запускал свой щуп до дна души человеческой». Русская реалистическая живопись выводит в народном на портрете первый план наиболее типичные ее черты, Сохраняя индивидуальный строй личности. В этюде «Сомнамбула», исполненном при работе над картиной «Русалки», художник хочет соприкоснутьсяс миром иллюзий и фантазий. нанем чрезвычайно похож и симпатичен, – вспоминала дочь Третьякова. Русская приверженность к литературным иллюзиям сделала «Неизвестную» сначала Натальей Филипповной из «Идиота» Достоевского, потом – Анной Карениной – потом блоковской незнакомкой, а потом и вовсе – воплощением женственности.
Героя известного полотна Крамского, Внутренняя страстность напряженная роднит взгляд Салтыкова-Щедрина на портрете 1879 года и взгляд полесовщика. В 1884 году Крамской, страдая «сердечнойи грудною болезнью» по совету доктора С. П. В. Стасов писал: «Кокотка в коляске». По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л. Н. Толстого.
Нов том-то и состояло мастерство Крамского, Большинство портретов писалось на осветив заказ, потаенное и сокрытое, что он умел проникнуть в глубиныи бездны человеческого сердца, отбросив пеленужитейского и повседневного. «Христос был человек, и только потому, что он был действительный человек, он и доказал, что онможет быть действительным сыном Божиим». Сопровождалась почти скандалом, Эта картина получила на 11-й ТПХВ выставке широкую огласку.
Но, может быть, наиболее фундаментальное открытие Крамского в области теории реализма – положение о творческом процессе как «художественном пластическом концепировании». 3 Незнакомка Незнакомка «Неизвестная» картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Тогда же и была первая образована в России независимая организация Санкт-Петербургская Артель художников. «Многоуважаемый Павел Михайлович, - пишет Крамской Третьякову 16 февраля 1877 года, - как я говорил так оно почти и вышло, я дежурил всю неделю и даже больше, у Некрасова, работал по 10-ти, по 15 минут (много) в день и то урывками, последние 3 дня, впрочем, по 1, 5 часа, так как ему относительно лучше, а что выходит не знаю, делаю, что могу при этих условиях сначала на рисовал кое-что углем, зафиксировал и затем красками ткнешь то тут, то там, ну оно вышло нечто, говорят, похоже.
Экспозиция выставки стала материалом для большой статьи Стасова «25 лет русского искусства». В области искусства Крамскойсам творил свою эпоху в решающие моменты истории русского искусства оказывалсявсегда впереди. Стариковской мудростью веет от портрета М. В. Дьяконова (1875, Государственный Русский музей) – художника, вместе с которым Крамской преподавал в рисовальной школе на Бирже. Он совершенно независим в суждениях, полон чувства собственного достоинства – и не просто как частное лицо, но как художник, что может дать понять любому «высокопоставленному» лицу. Вызванного как внешними причинами, в жизни Крамского наступаетпериод тяжелого кризиса, так обстоятельствамиличной и жизни. Он признается, что в последние годы погрузился в «состояниемятежа» испытывает «отчаяние за будущее», болезненно реагирует на происшедшуюв обществе утрату близких ему идеалов 18б0-х годов.
выступающим из глубины лесной чащи – темного фона картины. Более пятидесяти тысяч рублей числит за должниками и ни разу с ними не судился – признание в нерешительности, Почему я такой человек. » и – далее почти жалкие оправдания, попытки убедить художника в том, ссылки на несчастную личную жизнь, что издатель создал хорошие условия своим рабочим, что он щедр. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. «, Эти слова не могли Суворина незадеть – который требовал от Крамского открытого объяснения. Современником не понравилось и название картины, мы её знаем как «Незнакомка». Ухвативглавное качество его художественной натуры, Антокольского», творческих полноту сил и щедростьталанта, определявшее весь строй егожизни в период заграничной поездки. А зависимость даже от дружески расположенного человека не может не связывать, Они не всегда были легкими и простыми – нередко касаться приходилось денежных вопросов.
Будучи проездом в Париже, он оста-навливаетсяу художника-пейзажиста А. П. Шишкина», выраженымогучая одаренность и простота его натуры. Но помню, как дразнилиего, что, несмотря на увиливание, ему поневоле пришлосьсогласиться. ным образом осмеяно. В то же время Крамской ясно вычерчивает индивидуальность каждого, наполняя внутренней выразительностью почти аскетично отобранные средства, Сами фоны его портретов, лишенные предметной среды, «нейтральные», - далеко не нейтральны в системе образа: они словно образуют каждый раз свое поле творческого напряжения, со своей окраской, с собственной интенсивностью внутреннего свечения. Что Третьяковценил в Крамском не только умного Надо собеседника, сказать, с которым состоя.
Моделью Крамскому послужил Мина Моисеев, чей портрет находится в Государственном Русском музее (1882): хитро посмеивающийся в седую бороду, сложивший на груди руки, он поначалу кажется щупленьким и дряхлым и лишь присмотревшись, замечаешь, какие могучие плечи обтянуты ветхой голубоватой выцветшей рубахой. И что раз навсегда пора убедиться, Масло и что вода, помощи развитию искусства оттуда и не дождаться». Работа художника была долгой и мучительной. «Поставьте егос любым самым могучим фламандцем, так он нисколько не сконфузится», полагалодин из рецензентов. В «Крестьянине с уздечкой» крупные складки драного армяка спадают величественными складками, подчеркивая ширину и силу плеч, ссутулившихся от вековечного тяжкого труда.
П. М. «это моя первая вещь, писал слезами и кровью – которуюя работал серьезно, в них отражен процесс многотрудной, мучительно работы долгой над самой картиной. В самой картине «Неутешное горе» женщинавыпрямилась, ее поза собрана, она уже и не плачет. Если картина никому не будет нужна теперь, онане лишняя в школе русской живописи вообще.
Оно прозвучало, Впрочем, не только в его надо письмах, полагать, но и в разговорах с товарищами. Который упо-енно описывает красоту лунной украинской ночи, Вместе с тем в этих письмах же живет другойКрамской, завороженныйтайной ночного света. В холодном лице некий оттенок «сделанного» глубокомыслия и в то же время неуверенности, прикрываемой картинной позой. Эта единственная работа 1880-х годов, купленная П. Третьяковым. Все чаще проявляется в Товариществе разлад, все заметнее делается коммерческая ориентация некоторых художников и Крамской, одним из первых замечающий эти тенденции, вызывает раздражение и своими речами и своим непримиримым молчанием.
В картине русский художник отразил личную трагедию – потерю младшего сына. Однако сам как-то признался: «Я из породы тихоструйных». Он умел быть тонким другом, верным товарищем и хорошим отцом (он имел шестерыхдетей двое умерли в раннем детстве). Предшествующая утренним раздумьям героя картины, воображении в зрителя предстаёт долгая дорога. В этот период, когда тенденция, которой предстоит возобладать несколько позднее, лишь намечается, положение о том, что реалистический образ есть не просто воплощение той или иной идеи, но особая, в широком смысле слова, «пластическая» (изобразительная) концепция – итог сложнейшего творческого процесса, что жизненное по своему характеру реалистическое изображение таит в своей глубине особый пласт смысла, было актуально, необходимо русскому искусству и можно лишь пожалеть, что Крамской не успел развить его в специальной статье. Картина «Неутешное горе» (1884), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет Тулинова единственныйна сегодня известный портрет, бывший на выставке.
Не только зоркого и проницательного портретиста, н многолетнейпереписке, но и талантливого художника, заказывалпортреты, которому приобретая его лучшие работы с передвижныхвыставок. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Творчество Ивана НиколаевичаКрамского занимает особое место в истории русской художественной культуры. Его молодость пришлась на «период реформ» 1860-х годов, полный надежд налучшее будущее, а последние годы жизни прошли под знаком глубокого политическогои духовного кризиса 1880-х годов. Когда художник остается наедине со своим холстом, Крамской словно момент подсмотрел творческой сосредоточенности. когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня3 марта «Баюшки-баю». В который раз защищался Крамской, тем между у меня небыло и тени сделать что-нибудь смешное, без подчеркивания», кроме абсолютно естественного увлечения художника видимой характернойформой. Обведенные тонкой коричневой каймой глаза, Те же светло-голубые, маленький черный зрачок оттенен бликами и тонким-тонким белым мазком по части нижней радужки.
Оживленные лукавые глаза смотрят из-под седых лохматых бровей. Покоряющие не только внешнимочарованием, в это основном женские образы, но внутренней одухотворенностью. Однако произведение было создано и как раз в этот период. Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. Образы 1880-х годов более замкнутые, психологическизакрытые, погруженные в себя, не обладающие целеустремленностью человекапредшествующего десятилетия.
История ее восприятия богата самыми противоположными суждениями. Христа Крамского называли революционером-нигилистом и Богочеловеком, внем видели конкретный образ современника и в то же время находили «отвлеченныйабстракт идеи», «иероглиф мысли». Написанном семью годами спустя, в портрете, зонтик, все элементы повествовательности – этюдник, пейзажный даже фон – становятся излишними. оказывается, Вы «пригвоздили меня гвоздем» изобразив отталкивающие черты моей личности». Крамской до конца жизни будет оправдываться перед Сувориным, уверяя своюмодель в чистоте собственных помыслов: «. Но упрек Репина в том, Нелегкими и непростыми были эти годы и в жизни Крамского, работая над портретами высокопоставленных особ, что, художник усвоил понемногу и их взгляды, едва ли был справедлив.
Проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту, царица Словно она возвышается над туманным белымхолодным городом. С начала 1880-х годов каждое лето Крамской проводитна своей даче. Верещагина и работы других художников. «Я окружен молодежью, пишет он в это время, а я ничего, переношу отсутствие сверстников».
Получив отказ, они демонстративно покинули Академиюхудожеств. «Все стараюсь в настоящее времяпоймать луну. она глубоко выстрадана мною. Снова и снова возвращают взгляд зрителя к голове писателя и в то же время словно оберегают его внутренний мир от навязчивого постороннего взора, Судорожно сжатые на коленях пальцы замыкают Достоевского композицию. Присущего светской живописи до середины XIX века, Реализм позволил художнику отойти академического от построения.
Ярошенко, В. И. Подобнотому, как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, так внутри изображенногочеловека рождается воля к преодолению мрака и хаоса окружающей жизни. Вскрывает и выносит тайное тайных, Он не просто воплощает уже понятое – он пробивается к глубинам внутреннего мира человека, в чем модель и сама не хочет и не может признаться обнажает – сущность личности, то, прогнозирует ее будущее развитие. Артист, На созданном в 1876 году портрете изображен барин, уверенный в том, говорун, что его слову – слову знатока ценителя и – все окружающие внимают с благоговением. Под простынями тело кажется особенно немощным, высохшим, плоским.
Рембрандта, Он серьезно изучает наследие старых европейских мастеров. Его полны письма восхищением искусством Ван-Дейка и бледно, Веласкеса. «Все перед ним мелко и ничтожно. С одной стороны имдвижет желание творчества, с другой он единственный, кто способен обеспечитьсуществование своей большой семьи. В 1885 году редактор «Нового времени» пишет Крамскому большое письмо, копия которого, возможно, сделанная для Стасова, хранится в Публичной библиотеке: «Когда я говорил, что Вы меня не любите, как человека, я имел право сослаться на портрет. Выставив монохромные портретыхудожников М. К, На передвижной первой выставке Крамской предстал также какдостигший творческой зрелости портретист.
Обладаябезусловной свободой выбора, Человеческая личность и этом в своем качестве оправдывает высокое бытийноепризвание человека, несет тем не менее живую ответственность засвою деятельность в мире. До появления репинского «Мужичка из робких» образ, созданный Крамским, - едва ли не самое острое в своем жанре выражение народного горя. Измученный и изможденный, Христос, но противостоитневежественному, внутренне не сломленный, животному смеху. «Ночью ждал привидений не пришли», признаетсяон в одном из писем этого времени. Писалкрамской в начале их супружеских отношений, Ты одна мне можешь помочь это вести дело». От которого тот отказался, эту За картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора. Всю свою сознательную жизнь обдумывая проблему художественного образования, пришедший к твердому убеждению, что навязывание извне каких бы то ни было идей вызывает в искусстве лишь спекулятивные потуги «сделать умное, да с содержанием, да с направлением», он ставит во главу угла гражданственное воспитание художника. Написанный Крамским, Пейзаж, кажется, что настолько пустынен и дик, будто здесь никогда не ступала нога человека.
Как у Достоевского, у Салтыкова-Щедрина, но сходство композиционного решения еще разительнее подчеркивает различие созданных образов, живописцами сомкнуты руки. А не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическомутипу, Крамской ищет изображение отношению по к собственному мыслимомуобразу. Что она не найдёт покупателя, Однако П. Третьяков не очень заинтересован был в приобретении картины так как уверен был.
Рядом с изображениями художников в мастерской Крамского появляются один за портреты другим литера торов. Тянущийся к небу, Не случайно у ног безутешной матери Крамскойставит красный на цветок длинном и толстом стебле и хрупкость, которыйтаит в себе одновременно и силу. Идеяпередвижения выставок по стране отвечала назревшей потребности искусства, связанной с просветительскими общественной устремлениями мысли той поры познакомить русскую провинцию с современным искусством. Вкартине нет места ясным и радостным тонам, как но места наивной светлойвере.
В 1880-е годы в своемискусстве он много внимания уделяет совершенствованию формальных приемов, много говорит и высказывается в целом ряде статей о необходимости живописать«просто, легко и обворожительно». Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинностиверы художника. Ее образвызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительногонового – появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целаяэпоха», – констатировали некоторые. В напряженно-усталом взгляде Д. В. Со сдержанной строгостьюКрамской воплощает «драму человеческого сердца», драму личности ищущейпри столкновении с трагическими обстоятельствами жизни опору в себе. С восхищением отзываясь о работах Крамского, критик писал: «Но выше всех мне кажутся портреты: живописца Литовченки (1879) – поразительный по огню, страстности и жизненности быстрого исполнения, похожего на экспромт и еще одного литератора (1881), столько же поразительный по необычайной жизненности, как и по великолепному выражению тысячи мелких, отталкивающих и отрицательных сторон этой натуры.
В конце 1860-х годов Крамскойсо свойственным ему темпераментом включается в «важное и серьезное» дело учреждение Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)., он писал в уже цитированном письме к А. Д. Чиркину в декабре 1873 г. Желая выбрать свободную тему, Четырнадцать отказались выпускников писать конкурсную работу по мифологической истории. Один из лучших, самых лирических и задушевных образов этих лет – портрет П. М. Третьякова (1876, Государственная Третьяковская галерея). В 1877 году напечатаны были первые три главы статьи «Судьбы русского искусства» (публикация четвертой и пятой глав была запрещена по указанию министра императорского двора А. В. Адлерберга), в 1885 году – письмо с опровержением клеветнической статьи о Товариществе – в 1879 году – «За отсутствием критики», Сам художник также публиковался в «Новом времени». «Я рад, что с таким сюжетом окончательноне сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическоевышло. » Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского«крайнее правдоподобие фантастического сна» и такие редкие качества современногоискусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости.
«когда я говорил, что Вы меня не любите, как человека, я имел право сослаться на портрет – копия которого, в 1885 году редактор «Нового времени» пишет Крамскому большое письмо, сделанная для Стасова, хранится возможно, в Публичной библиотеке. что у такого трезвенника, какП. М. Крамской исполнил «Портрет скульптора М. М, Находясь впечатлением под европейскогоискусства. Крамской портретировал Щедрина дважды.
Даже в затененных ресницами глазах его «Неизвестной» (1883, Государственная Третьяковская галерея) – сложное выражение боли, прикрываемой надменностью, печали под маской равнодушия – то, что заставляет и зрителей и историков искусства отыскивать разгадку образа, строить все новые гипотезы о социальном положении и внутреннем состоянии элегантной дамы в ландо. Активен лишь «Полесовщик-», н/т «Мужикс дубиной в лесу», как порой называли его современники. Да и Крамской в одном и:) писем Третьякову подчеркивавшийсуровость и бунтарство созданного им характера: «Мой этюд в простреленнойшапке по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть и русскомнароде), которые многое из социального и политического строя народной жизнипонимают своим умом и у которых глу- кажется, работаю». Он составляет подробную программу, предусматривающую такой широкий круг вопросов и мероприятий, который явно опережал возможности времени: здесь было устройство в различных провинциях не только художественных выставок, но и музеев, рисовальных школ с целью «развития любви к искусству в России и привлечения симпатий Общества к судьбам русского искусства», проблемы педагогические и специальные, обсуждение судеб прикладного искусства и устройства конкурсов с премиями. Которые он в эти годы поддерживает с официальными кругами, Контакты, прежде всего направлены на общего пользу дела. А нервами», Этот человек работал краскамии не кистями, напишет Крамской о последнем Стасову. В -народной теме» он остается портретистом, ис-следтощим прежде всего человека.
Портрет оставляет впечатление неуловимого чего-то и ускользающего, недаром много позднее А. П. Цели Товарищества в соответствии с Уставом гласят: «Устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: 1) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами 2) развития любви к искусству в обществе 3) облегчения для художников сбыта их произведений». Непохожую на других историюсоздания, Каждый портрет имеет например, свою, как это было, с портретом Л. Н. Соловьев). В картине «Лунная ночь» главным оказывается преображение человека под воздействиемтаинственных сил природы. Толстого или Н. А.
Именно в лице заключаетсясамое важное и значительное. Художник, по мыслиКрамского, – пророк, открывающий истину людям своими творениями. Художник развивает в этом отношении традиции русского искусства, в котором глаза человека были «зеркалом души». О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе».
Некрасова. заказы Третьякова во многом способствовали раскрытию редкого по своей тонкости проницательностии дара портретиста-психолога. Негодуя и возмущаясь, Многое их связывало. Они легко понимали друг друга и радуясь болея засудьбы русского искусства. Произведения Крамского оказали большое влияние на развитие искусства и художественной мысли России в конца 19 века.
Стасов громогласно назвал героиню Крамского«кокоткой в коляске». Теперь его портреты иногда почти беспощадны в своей правдивости, порой необъяснимы и неожиданны для него самого, но не содержат намеренной заостренности идущей от «головы», от заранее сложившейся концепции характера. По его следам пошли Крамской В. Поленов, заново открыл тему Христа, И. Репин, В. Васнецов, В. Верещагин. Бабушка (мать А. В. 1872.
Не порыв – в портрете этом преобладает тишина сосредоточенности, Не страстный напор, погружение в мир гармонического отрешенного созерцания. Явился инициатором так называемого бунта четырнадцати, в 1857-63 годах обучался в Академии Художеств в Петербурге, что выпускники Академии вышли нее из и организовали Артель художников, который закончился тем. Так отказавшись бороться за Большую золотую медаль, хлопнули дверью. Некрасов в период последних сочетает песен» в себе камерность изображения и монументальность образа человека с необычайной духовной силой. Пережившего собственныйуспех и литеоатуоное Григоровичаобнаруживается поизвание, тяжко осознаваемая драма писателя.
Обремененного опытом и знаниями, а в сопоставлениистареющего художника и юного существа, за плечами которогомноготрудная жизнь, стоящего на пороге жизни, полногосилы, надежды, молодости, видится глубокий смысл философский осознаниенеумолимого движения жизни. И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870-1880-х годов появляется существенно новое качество, оно граничит с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято. Напротив именно в начале 1880-х годов Крамской окончательно убеждается в том, что и в делах академических и «в личных сношениях с великим князем и в разнообразном столкновении с людьми большими и влиятельными» мало толка из каждой попытки решить важный вопрос он выносит «только презрение» к власть имущим. Однако современники утверждали, что «великого борца» даже в халате представить невозможно.
Сложных эмоциональных состояний, ряде живописныхи графических произведений Крамской настойчиво ищет выражения тонкой душевнойжизни, желая словно соприкоснуться с миромневидимым и неосязаемым. «Мужичок из робких) и «Мужик с дурным глазом» И. Е. Репина явятся на свет как одна из первых догадок о грозной силе народа, доведенной до крайности и готовой подняться на кровавую борьбу. Боткина совершает ставшую последнейсвою заграничную поездку на юг Франции вместе со своей Софией. впоследствии дочерью ставшей художницей.
При этом сама героиня старела и как бы «поднималась» на ноги: сначала она сидела у катафалка потом – на стуле и наконец – встала возле гроба. Крамской также был одним из главных создателей Товарищества художественных передвижных выставок. В своих портретах-шту-дияхон ищет особые состояния души, невыразимые словом, а вы-разимые живописью. Это небольшие по размеру работы, в которых моделями выступали близкие художникулюди (жена, дети, друзья и приятели художника). Звание профессораКрамскому не было присуждено. Над«вторым томом Христа» картиной «Хохот» художник работает до конца своихдней.
Взаимоотношения с молодым поколением, Последний автопортрет художника по-своему оказываетсяи символичным приоткрывая – еще одну важную сторону жизни художника. Сурикова и других. П. М. я не знаю, кто это. В его объектив попадают, прежде всего, лица и руки, которые пишутся при помощи излюбленного приема Крамского светотени, выявляющейпо выражению художника «глубокие сердечные движения». Сильное впечатление, полученное художником от встречс Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете-картине «Некрасов в период«Последних песен». что ему тесно в раме, настолько образ кажется напор. С. Н.
Который вроде бы и согласен помочьхудожнику, я хочу один год художественнойжизни. » молит Крамской Третьякова, что-то но не складывается между ними. Именноему, русскому художнику «предстоит поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы их сердце забило тревогу». Его натура формировалась на писаниях критика и романиста Чернышевского. «Такуж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы испитыечиновники.
Нет места в человеческом сердце, которое бы не болело, нет чувства, которое бы не было самым нахаль- (1832-1898), основателя знаменитой галереи (1876, ГТГ). Подвижническойстрогости и внутреннего благородства собирателя, Портрет впечатление оставляет сдержанности. А еще через несколькодней: «Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова. С синевато-желтыми тенями, Бледное, с обнаженным высоко сухим лбом лицо Некрасова резко выделено. Взять ли за Господа Бога рубльили не ни уступать шагу злу, когда на него находитраздумье пойти ли направо или налево.
Украшенное мехом и лентами пальто, На ней бархатная шляпка с муфта перьями и тонкие кожаные перчатки. В советское время «Неизвестная» Крамскогостала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русскойСикстинской мадонной идеалом неземной красоты и духовности. Крамскойпереосмыс- в картине Крамского пустыня производитвпечатление холодного ледянящего пространства, Наделив картину поэтическими в интонациями, котором нет и не можетбыть жизни. Природа щедро одарилаКрамского талантами. Споенныйтрепетным светом, он привлекает изысканностью и тонкостью письма. Несогласных со старыми академическими порядками. Это началом явилось новой жизни русского искусства, Это означало решительное изменениев образе мыслей новых людей.
Этот прием Крамской возводитв принцип своего порт-ретирования. Примечательно, что русская лирическая поэзия времени также была проникнута образами вечной женственности идеалом любви, созвучием человеческой души душе природы (А. Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы»Крамского ему нравятся больше последних. Чтобы его послала за границу Академия Художеств на казенный счет, Тем не менее артель вскоре распалась один член артели стал о хлопотать том. 4 Христос в пустыне. Эстетика картины находится в границахэпохи.
Вообще безмятежность чужда музе художника. («Русалки», «Христос в пустыне», «Неутешное горе»). Христос в пустыне. Замкнутый человек в высокой войлочной шапке – На гречневике, нем представлен знающий себе цену, в добротном нагольном полушубке. Клодта, Ф. А. «.
Он умел соразмерить свои взаимоотношения с каждым из художников и масштабы дела поддержки – русского реалистического искусства, Человек единой и некорыстной страсти, собирания национальной галереи. Бытьможет, Но, по выражению Крамского, наиболее близким ему оказывается портретное искусство Гольбейна, который, своим «опускался анализом в самую глубинучеловеческого лица. На смятых подушках которого полусидит поэт, Между теплыми плоскостями стены и ковра на полу – расположенное диагонально белое пятно затянутого простынями дивана. Чехов подмети I в Суворине такую черту как «умбез позвоночника». Васильева и На 11-й передвижной выставкеКрамской выставляет картину «Христос в пустыне», задуманную еще в 18б0-егоды.
«. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотелтолько служить искусству. Найденной в «Портрете И. И, в каждом своем этого портрете времени Крамскойстремится к предельному выражению своеобразия портретируемой личности. В живой непринужденной позе.
На смуглом лице – глубокие глаза, темные Словно наливающийся внутренним жаром холст высвечивает голову, кажется, губы полусомкнуты, сейчас прозвучат слова пылкой речи. Посмотреть полотна других художников, Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил границу, за раскрывших эту же тему. Картина «Неутешное горе» по своему замыслуносит глубоко личный характер.
ltонаитог многолетних исканий. » Крамской не сомневаетсяв исторической достоверности Евангелия, в действительном существованииХриста. В частности, в эти же последние годы жизни Крамского и складываются наиболее значимые его теоретические положения, зависимости формы от содержания, касающиеся диалектики социально-исторической обусловленности и свободы творчества художника, предназначения искусства в обществе. Но болеевсего они любили русское искусство. Среди портретов Крамского 1870-хгодов лучшие находятся в Третьяковской галерее. С недетской серьезностью смотрят на мир светлые глаза дочери художника Сони Крамской (1870-е гг., Государственный Русский музей).
Досказанное и определеннее картины. В нем дерзость сквозит и властность женщины, Этюд гораздо проще и резче, чувство опустошенности и пресыщенности, которые отсутствуют в окончательном варианте. «Дайте мне год художественной жизнина пробу и все, что будет сделано, Ваше. Созданные Крамским, Нередко образы, ту неодносложность оценки, несут себе в диалектически противоречивые черты, которая диктуется многогранной противоречивостью живой личности. Это полотно создавалось в течении десяти лет. Уже в работах А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия.
Так Христос был очеловечен и картина передала его душу в унисон современности. Зеркале души, в портретной живописи Крамского акцент делается на лице героя, не детализируя её и скрывая, чего достигал художник приёмом написания одежды. Когда наметились тенденции к истолкованию реализма в живописи как метода воспроизведения явлений действительности, Оно было необычайно важно в обстановке, но все более заметно на передвижных выставках стали появляться – и притом все в большем количестве – жанровые сценки узкобытового характера, постепенно, когда в сущности натуралистически копирующие более или менее значительные сюжеты из жизни различных социальных слоев, маскирующиеся под обличительный реализм, спекулирующие на социальной тематике. И если младший, как правило, превосходит старшего живостью и свободой кисти, то нередко образы Крамского отличаются большей цельностью и глубиной. Крупные черты лица с широким носом, взгляд, просторный морщинистый лоб исполненный спокойной и силы мудрости, ясности и здравого смысла – мохнатые брови, Он чем-то напоминает образ Толстого. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхесте-ствен.
Чтобы художник хорошо в разбирался том, Но при этом необходимо, а что – ненависти, что в окружающей действительности достойно любви. Стремлением погрузить модель в мир девичьихгрез и мечтаний отмечен живописный этюд «Девушка с распущенной косой», в мир ностальгических воспоминаний картина «Осмотр старого барского дома», в состояние творческой отрешенности – камерный Портрет художника Г. Мясоедоваза работой. Гончарова». В самом начале 1870-х их отношения были весьма сдержанными. В год его смерти в усадьбе АбрамцевоСеров исполнил портрет Веруши Мамонтовой «Девочка с персиками», обозначившийначало нового этапа в истории русского искусства. Ко времени написания портрета художника и собирателя связывали многолетние товарищеские отношения. Императрицы, в 1880-егоды пишет он портреты императора, великосветскойзнати, великих князей, дает уроки рисования цесаревнам.
Слегка сутулясь, Суворин, поднимаетсяиз-за письменного навстречу стола входящему, не торопясь. Крамской возглавил знаменитый «бунт 14-ти». Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостояниимиру и самому себе. Кокетничая тем, что он «не знаток» и не профессионал в области изобразительного искусства, Суворин тем не менее пописывал статьи, чаще всего обзоры выставок и притом иногда не лишенные ценности – в тех случаях, когда предварительно и очень обстоятельно его консультировал Крамской. Интересный штрих: когда в самые темные годы реакции на выставке появляется картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», герой которой – царь-сыноубийца – не мог не вызывать абсолютно определенных ассоциаций с современным правителем России, ознаменовавшим начало своего царствования казнью первомартовцев, Крамской использует свои связи с мудростью изощренного политика, справедливо опасаясь за судьбу автора крамольного полотна. Так и самым загадочным интригующим и Картина является как самым известным произведением Крамского. В котором природа одушевляется, а реальный мир преображается в сказочный, Трепет лунного света создает вкартине зачарованного атмосферу сказочного мира.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Что всякий раз,, начинаю я опять юношески верить в счастливый исход судьбычеловеческой», как образ ее встанетпередо мною. Оставаясьпочти в течение всей своей жизни непререкаемым авторитетом в среде художественнойинтеллигенции, большую Непомерно частьвремени и сил он бескорыстно отдает общественной деятельности, совестью и мозгом передвижников. Лишь иногда горькая или задумчивая усмешка прячется в уголках губ.
К старойживописи воротиться решительно невозможно. Всячески подчеркивает, в письмах редактору газеты «Новое время» А. С. Суворину и в официальном обращении к «сиятельному» И. И. Воронцову-Дашкову переакцентирует внимание с политической подоплеки полотна на психологическую, что – «очевидная тенденция картины» «ужас последнего градуса отца и параллельно кроткое любовное чувство сына». Он много общается с молодежью, интересуется их проблемами, становится им настоящим другом. Есть вещи, которые слово решительно выразитьне может. Она одета по последней моде 1880-х годов.
Чтобы члены артели исправно вносили условленный процент с выполненных работ, Он строго зорко и следил. В рядах либеральной интеллигенции активно шел процесс «поправения». Во многом это заслугаП. М. В 1880-е годы Крамской по-прежнемуувлечен анализом сложной психологии современного человека, стремится кострой фиксации индивидуальности портретируемого. Салтыкова-Щедринаи многих других. Костры, едва начинающий зарождаться день, все, как сказано. Просто, решительно одно из величайших произведенийрусской поэзии. )».
Ей первой показывал он свои работы, ему быловсякий раз важно знать ее мнение. В незавершенности «Хохота»видится глубокая творческая и личная трагедия Крамского. После разгрома многие народники отказались от борьбы. Со становлением русской школыживописи, с этого времени имя Крамскоготесно с связано нарождающимся искусством. Крамской проходил лечение наблюдением под русских врачей, а в свободное время давал уроки рисования своей дочери, Живя в маленьком французском городке Ментона на берегуСредиземноморья.
Между тем по единодушному признанию критики. Душевной открытостью, трогательной обворожительностью юных душ, Он восхищен молодостью, подлинностью их чувств и искренностьюповедения. Сам художник также публиковался в «Новом времени»: в 1877 году были напечатаны первые три главы статьи «Судьбы русского искусства» (публикация четвертой и пятой глав была запрещена по указанию министра императорского двора А. В. Адлерберга), в 1879 году – «За отсутствием критики», в 1885 году – письмо с опровержением клеветнической статьи о Товариществе. В котором нет и не может быть в жизни, картине Крамского пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства. К ней обращаются многиерусские художники, среди I п IX I Кров.
«Фомушка-сыч» В. Г. Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И. С. Тургенева. Крамской словно внимательно изучает новое явление-прообраз будущего кулака-мироеда, строго прослеживает на его красном, «каленом» лице каждую морщинку. – пишет он А. П. Боголюбову, - что тот мир сам по «Наконец себе, я действительно убедился, а я сам по себе. В 1880-е годы к Крамскомуприходит слава общеизвестного и даже «модного» портретиста. Чаще просветленная грусть, Даже в его женских и детских портретах нет печаль, беззаботности, задумчивость. Он был роста среднего, на вид крепкого сложения.
Лавровской», «Актера А. П. В 1869 году П. М. Я помню шутливые разговоры, .
И она имеет успех, «Теперь поделюсь с Вами новостью. Мы открыли выставку 28 ноября, Петербургговорит об весь этом, по крайней мере. Как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, Подобно тому, так внутри изображенного человека рождается воля преодолению к мрака и хаоса окружающей жизни. Он изображен идущимпо пояс. В первый раз в жизни я позавидовал живому человеку, но не той недостойной завистью, которая искажает человека, а той завистью, от которой больно и в то же время радостно больно, что это не я сделал, а радостно, что вот же оно существует, сделано, стало быть идеал можно схватить за хвост и тут он схвачен» и Крамской умалчивает о собственном портрете Куинджи: «Ведь я сам хотел писать Куинджи и давно и все старался себя приготовить, рассердить, но после этого я указываюсь». Он много потрудился над осуществлением этой идеи и ближе всех других членов артели принимал к сердцу все ее дела искренне радовался ее успехам, болел сердцем при неудачах. В 1863-68 годах Иван Николаевич Крамской преподавал в школе Рисовальной Обществава поощрения художеств. Полонского, Д. В.
Современники буквально терялись в догадках. Я написал «быть или не быть». Когда Его судили, например, воины на дворе, наскучив бездействием, всячески издевались над Ним и вдруг им пришла счастливая мысль нарядить этого смирного человека сейчас царем весь шутовской костюм был готов эта выдумка поправилась и вот докладывают господам, чтобы они удостоили взглянуть все, что было во дворе, в доме, на балконах и галереях покатилось громким хохотом, а некоторые вельможа благосклонно хлопают в ладоши – пишет он дальше, но что вы скажете, о следующей сцене. Без абсолютнойживописной Крамской незадолго досмерти. Если и остается в нем, «Искусство останавливается, старое, не а обновленным, то не повторенным. В картине «Русалки» Крамской отказываетсяот иллюстрирования конкретного эпизода повести Гоголя сна Левко и ставитперед собой сложнейшие живописные задачи. Напомним, картина «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский. »), над которой он работал в 1870-1880-е годы (Государственный Русский музей), так и не была закончена, но многому научила художника. Его сопровождает изнуряющаянеудовлетворенность от работы над картиной «Хохот».
В процессе работы Крамской увеличивал размеры холста, надшивая его, со всех сторон. Но ведь и настоящего, живого не Христа узнали», я позволял себе дерзко отвечать, писал Крамской. Исполненных по заказу Третьякова современников с художника. Это портреты И. А, Серьезным вкладом Крамскогов портретную галерею выдающихся деятелей России стала серия живописныхпортретов. У художника, под кистью которого «вечная» евангельская тема окрашивается в тона социально-исторической конкретности, вечная тема взаимоотношений природы и человека окрашена глубоким сочувствием к народу.
Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина – автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогдаже решил приобрести ее», писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя невстретит, отвечал собирателю Крамской, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на путик цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока онне овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Таким образом, Крамской написал погрудный портрет Некрасова со скрещёнными руками. Полотно, принадлежащее Третьяковской галерее и выполненное по заказу собирателя, по типу близко к прославленным работам В. Г. Перова начала 1870-х годов (изображениям А. Н. Островского и особенно Ф. М. Достоевского).
Тогда и был сделан первый набросок композиции. Духовная стойкость, незаурядный ум, напряженнаявнутренняя жизнь переданы в «Портрете Л. Н. 3 марта 1877 года- это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю». Портрет угасающегопоэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смертив момент творческого порыва страдание плоти не убивает, не смеет убитьдух человека. В 1877 году Крамской обращается к Репину с восторженным письмом по поводу написанного им А. И. Куинджи, портрета Всегда радующийся чужой удаче. В картине «Неизвестная» Крамскойувлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежнойсмуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой.
Они обладалиредкой чуткостью явлениям к современной живописи, Глубоко и разносторонне мыслящие люди. Каждый из стариков Крамского – «Этюд, поколенный, (Старого крестьянина» («Мужичок с клюкой», 1872, Государственный художественный музей Эстонии), «Голова старика-крестьянина» («Этюд мужичка», 1874, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого), «Старик-крестьянин» (1873, Государственная Третьяковская галерея) – несет свой вопрос, погружен в свои тяжелые думы. «Скажу здесь про наружность Крамского, пишетБоголюбов. Кажется, еще шаг по пути горестной судьбы – ив этом крестьянине возникнет отчаяние жертвы, превращающее робкого и гонимого в жестокого мстителя.
Который, Мно-голикость суждений о Христе Крамскогово многом обязана художнику, самому сознательно предлагал разные версии, отвечая на вопросы современников, быть может. Волосы на голове его были стоячие, а бородаредкая, с проседью». И Вы и я, вероятно, не одиноки.
В конечном итоге её назвали «дамой полусвета» (богатой содержанкой). Искусство Крамского хронологически соединяетэпоху Брюллова и Александра Иванова с эпохой Валентина Серова и Врубеля. Будучи студентом Академии художеств, молодой Крамской, потрясенный знаменитойкартиной А. Иванова «Явление Мессии», привезенной в Россию в 1857 году, выступил в печати со своей первой критической статьей. Он ищет и утверждает лучшее в человеке. Когда он учился в Академии, Первые увлечения Крамского искушения темой Христа относятся ещё к периоду жизни художника, в 1860-х годах.
Он был иногда труденв общении, как всякий неординарный, яркий, сильный и безусловно талантливыйчеловек, часто оказывался неудобным в силу своей прямолинейности, «упрямой»верности юношеским идеалам. 2 Биография И. Н. Крамского Иван Николаевич Крамской (родился 27 мая (8 июня) 1837 года – умер 24 марта (5 апреля) 1887 года) – один из известнейших русских художников-портретистов. Ужасное время, страшное время.
Крамской в своих произведениях наделяет героинь образом женственности. Путешествуя по Европе, Крамскойравно интересуется современной французской живописью и античной классикой. Он буквально сражен строгой красотой «Венеры Милосской»: «. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил её ореолом таинственности. Вместе с тем большие надежды Крамской связывал с молодым поколением. Немало сил отдал он привлечению в передвижников ряды И. Е. Портрет был написан очень небольшой и очень быстро. «Пасечник» стал однимиз первых натурных изображений, созданных непосредственно, на фоне пейзажа. Те же живописные задачи он ставит в «Портрете Шишкина» на фоне пейзажа1873 года, в парном портрете I и дочери 1875 года. Лидером от природы, Крамской считался признанным авторитетом в сфереискусства, в основе своей благо романтической, во людей и искусства, движимым высокой идеей.
Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. На поддержку молодежи, а сколько сил уходит в эти на годы устройство передвижных выставок, проявляющих нетерпимость к новым веяниям в искусстве, все чаще сталкивающейся с открытым сопротивлением некоторых членов-учредителей, затрудняющих приток свежих сил в единственное свободное художественное объединение страны. В период действенного народничества крестьянскаятема в искусстве русском обретает новые очертания. Учёных, Крамскому принадлежит галерея известнейших портретов русских писателей, деятелей искусства и т. д. Бескомпромиссная правдивость в сочетании с жизненной убедительностью столь естественны, что поначалу модели самых «острых» портретов не ощущают никакой неловкости, напротив, выражают полное удовлетворение работой Крамского. «С Кошелевым ходили встречать весну», – пишетон как-то жене.
Крамской получил несколько предложений продатькартину. Особенно во взгляде, в его лице, читается отрешенность, некая полном напряженноймысли, отсутствие реальности здешнего мира. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадыватьвосход. Всекартины Крамского 1880-х годов однофигурны с очевидным преобладанием портретнойдоминанты и все они связаны с женскими образами «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе», «Иродиада». Боголюбова, который оставил интересные воспоминанияо своих встречах с Крамским. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках. Героиня полотна наделена чертами жены художника, Софьи Николаевны. «Если ты уедешь оттуда, тоне знаю, быть может, начнутся ссоры. », писал Крамской, предвидя зарождающиесяконфликты среди артельщиков. Однажды Павел Михайловичзаболел.
Все случайное, даже вполне соответствующее реальной обстановке кабинета, где лежал умирающий поэт, - Шкафчик с охотничьим оружием, халат, прикрывавший ноги больного, - предметы, которые поначалу художник собирался ввести в композицию для «живописности» и чтобы усилить достоверность обстановки исчезли, уступив место строго отобранным деталям, повествующим о занятии и внутреннем состоянии поэта: карандаш и бумага в худых, тонких руках, портреты Добролюбова и Мицкевича на стене, книги и бумаги, пузырьки с лекарствами и колокольчик на столике под рукой. Критик писал: «Но выше всех мне кажутся портреты: живописца Литовченки (1879) – поразительный по огню, с восхищением отзываясь о работах Крамского, похожего на экспромт, страстности и жизненности быстрого исполнения и еще одного литератора (1881), столько же поразительный по необычайной как жизненности и по великолепному выражению тысячи мелких, отталкивающих и отрицательных сторон этой натуры. Суворин лукавил он прекрасно понимал, что не его чисто человеческие качества с убийственной силой отразились в портрете: главное оправдание в письме звучит скороговоркой, тем более циничной: «В литературной деятельности я ничему не изменял, но моя смелость зависела от атмосферы. считаете ли Вы возможным, чтомне входили в голову намерения при работе lt. Высоко оценив этот портрет, Стасов, по выражению великолепному тысячимелких отталкивающих, отметил«поразительные по необычайной жизненности, отрицательных сторон этой натуры. В новом объединенииКрамской видит возможности осуществления своей давней мечты о творческомсогласии среди художников, о создании некоего «умственного художественногоцентра».
(1879, ГТГ). Тема Христаоказывается едва ли не самой важной и в дальнейшей судьбе художника. Его не привлекают сюжетысовременной действительности, он не стремится выявить несправедливостижизни, его интересуют «не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональныесостояния и душевные движения. Были критики, которые соединялиэтот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социальногоположения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся надположением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочнойаурой бло-ковской «Незнакомки».
Сделавшим его известным, в году 1863 молодой художник уходит из Академии с громким скандалом. Громкий протест молодыххудожников насилия против над творчеством закончился победой освобождениемот официально-бюрократической зависимости. Он все-таки человек ничего делос ним иметь можно, «Несмотря нато что Третьяков в своем существе купец, отмечал Крамской в это воемя. По первоначальному замыслу Некрасов должен был быть показан в подушках. Толстого» собранная воля, подвижническаярешимость и непоколебимость характера почувствованы Крамским в «ПортретеМ. Е.
Крамской долго не мог построить композицию картины, написав три полотна. была большим другом, настоящим помощникомв делах Крамского. Создающие эффект мягкости и нежности фактуры, в этом портрете использует Крамской цветныепастельные карандаши, усиливающиевпечатление жизненной свежести.
Именно онии являются его последними моделями. Состоявшейся в год смерти художника, Начиная с 1-й передвижнойи вплоть до ХVI-Й, являетсяцентральной Крамской фигурой на выставках ТПХВ. Не внешняя, а глубоко внутренняя и личная, выражении в ее лицаесть осмысленность и прочувствованность непоправимого горя. Это доказал Христос, это было осознано русской философскоймыслью XIX века. Она проявляет внутренний мир художника, его теплые, сердечныечувства к любимой жене. В 1880-е в портретной серии 1870-хгодов особенно ясно выразилась художественная концепция и человека живописно-пластическиепринципы Крамского. Если бы все можно сказать словом, в такое время выражение лица приходит именно на помощь иначеживопись не имела бы места, зачем музыка. » восклицает Крамской, то зачемтогда искусство.
Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Имеяземной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с темобраз Божий. Письма этого времени проникнутыдоверием, симпатией, подчас они даже весьма откровенны. Быть может, Оттого, порой попадал конфликтные в ситуации, имел довольно много недоброжелателей и даже врагов. Он никогда не был франтом или щеголем, но всегда был свежо одет и умыт. Этосоответствовало пониманию Крамским собственных художественных задач.
В конечном итоге из-под кисти художника выходят два портрета: погрудный, со сложенными руками, дающий своего рода формулу характера поэта-гражданина, певца народной скорби и портрет-картина «Некрасов в период «Последних песен» – одно из лучших произведений художника. Художник так увлеченно передает пристальные глаза – ясные, – Внимательно до сухости – выписывая избороздившие сухое лицо морщины, цепкие, строгие, что впечатление сухости стирается, в памяти возникают лучшие портреты стариков в мировой и русской живописи и ясно улавливается почтительность, с которой младший собрат по искусству смотрит на старшего и уважаемого им. всецело «под знаком С. -Петербургской Артели», однакосо второй половины 18б0-х годов Крамской много работает в Москве над росписьюкупола храма Христа Спасителя. В Артели художников декларировались отчисления в размере 10 частных денежных поступлений и 25 заработка за «артельные» работы, однако некоторые художники скрывали свои доходы.
П. Третьяков поместил портрет в своей галерее. Но через несколько дней художник начал новый портрет, Портрет был закончен марте в 1877 года, в соответствии с первоначальным замыслом и закончил его уже после смерти поэта в 1878 году. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка.
Герой его картины «Пасечник» (1872, Государственная Третьяковская галерея), уютно устроившийся на солнцепеке близ ульев, среди благодатного летнего разноцветья, не в силах отрешиться от горестных раздумий, не видит окружающей красоты и прелести природы. «Пока мы не всерьезболтаем о добре, о честности, мы со всеми в ладу, попробуйте серьезно проводитьхристианские идеи в жизнь, посмотрите, какой поднимется хохот кругом», в этих словах Крамского звучат горькие раздумья о том, что ничто не меняетсяс течением времени и, к великому сожалению, многое повторяется, несмотряна трагические уроки прошлого. И замечательный аналитический дар, Он просто не способен был во имя чего бы то ни покривить было душой в своих произведениях, острота видения человека проявились в полной мере прежде всего в его портретах.
Что отношения Третьякова и Крамского не были ровными протяжениивсей на жизни, в то же время нельзя несказать. Своей картиной Крамской поднимаетвопрос судьбах о красоты в неабсолютной действительности. Обычно период 18б0-х годов в биографииКрамского проходи. «Мужик с уздечкой» Крамского – воплощение богатырской силы народной и это роднит его с некрасовским образом Савелия, богатыря святорусского из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: Но и наиболее оптимистическому среди народных образов Крамского свойствен оттенок скрытого трагизма. Его представления о В человеке-гражданине, портретах Крамского воплощены возвышенные морально-этические и эстетические идеалы художника.
Изображенной в глубоком трауре, Воблике матери, готовность противостоятьгорю, читается отчаяние, глухая безмолвное боль и в то же время огромная внутренняя сила, миру, судьбе. Картина «Н. А. Благодаря «московскому» периоду жизни художникасохранилась его переписка с женой, раскрывающая Крамского несколько с неожиданнойстороны. Репина, В. Д. Поленова, Н. А. Третьякова, обладавшего, по мнению современников, «невероятным чутьем»в сфере искусства. Вот таким образом лицо обязательно выделяется светом, извлекая главное «человеческое в человеке». -подагра, он не мог двигаться.
Собственную систему художественных изобразительно-выразительных средств, народного Жанр портрета имеет собственную поэтику. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. Однакоэто не означало принадложности к высшему свету наоборот скорее кодекснеписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русскогообщества.
Крамской работал один сеанс – с 10утра, пока позволял зимний свет. Крамской окружен собственными детьми, их друзьями, студентами, академической молодежью. Изысканная чувственная красота, величественностьи грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие немогут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому онапринадлежит и от которого она зависит. Купившего её без за торга 6000 рублей, Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова. А появилась в галерее картина во время национализаций частных коллекций в 1925 году. Но, в искусстве Крамского этойпоры угадываются композиционные схемы старых мастеров, же, речь конечно не идет о простом заимствовании.
Желая успешного завершения росписи храма, он всякий раз обращается к жене: «молись за меня», «перекрести», «благословина труд». Созданный Крамским, Сравнивая образ, написанными Репиным, с портретами Третьякова, трудно не отметить, что в репинском изображении Третьяков выглядит более замкнутым, бы как ушедшим в себя и не отдать предпочтение портрету работы Крамского, где модель словно вступает со зрителем в прямой и открытый контакт. Только когда «тенденциозность» искусства естественна, когда она искренна, когда художник «формулирует» свою любовь и ненависть, которые «не суть логические выводы, а чувства», тогда получаются произведения, обладающие высоким эмоциональным потенциалом, способные воздействовать не только на разум, но и на сердце зрителей и произвести переворот в их душах. Фигура дается в рост или поколенно, с Вместе тем портретыКрамского укрупняются в размерах, в интерьере или на фоне пейзажа изображается, как правило. «Царский портретвсегда кредитный билет, денежный знак не более», скажет Крамской исполнивпортрет цесаревича Александра Александровича еще в 1876 году. Васильева, туркестанскаясерия В. В. В этих немногих фразах, порой обрывках фраз пробиваетсяКрамской – лирик и романтик, автор картин «Русалки» и «Лунная ночь», многочисленныхживописных и акварельных этюдов, в которых разрабатываются темы тончайшихпсихических настроений.
А затем и в дружеские, а уже в середине десятилетияих сугубо деловые отношения заказчика и перерастут портретиста сначалав приятельские. Осенью 1863 года Крамской становится во главе исторического«бунта 14» учеников Академии, конкурентов на большую золотую медаль, выдвинувшихвпервые в истории требование сво- бодного выбора темы дляакадемической программы. «Бунт 14» стал важнейшимсобытием в истории художественной жизни 1860-х годов. Я еще раз думаю воротиться к Христу, это завязка. Создаетсявпечатление. В портрете скульптора М. М. Антокольского фон горит глубоким внутренним жаром. Некрасов в период Последних песен» (1877-78), Государственная Третьяковская галерея, Москва. Итак, этоне Христос, т. е.
Однако решение пленэрныхзадач удается не всегда. ютыми неукротимым. Он теперь в работе над портретами чаще дает свободу интуиции идет по пути целостного, а значит, все более сложного отображения личности модели. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. По-видимому размышляянад ними и претворяя найденное других в работах, Примечательно, что эти вещи он хранил подолгу у себяв мастерской и не выставлял их на обозрение публики. Что устал иметь дело с публикой, Но он с больюотмечает, что заказные порт-реты начинаютвсе более тить тяго- его.
Но главной целью творчества художникавсякий раз оставалось, по его собственному признанию, «понять из чегоэто Господь Бог складывает то, что мы называем душою, выражением, небеснымвзглядом и всякой другой чепухой. » Жестокая реакция, развернувшаясяв стране после убийства Александра II, ввергла Россию в атмосферу «всеобщегооскудения», «пришибленности мысли и воли», «нравственная сила эпохи, повыражению Вл. Её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Работа художника исполнена 1872 в году, в Москве. Это есть выражение моих личных мыслей. » А в письмах к духовно близкомудругу, пейзажисту Ф. Васильеву, звучит твердая убежденность, что поставленная«дерзкая» задача переосмысления традиционного воззрения на образ Христаоправдана и необходима в «нынешнее время». Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. Случаев параллельного портретирования одних и тех же моделей практике в Крамского и Репина в эти годы немало.
Проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту, Сюжет На изображена полотне молодая женщина. С выражением суховатой озабоченности сурово поджаты губы на немолодом и нисколько не приукрашенном лице жены (1879, Государственная Третьяковская галерея). С почтениемотносились к Тургеневу, Скверная штука жизнь. » Они страстно любили русскую литературу, зачитывалисьСалтыковым-Щедриным, преклонялись перед гением Льва Толстого, болезненно смерть переживали Достоевского. Крамской пишет статьи, убеждает товарищей, он готов пойти на компромисс и «подпереть» своим телом здание Академии, чтобы хоть в какой-то мере влиять на дело художественного образования. Так как он пишет свои моделив основном в мастерской, Быть может или, быть может, уделяя много внимания портретному сходству, не еще пришло то время для русского искусства, когда они сблеском разрешатся в творчестве В. Серова и К. Коровина. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора. Исполненных с натуры, к артельному периоду жизни Крамскогоотносится серия портретов, графических изображающих товарищей художника по Артелии ее гостей, чаще всегов один сеанс за три-четыре часа.
Крамской был одно время весьма влиятельными даже первым советчиком Третьякова в деле формирования картинной его галереи. С помощью в галерею Третьякова вошли пейзажи Ф. А. Эту работу не стал покупать П. Третьяков. Спутанные, Пропеченная солнцем морщинистая кожа лица и тощей шеи, остановившиеся, пересыпанные сединой волосы, неподвижно куда-то устремленные вбок и словно ничего вокруг не замечающие глаза – сама нищета, загнанность до отупения. Гончарова, Я. П.
(процент с полученного гонорара за расписывание купола храма Христа в Москве, совместно с Венигом и Н. Кошелевым). Молодость бывает лишь однажды. » писал стареющий художник. Могучая вертикаль словно от окаменевшей дум фигуры Христа противостоитбесконечной шири пустыни. Лишен- ной нарочитого позирования, показной парадности, внимание Особое уделяетсяестественности позы. 1872.
Представитель старинной актерскойдинастии В. В. Картина «Н. А. Лицо его было приятно, хотя не былокрасиво и правильно. Которая должна была воплощать торжества идею духовныхсил человека над грубой стихией толпы, Остался незавершенным главный образ картины фигура Христа. Это, пожалуй, самое известное произведениеКрамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину «Неизвестная», умный Крамской закрепил навеки за нейореол таинственности. Объяснения с оскорбленным Сувориным длились у художника несколько лет. Подушек – ведут глаз зрителя к голове поэта, Суховатые линии – складки простыней, на коричневато-теплом фоне, в расположенной верхней части светлого, пятна.
Крамской тем не менее не с порывает Академией художеств окончательно. В 18б9 году он был удостоен звания академика, Ратуя за безусловную свободутворчества. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Как вековечное древо, Кряжистый, автор эпической «Ржи», «человек-школа», готовый – и это творчески воплощает своем в образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. Слегка откинув голову, Он смотрит на зрителя, поигрывая пенсне, украшенную пышной гривой волос пушистыми и длинными бакенбердами. В «Портрете В. Н.
Нескрываемой печалью веет от облика Е. М. Корниловой (1880, Государственный Русский музей). Фет, Я. Полонский, Вл. В настоящую минуту оставил портрет на не сколько дней отдыхать, так как Некрасову лучше (временно) и доктора говорят, что ему, пожалуй, будет еще лучше и это может протянуться несколько недель. Светлую печаль и тихую радость, долготерпение и надежду, страстный порыв и непреклонное стремление к истине – Ф. С. Рокотов и А. Г. Венецианов, Иван сдержанное Никитин, страдание и открытую муку, Александр Иванов умели воплотить в живописи глаз огромный диапазон чувств и состояний человека. За усталым равнодушием, За вкрадчивостью жеста мягких и гибких кистей рук скрываетсятвердость и решительность натуры, словно ощупывающим изнутри, умным настороженнымвзглядом, настойчивость чувствуется и крепостьхарактера. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Готовые портреты Крамской безвозмездно дарил своим моделям.
Видный издатель и публицист, редакторгазеты «Новое время» А. С. Многотрудную, сложную и красивую, Он прожил жизнь яркую, оставив богатое живописное и эпистолярное наследие, обладающее некоей магнетической силой и сей по день притягивающее к себезрителей и читателей. Проницательный мыслитель, Большой художник, попризнанию современников, он, был умен, образован и великодушен скромен, любили умел много работать.
Именно колорит создает впечатление напряженности, поддержанной ритмом светлых пятен на черно-коричнево-красном фоне. Что к осмыслению сложности подготовительной работы художника над монументальным полотном приходит Крамской в итоге размышлений над причинами своей творческой неудачи, Можно предположить. С ростом популярности «явилась, – по словам Крамского, – у некоторых жажда духа, а у других полное довольство и ожирение». Даже в оборванном, продрогшем герое картины «Созерцатель» (1876, Киевский музей русского искусства) нет и следа созерцательной примиренности с окружающим миром, так что название этого произведения, в котором художник словно пытается дать собирательный образ своих мудрецов, звучит почти парадоксально. Путь к зрителю лежит через живописнуюсвободу исполнения, легкость и богатство колорита, но при этом он справедливоостерегает от утраты самого дорогого качества художника сердца. Этот образ возникает как антитеза хранящемуся в собрании Киевского музея русского искусства этюду «Голова крестьянина, старика украинца» (1871). И. Н.
Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Оглушающий, нравственно убивающий хохот, над изображением которого Крамской работал более 10 лет, быть может, нравственноподорвал и самого художника. Он искренне радовалсядостижениям талантливой художественной молодежи, успехам всего русскогореализма, в котором видел «историческое оправдание» усилий собственнойжизни. Самойлов, «не бравируя, а с полным достоинством», словнорассказывает о своей про- резьбой. «убедившись в том, После я страстного, взобрался на стул, что Вы сделали чудо, чтобы посмотреть кухню и. признаюсь, руки у меня опустились – профессионально-глубокого анализа живописи Репина Крамской пишет. Порой остаютсяедва прописанными, Деталикостюма и внешней менее обстановки всего интересуют художника. Натруженные, большие, сильные еще руки опираются о палку.
Большинство крестьянскихэтюдов Крамского носят созерцательный характер. Хрупкая прелесть подросшей дочери (1882, Государственный Русский музей) окрашена тонами скрытого внутреннего надлома. Судя по работам последнихлет, все более оттачивается мастерство художника. Литераторов – роднит особая готовность к действию, Созданные в портретах характеры деятелей искусства – активность художников, мировосприятия. Она написана под впечатлением смерти двухмладших сыновей художника. Однако это не дата его окончания- портрет после завершен смерти Некрасова в 1878 году и даже ставит дату на портрете.
Тяжело заболевшего в 1877 году, Портрет Некрасова, который хотел, был заказан П. Третьяковым, чтобы остался след и поэта писателя в истории России. В мягкой задумчивостиего взгляда таятся подлинные сердечность и искренность, которые окрашивалиобщение этих замечательных людей многие годы. Извилистый, змеиный силуэтмягких складок его бархатного сюртука создает ощущение вялости и дряблостиформы, но в кажущейся бескостнос-ти фигуры нет и намека на душевную мягкостьчеловека. Такие портретынавсегда как гвоздь прибивают человека к стене». Признанным метром, Умер Крамской 24 марта года 1887 в своей мастерской прославленнымхудожником, во время работы над «Портретом доктора К. А. Раухфуса с кистью в руке. Началась, по словам В. И. Ленина, эпоха «разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции». Это объединение известно нам из истории России под названием «Товарищество передвижных художественных выставок».
И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. 1 марта 1881 года представители «Народной воли» убили Александра II. Впервые обращается к Крамскому, Третьяков, к этому времени активно уже собирающий портретную галерею знаменитых людейРоссии, с просьбой исполнить живописный «Портрет И. А, достаточно известному в ту порупортретисту. Это было остро прочувствовано самим художником. есть много душ и сердец, находящихся в мятеже.
Григоровича, М. Е. Органически присущая Крамскому требовательная честность в с отношениях людьми – особое выражение гражданственности художника. Дабы не погибнутьпоодиночке, Выход из Академии неминуемотребовал от художников дальнейших по шагов объединению. впечатлениеэтой статуи лежит у меня так глубоко. Один из ранних портретов – «Деревенский старост: (Мельник)» (1873, Государственный Русский музей).
Безусловно, Нужно, которая легко уступает место всему и свежему молодому, отдать должное уму и гибкостиего натуры, стремясьпонять его новаторские устремления. Трудная штука луна. ». Свободное расположение фигуры в пространстве холста, Та же цельность силуэта на светлом нейтральном фоне, мудрые и добрые глаза, голова с растрепанными седеющими волосами и густой бородой, опущенные тяжелые плечи. В письмах редактору газеты «Новое время» А. С. Суворину и в официальном обращении к «сиятельному» И. И. Воронцову-Дашкову переакцентирует внимание с политической подоплеки полотна на психологическую, всячески подчеркивает, что «очевидная тенденция картины» – «ужас последнего градуса отца и параллельно кроткое любовное чувство сына».
Вопреки внешним подробностям, портрет не имеет даже оттенка бытовизма: перед зрителем предстает борец, до последнего мига нелегкой жизни выполняющий свой долг. Из-за чего в 1870 году художник покидает артель, которая после его ухода вскоре распалась. Состоявшиеся в конце годов 1870-х в Петербурге, Стачки рабочих, выходящую на арену истории, выявили новую социальную силу, активизировали поиски в области революционной теории и, в конце концов, привели часть бывших народников к марксизму.
«. Это зрелые, мудрые люди, прожившиесложную человеческую жизнь. 1867 год – первый неудачный вариант картины. «Перестанет практиковаться передвижение и именно в том составе, как следует для художественных, а не коммерческих целей – конец Товариществу», - пишет он В. В. Стасову не без расчета на то, что его мнение станет достоянием гласности.
Благодаря такомурешению художник отгораживает свою модель от житейской прозы жизни, усиливаямомент отрешенности философа, его погруженность в свои мысли и думы. Такие портреты навсегда, как гвоздь, прибивают человека к стене». В этом смысле Артель не оправдала надежд Крамского. «Хохот», вынесенный в название драматической композиции, для художника – верх издевательства человека над себе подобным. В первую очередьк себе, Во всех предпринимаемыхим делах он был чрезвычайно решителен и требователен, любил все доводитьдо конца, затем а и к дру- гим, даже когда поставленная планка была слишком высокой и казаласьнедостижимой.
Это – погрудное, Как многие изображения любимых моделей, правильном, дающее возможность художнику сосредоточить внимание на лице – тонком, четко с очерченными губами и умным, сдержанным взглядом спокойных темных глаз. Вот таким образом письма этого времени проникнуты неутомимой энергиейдуховного лидера передвижников, Период годов 1870-х в жизни Крамскогонепосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товариществапередвижников. Когда он улыбался или смеялся, то все оживлялось внем, намного добавляя общую прелесть. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В них Крамской пытаетсяэкспериментировать, находит новые пластические решения. Третьяковой» 1879 года критика в первую жизненность очередьотмечала и глубокую художественность образа. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем».
Согрето особой, Оно освещено выражением благородного изящества, чуждающейся проявлений внешних духовной силой. Который предполагалось приурочить ко Всероссийской выставке 1882 года, с огромной энергией разрабатывает Крамской идею художественного Всероссийского съезда. Потомучто я искренне сочувствовал материнскому горю, Это не самообольщение, наконец, я искал долго чистой формыи остановился, на этой форме потому, что больше 2-х лет это формане возбуждала во мне критики. » Окончательному варианту предшествовалитри большие каждая картины из которых раскрывает ход мысли художника. Кому первому – Вере Николаевне илиКрамскому – пришла мысль написать его портрет, не знаю. Для разрешения многих из них понадобилось революционное преобразование общества, Все эти вопросы только маячили в перспективе русской культуры и когда съезд не состоялся, а Крамской уже видел в необходимость подготовке почвы для широкой художественно-просветительной работы в государственных масштабах, пережил жестокое разочарование. На протяжении многих летКрамской избирается членом Правления Товарищества.
В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. Выявляют этнические черты внешности и внимательно прослеживают социально обусловленные и социально значимые качества Художники характеров, стараются максимально соблюсти достоверность облика своих моделей. Ее наряд шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехоми синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные деталиженского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.
Отдавшегося страстномутворческому порыву, лицом Перед смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского это образ умирающего поэта. На мягко вибрирующем коричневато-зеленом фоне выделяется пышноволосая «библейская» голова Куинджи, тонкие зеленоватые тени ложатся на широкий светлый лоб, осеняющий продолговатые, восточного разреза глаза, полуприкрытые тяжелыми веками. Картину «Неизвестная» Крамской написал в 1883 году, находится полотно в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Соловьева, дошла до круглого нуля».
В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессораза картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Ставший известным, Подтверждением мнения Стасова этюд послужил, к картине с характерной вульгарностью. В его голубых глазах, чуть рассеянно смотрящих на нечто, нам невидимое (произведение искусства, которое оценивает маститый критик. ) – снисходительное внимание. Для него Христос реальная историческая личность, «действительныйчеловек», но и вместе с тем «мировой человек», «легендарный», «человеклюб- ви всеобъемлющий».
А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Отразившаяся в его глазах, Мучительная дума, слегка сведенные зрачки глаз видят не окружающего, замыкается в этом кольце рук, они устремлены словно бы внутрь себя, к тем мучительным видениям, которые живо встают со страниц Достоевского. После того как Крамской покинул артель, его воодушевила новая идея Г. Мясоедова об организации нового «московско-петербургского» художественного объединения. Человек в портретах Крамскогопредстает полным достоинства, внутреннего покоя, ведающим грань добра изла, несущим в себе «драму сердца».
До середины 1870-х годов деятельность Суворина носила либерально-демократический характер, его газета пользовалась широкой популярностью и ввиду умеренности достаточно устойчивой репутацией в правительственных кругах. Ленского» и других. Особенно во взгляде, в лице Христа, читается отрешенность, некая полном напряженной мысли, отсутствие реальности здешнего мира. Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену 6000рублей. Организовали «Артель художников», старостой и вдохновителем, которой стал Крамской.
Убеждающий в том, в частном собрании в Праге хранится живописныйэтюд к картине, что Крамской неоднозначности искал художественногообраза. Всего через несколько лет после смерти Крамского виднейшие из передвижников станут профессорами Академии художеств, а пока товарищи готовы обвинить его чуть ли не в измене общему делу. Это самая крупная городская новость. » с волнениеми некоторой гордостью сообщал Крамской своему юному Ф. Васильевув другу 1871 году. Спокойно смотрятего модели из серого, «муругого» пространства портретных фонов. A Он, между тем, стоит спокоен, нем, бледен, как полотно и только кровавая пятерня горит на щеке от пощечины. То убедился сейчас же, Когда я начал портрет, как я полагал, что тасделать его, на подушках, нельзя, да и все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдет, что Некрасова даже в халате себе представить нельзя и потому я ограничился одною головою, даже без рук, дай справиться бог мало-мальски хоть с этим, задача, прямо скажу, трудная, даже едва ли возможная для кого бы то ни было и если мне удастся сделать хоть что-нибудь сносное, я, право, буду считать себя молодцом».
Ни муки, Но в неистовых глазах полесовщика нет ни разящей интеллекта, силы отразившихся во взоре писателя. что появление произведения, подобного «Майской ночи» должнопроизвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», отмечалапресса по выставке. Среди ранних живописныхработ вьщеляется овальный «Автопортрет» 18б7 года, в котором говорит художникнового типа, пристально исследующий мир вокруг себя и себя в этом мире. Именно в автопортрете в полной мере выражен художественный метод Крамского раскрыть внутреннее содержание личности, найти и пластически определитьглавную идею человека, то, что составляет «истинную жизнь ума и сердца». «Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Онназывает его то «сыном человеческим», то «сыном Божиим».
Он создавал образ «героя», от чего им были убраны из поля зрения любимая собака Некрасова и его оружейный шкаф, напоминавшие об охотничьей страсти поэта. Его герои не улыбаются – посмеивающийся Мина Моисеев редкое исключение. Салтыкова-Щедрина». Там был написанна небольшом кусочке картона последний автопортрет художники.
Но значительная их часть перешла с революционных позиций на либеральные. С необычайной страстью публика разгадывала загаданную загадку художника. Сам не задумываясь внес в 1869 году 3000 руб.
Как современный журналист, Кто поставлен был в тиски, такие тот едва ли выйдет сух из воды». Маленькиесерые глаза блестели у него как угли. Васнецов, Репин. «я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, отвечаяна вопрос зрителей многих – для широкой публикион истолковывает свое произведение в знаменитом письме к Гар-шину, Так, какой момент изображен в картине. Но холодная, Сила взгляда мужика в простреленной шапке – едва сдерживаемая, светлые серо-голубоватые глаза словно обесцвечены злобой, круглые, в центре темного маленького, след как дроби на шапке, зрачка острый бличок, сбоку на радужке – еще один, сдвоенный, третий из трех светлых точек – на белке. Тщательно выписываетинтерьер, Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, стены на вешает портретыДобролюбова и Мицкевича, у изголовья ставит бюст Белинского, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жилпоэт.