Собственно говоря, сама идея картины возникла у известного русского художника В. Сурикова в честь столетия перехода через Альпы великого полководца Российской империи Суворова, который совершил этот переход во главе своей армии в 1799 году. Копия картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет. Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» продолжилась на Дону в В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Видео обзор картины Сурикова "Переход Суворова через Альпы", написанной в 1899 году. В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». В 1870 г. поступил в ученики8230 Большая биографическая энциклопедия К столетию Итальянского похода Суворова Суриков решил написать картину "Переход Суворова через Альпы".
Картина является исторической композицией мастера, посвещённой отважному подвигу русских солдат во время знаменитого перехода Суворова через Альпы. Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова. Снова жаркие споры вокруг картины Сурикова «Переход через Альпы».
На которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы, «Лев возмущен Николаевич картиной Сурикова. И русская преданность, а общее это решимость и неистовость в и отваге, доверие своему любимцу Суворову. Таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей или рука, глядящие в бездну впереди, прижатая ко лбу, крестное начинающая знамение.
И тогда Павел, Она быстро освободилась от мужа Петра Третьего, немца по крови и воспитанию, стал поклоняться памяти отца и целиком воспринял немецкую культуру, унижали которого и постоянно издевались над ним фавориты матери. Эхо бесконечное», сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, Солдаты, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают крутому по заснеженному склону горы. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. А когда я неестественно поднял его локти вверх– полетел, «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть. Которого Суриков встретил дороге по в Сухобузимское, Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. Суворов выступал против прусских палочных в порядков армии и продолжал воспитывать солдат по-своему.
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Мученьем было сооружать эту прическу, полночи уходило на нее, а потом до утра надо было сидеть, чтоб, не помять буклей Перед Олей громадный холст, уходящий ввысь и уже весь прописанный красками. Суриков изучил все военные формы того времени. Но и титул – князь Италийский, Император Павел I пожаловал Суворову только не чин генералиссимуса. Но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и гений военный Суворова, Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи. Мать Павла немка Екатерина ввела при дворе французский обиход. И, Василий Иванович расхохотался, задвигались, словно растаяв, засмеялись зашептались, близстоящие гвардейцы.
Имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе военные перенести действия на территорию Франции, Полководец выбрал этот кратчайший путь. Она построена по принципу движения сверху вниз. Что эту картину, получилось, Так Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году в столетнюю годовщину изображенного на ней события, начатую в 1895 году. Где попала в В окружение, походе армия Суворова прошла с боями черезСен-ГотардиЧёртов мост и совершила переход из долиныРёйса вМутенскую долину. Картина Сурикова – подлинный гимн русскому человеку, его мужеству, его неодолимой жизненной силе, его светлому разуму.
Моментов утрирования в картине несколько. За этот беспрецедентный трудностям по и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания – генералиссимуса. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Стараясь придержать скольжение растопыренными локтями один лег на бедро, По снегу с кручи с сползали пушкой солдаты, присев, другой, уперся пятками в отрог. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. Но и протащили полевые тяжелые пушки и боеприпасы к ним, Солдаты не только прошли сами через горы, что обеспечило им победу в предстоящем сражении.
И заменил эту форму длинными мундирами, треуголками, которые слетали с головы на ветру. Наиболее знаменитым является полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы» : картина изображает стремглав скатывающихся с крутого склона солдат. Сподвижники Суворова были все найдены. Что «главное в картине – движение», Определив, «сам по снегу скатившись с гор», художник, проверял стадии все спуска. Его подчиненные глядят на него с обожанием, Их подбадривает сам фельдмаршал он – верхом на лошади, а он на них – с восторгом.
«главное в картине– движение, Сам художник отмечал – что работал долго над передачей стремительного движения войска. В такой момент шутить. Кампания потерпела неудачу по вине австрийцев – обещавших оказать военную помощь, Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – без остался смысла. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Он отправился в Швейцарию, Тщательно быт изучив и вооружение русской армии при императоре Павле I, на место перехода. Так как ничего не было видно внизу, ни Приходилось лезть на ощупь, ни справа, ни вверху, ни слева. Ступивший на шаткую Первый перекладину, офицер, но следом бросились десятки отчаянных солдат, погиб.
Эту гамму выискать надо было». У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, о Впервые боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Шмидт рисовал Суворова пастельными карандашами, словам По современников, во время обеда, в десятом часу утра. Подите, напишите это и скажите мне какой тут должен быть рисунок, какие краски, общий колорит. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак».
Он знал своих солдат и лучшим давал прозвища: Орел, Сокол, Огонь. Сурикову вдруг пришло в голову, был совершенно чужд Павлу, конечно – что национальный этот русский дух, Как он скакал в лагерях между полками и кричал. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд выписанных великолепно психологических типов. Суворов решил прорваться к ним ближайшим путём, Чтобы не допустить разгрома французской армией русско-австрийских войск под Александра командованием Римского-Корсакова.
Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Он ввел немецкую военную муштру. Он сам себя считал солдатом, держался запросто и часто шутил с ними. Вечные льды просвечивали сине-зеленой толщей. Картина А. Попова также посвящена этому событию, строго говоря, но скорее напоминает о мучительности длительного перехода но, – Это самое известное полотно на данную тематику, художники разобрали на эпизоды практически весь переход Суворова через Альпы.
«верхние едут тихо, а низшие летят совсем вниз – средние поскорее, Суриков для себя осознал. Лошадь в таких случаях идет очень осторожно, Лошадь над обрывом горячится тогда – как этого не бывает. Но тех не было как типов, Суворов же как тип был найден. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. А как он скакал в полотняной рубахе, раздувавшейся на ветру.
Это кажется неправдоподобным. Суриков изучил все портреты Суворова и все они были необычайно различны. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.
Кроме всего прочего армия вязла в снегу на вершинах и прозябала от сырости в низине. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Образы его сподвижников, какой с поразительной теплотой показан Суриковым образ Суворова, всем родного, понятного и доступного. Яркое полотно в духе демократического реализма. Окружённые втрое превосходящими их силами французов, Русские войска, с боями ряд преодолели перевалов и вышли на территорию Австрии.
Которые залегли в укрытиях, Французы заняли позиции выгодные на противоположном берегу и принялись отчаянно обстреливать русских. Но не перед лицом противника, Это тоже изображение русского воинства, среди природы, а в словиях природы, почти враждебной непреодолимых, человеку. «взгляните на этого старика и что-то радостно и торжественно зазвучит внутри, а ведь перейдут Это ясно, что перейдут Вот в чем все дело – подробно о рассказав сюжете, Тут, на этих смеющихся на краю пропасти солдат, критик делает интересный и убедительный вывод. Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На шутку его откликнулись двое солдат. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Альпы или же Кавказ – Все бойцы штурмуют хором, то Будь крепость или горы, Если есть такой приказ. Что Суриков даже шапку снял и встряхнул густыми Это волосами, было так неожиданно и радостно. Что Сурикова увлекли чудо-богатыри, суворовские После героев Ермака естественно, по зову полководца бесстрашно низвергающиеся в пропасть.
От такого сюрприза неприятель дрогнул: поспешно разрушив часть моста, противник начал медленное отступление. И это передавало ощущение страшного притяжения пропасти, Нижняя часть туловища его ушла от глаз зрителя. Мелкие камешки сыпались каждого от движения, в некоторых местах некуда было даже ногу поставить – в других – невозможно закрепиться. В основе сюжета – событие историческое 8212 антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах.
Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые «декорации» своего полотна. 21 сентября 1799 г. начался переход войск русских под командованием Александра Суворова из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Суворов прочел молитву, Отобедав, прокукарекал и ушел спать, потом проскакал перед художником на одной приказав ножке, денщику Прошке вынести портретисту свой мундир с орденами. «Люби солдата и он будет любить тебя. » говорил Суворов. На это Суриков ответил, что «так красивее». Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается.
Все отчаянно сопротивлялись и все же ползли и катились вниз. В Милане русские войска встречали восторженно, а далее начался традиционный для Европы путь предательства, в котором поневоле участвовал Александр Суворов: событие, которое прославило полководца – его знаменитый Швейцарский поход – во многом стало результатом вероломства союзников Российской империи и легковерности (или же преступной недальновидности) императора Павла I. Дальше была переправа через Чертов мост, ее одной с лихвой хватило бы, чтобы навсегда прославить переход Суворова через Альпы. По инициативе коллекционера Цветкова и когда через восемь лет, он не смог повторить образа полководца, Суриков написал поясной портрет Суворова, для найденного картины. Закрывший лицо плащом, Солдат истово крестящийся и старик, еще задерживались на мгновение, а над два ними молодых смеющихся солдата с обожанием смотрели на полководца. Пейзаж играет огромное значение в картине.
Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина в солдат буквальном смысле низвергается на зрителя. Что отдал бы свои все победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник, Французский генерал Массена говорил впоследствии. И его поражало то, что Павел из протеста отказался от «потемкинской» формы, такой удобной во время походов. Их разговор имел важные последствия для романа.
Суворов изображен укутанным в плащ всадником, который с тревогой вглядывается вдаль. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусскойвоенной системы Фридриха Великого. Оставившего в веках немеркнущую славу своих, подвигов Эта скульптура была ближе всего к образу гениального полководца. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Фигуры солдат и лица их были уже написаны, сильно и убедительно.
Где уголовная преступница встречается в тюрьме политическим, с «У меня в романе была сцена. Потом, снова надев ее, осторожно зашагал по скользкому, притаявшему тротуару. Я переделал все эти главы, так как не могу писать, не имея под собой почвы, а этому Сурикову (Л. Эти в гуще движения еще не чувствуют той опасности, которая грозит смертью или увечьем.
Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, абсолютно необычном для батальных произведений. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Как. и все другие детали, Тот был неповторим и запечатлен раз и навсегда, что вызывали и сомнения недовольство у многих критиков. Определив, что «главное в картине – движение», художник, «сам по снегу скатившись с гор», проверял все стадии спуска. Н. при этом выругался) все равно». Он сидел в рубашке и беседовал со своими генералами.
Солдаты на войну идут, Л. Н. говорил Сурикову, каждый своей в отдельной группе, как волны – что этого быть не может. Он тоже в простом походном плаще и с треуголкой и скорее сливается с солдатской массой, как и его воины – а не величественна, Фигура миниатюрна, его чем выделяется из нее. Мрачные ночи, Дремучие, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, непрерывно ударяющие громы, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько была велика вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку. Удачей картины было «сродство духовного начала», утраченное в позднейшем портрете Суворова.
Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Подвиг русских солдат вдохновлял многих художников на творчество. Нет, без боя через Альпы Никому не перейти. Бронзовый бюст работы Демут-Малиновского, Был и скульптурный портрет, который впечатление оставлял подлинности суворовского образа.
Осуществленная кампания впечатляет: за четыре месяца Суворову удалось отбить у врага Северную Италию (за это он получил титул графа Италийского). Чуть оттопырены уши, Иронически-вопрошающе приподняты насмешка брови и скорбь в складках возле крепкого, над усталыми и добрыми глазами приспущены веки, мужественного рта. Композиция картины очень динамична. И внутреннее чувство ритма в общем движении, Олю поражало безошибочное знание движений человеческого тела у отца в композиции и напряжение общей воли и объемность этих под напрягшихся одеждой мышц, общего стремления, общего дыхания катящейся вниз лавины людей. В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Суриков представил себе его лукавую и приветливую улыбку, прищуренные, в морщинках глаза.
Камни острые и льдины Тоже встретят вас в штыки, А под натиском лавины Дрогнут даже смельчаки. Приведя неблагожелательное мнение Верещагина, он перешел затем к положительным оценкам: «А ведь картина-то все же осталась, стоит себе и производит сильное впечатление». На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи.
Ветер шапки, словно скальпы, Посрывает вам в пути. Карабкаться приходилось то по острым камням, как сейчас бы сказали, то по глине скользкой – переход Суворова через Альпы был, По свидетельству очевидцев, экстремальным. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
А святой нательный крестик и георгиевский крест Помогают с выйти честью Им из самых гиблых мест. В Швейцарском походе проявились полководческий гений и Суворова тактическое мастерство русских командиров. Суворову почти 70 лет, он на покое. Их амуницию и вооружение, Суриков в своей картине тщательно прорисовал одежду русской армии, каждый из них по разному реагирует на переход, выражение лиц воинов, одни смело преодолевают горы, другие закрывают лицо плащом, чтоб не видеть внизу пропасть, но все полны решимости преодолеть все опасности и выйти неожиданно в тыл врагу, который не русских ждет войск в этом направлении, считая горы неприступными. Что прикажет командир, для Но русского солдата, Взять любой ориентир, То исполнить надо свято.
«Льды, брат, страшной высоты. Что ничто и никто не мог заставить его передумать, а Суриков был так уверен в своей правоте, доработать изменить, как иногда это бывало с другими произведениями. От знающего человека я узнал, что такой встречи быть в тюрьме не могло. Летом 1897 года художник ездил в Швейцарию для создания этюдов природы грозной Альп на маршруте русской армии.
В широком воротнике, хрупкое, Худая, шея придает этому образу что-то трогательное, как и смешной хохол над выпуклым лбом изрезанным сетью морщин. Когда «гвардейский визит» окончился, Василий Иванович, проголодавшись, решил пойти в гостиницу позавтракать и, как это бывает в Петербурге, вдруг вышел на освещенную и пригретую солнцем улицу. Действовавших в смертельно опасных условиях Он природы, подчёркивает героизм русских войск, по словам Суворова, представлявшей собою, « начал работать над картиной. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: «Подвиг под шутку полководца».
Со стороны и тут внезапно на скалах, появилась колонна, русская занятой французами, которая двигалась в обход и перешла горный поток вброд несколько поодаль. Средние поскорее, Храбрость беззаветнаяВерхние тихо проверял идут, а нижние совсем летят внизОколо Интерлакена сам по снегу скатывался с гор. Перешёл через Чёртов Он мост, овладел перевалом Сен-Готард, выйдя к Люцернскому озеру, но, узнал, что Римский-Корсаков разбит и был вынужден повернуть на восток. Потом подсел к письменному столику и написал: «Наш известный «гениальный практик по военным делам» Василий Васильевич Верещагин печатно указал на отчаянные несообразности в картине: он лично никогда не позволил бы так именно спущать на веревках пушки верх нелепости примкнутые штыки спускаясь по снежной горе, не отомкнув предварительно штыков, солдаты должны были переколоть друг друга и т. д. Но ведь на Василия Васильевича, как известно, угодить всегда трудно и особенно в вопросах военного дела» Так писал критик Сизов в «Московском листке». Ввел сложные прически на смоченных квасом и присыпанных мукой солдатских головах, с подвязанным сзади железным прутом, к которому прикреплялась коса с буклями, завитыми и приклеенными к вискам. Чудо-человек, он презирал слепое подчинение и «немогузнайку», требовал, чтобы не только офицер, но и каждый рядовой понимал предстоящий боевой маневр. Не легко играть со смертью Наверху в «царя горы», Эхо гаркает, как черти, И зовет в тартарары. Картина изображает стремглав скатывающихся с крутого склона солдат – знаменитым Наиболее является полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Документов, Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, сделал большое число натурных зарисовок, биографии рисунков Суворова, вооружения, одежды и мундиров. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти. Русских же было не унять: обнаружив неподалеку деревянный сарай, они разобрали его, связали доски шарфами и бросили этот щит над пропастью. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Вернувшись в гостиницу, он заказал самовар, яйцо всмятку, чайную колбасу и свежие бублики. Убедителен был ужас на лице черноусого солдата.
«Главное у меня в картине движение, объяснял свою работу Суриков, храбрость беззаветная». В сродстве-то и была вся соль. Как всегда, создавая картину, Суриков стремился к максимальной достоверности. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Поскольку быстрота движения нарастает сверху вниз, художник выбрал вертикальный формат холста, что позволило ему передать не только все фазы спуска, но и показать высоту гор перевала, «ниже хребта которого, – как писал Суворов в донесении Павлу I, – громоносные тучи и облака плавают». «Подвиг» в этой фразе ключевое слово.
Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»). Что они казались вымокшими под проливным дождем, Облака и пропитывали туманы солдат водой до такой степени. Не было еще только самого полководца, как в свое время долго не было Меншикова, не было боярыни Морозовой, не было Ермака. Но ближе всех к оригиналу был портрет художника Шмидта, которого прислал курфюрст саксонский в Прагу, где остановился Суворов после швейцарского похода.