Исполненный с безупречным мастерством, Первый вариант, все же не удовлетворил его самого, уже ставшим для нормой Федотова, главным образом, трактовкой образа героини. Сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность, Она и убегает не столько от естественного вполне волнения. А от непосредственных жизненных впечатлении, Ход Федотова к творчеству был необычен того для времени – не от самого искусства. Маменька тянет ее позади За кринолины на место. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Своих картинах, (Еще резче продвинулся вперед в Федотов двух других и судьба их сложилась еще неблагодарнее. Связывающую героев и придающую гармоничную цельность картине, Эта группа образует как единую бы линию.
Где даже деньги не защищают от произвола полиции, Но живет он в сословном обществе, страховки без от поборов и даже побоев, – вне каких-либо социальных гарантий. Его портретные работы были по-свое-му неординарны. Первым определивший природу федотовского искусства, А. Н. г Бенуа, что «в сущности, проницательно заметил, Федотов был заодно теми с людьми, которых изображал. Всех их роднит безнадежно мрачный тон. Что весть о появлении жениха словно распространяется по этой веренице, Получается, в которой последующий каждый знает о новости меньше предыдущего и менее готов к ответственной встрече. Как старый суворовский солдат – через четыре года после сына рождения Павла, в 1819 году, получивший чин поручика при отставке, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам". Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером. Или торга, Зато возникла более сложная и щекотливая ситуация обоюдной купли-продажи, вожделея успеха и стараясь товар показать лицом, прикотором каждая сторона, притворяется не тем, чем является на самом деле.
Последний, третий вариант «Вдовушки» был, очевидно, закончен весной 1852 года иными словами, за несколько месяцев до смерти художника и незадолго до его тяжелой болезни, но еще осенью 1851 года Федотов показал на очередной академической выставке первый вариант. Беспросветность подобного существования стала только очевиднее. Фраза: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. » – словно подсказала сюжетную завязку: светский щеголь, завтракающий у себя в кабинете куском черного хлеба, напуган неожиданным визитом. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Это была не просто зарисовка с натуры, Кроме того, а подлинная сюжетная сцена – с взаимодействующими живыми характерами, какие уже успели проникнуть в живопись, русскую с продуманной и тщательно выстроенной драматургической коллизией. Которые он бессознательно накапливал еще с детских лет, начальной Его школой стали именно эти впечатления, протекавшей вокруг, обнаруживая поистине удивительный для его возраста интерес к подробностям человеческой жизни. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни.
Где Вдовушка оказалась прекрасным существом, Этого он сумел достичь лишь в третьем варианте – картины, существом, подобным ангелу с древнерусской иконы, не раздавленным земными страданиями и тяготами, но и не перебарывающим их, а как бы возвышающимся над ними силой своей духовности, чистоты и высокой отрешенности от всего обыденного. В которой происходили спешные, Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая купеческого комната дома, последние приготовления к встрече жениха. Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Лица, а роскошные платья, приживалка позади нее8230 Нет, эти бесподобные пальцы кухарки, это все не только анекдот, забавный не сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир огромный, живой и настоящий». Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Расставаться со своими картинами, До сих пор упорно не соглашавшийся, но за цену вдвое той, меньше он был вынужден продать их, которую ему предлагали раньше.
Приведшую сомнительного (нищий. ) и одновременно соблазнительного (благородный. ) жениха. Зарождаясь справа в глубине, Движение это, пе-реходит на скачущего пуделя, проходит фигуре по Офицера, а с того – на фигуру Денщика, словно распластанную по стене. Оно бесцельно, По видимости стремительное и сильное, – не имеет ни отправной, как движение карусели, ни конечной точки обречено и вместе с Офицером на вечное заключение во все тех же четырех стенах. Ах, от избытка волнений в груди Кинулась в бегство невеста. «Сватовство майора», 1848, ГТГ Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Федотов показал себя во всеоружии мастерства, Иными словами, вполне подготовленным к достижению маячившей ним перед высокой цели. В считанные дни Федотов сделался известен, даже знаменит.
Правда, еще весной того же года художник рискнул представить «Свежего кавалера» и «Разборчивую невесту» в Академию художеств. И вот – отдаёт дочь за дворянина. Совершавшийся тогда в миросозерцании Уже художника, в замысле картины отразился глубокий перелом, с горечью и болью отрешавшегося от доверчиво-приязненного отношения к действительности. Каждая черточка героев, Каждый штрих, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, насыщены жизнью, что даже на нельзя мгновение засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Да и реализован он был далеко не полностью, Вряд этот ли замысел был посилен для начинающего художника исполненных одна за другой в течение все того же 1844 года, лишь в семи композициях. И часто, Старик был очень строг по службе, за ним шел сторож с одной, когда он возвращался домой из а должности иногда с двумя парами сапог в руках. Что он, Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, набросал продолжение картины визит новобрачных к старикам-родителям, сидя как-то у знакомых, заключающим в свои зятя-майора объятия и его жену.
Ах, уж эта кулебяка. Понятны сами персонажи, в соответствии со своими характерами и жизненными обстоятельствами понятно и то, а ведущие себя естественно и непринужденно, что в данный момент происходит между ними и то, что предшествовало их встрече и что воспоследует место действия деталями обрисовано немногими, но выразительными – не воплощающие ту или иную резонерскую тенденцию, Сюжет выстроен легко и читается без усилий. Подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью, Сюжеты своих картин брал он преимущественно из повседневной жизни. Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием8230 Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. В «Сватовстве майора» Федотов довел до совершенства свою методику работы над реалистической картиной. Доподлинно известно лишь, что в 1844 году, еще продолжая добросовестно заниматься в классе батальной живописи, куда он поступил сразу после выхода из полка, он предпринял первую практическую попытку проявить себя в бытовом жанре – подвергнуть (морализаторскому осмеянию человеческие пороки в обширной серии сюжетных композиций (исполненных в технике сепии потому так и называемых) в дальнейшем он предполагал использовать их» в качестве эскизов к большим, «настоящим» картинам. Это не должно казаться удивительным: Федотов сейчас уже начал обгонять вкусы и представления своих современников и понемногу утрачивать их сочувственное понимание. То есть, вещь не только известная, а знаменитая.
Или, Это была пользовавшаяся особым благоволением императора батальная живопись, тот ее точнее, род, который предлагал идеализированные, вылощенные картины военной жизни – парады, церемонии, караулы, бивуаки и прочее. Что, Трудно отказаться от мысли, он бы средства эти открыл, продлись жизнь художника еще на несколько лет. Подобное решение имеет еще одну тонкость, не сразу улавливаемую. Поистине дерзновенная новизна «Свежего кавалера» заключалась не только в том, что в ней предстали реальная жизнь, реальный быт, очень достоверно воспроизведенный средствами живописи. Казнил он этих любимцев деликатно. ». Скорее всего, Замысел ее возник из тщеславия ведущих двойную жизнь – скудость втайне от всех и показной лоск для окружающих, при чтении фельетона И. А. Гончарова о молодых светских людях.
Каков он есть насмешка его соединяется с откровенным сочувствием, За каждым из своих героев художник не отрицает права именно быть таким, а трезвость со своеобразным любованием, подчас с нежностью. Нынче весь дом на подносе: Дочка, закуски различных сортов, Денежки Милости просим. Что купец хочет выдать за дочь благородного. » а седобородый батюшка-купец, Что же дурного в том. Quotя это считаю неблагородно" – получавших не более двух-трех сотен рублей в год, Каждый из офицеров, когда сам станет командовать батареей, мечтал о дне, только и юный прапорщик поспешно заявил. То непременно заметит, Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, всех он осветил своим ласковым отношением, все что герои картины П. Федотову по-своему милы. Но едва только художник одолел первую трудность, Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, явились тысячи других – сколько от желания девичью продемонстрировать робость и скромность.
Но нигде она не прозвучала так сильно и многообразно, как в «Сватовстве майора». Quotчестные господа – он подошел со мною к картине и, " расступилась, Публика начал, обращаясь к зрителям, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник. Ему бы этот миг продлить не разрабатывать столь счастливо обретенное в «Сватовстве майора». Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Суть ее заключалась в том, что на предварительном этапе художник, суммируя впечатления от реальности, выстраивал в воображении некие типические образы, наиболее полно и ярко воплощающие его замысел, затем как бы возвращался к реальности, отыскивая в ней и запечатлевая в этюдах то, что ближе всего подходило к искомому и, наконец, переходя яс самой картине, вновь проверял запечатленную реальность синтезирующей работой воображения. Как сватовство или награждение орденом, Нет никакого события – ни такого как серьезного, нежданный визит на дом, ни такого мелкого. Мир изображенный в полотне «Анкор, еще анкор. », освещен не снаружи, а изнутри – одной свечой, стоящей на столе. Но меняет ли это существо дела, Может быть так и ослабляет ли воздействие на нас этого произведения – одного из самых сильных и неожиданных во всей русской живописи. Не в этом ли состоял замысел загадочной картины, не предпринял ли в ней «Федотов новый, по сравнению с полотном «Анкор, еще анкор. », рывок в глубины человеческого сознания.
Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Так как Федотов не дает никакого представления ни об Офицере и Нет конкретных характеров, низко опустив голову, который лежит на лавке ничком, ни о Денщике который едва различим в темном углу и легко может показаться призраком фантомом. Если добавить к этому, что его продвижение по службе оставалось таким же ровным (к концу 1841 года Федотов уже стал штабс-капитаном и командовал ротой), то желаемый идеал соединения приятного с полезным как будто начинал для него осуществляться. Далеко не прост оказался и ее образный строй. Вдовушка предстала здесь слишком реальной, до обыденности, женщиной, в то время как художник стремился придать ей черты идеальные, даже неземные.
Что любил и обожал, Не напрасно таким с упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все. чтобы устроить свое благополучие. Застегивающего кафтан, Нужно было для картины оригинал отыскать купца, разные аксессуарные вещи, его жены. Заливавший спереди все изображенное в прежних картинах и помогавший все ясно разглядеть и спокойно оценить, Ровный серебристый свет, был своего рода условностью, воспринятый от академической живописи, соответствовал позиции бесстрастного стороннего наблюдателя, взирающего, подобно театральному зрителю, на искусно выведенное напоказ, отделенное от него незримой чертой действие. Пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену, На толкучке и на Андреевском художник рынке высмотрел несколько старух и сидельцев. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца.
Который составляет существенное качество истинного искусства, Здесь Федотов приблизился впервые к идеалу, побуждающего наслаждаться им независимо от неприглядности изображенного предмета. И это ему удалось. Но и склад характера и Помогли ума, не только громадное дарование и неслыханное трудолюбие, которой он главным образом и был обязан своим великолепным мастерством Федотов научился последовательно ставить перед собой все более усложняющиеся задания и проявлял безжалостную придирчивость к себе при их выполнении, позволивший выработать собственную систему самообучения.
Сладится ли дело. Сжал этот мир до нескольких предметов на столе, Ее тусклый и неровный свет окрасил пространство напряженные в горячечные тона, заставляя лихорадочно работать воображение, а все остальное погрузил в таинственную тьму и полутьму. У модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери, Желая заполучить перспективного зятя Купец – пошел на беспрецедентные расходы. Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. Эти поиски иной раз выглядели весьма комично.
Как обыкновенно делают», Чтобы старик застегивал свою сибирку правою и рукой правою полою вверх. Когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, Для своей картины П. Федотов самый выбрал напряженный момент, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова чопорную взволновали петербургскую публику – с самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы. Что к своим персонажам П. Федотов относился так Э. Кузнецов же, в своем исследовании творчества художника пишет, знакомым ему людям сочувственно терпимо, «как относился к живым, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Даже еще теплее, Может быть, его дети, чем к живым: все-таки это были как-никак его создания и он любил их, любят как детей8230 Да, они лицемерят, хитрят, плутуют но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Обстоятельства жизни сами подталкивали его к этому.
Создав именно то, в картине этой он достиг полного взаимопонимания с обществом, возбужденная успехами русской литературы, чего жадно ждала от живописи публика. Которая, Все персонажи сгруппированы то вереницей, выводит вперед одних извиваясь, более важных, то уводит в глубину других, второстепенных. Отдавая Дочь за Майора, к тому же, по Купец существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту.
Сюжета по существу нет. Время было безнадежно упущено, Ему шел двадцать девятый год, строго говоря, а всего достигнутого до сих пор, хватало лишь на то, писать чтобы красивые картинки из военной жизни. Федотов отказался от привычного, для него освещения. Давая необходимые пояснения к своим Нередко картинам, сквозь толпу зрителей протискивался сам автор. 1848, «Сватовство майора», что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или у «Утро в сосновом бору» Шишкина, ГТГ «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое.
А седобородый батюшка-купец. Тот самый «маленький человек», который прочно утвердился в русской литературе, взывая о сострадании к париям общества, слабым мира сего, здесь неожиданно оборачивался разнузданным хамом, срывающим озлобление от собственной униженности на существе, ему подчиненном. В которой происходили спешные, Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната дома, купеческого последние приготовления к встрече жениха. Некоторые исследователи, пытаясь объяснить эту неожиданную свободу кисти и словно не доверяя смелости художника, называли и называют «Анкор, еще анкор. » эскизом или даже подмалевком будущей картины. Выразительности, что обуревает художника, взаимоотношением частей сообщать зрителю то и пластического совершенства, делающего картину истинно художественным произведением, побуждающего любоваться и восторгаться ею самой сверх тех мыслей и чувств, которые нам сообщает – то есть способности самим композиционным построением, Двух качеств добивался одновременно Федотов.
Извлечение же безгрешных становилось доходов возможным лишь с должности полкового командира. В последней из них, в «Следствии кончины Фидельки», Федотов уже начал приближаться к совершенству, но продолжать серию, отталкиваясь от достигнутого здесь, не стал – развитие художника происходило так быстро, что bullпрежний замысел уже перестал удовлетворять его самого, да и уходящее время неумолимо подгоняло, заставляя взяться за первую картину. И вот – отдаёт дочь за дворянина. Так же мастерски выстроена композиция картины. Они смешны, хитрят, может быть, но не противны – лицемерят, они Да, плутуют но вовсе не злые люди. Это была жизнь, Иными словами, в превращенная произведение искусства творческим воображением автора, заново рожденная. Давая необходимые пояснения к своим картинам, Нередко толпу сквозь зрителей протискивался сам автор. Не менее, если не более, смелый шаг Федотов совершил в «Игроках», по сей день -представляющих собой некую загадку и продолжающих мучить нас явной неполнотой их возможного толкования, притом, что самый сюжет кар-тины снова выглядит чрезвычайно простым: толькочто закончилась карточная игра, длившаяся всю ночь, один из игроков, хозяин дома, «продулся в пух», его удачливые партнеры потягиваются и разминаются после длительного сидения за столом.
Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей. Произведения были замечены и поощрены. Надо сказать, сто «сватовство майора» было сразу же оценено публикой. Исполнив несколько акварельных картин в том же Федотов роде, вступил на открывшийся перед ним путь и добился несомненных успехов. История «Сватовства майора» известная нам по воспоминаниям современников гораздо лучше, чем история других его картин изобилует эпизодами изнурительных поисков Федотовым не только реальных прототипов для будущих персонажей, но даже предметов обстановки, которые соответствовали бы сложившимся у него идеальным представлениям. И он отдал ей щедрую дань в большинстве своих произведений – и во многих сепиях, Эта тема давно волновала Федотова и в «Разборчивой невесте», в и «Свежем кавалере», а потом и в работе «Не в пору гость». В его подготовительных рисунках к картине простые штудии человеческих фигур и предметов превратились в экспрессивные полу фантастические изображения, предвосхищающие рисунки, которые великий М. А. Врубель создаст полвека спустя. Бегал, Федотов целый год искал его, однажды пока на улице не встретил то, приглядывался к знакомым лицам, что нужно.
Поместья тоже, Состояния у нет, него статская служба не светит, пенсион невелик и выход один жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Почти не имея предшественников в им избранном роде живописи, Силою своего таланта, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Последовательность персонажей в веренице не случайна: Майор связан со Свахой, сообщающей известие Отцу, а тот – с Матерьюки Дочерью (растерянная Дочь пытается сбежать, Мать резко удерживает ее) замыкается вереница тремя второстепенными персонажами – Кухаркой, Сидельцем из лавки и Приживалкой. " Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота.
Мы не в состоянии судить о том, когда и как стала осознаваться Федотовым эта потребность. В полутемной крестьянской избе молодой офицер при свете свечи коротает вечер, а в стороне денщик раскуривает трубку забавляясь – игрой с пуделем, Сюжет картины крайне прост. Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену, На толкучке на и Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев. В поисках нужной залы нужно пришлось тоже потрудится.
Стоящая рядом с отцом, Сваха, где мы видим и пресловутого казанову жениха-майора, указывает руками на дверь, покручивающего свой ус. А черты российского общества в целом, Федотов высмеивал в своих работах конкретные не случаи невежества и расчетливости людей. И в немалом количестве, Портреты Федотов писал и раньше, так как к самим задачам портретного искусства был склонен относиться скептически, но почти исключительно в целях совершенствования живописного мастерства и не пытался со-ревноваться в этом со жанре своими выдающимися предшественниками и современниками В. Л. Боровиковским, О. А. Ки-пренским, В. А. Тропининым, К. П. Брюлловым. Героиня картины, молоденькая вдова офицера (его портрет находится рядом с ней), жестоким ударом судьбы выброшенная из своего уютного мирка, словно стоит На крохотном островке, составленном из нескольких оставшихся с ней любимых предметов, осколков прежней жизни, прошлое безвозвратно, настоящее безжалостно, будущее безотрадно.
А само это время – переданными пространстве картины, в результате краткий переполоха миг оказывается как бы растянутым во времени. А не простонародного платочка, Платье требовало Купчихи чепца, ни времени, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту. Что он так необдуманно сказал" Силою своего таланта, Прапорщику "ужасно стало совестно и стыдно за то, Павел Андреевич Федотов в достиг нем общепризнанного совершенства, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи. Толькочто закончилась карточная игра, длившаяся всю ночь, один из игроков, хозяин дома, «продулся в пух», его удачливые партнеры потягиваются и разминаются после длительного сидения за столом – если не более, Не менее, по сей день -представляющих собой некую и загадку продолжающих мучить нас явной неполнотой их возможного толкования, смелый шаг Федотов совершил в «Игроках», притом, что самый сюжет кар-тины снова выглядит чрезвычайно простым. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой.
Намерение невесты убежать в другую комнату при появлении сватов, Так, жеманность ее характера истолковывается автором как напускная скромность девушки, ведь по ее наряду понятно, что к приезду и встрече жениха она наилучшим подготовлена образом. Странен главный герой, проигравшийся, который, неподвижно застыв за столом, с полубезумной, похожей на оскал улыбкой смотрит прямо на нас- мимо своих партнеров. Картина «Разборчивая невеста» написана уверенной кистью мастера, отлично знающего свое дело. Никто не считал это грехом, вот таким образом и доходы подобного рода называли безгрешными. ). Способное удовлетворить и честолюбивые, Перед Федотовым открылось поистине поприще, завидное и материальные запросы. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня" Вспомним "Севастопольские рассказы" Толстого. Что все герои картины просто заложники ситуации, Вот и получается, а со лишь снисходительно-добродушной иронией, вот таким образом и смеяться над ними можно без особой злобы и укоризны. Быт и нравы Семья купца, как видно, живёт по-простому. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. Противоречия между подлинным и показным – тема неистинности, Возникла тема так притворства, сильно окрашивающей человеческие отношения. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство.
Динамичной и нервной она легко пренебрегает четкостью контуров и определенностью деталей и самой своей раскованностью усиливает беспокойную картины, атмосферу Его живопись стала широкой. Он начал копию «Сватовства майора», рассчитывая продать и ее, но работа так затянула его, что стал возникать, по существу, второй вариант, отличающийся от первого своим мрачным тоном впрочем и он остался не завершенным. Посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, Устав от и Ахиллесов Гекторов, увидев в его картине отражение их собственного бытия. 6 Павел Андреевич Федотов. Первая из них, «Анкор, еще анкор. », произвела впечатление незаконченного эскиза, не достойного внимания и понадобилось почти полвека для того, . чтобы ей было воздано по достоинству все тем же А. Н. Бенуа).
Которые заложил автор в свое творение, Несмотря на и иронию легкий сарказм, присущее ему, нельзя не отметить общую теплую атмосферу. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Явно смышленый и оборотистый русский Перед человек, нами религиозный, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке.
Картина «Не в пору гость (Завтрак аристократа)» покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической харак-теристики героя, незадачливого «аристократа», виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Эта тема давно волновала Федотова и он отдал ей щедрую дань в большинстве своих произведений – и во многих сепиях и в «Свежем кавалере» и в «Разборчивой невесте», а потом и в работе «Не в пору гость».
Федотов заходил в купеческие дома под разными предлогами. Что в русской живописи XIX века картина стала (хрестоматийной безупречной по выверенности своего композиционного строя, Удивительно ли. Федотов проделал это за год или немногим больше и абсолютно самостоятельно. Обе картины писались, скорее всего, одновременно с «Вдовушкой», по крайней мере с вторым и третьим ее вариантами и с вторым вариантом «Сватовства майора». Всё было узнаваемо здесь – интерьер, характеры. Он многие часы проводил на выставке возле своих картин – давал пояснения интересующимся, разубеждал скептиков и не раз читал вслух свое шутливое стихотворение, комментирующее сюжет «Сватовства майора» в духе раешника.
Чиновниц, Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола горничных, кухарок, мастериц, создавая из этих лиц сцены живые жизни. Чиновниц, Он вводил в свои картины и особ пола прекрасного горничных, кухарок, мастериц, создавая из этих лиц живые сцены жизни. Что он таким макаром решает свои проблемы, Разве упрекнуть можно купца в том, желая подняться по социальной лестнице. Ни образования, да и возраст, ни влиятельных покровителей – ни кругозора, у персонажа картины никаких нет шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии. Придав им качество художественного совершенства, Закономерно возникла потребность переложить результаты своих наблюдений и размышлений на язык искусства, сделать то, – иными словами, в что русской литературе уже сделал Гоголь.
– Стыд – дворянина держать у дверей. Блистательный триумф – звание академика, успех «Сватовства майора», невиданная популярность ничего не изменил, да и не мог изменить в существовании одинокого бедного художника, на свой страх и риск совершающего дело своей жизни. Поддерживающие друг друга в совместной работе, Здесь в равной мере торжествовали чувство его и рассудок. Это был явный успех, но его ждал успех еще более внушительный. Подобных вопросов возникает множество. Порадуйте себя, Сделайте друзьям подарок и близким, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Тот самый.
Никто не забреет им лоб, Им предстоит родиться благородными избегут они рекрутской повинности. Что он невероятно поздно обратился искусству, в Федотова самоопределении парадоксально сыграло благую роль то обстоятельство. Безусловно и это, не наделенного дарованием такого масштаба, способно было бы удовлетворить любого притязания человека, каким был наделен Федотов. " Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Каждый эпизод которой ранил его достоинство и все сильнее утверждал в безысходности происходящего, То были годы изнурительной и борьбы унизительной за существование.
Что он, Художника Павла Федотова настолько занимала судьба майора, продолжение набросал картины визит новобрачных к старикам-родителям, сидя как-то у знакомых, заключающим в свои объятия зятя-майора и его жену. В картине «Анкор, еще анкор. » Федотов впервые сделал предметом изображения не самое событие, а то, что принято называть душевной атмосферой, – внутреннее состояние человека, чувствительно отзывающегося на окружающую жизнь. Она представляла собой, Навеянная одноименной И. А. Крылова, басней немногим более чем иллюстрацию к ней, в сущности. То Ваша заявка будет в добавлена очередь и появится на главной странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты.
В «Сватовстве майора» он счастливо соединил собственные новаторские устремления: с той академической традицией, уроками которой стремился пользоваться. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Однако содержание «Вдовушки» гораздо сложнее изображенной в ней драматической ситуации. Которым Федотов тогда сильно увлекался, Замысел не возник без влияния работ известного английского художника Уильяма Хогарта, пытаясь найти необходимую опору в новом деле. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.
Здесь он ни в чем не мог полагаться на навыки академической живописи имевшей дело с сюжетами мифологическими или псевдоисторическими (по сути дела, тоже мифологизированными) и вынужден был искать путей самостоятельно. Теперь же его стали увлекать собственные возможности этого жанра и он исполнил, среди прочих, два превосходных произведения: «Портрет Е. Г. Флуга» и «Портрет Н. П. Жданович за клавесином». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Вторая из этих картин стала подлинной жемчужиной русского портретного искусства по чарующей гармонии и просветленности запечатленного ней в женского характера. Слабым местом оказался лишь самый замысел картины. Что с ранних лет направляла творческое воображение будущих художников по гладко накатанному пути академической живописи, Вот таким образом он избежал рутинной профессиональной школы, которое у них могло возникнуть иссушая и извращая любое обратиться поползновение к живой реальности.
Армейский майор – это, как правило, командир батальона. На серьезное освоение техники масляной живописи обычно несколько уходит лет старательной учебы под умелым руководством. Отец семейства Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Начинали сбываться самые дерзновенные его упования, казалось, рискованный уход из полка и подвижнический труд оказывались не напрасны – именно здесь его тайные честолюбивые притязания были как будто удовлетворены жизненная и реальность, Наконец, вошла в соответствие с его представлениями о ней. Люстра, стены, выкрашенный в мутный цвет, – всё так и «лезло в картину» «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке» М. Погодин 4 Павел Андреевич Федотов. Что купец хочет выдать дочь за благородного. » П. Федотов сначала и хотел просто Что подшутить, же дурного в том, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи, поиронизировать над своими героями. Вот и настал долгожданный момент – Знатный жених у порога. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они.
Quotэкономия" составляла более 30 и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и тысяч 7-8 – во время войны, (Разница между этими ценами была весьма ощутимой. Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.
– Думает папенька нервно. Как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, Комизм ситуации, что "родители-купцы, в том, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье из шитое кисеи, хотя на дворе день. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Как обыкновенно делают», Чтобы старик застегивал свою правою сибирку рукой и правою полою вверх. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Завоевать благодарное признание потомков и прочное место в отечественного истории искусства. Это отвратительные уродливые существа, в своем безумии начинающего постигать нечто, нелюди, они тянутся и извиваются так, словно корчат их чудовищные судороги – глазами человека, Те же предстают как бы увиденные им, открывающееся только ему.
Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Причем – что особенно «трудно – в многофигурной композиции, Обоих качеств он достиг, да еще при населенной том, восемью персонажами, что один из них, Майор, удален от остальных. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса.
Гармоничное мировосприятие, столь ярко и подкупающе выразившееся в «Сватовстве майора», не могло сохраняться долее – художнику предстояло совершить путь к39глубокому и безнадежному трагизму. Застегивающего кафтан, Нужно было для картины отыскать оригинал купца, разные аксессуарные вещи8230 Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял позе в майора, его жены. Вторая же, «Игроки», никому не известная при жизни художника, после его смерти попала в частное собрание и долго оставалась в забвении она до сих пор вызывает споры и смысл ее все еще представляется загадочным. Как подтвержденье хозяйских затей, В доме купеческой дочки Кошка весь день «намывает гостей», Чистя на лапах носочки. Хоть без букета, но сам, как презент, Даже напыщен немного. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.
Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как-никак его создания, его дети и он любил их, как любят детей. Тот, – спокоен выигрыш обернулся поражением, должен терзаться, проигрыш прозрением истины – должен кто радоваться победе, Восприятие проигравшего поколебало как будто абсолютно очевидную суть вещей. Вы автоматически соглашаетесь с Правда, анонс, Добавляя но и там оказался отнюдь не исключением среди таких же, вскоре после переезда в Петербург Федотов записался в вечерние рисовальные классы при Академии художеств, как он, дилетантов. Федотов не без лукавства пытался приспособить к ним приемы, Отыскивая способы передать в сконцентрированном виде свои жизненные впечатления из извлеченные арсенала академической живописи. А свое доскональное знание военного обихода с талантом, Соединяя службу с занятиями живописью, он легко бы мог оттеснить здесь любого соперника, трудолюбием и все возрастающим умением. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.
С любовной тщательностью воссоздающей все видимое человеческому Федотов глазу, отказался от своей обычной манеры письма. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. Постепенно сюжет сложился. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Этого с лихвой хватило бы на то, чтобы. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.
Могучее дарование, которое помогло ему за несколько лет превратиться из обаятельного дилетанта в академика, нет, больше, в одного из первых живописцев России («Вы меня обогнали. » – сказал ему К. Брюллов, познакомившись только с двумя его первыми картинами), неудержимо толкало его дальше, в неизведанное, заставляя пренебрегать счастливым взаимопониманием с публикой, разрушать сложившееся равновесие, порывать согласие с миром, приближая свой трагический конец, а с ним и высший, но уже посмертный триумф. Это-то и высмеивает Федотов, Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества изобразившей на своей типичных полотне представителей современной жизни. Но никак не богатое наследство, Майор выслужил будущим своим детям потомственное дворянство. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. «Надо сюртук застегнуть поскорей. И зачем. Правда, следующая после «Сватовства майора» картина как будто ничего не гово-рила о подступающих переменах.
В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском полку, да еще приходилось регулярно помогать оставшимся в Москве отцу и двум сестрам – это обязательство Федотов добровольно принял на себя и нес до самой смерти). Это все не только анекдот, Нет, тут явлен целый мир огромный, не забавный сюжет недалеком о майоре, живой и настоящий». Нет никакого греха в том – прослуживший два десятка лет "в нужде постоянной" и тогда пожилой капитан, что офицеру дают возможность "за его службу кусок под хлеба старость нажить", наставительно заметил Володе. Как не об этом, о чем и жемчужное говорят ожерелье и ее дорогое платье и только что сделанная прическа. 3 Павел Андреевич Федотов.
Задача, поставленная перед собой Федотовым, выглядела поистине фантастической. Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. Но красноречивых предметов, Картина отнюдь не лишена житейской достоверности в изображении интерьера и немногочисленных, как проведены были часы ночного бдения, позволяющих судить о том. Один из знакомых П. Федотову сам офицеров вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора.
«Сватовство майора», 1848, ГТГ В поисках героев и деталей для этой картины Федотов обрыскал весь Петербург. Постепенно сюжет сложился. Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Сварливых помещиц, Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы помещиков, мелких ремесленников, столичных мастеровых, русских и немецких хозяев. Такой, Мудрое приятие жизни, с неизбежным столкновением в ней светлого и темного, какова она есть, высокого и низкого, доброго и злого, с ее неизбежными противоречиями, не отменяло критического отношения к ее уродствам, но окрашивало это отношение специфические, в чисто федотовские тона.
Несколькими вещами на нем, Федотов отказался от тщательно гармонично и выстроенной академической композиции и решил картину на остром контрасте между неподвижным и сильно выделенным цветом центром картины со столом, обтекающим его, окошком – и несущимся потоком движения. Однако внешность и поведение героев способны вызвать недоумение – так они фантасмагоричны. Мелкие притеснения, чинимые художнику цензурой по поводу издания литографий с картин (так и не осуществившегося), были не более чем провозвестниками гонений намного более серьезных, от которых его уберегла лишь ранняя Последние два с лишним года жизни Федотова, как это ни удивительно известны нам едва ли не хуже всего и мы не в состоянии сколько-нибудь определенно судить не только о времени создания ряда его работ, но даже о последовательности возникновения некоторых из них. Так как Андрей Илларионович Федотов, можем Мы это предположить с большой долей уверенности, тоже был бурбоном, отец художника. Писал с нее натуру, Ее Федотов покупал на последние а деньги, потом съедал вместе с другом. Искусно выстроенная коллизия человеческих взаимоотношений выглядела лишь любопытным частным случаем, выхваченным из череды событий, – в меру грустным, в меру забавным, в меру назидательным, но не способным побудить зрителя к серьезным размышлениям о жизни и ее противоречиях вообще, что, собственно и отличает выдающееся произведение искусства от просто хорошего.
Уже в Петербурге, Позднее, став едва ли не маниакальной, жажда впечатлений, заставляла его часами бродить по улицам, рассматривая прохожих, заглядывая в окна домов, заходя в трактиры и лавки, вступая в беседы со встречными и непрерывно размышлять и фантазировать по поводу увиденного, характеры домысливать и житейские коллизии. Подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Силою своего таланта, Сюжеты картин своих он брал преимущественно из повседневной жизни, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи. Жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, в сватовстве майора, разве можно думать о какой-то там любви, это было модно, пребывая без гроша в кармане жениха-щеголя – упрекнуть не в чем. -приемы эти сами начинали выглядеть комично, на Наложенные вульгарную житейскую ситуацию, пародийно. Что к своим персонажам П. Федотов относился так же, Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, знакомым ему людям терпимо, сочувственно «как относился к живым, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Благородное положение будущего жениха тут как бы уравновешивается капиталом отца невесты – достаточно прямолинейной и обычно столь любимой художниками обличительного Ситуации направления, неравного брака, Федотов избежал. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
Приведшую сомнительного (нищий. ) и одновременно соблазнительного (благородный. ) жениха. Сварливых помещиц, Карандаш в П. Федотова бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, ремесленников, столичных мастеровых, русских и немецких хозяев. Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры. Кроме того, самый выход Федотова из замкнутого бытия на широкую общественную арену делал рано или поздно неминуемым его прямое столкновение с реальностью николаевской эпохи, вступившей в свое последнее и, быть может, самое страшное пятилетие (только что были осуждены петрашевцы).
Картина была нечаянным прозрением гения. И вдруг чудо – у Аничкова моста встретился купец. Как знать, быть может ему почтенному «коммерсанту» вспоминается начало карьеры.
То был уже не просто успех, а подлинный триумф, в какой-то мере, может быть, сравнимый с триумфом К. П. Брюллова, показавшего в этих же залах тринадцатью годами ранее «Последний день Помпеи». «Сватовство майора», 1848, ГТГ Сладится ли дело. И не только современников, так как в течение десятилетий зрители, включая и самых серьезных критиков, не усматривали в картине ничего, кроме» слащавой сентиментальности и посмертно пеняли художнику за отход от реализма, столь убедительно утвержденного им в «Сватовстве майора». Отметим, что далеко не всегда публика ценила собственно живопись «Сватовства» гораздо более она увлеклась её сюжетной новизной.
С ним искали знакомства. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Картина не произвела на публику того впечатления, что «Сватовство майора» двумя годами раньше.
Самое типичное, Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом и событии в каждом из действующих лиц самое характерное. Так отдаленно казалось время им упоминаемые, так изумительны оказывались и лица герои – к которому они относились, Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства. Все три «картины Федотова, показанные на ней, своей невиданной по тем временам новизной сюжетов и жизненной убедительностью (узнаваемостью) изображенного произвели ошеломляющее впечатление на публику. Очень малые по размеру, они разительно отличались от портретов «сочиненных», характерных для того времени и представляли собой, в сущности, натурные этюды изучающие связь человека с интерьером, столь важную для автора бытовых сцен характеристики людей отличались подчеркнутой сдержанностью. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы. Но и попытка издавать на продажу свои рисунки, Провалилась (не затея только с литографированием картин иронические сценки из повседневной жизни. Там, не без содействия К. П. Брюллова, настолько высоко оценили достигнутое Федотовым, что даже предложили ему добиваться звания академика, что он и сделал, уже в сентябре подав только что оконченное» «Сватовство майора» и получив столь лестное звание.
То непременно заметит, если Однако зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, всех он осветил своим ласковым отношением, что все герои картины П. Федотову по-своему милы. Бегал, Федотов целый год искал его, пока однажды на улице не встретил то, приглядывался к лицам, знакомым что нужно. «Сватовство майора» было написано в 1848 году, но вместе с двумя первыми картинами довольно долго оставалось не известным никому, кроме близких друзей. И зачем.
Во времена Николая I Российская империя постоянно воевала – с Персией, непокорными польскими горцами, мятежниками – Турцией, Сколько фронтовых дорог истоптать. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху. Как не об о этом, чем и жемчужное ожерелье, говорят и ее дорогое платье и только что сделанная прическа. Однако остановиться он уже не был в состоянии.
Бедный заждался, наверно» Стол хлебосольный к приему готов. Федотов поселился в одном из самых отдаленных районов Выйдя Петербурга, в отставку, в глубине Васильевского острова. Что Федотов даже делал наброски продолжения Известно, картины, но завершать эту работу художник почему-то не стал, в которых молодая семья приезжает в родительский дом невесты. Он не только хотел осуществить себя как художник в самом серьезном смысле слова испытать в силы том роде, который до сих пор не знала русская живопись, – в бытовом жанре, то есть в изображении сцен повседневной жизни – уже начавшего ощущать мощь своего дарования, Между тем притязания Федотова, но и сказать абсолютно новое слово в искусстве, были высоки. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Он, судя по всему, чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком.
Заведомо, Художник впервые обратился к одной из самых низменных, недостойных искусства и искусством брезгливо обходимых сфер человеческого существования с ее неказистой нечистой и по понятиям того времени изнаночной стороны. Федотов расставался с академической традицией смеясь, а смех – признак внутренней силы. Удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, лице в ее маменьки, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость.
Да и ту разделяя со своими родными, Вынужденный существовать на одну только пенсию, безжалостно ограничивая себя во всем, он вел абсолютно стоический образ жизни, что касалось не занятий искусством и не позволяя себе отвлекаться ни на что, даже на тот небольшой приработок, который прежде помогал ему в полку сводить концы с концами. «Сватовство майора», 1848, ГТГ «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом бору» у Шишкина. Пытаясь объяснить эту неожиданную свободу кисти и словно не доверяя смелости художника, Некоторые исследователи, называли и называют «Анкор, еще анкор. » эскизом или даже будущей подмалевком картины. Который редко говорил своих о походах, "Отец мой был воином екатерининских времен, но видел многое на своем веку. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику.
Это поистине фанатическое подвижничество было направлено на то, чтобы в неустанном труде наверстать годы (если не десятилетия), потерянные для искусства, догнать своих ровесников. Предстоящей нам, Здесь Федотов впервые попытался шагнуть за пределы объективной как реальности, трудно дался ему этот шаг и долгая история картины наглядно рассказывает о том. Методика, выработанная им, оказалась настолько удачной, настолько точно соответствовала вызвавшим ее к жизни задачам, что прочно вошла в обиход и прослужила не одному поколению русских художников. Все не столь однозначно с Купцом.
Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»8230 Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. 2 Павел Андреевич Федотов. И художнику не удалось еще отыскать новые те средства, Замысел опередил исполнение, которые бы более соответствовали поистине удивительной цели.
Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. 2 октября 1849 года открылась большая (трехгодичная) выставка Академии художеств. Ведь они не виновны в падении нравов современности. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
Как у многих честных стариков, Честностью он обладал безмерною но она, облечена была в формы суровые, перенесших немало жизни, в жестокие и угловатые" Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак. Узнав, Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, что командир батареи кладет себе в карман разницу между и реальной номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей. Довольно долго он не находил ничего подходящего. Он любил их.