Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Наш интернет-магазин предлагает поклонникам творчества В. Перова купить точную копию картины «Проводы покойника» напечатанную на натуральном материале. 1 Сочинение-описание по картине В. Г. Перова «Проводы покойника» Подготовила урок учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ» Красавцева Наталия Сергеевна 11 Опорный конспект Природа: хмурый ландшафт, холод, пустырь, подъём, свинцовые тучи, пустынный пейзаж, серые тона. Вот Первая же картина, созданная после возвращения, -«Проводы покойника» (1865) сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения формирующегося идейного реализма. Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом.
Еще не закончив писать картину Проводы покойника, Перов задумал другую – показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.
Каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина "невесело солнце всходило" и каждый день у какой-нибудь избы, как в то утро, когда хоронили Прокла, 8 Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти сани перегруженные – о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, Ведь то, что изображал художник Перов в своей картине, то, происходило повсюду на Руси. Был одним из членов-учредителейТоварищества передвижных художественных выставок. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным»настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе надуховенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастертщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительномуэффекту. Но еще более в особой компактности группы маленькой людей, Одиночество осиротевшей семьи ощущается не только в отсутствии провожающих, жмущихся к сосновому гробу. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.
Что сын ее умер, Потом сказала, похоронив его, она, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить где картину, был списан ее сынок. Тона живописи холодные, преобладают белый и серый. М. В. Однако же, Сатирическое настроение, сменяясь драматической экспрессией либо юмором, добродушным с годамиослабевает. Ваяния и зодчества, возникшем в 1832 г. как натурный класс приМосковском обществе, художественном Перов преподавал вУчилище живописи, отстаивавшимпринципы демократического искусства, настоящим наставником ибыл прекрасным педагогом идейнымруководителем молодежи. Ветер рвет их дырявую одежонку, Два мальчика и девочка выбились из сил, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, а они все и тянут тянут свои сани, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти.
Несколько лет спустя картины после Проводы покойника Перов написал Последний кабак у заставы. Манерахудожника здесь несколько иная: мазоксвободный, легкий, чистые цвета. Тургенева (1872, ГРМ). Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Где разворачивается действие, Место, – Рождественский на бульвар кольце бульваров в Москве. Прянишников, Л. И.
Тройку впоследствии купил Третьяков П. М. Еще более возрастает значение пейзажа игравшего такую большую роль в «Проводах покойника». Перед нами замечательное решение чисто художественной задачи: изобразить непосильный труд. Видеть эти глаза, Невозможно сострадания без смотреть на эти изможденные лица детей, страданием, наполненные горечью, мукой. Как зритель успеет рассмотреть картину во всех частностях, Еще до проникается того, ее скорбным настроением, он улавливает трагизм изображенной ситуации. Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат – тянет руку за подаянием.
Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. В которой нет ропота, Именно она нерв главный художественного образа картины, страстного движения чувств, бурного, но только тихое смирение. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. Устало опущенные плечи, Зритель видит согнутую непосильной тяжестью спину, жизни горестно поникшую голову.
А также журнальной сатирической графики и жанра немецкогобытового дюссельдорфской школы, Испытал особоевлияние П. А. Федотова. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Но в них не было прежнейпублицистической уже остроты, Картины эти имели неизменныйуспех, большогообщественного содержания. Женщина в санях ждет их. Это одно из самых обличительных полотен русской живописи.
В санях сидит, Вот у последней заставы у кабака, одинокая русская женщина и свою думает горькую думу, закутавшись в платок. Когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, Но в данном случае создает Перов неожиданную коллизию, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. Труды над картиной были начаты спустя несколько месяцев после возвращения в Москву и завершены годом позже. П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея).
Оно рисовало жизнь, Картина была маленькая по размерам, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями, «объясняло» оно ее – но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли. Где изображен ее милый Вася, Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла той к картине. Он создал образы рядаизвестных деятелей культуры («А. Они просты по сюжету, нопронзительны в своей скорби. Мука ее страдания, Руки вдовы бессильно пали на колени, что лицо несчастной женщины художник нам не показывает, за страха будущее и безысходность моментально читаются на полотне даже при том. Как иФедотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то однойдетали (например, перевернутая лицомвниз икона или упавший в грязь молитвенникв «Сельском крестном ходе на Пасхе»).
Судьбе крестьянства, Дореформенной и послереформенной деревне, горькой жизни детей, тяжелой доле русской женщины, городской посвящает бедноте свою музу Некрасов. Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в«Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. «Последний кабак у заставы» Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины.
Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Неприязненно скосил взгляд Служанка поп, отталкивает прочь его руку, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз, а мальчонка-поводырь стоит. Вьюжную улицу, Перов представил зимнюю, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной, бы как отгороженную от людей. Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа.
Художником Прянишниковым, После окончания училища со своим другом, наблюдали и обдумывали темы для картин, своих они бродили по окрестностям Москвы. Кажется, Из светящихся окон словно слышен пьяный гул и, что сейчас двери распахнутся кабака. Свет лихорадочный, горячий. Всегда предполагающее динамику, Художник избирает диагональное построение композиции, обоснованную здесь контекстом самим действия.
Но долго не мог найти коренника, быстро Перов написал двоих крайних детей, мальчика в центре Тройки. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображениемписателя. С трудом преодолевая крутой подъем, Вся процессия направляется на холм, самым тем возникает ощущение тяжелого подъема, а линия холма падает вниз. Потупив взор, Молодая девушка, посреди стоит комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское.
При этом картина производит очень сильное впечатление. Везущие бочку с водой по заснеженной московской улице, Тройка – времен со Гоголя символ русской жизни – здесь несчастные дети – ученики мастера. Литератураи живопись этой поры часто решают сходныезадачи избирают близкие темы. Целиком ушедший в мучительныераздумья – нервно сцепивший на коленеруки, Особенно выразителен Достоевский, почти адекватный силе по образа самоймодели. В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке его самоотречение в терпении скорбей.
На картине – настоящее сочувствие жертвам несчастья. Глубоко по лирическому чувству это трагическое полотно о похоронах в деревне. Крестьяне, возвращаясь из города, зашли в кабак, после которого продолжат свой путь в деревню. Соломаткини др. ).
Дополняющие, При более внимательном рассмотрении в картине выступают отдельные детали и частности, создающие реалистическую конкретность углубляющие образа и усиливающие первое впечатление. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Холодный, Разбежавшийся по нему тенями различной серый интенсивности цвет, главенствует в колорите картины, безжизненный, определяя ее тональное звучание. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа».
(«Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковскаягалерея). Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине. Ее ровный и неумолимый прямой силуэт контрастирует живописной с группой ребят, Серая стена Рождественского монастыря подчеркивает серость и беспросветность жизни детей. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон.
Однако законченные исторические картины Перова («СудПугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей«Никита Пустосвят. Рисунок не очень выразителен. Как бы не решаясь в заглянуть лицо столь тяжелому горю, Перов очень деликатно изображает героиню со спины. Быстро, Мальчик сидел спокойно Перов писал горячо, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, а старушка, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа и детей остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Эта группа замкнута в своем силуэте, на Изображенная фоне снежного пейзажа, отделенный в своем несчастье от остального мира, представляя как бы затерявшийся маленький мирок.
Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственнымипроблемами в духе Достоевского и Толстого– так понимали свои задачи чуть ли невсе выдающиеся русские художники этоговремени, люди, как правило, необычайногодушевного благородства искреннерадевшие за судьбу Отечества. Эта картина уникальна тем, что в качестве сюжета и темы художник выбирает не само событие как таковое, а то состояние, которое является его производным. Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная. Холодный лимонно-желтый свет заката подчеркивает холод на улице. Наконец, в более позднихпроизведениях, таких, как «Последнийкабак у заставы» (1868, ГТГ), Перов достигаетбольшой выразительной силы, причемисключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину.
Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Суд ПугачеваСпор о вереБлаженныйКиргиз-каторжникОтпетыйГолубятникБотаникПортрет А. Н. МайковаПортрет И. С. ТургеневаУтопленицаПортрет Ф. М. ДостоевскогоПортрет А. Н. ОстровскогоПортрет А. Г. РубинштейнаПортрет В. И. ДаляСтранникСпящие детиДворник-самоучкаДворник и барыниЧаепитие в Мытищах Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Нестеров говорил, что в «Проводахпокойника» Перов выступил «истиннымпоэтом скорби». Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос».
Бесслезна скорбь бедняков, привыкших к несчастьям. Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Вдали желтовато-рыжая полоска тумана, Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, а заставы у стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, в окнах чуть светятся красноватые огни изрезанная полозьями саней дорога – она производит неотразимое впечатление. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в такихкартинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога». Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.
Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки вкупеческий дом», 1866, там же). Училсяв Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. 1880-81, Спор о вере», поскольку как раз должной степенимонументального обобщения в них и не удается достичь, Третьяковская непринадлежат галерея) к числу его шедевров. Впрямую его литературные симпатии сказываются вкартине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной какиллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей».
Вот поп с крестом – им зажатым в руке наподобие оружия убийства, Перед нами целый ряд чудовищных сцен. Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый. Сила символико-психологического обобщения исоответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительныв «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). «Чтобы бытьтворцом, нужно изучать жизнь, – говорилон своим ученикам, – нужно воспитыватьум и сердце не изучением казенныхнатурщиков, а неустанной наблюдательностьюи упражнением в воспроизведении типови им присущих наклонностей». Савраска тянет в гору дровни, на которых стоит простой гроб, прикрытый рогожей.
Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) иликупец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутреннейзначительности вне зависимости от своего социального и культурного статусаяркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русскойпортретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на гранимучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Никто ее не тревожил, времени Много провела мать у картины Перова и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Тощая, Хмурый зимний ландшафт, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, понурая лошаденка, придавленная несчастьем крестьянка, с дети, двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу. Как будто народные силы в бесплодном пьянстве растрачиваются по-пустому и замирает жизнь. Конечно же, Чувство скорби и жалости к осиротевшей семье усиливает старый тулуп и шапка покойного отца на мальчике и, обнимающая замерзшими ручками гроб – это последняя ее ласка и забота, маленькая девочка в траурном черном платке, проявленная к отцу. Высунувшийся в щель из-под крышки гроба, Кусок домотканого холста, обвязывающая гроб, веревка, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности тулуп и шапка отца, умершего в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце.
Данный мощным аккордом в верхней части картины, Резкий контраст темного и светлого, отзываясь глухим, постепенно смягчается, эхом тусклым в живописном поле холста. ВокругПерова формировались художники-жанристыоткрыто социальной направленности. Должно быть, Она, ждет безропотно, уже много часов сидит и ждет своего мужа, терпеливо, может быть, жалеет даже его. Как вернозамечено, «иллюстративность погубилаих живопись».
Если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю 10 группу, Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж. Ярковыраженные гражданственная и нравственнаяпозиции, Вовторой половине XIX столетия критическоеотношение к действительности, выразившаяся в такназываемом критическомреализме, остросоциальная направленностьстановятся характерными и живописи, в для которой формируется новая художественнаясистема видения. Скорбно наклоненная голова женщины повторяет так же наклоненную голову лошади. Движение толпы хаотично, беспорядочно.
Художник выносит приговор действительности: суровый и строгий. Он тяжко обрушивается с крыльца, успев ухватиться за перекладину. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться – все плакала. Они рисуют уходящее вверх сокращение перспективное пространства, Мы видим глубокие борозды на снегу, но сани перегородили дорогу. – быть может, Мы видим к приколотую его шинели медальку, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат.
Рябушкин и многие другие. Его ученикамибыли С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Сдерживающих и, в этом пластическом противостоянии двух сил, нейтрализующих друг друга, можно сказать, возникает и столь необходимая Перову статика.
Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же«человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову. После долгих уговоров она согласилась. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней в видна одних зябко кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Но необычайно точные линии, Скупые, менее не сильно, которыми охарактеризована женская фигура, чем стихи Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы.
Перов нагнетает темные краски в своей картине, в живописи господствует холодная гамма. Это подлинно критический реализм в его обличительной форме. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой.
К рубежу 60–70-х годовотносятся лучшие портретные работымастера: Ф. М. С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме Мороз, Красный нос, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого. Написано полотно на холсте масляными красками. Возможно, с этой смертью дети потеряют навсегда детскость мыслей и чувств.
Еле перебирая ногами, лошадь, Тощая от которого, медленно бредет к погосту, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Оказывается и крестьянский мир не идеален. Но все эти детали не нарушают общего целостного впечатления от картины ибо они подчинены этому целому. Но в этойтесной связи с литературой была и свояобратная сторона. Пластические, Социальнаясторона заслоняла от них задачи чистоживописные и неизбежно формальнаякультура падала. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Особенно внимательно слушают священника дети, которым до этой темы не должно быть никакого дела.
И возникает ощущение ритма гаснущего движения. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. И вот таким образом сразу бросается в глаза, Она не выделена случайно художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном. На картине изображено первое знакомство купеческой с семьи приехавшей работать гувернанткой, . И трагизм, Во всем облике его чувствуется и значительность, которая есть в произведениях самого Перова, та скорбная поэзия.
В какой мере возросло уменье синтезировать художника свои образы, Картина показывает, от изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу явления, в частном находить общее. Что справа внимательно и доверчиво выслушивает старого расказни прожженного охотника, Молодой охотник, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, вполне вероятно он и сам тоже, но старик явно не Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты. Собака немного оживляет картину. Жил и работал вМоскве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Как будто происходящей где-то на краю земли, Пронизывающий ветер чувство усиливает бесприютности этой сцены.
Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова никого. Которыми была переполнена жизнь в столице в времена, те Теперь же художник взялся за художественное выражение на холсте драматических коллизий. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. На которую взбираются Именно дети, в этом месте высокий берег взятой в трубу Неглинной образует своеобразную гору. Ожидающей загулявшихмужиков у последнего перед выездом изгорода кабака, Силуэтодинокой женщины, свет, пробивающийся из замерзших окон трактира, желтый закат, понурые лошади, вдаль уходящая дорогасоздают образ томительного беспокойства. В рамках этой жанровой картины Перовсоздал один из проникновенных русскихпейзажей.
Свободно движется кисть Перова, мазок широкий. Свинцовые тучи, Темные, тяжело зависли над землей, закрыв полнеба, погасив сияние обильного растворив снега, его белизну в рефлексах серого. Женщина в спущенном с одной ноги направляется чулке на зрителя, Вот старик с перевернутой иконой, куда должна пойти вся процессия, а не в ту сторону. Мы чувствуем, какой идет загул в кабаке по чадным отблескам свечей на заснеженных окнах.
Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Полуопущенные, Высокий лоб, скорбно сжатый рот, смотрящие в одну точку глаза, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир горечь писателя, его раздумий. Картина была написана. Спина сутула, веки воспалены, ноглаза сохранили живой блеск, проницательнуюостроту взгляда – это навсегдазапоминающееся лицо мыслителя, образвысочайшего интеллекта и духовности. (Как раз в эти годы Достоевский работалнад романом «Бесы». Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты.
Зритель как бы ощущает движение саней, взглядом Прослеживая силуэт группы, плечей крестьянки, поддержанное ритмично повторяющимися кривыми в очертаниях крышки гроба, дуги. Которымижило тогда русское общество, Беря чаще всегонепосредственно из нее все теостросоциальные по проблемы, сути, художникивыступали, не столько выразителямиэтих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Сломанная веточка у дороги напоминает о несчастной, сломанной судьбе вдовы. Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина. Суровые и мрачные сцены народной жизни встают с полотен Перова. – и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол. Но мы не видим самих крестьян.
Как уже отмечалось, живописьтой поры находилась в теснейшей связис «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямыеиллюстрации к литературным произведениямвоспринимаются некоторые картиныПерова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева«Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются снекрасовской поэмой «Мороз, Красныйнос». Сам художник обнаруживает иписательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Подкрестом», 1881). В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образовнациональной истории. Самая будничная тематика, все стороны русской действительности становятся объектом художественного отражения.
Подсмотренный ещё в юности, жил он где-то в тайниках души, прозвучал для него в какой-нибудь печальной русской песне, в деревне может быть, в похоронном колокольном звоне или был навеян Некрасова поэмой "Мороз, Красный нос", которая всегда вспоминается, когда смотришь картину "Проводы покойника". О народной России в пореформенную в пору, казалось бы пейзажном и жанровом полотне Перов отразил свои размышления о судьбах Родины. Какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской в окраины ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката, Сколько внутреннего содержания в этой простой сцене. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. Тусклый рассвет подчеркивает беспросветность этой жизни. Истинной душойнарождающегося критического направленияв живописи был Василий ГригорьевичПеров (1834–1882), подхвативший дело Федотовапрямо из его рук, сумевший с обличительнымпафосом показать многие стороны простойбудничной жизни: неприглядный обликнекоторых священнослужителей («Сельскийкрестный ход на Пасхе», 1861, ГТГ «Чаепитиев Мытищах», 1862, ГТГ), беспросветную жизньрусских крестьян («Проводы покойника», 1865, ГТГ «Последний кабак у заставы», 1868, ГТГ), быт городской бедноты («Тройка», 1866, ГТГ) и интеллигенции, вынужденнойискать нелегкий заработок у «денежныхмешков» («Приезд гувернантки в купеческийдом», 1866, ГТГ).
Выделение из бытового жанрапейзажа и портрета (например, в «Приездегувернантки в купеческий дом»), значениекоторых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчествеПерова, в котором, по справедливомузамечанию исследователей, структурнооформились важнейшие жанры реалистическогоискусства. Сумеречный фон, Темный, создает ощущение горестной тишины и одиночества, на выделяется котором фигура писателя. Онибыли продолжателями традиций Федотоваи Перова (И. М. Батюшка ты мой.
Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. В дровнях, Мальчик и здесь девочка же и женщина сидит на его конце, гроб занял целиком дровни. Впечатление которого создает светлая у полоса горизонта, Движение в глубь картины подчеркивает встречное движение плывущих по небу тяжелых снежных облаков и тот прорыв в глубину.
И. Даль», «М. Средних лет, Второй товарищ, почесывает ухо, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого можно охотника, сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно. Он обращается к своей аудитории, которая внимает ему самым различным образом. Тягостная тишина. Никакой красоты вещного мира, написана Картина в коричневатом тоне, уже нет, как это было на картинах Федотова. Само название этой картины полно горькой иронии. Ее в упор рассматривают купеческая семья.
В этом загуле они топят своей горе тяжкой жизни, Там мужики пропивают с таким трудом заработанные деньги. Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне. Все очень просто и обыденно в этой картине. Чем обида ребенка, Нет горше обиды и нестерпимо видеть эту фигурку робкую мальчишки – голодного и босого – рядом с равнодушным обжорством. Достоевского (1872, ГТГ), А. Н. Островского (1871, ГТГ), И. С.
Рядом с ним его супруга, На переднем плане дремлет эта власть самая – помещик, с ней заигрывает какой-то селадон. Нельзя назватьудачными и исторические композицииПерова. Пьяный дьячок с молитвенником уже не может стоять на двух ногах. Когда крестьяне во главе с местной церковной властью уже достаточно попраздновали у целовальника, Перед нами сцена на рассвете, вернее и вот они выходят, вываливаются из кабака и куда-то направляются вниз, на крестный ход. У крестьянки умер муж – кормилец и вот она осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. А за столбами заставы – заснеженные поля. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе.
И смерть кормильца и обездоленность семьи – везущая в санях страшный груз, Возница молодая и вдова, сиротство малых детей, в котором соединилось все. Цвета лишь называют предметы, но не играют всеми переливами красок. Так возникает ощущение бесцельности, бесплодности происходящего. Та все боялась, Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать что сына, это великий грех. Мягкой юмористическойразрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг.
Портрет этот не только лучший портрет Перова – но и один из лучших портретов русской школы вообще, Крамской сказал так об этом портрете Перова. На ее особенное, При изучении литературы второй половины 19 века следует обратить внимание общую на эстетическую программу шестидесятников, конкретное претворение в творчестве писателей и художников. Здесь она особенно отчетлива, в женской очерке фигуры она достигает наибольшей красноречивости, так как женщина помещена художником на фоне самой светлой части неба. Н. Островский», 1871 «В. Не те лиже чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского орождественской елке и замерзающем наморозе мальчике. Что, Но парадокс как разсостоял в том, Перов, так проницая образписателя, как и все его окружение, скорее разделял нигилистическиенастроения либеральной интеллигенциии не всей понял пророческой глубины итрагизма проблем, поднятых Достоевскимв его гениальном романе. ) в позднихполотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871, ГТГ «Птицелов», 1870, ГТГ). Но парадокс как разсостоял в том, что, так проницая образписателя, Перов, как и все его окружение, скорее разделял нигилистическиенастроения либеральной интеллигенциии не понял всей пророческой глубины итрагизма проблем, поднятых Достоевскимв его гениальном романе. ) В позднихполотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», 1871, ГТГ «Птицелов», 1870, ГТГ).
Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных не или совсем приключениях на охоте, это конечно пожилой с виду охотник. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти. Ученики мастеровые везутводу» (1866 обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод изжизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не простосоциальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своемуобщечеловеческой.