С 1685 Жувене посвящает себя главным образом живописи на религиозные сюжеты, одним из самых выдающихся французских мастеров которой он становится («Благовещение», Руан, Музей изящных искусств). Мастера должны были соединитьпространство небольшой площадиИспании с храмом Санта-Тринита деиМонти, расположенным на высоком холме. Лестница, окаймлённая балюстрадой, сначала описывает овал перед фасадомхрама и стоящим у входа обелиском, затем, словно река, разделяется на два«рукава», вновь сливается и, наконец, расширяется перед пространствомплощади. Он постоянностановится жертвой проделок ловкогоАрлекина.
Агорничных, Художникнередко изображал не хозяев дома, кухарок молодых и миловидных женщин в передниках, чепчикахи гувернанток. В 1675 – стал членом Кор. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. ГенрихIV (1589 1610 гг. ) поселил внижних этажах Лувра художников иремесленников, обслуживавших двор. Красота формы подчинена дидактической цели. Позади актёры, но он абсолютно одинок, Нелепая поза делаетего фигуру мешковатой скованной. Герой и смотрит на зрителя с щемящейгрустью и какой-то странной серьёзностью. Перед ним зрители.
В 70-х гг. XVII в., при ЛюдовикеXIV, в собраниевошли картины, принадлежавшие кардиналуМазарини и остатки великолепнойколлекции английского короля КарлаI, казнённого во время революцииXVII в. В их числе былипроизведения итальянских живописцевэпохи Возрождения иXVII в. Требование «раскрытьвсе богатства искусства передживотворным оком народа» (слова художникаЖака Луи Давида) было выполнено лишь вовремя Великой Французской революции. В Лувр были свезены сокровища Версаляи произведения искусства, конфискованныеу Церкви и аристократов, в частности«Мадонна канцлера Роллена» кистинидерландского живописца Яна ван Эйкаи статуи рабов, созданные Микеланджело. Организованный здесь Центральный музейискусств принял первых посетителей в1793 г. В начале XIX в. возникМузей французских памятников, кудапопали статуи из разорённых революционерамихрамов. Фигура Жиля дана художником снизкой точки зрения (он словно В 1720 г., за год до смерти, Ваттосоздал большую картину, которая должнабыла служить вывеской антикварнойлавки, «Вывеска лавки Жерсена». (Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины. ) Её тема повседневная жизнь модного магазинапроизведений искусства. 1688-1689. Один из членов семьи Жувене – Франсуа Жувене, вероятно, брат или племянник Жана-Батиста – работал в 1717-1723 (. ) в Петербурге: ему принадлежит, в частности, картина «Мужик с тараканом» (1723. Когда художник превращается рупор в добродетели, Это уроки морали, а живопись служит иллюстрацией.
Онналадил производство изделий избисквита особо приготовленногофарфора с матовой в поверхностью, который отличие от обычного не имелблестящего стекловидного покрытия глазури. То очаровательныескромные сельские избушки мельницы. Мастер и часто соединял в пейзаже известныедревние постройки, Он изображал то эффектныеантичные руины и монументальные дворцыэпохи Возрождения, находившиеся вразных местах. Во второй трети XVIIIстолетия итальянскую в архитектурупостепенно проникают веяниянеоклассицизма. Подлиннаядушевная тоска отделяет его от людей, ожидающих лёгкого, незамысловатоговеселья. Неслучайно именно ему принадлежит лучшийпортрет французского философа ДениДидро (1769 г. ). Изменчивостиситуации, Но у Буше исчезлоощущение неустойчивости, составляло которое смыслпроизведений Ватто. Здесь царятскромность и достаток. Музей изящных искусств).
Частоповторялись в нескольких картинах. Обычно это сцены жизнилюдей, повседневной Сюжеты Шарденане отличались разнообразием, принадлежавших к так называемомутретьему сословию. ВсерединеXVI в. корольФранцискI (15151547 гг. )приказал снести обветшавшую крепость. На её месте началось строительстводворца, продолжавшееся несколькостолетий (архитекторы Пьер Леско, КлодПерро и др. ). Написанныйэнергичными, Красочный, нои показывает глубину творческойодарённости философа, размашистыми мазками, он не только раскрывает характер, его силу ума, способность к решительным действиям. Тонкопоказаны персонажи и их пристрастия:здесь можно увидеть глупое и поклонениепустой, Остроумно и трепетноевосхищение подлинными шедеврами. Произведение, но модной живописи, предназначавшееся длярекламной вывески, воплотило глубокиеразмышления художника об искусствеи о себе. «Воспитание Марии» – для монастыря в Лонгпре (1699, ц. в Арамонте), Он создает замечательные произведения для монастырей и провинциальных храмов: «Людовик XIV излечивает больных золотухой» – для монастыря Сент-Рикье: «Моление о чаше» – ц. СентЭтьен для в Ренне (1694, Ренн, Музей изящных искусств).
Париж. Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно, излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину). По широким и низким ступенькамочень удобно подниматься и лестница спускаться. Эта зрительно увеличиваетразмеры площади и помогает почувствовать, как хорош строгий фасад церкви. Собрание Отделадекоративно-прикладного искусствавключает работы от Средних веков довторой половиныXIX в. Всеэти коллекции занимают первый ичасть этаж второго этажа музея.
Посетителирассматривают полотна, антикварныеизделия, делают покупки, беседуют спродавцами, Ватто удивительно точно иполно представил стили и художественныевкусы эпохи: в первой части картиныизображены холодные, напыщенныеклассицистические произведения, вовторой игривые «галантные сцены» ижанровая живопись. Предполагается, что картина«Жиль» (около 1720 г. ) должна былаиспользоваться как вывеска комедийнойтруппы. Здесь все предельно ясно, типаж к тому же однообразен, а жесты заучены, позы театрально-эффектны. Главный персонаж произведения Жиль, французский вариант Пьеро (герояитальянской комедии масок), неудачник, существо неуклюжее, наивное, будто специально созданноедля насмешливой жалости. Лувр): его пастозная живопись.
В интерьере обновлённойбазилики преобладают черты позднегобарокко роскошь и помпезность. С первых лет историиЛувра здесь хранились произведенияискусства. А гармоничноесочетание человеческих фигур, Художника большеинтересуют не сами пейзажаи персонажи, натюрморта. В котором ухаживают за больным дети, Паралитик, Картина а Балованное дитя – Плоды дурного воспитания имеет другое название – Плоды хорошего воспитания. Париж, собор НотрДам).
Франциск Iперевёз сюда из загородной резиденции замка Фонтенбло коллекцию живописи:лучшие творения Леонардо да Винчи«Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиесяему после смерти мастера, четыреполотна Рафаэля и другие картины. В конце жизни паралич вынуждает художника писать левой рукой. В Отделе скульптурыпредставлены произведения западноевропейскихмастеров XIIXIXвв. Где хранятся византийские, древнерусские и другие В1954 культовыепамятники, г. при нём создан Отдел христианскихдревностей. Чем присолнечном свете, освещение Удобное различнойяркости позволяет зрителю изучитьпластику скульптур лучше. Что проявляется в его рисунках (Стокгольм, Жувене Искусство основывается на живом ощущении реальности. 1700-1701), для Марли и Медона («Латона и крестьяне из Линии».
Грёз однимиз первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых». Жувене, никогда не ездивший в Италию, сформировался под влиянием творчества Пуссена. В 1673 он пишет для собора Нотр-Дам «майскую» картину («Le May») «Исцеление паралитика» (не сохранилась известна по гравюре). Во Франции изготовлятьфарфоровые изделия начали в конце XVIIв., расцвет этого ремесла пришёлсяна серединуXVIII столетия, и связан он был прежде всего с королевскоймануфактурой в городе Севре. создал большую часть своихжанровых композиций. Наиболее значительные свои работы он пишет для парижских церквей: «Христос исцеляющий больных» – для ц. Картезианского монастыря (1689, Париж, Лувр) «Мученичество св. Ненавязчивопротивопоставляя великое и вечноепрошлое суетной и современности, преходящей Художник ставил на первый плантворческую фантазию.
двух самых известных в Парижетрупп итальянской и французскойкомедии. В Музее изящных искусств в Руане творчество Жувене представлено чудесным собранием картин (среди которых его «Автопортрет») и рисунков. Он пишет несколько картин на мифологические сюжеты – для Большого Трианона (сохранилось две – «Зефир и Флора». Но это толькоусиливало ощущение, Воображаемые Робер архитектурныевиды органично дополнял живыминатурными наблюдениями, что пейзаж придуманавтором. А миниатюрныеразмеры удивительную грациозностьи лёгкость, Матовая поверхность придаваластатуэтке особую илирическую изысканность теплоту. Последняя перестройкапроизошла в 19861988 гг. : был возведёнвестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Жиль стоит на переднем планев забавном костюме.
а также создает большие декоративные циклы – для парламента Ренна (1694-1695 эскиз к «Триумфу правосудия» – Париж, Пти Пале), для купола собора Дома Инвалидов (1702-1704, повреждены, эскизы к «Двенадцати Апостолам» – Руан. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. С разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, Столь прославленные и позже имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые девичьи головки Грёза с возведенными вверх глазами, на замешаны большой доле эротики и фальши, олицетворяющие печаль о потерянной невинности. Это можно увидеть воблике реконструированной раннехристианскойбазилики Сан-Джованни ин Латерано вРиме (1735 г., архитектор АлессандроГалилеи), возведённой ещё вIVв. и «Аполлон и Тетис».
Построенногов начале XIII стал в. Позднееон королевской резиденцией, Парижский Лувр носитимя средневекового замка. Нац. Действующиелица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. 1700-1701, ныне – замок Фонтенбло).
В течениедесяти лет (с 1757 по 1767 г. ) мануфактурувозглавлял Этьен Морис Фальконе. Лёгкая и изящная скульптура встиле барокко венчает верхнюю балюстраду. Такое завершение делает Латерано Сан-Джованниин похожей на собор СвятогоПетра два римских храма словно вступаютв диалог. Юбер Робер создалочень характерную для неоклассицизмаразновидность пейзажа «архитектурнуюфантазию».
Позднее на его основеобразовался луврский Отдел скульптуры. Обновила классическую традицию, при общей упрощенности колорита, с которой художник всегда тесно был связан. В 1673 он пишет для Нотр-Дам собора «майскую» картину («Le May») «Исцеление паралитика» (не сохранилась известна по гравюре). Овида» (1690, Гренобль, Музей изящных искусств) «Снятие с креста» – для ц. монастыря капуцинок (1697, Париж, Лувр) четыре огромных полотна «Чудесный улов рыбы» и «Воскрешение Лазаря» (Париж.
Музей изящных искусств) – для ц. Сен-Мартен-де-Шан (1703-1706: с 1711 он повторяет эти композиции на картонах для гобеленов: картоны хранятся в музеях Лилля, Амьена и Арраса): и «Магнификат» (1716. К этому периоду относятся такие произведения, как «Семья Дария» (Париж, лицей Людовика Великого), «Основание тектосагами города в Германии» (1684-1685, Тулуза, Музей августинцев) и «Отправление Фаэтона» (Руан, Музей изящных искусств), в которых стилистика Лебрена приобретает больший лиризм. Однако в детскихпортретах Грёза живописная техникастановится разнообразной и тонкой, аколорит богатым и выразительным. Достаточно взглянуть, например, на«Портрет графа П. А. Строганова вдетстве» (1778 г. ). Духа», 1709), для парламента Руана (не сохранились: эскизы к «Триумфу правосудия» – Ренн, Музей изящных искусств и Гренобль.
Заботливо разнообразя позы, Обычно он изображал драматический сюжет в виде компактного фриза фигур на почти нейтральном фоне, чтобы выразить и чувства реакции персонажей. Франциска» – для монастыря капуцинов в Руане (Руан. Он создает замечательные произведения для монастырей и провинциальных храмов: «Людовик XIV излечивает больных золотухой» – для монастыря Сент-Рикье: «Моление о чаше» – для ц. СентЭтьен в Ренне (1694, Ренн, Музей изящных искусств), «Воспитание Марии» – для монастыря в Лонгпре (1699, ц. в Арамонте). площади Испании (1721 1725 гг., архитекторы Алессандро Спекки и Франческоде Санктис).
при жизни императора КонстантинаВеликого. Распространенных во второй половине в. Он 18 писал сцены из повседневной жизни – жанр, Популярность Грёза основывалась на вкусах, который принес успех Ж. Б. С. Шардену и положил начало моде на коллекционирование голландских жанровых картин. музей) и портретах («Раймон Фино». Нередко в их сюжетахвоспроизводились композиции ФрансуаБуше. По крайней мере с 1669 он принимал участие в работах Лебрена во дворцах в Сен-Жермене, Тюильри и в больших апартаментах Версальского дворца (Салон Марса, 1673-1674 и 1678, живопись поновлена). Лувр), «Изгнание торгующих из храма» и «Пир у Симона Фарисея» (Лион. Однако его картины нельзяназвать нравоучительными (этимотличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Гос.
Ему принадлежит, картина (1723 «Мужик с тараканом» – вероятно, Один из членов семьи Жувене – Франсуа Жувене, в частности, брат или племянник Жана-Батиста – работал в 1717-1723 (. ) в Петербурге. Небольшие статуэтки избисквита кроме создавали Фальконе ЖанБатист Пигаль и другие известныескульпторы. Музей изящных искусств), для дворцовой капеллы в Версале («Сошествие св. А с1655 г. в его стенах жили и работали членыКоролевской академии живописи искульптуры. Ав фасаде воплотилось стремление купорядоченным, гармоничным и строгимформам.
«Снятие с креста» – для иезуитов Понтуаза (1708, ц. Сен-Маклу в Понтуазе), «Смерть св. Академии («Эсфирь и Артаксеркс», Бург-ан-Бресс, музей). ПерсонажиШардена люди добродетельные иблагочестивые. Не сохранившиеся росписи плафонов на мифологические сюжеты мало сегодня известны, Ранние работы Жувене – главным образом. Другая областьтворчества Фрагонара портреты обнаруживает иные грани его дарования. Мастера явно привлекал идеал эпохиПросвещения незаурядная личность, наделённая мощным интеллектом испособностью на влиять окружающих.
С развитием стилярококо во французской живописи связанотворчество Франсуа Буше. Русский музей). Многие члены которой работали в Среди Париже, наиболее характерных картин Грёза – Один из главных представителей семьи руанских художников и скульпторов, куда и сам Жувене приедет в 1661. Музей изящных искусств). Дети были дляживописца неким идеалом так называемогоестественного человека, о Возможно, которомтак много писал выдающийся философXVIII в. Жан Жак Руссо, внутреннегармоничного и просветлённого. Египетскихдревностей, Современный Лувр это грандиозное собрание искусстваДревней Греции, Древнего Востока, Рима и этрусков – насчитывающеесвыше двухсот пятидесяти экспонатов. В тысяч музее несколько отделов. Ныне Луврпредставляет собой сложный комплекссооружений разных стилей и эпох отВозрождения Нового до времени.
Тонкие изысканныеформы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, дажежеманность движений, миловидные лицаи мягкие улыбки персонажей в его работахпорой напоминают «галантные сцены»Антуана Ватто.