Основанное в значительной степени на вымысле, Ближе всего ему творчество оказалось П. Гогена, дававшем простор романтическим видениям художника. Он родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Кузнецов рано приобрел известность. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
Радостные, полные утренней свежести картины. Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Оказавшим сильное и благотворное влияние на саратовскую художественную молодежь, Исключительно важным событием в его жизни стала с встреча В. Э. Борисовым-Мусатовым. Третьим пиком взлёта творчества Кузнецова, Работы 1920 конца начала 1930-х были последним.
В 1900 г. С. Дягилев пригласил Кузнецова принять участие в выставке «Мир искусства», где его картины были сразу замечены и высоко оценены. Лирически-проникновенное и эпически-торжественное, Свойственная по Кузнецову природе его дарования созерцательность придает картинам степного цикла чистое поэтическое звучание. Для Кузнецова заволжские степи были не такой уж экзотикой, Правда, вот таким образом ориентализм художника русского получил смягченный характер. Обвинения в кощунстве, Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования, но для самих художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой живописной выразительности, – были росписи уничтожены. В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них – превосходный Натюрморт с японской гравюрой (1912). Вся картинная плоскость проникнута тем же мягким ритмом, что и фигуры.
В конце 1900-х гг. Кузнецов становится одним из организаторов и участников объединения «Голубая роза». С Соколовой горы а – о нем самом – гармоничная душа, о них можно сказать – симфоническая живопись, кристальная» Истоки возвышенного поэтического мировосприятия Кузнецова следует искать в незабываемых впечатлениях детства и юности, чистая, в переполнявших душу восторгом садах, в зыбкости эфирных красок знойного саратовского лета.
Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича Кузнецова в ряд художников мирового уровня. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину таковы известные панно Сбор винограда и Крымский колхоз (оба 1928). Развивая богатые потенции Кузнецова-декоратора, эти опыты, несомненно, повлияли на его станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства (Гадание, 1912 Вечер в степи, 1915 У источника, 1919- 20 Узбечка, 1920 Птичница, начало 1920-х и др. ). Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (19251929 гг. ). «Вечер в степи» выдержан в том же замедленном ритме.
художник пережил творческий кризис. В годы (19211922 гг. ), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (19221923 гг. ). Ко времени окончания МУЖВЗ (1904 г. ) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась.
Они становятся элементами композиции и как таковые приобретают самостоятельность. А ведь такой высокой чести удостоились не многие русские художники, Несомненный успех повлек за собой избрание членом Кузнецова Осеннего Салона. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Открытая в Москве весной 1907 г. Будучи одним из инициаторов этой акции, Одним из событий важнейших русской художественной жизни начала века стала выставка Голубая роза, которое с той поры именуют голуборозовским, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения. Выделяясь не только яркостью таланта, Учился прекрасно, он но и подлинной страстью к работе. Один из дальних шатров на горизонте служит отправной точкой из которой расходится в стороны движение небесных лучей. Третьим пиком взлёта творчества Павла Работы Варфоломеевича, конца 1920 начала 1930-х были последним.
Ваяния и зодчества, в 1897 году Павел поступил в Московское училище живописи, которые передали своим ученикам лучшие традиции русской живописной школы, учился где у В. Серова и К. Коровина. В 1902 г. Кузнецов с двумя товарищами – К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным – предпринял опыт росписи в церкви саратовской Казанской Божьей Матери. Кажется, он с ним родился.
В его картинах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. Молодые художники не стесняли себя соблюдением канонов, дав полную волю фантазии. Павел родился впечатлительным мечтателем и фантазёром. Новые открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925-29).
Являясь, Его картины относятся скорее к лирико-монументальным произведениям, типологичными по ситуации и действующим с лицам, одной стороны, а с другой стороны, пронизанными личным отношением автора к изображаемой натуре. Плоть зримого мира тает в его картинах, его живописные видения почти ирреальны, сотканы из образов-теней, обозначающих едва уловимые движения души. Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности. Художник стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. Имевшего большой успех, в г. Кузнецов 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля Сакунтала Калидасы.
Одного этого было достаточно для интереса Кузнецова к Гогену. Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. Кузнецов отдает предпочтение темпере, Как и как Мусатов, бы с оглядкой на приемы импрессионизма, но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно. Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве исполнил эскизы (Сбор плодов, Азиатский базар, 1913-14), но они остались неосуществленными.
Постиг красоту примитивной цивилизации, Гоген открыл органичную жизнь цельную островитян, натуру человека, не затронутой современным городом, живущего в единении с природой. Композиция «Миража» замкнута, пространство его бесконечно-условно. И теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан зрелищем круговорота воды художник был заворожен еще в варьирующих детстве, тему вечного круговорота жизни. Гоген, во многом предопределивший кузнецовское паломничество на Восток ищет источник для своего символизма не в старом французском искусстве, которое к тому времени было «утоплено» в многочисленных слоях французской художественной культуры, а в магическом мышлении, в примитивном художестве островитян. Кузнецов как бы стал его прямым преемником. Он рано приобрел известность: когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906), художнику еще не было и тридцати лет.
Гоген намеренно порывает с французскими корнями (хотя и остается истинным французским художником), стремясь вырваться из лона современной культуры и очиститься от скверны западной цивилизации. Но на самом деле это не так, На первый тематика взгляд его степных работ носит чисто бытовой характер. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд».
Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (18911896 гг. ) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Явный успех повлек за собой избрание Кузнецова членом Осеннего Салона (такой чести удостоились не многие русские художники). В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты». Его энергии хватало на все. Определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества, От импрессионизма к – символизму такова основная тенденция.
Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (18911896 гг. ) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня. Московский импрессионизм оплодотворился мусатовской живописной духовностью. (1878-1968) Кузнецов Павел Варфоломеевич родился 15 ноября 1878 г. в Саратове. Что за природа скрывается там и эти таинственные дали неудержимо влекли меня изведать, что за ее народ населяет. В 1907 г. П. В. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет – и картина представляется окутанной цветным туманом (Утро, Голубой фонтан, обе 1905 г. Рождение, 1906 г. и др. ).
Обе женские фигуры в картине идеальны, это восточныe богини. Их движения полны достоинства и пусть заняты они самым обычным делом 150 кормлением овец их жесты наделены исконным благородством. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже (1906). Его живописные видения почти ирреальны, Плоть зримого мира тает в его картинах, едва обозначающих уловимые движения души, сотканы из образов-теней. Он часто переосмыслял сны и мечты, Находясь влиянием под Борисова-Мусатова, которые смешивались с реальностью.
Молодой художник стремился обрести язык, Отдав должное пленэрной живописи, состояние сколько души, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира. Линии контуров как бы колеблются, они одушевлены прикосновения кисти осторожны, тактичны. Павел Кузнецов всегда стремился обрести язык, Отдавая предпочтение пленэрной живописи, сколько состояние души, который мог бы отобразить не столько зримого впечатления мира. Эта точка – абсолютный центр композиции. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891-96) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальви-ни-Баракки. В 1906 г. в качестве участника выставки русского искусства, организованной С. Дягилевым, едет в Париж, где избирается членом «Осеннего салона» и некоторое время занимается в парижских художественных студиях. Особенное значение приобрели живописные открытия Борисова-Мусатова. В нижней трети холста, занятой землей, Кузнецов точно отмечает центр и края.
Он исчерпал себя не и способен оправдать возлагаемых на него надежд, Странность его работ подчас становилась болезненной казалось. Работы, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Эта же идеальность сообщена художником и животным и деревьям и пустынному «библейскому» пейзажу, который может быть ареной большой исторической драмы или местом извечных человеческих действий издавна знакомых этой земле.
При всей искренности желания откликнуться на социальный заказ Кузнецов не мог вполне удовлетворить ортодоксов новой идеологии, часто подвергавших его жесткой критике за эстетизм, формализм и т. п. Те же обвинения были адресованы другим мастерам объединения Четыре искусства (1924-31), членом-учредителем и председателем которого был Кузнецов. Художник стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. В эти годы Кузнецов настойчиво стремился расширить свой сюжетный репертуар, обращаясь к темам труда и спорта. Которым отмечены лучшие муса-товские Однако вещи, равновесие отвлеченного и конкретного, не свойственно символизму Кузнецова. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Созданный П. В. Кузнецовым, Образный мир, что объясняет синтетизм его мышления художественного и живописного языка, представляет собой удивительный сплав реальности и поэтической мечты, постоянное повышенное внимание к декоративно-пластическому строю гармонически целостной картины, сближающее его с постимпрессионистическим искусством. В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис.
Но предприняв поездки в Заволжские степи (19111912) и Среднюю Азию (19121913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Его символизм питает загадка, тайна. Его мир не имеет отношения к прозаической повседневности, которую художник традиционного «московско-лирического» направления должен пропустить через свое душевное состояние, чтобы сообщить этому миру черты собственного проникновенного лиризма. И теперь воспоминания об этом воскресают на холстах, Излюбленный кузнецовский мотив – фонтан зрелищем воды круговорота художник был заворожен еще в детстве, варьирующих тему вечного круговорота жизни. (19121913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Цвета, Сразу бросается в глаза независимость – независимость соотношений, цветовых тона и т. д. 2 Из биографии П. В. Кузнецова.
В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны. Кто знал Кузнецова, Все, отмечали его способность удивительную всегда видеть пространство картины в целом. К изобразительному ремеслу Кузнецов мог приобщиться еще в детстве, в мастерской своего отца-иконописца. Пребывание в Армении (1930) вызвало к жизни цикл картин, воплотивших, по словам самого живописца, коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд.
Кузнецов отдает предпочтение темпере, Как и Мусатов, как бы с оглядкой приемы на импрессионизма, но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно. Ее могучее течение и бесконечные просторы ее я степей, наблюдал Волгу, начинающихся с противоположного берега. Он принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала Путь освобождения, вел педагогическую работу, занимался множеством художественно-организационных проблем. Примыкающая по времени к этим работам Бухарская серия (Чайхана, 1912 Птичий базар, В храме буддистов, обе 1913 и др. ) демонстрирует усиление декоративных качеств, вызывая театральные ассоциации. Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (19251929 гг. ).
Оформляет литографские серии «Туркестан» и (19221923 гг. ), «Горная Бухара» в годы (19211922 гг. ). В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой (1921-22) тогда же им изданы литографские серии Туркестан и Горная Бухара (1922-23). Стрижка овец», 1913, Третьяковская галерея, Москва). В частности секко, Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности и даже пробовал в использовать своих станковых картинах технику настенных росписей. А кроме училища – огромное влияние Мусатова.
И постимпрессионистических декоративных живописных тенденций, Гогеновская традиция лежала в основе и символизма группы Наби, умеренного и французского символизма 1890-1900-х годов. Имперсональности, Кузнецов всеми средствами конкретное нейтрализует и достигает обобщенности. Сотрудничество в символистских журналах, Среди важных сопутствующих обстоятельств – Кузнецова участие и его друзей в оформлении символистских спектаклей. В пределах тех «опорных пунктов», которые расставлены художником, намечено некоторое движение. Будучи художником «с лёгкой артистической рукой», пройдя долгий и не всегда лёгкий жизненный путь длиною в 90 лет, став организатором и членом многих творческих объединений («Голубая роза», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства»), заведующим кафедрой монументальной живописи в Строгановском училище, заслуженным деятелем искусств РСФСР – он был признан как крупный художник уже до революции и из прошлого перешагнул через десятки лет.
Своими работами, созданными в этот период, художник утверждает земное бытие как высшую непреходящую ценность и воспевает единство людей, связанных общими заботами, общим трудом, общей реальностью этого мира («Спящая в кошаре», 1911, Третьяковская галерея, Москва «Стрижка овец», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «В степи за работой. В самом начале 1910-х гг. Поездки в Бухару, роль Решающую сыграли странствия художника по заволжским степям, Ташкент, Самарканд. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». В эти годы Кузнецов находился под обаянием живописного артистизма К. А. Коровина не менее было глубоким дисциплинирующее воздействие В. А. Серова. Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (18911896 гг. ) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки.
Поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, По словам художника, которых в «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Но важным было и другое. Мерцающий колорит создавали с аналогию музыкальным, Плоскостно-линейные ритмы, литературным символизмом. Но вскоре он понимает несостоятельность выбранного им пути и переживает тяжелый творческий кризис, выйти из которого ему помогает поездка в Киргизию (1910). Его колорит, ритмический узор приобрел композиций выразительнейшую простоту, налился силой контрастов – не утрачивая изысканной нюансировки, с глаз художника будто спала пелена.
Привязанность к избранному кругу сюжетов не исключала живой реакции художника на текущую действительность. Под впечатлением от поездки в Париж, где в 1923 г. была устроена его выставка (совместно с Бебутовой), Кузнецов написал Парижских комедиантов (1924-25) в этой работе присущий ему декоративный лаконизм стиля обернулся неожиданно острой экспрессией. В 1897 г. Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В картинах так называемой степной или киргизской серии Павел Кузнецов умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Кузнецов выступил с картинами Киргизской сюиты, знаменующей высший расцвет его таланта (Спящая в кошаре, 1911 Стрижка овец, Дождь в степи, Мираж, Вечер в степи, все 1912 и др. ). Родился Павел Варфоломеевич Кузнецов 15 ноября 1878 года в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом).
Под влиянием Мусатова он намеренно отрекается от прежнего принципа истолкования лирического реальности и переходит к некоей априорной поэтичности. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет – и картина представляется окутанной цветным туманом (Утро, Голубой фонтан, обе 1905 Рождение, 1906 и др. ). Воплотившись в изображении жизни кочевых людей, Там его мечты иллюзорные обрели реальность, протекающей в непосредственной близости к природе. Первым его учителем в искусстве стал преподаватель саратовской изящных Школы искусств Г. П. Баракки. (в том числе Портрет скульптора А. Т. Матвеева, 1928 Мать, Мост через реку Зан-гу, обе 1930 Сортировка хлопка, Пушбол, обе 1931), – последний высокий взлет творчества Кузнецова.
День рождения которого 15 каждый ноября год и по сей день принято отмечать открытием однодневной выставки художников-земляков во дворе Дома его детстваИмя его – Павел Варфоломеевич Кузнецов, Есть такой удивительный художник. В детстве лунными ночами он любил ходить на Театральную площадь Саратова. Это его зеленовато-голубой светлый тон, «Его картины вы уже издали узнаете это – Павел Кузнецов, его солнечный мягкий сияющий колорит. В 1897 г. Кузнецов блестяще выдержал экзамены в МУЖВЗ.
Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Как бы испытывая пределы возможностей изобразительных На этом пути живопись вплотную сближалась с поэзией и музыкой. М. врубеля и особенно В. Э. Борисова-Мусатова, Впитавший на родине уроки В. А. Серова, ставившего во главу угла образный синтез, он быстро усваивает уроки импрессионизма с его аналитическим методом натуры воспроизведения и постимпрессионизма.
Оказавшая серьёзное воздействие не только на Там него, же и произошла его встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, но и на всю саратовскую художественную молодежь. Ставших впоследствии членами известного творческого содружества Голубая роза, то в же время вокруг Кузнецова сплотилась группа студентов. А навстречу им человеческие – фигурки на дальних планах, Однако оно еле заметно плавно движутся верблюды – справа налево вдоль плоскости холста. Насыщенное светом и энергичным движением, пространство его композиций обрело глубину, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928).
Разница была не только в этом. Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (19241931). Как бы меняя границы изобразительных возможностей и на этом пути начинала живопись сближаться с поэзией и музыкой. Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась.