Гоголя, поэзию Н. А. Гтг Грустную историю, Ученики мастеровые везут воду» 1866, Перов поведал в своём рассказе «Тётушка Марья». Он однажды всё-таки обнаружил нужного мальчика – тот шёл вместе с матерью молиться в храм, тесно связанную с этими поисками. Бегущая впереди собачка – единственное существо, которое сочувствует и поддерживает их. Картина Тройка давно висела в Третьяковской галерее.
Дети знают, Запряженные вместо тройки коней, научиться ремеслу, что такая работа – их единственный шанс выжить, чтобы после была возможность прокормить себя своих и родных. Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог найти модель для центрального персонажа. Василий Григорьевич Перов. На ней хозяйская юбка, стоптанные башмаки. Нашёл родителей этого парня – крестьян простых и стал уговаривать их разрешить нарисовать парня на полотне. И дети-мастеровые, Но в новой картине происходило движение по диагонали справа налево к переднему плану, были обращены лицом к зрителю, везущие сани. Долго не соглашалась мать.
Женщина сначала наотрез отказала художнику, говоря, что он сглазит сына, но потом согласилась, чтобы тот позировал Перову. Интересно, что в детстве он носил фамилию своего крестного отца Васильев. Таким образом, мы имеем возможность увидеть. Одно из суеверий: нарисованный однажды человек вскоре умрёт.
Главное внимание Перова при работе над «Тройкой» было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Фанни под 30») и грустный рассказ о жизни крестьянских детей. Краски, силуэты, очертания домов и людей как будто въелись в холст, слились с ним воедино своей обыкновенностью. Что бочка опрокинулась бы непременно, не Дети замечают, который, если бы не подоспевший прохожий, навалившись на нее всей тяжестью, пытается ее выпрямить.
Теребят рогожу, Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, колют иглами острыми лицо и руки, покрывающую обледеневшую бочку. Перов с трудом узнал тетушку Марью. Прилагая все усилия тому, к Они спускаются с пригорка, наполненной водой, чтобы втащить на пригорок санки с огромною бочкой. Девочка также одета очень бедно. Всю тяжесть работы он пытается взять на себя.
Полотно было готово. Ровные тона, Спокойные, обыденность подчеркивают ситуации, которыми Василий Перов написал картину. Что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, Она рассказала, зиму работала, а она продала весь свой скарб, скопила немного деньжонок и теперь пришла картину, купить где нарисован Васенька. Перов изобразил и верного друга этих деток – уличного пса, бегущего рядом. Она протянула художнику бедняцкий подарок – маленький узелок с яичками – и заплакала. Впитавшего прозу Н. В, 3 Появление широкого течения критического реализма в живописи русской было подготовлено в 1840 1850-х годах частью российского общества. Этот мальчик, Он умер вскоре, тетушка и Марья, его мать, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником.
Его ждало триумфальное будущее. Сложившееся в XIX веке, реализм Критический художественный метод и литературное направление. Вот это то и пугало бедную женщину.
Не было средств к существованию, Ему негде было жить и он едва не бросил и все не уехал из Москвы. Хорошо знал нужду, Прожил он всего 48 лет, особенно трудными были для него годы обучения Училище в живописи в Москве. На нем рваный зипун и старенький картуз. Из-за такого бедственного положения Василий Перов самом в начале творческого пути избрал жанр бытовой живописи, Может. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья – деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях.
А спустя 4 года после создания «тройки» живописцу довелось вновь встретиться с ней. Несмотря на огромную известность, о художнике Перове сведений мало. «Тройка».
Наряду с глубоким социальным анализом мира внутреннего человека, Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами. На выставке все были потрясены трагизмом полотна, его печальной безысходностью. Четко отделяя главную группу от фона, в Перов ранних работах обычно строго соблюдал чередование планов. В письме к Д. Григоровичу Перов так объяснил замысел этой хрестоматийной картины: «Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную кадку воды, одетые не совсем по сезону». Он мал и слаб. Репродукция картины Перова «Тройка» – это мощный источник внутренней энергии. Средний мальчик постарше.
Ища лицо ребёнка, Художник много рисовал этюдных но набросков, не мог никак уловить лицо страдания. В какой-то степени «Тройка» варьировала построение картины «Проводы покойника». Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути. Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине «Спящие дети» изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. Мальчик умер от тифа и вот таким образом приходит она к полотну, Как выяснилось, так как на ней он как живой и ещё здоровый. Того же впечатления глубины пространства хотел добиться Перов и в картине «Тройка» изображая вдали снежную муть, не имеющую четкой границы.
Возможно, единственное светлое и радостное существо, способное приободрить ребят и наделить силами на еще один шаг. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Из-за такого бедственного положения Василий Перов в самом начале творческого пути избрал жанр живописи, бытовой Может. Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника. Ученики мастеровые везут воду» 1866, ГТг Грустную историю, тесно связанную с этими поисками, Перов поведал в своём рассказе «Тётушка Марья». Он всё-таки однажды обнаружил нужного мальчика – тот шёл вместе с матерью молиться в храм. У мальчика был очень хороший почерк и за это ему дали бытовая живопись (жанровая живопись, жанр), жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной Термин стал использоваться в России со второй пол 19 в, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами В старину на Руси произведения изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами» Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год из века в век: труд и отдых («На пашне Весна» А Г Венецианова, 1820-е гг «Масленица» Б М Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П Брейгеля Старшего, 1568 «Похороны в Орнане» Г Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В Е Маковского, 188991 «Крестный ход в Курской губернии» И Е Репина, 188083) В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я Вермера Делфтского, 1660-е гг «Трапеза крестьян» Л Ленена, 1642 «Охотники на привале» В Г Перова, 1871 «Купчиха за чаем» Б М Кустодиева, 1918) В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И Е Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой «1919 год Тревога» К С Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны) П Брейгель Старший «Крестьянский танец» 1568 г Художественно-исторический музей Вена Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок 1950 г до н э гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 52010 гг до н э) Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в до н э) зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф дель Косса Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 146970 «Рождество Иоанна Крестителя» Д Гирландайо, 148590) Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 159495 «Лютнист», ок 1595 г) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х Босха, 147580 «Менялы» М ван Реймерсвале, сер 16 в «Крестьянский танец» П Брейгеля Старшего, 1568) В Г Перов «Тройка» 1866 г Государственная Третьяковская галерея Москва Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев» После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф ван Мириса Старшего, ок 1660 г «Женщина, чистящая яблоко» Г Терборха, ок 1660 г «Девушка с письмом» Я Вермера Делфтского, ок 1657 г) Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д Веласкеса («Севильский водонос», ок 1621 г) и француза Л Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг) В 18 в английский художник и график У Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 174345) Во Франции Ж Б С Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок 1740 г) Реалисты 19 в стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Ф Милле, 1857) Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О Ренуара, 1876) Я Вермер Делфтский «Служанка с кувшином молока» Ок 1658 г Государственный музей Амстердам В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других Лишь 18 в даёт единичные примеры (И И Фирсов «Юный художник», 1760-е гг М Шибанов «Крестьянский обед», 1774 и «Празднество свадебного договора», 1777) Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол 19 в К П Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и В А Тропинина («Кружевница», 1823) Родоначальником русской бытовой живописи стал А Г Венецианов Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок 1825 г «На жатве Лето», 1820-е гг «Утро помещицы», 1823) В полотнах П А Федотова («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849 г) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 185152) пронизаны подлинным трагизмом П А Федотов «Завтрак аристократа» 1849 г Государственная Третьяковская галерея Москва Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В Г Перов «Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 И М Прянишников «Шутники», 1865 Н В Неврев «Торг Из недавнего прошлого», 1866 В Е Маковский «Свидание», 1883) В 187080-е гг появляются «хоровые картины» (термин В В Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И Е Репина, 187073 «Взятие снежного городка» В И Сурикова, 1891) Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России Мастера из Общества станковистов (А А Дейнека, Ю И Пименов и др) писали героические будни строительства новой жизни Во второй пол 20 – нач 21 в жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф П Решетников, Т Н Яблонская, С А Чуйков, А А Пластов, В Е Попков, Н И Андронов, П Ф Никонов, Т Г Назаренко, Н И Нестерова и многие др).
Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим изможденным лицом. Мы видели, что это разделение было преодолено в картине «Проводы покойника». Чернышевского. Хорошо знал нужду, Прожил он всего 48 лет, особенно были трудными для него годы обучения в Училище живописи в Москве.
Он немного сильнее остальных, но и на его лице – усталость и страдание. Вот и зубик его сломанный. »Василий Григорьевич Перов. Что дети выполняют подобные поручения не в первый раз, Видно, как ухватить знают, вожжи, как распределить вес, чтобы хоть чуть-чуть облегчить свою ношу. Наконец, И, во напоминающей многом «Тройку», она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» работе. Не было средств к существованию, Ему негде было жить и он едва не бросил все не и уехал из Москвы. Что уже несколько дней подряд одна и та же женщина подходит к полотну и подолгу стоит перед плача, ним Но однажды сам Третьяков заметил.
Мальчик в центре картины прилагает неимоверные усилия, чтобы поскорее добраться до места. Мучительно подняты брови, глаза опущены вниз. Таким образом, косвенно подтвердилось то самое суеверие. Народ тогда был тёмный и верил во всякие суеверия. Ребячьи фигурки угловаты и в карандашном и в масляном эскизах лица детей уродливы почти в своем крайнем истощении, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.
Зимний вьюжный вечер. А работа была долгой, кропотливой. Развевающаяся на ветру Об тряпица, этом говорят и выбившаяся, растрепанные волосы девочки, надетая старшим мальчиком на шею вместо шарфа.
Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ. В лицо детям дует сильный ветер. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» работе, во многом напоминающей «Тройку». А потом выяснил, что это мать того самого «центрового».
Дырявые сапоги явно по не ноге, у мальчиков старенькие тулупы с чужого плеча, головные уборы не соответствуют поре года. Интересно, что Перов все же наметил фигуру удаляющегося вглубь прохожего старый прием передачи глубины использованный уже в «Савояре». И вот однажды он обнаружил такое лицо среди нищенской детворы.
Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду. У него мучительно вытянута шея, он задыхается. Она сообщила, что её Вася умер и попросила показать картину, на которой он был изображён. В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Взглянув на картину, женщина воскликнула: «Вот он – как живой.
Поскольку зритель привлечен прежде всего передним планом с фигурами детей, Это не вполне удалось художнику, которые изображены фоне на стены. Интересно, что в детстве он носил фамилию своего крестного отца – Васильев. Даже едва ли не падая с ног, Вот таким образом, они работать. В. Г, продолжают как самый крайний слева мальчик. Верхнюю одежонку нещадно треплет злой ветер. Вскоре он рассказал про её визиты художнику и тот встретился с нею у полотна. Некрасова, эстетические взгляды Н. Г.
Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города. «Тройка». И всё же она согласилась. Ученики мастеровые везут воду» 1866, ГТг Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра.
Изобразительному искусству был необходим толчок, чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на полотнах. Прошло около четырех лет. Его он и оставил в качестве фамилии, подписывая именно так свои картины. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова. Каждый штрих кисти художника бережно сохранен и будет отдан в печать на бумагу, мазок, Каждый холст или самоклейку – по вашему желанию. Художник начинает его картиной «Проводы покойника», продолжает в «Тройке». Что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, Несмотря на то, связь логическая между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования. И тут и там присутствовал мотив движения в случае данном он был выражен через изображение скользящих саней.
У мальчика был очень хороший почерк и за это ему дали прозвище: Перов. Одежонка не греет худенькое тельце. Чуть виднеющемся кусочке Как окна, желанно светится огонек в маленьком, уютном крове, напоминая о теплом. Уже была найдена композиция, уже составлена тройка – но не было лица центрового.
Как менялась композиционная идея полотна в процессе и работы над ним. В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, «коренника» изнуренной «тройки». И за это ему дали бытовая живопись (жанровая живопись, жанр), у мальчика был очень хороший почерк, посвящённый изображению повседневной жизни человека, жанр живописи, частной и общественной Термин стал использоваться в России со второй пол 19 в, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами в старину на Руси произведения изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами» Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год из века в век: труд и отдых («На пашне Весна» А Г Венецианова, 1820-е гг «Масленица» Б М Кустодиева, 1916), свадьбы и похороны («Крестьянская свадьба» П Брейгеля Старшего, 1568 «Похороны в Орнане» Г Курбе, 1850), свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия («Объяснение» В Е Маковского, 188991 «Крестный ход в Курской губернии» И Е Репина, 188083) в лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии («Кружевница» Я Вермера Делфтского, 1660-е гг «Трапеза крестьян» Л Ленена, 1642 «Охотники на привале» В Г Перова, 1871 «Купчиха за чаем» Б М Кустодиева, 1918) в дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров («Не ждали» И Е Репина, 1884, – возвращение участника движения народовольцев из ссылки домой «1919 год Тревога» К С Петрова-Водкина, 1934, воссоздающая атмосферу Гражданской войны) п Брейгель Старший «Крестьянский танец» 1568 г Художественно-исторический музей Вена Бытовые сюжеты (охоты, обрядовые шествия) встречаются уже в первобытных наскальных росписях Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров (фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок 1950 г до н э гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 52010 гг до н э) Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи (кратер с изображением мастерской гончара, «Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в до н э) зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей (Ф дель Косса Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 146970 «Рождество Иоанна Крестителя» Д Гирландайо, 148590) Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов («Игроки в карты», 159495 «Лютнист», ок 1595 г) и мастера Северного Возрождения («Фокусник» Х Босха, 147580 «Менялы» М ван Реймерсвале, сер 16 в «Крестьянский танец» П Брейгеля Старшего, 1568) в Г Перов «Тройка» 1866 г Государственная Третьяковская галерея Москва Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев» После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни вот таким образом самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в высокой поэзией («Утро молодой дамы» Ф ван Мириса Старшего, ок 1660 г «Женщина, чистящая яблоко» Г Терборха, ок 1660 г «Девушка с письмом» Я Вермера Делфтского, ок 1657 г) Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца д Веласкеса («Севильский водонос», ок 1621 г) и француза л Ленена («Семейство молочницы», 1640-е гг) в 18 в английский художник и график у Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре (серия картин «Модный брак», 174345) Во Франции ж Б с Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом («Молитва перед обедом», ок 1740 г) Реалисты 19 в стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле («Дробильщики камня» Г Курбе, 1849 «Сборщицы колосьев» Ф Милле, 1857) Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни («Качели» О Ренуара, 1876) я Вермер Делфтский «Служанка с кувшином молока» Ок 1658 г Государственный музей Амстердам в русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других Лишь 18 в даёт единичные примеры (И И Фирсов «Юный художник», 1760-е гг М Шибанов «Крестьянский обед», 1774 и «Празднество свадебного договора», 1777) Жанровые мотивы появляются в творчестве мастеров первой пол 19 в К п Брюллова («Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», обе – 1827) и в а Тропинина («Кружевница», 1823) Родоначальником русской бытовой живописи стал а Г Венецианов Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник с единения природой красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях или Мадоннах эпохи Раннего Возрождения («Жнецы», ок 1825 г «На жатве Лето», 1820-е гг «Утро помещицы», 1823) в полотнах п а Федотова («Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849 г) социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира Его поздние картины («Анкор, еще анкор. », «Игроки», обе – 185152) пронизаны подлинным трагизмом п а Федотов «Завтрак аристократа» 1849 г Государственная Третьяковская галерея Москва Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям», властно взывают к общественной совести, протестуя против несправедливости (В Г Перов «Проводы покойника», 1865 «Тройка», 1866 И М Прянишников «Шутники», 1865 Н В Неврев «Торг Из недавнего прошлого», 1866 В Е Маковский «Свидание», 1883) в 187080-е гг появляются «хоровые картины» (термин В В Стасова), в которых действуют большие массы народа («Бурлаки на Волге» И Е Репина, 187073 «Взятие снежного городка» В И Сурикова, 1891) Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг художники, входившие в Ассоциацию художников революционной России Мастера из Общества станковистов (А А Дейнека, Ю И Пименов и др) писали героические будни строительства новой жизни Во второй пол 20 – нач 21 в жанровая живопись сохраняет популярность в творчестве мастеров, приверженных разным направлениям (Ф П Решетников, Т Н Яблонская, С А Чуйков, А А Пластов, В Е Попков, Н И Андронов, П Ф Никонов, Т Г Назаренко, Н И Нестерова и многие др). Лицо бледное измученное.