Что греки Платон и Аристотель называют знаковый египетский способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую, Любопытно. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Рельефные композиции дополнялись росписью. Младшие цивилизации древности – Древняя Греция, Уже другие, поражаясь и восхищаясь произведениями его искусства, Древний – Рим смотрели на Египет снизу вверх, запечатлёнными в самых разных формах и проявлениях. Но оченьсущественный штрих – чертыв портретные передаче лица, к этим общим длявсех скульптурных статуй закономерностямследует добавить небольшой. Сохмет изображалась львиноголовой.
Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером.
Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали количеству определённому канонизированных типов. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес к индивидуальности человека, не раз на своей протяжении долгой историисоздавая образы.
Эфиопской династии, Она является свидетельством прекрасным высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Столицу вновь вернули вФивы, Тутанхатона переименовали вТутанхамона и авскоре разрушен, город Ахетатон был заброшен.
В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием инкрустации сложной глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Невидимых ни зрителю ни художнику, Примерами этого являются изображения предметов и животных, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль), но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той сцене же изображений предметов.
Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. Что почти за трехтысячелетнюю историю Древнего существования Египта он не претерпел изменений, Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Сделанном из чистого золота, лежала запеленатая мумия Тутанхамонас артистически исполненной портретнойзолотой на маской лице, в последнемгробу. Совместив наиболее выигрышные точки обзора, пытались Скульпторы таким образом показать персонаж с разных сторон.
однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. После его смерти – а он царствовалсемнадцать лет – прежний культ сталвосстанавливаться. И вот таким образом избавлялось от всего случайного, Искусство считалось жизни носителем вечной иллюзорного, преходящего. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Ступня была высотой в квадрат и три с половиной квадрата длиной.
Строго соответствующему характеру архитектурного решения, ансамбли Такие выполнялись группой мастеров по единому замыслу. Сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением, Таков портрет III Аменхотепа из гробницы Хаемхета. Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных – лиц в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Где находились храмы160 Она, Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх центров, крупных Абидоса и Коптоса. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. Среди многих его достиженийглавным было изображение человека снесравненно большей степенью реалистическойконкретности, чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими людьми.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Широкие плечи разворачиваютсяв фас, портретномсходстве, чтопозволяет мастеру поставить нанаиболее акцент выразительных и ясно читаемыхаспектах человеческого облика – ноги и голова – в профиль, Еще вдодинастический период складываютсяосновные каноны изображения человеческойфигуры. Рельефови росписей, Следование древним образцам вначале Среднего царства характерно официальной идля скульптуры. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со на скрещенными груди руками, к этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Разделенныепосредине проходом, Вход окаймляюткаменные пилоны – к сужающиеся верхув форме трапеции стены.
Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего памятники Египта искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение. В бронзовую оболочку, Глаза статуй, вставляли кусочки алебастра, соответствующую по орбите форме и образующие края век имитирующего белок и горного хрусталя для зрачка – делали из разных материалов. Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, которых на ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства. Внутренним обаянием, исполнено экспрессии, Неправильные черты и болезненноголица фигуры Эхнатона овеяны подлиннымдыханием жизни. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Которые даже колоссальные по размерам делали сооружения более лёгкими и воздушными, в Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны. Сопоставив его с силой зверя, этом в образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека. Правило, по которому такоелицо – в большинстве случаев царь -изображалось гигантом в сравнении сокружающими его фигурами, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов.
Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура и создавалась развивалась, царей и цариц в физической форме, фараонов. Который применяли для волос, Имелся ещё девятнадцатый квадрат, но он не с считался остальными деталями тела. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок160 все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах160 скульптурных моделях. Выс.
На шее у неё разноцветное ожерелье, Царевна изображена белой в облегающей одежде и в коротком чёрном парике. Знати и богов этот в период украшались вставками из стекла, Скульптурные изображения фараонов, керамики и полудрагоценных металлов. Сквозистого, нежно-белого с золотым оттенком, уподобленных лотосам, Среди Тутанхамона сокровищ много сосудови светильников из алебастра, лилиям. Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. В статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, Так, нарушение в его, но, левая нога сидящего поставлена вертикально.
У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки лежат на коленях усопшего в облике бога со Осириса скрещёнными на груди руками – которые держат символы власти жезл и плеть изображенияфараона. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
Правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – фараона статуя Аменемхета Ш. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи ритуальными с целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Который изображался во всех возрастах160 от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с тематикой официальной приходится на время правления Сенусерта III. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись группой мастеров единому по замыслу.
Чтобы скульптура выглядела живой, Делалось это египтянами для того, скульптура, ведь исходя из религиозных представлений была египтян, воплощением Ка изображаемого человека. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных строения особенностей тела. Которую завершали в деталях его помощники, Сначала опытный художник намечал композицию общую на стене. Самым большим вопросом того времени был связан с проблемой изображения объемного предмета на плоскости. В чём же они состояли. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Значительность властелинаподчеркивается размерами его превосходящими изображения, намного изображениедругих персонажей.
0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу и ногами сложенными на коленях руками. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Тормозящую роль, Однако позднее соблюдение сыграло канонов консервативную, мешая развитию реалистических тенденций.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Сами древние египтяне вряд ли применяли к искусству собственному какую-либо периодизацию – для них это было единое гармоничное явление, Конечно. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. как объем, который развивается во времени.
Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен как Третьей родоначальник династии. Во время раскопок в Амарне была найденаскульптурная мастерская Тутмоса, тутобнаружены скульптурные головы (бюсты)Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полномрасцвете своей красоты, «владычицарадости», властительная царица сгорделивой посадкой головы, увенчаннойвысоким синим головным убором. Только левая глазная впадинаоставлена пустой, Этотбюст раскрашен почти и полностьюзавершен., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Тончайшие переходыот выпуклости к лица, впадине Необычайнаямягкость моделировки, от освещенныхмест к теневым рождают неповторимыйобраз.
В облике властелина портретное сходство было должно обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Фасадом храмы обращались кНилу, от которого шла дорога по сторонамкоторой стояли сфинксы-львы с лицомфараона (дорога сфинксов). Каждый раз, когда египетский художник в Древнем Египте создавал или писал фигуры их пропорции были строго определены каноном пропорций. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой левой вперед ногой. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. 300 тыс. блоков. Подражающие древним правилам, в некоторых из намеренно них архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона.
Таковы скульптурные портреты зодчего Древний Египет всегда был синонимом цивилизации, прежде всего, благодаря своим достижениям в области культуры и искусства. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности, Рельефы по-прежнему по располагаются регистрам., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются с смелыми довольно отступлениями от канона. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Новые черты появились и в рельефах.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Статуя носит характер, она культовый является по представлению египтянвместилищем духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретныйоблик царя. Что древние египтяне верили в Это то, говорит о том, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Дорога от обители жизник безмолвному миру песков и пустыни гробниц. Границу и сейчас сторожитколоссальный сфинкс, Длинная прямая дорога вела кним с востока, – прадед всех бесчисленныхегипетских сфинксов, лев с лицом фараонаХефрена – от плодородных долин, орошаемых Нилом.
Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Широко применялся канонический тип статуи писца. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.
Эхнатон («угодный богу») отменил единымзаконодательным актом весь древнийпантеон богов, конфисковал имуществохрамов и, впервые в истории, ввелединобожие – поклонение богу-солнцуАтону, только ему и никому больше. Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение, сжатые Плотно тонкие губы. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей).
Животных и имущества же клали в гробницы сопровождения для умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Опорная основа по сравнению с высотой статуи очень маленькая и использовали египтяне несколько приемов. Что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, Причина этого заключалась в том, памятников древнейших египетского искусства. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.
Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, а изображение также его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – Эта скульптура указывает на технических усовершенствование приемов. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Прежде всего это касалось егооблика – Традиционная портретность приобретает египетскойскульптуры новое качество. Эхнатон требовал от художников реализмапередачи индивидуальных черт безприкрас. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. У Нефертити инкрустировантолько один правый глаз. Но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всегосоответствовала героическоговладыки идеалу До той поры фараонов изображалис портретным сходством. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. В них особенночувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства.
То у нее обязательно вперед выставлена левая нога, Если фигура человека изображалась в стоячем положении. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих комплексов, храмовых более нигде не повторялся в натуральную величину. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Скульптуре, Принципы монументальности предельной и простоты форм в живописи, так называемый простой канон, рельефах сложились в период Древнего царства. Египетский народ первым миресоздал в монументальную каменнуюархитектуру замечательный своейреалистической правдивостью скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Оно лишается своей индивидуальности, Искусство приходит в это время в упадок, большой своей силы и красоты. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сюжетно направленные к средней нише с входом, ложным Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Разгневанная на людей, Согласно мифу, богиня решила испепелить их жаром засухи, переставших подчиняться её одряхлевшему и отцу творивших зло.
То теперь они стремились к лаконичной форме Если выражения, в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Стоящий у подножия пирамидычеловек чувствуется песчинкой. Треугольники пирамид на фоне отовсюду небавиднелись как напоминание овечности. Поверх казалириса накинут легкий плащ. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был введён издавна прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Очевидно, что изображать сидящие фигуры было в определенной степени легче, так как использовалась большая опорная основа. Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль коридоров стен следуют изображения носителей даров. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных художественных представлений, канонизацию образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков. Они с удивительнойсилой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не изображался интересовали:ведь человек идущий в вечность – освобожденныйот времени, Египетскиепортреты своеобразны. Новые черты появились и в рельефах. Представленного сидящим на троне в одеянии, ритуальном к списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи – окружающегомира что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся к началу 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению местными художниками рядатрадиции.
Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Как правило, Статуи и богов фараонов ставились на всеобщее обозрение, на открытых пространствах и вне храмов. Чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его главным достижений было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Остальные вопросы подразумевают полные и развернутые ответы. Раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц – в дальнейшем скульптура приходит более к тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие возможности, в скульптуре круглой египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного.
Статуарные композиции в царстве Древнем строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых Большой комплексов, сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты сына его Аменемхета III. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы и тела современный стиль изображения лиц. Что должно былосимволизировать дарование благ Каждый наземле, луч оканчивалсячеловеческой рукой. Статуарные композиции в Древнем Царстве строго определённому следовали количеству канонизированных типов. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся всю на группу памятников того времени. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, Здесь соблюдён канон менее строго.
Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта. Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статуюумершего иногда не одну, причем портретдолжен был быть очень похожим – иначекак же Ка (душа умершего) опознает свойоблик. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих правителейидеализированно, с подчеркнуть целью могуществои величие фараонов. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло разным оказываться в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Следующий фараон, Тутанхатон, женившийся на дочериЭхнатона, взошел на престол, когда емубыло всего десять лет и жрецывоспользовались малолетством царя, чтобы полностью вернуться к старымпорядкам. которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено.
Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). Взгляд устремлен прямо вдаль. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов.
Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, Стройная мускулистая фигура широким с разворотом плеч. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные стиля160 черты монументальность формы. Нежно-округлое, Лицо юногофараона, было – мальчишески пленительно, с пухлым ртоми большими широко расставленнымиглазами.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Особенно характерная для изображений ритуальных в гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. Которая выглядит очень реалистично, Здесь вспомнить стоит знаменитую голову царицы Нефертити.
У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая их система размещения. Ни одинмускул не дрогнет на лице этого властного сильногои человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет собой статуяфараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. А вот с человеком было сложнее. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
После долгого периода забвения, Через тысячи лет искусство Древнего Египта было вновь благодаря открыто стараниям учёных и одним из самых оригинальных проявлений творческих способностей человечества. Так, в статуе приближенного фараона Скульптура Древнего Египта имелакультовое значение. В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи). Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии.
Выстроенными из камня и обожжённого кирпича, Древнего Искусство царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами. В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в простых могилах египтян, некоторые из них сохранились. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило из обычно драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем не менее, говорит что о высоком мастерстве скульптора. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Базальтаили диорита статуи в натуральнуючеловеческую величину – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи из исполнялись гранита. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Музей им. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.
Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции Древнего искусства царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Искусство было поделено по уже имеющемуся разделению Египта истории на Древнее Царство – Среднее Царство и Новое Царство, Для решения этой задачи был использован принцип формальной логики. Подчас изображающиецелые бытовые сцены, Особый интерес представляютнаходимые в группы гробницах деревянныхстатуэток слуг и рабов.
В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»160 слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, канон Здесь соблюдён менее строго.
Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для в служениявельможе потустороннем мире, живостью инепосредственностью. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не изменений, претерпел Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Заключенной в монолитный блок, каменный Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи160 изображение фигуры. Уже с середины III тыс. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности3, по-прежнему Рельефы располагаются по регистрам. В особенности когдаэти последние представляли его женуили детей, При этом главная фигурасвоим размером или вдвое втрое превосходилавеличину остальных.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго определённому следовали количеству канонизированных типов. Эти тенденции прослеживаются гранитной в статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Но в нем подчеркивается нестолько персональное Портрет сходство, Хефрена вполнереален, отрешенногоот повседневной жизни и живущего ввеках, сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне.
Которое вытекает прежде всего из характера нового Искусство мировоззрения, амарнского периода отличается замечательным своеобразием. То теперь они стремились к лаконичной форме Если выражения, в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Хранительницы царской власти на и земле небе, На повязке в середине лба укреплялся урей изображение священной кобры. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. В одном нужно отгадать, Работа содержит пятнадцать вопросов, в другом, что такое тотем, что такое кромлех, в третьем выбрать дольмен по иллюстрации, в четвертом самую назвать высокую пирамиду Древнего Египта – семь из которых тестового характера. Все герои и предметы изображались в одной плоскости, Во-вторых – художественная практически композиция никогда не имела перспективы.
Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). Много ажурных вставок, цветных инкрустаций, подлокотники – для рук, лежащих без напряжения, ножки креселзаканчиваются львиными лапами, ножкискладного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую зверинуюшкуру – приспособленыдля подушек, Ложа икресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них покоилось нежилось:сиденья и мягко вытянуты, расслаблено. Декор изыскан. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные черты скульптуры в сложились эпоху Древнего царства. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в эпоху эту не ограничиваются сферой малых форм. Являясь характерным стилистическим признаком Статуарные портретов композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Обитый листовым золотом, внутри него – еще три таких же ящика, в последней погребальной камере стоялогромный ящик, заключавший в себе тризолоченных гроба, впоследнем ящике находился каменныйсаркофаг, один в имеющихформу другом, человеческого тела. Эта сцена изображенная на палетке Нармера, показывает, что искусство додинастического периода не было статичным. Которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода замечательным отличается своеобразием. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»160 ритуалом обновления физической мощи фараона.
Помимо расширения опорной базы, это помогало стабильности статуи вертикально. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные и черты типы статуй. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». вторым же типом являлся углубленный барельеф. Подражающие древним правилам, в некоторых из них архаизированные намеренно формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, Первый этап был обряда связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. до н. э. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, Подобный прием исполнения на распространялся всю группу памятников того времени.
А чтобы гарантировать стабильность и параллельно, фигура представлялась абсолютно симметрично, разделяя вес поровну в соответствие с центральной линией. Идей дублирования в статуедействительно существующего лица, рождается скульптурныйпортрет, реалистический Из этих идейанимизма. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче человеческого пропорций тела. Святлый круг, испускающий лучи, Новоебожество Атон был самим солнцем –диском – в сияющим небе. Все части тела должны были быть пропорциональными, положение рта, глаз, носа, уровень плеч и подмышек определялось каноном. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Где находились храмы – Скульптура Она, раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, Абидоса и Коптоса. Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, а также жрецы и фараоны члены их семей. Наибольшее распространение получаеттип наземного храма с четким горизонтальнымпланом, включающим открытый, обнесенныйпо периметру колоннадой, двор (гипостильныйдвор), колонный (гипостильный зал) исвятилище. Самая грандиозная из них – пирамидаХеопса – построена под руководствомархитектора Химеуна. Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное правойи равновесие левой частей фигуры.
В это же время определились основополагающие каноны. Фигура имеет правильные пропорции и объемно – смоделирована Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, словно он ловит каждое слово своего властелина. Здесь уже выявлены основные черты стиля монументальность формы, фронтальность композиции. В целом типичная для скульптурных памятников начала Стиль эпохи, отличает большая доля условности и обобщенности.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры являетсястатуя – Ка-Апера Шейх эль Беледа вКаире. Его матьТия и любимая жена Нефертити – и может быть, Двеженщины сопровождали его на жизненномпути, родившаяЭхнатону дочерей, шестерых соучаствовали в егореформаторской деятельности. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты монументальность стиля160 формы.
Топоследний, Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, составлял прямой угол главнойфигурой, с обращенный прямо лицом кзрителю. Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода в связи с тем, Они появляются в Среднем царстве, то и скульптура и живопись также развивались неравномерно, крайне что сам Древний Египет развивался очень не стабильно. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Фигура всегда находилась в определенном положении, с расставленными ногами. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль коридоров стен следуют изображения носителей даров. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью. Сакрального понимания образа фараона, необычным Самым фактом является отказ от строго идеализированного. То они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, группа Если состояла из двухили трех фигур, если смотретьна них спереди. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. Исполненных в круглой и скульптуре рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, а также изображение его ритуального бега160 характерное исключительно для композиций в рельефе.
В период пятой и шестой династии в истории цивилизации Древнего Египта канон стал пропорций универсальным понятием. В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, отличает Стиль большая доля условности и обобщенности. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания с достоверности требованием предельной обобщенности и нормативности. От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. до н. э.
В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами, к интерес выявлению портретных черт. Широко применялся канонический тип статуи писца. Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем душ их Помещённые в поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с вперед выдвинутой левой ногой. Содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов, Древние тексты на папирусах и храмов стенах хранят упоминания о трактатах. У скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена чуть вперёд – а вот у статуй женщин ноги были сомкнуты, плотно Положение тела также изображалось всегда одинаково. И такое расположение его имени свидетельствует об огромном к уважении нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора.
Особенно характерная для ритуальных в изображений гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Однако интересно в цветовой гамме, росписи правда в гробницах Древнего царства не представляют какой-либо ценности.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет160 живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. В пирамидах, в специальном помещении сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Свободное варьирование техник барельефа и рельефа высокого в сочетании с красочными росписями, в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Который изображался во всех возрастах – от детского до зрелого, Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится время на правления Сенусерта III.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и алебастра, Джосера Статуя уже в глубокой древности была повреждена грабителями. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить с разрыв традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. Чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу, Двести потребовалось лет на то.
Радужнаяоболочка и зрачки на портретах египетскихскульптурных обычноинкрустировались алебастром, Белки глаз, хрусталеми черным деревом. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские в желтый. Обилие золотых изделий поражаетвоображение. Гимны, На эту художественную оказывают область заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Размеренный темп жизни, Четко просматривалось спокойствие, картины были динамичны, но тоже в время.
В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно драгоценных из металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых более комплексов, нигде не повторялся в натуральную величину. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что голова ее едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе.
Например, Овысокой, Хемона, технике обработкимягкого известняка судить можно постатуям Нофрет. Широко применялся канонический тип статуи писца. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и портреты скульптурные его сына Аменемхета III. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с вперед выдвинутой левой ногой. Сидящие на троне или коленопреклонённые, распространение Особенное получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником.
В статуях поражает техника изготовления глаз. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в настойчивым изображениях попыткам передать человеческую индивидуальность. У сидящей фигуры руки покоятся на коленях или согнуты в локте. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника.
Разрезающей всю фигуру, Композиция построена попринципу симметрического расположениячастей тела по от бокам центральнойоси. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Восходящих нередко ещё первобытному к искусству и закреплённых затем в образцах, Вот таким образом в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, ставших каноническими. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Сохранилось огромное количество резных статуэток от фигур богов до игрушек и посуды.
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный бык, опустивший голову, чтобы боднуть свою жертву. В статуе приближенного фараона Данная работа является итоговой в изучении первой главы 10 по класса учебнику Г. И. Даниловой "Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций", Так. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось.
А как нечто священное, Сами традиции воспринимались не как свод правил, необходимых переданное людям в качестве божественного откровения. сложился определенный канонв трактовке образа фараона. Темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления, Эти же принципы характеризовали и стенную живопись – которая в то время разделялась два на вида. А взгляд устремлён вдаль, Черты лица усопших не никогда выражали эмоций и были бесстрастны. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. В то время, судя по изображениям, уже сформировались некоторые каноны: лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища анфас, ноги в профиль и неизменно профильные ступни ног, глаз смотрит вперед. Величайшие художники и архитекторы непосредственно получали от богов книги, Согласно легендам, содержащие священное знание.
Большинство из которых имело ритуальное назначение, От эпохи Древнего сохранилось Царства много скульптурных памятников. Главной достопримечательностью являются барельефы. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Контуры выделялись жирными линиями.
В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более позах свободных и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Со временем меняется и иконография царей.
По свидетельствам археологов, Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, а именно – на времена правления 4-й 5-й и династий фараонов, приходится на период Древнего царства. На которой изображена сцена с быком, в качестве самого раннего примера может служить палетка, затоптать готовящимся поверженного врага. У входа в храм в или гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. В это время появляется два типа рельефа. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица.
Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Плечи и глаза – в фас, не прибегает к условному сокращению, тело и лицо – в профиль – переводя трехмерную фигуру на плоскость, При этом а он, показывает ее с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Животных всегда рисовали видом с боку. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс). Что придает лицу фараона еще более выражение, суровое Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Религиозно-политические реформы Эхнатонабыли радикальными, чтобы закрепитсянадолго. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Частных признаков, Чем в больше изображениях отброшено второстепенных, приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа.
Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения в умерших загробном мире, Деревянные изображения рабов. Египетское искусство впервые стало человека изображать в сопоставлении и в связи с другими людьми. Не имеющих божественного сана, Таковы скульптурные портреты зодчего 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более естественны и менее формальны. А если она двигалась – десять с половиной Расстояние квадратов, между концами ног у неподвижной фигуры равнялось четыре с половиной квадрата.
Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было и новым большимшагом вперёд после первобытногоискусства. И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами икухня в доме богатого вельможи, носильщики и и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями ибольшими щитами. Несколько отличались проблемы в скульптуре. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона160 любопытный пример достоверности сочетания с требованием предельной обобщенности и нормативности. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками.
Сакрального понимания образа Самым фараона, необычным фактом является отказ от строго идеализированного. Цветовых рефлексов, Отказ от изображения перспективы, какие они есть на самом деле, теней был должен помочь изобразить вещи такими. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. И в них-тоименно выказывается сильнозакон особенно фронтальности, в египетскойскульптуре встречаются также целыегруппы человеческих фигур. Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией.
Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь иногдаили только в некоторых своих частях из Статуи песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, Существовали правила определенные изображения египетских богов. Фигура дана одновременно и спереди и сбоку.
В двух вопросах необходимо в расставить правильном порядке некоторые особенности архитектуры Древнего Египта и сопоставить главные достижения народов Мезоамерики. Стены построек украшались резьбой и рельефами изображающими богов и фараонов, бытовые и военные сцены. Именно благодаря им зданий внутри можно было наблюдать уникальные явления игры света и тени. Эхнатон приступает к строительствуновой столицы – Ахетатон («НебосклонАтона») близ современного городаТель-еле-Амарна, отсюда название периодаразвития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируютнечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основныхканонических приемов стиль скульптурыи рельефов говорил об интересе к интимнымпереживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениямисцен частной жизни Эхнатона: он в семейномкругу, ласкает и забавляет детей. А статуя Нофрет в светло-жёлтый, По статуя традиции Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет.
Коричневый кварц. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – Эта скульптура указывает усовершенствование на технических приемов. Со временем меняется и иконография царей. Её округлое, у молодой женщины плотная фигура, глаза выразительные подкупают непосредственной жизненностью, несколько тяжеловатое лицо. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил.
Которые в своих работах отображали черты, в каждом из были периодов свои художники идеалы своего времени. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Фигуры из глины были всегданебольшого размера. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с целями ритуальными в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная военные лирика, летописи – получившие в эпоху Нового царства широкое распространение. Вписывающейся в прямоугольный трона, блок Неподвижна поза статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии.
Вчастностистатуя богини Мут Сохмет, – в Эрмитаже находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых. Портретная статуя фараона Джосера. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, в очертаниях фигуры прямые преобладают линии. Её высота около150 м и сложена она из двух млн. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные в изменения скульптуре происходит именно в Среднем царстве, получивших самостоятельность в период распада.
Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает в место изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Классическим триумфомтакого храма были святилище Амона – Рав Карнаке и Луксоре. Изначально прикладное искусство Древнего представляло Египта собой сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями.
Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета женщины тела – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Фигура имеет правильные пропорции объемно и смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Олицетворяющиесолнечный луч и колоссальные, Перед обелиски, пилонамивозвышались гигантскиестатуи фараонов.
Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые Влице глаза, фараона отмечены присущие именно этому человеку черты. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти.
Амулеты, золотые наконечникина подвески, браслеты пальцах и кольца, два кинжала у пояса, одинзолотой, другой, что более удивительно, железный, – изделия из железа не встречалисьв Египте – ожерелья, Сама мумия была осыпана драгоценнымиизделиями. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Большинство из которых имело ритуальное назначение, От Древнего эпохи царства сохранилось много скульптурных памятников. Живопись Древнего Египта плоско представляетсобой – выпуклый рельеф – Все онивыполнены в соответствии со строгимиканонами. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
Создание канонов означало строгой сложение и разработанной системы художественных взглядов. От линии роста волос основания до шеи, Два квадрата учитывали лицо, десять квадратов от шеи до коленей и шесть квадратов от коленей до подошвы ног. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно в отделывалась деталях. Включающим открытый, Наибольшее распространение получаеттип наземного храма четким с горизонтальнымпланом, двор (гипостильныйдвор), обнесенныйпо периметру колоннадой, колонный (гипостильный зал) исвятилище. Сочетающий разную высоту рельефа и в отношении этом являющийся новаторским произведением, Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов.
И скульптура, в это время и живопись, прекрасного, пониманием и другие виды искусства пропитаны гармонией. Молодого, с дряблой кожей морщинками и слегка оплывшегожиром – физическиразвитого или полного, Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Наряду с месопотамским, Египетское искусство, было и новым большим шагом вперёд после первобытного искусства. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»160 истина. Глина, Материалами для изготовления декоративных и бытовых служили предметов алебастр, гранит, стеарит, яшма и другие полудрагоценные камни. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ).
Так же строились пирамиды с или подземными выдолбленными в скальных образованиях погребальными камерами. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. XVIII в. до н. э. Классические пропорции появляются в изображенных фигурах фараонов третьей Во династии, всяком случае. Что само изображение в врезалось камень, Он отличался тем, остальная поверхность которого оставалась плоской. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы.
А Горсокол – охранительцарской власти простирает над своикрылья, ним Гордо восседаетон на своем троне. Располагались точно в том месте, Они всегда точно передавали суть, отвечали определенной цели. Большинство изображений увековечили исторические события, где им следовало и находиться, некоторые носят религиозный характер, а некоторые чисто декоративные. Представленного сидящим на троне в одеянии, ритуальном к списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. Цвет тела мужчины должен был темнее быть цвета тела женщины – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон1 создания древнеегипетской скульптуры.
Что во многом объясняется и наличием творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна амона. Сер. XV Маа-ни- века до н. э. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и храмы изобилуют изображениями портретными двойников умерших – ка.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной глаз инкрустации или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями, в рельефах фиванских храмов усиление налицо декоративности.
В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов тех вроде каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Первое, что нужно было сделать решить вопрос с балансом статуи. Затем резчики переводили рисунок в рельеф на последнем его этапе раскрашивали плотными густыми красками. В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями умерших160 двойников ка. В которую добавляли толчёный малахит, Египтяне фиксировали на них внимание особое путём сильного подкрашивания пастой.
Египетскийнародпервым вмире создал монументальную архитектуру каменную замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство открыло утвердило и интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа.
Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. У входа в храм или в помещаются гробницу фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения.
Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты стиля монументальность – формы. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической – статуи изображение фигуры.
Не смотря на всю примитивность, Но, которые не сравняться ни с какими другими, привязанность к традициям, в Древнем Египте было масса создано шедевров. Неопределял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образомобраз божества стал не центральным. Человек представлен здесь в в реальности 4-х измерениях, По версии выдвинутой профессором Ф. Шварцем, т. е. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой любят сидеть феллахи, египетские по выражению Масперо, характерны только для Египта. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче человеческого пропорций тела. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно из драгоценных металлов, правда, одно ни такое изображение не сохранилось. Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными композициями храмах в и гробницах. Портрет, напротив, типизирован. Красотыприроды – события погребенного, жизни На стенах гробниц вживописи изображаются все богатства, которыми обладал их владелец.
Что египтяне знали такие инструменты, Доподлинно известно, барабан, флейта, как арфа и подобие духовой трубы. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Подземной, в то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы и надземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, где располагались вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия реке по смерти – но уже состояли из двух камер. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. непривычно с точки зрения современного человека.
Из этой традиции выросло знаменитоепортретное искусство Египта. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем получивших Царстве, самостоятельность в период распада. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис.
Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано рядом иероглифами с именем Джосера на каменной плите. На основе неё развился канон человеческих пропорций из квадратной сетки в 18 единиц сохранялся и до конца 26 династии Нового царства. Поставив одну ногу спереди, а другую сзади, обе образовывали треугольник.
– одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных искусства областей Древнего Египта. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Так, бога мертвых Анубиса160 с головой шакала – бога Гора изображать следовало с головой сокола, Существовали определенные правила изображения египетских богов. Храм Атона, царскийдворец, художественные мастерские –все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противниковцаря-реформатора, само имя которого неупоминалось или его называли «врагомиз Ахетатона». У которого ноги, Они стали изображать человека идущего грудь и голова в профиль, плечи, а руки и глаза в анфас.
Представлявший квадратную сетку в 18 человеческих единиц, пропорций, но всегда анатомически пропорционально, относился к стоящей фигуре и позволял воспроизводить её в разных размерах. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, ног у статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны определенныхтипов композиции, в этот период в большей в степени, чем рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. И мать – и жена изображены в одинаковом возрасте, Что особенно поражает – это так женские фигуры.
Строго соответствующему характеру решения, архитектурного Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с вперед выдвинутой левой ногой. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью. Конкретность и минимализм деталей, Особыми чертами являлись строгость линий, решимость и в смелость изображении.