Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Как будто народные силы в бесплодном пьянстве растрачиваются по-пустому и замирает жизнь. «Тройка». Пока наконец18-летним юношей он не попал в Москву, в детстве и юности Перову пришлось много по поездить России, где поступил в Московское училищеживописи и ваяния.
Редкие прохожие спешат укрыться от непогоды. На картине изображено первое купеческой знакомство семьи с приехавшей работать гувернанткой, . Средних лет, Второй товарищ, почесывает ухо, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, можно сказать явно рассказчик вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой и он явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно. В котором живет крестьянская Они Русь, как символтого порядка, «Тройка», «хранимая» двуглавым орлом. «Проводы покойника».
Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) иликупец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутреннейзначительности вне зависимости от своего социального и культурного статусаяркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русскойпортретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на гранимучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). И только собака, как мы это видели и в «Тройке», немного оживляет печальную картину. Когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, Но в данном случае Перов создает неожиданную прямо коллизию, противоположном естественной динамике взятого ракурса. Во всехэтих картинах звучит едкая сатира, беспощадно бичующая зло.
Ученики мастеровые везутводу» (1866 обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод изжизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не простосоциальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своемуобщечеловеческой. Савраска тянет в гору дровни, на которых стоит простой гроб, прикрытый рогожей. И смерть кормильца и обездоленность семьи – везущая в санях страшный груз, Возница молодая вдова, сиротство и малых детей, в котором соединилось все. Все очень просто и обыденно в этой картине. Всегда предполагающее динамику, Художник избирает диагональное построение композиции, обоснованную самим здесь контекстом действия.
Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе. Картину«Сельский крестный ход на пасхе», принесшую художнику большую известностьи много неприятностей от царской цензуры, вскоре сняли с выставки. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. ил. Ветер рвет их дырявую одежонку, Два мальчика и девочка выбились из сил, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, а все они тянут и тянут свои сани, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос».
Картина была написана. Холодный зимнийвечер. Сломанная веточка у дороги напоминает о несчастной, сломанной судьбе вдовы. Щемящие душу, Тоска и тревога, в покорной женской фигурке, разлитыв беспокойном свечении в окон, унылом вечернемнебе, на фоне которого четко вырисовываются столбы заставы. Неприязненно скосил взгляд поп, Служанка прочь отталкивает его руку, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз, а мальчонка-поводырь стоит. Где изображен ее милый Вася, Она комнату обвела своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине.
Бесслезна скорбь бедняков, привыкших к несчастьям. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова никого. Где разворачивается действие, Место, – бульвар Рождественский на кольце бульваров в Москве. 1886. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Из светящихся окон словно слышен пьяный гул и, кажется, что сейчас распахнутся двери кабака. Несколько лет спустя после картины Проводы покойника написал Перов Последний кабак у заставы. Возница молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца и сиротство малых детей и обездоленность семьи. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление.
Где крестьянепропивают последние свои гроши, у обочины дороги приютился городской последний кабак. Ее ровный и неумолимый прямой контрастирует силуэт с живописной группой ребят, Серая стена Рождественского монастыря подчеркивает серость и беспросветность жизни детей. Острый, наблюдательный ум, проникающий во все глубины русскойжизни, передан в лице и чуть смеющихся глазах драматурга Островского. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Потупив взор, Молодая девушка, посреди стоит комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Сила символико-психологического обобщения исоответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительныв «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же).
Ученики мастеровые везут воду. Никто ее не тревожил, Много времени провела мать у картины Перова и только дежурный наполненными слез смотрел глазами не нее. Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: Деревенские похороны. Тройку впоследствии купил Третьяков П. М. Молодой охотник, что справа внимательно и доверчиво выслушивает расказни старого прожженного охотника, вполне вероятно он и сам тоже, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, но старик явно не Пасхальный крестный ход вываливается из избы еле держась на ногах, пьяный священник спускается с крыльца подгулявший дьякон свалился на ступенихозяйка дома обливает холодной водой голову пьяного мужа пьяный мужичонканесет вверх ногами икону нетвердо ступают ноги верующих, нестройно пьяныеголоса тянут молитву.
Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображениемписателя. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Данный мощным аккордом в верхней части картины, Резкий контраст темного и светлого, отзываясь глухим, постепенно смягчается, эхом тусклым в живописном поле холста. В дровнях, Мальчик и девочка здесь и же, женщина сидит на его конце, гроб занял целиком дровни.
Холодный лимонно-желтый свет заката подчеркивает холод на улице. Свинцовые тучи, Темные, тяжело зависли над землей, закрыв полнеба, погасив сияние обильного снега, растворив белизну его в рефлексах серого. Тощая, Хмурый зимний ландшафт, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые понурая сани, лошаденка, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Холст, масло. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон.
Недаром эти замечательные произведениясыграли большую в роль пробуждении и революционизировании общественного В. Г. Перов. Вдали желтовато-рыжая полоска тумана, Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, а у заставы стоят столбы двуглавыми с орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, в окнах чуть светятся красноватые огни изрезанная полозьями саней дорога – она производит неотразимое впечатление. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Драматург А. Н – Героями портретов Перовастановились чаще деятели всего передовой русской культуры. – быть может, Мы приколотую видим к его шинели медальку, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат. Которым до этой темы должно не быть никакого дела, Особенно внимательно слушают священника дети. В каждой из них как бы присутствуетболь, сострадание, сердце самого художника.
Впрямую его литературные симпатии сказываются вкартине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной какиллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В. Г. Перова «Проводы покойника» Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме Мороз, Красный нос, там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого. Пьяного, Потом, молчать и работать, повезет его домой так и же безропотно будет терпеть его побои, не разгибая спины до самой смерти.
Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. Поэт А. Н. Майков (1872), (1871), Островский доктор В. В, художник А. К. Саврасов, писатель В. И. Даль (1872), Бессонов (1869). Однако же, Сатирическое настроение, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным с юмором, годамиослабевает. 1880-81, Спор о вере», поскольку как раз должной степенимонументального обобщения в них и не удается достичь, галерея) Третьяковская непринадлежат к числу его шедевров. Это подлинно критический реализм в его обличительной форме. Подсмотренный ещё в юности, жил он в где-то тайниках души, прозвучал для него в какой-нибудь печальной русской песне, в деревне может быть, в похоронном колокольном звоне или был навеян поэмой Некрасова "Мороз, Красный нос", которая всегда вспоминается, когда смотришь картину "Проводы покойника". Мать и дети объединены одним скорбным чувством.
Они рисуют уходящее вверх перспективное сокращение пространства, Мы глубокие видим борозды на снегу, но сани перегородили дорогу. Устало опущенные плечи, Зритель видит согнутую непосильной тяжестью жизни горестно спину, поникшую голову. Холодный, Разбежавшийся по нему тенями интенсивности различной серый цвет, главенствует в колорите картины, безжизненный, определяя ее тональное звучание. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. Конечно же, Чувство скорби и жалости к осиротевшей семье усиливает старый тулуп и шапка покойного отца на мальчике и, обнимающая замерзшими ручками гроб – это ее последняя и ласка забота, маленькая девочка в траурном черном платке, проявленная к отцу. Глубоко по лирическому чувству это трагическое полотно о похоронах в деревне.
Возможно, с этой смертью дети потеряют навсегда детскость мыслей и чувств. По улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с Вдоль водой, стены. Рисунок не очень выразителен.
Что в картине отсутствуют яркие краски, Не смотря на то, суровости и сдержанности в манере написания для достаточно понимания трагедии этой маленькой семьи, желание поразить зрителя какими-либо визуальными ужасами смерти. Ибо они подчинены этому целому, Но все эти детали не общего нарушают целостного впечатления от картины. Когда писались эти картины, Прошло много лет с тех пор, но сейчасони и не оставляют нас равнодушными. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Смешное и страшное зрелище. Художник выносит приговор действительности: суровый и строгий.
Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Суд ПугачеваСпор о вереБлаженныйКиргиз-каторжникОтпетыйГолубятникБотаникПортрет А. Н. МайковаПортрет И. С. ТургеневаУтопленицаПортрет Ф. М. ДостоевскогоПортрет А. Н. ОстровскогоПортрет А. Г. РубинштейнаПортрет В. И. ДаляСтранникСпящие детиДворник-самоучкаДворник и барыниЧаепитие в Мытищах. В этом загуле они топят своей горе тяжкой жизни, Там мужики пропивают с таким трудом заработанные деньги. Написано полотно на холсте масляными красками. Пьяный дьячок с молитвенником уже не может стоять на двух ногах. Перед нами замечательное решение чисто художественной задачи: изобразить непосильный труд. Училсяв Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Но еще более в особой компактности маленькой группы людей, Одиночество осиротевшей семьи ощущается только не в отсутствии провожающих, жмущихся к сосновому гробу. Метет. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться – все плакала.
Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине. Жил и работал вМоскве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Вероятно, в отечественном искусстве это, в которой тонко и деликатно первая раскрылось, картина, может быть, самое сокровенное в русском человеке его самоотречение в терпении скорбей. Данный мощным аккордом в верхней картины, части Резкий контраст темного и светлого, отзываясь глухим, постепенно смягчается, тусклым эхом в живописном поле холста. И Москва середины века прошлого с ее литературнымии театральными традициями сформировали художественные взгляды будущегоживописца и атмосфера Училища.
Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа». Еле перебирая ногами, Тощая лошадь, которого, от медленно бредет к погосту, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Вскоре после окончания Училища появились три картины Перова, сразу определившие позицию художника и как ставшие бы образцами для многихмастеров той поры.
Художником Прянишниковым, После окончания училища со своим другом и наблюдали обдумывали темы для своих картин, они бродили по окрестностям Москвы. Перов нагнетает темные краски в своей картине, в живописи господствует холодная гамма. Но долго не мог найти коренника, Перов быстро двоих написал крайних детей, мальчика в центре Тройки.
Оно рисовало жизнь, Картина была маленькая по оно размерам, произносило свой приговор над ее явлениями, оно объясняло ее – но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки вкупеческий дом», 1866, там же). Спокойное писателя Даля, Вот тонкое, вдохновенное лицо поэта желчное Майкова, доктораБессонова. Еле перебирая ногами, Тощая от лошадь, которого, медленно бредет к погосту, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Обличает, Художник смеется, негодует, делает и он это с такой дерзостью, какой не знала до него русская живопись, выносит приговор.
Никакой красоты вещного мира, Картина написана в коричневатом тоне, уже нет, как это на было картинах Федотова. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Мы чувствуем, какой идет загул в кабаке по чадным отблескам свечей на заснеженных окнах. Сила портретовПерова в глубокой психологической выразительности образов.
П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). Но в его творчествебольшое место занимала и портретная живопись. Был одним из членов-учредителейТоварищества передвижных художественных выставок. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным»настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе надуховенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастертщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительномуэффекту. В какой мере возросло уменье художника синтезировать свои образы, Картина показывает, от изобразительного рассказа к переходить эмоциональному показу явления, в частном находить общее.
Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная. Именно она главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение. Островский (1871), поэт А. Н. Майков (1872), художник А. К. Саврасов, писатель В. И. Даль (1872), доктор В. В, Бессонов (1869).
Портрет этот не только лучший портрет Перова – но и один из лучших русской портретов школы вообще, Крамской так сказал об этом портрете Перова. Сам художник обнаруживает иписательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Подкрестом», 1881). В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образовнациональной истории. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней в одних зябко видна кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Но необычайно точные линии, Скупые, не менее сильно, которыми охарактеризована женская чем фигура, стихи Некрасова, рассказывают о тяжкой доле крестьянской вдовы. В отличие от Петербургской художеств академии в Московскомучилище царил дух большей свободы и независимости от требований официальногоискусства. Которыми была переполнена жизнь в столице в те времена, же Теперь художник взялся за художественное выражение на холсте драматических коллизий.
Каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина "невесело солнце всходило" и каждый день у какой-нибудь избы, как в то утро, когда хоронили Прокла, 8 Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие усилие известное необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани – о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, Ведь то, что изображал художник Перов в своей картине, то, происходило повсюду на Руси. Страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте, конечно это пожилой с виду охотник. И. Даль», «М. Вертикаль прочерчена дорогой, столбами, еле видной стайкой птиц справа. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. А за столбами заставы – заснеженные поля.
Перед нами изображение сцены из сельской жизни: священник читает проповедь на тему: «Нет власти, аще не от бога». Батюшка ты мой. И вот она осталась одна двумя с маленькими детьми на руках, у крестьянки умер муж – кормилец. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Как будто происходящей где-то на краю Пронизывающий земли, ветер усиливает чувство бесприютности этой сцены.
Сдерживающих и, в этом пластическом противостоянии двух сил, нейтрализующих друг друга, можно сказать и возникает столь Перову необходимая статика. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Движение толпы хаотично, беспорядочно. Рядом с ним его супруга, На переднем плане дремлет эта самая власть – помещик, ней с заигрывает какой-то селадон. На которую взбираются дети, Именно в этом месте высокий берег взятой в Неглинной трубу образует своеобразную гору. Сумеречный фон, Темный, создает ощущение горестной тишины и одиночества, на котором фигура выделяется писателя.
Скорбно наклоненная голова женщины повторяет так же наклоненную голову лошади. Шарфики, рваные полушубки, Резкий ветер треплет ребячьи лохмотья: старые платки и не радуетих визг и лай бегущей рядом собаки, но ребята словно бы и не замечают этого пронзительноговетра и холода: усталость от непосильного труда поглощает их все ощущения. В бледных измученных лицах детей нет и тени веселой беспечности, единственного друга этих обездоленных, лишенных детства ребятишек. Еще более возрастает значение пейзажа игравшего такую большую роль в «Проводах покойника». Тройка – со времен Гоголя символ русской жизни – здесь несчастные дети – ученики мастера, везущие бочку с водой по заснеженной московской улице. Тягостная тишина.
Та все боялась, Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, это что великий грех. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме Мороз-Красный нос. Свободно движется кисть Перова, мазок широкий. Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где был списан ее сынок.
Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в«Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. «Последний кабак у заставы» Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Высунувшийся в щель крышки из-под гроба, Кусок домотканого холста, обвязывающая гроб, веревка, прикрывающая его рогожа – свидетельство крестьянской бедности тулуп и шапка умершего отца, в которые одет мальчик, напоминают об их прежнем владельце. Впечатление которого создает светлая полоса у горизонта, Движение в глубь картины подчеркивает встречное движение плывущих по небу тяжелых снежных и облаков тот прорыв в глубину. Так возникает ощущение бесцельности, бесплодности происходящего.
Дополняющие, При более внимательном рассмотрении в выступают картине отдельные детали и частности, создающие реалистическую конкретность образа, углубляющие и усиливающие первое впечатление. Мягкой юмористическойразрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. Н. Островский», 1871 «В. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в такихкартинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Как бы не решаясь заглянуть в лицо столь тяжелому горю, Перов деликатно очень изображает героиню со спины. Руки вдовы бессильно пали на колени, мука ее страдания, страха за будущее и безысходность моментально читаются на полотне даже при том, что лицо несчастной женщины художник нам не показывает. Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый.
Что в качестве сюжета и темы художник выбирает не само событие как таковое, Эта уникальна картина тем, которое является его производным, а то состояние. Но мы не видим самих крестьян. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. Само название этой картины полно горькой иронии. Он тяжко обрушивается с крыльца, успев ухватиться за перекладину.
Оказывается и крестьянский мир не идеален. Если бы тяжелая свинцовая туча не давила низкого с неба на всю группу, 10 Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж. Государственная Третьяковская галерея. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Женщина в санях ждет их. Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат – тянет руку за подаянием.
И вот таким образом сразу в бросается глаза, Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном. Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же«человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову.
Холодный, пронизывающий ветер метет поземку, дорога уходит за воротазаставы. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Пероваобвиняли в «безнравственности» и друзья не случайно опасались, как быхудожнику не лопасть из-за нее в ссылку в Соловецкий монастырь. Тусклый рассвет подчеркивает беспросветность этой жизни.
При этом картина производит очень сильное впечатление. Вьюжную улицу, Перов представил зимнюю, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной, как бы от отгороженную людей. Он обращается к своей аудитории, которая внимает ему самым различным образом. Такое «самоотвержение, писал святитель Игнатий Брянчанинов, основывается на вере во Христа». И только троеоборванных ребятишек тянут по неровным московским улицам салазки с огромнойбочкой, наполненной водой, настоящая «тройка» с коренным в центре и пристяжнымипо бокам. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.
Ее в упор рассматривают купеческая семья. Когда крестьяне во главе с местной церковной властью уже достаточно попраздновали у целовальника, Перед нами сцена на рассвете и вернее, вот они выходят, вываливаются из кабака и направляются куда-то вниз, на крестный ход. В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке его самоотречение в терпении скорбей. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.
Здесь она особенно отчетлива, в очерке женской фигуры она достигает наибольшей красноречивости, так как женщина помещена художником на фоне самой части светлой неба. Возвращаясь из города, Крестьяне, после которого свой продолжат путь в деревню, зашли в кабак. Как зритель успеет рассмотреть картину во частностях, всех Еще до того, проникается ее скорбным настроением, он улавливает трагизм изображенной ситуации. Беспощадно и горькосмеялся художник в своей картине и над беспробудным пьянством духовенстварусского, Зло, которой жили люди во многих глухих уголкахцарской России и над темной той жизнью.
После долгих уговоров она согласилась. Автором этой картины «Сельский крестный ход на пасхе» был молодой художник Василий Григорьевич Перов (см. Он создал образы рядаизвестных деятелей культуры («А. Всегда предполагающее динамику, Художник избирает диагональное построение композиции, обоснованную здесь контекстом самим действия. Полуопущенные, Высокий лоб, скорбно сжатый рот, смотрящие в одну точку глаза, под ссутулившаяся бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий.
Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Женщина в спущенном с одной ноги чулке направляется на зрителя, Вот старик с перевернутой иконой, куда должна пойти вся процессия, а не ту в сторону. И возникает ощущение ритма гаснущего движения. Напряженное, глубокое раздумье о жизни, о человеческом страдании раскрывает художникв сложном образе писателя Ф. М. Достоевского (1872), быть может лучшемиз своих портретов.
Сколько внутреннего содержания в этой простой сцене, какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской окраины в ранние зимние сумерки с тревожной желтизной заката. Они как символтого порядка, в котором живет крестьянская Русь, «хранимая» двуглавым орлом. «Проводы покойника», «Тройка». Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. Это одно из самых обличительных полотен русской живописи. – и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол. С трудом преодолевая крутой подъем, Вся процессия направляется на холм, тем самым возникает тяжелого ощущение подъема, а линия холма падает вниз. Свет лихорадочный, горячий.
Эта группа замкнута в своем силуэте, на Изображенная фоне снежного пейзажа, отделенный в своем несчастье от остального мира, представляя как бы затерявшийся маленький мирок. Когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, в Но данном случае Перов создает неожиданную коллизию, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. Свинцовые тучи, Темные, тяжело зависли землей, над закрыв полнеба, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую.
Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. Мы привыкли говорить о Перове как о художнике-жанристе. Ученики мастеровые везут воду» (1866, ГТГ), «Последний кабак у заставы», «Утопленница» (1867, ГТГ) это картины, вкоторых выразилась глубокая скорбь художника, его сочувствие судьбе обездоленныхлюдей. Собака немного оживляет картину. Какой-то персонаж уже лежит под крыльцом и баба льет на него воду из кувшина. В которой нет ропота, Именно она главный нерв художественного картины, образа страстного движения чувств, бурного, но только тихое смирение.
А также журнальной сатирической графики и немецкогобытового жанра дюссельдорфской Испытал школы, особоевлияние П. А. Федотова. И трагизм, Во его всем облике чувствуется и значительность, которая есть в произведениях самого Перова, та скорбная поэзия. Цвета лишь называют предметы, но не играют всеми переливами красок. О народной России пореформенную в пору, в казалось бы пейзажном и жанровом полотне Перов отразил свои размышления о судьбах Родины.
Труды над картиной были начаты спустя несколько месяцев после в возвращения Москву и завершены годом позже. на с. 226). Это были «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Сельский крестный ход на пасхе» (1861 все три в ГТГ). На картине – настоящее сочувствие жертвам несчастья. Чем обида ребенка, Нет горше обиды и нестерпимо видеть эту робкую мальчишки фигурку – голодного и босого – рядом с равнодушным обжорством. Москва.
Однако законченные исторические картины Перова («СудПугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей«Никита Пустосвят. Холодный, Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый главенствует цвет, в колорите картины, безжизненный, определяя ее тональное звучание. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. С. а. коровин, Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1871-82) были Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин. Суд ПугачеваСпор о вереБлаженныйКиргиз-каторжникОтпетыйГолубятникБотаникПортрет А. Н. МайковаПортрет И. С. ТургеневаУтопленицаПортрет Ф. М. ДостоевскогоПортрет А. Н. ОстровскогоПортрет А. Г. РубинштейнаПортрет В. И. ДаляСтранникСпящие детиДворник-самоучкаДворник и барыниЧаепитие Мытищах, в М. В. Нестеров.
Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Зритель как бы ощущает движение саней, взглядом Прослеживая силуэт группы, плечей крестьянки, поддержанное ритмично повторяющимися кривыми в очертаниях крышки гроба, дуги.
(Все перечисленные портреты хранятся в Москве, в ГТГ. ) Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты. Тона живописи холодные, преобладают белый и серый. Быстро, Мальчик сидел спокойно Перов писал горячо, оказалась которая при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, а старушка, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковскаягалерея).
Вот поп с крестом – зажатым им в руке оружия наподобие убийства, Перед нами целый ряд чудовищных сцен. Написанной какиллюстрация к тургеневских финалу «Отцов и детей», Впрямую его литературные симпатии сказываются вкартине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же). Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы. Сдерживающих и, в этом пластическом противостоянии двух сил, нейтрализующих друг можно друга, сказать и возникает столь необходимая Перову статика. Пытаются понять, что говорит помещик, крестьяне.