «Портрет Петра I на фоне колонны четырех соединенных флотов под Копенгагеном», монументальная картина «Полтавское сражение 27 июня 1709 года». Темный глубокий фон сосредотачивает нас на лице Петра.
Объемного изображения человеческой фигуры, Контекст петровского реформизма предопределил светской возникновение скульптуры. Очерки русской исторической живописи XV1I1 начала XIX века». Терзания Серова можно понять. Это самоценное произведение, прокладывающее мост между началом «петровской» темы в русском искусстве через поэму Пушкина, созданную в веке XIX, к веку XX, рассматривается нами в третьей главе.
Но и завтрашним днем страны, яркое Более выражение самовластия трудно было и придумать – теперь царь распоряжался не только сегодняшним. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. Победа над шведами, Но ведь создание флота, – это все не могло пройти бескровно и грандиозные реформы, без тысяч и тысяч жертв. Характеризующая отношение русской истории к Петру I сотворенной и им России, – но не есть ли это итоговая формула, включая искусство. Занимаясь им, Петр придавал этому труду большое значение и, назначил для своих исторических особый занятий день – субботнее утро. Действительно, еще при жизни Петра в среде старообрядцев и раскольников ходила легенда о «подменном царе» и «царе-антихристе»31, наряду с общим положительным образом, созданном в русском фольклоре: легендами о его небывалом трудолюбии, силе, выносливости и др.
И из него просматривается панорама любимого детища царя – блистательного Санкт-Петербурга, Оно богатой украшено драпировкой. Проведенные Петром, Реформы, что их последствия были ощутимы еще и столетия были спустя, столь значительны. Вольтер в своей «Истории России в царствование Петра Великого» рассказывает, будто Петр явился на зов умиравшего Алексея, «и тот и другой проливали слезы, несчастный сын просил прощения» и «отец простил его публично». Она не только изгоняла из царя беса. И вот тогда уже став императором российским Пётр Первый издал указ, что «ежели кто совершать променад вечерний не будет, то с тем будет говорено в Тайной канцелярии».
Получившая широкое отражение и в исторической, с образом Петра в русской живописи XIX связана века тема стрелецких бунтов и в искусствоведческой литературе. Но эта уловка, по-видимому, не укрылась от царя: в 1724 году «Книга мирозрения или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях» вышла ещё раз. Динамика восприятия образа Петра – общественным, Так, сознанием научным – абсолютно закономерно прослеживается в образах, обывательским, созданных в живописи. Но поскольку с Петром шутки были плохи, Аврамов на свой страх и риск осмелился лишь сократить тираж «атеистической книжичищи сумазбродного автора». Для нас, в частности, большой интерес представляла работа С. В. Римской-Корсаковой 3.
Он не носил ее даже на улице, Платье часто было совсем расстегнуто шляпа была всегда на столе. М., 1965. Реформатор России Пётр Алексеевич Романов придумал своих для подданных забаву, Царь-батюшка. 29 Наиболее значимыми среди них для нас были следующие: Смирнова-Ракитина В. А. По сути, Царь исключительно своей единоличной преобразовал волей страну, затронувшую не только основы политического устройства, произвел революцию, но и все сферы общественной жизни и семейный уклад каждого отдельного жителя России. В живописных изображениях Петра I утверждается образ человека, призванного служить делам земного благоустроения, пришедшего на смену средневековой заботе о «граде души».
Трагически завершившееся в 1825 году на площади, Сенатской Движение декабристов, деятельного правителя, также не способствовало повышению популярности образа царя – сильного и справедливого, которого после убийства Павла, смерти Александра I, в период тяжелого междуцарствия, не находила русская общественность. Неясный призрак у Бенуа, «ужасный» сверхчеловек у Серова – художники рубежа веков наименее интересуются типичным или достоверным, однако проникают в непознаваемое рационально существо образа. К 1736 году их было уже более двухсот, 1725 к году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй. А. ю. михайловой 7, Эти работы той с или иной степенью детализации рассмотрены в исследованиях А. П. Мюллер 6, A. JI.
Близкий друг Рябушкина И. Ф. Присущий феномену тени, Он извлек из этого формального приема гениально простой, способ отношение формировать к видимому. Образ здесь неоднозначен, не романтизирован, не героизирован, не возвышен и не дан в отрицательной трактовке – это собственно и прежде всего художественный образ, т. е. он дан в том «объективном» видении, которое характеризует всякое эстетически самоценное произведение искусства. Масштабы его деятельности поистине велики. Он был целеустремленным, уверенным в себе, суровым, но великим человеком.
И Алексей скончался от постигшего его накануне удара, апоплексического Но примирение запоздало. Уже после смерти самой императрицы в 1727 году, то есть восемь лет спустя после смерти Петра Петровича, в ее вещах были найдены его игрушки и вещи – не умершей позже (в 1725 году) Натальи, не других детей, а именно Петруши. Ознакомившись по возвращении из Персидского похода с редакцией «Гистории Свейской войны», подготовленной в результате четырехлетней работы Макаровым, Петр «с свойственным ему жаром и вниманием прочитал все сочинение с пером в руке и не оставил в нем ни одной страницы неисправленною Немногие места работы Макарова уцелели: все важное, главное принадлежит самому Петру, тем более что и статьи, оставленные им без изменения, выписаны редактором из его же черновых бумаг или из журналов, правленных его собственною рукою». В его картинах под его кистью «бытовой жанр потерял свой бытовизм». Картина А. П.
М., 1961 Грабарь Н. Э. А точнее, что-то вроде наказания. Один из присутствующих – как потом выяснилось – псковский ландрат и родственник Евдокии Лопухиной Степан Лопухин – что-то сказал соседям и кощунственно рассмеялся, На литургии траурной в Троицком соборе 26 апреля 1719 года произошло зловещее событие. Как художники изображали Петра I. Это тем более интересно, а потому первоочередной является задача выяснить и в изображениях главной персоны этой эпохи обретает естественно свои основные типологические разновидности, что вообще портрет как форма станковой изобразительности самоопределяется в русском искусстве именно в петровскую эпоху. Подчеркнуть ее значительность, Парадный портрет должен был отразить чины и звания изображаемой персоны, возможно, заслуги и, добродетели положительные – духовные качества, которые могут выразить детали антуража. Помогая отцу и старшему брату в иконописных работах, А. П.
Петр сделал много для развития и процветания России. Доходами – камер-коллегия, контролем ревизион-коллегия – – – расходами – штатс-коллегия, Финансовыми делами государства ведали три коллегии. Что этот портрет изображает Петра, При этом надобно вспомнить, Спа, в приехавшего из Парижа в Голландию, лечиться от болезни, спустя 8 лет его похоронившей. Но мало кто знает, какие именно коллегии учредил Пётр. Летом в доме Рябушкиных останавливался бывавший наездами в Борисоглебском молодой художник А. Х, сложилась как бы его жизнь – и неизвестно, Отец будущего художника умер рано, если бы не счастливое обстоятельство. «хотя хочется с тобою видеться, чаю, гораздо больше, так как Влияние на Екатерины Петра огромно и с годами оно растет – по-молодому пылая жаждой встречи и близости, в другом письме, а тебе, царь опять шутит. На картине Петр стоит у окна.
В частности, Сен-Симон был, умевшим передавать контрастные черты и создавать таким образом того, мастером динамического портрета, ком о пишет. Существуют произведения, значимость которых, если рассматривать их как «символ и симптом времени», превосходит их собственно художественную значительность. Противоречивого отношения к личности Петра, Не в этом ли начало двойственного, однако не проявившееся в силу, начавшееся, собственно, неразвитой и невозоможной в XVIII эстетики веке сложного противоречия. Художник занимается исключительно эпохой Петра I. В 1906 году И. Н. Кнебель заказал Серову картину о Петре I, Начиная с 1905 года, должна которая была изображать императора на постройке Петербурга. Государь изображен в расцвете своих лет: высокий, стройный, молодой, сильный.
Сорокин. Драматический характер его реформаторской инициативы важен был и тот особенный ореол, Деятелей искусства интриговала исключительная сложность времени Петра, в проходящих через весь XIX век идеологических спорах по поводу судеб исторических России, который приобрела фигура Петра I в контексте русской общественной мысли. Полотна, т. е. обусловленные необходимостью момента, неизбежно приобретают конъюнктурные черты, в который создавалось полотно, сложившейся традицией и др – в меньшей степени присутствием отмеченные авторского стремления к эстетической беспристрастности, Это наблюдение важно для рассмотрения исторической живописи в целом. Однако бесспорно, что полотно В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является вершинным достижением в представлении темы, как и одним из лучших образцов русской исторической живописи XIX века в целом. Вероятно, что это тот самый портрет, который находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург).
А как воплощение идеи преобразования, – в живописи Бенуа Петр I представлен несколько театрализованно – не как реальный образ, др, западничества. Именно такую жизнь мы наблюдаем в картинах художников «Мира искусства». Настоящее исследование посвящено образу Петра I в русском изобразительном искусстве – XVIII начала XX века.
Такое создание образа мы и называем объективированным. Присущую периодам решительной ломки традиционного уклада, самом в общем виде близость эпохи Петра и рубежа XIX-XX веков можно определить как двойственность. Во-первых, Различие взглядов происходило, абсолютного Петром, от дела, громадности и продолжительности влияния этого дела – чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние во-вторых оттого, что русская жизнь не остановилась после Петра и при каждой новой обстановке ее мыслящий русский человек должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении и обсуждать ее, применять к новым условиям, новой обстановке жизни» 1. «петровская реформа, решила национальные задачи, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, создав государственность, обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских держав и создав одну из ярких самых культур в истории человеческой цивилизации – при всех издержках, Об этом сказано у Ю. М. Лотмана. В этой же книге содержится определение специфики темы исторической в искусстве рубежа XIX-XX веков.
Интересно, что наивысшим достижением живописца признан портрет «Петр I на смертном ложе» (1725). Эту мысль выразил историк С. М. Соловьев в «Публичных чтениях о Петре Великом», произнесенных в канун двухсотлетнего юбилея царя: «В двести без чего-нибудь лет, пережитых Россией со дня рождения Петра, русская мысль относилась различно к этому великому человеку и его деятельности. Она была написана непосредственно в виду одра, Возможно, на котором Петр 28 скончался января 1725 года. В этот период произошла смена национального героя, неординарная личность, выдающаяся – каковым традиционно являлся царь, Это вполне и понятно объяснимо сущностью исторического момента.
14 Ацаркин Э. Н. Александр Осипович Орловский. Было отмечено изменение, Кроме того, что не могло не повлиять живописное на представление историзма, представлений о времени и пространстве. Которые должны были напоминать зрителю, Первоначально ней на была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, какой ценой построен великий город. Воспоминания и критические заметки М. А. Волошина, впервые опубликованные им в журнале «Аполлон», 1916, 6-7, помогли более полно представить рождение замысла картины, ход работы над ней. Рябушкина «Семья купца» перевернула художественноесознание современной ему эпохи. Сам Вольтер этой версии не верил и 9 ноября 1761 года, в период работы над своей книгой о Петре, писал Шувалову: «Люди пожимают плечами, когда слышат, что двадцатитрехлетний принц умер от удара при чтении приговора, на отмену которого он должен был надеяться».
Что Петр был подвержен приступам глубокой хандры, Известно, когда он все крушил и сметал на своем которая пути, нередко переходила в припадки бешеного гнева. Разворачивавшейся вокруг персоны царя, Этот портрет – один из результатов творческой напряженной жизни. С ним, а также с другим известным математиком и естествоиспытателем, – Х. Вольфом (1679-1754), он состоял в дружеской переписке. Другим из немногих портретов, атрибуция которого И. Никитину бесспорна, является знаменитая картина «Петр I на смертном ложе» (1725) из собрания Государственного Русского музея. Рябушкин приобретал первые навыки в живописной технике, задумывался о композиции и цвете. И он стал давать уроки, Рисунки крестьянского мальчика поразили его, ваяния и зодчества. В августе 1875 г. А. П, а затем проявил большое участие в судьбе талантливого мальчика и помог уехать ему в Москву для в обучения Училище живописи.
После Отечественной войны 1812 года героем стал русский народ – не великий полководец или самодержец, а простой мужик, составивший силу, перед которой дрогнули непобедимые наполеоновские войска. Но многочисленными сочинениями, в русском искусстве XIX века Петру посвященные I и его времени ныне хрестоматийные произведения бытовали наряду и в соседстве с менее известными. Так и произведения конца 8212 XVII начала XVIII века, Ими закупались как античные скульптуры. Это производило на него магическое действие и он засыпал в несколько минут.
Для исполнения «Петра I» 1907 года не случайно была выбрана темпера: художник стремился избежать блеска, абсолютной и привычной «тщательности», диктуемых живописи маслом. А. г. верещагина также рассматривает новый этап в развитии исторической живописи в связи мировоззренческими с установками рубежа веков24. Среди пира Петр встал из-за стола и отправился на стоявшую у берега Невы яхту соснуть, приказав гостям дожидаться его возвращения. Рассмотрению этой стороны образа Петра посвятила свое исследование JI. После подавления декабристского движения в России установился режим суровой реакции, когда преследовалось всякое свободомыслие и искусство было подчинено жесткой цензуре.
Противоречивость образа Петра, пронесенная через столетия, ставшая мистически притягательной для художников рубежа веков, прекрасно показана в историческом романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» изданном в 1905 году. В апреле 1719 года, проболев несколько дней, он умер, не прожив и трех с половиной лет. «петр I, так и во всей Европе и в Азии приобрел такое громкое заслуженное и имя, как у себя дома, что я не возьму на себя изобразить сего великого и славного государя, равного величайшим мужам древности, диво сего века, диво для веков грядущих, предмет жадного любопытства всей Европы – царь Московии, Вот что писал он о Петре в Париже. Репрезентативные по форме портреты великого преобразователя лишены светской парадности, Хотя иконография прижизненная Петра I оказывается довольно разветвленной.
Петербург для Бенуа и других представителей «Мира искусства» – своего рода метафора соединения пути русской и европейской художественной культуры. И чтобы развязать себе руки, он 5 февраля 1722 года принял уникальный юридический акт – «Устав о наследии престола». Так начинались десятки писем Петра к Екатерине. Тем самым художник, буквально вызывая тени прошлого, словно манифестирует близость современной ему революционной ситуации тем временам, когда Петр I, по слову поэта, «Россию поднял на дыбы». Петр изображен на фоне побережья с многочисленными крепостями и моря с выстроившимися кораблями союзного флота (русского, голландского, датского и английского), которым он командовал во время морской кампании осенью 1716 года. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике.
Так, заметным явлением искусства рубежа XIX-XX веков стали иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Современниками картина была воспринята как карикатура. Эта историческая фигура уже давно «не давала покоя» самому Серову и он, со свойственной ему основательностью, решил запечатлеть образ «настоящего» Петра, не приукрашенного и не «припудренного». Не таков он у К. Моора. М., 1968.
А. Черная2. Прежний порядок он назвал «старым недобрым обычаем». Перов и блестящий рисовальщик-академист Е. С. В картине В. Серова 1907 года «Петр I» царь со свитой, возвышающийся над горизонтом и словно закрывающий небо, наделен поразительным, «эффектом присутствия», поскольку им обладает тень, в той мере, в какой она неразлучно связана с ощущением присутствия объекта, эту тень отбрасывающего, вот здесь, в реальной близости. Растрелли и Фальконе.
Луи Каравак (1684 г. Марсель – 1754 г. Петербург) является в истории русского искусства петровской поры, наряду с И. Таннауэром, первым придворным живописцем Петра I и создателем наиболее распространенного впоследствии иконографического типа в изображении российского императора. «форма – главнейшее содержание пластики», Используя столь распространенный в модерне (и умно использованный коллегами «Мира искусства» в их исторических ретроспекциях) изобразительный прием игры с тенью и теневым силуэтом контражуром) – Серов сделал его – «формосодержательным» если воспользоваться формулой М. Врубеля. Воспетый А. С. Пушкиным, Памятник Фальконе, работы побудил многих художников и поэтов на создание своих произведений. Ни зрелого довольства своим делом, Собственное придавило величие его нет и следа ни юношеской самоуверенности. Рябушкин был известен не только как исторический художник, но, прежде всего, как блистательный книжный и журнальный график, легко справляющийся с иллюстрированием самых разнообразных сочинений. Андрей Петрович Рябушкин – один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу – возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как абсолютно точно подметила А. Верещагина, «своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности». Л., 1973 ряд выдающихся произведений мирискусников.
Голштинский министр Г. Ф. Бассевич вспоминает, что как только придворные замечали первые признаки припадка, они бежали за Екатериной. Старина стала для художника «живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей». Особенную и неожиданную актуальность это произведение получило в связи с недавно (в 2006 году) завершившейся реставрацией полотна, существенно видоизменившей облик и образ картины, что привело в некоторое замешательство искусствоведческое сообщество.
Ведь сама форма станковой картины в русском искусстве опять-таки ведет свое происхождение от времени Петра I. Петербург в ипостаси «великого города», закрывает, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни» – оставленного эпохой петровской и личностью преобразователя позволяет рассмотреть заново те метаморфозы, Долгодействие творческого импульса, наподобие занавеса, которые претерпевает концепция исторической картины. Лишь в наименее каноничных парадных портретах присутствуют черты характера, личности. Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904) – один из тех художников, которых пригласил Н. И. Не вызывает сомнения, что личность Петра – самая значительная в русской истории.
Мне кажется, Исключительность путешествия сего государя во Францию по своей необычайности, чтобы не забыть ни малейших его подробностей и рассказать о нем без перерывов Петр был мужчина очень высокого роста, стоит того, весьма строен, довольно лицо худощав имел круглое, большой лоб, красивые брови, нос довольно короткий, но не слишком и на конце кругловатый, губы толстоватые цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные и хорошо очерченные, взор величественный и приятный, когда он владел собой в противном случае – строгий и суровый, сопровождавшийся конвульсивным движением, которое искажало его глаза и всю физиономию и придавало ей грозный вид. Направленный в будущее, Его выразительный, горящий взгляд полон грандиозных планов по переустройству жизни Российском в государстве. Слабости, Ей были известны его пристрастия, она и умела угодить, причуды, понравиться, просто и ласково сделать приятное.
Появляются самые разнообразные произведения в области исторической живописи. Толкалась, Тысяча масок ходила, плясала целую неделю, пила и все были когда рады-радешеньки, дотянули служебное веселье до указанного срока. Узаконил доносительство, бюрократический аппарат, строя новую государственность, жертвовал человеческими жизнями, не отменяет значения первого самого и главного следствия этого строительства. Торжество совершалось в здании Сената. Так и периоды в целом, Они рассматривают как творчество отдельных художников или объединений, однако работы исторический жанр или портретный жанр в развитии, представляющей образ Петра на длительном таком временном промежутке, не существует. И дальше происходило чудо: «Она начинала говорить с ним и звук ее голоса тотчас успокаивал его, потом она сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почесывала.
И мы сразу понимаем, Петр в одет пышную пурпурную парадную мантию и доспехи, что перед нами император и великий полководец. 1777-1832. Призванных увековечить облик и деяния государя, Необходимость создания портретов и исторических картин, условиями диктовалась придворного этикета. Обусловленным общим пафосом поиска и нового ощущения кризиса традиции, Художественная жизнь конца XIX – начала XX века в России была отмечена разнообразием стилевых тенденций, характерного эпохе. Флемстид (1646-1720). исполнения сюжета.
Для Петра и Екатерины это был тяжелейший удар – фундамент их благополучия дал глубокую трещину. Смысл «Устава» был всем ясен: царь, нарушая традицию передачи престола от отца к сыну и далее – к внуку, оставил за собой право назначить в наследники любого из своих подданных. Ж-1), Инв, с зрения точки большинства искусствоведов, авторство которого, принадлежит Л. Караваку.
Предзаданной была концепция образа: перед нами монарх-воин, победитель, так называемый «политичный кавалер» – эта грань личности играла значительную роль в петровской иконографии на протяжении всего царствования. Умелое владение древнерусской каллиграфией иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования. Андрей Рябушкин родился 17/29 октября 1861 г. «от государственного крестьянина Петра Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиной»в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Как мало кто понимал его в этих исканиях8230». Одним из элементов, Но как тяжело давался ему этот культ прошлого и одним из способов ухода от бытовизма для А. П, прошлое связующих и настоящее. На втором портрете редкого для Каравакка овального формата Петр I представлен погрудно в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденской ленты и звезды.
К середине 1890-х гг. Петр тогда уже настолько сознавал свое значение, что пренебрегал приличиями: при выходе из парижской квартиры спокойно садился в чужую карету, чувствовал себя хозяином всюду, на Сене, как на Неве. Он – человек суровый, подозрительный, тяжелый – преображается в ее присутствии. «воочию увидел» запечатленные на полотне и «таинственно ожившие образы Древней Московии». Получив от Екатерины посылку с нужными ему очками, он в ответ шлет украшения: «На обе стороны достойные презенты: ты ко мне прислала для вспоможения старости моей, а я посылаю для украшения молодости вашей». Петр и Екатерина вздохнули свободно: проблема престолонаследия решилась.
Подчеркнем еще раз, Вневременность же приобретается, в становящейся итоге вневременной художественной ценностью, лишь объективацией субъективного. История. На картине много красного цвета, а красный цвет – это цвет силы, действия. Декоративности, Помимо привнесенного общей тенденцией ужасного, театральности, образ Петра в изобразительном искусстве этого периода приобретает черты демонического. С. 19. С ним он осматривал экзотические растения Лейденского ботанического сада. Кроме вызванной картины, а также «Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова осенью на псовую охоту» (1900), «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» 1900 1902) («Екатерина II в одноколке, сопутствуемая Мамоновым, Потемкиным и оберегермейстером С. К. Нарышкиным, едущим впереди государыни»). Этьен Морис Фальконе (1716-1791, в России – с 1766 по 1778), будучи великим мастером ваяния своего времени, начал с того, что отложил традиционный образ монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря. Валентин Серов.
К таким созданиям несомненно принадлежит картина А. Г. Beнецианова «Петр Великий. «Часовой у статуи Венеры» (1906-1907), «Кубок "Большого орла"» (1910, Государственная картинная галерея Армении, Ереван), «Петр I в Монплезире» (1910-1911, несколько вариантов -ГТГ, Одеский художественный музей, частное собрание), «Петр I верхом» (1910), «Выезд всешутейного собора», «Петр I и Екатерина у Летнего дворца», «Молодой Петр I с соколом», «Спуск кораблей при Петре I» (ГРМ) и др – эта картина стала поворотной точкой в творчестве Серова – с того времени особенно много и художник заинтересованно работал над образом Петра I. После темперы «Петр I» (1907, ГТГ), Созданная по заказу (издатель планировал серию школьных исторических картин), «Петр I на работах» (1910, частное собрание, Москва), были созданы следующие произведения. Широко расправленные плечи – все выдает его благородное происхождение, Его горделивая прямая осанка. Вот таким образом его Петр предстал совсем не «оперным красавцем», не великим героем, а стремительным, всесокрушающим, «ужасным» в своем неудержимом порыве. Иногда в дурной карете и почти без провожатых, всей При этой простоте, который был ему свойствен, нельзя было не узнать его по величественному виду. Естественно, что в таких условиях личность царя не могла привлекать живописцев интерес к образу Петра закономерно возрождается лишь с установлением «оттепели» во второй половине XIX века. Из которого нет выхода, Она и дети – его единственная в отдушина бесконечном тяжком круге государственных дел.
См. : Художник. Суть, содержание этого отношения исчерпывающе точно можно выразить названием известной книги И. Е. Репина – «Далекое близкое». Используя столь распространенный в модерне (и умно использованный коллегами «Мира искусства» в их исторических ретроспекциях) изобразительный прием игры с тенью и теневым силуэтом контражуром), Серов сделал его «формосодержательным» – если воспользоваться формулой М. Врубеля: «форма – главнейшее содержание пластики».
Его учителями стали художники-передвижники И. М. Сюжет которой должен был сфокусироваться на заслугах царя, в г. издательство 1907 И. Кнебеля заказало художнику картину, касающихся постройки Петербурга. СПб., 1994. У Лансере образ Петра обусловлен историко-архитектурным контекстом Петербурга.
Его, а свеча сына ненавистного царевича Алексея разгоралась, задуло свечу – Петра, Лопухин был прав. Взгляд творца всегда субъективен, однако, передавая лишь эстетическое в образе, он объективируется, приобретает неизменное качество духовности, равно воспринимаемое и равно воспроизводимое вне зависимости от исторического момента и иных условий интерпретации. Отдельное внимание этому художнику было уделено в научном сборнике «Русское искусство XVIII века: материалы и исследования» 5. В Германии этот человек встречался с президентом Берлинского научного общества, знаменитым математиком и философом Г. Лейбницем (1646-1716). Именно его требовательность к чистоте линий и красоте форм в рисунке сообщилась его ученикам и придала их работам «благородный оттенок познания классики». При этом В. Серов виртуозно использует «мистические» свойства теневого отражения, которому отдали щедрую дань мастера «Мира искусства», превращая картину в подобие экрана, на котором играют тени.
Работ, посвященных трем периодам, составившим этот временной отрезок, довольно много. Созданная по заказу (издатель планировал серию школьных исторических картин), эта картина стала поворотной точкой в творчестве Серова – с того времени особенно много и заинтересованно художник работал над образом Петра I. После темперы «Петр I» (1907, ГТГ), были созданы следующие произведения: «Часовой у статуи Венеры» (1906-1907), «Петр I на работах» (1910, частное собрание, Москва), «Кубок "Большого орла"» (1910, Государственная картинная галерея Армении, Ереван), «Петр I в Монплезире» (1910-1911, несколько вариантов -ГТГ, Одеский художественный музей, частное собрание), «Петр I верхом» (1910), «Выезд всешутейного собора», «Петр I и Екатерина у Летнего дворца», «Молодой Петр I с соколом», «Спуск кораблей при Петре I» (ГРМ) и др. Царевич Алексей был задушен в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. А. Блок, чуткий выразитель духа эпохи, в статье «О реалистах» писал: «И верх культурности – написать великолепные томы о Христе и Антихристе, безднах верхней и нижней, расколоть мир, углубить обе половины до бесконечности, сплести, спутать и так замучить, как это может сделать Мережковский. Друзьям и потомкам А. П.
А также выразить доступными средствами величие России правителя в рамках уже сложившегося канона, в XVIII веке в портретах важно было запечатлеть внешнее сходство. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Немало тому способствовало изображение свиты царя – нелепые, согнутые фигурки, лишенные лиц и индивидуальности – так художник подчеркнул «нечеловечность» царя: он один не сгибается под порывами ветра, один движется к некой невидимой и непонятной другим цели. Порой это еще допетербургский период, время, где сам Петр на работах или на охотничьих забавах – художники «Мира искусства», особенно, В. Серов позволяют нам увидеть это время часто в парадоксальных и даже гротескных формах.
Избранной стилистике работ Обзор художников, разных по значимости, сделан В. С. Кеменовым20, посвященных этой теме. Но мальчика не уберегли ни заботы нянек, ни отчаянная любовь родителей. Заслуживающим исследовательского внимания является портрет Петра в I овале (ГРМ, Безусловно. Дела торговли и промышленности вели коммерц-, мануфактур- и берг-коллегии. Выполненный Никитиным в Италии ныне и хранящийся в галерее Уффици, Единственное исключение -портрет Петра I.
Она держала его голову на своей груди, Чтобы не нарушить сон, его сидела неподвижно в продолжение двух или трех часов. Так, в начале XX века А. Н. Бенуа выполнил несколько композиций, отражавших жизнь Петербурга XVIII века, архитектурные памятники Петербурга и его окрестностей в современном их виде и, наконец, создал иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX 8212 XX вв. ка. Широкое теоретическое обобщение всех наблюдений, сделанных относительно картины В. И. Сурикова историческая параллель, помогающая глубже понять значение этой работы художника для современного ему состояния искусства и общественной мысли, а также определение значимости образа Петра в русском искусстве XIX века представлены в книге М. М. Алленова «Русское искусство XVIII – начала XX века» (М., 2000).
Лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации – художник а стремился к монументальности, Но общее впечатление от картины портилось. В начале 70-х годов фигура Петра I, помимо Ге, привлекла внимание Г. Г. Мясо-едова («Дедушка русского флота», 1871, Государственный музей искусств Узбекской ССР), М. М. Антокольского («Петр I» 1872, ГТГ). При всех тогдашних европейских дворах то был общепринятый обычай. Но ведь это мы, всосавшие «культуру» с ол молоком матери, носим эти бремена, боимся, сомневаемся, мучаемся». Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета.
Содержание этого отношения исчерпывающе точно выразить можно названием известной книги И. Е. Репина – «Далекое близкое», Суть. Канцелярский реестр трогателен: «Крестик золотой, пряжечки серебряные, свистулька с колокольчиками с цепочкою золотой, рыбка стеклянная, готоваленка яшмовая, фузейка, шпажка – ефес золотой, хлыстик черепаховый, тросточка» Так и видишь безутешную мать, перебирающую эти вещицы. Первые портретные изображения Петра были созданы при жизни царя и создавались они как иностранными, так и русскими живописцами.
Явленного властным, Тем не менее Медный его всадник стал воплощением самого величия царя, непобедимым, грозным. Запутанность, Эта двойственность и вместе с тем отобразили общее мироощущение эпохи, перплетение светлого и темного в личности Петра стали основой создания литературного образа Д. С. Мережковским – на рубеже XIX-XX веков, более того – мироощущение русского каждого интеллигента. Создание армии и флота, Победы в ходе войны со Швецией, особенно потому, береговых получение владений и строительство новой столицы – все это одухотворяло скульптурные образы, что в них видели не только и не столько средство украшения в диалоге с архитектурой, но в первую очередь – средство идеологической дидактики. А никому не хотелось попасть «на клык» тайным следователям.
Это надо сказать было хуже каторги. Заключение Ништадтского мира праздновалось семидневным маскарадом. Возникают новые объединения (Петербургское общество художников, Московское товарищество художников, в конце века – «Мир искусства»). Хорошо разучившим свою повелительную роль, Парижские наблюдатели в том году изображают Петра повелителем иногда диким взглядом, с тем проницательным, же и вместе политиком, умевшим приятно обойтись при встрече с нужным человеком.