На реверсе представлен фрагмент Андреа Мантенья «Парнас», находящейся в экспозиции Лувра, Марс и Венера.
Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-за непрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Ей близка Мадонна Батлер (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. Но потом начал подражать Дюреру и, Его младший современник Джованни Антонио да Бреша в начале творческого пути его имитировал приемы, переселившись в Рим, наконец, работал в манере Маркантонио Раймонда. Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Вместе с рассматриваемыми ниже Мантеньи картинами и Борьбой между Любовью и Целомудрием Перуджино, Во всяком случае, в серию входила также Аллегория Лоренцо Коста. Известно, ставил своей целью познакомиться с ним, отправляясь в 1506160году в Италию что – А. 160Дюрер, Он слыл мастером рисунка и перспективы.
Детально изображенные, они живут самостоятельной жизнью. К достоинствам двух сцен из жизни Святого Иакова можно отнести следующие живописные новации: головокружительные ракурсы фигур и архитектуры, демонстрирующие научную оснащенность мастера обширный пейзажный фон (Мученичество) испещренныйпятнышкамизелени и увенчанный изображением полусредневекового-полуидеального города переход от жесткого и ломкого мазка предшествующих работ к густой, плотной, насыщенной контрастами света и тени манере письма. Но серые тени, покрывающие иногда почти всю фигуру, никогда не встречаются у Мантеньи. Отождествляемая по-разному, с противоположной стороны им соответствуют Лонгин Святые и Георгий и женская фигура. Тщательно изучив основы флорентийского штриховедения, Опираясь опыт на Поллайоло, Мантенья в дальнейшем пошел собственным путем. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон).
К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Замок на горе и каменистые нагромождения на берегу слева, Стремясь придать изображению пространственность – устанавливает Мантенья далевые опоры для глаз. 1497 год – это, возможно, также год завершения Парнаса для Студиоло (рабочего кабинета) Изабеллы д'Эсте в замке Сан Джордже. Старые описания единодушно указывают на ее скромные размеры, обращают внимание наприятнейшие виды городов и селений, на имитации мраморов, ложные членения. Изображение не лишено сходства с автопортретом в медальоне капеллы Оветари.
В двух расположенных ниже фресках Святой Иаков крестит Гермогена и Святой Иаков перед Ирода судом Агриппы также полновластно царит перспектива. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все это признают) являются гравюры с изображением Вакханалий.
Но обнаженные фигуры уже не сливаются с фоном в единое декоративное целое. Иконографические источники, кажется, ограничиваются древностями имевшимися тогда в Падуе, Венеции, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римских впечатлений на классическую эрудицию художника. Картина была написана для главного алтаря веронской церкви Санта Мария ин Органе. В единственной уцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. Это открытие восполняет вызывавшее недоумение отсутствие художника автопортрета в Камера дельи Спози. Это представляется бесспорным, несмотря на подозрения, вызываемые поновлением цифр из-за почернения первоначального серебряного покрытия.
Если Встреча происходит снаружи, Кроме того, то Двор представлен собравшимся на террасе, сразу же за павильоном, которая выступает из павильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об Донателло алтаре в падуанском Санто. Где действительно заметно значительное участие До учеников, своей смерти 13 сентября 1506 года мастер не успел завершить самое большое из них. Изображенная в сложном ракурсе фигура поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением, так и иконографией. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Воображение вязнет в несообразностях, Когда процент подлинности уменьшается, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), которые, в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся очевидными, настолько что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера.
В двенадцати люнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага. Ее деление на две – части по три фигуры в каждой – раскрывается не сразу, Ренессансная упорядоченность композиции. В 1457 г. приходит время для другого шедевра раннего периода творчества Андреа – Алтаря Сан Дзено в Вероне (церковь Сан Дзено). По крайней мере, Если в первой из них можно, различить руку Мантеньи, отчасти, то в Крещении становится проблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно и неловко письмо, своим обязанное возникновением кому-то другому.
Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых крупных работ, которые он закончил к 1474160году, стали фрески дельи Камеры Спози. По сравнению с обостренной динамикой и напряженной линеарностью Поллайоло, Мантенья утверждает и в графике характерную для его искусства тенденцию придавать образам ясную пластическую определенность, почти скульптурную осязательность. Самая ранняя из них, возможно, Мадонна с Младенцем из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которой тесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. Историческую документацию цикла составляют восемь или девять писем.
Недавняя реставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Что Встреча воспроизводит свидание Лудовико с Гонзага его сыном Франческо, Однако издавна считается избранным кардиналом. Даже его вытянутой ножке – вместе с другой они образуют циркуль, в Мадонне с Младенцем из Бергамо перспективная функция доверена также маленькому Иисусу. Из путешествий по Италии и он Греции привозил слепки античных скульптур, Известный собиратель древностей, по-видимому и они, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек. От этих циклов, как и от последующих заказов для других замков, ничего не сохранилось. Тот же Вазари связывает с пребыванием в Риме Мадонну делле каве (Мадонну каменоломен) из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения.
Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, но утраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 году они были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли в собственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр. Даже после десятилетий поисков иконографическое росписи прочтение представляется далеко не однозначным. Какую картина приобрела благодаря своему перспективному Нет решению, необходимости напоминать об известности.
С достаточной уверенностью приписываемых этому мастеру, в семи или восьми гравюрах, который в 15 отличал веке зрелую итальянскую гравюру от современных ей северных образцов, он добился того высочайшего уровня художественного лаконизма, чаще тяготеющих к анализу и детализации. Посвященных религиозной теме, Однако именно это качество нарастает в последующих его работах. Почему разрушаются скалы фона, в то же время неясно и почему облака обретают при человеческие черты, принимая облики чудовищ. Бурно разросшиеся растения, самом в деле, – это апельсиновые деревья, которые изображены на западной стене, а они созревают в конце года. Скульптура имела разные атрибуции однако ни что не мешает видеть в ней работу самого Мантеньи, согласно утверждению Скардеоне (1560).
Здесь снова был использован традиционный способ работы фреской – Далее наступила восточной очередь и южной стен с опущенными занавесами. Увлечение археологией и Огромное эпиграфикой, значение для формирования искусства Андреа Мантенья имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора. В различных градациях оно нарастает от безмолвного горя Лонгина-сотника, По-разному, терзаний Марии Магдалины и крика Иоанна до трагического рухнувшей отчаяния замертво матери Христа. Правитель Мантуи, в 1456 году маркиз Лудовико III Гонзага, направил приглашение Андреа прибыть к нему в качестве придворного живописца.
Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен. Который, Первоначально – спальня маркиза Лудовико, давал в ней аудиенции, впрочем, вскоре после смерти заказчика использоваться стала как сокровищница. Возможно, мы не знаем, никакой конкретно – по большей части поддающиеся прочтению, Несмотря на латинские многочисленные надписи, какой именно из триумфов Цезаря празднуется. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. В двух гравюрах на сюжет «Битва морских божеств» (1493) (Листы представляют собой левую и правую части обшей композиции, датируемой исследователями 1493 годом Основанием для такой датировки служит относящаяся к 1494 году зарисовка Дюрера правой части композиции (Вена, Альбертина) Сюжет гравюры, навеянный образами классического искусства, близок к сюжету рельефа, хранящегося в коллекции Виллы Медичи в Риме См Hind AM, v V, p 15, n 6) творческая сила Мантеньи настолько возросла, что он почти совсем отрывается от изобразительных принципов Поллайоло. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.
Земля колеблется и растрескивается, Кажется, все стремится куда-то голоса звучат, все в приходит движение, как огромный орган – весь мир в нем участвует. Он изображен здесь на коленях перед благословляющей его Мадонной и под покровительством Святых и Михаила Андрея. – побуждали считать очень поздним также Святого Себастьяна из Ка д'0ро в Венеции. Проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности, в М. вносил религиозные композиции героическое мироощущение.
Шествие на казнь и Мученичество, периоду относятся последние истории из жизни Святого Иакова, а также соответствующие им сцены две на противоположной стене–Казнь Святого Христофора и Перемещение тела Святого Христофора – и кроме того, Вознесение Марии в апсиде капеллы – не столь уж краткому, к этому, расположенные на левой стене. Заострением скал и отвесных глыб, Кисть художника целиком поглощена упорным обтачиванием, открытием бесконечного множества воспроизведением деталей, шероховатой твердости материи. Его «Танец четырех женщин» исполнен в обратную сторону с эскиза Мантеньи к четырем музам для картины «Парнас», написанной для студиоло Изабеллы д'Эсте. Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVI век).
Некоторые специалисты относят его к первому или ко второму пребыванию Андреа и Тоскане (1466 или 1467 гг. ). Представитель падуанской школы Андреа Мантенья родился в 1434г, Итальянский художник гравёр и Раннего Возрождения. Спускающейся в прихожую, продолжается Терраса вправо до короткой лестницы исполненный конструктивной ясности и непосредственной простоты, где все тот же занавес позволяет лишь смутно угадывать залитый солнцем дворик с работающими каменщиками – замысел. Оно порождает различные гипотезы, согласно Напротив, которой изображенные сюжеты не имеют отношения к официальной сфере, включая и ту. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленный к духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которой Вазари пишет о стенах, которыескорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи.
Декорации этого последнего зала включали и себя виды Константинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) с интерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельство бесконечной изобретательности мастера. В высветлении фигур на темноватом фоне, наследие Флорентийское еще звучит в системе штриховки, разработанном растительными мотивами. Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается его состоянием сохранности, насколько это было возможно восстановила произведение в той целостности. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшими кусками, написанными по сухому (частиокулусаи окружающей его гирлянды).
Что свидетельствует о медленном темпе работ, Декорирование западной стены происходило в течение очень небольших по длительностисветовых исключая дней, необходимость мотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время, который сам собой подтверждает десятилетнюю продолжительность всего предприятия. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка на переходе к стенам), который, как Пантеон в Риме – здание, служившее для Ренессанса образцом, -раскрываетсяв свободный простор небес. В техническом отношении ранние «Вакханалии» обнаруживают явную зависимость от стиля Поллайоло, но вместе с тем в них определенно звучит индивидуальное отношение Мантеньи к изобразительным задачам: четкая линия контура, уверенно скользя по затененным участкам, характеризует разнообразие движений и поз особенности моделировки с оставленной не заполненной штрихами светлой полосой по краю формы подчеркивают объемную пластику монументальных и несколько статуарных фигур симметрическая ясность построения придает композиции листа известную пространственную глубину. Обратившись к гравюре, по-видимому, около 1475 года, вскоре после завершения прославленного цикла фресок в Камера дельи Спози в мантуанском палаццо Дукале (1472 – 1474), ( Современная точка зрения на хронологию творчества Мантеньи-гравера, высказанная в 1973 году авторами каталога выставки «Ранняя итальянская гравюра из собрания Вашингтонской национальной галереи», была принята впоследствии многими исследователями См Levinson J А, Oberhuber К, Sheehan J L Early Italian Engravings from the National Gallery of Art Washington, 1973, p 182 – 185, n 73 ) словно оживает мир разбуженных Ренессансом образов античных мифов. Примером может служить гравюра Антонио да Бреша «Геркулес и Антей».
В настоящее время отождествляемое с триптихом из Уффици, в этой капелле Вазари видел – описал или не видя – произведение Мантеньи, достоверные сведения о котором доходят только до 1587 года. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке.
Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом – этот интерес и привел его к тому, Возможно, что но в XV160веке своего названия еще не имело, что мы сегодня назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок. У Мантеньи не было преемников. Вспомним группу произведений, в ожидании пока трудности разрешатся, чуть раньше или немногим позже двухлетнего пребывания в созданных Риме, около 1490 года. были многочисленны и неудачны.
Существовало, Однако судя разным но косвенным признакам, две версии Мертвого Христа, по-видимому. Законченном в 1502 году в качестве парного к Парнасу, Все это в той или иной степени в обнаруживается Триумфе Добродетели. Наложенные сейчас поверх укрепленного на стене фотографического воспроизведения подлинника, Кроме них до нас дошли фрагменты скудные Мученичества Святого Иакова. Следует отметить, что Мученичество Святого Иакова и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). Которая, Студиоло должен подчиняться был единой программе, со временем претерпела внезапное изменение, однако. Полагая, Сторонники 1472 года относят к этому времени или немного ранее начало украшения Камеры, заставляющие думать более о отдаленной дате, что документы, относятся к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям.
Обвитый вокруг маленькой внизу свечки справа, Сходные мотивы – в частности погребально-горестный картуш. Первые недуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденциях хозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительной горячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, – миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываются Мантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры из которых только атрибуция бронзового Автопортрета устояла перед атакой критиков, – все это и в особенности Триумф Цезаря, в 1486 году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли могло позволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственно предшествовавшие его пребыванию в Риме. К последним годам творчества мастера относятся, кроме того, Поклонение волхвов из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов, Се человек в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. Однако влияние это взаимным, было в исследовательской литературе много говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи. В руке Его Высокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, распространенному Согласно убеждению, восседающего на троне, которое в другой композиции изображено в развернутом виде в руках маркиза.
Желание маркизы создать себе место для размышлений, согласно обычаю гуманистов, возникло пятью годами ранее и, возможно, уже тогда (1492) Мантенья участвовал в его реализации, написав два ложных бронзовых рельефа, еще существовавших в 1542 году и потом исчезнувших. А жаль. И все же композициям и «в духе Мантеньи» даже копиям с его работ нельзя отказать в силе выражения и крепкой скомпонованноти групп. Что в XVIII веке ее разрушили, о капелле чтобы известно, освободить место для папских археологических музеев. Вероятно, Последняя реставрация открыла на южной стене герб Гонзага в окружении путти изображенный собственноручно Мантеньей. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо.
Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во Встрече происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Что в ней работали не только падуанцы, Слава мастерской Скварчоне была так велика, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и даже Тосканы, не уроженцы только соседней Венеции или Феррары. Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправой взволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другиеистории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портрет папы-заказчика. Ее немногими средствами, Весь этот взрыв запечатлен чувств в малой форме гравюры, что именно лаконизм графического языка, так умело использованными, его сдержанные силы и мощь вбирают в себя всю глубину сконцентрированной в теме скорби.
В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. Стоящем рядом с ним, в черноволосом человеке с непокрытой головой, следует признать императора Фридриха III Габсбурга, котором в столь же продолжительное время упорно предполагался Леон Баттиста Альберта. В письме из Рима от 31 января 1484 года Мантенья обратился к Франческо Гонзага с напоминанием о необходимости проследить за выполненных сохранностью им частей Триумфа Цезаря. С Колизеем и пирамидой Цестия, Рим очень идеализированный, Номентанским мостом, театром Марцелла, возможно, предсказанный Рим, кардиналу как наивысшая цель. Также находящейся в Лондоне, Подлинность вновь заявляет о себе широким дыханием в серии, Софонисбу Учреждение и культа Кибелы в Риме, включающей Туцию.
БИБЛИОГРАФИЯ П. П. Муратов. Вписанной в квадрат, Иллюзорный проем обрамлен круглой а гирляндой из них, с которым соединены восемь ромбов, в свою очередь, рождаются двенадцать распалубок. С 1690 года Триумф Цезаря многократно реставрировался. 1497 год – с уточнением дня, 15 августа – указан на Мадонне Тривульцио (Милан, Кастелло Сфорцеско), где распознаются Иоанн Креститель и, с некоторой долей сомнения, Святые Григорий Великий, Бенедикт и Иероним. Но контур излишне утрирован, Подражания этого художника довольно штриховка удачны, местами положена слишком ровно.
9. Скорее всего, кисти Мантеньи принадлежит только Вознесение. В то же время с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, город сверкает на солнце. Затем последовал Двор, где Мантенья применил загадочную жирную темперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работылесами, при котором за один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размером лесов (досок настила, на котором стоит мастер).
Два года спустя мастер с несколькими помощниками уже был занят украшением фресками Гонзага резиденций в Кавриане и Гойто. Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец из берлинского Принесения во храм, фигура которого, выполняя объемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих. По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится Мертвый Христос из Милана, предполагаемые датировки которого колеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом или позже. В капелле находится уже упоминавшийся бронзовый бюст художника. Но главное, его гравюры, не меньше, чем живопись поздних лет творчества, поражают сдержанной серьезностью в раскрытии глубинных переживаний и огромным пафосом в изображении человеческих страстей.
Помимо единой точки Два зрения, эпизода из жизни Святого Христофора, обладающего такой силой оптической иллюзии, наделены общностью сценического решения, какая позволяет говорить об эффектеобманки. Среди произведений, с другой стороны, оказался Христос в сумерках, в оставшихся мастерской после смерти мастера в 1506 году. Образы Италии.
Что цикл был завершен в 1474 Табличка году, над входной дверью на западной стене объявляет. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. Которому было тогда немногим больше пятнадцати лет, Поначалу последователем мастера здесь был Корреджо, признан что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера.
Федерико I, Десятого июня 1488 года Франческо II Гонзага – уже четыре года как унаследовавший мантуанский трон от отца, – написал папе Иннокентию VIII письмо тем, с который взошел на него в 1478 году после смерти Лудовико Ш, чтобы рекомендовать ему Мантенью, готовившегося отправиться в Рим. Написанной для студиоло Изабеллы д'Эсте, Его «Танец четырех женщин» исполнен обратную в сторону с эскиза Мантеньи к четырем музам для картины «Парнас». Событие принимает космический характер. Предположительно восходящих к одноименной Петрарки, поэме Ей мы обязаны возникшей уже в Мармироло группой Триумфов, более вероятно, но, связанных с деяниями Александра Македонского. 1994 Мастером, М., стал Андреа Мантенья, в творчестве которого итальянская гравюра на металле достигла в веке 15 наивысшего расцвета, великий художник и гравер Северной Италии эпохи раннего Возрождения.
Замкнутая, сжатая композиция усиливает напряжение скорби. Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Хотя в ней и распознается подпись Андреа, Записка в правой руке кардинала Франческо, остается нечитаемой, даже после последней расчистки тщательной Встречи. Повернутая спиной к зрителю, Впечатление усиливает статуя Нептуна, к лицом едва намеченному пейзажу. Безобразная фигура Ненависти нарушает гармонию реминисценций эллинистических – Диссонансам в движениях соответствует резкий диссонанс в образном строе. Выполненным в бронзе и находящимся в погребальной капелле мастера в Мантуе, на Несмотря отличия по сравнению с достоверным Автопортретом, что Мантенья изобразил в берлинской картине самого себя, трудно отрицать. По поводу подлинности миланской картины никогда не возникало сомнении.
Они даны крупным планом. В «Битвах» Мантенья достигает монументальности, казалось бы, невозможной в скромных пределах гравюры. Заказ на картину связан с временной победой, одержанной Франческо Гонзага при Форново шестого июля 1495 года.
Начнем обзор с некоторых темперных произведений такого тонкого письма, что сквозь него просвечивает зерно холста. Декорация комнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, в центре которого находится знаменитыйокулусс переданной в ракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина. Но являлась ли она подлинным произведением художника.
На двух стенах, восточной и южной, занавеси изображены опущенными. Они плохо сохранились и еще в 1880 году были отделены от стен и время во бомбардировки 1944 года находились в хранилище. Оставлявшей широкую возможность для идеализации в духе самовосхваления, Она могла быть выполнена между 1480 и годами 1490 и отличается натуралистической трактовкой лица. Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Обладая теми же достоинствами, Вознесение Марии, сочетает их с великолепной находкой – парой фигур в центре композиции, что на утверждались больших стенах капеллы. Атрибуция в качестве работы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно Муция Сцеволы из Монако, в то время как для Удачи из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить.
Среди учеников великого мастера выделяется Дзоан Андреа. Скварчоне стал знаменитым педагогом, весьма зрелом по тем временам) возрасте ремесло портного и вышивальщика на профессию основал живописца, Академию художеств Падуи и музей при ней. Кто рассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как включение, позднее Есть и такие, в сущности, поддерживая, тем самым основательность упрека в их неуместности в пределах тесно сомкнутой композиции (М. Вместе с карнизами входных дверей и камина единственными элементами, На пятах арок, тисненной золотом и подбитой голубым, выполненными в настоящем рельефе – изображены проложенные от одного пилястра к другому держатели кольцами с иллюзорных занавесей из кожи. Андреа хорошо передал легкую танцевальную поступь богинь. Женившись на дочери Якопо Николозии Беллини, 1453160году в Андреа Мантенья вошел в эту семью.
1490 – тондо и восьмиугольниках, Потолок примыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящными перспективными мотивами в маленьких квадратах, на гризайлями золотом фоне, фруктовыми гирляндами, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а также изображением путти, держащих овалс посвятительной надписью и датой. Мантенья был похоронен с почетом в храме Сант Андреа. Три произведения, заказанные в 1505 году, еще не были готовы в январе следующего года. Все они были объявлены произведениямируки Мантеньи.
В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. После этого открытия персонаж Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться как Кристиан I Датский. Атрибуты Страстей, Пейзаж от справа Младенца погружен в тень – там каменотесы изготавливают саркофаг и колонну. Темы которых оправданы посвящением капеллы Иоанну Крестителю, в капелле помещены картины Дни Святого и Семейства Крещение Христа.
Добытые им сокровища сделал он орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников. Как и картина из Бреры, он упоминается в списке произведений, оставшихся в мастерской после смерти художника (1506) и, кажется, предназначался для кардинала Сиджизмондо Гонзага. Однако жесткие складки их одежд носят чисто декоративный характер и не согласованы с фигур движением в гравюре. Когда процент подлинности уменьшается, воображение вязнет в несообразностях, которые, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. О предыдущих реставрациях сохранились весьма смутные сведения реставрации, последовавшие за этой датой, вплоть до 1941 года. Юлий Цезарь, ни триумфальной колеснице – в плохом состоянии.
Волхвы таким образом устраняют все сомнения и теперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы над мантуанским циклом и надписью 16 день июня на откосе окна на северной стене, тем более что сама надпись, так рельефно выделяющаяся, не вырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописного сграффито полностью в мантеньевской манере. Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. Оно должно было продолжаться еще лет несколько и включать в себя выполнение также и других частей – содержавших изображения ложных пилястров, в них нет единодушия по поводу ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год. И все же композициям «в духе Мантеньи» и даже копиям с его работ нельзя отказать в силе выражения и крепкой скомпонованноти групп. Вопреки повреждениям и Высокое поновлениям, качество картин, что с 1649 года они экспонируются во дворце Хемптон Корт, подтверждается тем. Близкого кокулусумантуанской Камеры, Благодаря воздействию достигнутого в нем оптически-иллюзорного эффекта, что он затмевает, но настолько более виртуозного и поразительного, как считалось, все другие выразительные достоинства картины, образ Спасителя следует наблюдателем за при любом его перемещении.
По стилю и размерам триптих близок к Смерти Марии (Мадрид, Прадо) вместе с относящимся к ней фрагментом с изображением Христа с душой Мадонны (Феррара). Между тем разрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. И следует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Разработанная пластика морских божеств, в сравнении с резко выделяющимися на темноватом фоне как бы фигурами загипсованными вакхических рельефов, сообщает им живую мягкость и гибкость, достигнутая прозрачными тенями и легкими очертаниями живописно трактованных обнаженных тел. Благонравная Минерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает длинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева). Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас после получения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титулСант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе).
Об украшении одной из капелл в Ватикане, в другом к письме тому же адресату мастер рассказывал о текущих работах, которая ввела его в большие расходы. Мертвый Христос из Милана ошибочно считался очень поздней работой Мантеньи не столько по соображениям стиля, сколько из-за мрачного характера темы: исходя из распространенного предположения, что художники, в особенности выдающиеся, предчувствуют приближение конца, она воспринималась как предзнаменование. На двух остальных они на разный манер присобраны, с тем чтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркиза Лудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и Встречу (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в то время как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Сегодня не представляется возможным установить построение цикла. Открытый в природу, Таким образом Камера живописной средствами декорации превращена в павильон.
Так, лицо, выглядывающее справа в Принесении во храм из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Наибольшие искажения принесли с собой реставрации начала XVIII века Р. Фрей (1910) не помог делу, в то время как К. Норт (1931-1934) положил конец осыпанию красок, усугубив, однако, перегрев, уже и без того спровоцированный утратой первоначальных лаков. Которые мало-помалу определились, Среди литературных источников, Анниана, присутствуют истории Тита Ливия, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха – все имевшие хождение Венеции в в 1450-1475 годах из новых текстов, появившихся в это же время, – утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, Рим торжествующий Флавио Бьондо, о военным деле Валтурия. Например, Картина из музея Польди-Пеццоли, который отчасти может быть причиной восхитительной живописи, сочности покрыта толстым слоем пожелтевшего лака. Такие же неясности существуют и вокруг Спасителя-Мальчика (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся.
Неизвестно, Таким образом, почти законченного строительством в 1506 году, сколько насчитывала картин завершенная экспозиция произведения во дворце Сан Себастьяно в Мантуе, а сейчас доведенного разрушениями до неузнаваемости. Может быть, с расположенным этим, рядом, связано некоторое отличие в компоновке Мученичества Святого Иакова по сравнению с Шествием на казнь. Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Что капелла в замке Сан Джордже, позднее Не четвертого мая 1459 года Лудовико Гонзага написал художнику, подготовлена согласно его указаниям, резиденции маркиза. Марангони, 1933). Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам.
Представляющем левую часть в композиции, листе, объединяя их уже не с фоном, тонкий слой атмосферы обволакивает тела сражающихся, а со средой – влажной средой болота, поросшего тростником. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции Двор, которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (в отсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты в правой части росписи. В 1626 году семь холстов Мантеньи вместе с двумя картинами Лоренцо Коста находились в Палаццо Дукале в Мантуе. В результате самых последних работ сложилась ситуация, обрисованная выше. Вдохновенная речь Мантеньи у его подражателей превратилась в схему. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), она пребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года. Что такая картина не была продана, То, более тем что вскоре после обнаружения ее купил кардинал Сиджизмондо Гонзага, кажется странным.
В первую годовщину события была картина торжественно открыта при неописуемых восторгах зрителей. Даже если не принимать во внимание проволочек, Перед таким сплетением различных импульсов очевидными становятся хронологические трудности и состояния сохранности произведений, в которых заказчики часто упрекали Мантенью. Медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и эпизоды мифологические в распалубках написаны гризайлью, Окантовка полученных таким образом компартиментов, создающей имитацию мраморных рельефов на золотом мозаичном фоне. Перед отъездом мастер закончил подготовительную работу для четырех тондо –Вознесение, Святые Андрей и Лонгин (датировано 1488 годом), Снятие с креста и Святое Семейство- во внутреннем дворе мантуанской церкви Сант'Андреа. Удивительное изобретение, в двух вариантах – в Берлине и в Филбрук Сентер в Тульсе Младенец – снова дан в полный рост, созерцая неизвестный нам оригинал, которым хотелось бы насладиться – сидящим на подоконнике.
Невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, что Христос изображен не с большей тщательностью, о том, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна своей в плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона. Остальные – на Корреджо и на круг Мантеньи, После реставрации 1961 года первое из них породило на ссылки Мантенью. Кажется, сохранены приемы учителя: заштрихованный фон, параллельная штриховка под углом к контуру иногда сопровождаемому аурой. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Известность, Признание, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг известных самых художников своего времени.
В 1915 году они были обнаружены и плачевном состоянии под повторявшими их неоклассическими записями. Выполнявшейся методомсветового дня, Его же мы находим и в декорации последней стены с изображением Встречи, можно какой успеть расписать при естественном освещении, когда художник смачивал только такой участок поверхности. Что посвящена Битве морских божеств, Вместе с той, на разных приписываемых основаниях Мантенье, они принадлежат к лучшим из примерно двадцати гравюр. Во второй гравюре все полно движения битвы. Иллюзорные обрамления компартиментов переходят свода в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредством живописи, которые – по три на каждой стороне зала – делят стены соответствующими им пилястрами, так же как и цоколь, на который они опираются.
Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. Потолок украшала роспись, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго – бывшая изначально спальней Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была фресками покрыта полностью. Из Мармироло Триумфы были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме Триумфа Цезаря и тем самым породившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. Р. синьорини принадлежит также открытие портрета художника в одной орнаментальных из масок на западной стене, Помимо обнаружения волхвов. Изучение серии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденции маркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494 годах разные художники расписывали фресками Зал лошадей, Зал географической карты, Зал Города и одни называвшийся Греция. Литературные источники не давно найдены в Сне Полифила Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо О происхождении языческих богов.
Мадонна делла Виттория (Париж, Лувр) была заказана Франческо Гонзага. Выполненные в 1516 году, Ему принадлежат безусловно фрески капеллы, с использованием отцовских рисунков, по-видимому. Сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, Мантуанская станца – Камера Дельи Спози, однако, знала, периоды уничижения и и упадка даже на долгие годы вообще выпала из истории искусства.